История семейного права

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 15.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Виды личных неимущественных прав автора
Комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства
Анализ алиментных обязательств по зарубежному праву
Алиментные отношения в Великобритании


Введение:

Семья - это уникальный институт общества. Она оказывает определенное, незаменимое влияние на развитие личности человека, особенно несовершеннолетнего ребенка. Характер семьи, степень ее материального благополучия, психическое и нравственное здоровье семьи, внешний вид человека, Социально-трудовая деятельность, правильное воспитание детей и, наконец, социально-нравственное благополучие.

С точки зрения семейного права, семья имеет свои особенности. Это обычно сообщество людей, живущих вместе, связанных правами и обязанностями, установленными семейным законодательством.

Формирование правового статуса основывается на развитии российского общества, что, в свою очередь, определяет способность семьи воспроизводиться как транслятора социальной политики, социальных и морально-правовых норм. мы считаем, что закон будет более эффективным, если мы начнем его учитывать.

В юридической литературе существуют различные периоды развития семейного права. В ней есть два периода в истории советского семейного права до России:

  • Русское семейное право до Петра I.;
  • Русское семейное право в имперский период.

Поэтому в своей работе я условно решил разделить его на две части:

  • Брачное и семейное право в эпоху Руси(эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси и Руси в Киеве);
  • Брачное и семейное право в государстве Москва.

История и развитие брачного и семейного права в том, что оно позволяет на основе анализа историко-правовых памятников реконструировать понимание законодателем данного предмета.

Семейное право на Руси

Сведения о семейной жизни людей, живших на территории России до принятия христианства, очень немногочисленны и фрагментарны. Летописи того времени содержат сведения о том, что поляну уже образовали моногамную семью, в то время как другие племена-радимичи,вятичи и кривичи-в этот период еще сохраняли многоженство, семейные отношения регулировались обычным правом.

Различные источники указывают на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древним является похищение невесты женихом без ее согласия, но постепенно это начинает предшествовать любому сговору с ней. Славяне, как описано в летописи, имели обыкновение похищать тех невест, с которыми они вступали в сговор в игре.

Есть также свидетельства, что существовал такой способ заключения брака, как выкуп невесты у ее родственников. У Полян самой распространенной формой брака было то, что родственники приводили невесту в дом жениха. В этом случае согласие невесты на брак не было обязательным. Брак заключался по соглашению между родственником невесты и женихом или его родственником. Свадебная церемония сопровождалась особым ритуалом:невесту приводили в дом жениха, и она снимала обувь. На следующий день после свадьбы ее родственники принесли приданое.

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. Когда невеста была похищена, она стала собственностью своего мужа, так что у нее было реальное право, а не личный характер. При покупке невесты, особенно при заключении брака с приданым по соглашению между женихом и родственниками невесты, во-первых, возникают отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивают власть мужа, а во-вторых, уже появляются первые признаки, дающие жене личные права. Власть мужа в этой форме брака была не безгранична, но очень велика.

Развод в то время был бесплатным, и в браке с приданым есть основания полагать, что инициатором развода является женщина.

С принятием христианства происходит принятие византийского брачного и семейного права, основанного на стандартной концепции брака. В России начинает свою деятельность Номоканон-собрание византийского семейного права, состоящее из стандартных правил и светских указов византийского императора. В последующем Номоканоне указ русского князя был дополнен. Русский перевод Номоканона с этими добавлениями получил название "Книга кормчего".

Установление новой религии также привело к отказу от прежних традиционных форм и обычаев брака. Указ бывшего русского князя включает в себя различные положения и запреты, касающиеся некоторых аспектов брака.

Например, церковный Устав Ярослава включал запрет на принудительный брак, но ведь в то время согласие невесты редко спрашивалось, и согласно церковному Уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты Церкви.

Члены таких семей, особенно жены, пользуются его глобальным покровительством. Статья 2 Устава князя Владимира Святославовича была направлена на обычаи языческого брака о похищении невесты. Это предусматривало два вида хищения - добровольное и принудительное. Анализ норм этого устава свидетельствует о том, что церковь поставила перед собой задачу воспитания нового нравственного отношения, способствующего усвоению взглядов только на законность церковного брака. если вы не заплатите невесте, то штрафы будут выплачены жениху, а также епископу за серебряную гривну

Этот вид денежного наказания налагается епископом, что указывает на то, что князь непосредственно относится к исполнению умычника в виде штрафа в размере серебряной гривны, помимо церковного дела налагать денежное наказание по собственной воле или подтверждать тот факт, что по греческому закону князь налагает денежное наказание.

История семейного права

Церковь стремилась к тому, чтобы брак был заключен на всю жизнь и в идеале был неразрывным. Брак может быть расторгнут только в исключительных случаях и только после суда церкви. Причиной нежелания вступать в брак были библейские книги Ветхого и Нового Заветов. Людям приходится привыкать к мысли,что брак практически неразрешим, и пытаться выработать кодекс поведения, позволяющий супругам ладить, что способствовало проявлению более осторожного отношения друг к другу.

Церковные свадьбы, введенные в XI веке, практиковались только среди высших слоев общества, а остальное население связывало браки по традиционным обрядам, которые считались пережитками язычества. Церковь всегда боролась с этими обычаями и пыталась установить стандартную форму брака. Венчание проводилось только священником, который указывал в записях о венчании, в присутствии не менее двух свидетелей.

Личные отношения между супругами также меняются с принятием христианства. Замужняя женщина больше не считается собственностью своего мужа и считается относительно независимым человеком. Сам церковный брак официально признается таинством, совершаемым на небесах, которое направлено на наиболее полное физическое и духовное общение супругов.

Согласно Книге кормчего 1274 года, необходимо было соблюдать законный возраст вступления в брак. Пилот разрешил жениться в двенадцать лет девочке и в пятнадцать-мальчику. Это первое условие для вступления в брак не согласовывалось с обычаями–в России традиция состояла в том, чтобы женить ребенка через восемь-десять лет. Мотивы поступков родителей были разными:материальная выгода от женитьбы на дочери в конкретной семье, желание быть связанным с друзьями и т. д. Необходимость соблюдать брачный возраст не нашла сочувствия у испытуемых. Но политика Церкви была направлена на строгое соблюдение закона.

Развод становился все более и более сложным делом. В отличие от Католической Церкви, и русская, и Византийская православные, как правило, признавали возможность развода. На Руси официальная причина развода была заимствована из византийского права, но не вся она применялась на практике. Главной причиной развода была прелюбодеяние, потому что развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии. Но законы того времени по-разному трактуют прелюбодеяние мужа и жены. Если жена совершала прелюбодеяние, то по византийскому законодательству муж не только имел на это право, но и должен был развестись с ней под угрозой позора. В России обязанность разводиться с неверной женой существовала только для духовенства, но право разводиться с ней признавалось безоговорочно. Муж считался виновным в измене только в том случае, если он состоял в отношениях с замужней женщиной. В то время не признавалась ответственность за прелюбодеяние перед женой, поэтому оно могло рассматриваться только как преступление против другого мужчины, мужа любовницы. Причинами развода также считались неизлечимые болезни, такие как проказа, невозможность жить вместе, бесплодие жены, неизвестное отсутствие одного из супругов.

Семейное право Московского государства

За время существования Московского государства продолжают развиваться семейно-правовые отношения. Одним из новых церковных (типовых) законов, регулирующих семейные отношения, был Стоглавый, утвержденный в 1551 году церковным собором с участием представителей высшей русской феодальной знати.

В 1551 году Стоглавый Собор подтвердил положения, касающиеся брачного возраста: "Брак будет заключаться с ребенком пятины десятилетия, а с пестрым множеством девственниц в год по священным правилам". Однако в условиях борьбы с обычным правом этот закон не получил всеобщего признания вплоть до конца XVIII века–венчание, как и духовенство, было скорее языческой традицией.

Формально верхнего возрастного предела для вступления в брак не существовало. В Кормчей было написано: "Шестидесятилетняя вдова и аще паки желала бы жить со своим мужем, но не достойна общения со Святым. Так называют пилотов при определении вероятности брака. Священникам давались только общие рекомендации-им предписывалось отказаться от брака со старцами, в наставлениях старцам Попову от 26 декабря 1697 года Адриан, однако, ни в одном из законов России или учении патриарха не ставилось вопроса о возрасте, в котором человек должен считаться пожилым.

Другой источник-Соборный кодекс 1649 года-установил, что брак заключается только с согласия самих родителей супругов и тех, кто вступает в брак. Брак рабов заключался только с разрешения помещика.

Среди источников семейного права известное место занимает Домострой(свод правил этики, инструкций), который определял отношения супругов между родителями и детьми.

Каноническое право отрицательно относилось к внебрачным отношениям женщин и мужчин с незаконнорожденными детьми. Это обстоятельство повлияло на светское законодательство. Поэтому в Соборном уложении 1649 года было запрещено легализовать незаконных детей даже в случае последующего брака родителей. Расторжение брака, как правило, не исключалось каноническим правом. Но в очень редких случаях это было возможно. Причиной этого может быть прелюбодеяние жены, то, что один из супругов долгое время не был известен, вступление в монастырь, неизлечимая болезнь и т. д.

Церковь старалась довольно строго следить за количеством браков, которые имели место, но четкого ответа на этот вопрос не давала. "Если у вас большая семья или тройня, не ходите на этот брак", - постановили церковные власти еще в 1499 году. Исходя из христианских нравов, церковь осуждала второй и третий браки, даже если один из супругов умирал.

Только первый брак признавался церковью таинством, другие же принимались как зло.

Поэтому первый брак получил венчание, а второй и третий получили только благословение. Если один из лиц, вступающих в брак, совершает эту процедуру в первый раз, а другой-во второй,то первый будет женат, а второй будет носить только корону на плечах. Церковь признавала только гражданские последствия таких браков.

Опека в России была очень сильной, но права на жизнь и смерть у родителей ребенка никогда официально не было. Однако убийство детей не считалось серьезным преступлением. Согласно закону 1648 года, за убийство ребенка отец был приговорен к одному году тюремного заключения и церковной епитимье. Дети, убившие своих родителей, подлежали смертной казни.

Принудительное послушание детей осуществлялось самим отцом с помощью домашнего наказания. Государство, как правило, не вмешивалось в эти отношения. Дети не будут жаловаться. За одну попытку подать жалобу кодекс 1648 года предусматривает,что кнутом их безжалостно свергают.

Родители также могут обратиться в государственные органы, чтобы наказать своих детей. Это дело не было учтено по существу, и никто не вошел в суть обвинения. Одной жалобы родителей было достаточно, чтобы приговорить детей к порке.

Родители имеют право обслуживать своих детей. Несмотря на осуждение церкви, дети были насильственно воспитаны как монахи.

Вопрос о браке и разводе находился в юрисдикции церковных судов,которые рассматривали это дело в соответствии с нормами канонического права. В районах, где население состояло из людей, не исповедовавших христианскую веру, брачные и семейные отношения регулировались законом общего права (адет) и законом шариата для мусульман.

Семейное право в период Империи

Реформа Петра I положила начало новой эпохе в развитии семейного права. Прежде всего, была усилена роль светского права, императорских указов, которые служат прежде всего для восполнения пробелов канонического права.

Значительное значение придается произвольности брака. Однако по указу Петра I, действовавшему в течение короткого промежутка времени, родственники вступающего в брак лица должны были дать клятву не принуждать жениха и невесту к браку.

Юридически согласие жениха и невесты на брак родителей было уравнено. Помимо стандартных условий заключения брака, существовали и условия, установленные светским правом. Такими условиями являются состояние здоровья жениха и невесты (можно было жениться на душевнобольных), согласие на брак военнослужащих, их полкового командира, изучение математики.

Это положение было включено в свод законов Российской Империи. Статья 12 Гражданского кодекса гласит, что брак не может быть заключен без добровольного и добровольного согласия лица, состоящего в законном браке.Указом 1722 года было запрещено вступать в брак с глупцами, негодными к науке и службе. Указом 1714 года Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требующий свидетельства о знании арифметики и геометрии на свадьбе. Согласно указу Петра I, учиться должны были самые знатные дети, дети диаконов и субсидированные дети в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет. По окончании их обучения молодому человеку давали свидетельское письмо, без которого ему нельзя было позволить жениться, но дать самые лучшие воспоминания, следовательно, для вступления в брак нужно было выполнить довольно много условий. Однако эта попытка оказалась неудачной.

История семейного права

Первым этапом брака была помолвка. В 1702 году Петр I отменил помолвку,и она осталась привычкой. Согласно указу, срок до свадьбы был установлен в шесть недель, чтобы будущие супруги встретились. При подготовке к свадьбе был решен вопрос о приданом, которое давали невесте родители. После окончания периода помолвки начались приготовления к свадьбе. Желающие вступить в брак должны были письменно или устно уведомить священников своей епархии, и тогда церковь делала объявление, тем самым предотвращая препятствие к браку.

Согласно Петру 1, помолвка будет аннулирована. Запрещается включать в него условия неустойки(сбора), если брак не состоится. Это положение получило дальнейшее развитие в Кодексе законов. Статья 2, Статья 12 Гражданского кодекса гласит, что брак не подлежит гражданско-правовой сделке, поэтому в 1775 году обещание жениться не затрагивает лицо, которому было обещано, помолвка со временем сольется со свадьбой.

В 1721 году православным христианам впервые в России было разрешено вступать в брак с христианами других вероисповеданий. Это нововведение привело к тому, что после войны в России и Швеции я хотел поселить шведских пленных в Сибири, привлечь к ее освоению и дать им русское подданство, но по законам нашего времени нельзя было жениться на православном человеке, не приняв предварительно православной веры.

В 1830 году брачный возраст был повышен до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей, независимо от возраста жениха и невесты (статья 6 Гражданского кодекса). Тем не менее брак, заключенный без согласия родителей, признавался действительным, но если родители не разрешали этого, то дети по закону обязаны были получить согласие своего начальства на брак с гражданином или лицом, находящимся на военной службе. Если они вступали в брак без такого разрешения, то подлежали дисциплинарному взысканию.

С 1775 года бракосочетание могло совершаться только в приходской церкви одного из супругов. Свадьбе все еще предшествовало объявление. Брак был заключен при личном присутствии жениха и невесты. Единственное исключение - это императорская семья, которая вышла замуж за иностранную принцессу.

Согласно статье 31 Гражданского кодекса, брак может быть признан недействительным, если он совершен в результате насилия или невменяемости одного или обоих супругов. Это был также Брак между лицом, находящимся в запрещенной степени кровного или духовного родства или имущественного недействительности, в присутствии другого неразрешенного брака, с лицом старше 80 лет, в присутствии духовного лица.

Если брак был заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, предусмотренного светским законом (от 16 до 18 лет), но достигшим формального брачного возраста (от 13 до 15 лет), то супруг был рукоположен светским законом, и тогда они могли вновь выразить свою волю и продолжить брак, который был признан действительным. Право требовать признания брака недействительным на этом основании принадлежало только супругам несовершеннолетних, достигших совершеннолетия.

Разводов в имперский период будет все меньше и меньше. Развод по обоюдному согласию прямо запрещен статьей 46 Гражданского кодекса. Если это не было вызвано виновным поведением оставшегося супруга, неизвестным отсутствием супруга более 5 лет;покушениями на жизнь супруга;принятием монашества.

Процедура развода в Российской империи была очень сложной.

Бракоразводный процесс осуществлялся судом духовных консисторий. Сам процесс носил враждебный и Следственный характер. Решение было принято на основании формальной оценки доказательств, то есть решающее значение имели не убедительные доказательства для судьи.

Супружеская измена является одновременно преступлением и может быть также рассмотрена уголовным судом по жалобе другого супруга. Суд имел право назначить виновному наказание в виде тюремного заключения сроком от трех до восьми месяцев,а также от двух до четырех месяцев за соучастие в преступлении,если он не состоял в браке и если он был женат.

В случае полигамии возможны как уголовное наказание в церковном суде, так и расторжение брака.

Личные права и обязанности супругов также претерпели значительные изменения в имперский период. Прежде всего, восприятие европейского образа жизни изменило статус женщины в обществе. Власть мужа, официально сохранявшаяся до 1917 года, становится более цивилизованной. С 1845 года муж не имеет права применять телесные наказания к своей жене. Также невозможно будет стать монахиней силой.

В этот период законодатели все чаще пытаются регулировать внутренние отношения супругов в браке. Муж должен любить свою жену, как свое собственное тело, жить в гармонии, уважать, защищать, прощать ее недостатки и успокаивать больных. Статья 107 определяет обязанности жены следующим образом: "Жена должна исполнять свои обязанности с любовью и безграничным послушанием, оказывать ему всяческую возможную милость и привязанность как хозяйке дома".

Место жительства супруги определялось по месту жительства мужа. Жена была вынуждена повиноваться ему. Только изгнанники ее мужа убедили его жену в этом долге.

Начиная с XVIII века жене было предоставлено право добиваться судебного раздельного проживания в случаях жестокого обращения. Только в начале двадцатого века. В своде законов супруг признает за собой право отказаться жить вместе, если это кажется ему невыносимым, согласно которому он ввел статью 1031. Совместная жизнь - это не только жестокое обращение с супругами и детьми, серьезные оскорбления, явное злоупотребление бесчеловечным или унижающим достоинство поведением между супругами, но и то, что супруг имеет серьезное психическое заболевание или другое психическое заболевание.

Жена имела право и была обязана носить имя своего мужа и подчиняться его собственности. Единственным исключением из этого правила была привилегия знати, которая вступала в брак с Неаристократами, чтобы удерживать дворянство, не сообщая об этом мужу.

Имущественные отношения супругов также изменились с XVIII века. Со времен Петра приданое жены считается ее отдельным имуществом, которым муж даже не может пользоваться. Указ 1715 года давал жене право свободно продавать и закладывать свои поместья без согласия мужа.

Согласно статье 109 ГК РФ, брак не создает общей собственности на имущество супругов, каждый из которых имеет отдельное имущество и может быть приобретен повторно. Согласно статье 115, жена имела право свободно распоряжаться им без необходимости получения разрешения мужа или аккредитива. Второй 112-й позволил супруге совершить с ним сделку. Муж мог распоряжаться имуществом своей жены только по доверенности, как обычный агент.

Право на содержание признавалось только за женой, которая была обязана содержать своего мужа в соответствии с его состоянием и способностями. Эта обязанность прекращалась, когда жена не выполняла обязательств своего мужа, особенно если она отказывалась подчиняться своему мужу.

Родители больше не имели права насильно выдавать детей замуж или отдавать их в монастыри.

Право родителей применять физические наказания к своим детям никогда не отменялось в дореволюционной России. Начиная с XVIII века, он постепенно стал запрещать калечить и калечить детей, а также ограничивать ответственность за доведение их до самоубийства.

Родительские права на незаконнорожденных детей принадлежали матери (статья 1321 Гражданского кодекса). Фамилия ребенка давалась после фамилии матери, но только в том случае, если она на это соглашалась. Отчество было написано после имени крестного отца.

Российское семейное право со временем претерпело значительные изменения. Отношения между мужчинами и женщинами в браке-это вечная проблема человечества. Русский брак на протяжении большей части своей истории был, безусловно, архаичен. Например, до середины 19 века, по сути, в конце брака ни жених, ни невеста не играли никакой роли. Все было решено родителями.

Еще одной проблемой была оценка положения женщин в семьях в России и западных странах. Здесь мнения разделились. В России было несколько предпочтительных законов и практик, другие предпочитали их на Западе. Несмотря на общую отсталость наших законов в обеспечении личных прав граждан, иностранцы всегда обнаруживают, что это начало XIX—XX веков, когда русские женщины по закону делят проблемы общих обычаев и правового положения женщин на отдельные аспекты.Русские женщины имели единственное преимущество перед западноевропейскими женщинами в правах собственности и наследования.

Наиболее острыми проблемами стали введение гражданских форм брака, упрощение бракоразводного процесса и равенство в правах внебрачных детей.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что в регулировании брачно-семейных отношений дореволюционной России был сделан большой шаг. Семейное право в целом находилось почти на том же уровне развития, что и законодательство большинства европейских стран.