Изменение роли института семьи в современном обществе

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономические институты как объект социологического исследования
Политика как социальный институт
Высшее образование как канал социальной мобильности
Армия как канал социальной мобильности


Введение:

Сегодня мы часто слышим, что семья скоро умрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослаб. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, которые никогда не были женаты, увеличение числа незарегистрированных браков, наличие противозачаточных средств, рассматривая эти факторы как силы которые подрывают основы семьи и сводят на нет ее основную функцию - это размножение. Социологи и демографы предупреждают, что если эта тенденция сохранится, индустриальные общества иссякнут, потому что они не могут воспроизводить себя. Многие россияне также выражают беспокойство по поводу областей, в которых семейная жизнь развивалась в последние десятилетия. Они полагают, что институт семьи находится в кризисе, и приводят множество признаков, которые интерпретируются как симптомы упадка и распада: число разводов резко возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число незамужних матерей; увеличилось число семей с одним родителем; Матери с маленькими детьми значительно пополняют трудовую армию страны.

Без сомнения, значение брака изменилось, и институт семьи изменился вместе с ним, но вполне законно предположить, что семья будет продолжать непредсказуемым образом адаптироваться к существующим условиям, и изучение семьи и его трансформация в современном обществе будет продолжаться и углубляться.

Семья в обществе - системные элементы и социальные признаки

Жизнь людей в обществе организована через социальные институты.

Социальный институт в социологии определяется как устойчивый набор норм, правил и символов, которые регулируют любую сторону человеческой жизни и организуют их в систему ролей и статусов. Есть и другие определения социального института. Таким образом, А. Рэдклифф-Браун как институт относится к стандартизированным способам поведения, посредством которых социальная структура - сеть социальных отношений - поддерживает свое существование во времени. Т.И. Заславская определяет социальный институт как целостный устойчивый комплекс формальных и неформальных «правил игры», т. е. принципов, норм, отношений, методов контроля, поощрений и санкций, систем регулирования ролей и статусов, моделей поведения и типов социальных практик. в различных сферах человеческой деятельности.

Рассмотрим один из социальных институтов, чтобы более четко понять, что такое социальный институт.

Институт семьи - это принятая обществом форма постоянной совместной жизни мужчины и женщины, связанной с родами. Этот институт включает в себя нормы семейных отношений, правила формирования семьи, распределение ролевых обязанностей и прав, систему символов, в которой общество фиксирует свои идеи, относящиеся к этой сфере жизни. Таким образом, в современном обществе под семьей понимается моногамный союз мужчины и женщины, которые имеют равное право свободно расторгать брачный союз, несут солидарную ответственность за детей, рожденных в браке, имеют право самостоятельно планировать семью , регулировать количество детей и прекратить нежелательную беременность. Современное общество не требует от своих членов сделать религиозный брак обязательным. Даже пары, которые не вступили в гражданский брак, имея долгую совместную жизнь, могут в некоторых отношениях считаться семьей. Современная семья, как правило, нуклеарна (состоит из мужа, жены и детей), имеет мало детей, ее идеал характеризуется равенством прав, обязанностей и обязанностей, а также равенством свобод. Все это формирует подробное описание института семьи в современном обществе.

По словам социологов, в каждом обществе всегда есть как минимум пять групп социальных институтов:

  1. экономические институты, регулирующие производство и распределение товаров и услуг;
  2. политические институты, регулирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;
  3. институты стратификации, регулирующие распределение статусных должностей и доходов в обществе;
  4. родственные учреждения, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;
  5. культурные учреждения, в которые входят религиозные, образовательные и культурные учреждения, отвечающие за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Система социального регулирования конкретной сферы общественной жизни, то есть того или иного социального института, будет сформирована, если для этого будут созданы необходимые условия.

Во-первых, большинство людей должны существовать и признаваться в обществе по социальной потребности в этом институте.

Во-вторых, у общества должны быть необходимые средства для удовлетворения этой потребности - ресурсы (материальные, трудовые, организационные), система функций, действий, индивидуальных целей, символов и норм, которые формируют культурную среду, на основе которой формируется новый институт.

Институционализация и изменения в социальных институтах

Институционализация - это процесс формирования социальных институтов. Этот процесс начинается тогда, когда конкретная социальная потребность начинает признаваться общесоциальной и для ее реализации в обществе устанавливаются специальные нормы поведения, кадры обучаются, выделяются ресурсы.

В классическом смысле институционализация - это переход совокупности индивидов из естественного состояния, когда они движимы страстями, к социальному состоянию, когда они признают более высокую власть над собой, которая является внешней по отношению к их собственным интересам и предпочтениям. Это то, что понимает С. Монтескье, который противопоставлял государство гражданина с государством человека, полагая, что гражданин - это тот, чьи действия регулируются законом, а действия человека регулируются моралью. Согласно Монтескье, в институционализированном обществе царит порядок, обеспечивающий предсказуемость отдельных действий и хорошее поведение людей по отношению друг к другу.

Институционализация на самом деле является динамичным процессом, допускающим противоречия между старыми институциональными формами и новыми социальными потребностями.

Процессы институционализации порождаются рядом социальных потребностей, среди которых известный социолог Г. Ленский:

  1. потребность в общении (язык, образование, общение, транспорт);
  2. необходимость производства товаров и услуг;
  3. необходимость распределения выгод (и привилегий);
  4. Необходимость безопасности граждан, защиты их жизни и благополучия;
  5. необходимость поддержания системы неравенства (размещение общественных групп по должности, статусу в зависимости от различных критериев);
  6. Необходимость общественного контроля над поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Современное общество характеризуется ростом и сложностью системы институтов. С одной стороны, одна и та же основная потребность может привести к существованию нескольких специальных учреждений, а с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например, семья, реализует ряд базовых потребностей - в общении, производстве услуг, распределение выгод, индивидуальная и коллективная защита, а также порядок обслуживания и контроля.

Изменения в социальных институтах происходят как из-за внутренних причин, коренящихся в самих институтах (обычно из-за снижения эффективности функционирования этого института в интересах преобладающих социальных групп), так и из-за внешних факторов (общество приобрело новые знания, идеи, мировоззрение). Например, есть две причины развала института крепостного права: во-первых, во всех странах сформировалась и распространилась идеология Просвещения, согласно которой все люди равны по своей природе, а крепостничество позорно как для господ, так и для крестьян; во-вторых, крепостной труд стал неэффективным и перестал обеспечивать экономическое превосходство феодалов.

Развитие социальной системы сводится к эволюции институтов в направлении от традиционной модели социальных институтов к современной. Если в традиционном обществе все институты характеризовались строгой объективностью, то есть однозначностью, допускающей минимальную индивидуальную свободу, присваивающую статусы и нормы поведения, то в современном обществе социальное регулирование, осуществляемое институтами, имеет гораздо более мягкие формы и более высокую степень изменчивости.

Каждое общество имеет свои основные ценности, которые консолидируются и воспроизводятся через институциональные системы, но разрушение старых социальных институтов не означает прекращения их влияния на общество и его институциональную систему. Избавиться от прошлого не так просто, как кажется, но в соответствии с теорией институциональных матриц, которая стала очень популярной в современной социологии, это вообще невозможно. Институциональная матрица определена Д. Нортом как совокупность взаимосвязанных формальных и неформальных правил и ограничений, которые определяют содержание и динамику экономических и политических институтов каждого конкретного общества. В своей институциональной эволюционной теории он определил историческую зависимость настоящего от прошлого в форме выбранной траектории институционального развития, а социальные институты в его теории выступают в качестве набора формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их применения. Более того, формальные правила могут быть изменены довольно быстро, в то время как неформальные правила меняются очень медленно.

Согласно теории С.Г. Кирдина, институциональные матрицы. представляют собой стабильную, исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих экономические, политические и идеологические подсистемы общества, институциональные матрицы, обозначаемые как X- и Y-матрицы. соответствуют восточным и западным типам цивилизаций. Каждое общество в ходе своего исторического развития имеет уникальную институциональную матрицу. Например, для России это X-матрица восточного типа, как для большинства стран Азии и Латинской Америки, а для большинства стран Европы, Америки и других - U-матрица. Матрица не может быть заменена другой, даже в эпоху глобализации, информатизации и глобальных преобразований.

Однако обмен между институциональными матрицами возможен и необходим, в результате чего на определенном историческом этапе одна институциональная матрица обогащается элементами другой институциональной матрицы (в форме новых традиций, норм, правил, моделей поведения, значения), которые со временем усваиваются базовой матрицей. В то же время система государственных учреждений возвращается к первоначальному типу, но в обновленном виде. Таким образом, базовые слои культуры, традиций, менталитета, присущие исходной институциональной матрице, не могут исчезнуть бесследно и в любом случае сохранить свои позиции, влияющие на дальнейшее развитие общества. Это объясняет трудности, с которыми сталкиваются модернизирующиеся и трансформируемые общества при внедрении новых ценностей, идеалов и т. д.

Функции семьи как социального института в обществе

Семья - это небольшая социальная группа общества, основанная на брачном союзе и семейных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении домашнего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Семейная жизнь характеризуется материальными и духовными процессами. Поколения людей сменяются через семью, в ней рождается человек, и через это продолжается гонка. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от социальных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Понятие семьи не следует путать с понятием брака. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России 40 миллионов семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. В период между переписями с 1970 по 1979 годы в СССР было заключено около 23 миллионов браков и зарегистрировано около 7 миллионов разводов. В 80-х. Ежегодно заключалось 2,7 миллиона, и в то же время было прекращено 900 тысяч браков. Около 300 тысяч детей остаются без отца каждый год. Следует отметить одну особенность советских семей: если в 1959 году 10% всех семей были национально смешанными, то в 1979 году их было уже 15%.

Внутрисемейные отношения могут быть как личными (отношения между матерью и сыном), так и групповыми (между родителями и детьми или между многодетными семейными парами).

Суть семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивные, экономические, потребительские, воспитательные и восстановительные.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство у детей ряда родителей, то есть принимает участие в количественных и качественное воспроизводство населения.

Разводы негативно влияют на репродуктивную функцию семьи, поэтому общество не может быть равнодушным к этому явлению. Большое значение придается здоровью супругов, их способности к самовоспроизводству. Согласно статистике, до 15% семей страдают бесплодием, а 40% из них - бесплодием мужа. В то же время рост семей с двумя, тремя детьми сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми нормами. Именно последние факторы привели к тому, что уровень смертности в 1997 году превысил уровень рождаемости в России.

Сегодня значительная часть молодежи либо вообще не получает информацию о семье, об этой трудной стороне отношений, либо не получает ее очень сильно, что негативно влияет на правоспособность семьи и стабильность браков. К сожалению, подготовка к браку сводится только к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс также требует эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которые семья обязана заложить. Такая эмоциональная готовность является основой способности любить, быть осторожным, внимательным, чутким к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.

Одна семья, конечно, не способна оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни. Это задача, которую должна решать вся система образования, включая искусство, массовую информацию, общественное мнение и общественные организации.

Что касается экономической и потребительской функции семьи, то она охватывает такие аспекты семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства и единый бюджет. Среди различных аспектов этой функции можно выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к равенству в семье носит положительный характер. В то же время уклон к феминизации управления семьей в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщин, их решающей ролью в воспитании детей приводит к нарушению психологического комфорта.

Семья как первичная единица - образовательная колыбель человечества. Семья в основном воспитывает детей. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. Он развивает способность ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт ухода за родителями и родственниками, учится рациональному потреблению различных материальных благ и накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением своих родителей. Конечно, образовательная функция на этом не заканчивается. Можно говорить о самообразовании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: он занимается самообслуживанием, оказывает помощь на дому, приобретает опыт ухода за родителями, братьями и сестрами и, самое главное, учится рациональному потреблению материальное и духовное богатство.

Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, а с другой - от морально-психологического климата. социальный институт семейного брака

Семья влияет на всю жизнь человека, но ее самая важная роль - в самом начале жизненного пути, когда закладываются моральные, психологические, эмоциональные основы человека. Как никакая другая социальная группа, семья оказывает огромное образовательное воздействие. Это особенно доверительная морально-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении социальных и семейных обязанностей, совместной работы, бесед с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важные проблемы для ребенка и подростка и т. д. 

Семья наиболее легко и эффективно осуществляет индивидуальный подход к человеку, своевременно замечает просчеты в учебной деятельности, активно стимулирует проявление (иногда очень рано) положительных качеств и борется с отрицательными чертами характера. Более того, если принять во внимание, что в первые годы жизни ребенка наблюдается ряд важных «чувствительных пиков» развития (эмоции, познавательная деятельность, характер), то важность семейного воспитания является практически неотъемлемым компонентом среди других. социальные учреждения. Вот почему, упуская возможность повлиять на ребенка в дошкольном возрасте, семья часто теряет их вообще.

Конечно, у каждой семьи, у каждого взрослого есть свои формы и ограничения возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономической основы семьи, образования и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они также могут быть направлены на воспитание лицемерных и эгоистичных качеств). Эти возможности определяются совокупностью духовно-нравственных качеств каждого из супругов и членов семьи, его морально-психологической атмосферой.

Истинный авторитет достигается не только дидактическими наставлениями (как они пытаются делать в семье, особенно в школе), но и в образе жизни, поведении. Обычно такие полномочия не подвержены какой-либо инфляции. Власть власти, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только теряет свои реквизиты. Например, у подростка есть физическая сила, и родители больше не могут его наказывать. Или: молодой человек начинает зарабатывать деньги любыми способами, иногда нечестными, и его родители не могут, как и прежде своими «раздаточными материалами», заставить его уважать себя, прислушиваться к их мнению. Проблема морального авторитета семьи очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в семье - это много работы: физическая, когда мать заботится о ребенке, и психическая, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование не признается обществом должным образом (образование недостаточно стимулируется в финансовом отношении, а моральная и социальная ценность работы матери-учителя не приравнивается ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к профессиональной деятельности), ни сама семья, которая часто воспитывает (иногда неплохо) только своим «бытием».

Восстановительная функция семьи заключается в поддержании здоровья, жизненных сил, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, в которой любой член семьи имеет право надеяться на заботливое отношение родственников и друзей. Для этого требуется не только морально-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, диеты и так далее.

Активный отдых играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто отдых проходит по-своему. Кто-то смотрит телевизор, слушает музыку и т. д. Это пассивный отдых. Человек нуждается в активном отдыхе - путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья семье в целом и каждому ее члену.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных и моральных отношений, включая отношения власти, власти и т. д. Они отличают авторитарную структуру, в которой семьи делятся на авторитарные и демократичный. Аналогом этому является разделение на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящее время занимают лидирующие позиции в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье - это совокупность норм и моделей поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина содержала домашнее хозяйство, воспитывали детей, а муж был владельцем, владельцем имущества и обеспечивали экономическую независимость семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее большинство женщин занимаются производительной деятельностью, экономической поддержкой семьи. С одной стороны, это способствовало развитию женщин как личности, равенству супругов, а с другой - уменьшению рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака является не экономическая или статусная, а эмоциональная сторона межличностных отношений.

Кризис семьи в современной России

Семья и брак как предмет исследования в социологии

Брак и семейные отношения как одна из важнейших областей функционирования общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин интерпретировал семью как социальную структуру, которая является основой общества. И в то же время в последние десятилетия теоретическая мысль как зарубежных, так и отечественных ученых находится под сильным влиянием устоявшихся научных парадигм. В разных социологических школах сложились сформированные представления о различных аспектах функционирования семьи как социального института и небольшой группы.

Со временем эти идеи стали стереотипами, которые препятствуют выявлению последних тенденций и закономерностей в развитии брака и семейных отношений. В связи с этим теоретико-методологический анализ состояния семьи как социальной структуры в условиях трансформации российского общества является не только своевременным, но и крайне необходимым.

Институт семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания Второй мировой войны претерпел заметные метаморфозы. В России эти изменения стали значительными на фоне глубокого системного кризиса. Возникли новые, по сравнению с советским периодом, семейные структуры, акцент перераспределен при выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, быстро меняется позиция в отношении количества детей, и, прежде всего, в таком важном проявлении. супружеских и семейных отношений как моногамия.

Современное российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации, что накладывает существенный отпечаток на все сферы его функционирования. Измененное общество соответствует обновленной модели семьи, которая уже отражена в массовом сознании и закреплена в массовом поведении, но которая, по нашему мнению, не решается признать не только социальной реальностью, но и обозначить как отечественное, так и зарубежное как этап развития российского общества. социологи.

Современная семья: различные подходы к обучению

Традиционный анализ семьи включает в себя ряд оснований, определенных в социологической теории. Классика социологии в конце XIX - начале XX веков. Подчеркнуло появление рационального начала в семье в условиях развития капитализма и отхода от феодального патриархализма. Они подчеркнули доминирование коллективного принципа над индивидом, выразили свое отношение к социальному институту наследования и семейной жизни в различных типах обществ, изучили эволюцию семьи и брака, провели сравнительный анализ матриархата и патриархата и доказали взаимосвязь между институтом семьи и институтом собственности, продемонстрировал универсальность клановой организации для племенной системы и описал коммунизм семейной жизни древних людей.

Трансформация семьи в современную эпоху изучалась учеными ХХ века. В более обобщенной и целостной форме они были изложены известным российско-американским социологом П. А. Сорокиным, ставящим семью как организованную социальную группу в основу иерархии социальных структур. Впервые он разводил функции семьи и других социальных институтов, прежде всего наследование социального статуса родителей, образование и воспитание. Сорокин, с другой стороны, придерживается тезиса о том, что семья как элементарная социальная группа «не может продолжаться и передаваться», но как отдельное ядро ​​она не может быть и делится.

Исследователи нового поколения выдвинули на первый план процесс институционализации поведенческих актов индивидов, ввели в научный оборот такие понятия, как социальные нормы и ценности, ролевые статусы, социализация. Они определили основы структурно-функционального анализа, который позволяет проводить многомерное исследование не только семейных структур, но и функциональных характеристик семьи как социальной системы, различать «явные» и «скрытые» функции и выявлять недостатки. в их реализации. Семья была определена как наиболее важный субъект общественного контроля, позволяющий, тем не менее, сочетать как социальные, так и индивидуально-личностные начала их жизни. Э. Гидденс предложил свою периодизацию развития форм семьи, выделил мотивы брака и развода, дал анализ альтернативных форм брака и семейных отношений, семейных ценностей.

Российская социология не пошла по пути американских и западноевропейских стран на том основании, что работа иностранных ученых была недоступна российским исследователям из-за идеологического запрета и языкового барьера. Единственным возможным направлением в изучении проблем брака и семейных отношений был марксист. Однако, несмотря на ограничения этого подхода, отечественные социологи смогли добиться значительных результатов. Достаточно назвать таких ученых, как А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, С.И. Голод, А.И. Антонов В.М. Медков А.Г., Вишневский А.Г., Волков А.Г. и многие другие. Так, А.Г. Харчев раскрыл социальную сущность брака и семьи, продолжил традицию эволюционного подхода к развитию брака и семейных отношений, объявленную классиками социологии, новым функциональным подходом к семье для российской социологии. РС. Мацковский разработал традицию функционального подхода, принял системный подход и показал взаимосвязь между экономическими условиями общества и характером функций, выполняемых семьей, их иерархией. Ему принадлежит честь одного из первых обозначений как функций семьи по отношению к обществу, так и общества по отношению к семье, а также общества и семьи по отношению к личности. Он также показал диалектическую связь между потребностями общества в институте семьи и потребностями индивида в принадлежности к семейной группе. С. И. Голод одним из первых в российской социологии поставил вопрос о сохранении в новых условиях не просто нуклеарной семьи, а моногамной семьи. А. Г. Вишневский связывал выполнение семьей своих репродуктивных функций с жизненным циклом не только самой семьи, но и женщины, демонстрируя различия в демографических интересах общества и недемографических интересах семьи.

Инновационный подход к семейным исследованиям

По нашему мнению, суть изменений, затрагивающих российскую семью, в наибольшей степени связана с потерей формальных институциональных характеристик в том виде, в каком они были присущи семье ранее, при одновременном усилении позиции неформальных.

Этот процесс отнюдь не является проявлением дезорганизации института семьи, но естественной нормой в условиях демократизации общества и его модернизации по западному типу. Однако это противоречиво по своей сути: адаптивно для человека, создающего неформальную семью, и неадаптивно для самой семьи и общества, в котором она действует.

Каждое семейное сообщество самостоятельно устанавливает для себя границы прав и обязанностей без посредничества общества. В этих условиях его престиж как небольшой социальной группы, сохраняющейся как одна из важнейших жизненных ценностей личности, возрастает. Последнее не позволяет нам подойти к оценке состояния семьи с позиции, наиболее широко используемой в современной отечественной и зарубежной социологии, с кризисно-прогрессивной. Очевидно, что семицентрический подход был бы более уместным. То, что объективно полезно для небольшой группы, независимо от степени формализации или институционализации выявленных признаков, следует рассматривать как адекватное для института реформирования семьи. Мы не должны забывать, что одной из главных задач семьи как социальной общности является адаптация личности к изменяющимся социальным условиям.

Также важно отметить тот факт, что в нашем обществе произошла смена позиции во взаимодействии трех разных уровней субъектов: общества, семьи как небольшой группы и личности. Если в дореформенный период иерархия их отношений напоминала пирамиду, в основе которой находился индивид, а наверху - общество, то сегодня позиции резко изменились: индивид занял верхнюю, ведущую позицию В то время как общество оказалось в низших, подчиненных. Семья сохранила свое центральное место в иерархии, оставаясь каналом разрешения противоречий между обществом и человеком.

Внутренняя, субъективная причина такого положения дел заключается в том, что семья представляет собой единство трех типов отношений - семейных, родительских и детских. Дети - это самостоятельная ценность. Экономический кризис может только уменьшить количество рождений, но не разрушить саму потребность в них как таковых. Этот факт является серьезным аргументом в защиту неприкосновенности положения семьи как малой группы (формальной или неформальной) в массовом сознании и поведении.

Сужение структуры семьи, а также ограничение спектра и объема выполняемых ею функций должны рассматриваться как стратегии негативной адаптации к условиям социальных реформ. Более того, в этих условиях действует закон центробежной силы: чем выше уровень дестабилизации общества, тем активнее идет процесс дезинтеграции социальных институтов, связанных с институтом семьи, тем сильнее семья как социальная группа стремится к свободе сам от социального контроля и получить неформальный статус, либо в формальных рамках, либо вне их.

Инновационный теоретико-методологический подход к семье, предложенный нами и обозначенный как предметно-ориентированный, ставит интересы самой семьи на первый план, оценивая как естественные и исторически детерминированные все процессы, которые в ней происходят. Престиж семьи как малой группы был и будет неизменно высоким по той причине, что семья является центром удовлетворения многих потребностей - естественных биологических, социально-психологических, индивидуальных психологических, присущих человеку как потенциальному или реальному члену. Наиболее конкретные потребности, такие как потребность в сексуальном партнерстве и родах, присущи любому человеку как категории гомосапиенов и могут не только исчезать, но и уменьшаться.

До сих пор в социологии семьи социоцентрический подход занял лидирующее положение, что ставит общество на передний план и предполагает изучение социальных функций семьи. В настоящее время особую популярность приобрел эгоцентрический подход, возникший в процессе гуманизации и гуманизации общественного сознания в послереформенную эпоху. Семицентный подход к изучению семьи как социальной общности, который мы подтвердили, фактически является доминирующим, что позволяет нам определять наиболее подходящие теоретические и практические способы решения проблем функционирования семьи.

Его реализация будет означать ряд явлений:

  • смена акцентов при оценке всех аспектов жизнедеятельности института семьи, и в первую очередь - репродуктивной и социализации;
  • переоценка значения тех семейных моделей, которые в настоящее время классифицируются как инновационные, альтернативные, следовательно, как «второсортные»;
  • признание права семьи действовать как субъект общественно-политической деятельности; расширение сферы полномочий семьи при осуществлении социального контроля над ее членами;
  • ограничение индивидуальной свободы отдельных членов семьи при выборе приоритетов деятельности в интересах семейной группы;
  • возвращение семье полностью или частично утраченных ею функций - накопление частной собственности и ее наследование, размножение, социализация, общественный контроль и т. д.;
  • провозглашение вне семейных ценностей ценностей второго порядка, зависящих от семейных ценностей и подчиняющихся им;
  • формирование в общественном сознании престижа семьи как социального института и членства в семье как одной из основных ценностей, превосходящих чисто индивидуалистические ценности;
  • определение для семьи и других социальных институтов сферы компетенции при решении проблем брачно-семейных отношений и характера взаимодействия между ними на этой основе.

На основе системного анализа, структурного, функционального, институционального, деятельностного и комплексного подходов может быть сформирована семейная модель, которая отвечает современным представлениям о ее состоянии и функционировании.

Теоретическая модель современной семьи

Семейная модель в современном российском обществе разнообразна. Она может объединить супругов с детьми в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пара мать и дитя; бездетные партнеры, которые не состоят в браке и находятся в совместном домашнем хозяйстве; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях или новых моральных нормах, а также однополые браки.

С одной стороны, традиционный (патриархальный) вариант сохраняется при наличии общественного контроля и сохранении формальных атрибутов. С другой стороны, вариант эгалитарной семьи остается популярным, демонстрируя отход от социоцентрического принципа в семье к индивидуально-личностному. В качестве разрыва между формальным и неформальным началами возрождаются модели, которые были известны с древних времен - варианты полигамного семейства, внебрачные кровосодержащие неполные (материнские), незаконнорожденные неформальные полные (конкуренты) или семьи в браке. Кроме того, растет число семей, вступающих в повторный брак с детьми от предыдущих браков или бездетных. Самым экстремальным можно назвать такое явление, как гомосексуальные семьи.

Эмпирическая модель современной российской семьи

Изучение состояния семьи в современных условиях обязательно включает эмпирическую составляющую.

Позиции, отобранные для анализа, указывают на основные параметры семейной жизни, среди которых - многоженство или моногамия; семейное лидерство (статусно-ролевые отношения); отношение к детям; отношение к институциональным характеристикам семейной жизни (брак, развод, внебрачные дети) и удовлетворенности жизнью в семье.

Во-первых, современная семья в основном нетрадиционна, демонстрируя сознательное неприятие патриархата, несмотря на его отмеченные поведенческие и повседневные проявления на практике. Наблюдается тенденция к снижению уровня брака. Четверть респондентов не видят исключительной ценности в семейном образе жизни, около 12% живут в незарегистрированном браке. Между тем отмечается связь между репродуктивной функцией и официальной регистрацией брака.

Во-вторых, исследование подтвердило гипотезу о том, что семья, несмотря на все преобразования, которые она претерпевает в институциональном аспекте, остается одной из наиболее важных ценностей для личности. Две трети респондентов удовлетворены своим семейным образом жизни, среди респондентов, состоящих в законном браке, их доля еще выше - 82%.

С другой стороны, среди неудовлетворенных 10% не зарегистрированы в браке, 19% не имеют семейного положения.

В-третьих, исследование выявило варианты модернизации семьи. На этом этапе процесс модернизации ускорился. Это явление объясняется просто: изменяя свои основные институциональные характеристики (структуру и функции), семья приспосабливается к ухудшению своего материального и экономического положения.

Следует отметить, что в российской семье наблюдается тенденция отставать от происходящих социально-экономических изменений. Самостоятельно, без государственной помощи, выход из экономических трудностей не состоялся. Ситуация в семейной и семейной сфере такова, что возвращение семьи к успешному и экономически устойчивому функционированию станет возможным только после преодоления экономического кризиса и создания благоприятных условий для социально желательного варианта его структуры.

Вывод:

Итак, семья является одним из старейших социальных институтов. Оно возникло намного раньше, чем религия, государство, армия, образование, рынок. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, деторождение. Но, к сожалению, он выполняет эту основную функцию со сбоями. И это зависит не только от нее, но и от общества. Семья возникает из-за необходимости удовлетворения личных потребностей и интересов людей. Как часть общества, это связывает их с общественными интересами. Личные потребности организованы на основе общепринятых в обществе норм, ценностей, поведения, и часто случается, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушает его и жизнь составляющих его людей, приводя к его жалкому существованию.

Существует множество причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать стабильные отношения и взаимодействия, но основой являются прежде всего потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчин и женщин побуждают их объединяться для совместной реализации целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования - жилья, одежды, питания; удовлетворить потребности детей, биологическую зависимость детей от родителей, потребность в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно может. Но поучителен ли опыт предков? Обращаясь к прошлому, мы понимаем, что общество в целом и, следовательно, люди, которые его составляют, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности были реализованы в семье. Только выявив эти особенности в понимании потребностей человека в семейной среде, можно понять суть семьи как социального института, а вместе с ним и источники выживаемости семьи, привлекательности для человека.