История развития менеджмента

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая роль государства в рыночной экономике  
Проблемы занятости молодежи в россии и проблемы их разрешения 
Государственное регулирование рынков труда  
Основные направления развития русской экономической мысли


Введение:

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда родились искусство и наука об управлении.

Управление в той или иной форме всегда существовало там, где люди работали в группах и, как правило, в трех сферах человеческого общества: 

  • Политическое - необходимость наведения и поддержания порядка в группах; 
  • Экономические - потребность в исследованиях, производстве и распределении ресурсов; 
  • Оборонительный - защита от врагов и диких животных. 

Основные этапы развития менеджмента возникли с древних времен. Даже в самих древних обществах люди должны были координировать и направлять деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья).

Практика управления так же стара, как и организация, а это значит, что она действительно очень древняя. Глиняные таблички, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры, содержат информацию о коммерческих сделках и законах древней Шумерской области, предоставляя четкие доказательства существования там практики управления. Более древние свидетельства существования организаций можно проследить по археологическим раскопкам еще до того, как исторические люди часто жили в организованных группах. Однако и администрация, и организация античности сильно отличались от описанных в нашей школе. Хотя само управление так же старо, как и мир, идея менеджмента как научной дисциплины, исследовательской профессии является относительно новой.

Истоки управления как деятельности неотделимы от развития экономики и уходят в глубь веков, но появление менеджмента как научной дисциплины обычно связано с появлением капитализма. И тем не менее многие идеи и принципы управления были известны задолго до капитализма.

Каждое поколение решало свои собственные проблемы с производством материальных благ, спроса и предложения, убытками и прибылью, трудом и управлением, и хотя во многих отношениях человеческие отношения следуют одним и тем же моделям, идеи управления не всегда были такими же, как они Cегодня. Но вы не должны думать об этом как о том, что современные идеи лучше старых. Просто условия жизни разные: производительные силы, окружающая среда (основная природа) и сам человек меняются, а это значит, что подходы к управлению должны меняться. Более того, сами идеи и принципы могут оставаться неизменными (разделение и кооперация труда, дисциплина), но их реализация соотносится с требованиями и условиями конкретной ситуации.

Актуальность темы. Подобное спирали развитие цивилизации позволяет найти аналогию настоящего в прошлом, словно подтверждая известную пословицу о том, что новое - это хорошо забытое старое. Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем путем обогащения их знаниями прошлого. 

Целью работы является изучение развития менеджмента.

Для достижения этой цели в работе решается ряд задач: 

  1. изучить развитие менеджмента до и на ранних стадиях капитализма; 
  2. рассмотреть производственный, систематизированный и информационный периоды развития менеджмента; 
  3. описать истоки российского менеджмента;
  4. представить развитие русского менеджмента с 16 века. До нынешнего момента. 

Объект исследования - наука управления. 

Предметом исследования является становление и развитие менеджмента. 

В состав работы входят: введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы. 

МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ 

Развитие менеджмента до и на ранних стадиях капитализма

Эффективность управления в античных и управленческих идеях можно оценить, представив, как были построены уникальные структуры (египетские пирамиды), и проанализировав древние письменные документы. Считается, что появление письменности в Шумере (3000 г. до н.э.) было связано главным образом с административными потребностями священников, чтобы отслеживать и контролировать сбор налогов и накопление огромных сумм собственности. Инвентаризация и контроль проводились с использованием счетов и документальных записей.

Египетское искусство (между 4000 и 525 гг. До н.э.) строительства пирамид и гробниц является свидетельством достижений не только строительной механики, но и управления производством огромным количеством рабочих (до 100 000 человек). Очевидно, что люди, которые строили структуры Древнего Египта, не только знали, как планировать сооружение, но и имели возможность мобилизовать и использовать человеческие ресурсы, контролировать и координировать производственные процессы и управлять ими.

Деятельность вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. До н.э.) связана с публикацией свода законов (кодекса), в котором установлены правила отношений личной собственности, семьи, труда, торговли, договоров, займов, партнерских отношений и IOUs. Кодекс Хаммурапи установил правовые нормы для определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности. Эти принципы действовали в течение более десяти веков, прежде чем другой талантливый организатор взял на себя главу вавилонского государства. Навуходоносор (605-562 гг. До н.э.) добился больших успехов в военном и экономическом деле. С текстильных фабрик того времени к нам пришли примеры цветовой маркировки для контроля продукции и прогрессивной заработной платы.

История иврита свидетельствует о редкой мудрости в управлении людьми и процессами. Ветхий Завет рассказывает историю жизни Иосифа, который вырос из раба до положения, наделенного большим влиянием и силой. Его управление зернохранилищами поддерживало Египет через семь лет голода, который уничтожил соседние народы. Моисей, предводитель колен Израилевых, самый известный из еврейских вождей, получил образование в Египте. Он организовал и возглавил Исход почти полумиллиона израильтян из рабства в Египет. Не случайно, что переходный период был довольно продолжительным (40 лет): за это время выросло поколение, которое не знало рабства.

Закон Моисея содержит подробный структурированный набор гражданских и религиозных правил, применимых ко всем аспектам еврейской жизни. Моисей обосновал принцип делегирования и осуществил его: он назначил заместителей судей для принятия простых решений «нижестоящими судами». Это одно из самых старых и широко доступных доказательств философии и плана организационного делегирования. 

Законы (правовые нормы) отражают сложившиеся общественные отношения. Греки и римляне придерживались аналогичных взглядов деловых кругов.

Братство торговцев, торговцев и ростовщиков считалось своего рода очевидным пороком. Несмотря на свою низкую популярность, торговое население процветало как в Греции, так и в Риме, хотя торговцам не разрешалось владеть собственностью в городах-государствах. Тем не менее, был устойчивый социальный подъем торгового класса. По военному положению в Риме купец был особенно необходим. Термин «военно-промышленный комплекс» может быть довольно современным, но само понятие столь же старо, как война и бизнес. Трудно представить римского оружейника, молящегося за мир.

За время, предшествующее средневековью, развивалось частное предпринимательство. В феодальной системе отсутствовали необходимые элементы деловой активности: было мало возможностей изменить индивидуальную ситуацию индивидуальными усилиями или они отсутствовали; целью производства было главным образом потребление; продукции для обмена уделялось лишь ограниченное внимание; философия того времени не ценила индивидуальных успехов в материальных делах.

Таким образом, работа была разделена частично в соответствии с талантами рабочих. Феодалы разработали некоторые административные, контрольные и учетные методы - пока люди существуют, бизнес и правительство будут существовать - но по сравнению с другими периодами в истории правительства это время было довольно спокойным. Возможно, именно поэтому время от времени реформисты и оппозиционеры требуют возврата к коллективной неконкурентной экономике прошлого.

Такие заявления кажутся нереальными в свете экспериментов в общественной жизни, которые были опробованы и отклонены. Хотя соревнования тоже не остаются без пения. Период с последних дней средневековья до появления американской системы частного предпринимательства называют эпохой протестантского капитализма и меркантилизма (торгового капитализма). Торговый капитализм выявил закономерность: когда бизнес расширяется, рынок должен расширяться. Это простое открытие проложило путь для многих преобразований.

Периоды развития менеджмента 

Первым периодом развития менеджмента является индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как он анализирует различные формы разделения труда, дает описание обязанностей суверена и государства. Учение Р. Оуэна оказало большое влияние на формирование многих научных направлений и школ управления, которые сформировались к тому времени.

Его идеи по гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и условий жизни работников актуальны сегодня. Первая революция в теории и практике управления была связана с созданием и использованием компьютерных технологий. В 1833 году английский математик К. Бэббидж разработал проект «аналитической машины» - прототипа современных цифровых вычислительных технологий, с помощью которых даже тогда управленческие решения принимались быстрее. Это был второй этап развития менеджмента.

Вторым периодом развития менеджмента является период систематизации (1856-1960). Наука управления, как наука управления, находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, тенденции, меняется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. Со временем менеджеры переключили свое внимание с потребностей своей конкретной организации на изучение управленческих сил, действующих в их среде. Некоторые из них решили свои управленческие проблемы способами, которые, казалось, работали в прошлом. Другие исследователи искали более систематические подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и неудачи могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

Позже теории управления были разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой школой управления. Появление школы менеджмента менеджмента является следствием использования математики и компьютеров в управлении. Его представители рассматривают управление как логический процесс, который можно выразить математически. В 60-х. Начинается широкое развитие концепций управления на основе использования математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Формализация ряда функций управления, сочетания труда, человека и компьютеров потребовала пересмотра структурных элементов организации (бухгалтерские услуги, маркетинг).

Появились такие новые элементы внутреннего планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений. В современных условиях математические методы используются практически во всех областях науки управления. 

Изучение управления как процесса привело к широкому использованию методов системного анализа. Так называемый системный подход в управлении был связан с применением общей теории систем для решения задач управления. Он предлагает руководителям рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технологии, ресурсы.

Основная идея теории управления системами заключается в том, что никакие действия не предпринимаются в отрыве от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход к управлению позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой. Основываясь на системном подходе, задачи управления были разработаны в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных обстоятельств.

Суть его заключается в том, что каждая ситуация, в которой находится менеджер, может быть похожа на другие ситуации. Тем не менее, он будет иметь уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы отдельно и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции). В 70-х гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию адаптироваться к очень разнообразной внутренней среде. Такая система не является самодостаточной, она зависит от энергии, информации и материалов извне. У нее есть способность адаптироваться к изменениям внешней среды.

Таким образом, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации: 

  • Систему эффективных и действенных стимулов для поощрения людей вносить вклад в групповые действия;
  • Система власти; 
  • Система логического принятия решений. 

С точки зрения экономики организации наиболее значимые научные и методологические результаты были получены в рамках контекстного подхода. Суть ситуационного подхода заключается в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно различаться в зависимости от текущей ситуации, то есть ситуация должна быть центральной. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. В нем содержатся конкретные рекомендации относительно применения научных принципов к практике управления в зависимости от текущей ситуации и условий среды организации. 

РАЗВИТИЕ РУССКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

Истоки российского менеджмента

В контексте индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными методами, неизменными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладает интуиция. Появление и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлено социальным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства. Первые работы, в которых была предпринята попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в контексте промышленной революции.

Эволюция менеджмента как научной дисциплины не была последовательным шагом вперед. Успех в теории и практике управления всегда зависел от успеха в смежных областях, таких как инженерия, математика, психология и социология. 

В развитии управленческой мысли и подходов к управлению начинает преобладать интерес к бизнесу, осознание необходимости лучшего понимания влияния внешних факторов на организационные структуры. 

Методы и формы управления постоянно меняются и совершенствуются в соответствии с фазами промышленного развития.

Методы и формы управления все больше связаны с проблемой продвижения товаров на рынок. Стратегическая направленность управления усиливается. В конкурентной борьбе победителем становится тот, кто раньше других реагирует на меняющиеся потребности рынка. 

Три исторических периода можно выделить в становлении и развитии науки управления в России:

  • Первый период (до революции 1917 года) 
  • Второй период (1917-1920 годы) 
  • Третий период (1991 год - настоящее время) 

Серьезное внимание уделяется вопросам государственного управления с 17 века, особенно во времена правления Петра I.

Идеи внесли определенный вклад в развитие науки о государственном управлении: 

  • экономист А.Л. Ордын-Нащокина;
  • Кабинет Министров А.П. Волынский; 
  • Руководитель горных заводов В.Н. Татищева; 
  • Русский ученый М.В. Ломоносов; 
  • Премьер-министр П.А. Столыпин; 
  • Другие мыслители и практики, выступавшие по общим проблемам управления (И. Т. Посошков, М. М. Сперанский и др.). 

Однако, как известно, рыночные отношения в нашей стране были развиты слабо, поэтому не было необходимых предпосылок для формирования теории и практики управления в современном понимании.

К чести российских специалистов, следует отметить, что они сделали свои первые шаги в области научного менеджмента задолго до Фридриха Тейлора. Так, в 1860-1870-х годах сотрудники Московского высшего технического училища (ныне Московский государственный технический университет им. Баумана) разработали собственный метод рационализации рабочих движений, который получил медаль "Процветание" на Всемирной торговой ярмарке в Вене в 1873 году. И это английские промышленники сразу же начали активно внедрять технику.

В 1908 году в России начали появляться сборники переводов зарубежных публикаций в области научного управления - «Административно-техническая библиотека», инициированные популяризаторами тейлоризма, горным инженером Л. Левенстерном и преподавателем Артиллерийской академии А. Пайкиным. А в ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением. Итак, в 1911-1912 гг. В Санкт-Петербургском политехническом институте И. Семенов преподавал курс «Организация фабричного хозяйства». 

Развитие русского менеджмента с 16 века по настоящее время

Среди представителей русской мысли XVI века А.Л. Ордин-Нащокин. Он не оставил после себя особых работ, но его высказывания по различным вопросам в письмах и сообщениях царю, составленные законопроекты позволяют нам судить о его взглядах. В предложениях по организации государственной деятельности А.Л. Ордин-Нащокин исходил из того, что народное хозяйство страны представляет собой единое целое, а его отрасли тесно взаимосвязаны. Это отличает его от предшественников. Его взгляды на экономическую роль государства и задачи народного хозяйства также шире.

Правительство в то время рассматривало народное хозяйство только как источник пополнения казны. А. Л. Ордин-Нащокин считал этот подход узким. Чтобы успешно бороться с западными странами и не дать им захватить внутренний рынок России, необходимо преодолеть экономическую отсталость страны. Основная задача - развитие производительных сил России. Он наметил целую систему мер во всех секторах экономики. Государство должно проводить активную политику в сфере экономики, но при этом не ограничивать личную инициативу. Ордин-Нащокин был первым российским экономистом, который поднял вопрос развития частой инициативы и предпринимательства.

Что отличает А.Л. Ордина-Нащокина от западных меркантилистов, так это его политика в неторговых секторах. Он отстаивал необходимость развития не только экспортных отраслей, но и отраслей, работающих на внутренние потребности страны. Он усмотрел основную причину задержки развития российской промышленности в недостатках системы государственного управления и чрезмерном ограничении предпринимательской деятельности. Он считал необходимым оказывать государственную помощь предпринимательству, но в то же время предоставлять свободу и инициативу. 

Определяющим фактором в экономической политике, предложенной Ордын-Нащокиным, было стремление устранить экономическую и культурную отсталость России, борьбу против господства иностранного торгового капитала, укрепление внутреннего торгового капитала и промышленности.

А.П. Волынский конкретизировал законодательство Петра I о земледелии, описал хозяйство помещика и организацию дворянских хозяйств. Сформулированы конкретные предложения по повышению производительности сельскохозяйственного производства. В работе «Общий проект по изменению внутренних дел государства» предложены реформы юстиции, финансов, торговли, образования. А.П. Волынский был сторонником самодержавной монархии, но с усилением роли Сената и с более широким вовлечением русского дворянства в администрацию, в то время как иностранцы были ограничены в составе высоких чиновников. Это эссе было объявлено как попытка заговора против императрицы и захвата трона. Он был осужден как предатель и казнен. В своих работах А.П. Волынский описал хозяйство помещика и организацию дворянских хозяйств. Сформулированы конкретные предложения по повышению производительности сельскохозяйственного производства.

В области государственных финансов он выступал за разработку сбалансированного государственного бюджета. 

М.М. Сперанский поделился идеями экономиста Адама Смита. Сперанский связал будущее экономического развития с развитием торговли, трансформации финансовой системы и денежного обращения.

Серьезным реформаторским шагом М. М. Сперанского стала рационализация государственных финансов. В финансовых и экономических вопросах он также оказался мыслителем и теоретиком. Книга А. Смита «Исследования природы и причин богатства народов» оказала большое влияние на М.М. Сперанского. Другой английский мыслитель, который вызвал его интерес, был И. Бентам, чьи работы появились в России в начале XIX века. Глубокие и разносторонние знания М.М. Сперанского позволили ему вести обширную переписку с европейскими учеными, а в его трудах выступать как теоретик и историк финансов и денежного обращения в России.

С.Ю. Витте не был профессиональным политическим экономистом. Содержание его документов с середины 1890-х гг. свидетельствует о том, что он не только применял знания при решении конкретных вопросов, но и измерял всю свою деятельность определенными экономическими концепциями. Как выдающийся государственный деятель с глубоко продуманным пониманием путей развития российского общества С.Ю. Хотя Витте со временем изменил свои взгляды, он сохранил их целостность и определенное направление.

Ценность «Лекционных записок о национальной и государственной экономике» заключается в их практической направленности, концентрации на проблемах экономического развития страны, с учетом опыта развития политической экономии в нашей стране, когда она была абстрактной, Оторвана от реальной жизни и необходимость решать современные проблемы, создать курс новой политической экономии, сочетая развитие теории с экономической практикой. Кроме того, практическая направленность была связана с глубоким перспективным пониманием национальных задач развития страны и активным участием и регулирующим влиянием государства, то есть фундаментальных постулатов, отстаиваемых С.Ю. Витте.

С.Ю. Витте видел особый характер - необычность, «возвышение» задач народного хозяйства. Он подчеркнул, что государственная экономика ведется во имя высших интересов общества, во имя интересов всего общественного объединения. В то же время государственная экономика может преследовать цели, которые гораздо более отдаленные, чем частная экономика.

В то же время Витте отверг позицию меркантилистов, первой политической и экономической школы, в которой теоретически разрабатывались вопросы народного хозяйства и экономической роли государства. Он считал, что меркантилисты слишком широко определяют роль государства, его влияние на национальные экономические процессы, поскольку они расширяют задачи создания национальной экономики, ее полного регулирования до невыносимой и необычной государственной власти, что на практике приводит к неблагоприятным последствиям. последствия для развития экономики, всевозможные внутренние ограничения развития торговли и промышленности, исключительные привилегии, монополии.

Непосредственной целью государственной экономики Витте считал преимущества государственной казны, но высшей целью, по его мнению, была защита благосостояния народа. Баланс этих целей состоял в том, чтобы «отказаться от налоговых льгот, противоречащих успеху национальной экономики». 

С.Ю. Витте связывал экономическую науку, зрелость ее выводов с развитием экономики, развитием и усложнением экономических процессов.

С.Ю. Витте подчеркнул, что сельское хозяйство, даже когда переход к коммерческой и индустриальной экономике - высшая ступень в соответствии с классификацией того времени - остается одной из основ национальной экономики, которая приобретает еще большее развитие и значение только для той отрасли, которая собственные процессы могут быть твердо установлены. сырье, доставляемое в основном сельским хозяйством и обеспечивающее его основным продуктом питания - хлебом.

С.Ю. Витте придавал решающее значение в социально-экономическом развитии страны формированию и реализации действительно государственной точки зрения. В процессе развития общества формируются такие виды потребностей, которые обеспечивают его жизнедеятельность, которые не могут быть удовлетворены частными фермерскими хозяйствами или не полностью удовлетворены ими. К таким социальным потребностям он отнес вопрос денег, почты, телеграфа, транспорта, народного образования, медицинской помощи. Он назвал обеспечение внутренней и внешней безопасности граждан одной из основных потребностей. Эта задача может быть выполнена только государством.

С.Ю. Витте отмечает «темные стороны» трудового вопроса, связанные с тем, что наряду с чрезмерным и постоянно растущим благосостоянием людей существует бедность в низших слоях трудоспособного населения. Он видит причины в недостаточной активности государства, поскольку именно государство должно защищать баланс общественных и личных интересов, и именно в деятельности государства определяется наилучший способ решения проблемы труда. В свете исторического опыта развитых стран он счел необходимым привести государственное образование в соответствие с потребностями основных секторов национальной экономики и уделить особое внимание техническому и коммерческому образованию.

В качестве важнейшего процесса, обеспечивающего жизнедеятельность общества, Витте назвал предоставление определенного объема экономической активности местным жителям и образование наряду с государственной центральной и местной экономикой, общественной местной экономикой. Большое внимание уделяется общественному хозяйству и, в частности, наиболее важному в ряде государственных хозяйств - государству. Стремясь добиться промышленной трансформации страны, Витте полагал, что путь к этому лежит через политику покровительства отечественной промышленности. И только создав развитую индустрию, способную противостоять внутренней и внешней конкуренции, нужно постепенно переходить к свободной торговле, которая стала возможной и необходимой для Англии в свое время.

Витте обозначил проблему, которая все еще актуальна. ВТО не может достичь соглашения по либерализации торговли между процветающими (США, Англия, Германия, Китай, Япония) и бедными странами. Бедные страны выступают против многомиллиардных субсидий сельскохозяйственным производителям в развитых странах и снижают высокие импортные пошлины. Дискуссия по этим вопросам ведется с 2001 года. 

Он видел причины слабого развития промышленности и доминирования хищной экстенсивной системы в сельском хозяйстве в истории становления российского государства, которое происходило в непрекращающейся борьбе. 

Витте выделяет три характерных черты проводимой экономической политики: 

  • Постоянная защита России от эксплуатации ее иностранной промышленности; 
  • Распространение знаний;
  • Привлечение иностранного капитала. 

Организационная деятельность П.А. Столыпина включала в себя ряд реформ (аграрная, расселение); преобразование местного самоуправления; введение всеобщего начального образования; введение земства в западных губерниях. Однако земельная реформа, которая носила национальный характер и была направлена ​​на улучшение и возрождение всех сфер жизни российского общества, принесла ему всемирную известность. 

Столыпин был ярым противником решительных революционных мер, которые, по его мнению, не способствовали бы развитию экономики и улучшению качества жизни людей. Столыпин был сторонником вдумчивой и целенаправленной деятельности государства и общества в целом.

Разрушение общины и насаждение частной крестьянской собственности на землю было основным содержанием земельной реформы. Столыпин подверг справедливому критике уравнительный принцип распределения земли, убедившись, что этот принцип препятствует повышению плодородия почв, внедрению агротехнической культуры и не стимулирует производительность труда. 

Столыпин ставит и решает триединую задачу, которая обеспечивает успех политики переселения:

  • во-первых, организация местного землеустройства - лучшие земли Западной Сибири были переданы для переселения - земли кабинета Его Императорского Величества;
  • во-вторых, прокладка железных дорог и 1 500 верст грунтовых дорог и массовое производство так называемых столыпинских вагонов, которые отличались от обычных тем, что их задняя часть была предназначена для крестьянских орудий и скота; 
  • в-третьих, предоставление льготных кредитов и кредиты мигрантам, которые в среднем составили 165 руб. 

Реорганизация администрации соответствовала политическим и социальным требованиям того времени. Проект предусматривал «ограничение политики русификации и вовлечение местных элементов в управление окраинами». 

Параллельно с этим был разработан проект реорганизации полиции. Закон о страховании рабочих был принят после смерти Столыпина в 1912 году и состоял из четырех частей.

Другой проект предполагал децентрализацию - разделение Российской империи на регионы с правами самоуправления и создание представительных институтов в этих регионах. По инициативе Столыпина была разработана программа строительства автомобильных и железных дорог. 

С августа 1991 года отечественная управленческая мысль вступила в современный этап своего развития, связанный с проведением радикальных рыночных реформ и построением принципиально новой системы управления экономикой.

Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V Съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 года. Ельцин выступил на съезде с обращением к депутатам и народу, в котором В частности, он говорил о существовании уникальной возможности стабилизировать экономическую ситуацию и начать процесс восстановления через несколько месяцев. Реальные результаты, по его мнению, должны быть получены осенью 1992 года. Ельцин предложил систему мер, направленных на разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и формирование новых форм управления на всех уровнях управления.

Радикальным поворотом в переходе от планового управления экономикой к регулированию рынка является либерализация цен со 2 января 1992 года, называемая «шоковая терапия». За короткое время в стране были созданы коммерческие структуры, которые сейчас служат основой для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества различных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба. С 1992 года была проведена реорганизация колхозов и совхозов, а земля перераспределяется.

Активное создание инфраструктуры для регулирования рынка, внедрение западной модели реформ в России по ряду объективных и субъективных причин вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения населения страны. Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 года падение производства составило почти 20%, в среднем потребительские цены на товары и услуги выросли в 13 раз, а денежные доходы - в 5,7 раза.

Принятие в декабре 1993 года новой Конституции заложило основы президентского правления в России. Согласно новой Конституции, основные направления внутренней и внешней политики государства определяются Президентом; с согласия Думы он назначает председателя правительства и представляет на обсуждение кандидатуру председателя центрального банка. Все остальные должности исполнительной власти назначаются Президентом по его усмотрению. 

Тем не менее высокая стоимость социально-экономических, социально-политических и духовно-нравственных, культурных издержек преобразований, проводимых под руководством М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, была вызвана неподготовленностью как страны, новой политической элиты, так и общества в целом для масштабных, кардинальных изменений.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин добровольно уходит в отставку досрочно и назначает В.В. Путина. Это событие положило начало новому подходу к организации государственного управления. Это вполне объективно, поскольку в процессе преобразования РСФСР в Российскую Федерацию в условиях перестройки, распада СССР и перехода к рыночным отношениям возникло много проблем, решение которых во многом способствовало бы улучшение экономического положения страны, социального климата и обеспечение жизни России. 

К особенностям российского бизнеса на современном этапе можно отнести следующее: 

  1. отсутствие классических рыночных условий - 75% экономики монополизированы (государственные и негосударственные монополии), коррупция, локализм;
  2. несовершенство законодательного регулирования рынка: структура себестоимости заставляет предпринимателей скрывать свои доходы - неполные налоговые поступления; негуманная система выплаты процентов по кредиту; завышенные налоги на хранение продукции; несовершенная процедура банкротства; 
  3. отсутствие категории образованных менеджеров как таковых.

Современный этап российского менеджмента характеризуется: управлением на уровне «здравого смысла», отсутствием владения современными концепциями и технологиями управления, преобладанием линейно-функциональных структур; непонимание сущности бизнеса и, как следствие, игнорирование потребностей клиентов; отсутствие обратной связи; нежелание меняться и самоизменяться; отсутствие стимулов для среднего звена зарабатывать деньги; Существует миф, что качества лидера возникают из качеств менеджера. 

Важным фактором, влияющим на специфику управления, является менталитет нации. Из Азии Россия впитала форму группового мышления - группизм, а из Европы - индивидуализм с присущим ему мировоззрением.

Таким образом, типичная российская компания сегодня - это небольшая, с точки зрения мировой экономики, компания с авторитарным лидером во главе, который одновременно является ее владельцем и управляющим. Лидер, гибко реагируя на изменения внешней среды, передает компании принципы жизнедеятельности - не по законам, а «по понятиям». Решения принимаются исходя из краткосрочных, субъективных целей. Тем не менее, сегодня в России стремительно формируется слой профессиональных менеджеров. В настоящее время в них преобладают владельцы бизнеса, но после кризиса 1998 г. наемные менеджеры постепенно выходят на первый план.

Заключение

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы. Менеджмент как метод и наука управления возникли в определенных исторических условиях и прошли определенный путь своего развития. 

Концепция бизнеса возникла вместе с концепцией товарно-денежных отношений на общественной стадии человеческого развития. Когда основной формой «торговли» между людьми был естественный обмен, появились кочевые обменные пункты, которые бродили из одного сообщества в другое и обменивали различные товары в свою пользу. Это можно считать одним из первых проявлений предпринимательского духа.

Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабства процветала торговля, позже, во времена феодализма и натурального хозяйства, роль торговли в поселениях была уменьшена лосем, но с развитием городов и ремесел она снова приобрела свое первоначальное значение. В период подъема капитализма и накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а затем промышленное. В середине 19 века бизнес принял новые формы. Если до этого владелец был единственным лидером, то во времена быстрого промышленного роста структура управления существенно изменилась.

Именно на этом этапе менеджмент начал развиваться в том смысле, в каком мы привыкли его воспринимать сегодня. Нельзя сказать, что это появилось внезапно с развитием капитализма; оно существовало еще до ниши. Во времена рабства были руководители плантаций, которые следили за тем, чтобы работа была выполнена правильно, но это было бы правильнее называть надзором, чем управлением.

Во времена феодализма и натурального хозяйства существовали менеджеры, помощники владельца, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений управления, а не просто надзора за работниками, поскольку у менеджера была возможность выбирать: он могли бы заменить вид работы в виде поощрения или наказания крестьянам, могли бы снизить налог (правда, только подняв налог на других). Но менеджмент действительно начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда возникла необходимость в талантливых менеджерах, которые могли бы разработать свою собственную стратегию управления предприятием и развития бизнеса и привести ее к успеху или, в крайнем случае, сохранить это от банкротства.

Развитие менеджмента осуществлялось эволюционным путем, благодаря появлению научных школ менеджмента и их взаимодействию. В современных условиях появились новые подходы к пониманию сущности управления, основанные на обобщении, интеграции идей всех предыдущих школ. Начало развития науки управления в России восходит к 17 веку, когда оно формировалось в основном в рамках теории и практики совершенствования российского государства. В 30-х годах XIX века в России появились различные школы и учреждения, в которых развивались идеи управления производством, общей теории управления и государственного строительства.

Среди российских ученых стоит выделить тех, кто внес наибольший вклад в развитие социальных аспектов управления: Е.Ю. Беляев, В.Е. Бойкова, В.К. Борисова, Н.А. Волгина, А.Ю. Егорова, А.П. Егоршина, О.Р. Зыкова, И.А. Иванов, А.И. Ионов, С.Е. Литовченко, А.А. Нещадина, Л.Ф. Никулина, Ю.А. Ю.. Петрушина, Н.Л. Хананашвили, Т.Н. Шикирева и другие. 

В развитии менеджмента в 90-х годах видны следующие наиболее важные особенности: 

  • Переосмысление важности материально-технической, технологической базы производства и оказания услуг; 
  • Демократизация управления, участие рядовых работников в управлении, в собственности, в прибыли; 
  • Усиление международного характера управления.