История развития коммерции и предпринимательства в россии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Структурные и финансово-экономические кризисы, их сущность и последствия  
Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов
Экономическая рента: её сущность, виды и роль в экономике  
Основные средства предприятия и их использование  


Введение:

Предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной экономической системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. 

Независимые предприниматели представляют самый многочисленный слой частных собственников и, благодаря своему массовому характеру, играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. 

Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений на основе демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большинству населения и составляют основу среднего класса, который является гарантом социальной и политической стабильности общества.

Конституция Российской Федерации определяет, что каждый гражданин имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. 

Права и свободы человека и гражданина и, следовательно, право на свободную предпринимательскую деятельность осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все государственные органы обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого бизнеса, а их противодействие следует рассматривать как нарушение Конституции Российской Федерации. Государство признает и защищает в равной степени частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности.

Нормативно-правовые акты имеют большое значение при анализе развития предпринимательства в Российской Федерации. Существует Закон РФ «О государственной поддержке предпринимательства в РФ», который закладывает основы правового регулирования частного предпринимательства в России и, соответственно, в Республике Татарстан. Наиболее важным с юридической точки зрения для эффективной реализации государственной политики в области поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке и среднем бизнесе в России». Принятый в 1995 году, он по-прежнему играет исключительную роль в правовом регулировании отношений между государством и предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки. 

Статистические данные свидетельствуют о том, что малый бизнес стал заметным явлением в российской экономике.

Основная цель курсовой работы - пошаговое рассмотрение развития российского предпринимательства в соответствии с историческими аспектами. 

Объектом исследования являются проекты законов, принятых для развития малого предпринимательства на территории Российской Федерации. 

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе описаны основы предпринимательства. Во второй главе данной курсовой работы я наиболее подробно рассмотрел развитие российского предпринимательства с момента его зарождения до наших дней в соответствии с историческими аспектами развития России. 

Основы бизнеса 

Сущность предпринимательства

Кредит (ростовщичество) и коммерция (купцы или торговый капитал) являются первыми формами капитала (бизнеса). На их основе возникла более сложная форма - предпринимательский (промышленный) капитал. Его специфика заключается в том, что он работает в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, является продуктивным.

Предпринимательство (предпринимательство) является важнейшим институтом любой рыночной экономики, поскольку оно обеспечивает экономический рост, производство растущей массы различных товаров, предназначенных для удовлетворения количественно и, что более важно, качественно изменяющихся потребностей общества, его различных слоев и отдельных лиц. Это движущая сила прогрессивного развития современной рыночной экономики, поэтому важно понимать различные аспекты предпринимательства как социально-экономический феномен.

Предпринимательскую деятельность следует понимать не как какую-либо деятельность, связанную с производством и продажей товаров и услуг, а только с обязательным вовлечением инновационного поискового элемента в экономический процесс, который может состоять из различных точек - поиска и развития новый рынок, производство новых товаров путем изменения профиля существующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методов организации производства, контроля качества продукции, нового оборудования и технологий; поиск и использование новых источников материальных и финансовых ресурсов.

Предпринимательство - это сфера профессиональной деятельности особой группы людей - предпринимателей. Предприниматель - это независимый экономический агент, действующий на свой страх и риск и под свою ответственность, включая материальную ответственность. Он не может быть владельцем всего функционирующего капитала, но должен иметь право использовать его, скажем, как «пакет» из четырех прав: 1) права исключительной собственности; 2) право пользования; 3) права управления, то есть право решать, кто и как будет обеспечивать использование льгот; 4) права на доход.

Предпринимательство по своей природе является рискованным видом деятельности, поскольку те или иные действия предпринимателя содержат в себе определенные убытки. Если предприниматель не рискует, он не сможет воплотить свою идею в жизнь. Риск - это вероятность потери или снижения дохода по сравнению с экспертным заключением, на основании которого было принято деловое решение.

Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска, тщательно анализировать его причины и возможные последствия. Здесь, конечно, важна осмотрительность, умение сравнивать возможные потери и выгоды, что требует определенного объема знаний в области общей экономической теории, конкретной экономики; методы применения количественных методов анализа. Предпринимательская интуиция, основанная на прошлом опыте и понимании, также не может быть сброшена со счетов.

В современных условиях деловые качества предпринимателя должны включать, по крайней мере: способность проявлять творческий подход в определении потребностей рынка, разработке предпринимательской идеи и других логически последовательных предпринимательских действий, описанных выше; умение принимать решения и брать на себя ответственность за них, контролировать их выполнение; умение выбирать сотрудников и партнеров, необходимых для достижения поставленной цели, стимулировать их заинтересованность в наиболее эффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами. 

Признаки бизнеса 

Предпринимательская деятельность отличается рядом особенностей, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о более узком понятии, чем понятие «хозяйственная деятельность».

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются: 

  1. самостоятельная деятельность; 
  2. целью деятельности является получение прибыли; 
  3. систематический характер получения прибыли; 
  4. экономический риск; 
  5. факт государственной регистрации участников. 

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской. 

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим владельцем, так и лицом, управляющим его имуществом на основе прав хозяйственного ведения, с установлением пределов такого управления собственником имущества.

Независимость в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательства определяет способы и средства продажи своей продукции, выбирает подрядчиков, с которыми он будет иметь дело. Экономические связи обеспечиваются договорами. 

Важным условием коммерческой свободы является бесплатное ценообразование. Однако в экономике нет абсолютной свободы для производителей. предприниматель имеет полную независимость в том смысле, что над ним нет полномочий выдавать команду: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его строгих требований. Поэтому мы можем говорить только об определенных рамках независимости.

Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом конкретного человеческого ресурса - предпринимательских способностей. Эта работа непроста и сочетает в себе, во-первых, проявление инициативы по объединению материальных и человеческих факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению компанией, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций через производство нового типа продукции или радикальное изменение производственного процесса. Все это дает основание говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на получение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель принимает на себя ответственность в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность терпеть неблагоприятные имущественные последствия в связи с совершенными им правонарушениями. Его размер зависит от организационной формы предприятия.

Гражданский кодекс определяет основную предметную особенность, то есть вводится указание на систематичность получения прибыли. Отдельные случаи получения прибыли не являются коммерческой деятельностью. Системность характеризуется продолжительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации гласит, что для предпринимателя важна не столько сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

Признаком деловых экономических отношений является экономический риск. Риск постоянно сопровождает бизнес и формирует особый образ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не вызванные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рискованный характер деятельности может привести не только к банкротству, но и нанести ущерб имущественным интересам граждан и организаций.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает усиление имущественной ответственности предпринимателя за нарушение его обязательств, если у него нет доказательств того, что надлежащее исполнение было невозможно в силу форс-мажорных обстоятельств п. 3 ст. 401 ГК РФ). В то же время указанное выше правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной чистоты населения страны предприниматели практически всегда могут включить в соглашение условие об ответственности за его нарушение на основании вины. Кроме того, способность интерпретировать форс-мажор достаточно широко и не сводить его только к стихийным бедствиям также позволяет исполнителю избежать ответственности.

Предприниматель несет ответственность за риск своей собственности, но не только ее. Возможны также потери, которые влияют на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка). 

Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности - юридический факт, предшествующий началу предпринимательской деятельности. Хозяйствующие субъекты для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Участие в систематической коммерческой деятельности без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц это право полностью используется коммерческими организациями. Однако для некоторых видов деятельности коммерческая организация должна получить лицензию. Существуют виды деятельности, для которых установлена ​​монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием). 

Формы и виды бизнеса 

Основными формами предпринимательской деятельности являются: 

  • индивидуальная; 
  • коллектив - предпринимательство юридических лиц. 

Первая группа субъектов включает в себя частное предпринимательство граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также коллектив граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью "под общей фирмой" на основе полного партнерства.

Вторая группа субъектов, связанных с коллективной предпринимательской деятельностью, охватывается общим коллективным термином «предприятие»: это унитарные государственные и муниципальные предприятия - наследование от плановой административной экономики - и «рыночные» организационно-правовые формы: это ограниченное ( смешанное) товарищество (или товарищество с ограниченной ответственностью), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Все вышеперечисленные субъекты хозяйствования управляют своей деятельностью, определяя цели, задачи, стратегии своей деятельности; формы собственности используют и выходят на рынок со своими товарами, работами, фруктами и услугами и вступают в различные правовые отношения друг с другом, с потребителями своей продукции и государством. Неудивительно, что наряду с общими законодательными нормами и актами, регулирующими экономику страны, существуют специальные нормы и институты, которые относятся только к предпринимательской деятельности. 

Так, индивидуальное предпринимательство имеет организационно-правовую форму без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда, а также возможно осуществлять предпринимательство в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предприятия.

Таким образом, существует три группы субъектов предпринимательского права: предприятия (предприниматели), организации по управлению и регулированию экономической деятельности и внутрихозяйственные единицы. 

По типу или цели предпринимательская деятельность может быть подразделена на производственную, коммерческую, финансовую, консультационную. Все эти виды деятельности могут функционировать по отдельности или вместе. 

История развития предпринимательства в России 

Возникновение предпринимательства в Древней Руси

В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 году было образовано древнерусское государство. Условно можно выделить три центра торговли и предпринимательской деятельности в России: Киевская Русь (862-1237), Новгородская республика (1136-1478), Владимирско-Суздальское княжество (1239-1362), хотя, конечно, предпринимательство было также проводится в других княжествах.

Древняя Русь называлась землей городов. Именно города были оплотом предпринимательства, где были сосредоточены массы товаров, продаваемых как внутри страны, так и за ее пределами. Вокруг городов возникли торгово-промышленные поселения, где совершались сделки, заключались договора. Купцы и предприниматели в России не выделялись как отдельный класс. Все слои общества, включая князей и бояр, принимали участие в предпринимательской деятельности. 

Со второй половины 9 в. вдоль волжской дороги особенно активна была торговля новгородских, суздальских, ростовских, владимирских и рязанских купцов с арабами. Торговля возникла с Корсунь (Херсонес), а затем с Константинополем.

В XV - XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться особыми нормами: различными актами, судебными документами. Письменный договор широко принят. В соответствии с Сводом законов 1497 года была введена нотариальная (крепостная) форма сделок. 

Самым крупным памятником русского феодального права был Соборный кодекс 1649 года. Он был кодификацией всех основных отраслей законодательства. Кодекс включал 967 статей и 25 глав в областях: о суде, сословиях, богохульниках, но не было никакого распределения для определенных отраслей права.

К тому времени в России уже действовали арбитражные суды, назначенные по просьбе сторон для разрешения частных споров. Соборное Уложение установлено, что решение арбитражного суда является обязательным. Кодекс рассматривал вопрос сервитутов и постепенно формировал теоретическую основу для понятий частной собственности. 

Таможенные правила 1653 года и Новые торговые правила 1667 года давали торговцам посада право на свободную торговлю. В то же время новые управленческие и финансовые обязанности были возложены на торговцев. 

Во времена правления Петра I унификация российского законодательства началась в соответствии с европейским законодательством.

Возникли развитые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества, коммандитные товарищества). Российские предприниматели совместно с иностранными акционерами создают акционерные общества. Развитие предпринимательской деятельности контролируется государством через Коллегию Берга, Производственную коллегию и Торговую коллегию. Деятельность Торговой палаты, занимающейся торговлей, регулировалась Положением 1719 года. С 1714 по 1720 годы было издано несколько книг сводных хронологических сборников нормативных актов.

В 1725 году с учетом иностранного законодательства был подготовлен проект нового Кодекса. В него вошли четыре книги: «О процессе, то есть о суде, месте и лицах, принадлежащих суду»; «О рассмотрении уголовных дел, обысков и пыток»; «О злодеяниях, за которыми следуют штрафы и наказания»; «О гражданских или гражданских делах и о состоянии любой экономики» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании).

Вексельный устав, принятый в 1729 году, имел большое значение для поселений предпринимателей. Однако после смерти Петра I кодификация была приостановлена ​​усилиями благородных реакционеров, и Верховный тайный совет решил демонтировать законы в соответствии со старым Соборным кодексом, дополнив их положениями Указа о едином наследовании. 

В 1800 г. был принят Устав о банкротстве, он регулировал учет и учет всех торговцев людьми по определенной модели.

Веками предпринимательская деятельность в России осуществлялась в интересах укрепления государства и содержания большой армии. Торговая жизнь сыграла огромную роль в развитии и объединении русских земель. Большое количество людей были вовлечены в экономическую деятельность, заинтересовались ее результатами.

Широкое развитие предпринимательства в России было связано с исторически сложившимся характером людей - активным, расчетливым, целеустремленным. Купцы сыграли важную роль в развитии предпринимательства в России. Профессиональные купцы и торговый капитал появились в XI веке. Это была самая активная часть населения во всех отношениях. К XVII веку. в городах сложилась иерархия: гости и гостиная сотня (торговцы, которые торгуют за пределами государства), сотня тканей, сотни чернокожих (средние, мелкие и розничные торговцы) и населенные пункты. 

Торговцы торговали и торговали в артелях или компаниях.

Самые глубокие предприниматели объединились в торгово-промышленные ассоциации. Противоречия, возникающие между предпринимателями и потребителями, разрешались в специальном хозяйственном суде. Торговцы, которые были членами ассоциации, пользовались большими привилегиями в случае финансовых трудностей, им предоставлялась кредитная или безвозмездная помощь. Только состоятельный предприниматель может вступить в ассоциацию. Помимо ассоциаций, в российских городах были и другие профессиональные ассоциации предпринимателей.

В эпоху Ивана Грозного символом российского предпринимательства были воплощены строгановские купцы, основавшие соляную промышленность. Строгановы вели широкую торговлю с иностранными купцами, построили много фабрик в России, прославились не только своей предпринимательской деятельностью, но и покровительством. Эта династия предпринимателей существует уже 500 лет. 

Вместе со строгановскими купцами успешно работали их конкуренты, крупные производители и торговцы солью Шорины, Светешниковы, Никитниковы и другие. Нередко русские купцы наряду с торговлей любыми товарами участвовали в организации их производства. 

Деятельность русских купцов и предпринимателей в 17 веке охватила всю территорию страны. Справедливая торговля была самой распространенной в России.

Такое решение многих проблем исторически было обусловлено свободным, активным характером экономического развития в России, чуждым централизму и административному давлению. Для российских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных, доступных и привлекательных форм экономического общения, развивавшихся в рамках народных традиций и обычаев, основанных на жизни крестьянской Руси. 

История предпринимательства в России в 19-20 вв.

До 19-го века в России это были первые торговцы (для которых термин «предприниматель» до сих пор вызывает споры), а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой был слегка пополнен за счет людей из дворян и простых людей. После публикации Александром I в 1803 году «Указа о свободных пахарях», позволяющего землевладельцам освобождать крестьян на свободу за денежный выкуп, российское предпринимательство расширило свои ряды с бизнесменами крестьянского происхождения.

Осуществление великой реформы 1861 года ознаменовало начало нового революционного этапа в истории предпринимательства в России, когда массы освобожденных крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственный бизнес. Личная сущность российского предпринимателя, глубоко популярная по своему происхождению, дает достаточные основания рассматривать религиозное образование и окружающую среду как один из важнейших факторов формирования его менталитета. 

Однако были и причины более «практического» характера, которые почти не упоминаются сегодня.

Ограниченные обстоятельствами выбора сферы деятельности, неспособные реализовать себя ни в государстве, ни на военной службе, старообрядческие купцы и промышленники направили весь свой талант и энергию на участие в предпринимательстве. Необходимость для каждой новой колонии завоевать свое собственное жизненное пространство (часто в суровых природных и экономических условиях), а также правительственные репрессии определили необычайную внутриобщинную солидарность и солидарность между отдельными общинами. Общины, затронутые репрессивным перемещением, могут рассчитывать на помощь других.

Отмена крепостного права в России в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства; развивается новая экономическая формация, капитализм, вовлекающая окраины России в мировой товарооборот, распространение наемного труда и рост капиталистических отношений.

Отмена крепостного права крестьян на помещиков коснулась небольшой части сибирского населения. Помещики-крепостные составляли всего одну тысячную часть жителей Сибири. В 1858-1859 годах в Сибири было всего 36 землевладельцев, которые владели жилыми массивами. Но отмена крепостного права повлияла на рост переселения в Сибирь и распространение капитализма в ширину - на окраины Сибири. Это привело к экономическому освоению новых земель, дало толчок разложению крестьянства в местах нового поселения. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки мешали ему.

Развитие местной промышленности было невыгодным для промышленной и коммерческой буржуазии центра. Они боялись конкуренции со стороны сибирских товаров. Система кредитования сибирских купцов капиталистами центра была направлена ​​на ее устранение. Сибирские купцы получали кредит в основном на товары, а не на деньги. Они превратились, прежде всего, в посредников между сибирским и европейским рынками, а не в независимых предпринимателей с крупными капиталами, как в коммерческих, так и в промышленных целях. Не случайно в отчетах об управлении сибирскими губерниями отмечалось отсутствие дешевого кредита и капитала для развития местной промышленности.

Сибирская буржуазия, продавая товары, полученные из центра с высокой маржой, скупая и перепродавая пушнину и сельскохозяйственную продукцию, прибегая к ростовщичеству, считала торговлю более прибыльной, чем организация промышленного предпринимательства. У сибирских купцов были промышленные предприятия, но они занимали второстепенное место по сравнению с торговлей. Исключением была золотодобыча.

На слабое развитие промышленности в Сибири повлияло недостаточное население и экономическое развитие обширного региона, что привело к ограничению рынка сбыта промышленной продукции, удаленности от крупных промышленных центров с плохими коммуникационными маршрутами. Местная промышленность не могла конкурировать с более развитой промышленностью Урала и европейской части России. Аренда и покупка земли существовала в Сибири в небольших масштабах. Концентрация земли проходила через захват земли. Земли считались собственностью государства (кроме частных, казачьих, городских, монастырских). Право собственности на землю включает в себя: право пользования крестьянами, право собственности крестьянского сообщества и распоряжение государством. Фактически, крестьяне имели все: они захватили это, использовали это, передали это в наследство, арендовали это, продали это, купили это.

Основные циклы развития сибирской промышленности определялись потребностями и состоянием общероссийского рынка, а также экономическими потребностями этого обширного региона. Промышленный подъем 90-х годов и строительство Сибирской железной дороги вызвали значительное оживление региональной экономики, русско-японская война дала толчок быстрому росту кулацких ферм, получающих прибыль от поставок продукции для армии. После первой русской революции Сибирь переживала период мощного промышленного роста, который во время Первой мировой войны сменился хаотической перестройкой производства.

Сибирь оставалась промышленно отсталым пригородом. Его огромное природное богатство использовалось плохо. Крупнейшие промышленные группы тормозили развитие металлургии и машиностроения в Сибири. Почти все металлические изделия были импортированы из центра страны или из-за рубежа. Богатейшие гидроэнергетические ресурсы использовались плохо, дисбаланс между различными секторами добывающей и обрабатывающей промышленности углубился. Значительная часть сырья (полиметаллические руды, лесоматериалы, сельскохозяйственная продукция) экспортировалась без переработки на месте.

Столица превратилась в экономически и патриархальное сибирское село. Происходит специализация сельскохозяйственного производства, развивается исторически сложившееся зерновое и коммерческое скотоводство, создается производство сливочного масла на экспорт. Маркетинг сельскохозяйственной продукции осуществляют крупные российские и зарубежные фирмы. 

Наличие свободных, незанятых земель обеспечило свободное вложение капитала в землю. В Сибири преобладала аграрная эволюция американского или крестьянско-буржуазного типа. Накануне Первой мировой войны Сибирь уже стала одним из важнейших зернохранилищ страны, чему способствовало переселение миллионов крестьян на окраины.

Господство феодалов в стране продолжало накладывать отпечаток на политику царизма по отношению к Сибири. Царское правительство стремилось прежде всего ликвидировать революционный кризис в центре страны, не заботясь об экономической структуре иммигрантов. Землевладельческий характер государственной политики отчетливо проявился в создании закона 1901 года о создании землевладений в России. Несмотря на раздробленность мелких крестьянских хозяйств, сельское хозяйство и скотоводство приобретали все более товарный характер, а социализация труда происходила через рынок, где выполнялась роль кооперативного движения и крупных капиталистических хозяйств.

Проникновение иностранного капитала в Сибирь следовало общему курсу развития капитализма, дало начало маслоделию, сыроделию, но также усиливало односторонность сибирской экономики, усиливало ее специализацию как сырьевой придаток.

Рост промышленности и торговли сопровождался ростом городов и городского населения, но развивались только те города, которые тянулись вдоль железной дороги в виде цепочки или находились в сфере ее экономического влияния. Старые города Тюмень, Омск, Красноярск стали быстро менять свой провинциальный, торгово-бюрократический облик, превращаясь в крупные центры торгово-промышленной деятельности. Первое десятилетие после открытия железнодорожного сообщения ознаменовалось оживлением в развитии сибирской промышленности - угольной, золотой, мукомольной, кожевенной, маслодельной. В то же время древние сибирские села Березово, Сургут, Тобольск оказались в стороне от экономической жизни и находились в упадке.

Переселение крестьян на окраины, и прежде всего в Сибирь, приобрело большое значение в период столыпинской реформы, целью которой было сохранение помещичьей собственности путем создания поддержки - кулачества. О отсталости сибирской промышленности свидетельствует структура ее торговли с европейской Россией. Экспорт сельскохозяйственной продукции составил 58%, животноводства - 19, добыча полезных ископаемых - 23%, а среди импортированных промышленных товаров - 99% работников лесной, деревообрабатывающей промышленности, которая имеет колоссальные запасы сырья - 1% -3% от всех. 

Первая мировая война (1914), война оказала серьезное влияние на экономическое развитие Сибири. Война создала условия для широкого развития кооперативного движения. Бешеные спекуляции крупных капиталистов и острая нехватка промышленных товаров вызвали массовый приток крестьян в потребительские кооперативы. 

После Октябрьской революции под воздействием различных факторов предприятия крупной, средней и частично мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковские и кредитные учреждения были национализированы в несколько этапов, ликвидированы товарные и фондовые биржи. 

Но после нескольких трудных лет правительство осознало необходимость «радикально изменить всю точку зрения» на социализм.

Основным содержанием новой экономической политики было стимулирование товарно-денежных отношений, хозяйственного предпринимательства, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого работника. 

С переходом на нэп ограничения на частную предпринимательскую деятельность были сняты. В июле 1921 года законодательство разрешило существование простых товариществ, в июле 1922 года - акционерные общества, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика помогла восстановить сельское хозяйство. Основное место в производстве продуктов питания и сельскохозяйственного сырья занимало индивидуальное крестьянское хозяйство.

Но сталинизм подавил демократические тенденции, характерные для периода нэпа. Наиболее характерными чертами административно-командной системы, созданной в то время, были тотальный государственный контроль над экономикой и общественной жизнью, общая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом смещен в торговлю. Установление максимальных розничных цен создало устойчивые позиции на рынке, частной торговле приходилось считаться с ценами государства. Прежде всего, крупный частный оптовик, посредник в межгосударственной и розничной торговле, был вытеснен с рынка. Расширение сети государственной и кооперативной торговли. Изменения в частной торговле привели к ее измельчению: от оптовой торговли до оптовой и розничной торговли; от него до мелкой розницы. К концу 1926 года частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государству и оставался только в розничной торговле. В начале 30-х годов рыбалка рыбаками велась в основном самостоятельно; к 40-м годам 0,8% рыбаков оставались в частном секторе, - говорится в летописи Ханты-Мансийского национального округа.

Господство бюрократической олигархии в конечном итоге привело наше общество к кризису. И это главная цена, которую мы заплатили за десятилетия бюрократического абсолютизма. Корни кризиса кроются в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствии демократических отношений между властью и обществом и отсутствии прозрачности. Для преодоления кризиса была необходима перестройка, которая открыла современный этап развития российского предпринимательства. 

История предпринимательства в СССР: 1987-1991

Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ. Наряду с общим возрождением в жизни общества («гласность», «плюрализм») перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованию экономики, обремененных крайне неэффективной структурой, доминированием военно-промышленного комплекса. комплекс (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов) в ущерб агропромышленному комплексу и социальной сфере.

Первые решения были приняты для повышения значимости территориальных (республиканских, региональных, региональных) органов власти, направленных на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах к принципам самоуправления и самофинансирования. В первую очередь это касается пищевой и легкой промышленности, бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, ЖКХ, производства стройматериалов, строительства, торговли, общественного питания, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах экономической деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

В ряде союзных республик (в основном, в Прибалтике), краях и областях стали проводиться экономические эксперименты в поисках гибких форм управления (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение контрактных цен и концепций ассортимента) открытие брендовых магазинов производителями для изучения спроса, введение самостоятельных небольших магазинов (производство на средних и крупных предприятиях) и рациональный размер предприятий, работающих на потребительском рынке. Уже в процессе отбора положительных результатов экономических экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Для развития арендных отношений, которые послужили важным шагом на пути перехода к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел закон СССР "О государственном предприятии (объединении)" 1987 года. Введенные этим законом формы учета затрат способствовали дальнейшему развитию местной промышленности и сферы обслуживания потребителей прогрессивных форм арендных отношений. Потребительские услуги стали первыми в расширении индивидуальных и семейных договоров аренды. Кафе, бары, мелкие торговые предприятия, бригады и фермы также приняли договор аренды. Лизинг, как и позже кооперативы, дал толчок к денационализации - необходимому подготовительному этапу системной приватизации.

Принципы и механизмы окупаемости, погашения, самоконтроля, практикуемые в аренде и в кооперативах, способствовали проявлению предпринимательства, ответственности, ориентации на конечный результат и способности противостоять известному риску. А именно, эти особенности органически характерны для малого частного предпринимательства. Однако движение к правовому и социальному признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было чрезвычайно трудным.

Необходимо напомнить Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г.), в котором обобщены практики многочисленных экспериментов и зарубежный опыт. Широко распространенный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ОИТ (с 429 тысяч человек в 1988 году до 723 тысяч человек в 1989 году, или на 69%), показал значительный потенциал для индивидуального и семейного частного предпринимательства. Этот потенциал в последующие годы, особенно после принятия закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995 года), был реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования юридического лица.

Этот закон снял ограничения на народное творчество и ремесла, ремесла, транспорт, ремонт и другие виды бытовых услуг, домашнюю работу; упрощена регистрация самозанятых лиц; сниженные налоги; возросла ответственность за представленные декларации о доходах, получение патента. Несмотря на значительные трудности в развитии индивидуальной трудовой деятельности в обществе, отношение к купцам и предпринимателям постепенно менялось.

Наиболее динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные Законом «О сотрудничестве в СССР» (1988), среди новых малых форм предпринимательства, рожденных в период перестройки, были новые кооперативы. Кооперативы, обладающие мощным зарядом легализованной предпринимательской деятельности, отличались максимальной гибкостью экономической деятельности для этих реальных условий. От первого, можно сказать, образцового кооперативного предприятия за короткий период с 1988 по 1989 год. Этот наиболее динамичный сектор экономики буквально взлетел до небес: количество кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании и сфере потребительских услуг в 1988 году увеличился более чем в 10 раз, количество занятых в них - в 10 раз, объем реализованных товаров и услуг - почти в 20 раз.

Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. Можно считать началом возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным началом этапа формирования начального капитала. Исследование действующих кооперативов, проведенное с участием сотрудников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989-1990 годах, показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше, чем у аналогичных (иногда соседних) государственных предприятий. Организация бизнеса, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (вознаграждения, наказания) - все указывало на то, что эти кооперативы являются прообразом малых частных предприятий.

Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов было безболезненным. Всплеск этого сектора с резким увеличением оборота наличности, идущий в какой-то степени от контроля государства (в лице Государственного банка СССР), вызвал противников среди партийных чиновников, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов хотеть ограничивать, контролировать доход (прибыль) кооператоров. Это также было связано с общей экономической ситуацией в 1989-1990 гг. Рост заработной платы на государственных предприятиях, доходов кооперативов и других коммерческих структур опережал темпы прироста товарной массы. В то же время конечные продукты и услуги кооператоров продавались по более высоким свободным (договорным) ценам. Это вызвало недовольство среди населения с низкими и средними доходами (пенсионеры, бюджетники).

Большинство кооперативов (почти 80%) были созданы внутри или с государственными предприятиями, исследовательскими организациями. Кооперативы продали значительную часть своей продукции и услуг государственным предприятиям и учреждениям по контрактам. Последние выплачиваются из своих источников (сформированных по соответствующей модели самофинансирования фондов) за счет безналичных форм выплат, не влияющих на их собственный фонд заработной платы и премий. Естественно, кооперативы получали деньги за выполненную работу, вознаграждая своих работников за качество продукции и срочность работы на более высоком уровне, чем у государственных предприятий.

Определенное недовольство среди консерваторов и сторонников традиционных взглядов также было вызвано налоговыми каникулами кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения в течение двух начальных лет прибыли кооперативов, которые производят товары народного потребления и услуги для социальных заказов (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог). Отсутствие подготовки налогового законодательства, а также всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, привлекли внимание руководителей государства и общественности только к такой организационно-правовой форме. предпринимательская деятельность как кооперативы.

Таким образом, негативные аспекты их деятельности были искусственно гипертрофированы с помощью средств массовой информации, приспосабливающихся к политической ситуации, в ущерб позитиву, который кооперативы привносили в практику самообеспечения и на потребительский рынок (в условиях только разговоров о приватизации и свободных ценах). 

Среди серьезных экономистов и юристов, которые занимались проблемами новых кооперативов с участием представителей международных организаций (ЮНИДО, МОТ), было растущее понимание того, что новые кооперативы в Советском Союзе являются не чем иным, как частными предпринимательскими структурами.

Страх предоставления полной свободы частному бизнесу привел в 1990 году к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, полиции и прокуратуры.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), несомненно, сыграло положительную роль. С одной стороны, в нем собраны и распространены полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, это приблизило практику управления к международному опыту создания и развития малого бизнеса. Но осталось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что правовой базы для создания и государственной поддержки частных (и других форм собственности) малых предприятий еще не существовало.

Страшная позиция руководства союзного государства в отношении конституционного и законодательного закрепления права на частную собственность и ее защиты на фоне усиления центробежных тенденций союзных республик привела к тому, что законы о собственности, предприятиях и Предпринимательская деятельность (декабрь 1990 г.) в РСФСР оказалась более продвинутой. Разнообразие экономики было признано с правом частной собственности граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего владелец).

В Законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) закреплено право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Фактически было зафиксировано равенство различных форм собственности. Была признана недопустимость введения государством ограничений или, наоборот, предоставления им льгот предприятиям той или иной формы собственности.

Дискриминация малого бизнеса была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в РСФСР" (июль 1991 года). Наряду с критериями, определяющими размер малых предприятий, в указе были рассмотрены организационные и экономические условия для развития малых предприятий, установлены налоговые льготы для них, а также уравнены права малых предприятий различных форм собственности. Указ инициировал работу по развитию малых предприятий и созданию программ для их развития.

Созданная к концу 1991 - началу 1992 года. Ситуация в обществе и экономике поставила перед гражданами России и, конечно же, перед предпринимателями вопрос выбора будущего жизненного пути, их положения и места в предстоящем экономические реформы 1992 года.

Развитие предпринимательства Россия: 1992–1996 годы 

1992 год, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел в историю страны как период грандиозных, но несбывшихся надежд. Курс «молодых реформаторов», который привел правительство Российской Федерации к «шоковой терапии», открыл шансы для частного предпринимательства, пробудив надежды значительной части населения России на то, что Россия быстро достигнет западного уровня жизни и других качеств. общества потребления и свободного предпринимательства.

Обещая выход из кризиса к осени 1992 года, правительство отошло от любой активной экономической политики, сославшись на то, что без государства и, соответственно, без правительства, элемент рынка (саморегулирование) поставит все на своем месте. 

Было объявлено, что силам формирующегося рынка не следует препятствовать, а предпринимательские усилия широких масс населения решат все проблемы. Крупномасштабная приватизация была поставлена ​​на первый план, что, как утверждалось, должно было создать широкие слои собственников, которые могут работать и в то же время защищать свои интересы, то есть формировать российский средний класс.

Однако, как и прежде, в советские годы красивые слова и лозунги у власти на деле оказывались не чем иным, как прекрасным идеологическим экраном для совершенно других вещей. Оказалось, однако, это немного позже. 

В то же время надежды на лучшее в сочетании с отменой административных и уголовных запретов на основные виды предпринимательской деятельности способствовали быстрому росту числа малых предприятий по всей стране: 1992 год стал самым высоким со времен середине 1980-х годов. По сей день темпы роста количества малых предприятий (в 2,1 раза) и количества занятых на них.

В некотором смысле этот факт феноменален, поскольку осуществленная в то время либерализация цен и введение налогового давления значительно подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. Быстрая инфляция привела, с одной стороны, к снижению стоимости сбережений населения, а с другой - к резкому росту процентных ставок по банковским кредитам. Это вызвало настоящий паралич в инвестиционной деятельности, который продолжается и по сей день.

Статистика показывает, что в то время сфера науки и научных услуг стала абсолютным лидером по увеличению количества малых предприятий - здесь количество малых предприятий увеличилось в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следует материально-техническое снабжение и общие коммерческие действия для обеспечения функционирования рынка (в 2,9 раза). Рост числа малых предприятий в сфере народного образования (в 2,8 раза) также близок к этим данным.

Можно констатировать, что в условиях провозглашения начала рыночных реформ российский малый бизнес продемонстрировал свои позитивные возможности. Его наиболее важными функциями были социальное демпфирование, обеспечение выживания больших слоев населения в условиях острого кризиса посредством «самозанятости», предоставление возможности получения дополнительных (в дополнение к основной, часто только формальной занятости) средств к существованию. По сути, речь шла не о производстве, а о торговле и посредничестве, на долю которого приходилось более 50% малых предприятий.

Быстрое развитие торговой и посреднической деятельности стало ответом на подрыв первоначальной финансовой базы малого бизнеса. Либерализация внешней торговли в последние годы существования СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любых торговых операций. Падение платежеспособного спроса потребителей в те годы активно компенсировалось мелкими торговыми предприятиями за счет импорта товаров, хотя и не очень высокого качества (по аналогии с товарами китайского производства), но совершенно нового ассортимента, который был недоступен российским потребителям при советской власти.

Следует также помнить о широком распространении рынков одежды и продуктов питания, таких как блошиные рынки. Рублевая гиперинфляция, а также сверхвысокие налоги в сочетании с заниженным официальным курсом доллара к рублю поставили на колени всю российскую промышленность. Подавляющее большинство продукции российских предприятий стало совершенно неконкурентоспособным по отношению к импорту. Крупные и средние предприятия останавливались один за другим.

Так называемый «челночный» бизнес становился все более распространенным. Десятки тысяч людей уехали за границу за товарами. Были каналы для перевозки самих шаттлов за границу и товаров, которые они приобрели обратно в страну. В Турции и Китае возникли целые крупные населенные пункты, жители которых стали специализироваться на мелкооптовом снабжении российских «челноков» местной продукцией. 

Быстрый оборот небольших торговых столиц превратил их в средние. Более того, мелкая торговля быстро отреагировала на растущую социально-экономическую дифференциацию российского общества, сгруппировавшись в нишах, обслуживая как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем дохода.

В 1992 году произошло значительное сокращение доли малых предприятий в промышленности и строительстве. Но относительный спад в производственном секторе российского малого бизнеса нельзя оценивать только как негативное явление. Дело в том, что деятельность полукриминальных малых предприятий, созданных ранее при советских государственных предприятиях, была прекращена только для того, чтобы получать сырье и материалы по низким государственным ценам, а также продавать продукцию по бесплатным высоким ценам. Либерализация цен сделала бессмысленным существование таких маленьких «производственных» предприятий.

В 1993 г. процесс быстрого «основания» продолжился, что привело к увеличению числа малых предприятий примерно на 2/3. Более того, в абсолютном выражении рост малого бизнеса превысил данные за предыдущий год. В отраслевой структуре доля торговли и посреднической деятельности несколько увеличилась, а доля продукции также немного снизилась.

Кроме того, само правительство, как отмечалось выше, из-за очень строгого налогообложения подтолкнуло предприятия к нарушению налогового законодательства. Сложилась (внедрилась) ситуация, в которой почти любой представитель МП может быть привлечен к ответственности за нарушение определенных законов или нормативных актов. Правда, такого рода судебное преследование было крайне редким из-за слабости самих структур государственного контроля, в том числе налоговых органов. Массовые нарушения законов, вызванные деятельностью самого правительства, в сочетании со слабостью государства вызвали разгул криминального террора против депутата.

В 1994 г. темпы роста числа малых предприятий и занятых в них резко замедлились: рост составил чуть более 1%, средняя численность работников на малых предприятиях сократилась. После быстрого роста внезапная остановка развития МТ произвела эффект абсолютного удивления.

Причины остановки роста числа российских малых предприятий условно можно разделить на глубинные и наземные. Если мы начнем с последнего, то основными из них будут сужающие характеристики начала 90-х годов. Источники способствовали получению относительно больших доходов в сфере малого бизнеса, исчерпанию психологических ожиданий, широчайшим финансовым возможностям для самостоятельной предпринимательской деятельности. Что касается глубинных причин замедления роста числа малых предприятий, то они напрямую вытекают из общей экономической политики нового российского правительства во главе с BC Черномырдиным.

Основной упор в ней сделан на укрепление и содействие развитию экспортно-ориентированного топливно-энергетического комплекса. Ни первый, ни второй не нуждались в малом бизнесе вообще. Собственно, этот факт предопределил несчастную судьбу российского малого бизнеса в последующие годы. В российской экономике стала прослеживаться тенденция к началу новой концентрации и централизации капитала, а также самой экономической активности. Начался масштабный захват предприятий. Часто наиболее прибыльные малые предприятия становятся первыми жертвами таких поглощений. Менее прибыльные малые предприятия не могли конкурировать со средними и крупными фирмами и обанкротились.

В 1995 г. впервые началось уменьшение числа российских малых предприятий (на 8,8%) и среднего числа занятых в них (на 4,5%).

Вместе с тем следует признать увеличение в период 1995-1996 годов. влияние фактора перерегистрации и ликвидации неработающих предприятий на динамику развития малого бизнеса. В 1995 г. был введен новый Гражданский кодекс (Гражданский кодекс) Российской Федерации. В соответствии с положениями его первой части, малые предприятия в форме товариществ (а это очень распространенная экономическая форма малых предприятий) должны были перерегистрировать свои учредительные документы и преобразовать свои предприятия в соответствии с требованиями ГК. Однако не следует переоценивать значение этого фактора в общем абсолютном сужении сферы российского малого бизнеса.

Провозглашенный правительством курс BC Черномырдина на финансовую стабилизацию уже перевел все российские малые предприятия в категорию «выживших». До этого «выжившими» были в основном предприятия производственного сектора. Но это также имело свои положительные стороны. Политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, привела к значительному замедлению темпов роста числа малых предприятий, но, с другой стороны, имела выраженный реорганизационный эффект.

В стране начала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия стали играть роль, характерную для малых предприятий в рыночной экономике. Начались нормальные рыночные условия, характеризующиеся конкуренцией между малыми предприятиями, основанной на улучшении качества и разнообразия товаров и услуг. 

Малые предприятия боролись за выживание, научившись приспосабливаться к рыночным вызовам. Таким образом, чтобы повысить свою жизнеспособность, они начали активно диверсифицировать свою экономическую и инвестиционную деятельность. Более половины некоммерческих предприятий помимо своей основной деятельности в 1995 году также занимались торговлей.

Впервые за несколько лет в 1995 году увеличилось число людей, занятых на одном малом предприятии, - на 0,8% по сравнению с 1994 годом. Конечно, темпы роста невелики, но это иллюстрируют данные Социологические опросы, в ходе которых руководители малых предприятий говорили о необходимости численного расширения своего бизнеса. И, что очень важно, они отметили, что пришло время для перехода от полулегальной скрытой занятости к нормальной, адекватной действующему законодательству, то есть появились легализации деятельности «теневых» малых предприятий. 

Повышение инвестиционной активности малого бизнеса было особенно примечательно. Общий объем капитальных вложений в эту область в 1995 году увеличился в 4 раза, а в промышленность - в 7,4 раза.

1994-1996 российский депутат остро нуждался в государственной поддержке и защите. Сами государственные органы знали об этом. Более того, в регионах формирование системы поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации были приняты первые законы и программы по развитию малого предпринимательства и созданы фонды для его поддержки.

На федеральном уровне первая программа поддержки МП была принята только в 1994 году, но так и не была полностью реализована. Федеральный закон о государственной поддержке малого бизнеса был принят в 1995 году, но его содержание оказалось полностью выхолощенным по сравнению с проектами, разработанными с 1992 года. Создан в 1995 году. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства России Федерация (сейчас ликвидированная) возлагала большие надежды, но конкретных случаев не было. 

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере работали, но их финансовые и организационные возможности были крайне малы. Возникла острая нехватка финансовых ресурсов для поддержки трудоспособных российских малых предприятий.

Чтобы кардинально улучшить ситуацию в сфере парламента, потребовалось политическое решение самого высокого уровня. В ожидании такого решения российский малый бизнес подошел к Первому Всероссийскому съезду своих представителей. 

История российского предпринимательства в 1996-1999 гг. 

Обрисована еще в 1995 г. тенденция к снижению общего числа малых предприятий в 1996 г. усилилась. Однако это во многом было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в 1995 году. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также с перерегистрацией существующих малых предприятий.

В 1997 г. практически во всех отраслях отмечен рост числа малых предприятий; в целом по Российской Федерации он составил 4,2%, достигнув наибольшего значения в сфере здравоохранения, культуры и социального обеспечения - 43%; в сельском хозяйстве - 10,2%, в транспорте - 8,6%. В сфере науки и научных услуг было меньше малых предприятий - на 4,6%, материально-технического снабжения и продаж - на 0,8%. 

Количество индивидуальных предпринимателей, по данным Федеральной налоговой службы России, на 1 июля 1997 года составило 3,5 миллиона человек. Учитывая тех, кто работает по контрактам и неполный рабочий день, а также IPBOYUL, более 12 миллионов человек были заняты в малом бизнесе.

Сформированная отраслевая структура малого бизнеса практически не изменилась за эти годы. Непроизводственная сфера остается более привлекательной для малого бизнеса, чем реальный сектор. Так, в 1997 году большинство малых предприятий работали в сфере торговли и общественного питания - 43,2%; в строительстве и промышленности - 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой малого бизнеса как сектора экономики, а во-вторых, глобальной тенденцией господства (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной сферой.

За эти годы не было никаких существенных структурных изменений в секторе МП. Так, доля промышленных предприятий в общем количестве российских малых предприятий несколько увеличилась - с 14,2 в начале 1995 года до 15,7% в начале 1999 года. Также увеличилась доля строительных компаний - с 13,8% до 15,8%. Доля предприятий, занятых в торговле и общественном питании, несколько снизилась: по состоянию на 01.01.95 г. они составляли 46,8% от общего числа малых предприятий, а по состоянию на 01.01.98 г. - 44,5%. 

Перспективы развития малого бизнеса 

Развитие малого бизнеса в регионах России

Малые предприятия распределены крайне неравномерно по территории Российской Федерации. Почти треть из них по состоянию на 1 января 1998 г. была сосредоточена в Центральном округе, около 21% всех российских малых предприятий в Москве и 12,1% в Санкт-Петербурге. Наименьшее количество малых предприятий приходится на Калининградскую область и Северный регион: 0,8 и 2,0% от общего количества соответственно.

В течение 1997 года количество малых предприятий увеличилось во всех регионах России. Темпы роста были особенно значительными в Северо-Западном регионе - 6,9%, в Калининградской области - 5,6% и в Центральном регионе - 3,2%. Занятость малого бизнеса в Российской Федерации столь же неравномерна, как и количество малых предприятий. Почти треть всех работающих на малых предприятиях России, по итогам 1998 года, сосредоточена в Центральном регионе. Далее с большим отрывом идут Северо-Кавказский регион (11%), Урал и Поволжье (по 9% каждый). 

По основным показателям развития малого бизнеса большинство российских регионов находятся на крайне низком уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий.

В начале 1998 года вклад малых предприятий в российскую экономику, по данным Госкомстата России, на малые предприятия составлял 31,8% от общего числа российских предприятий. 

По данным Госкомстата России, из общего числа хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на начало 1995 года, 68-72% составляли малые предприятия, из которых более трети не начинали хозяйственную деятельность. Если оценка Госкомстата России также была правильной в начале 1998 года, то с учетом изменения критерия обращения к малым предприятиям доля зарегистрированных малых предприятий составила примерно 60%.

В целом, между 1996 и 1998 гг. можно проследить как абсолютное сокращение числа действующих малых предприятий, так и уменьшение их доли в общем количестве зарегистрированных предприятий. Тем не менее в ряде отраслей на долю действующих малых предприятий на конец 1997 года приходилось около половины всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов: в сфере торговли и общественного питания - 44,2%, строительства - 49,7% и информационно-вычислительных услуг - 54,3% - В промышленности доля малых предприятий составила 39,9%. Наименьшая доля малых предприятий в общем количестве зарегистрированных предприятий зафиксирована в сельском хозяйстве - 35%

Малый бизнес, о чем свидетельствуют результаты 90-х годов, обеспечивал работой каждого восьмого или девятого, занятого на российских предприятиях. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности работников составила 13,2%. В ряде отраслей вклад ГП в занятость был еще выше. Так, 39,3% от общего числа занятых в этой отрасли работали на строительных предприятиях, 35,9% - в сфере науки и научных услуг и 35,2% - в торговле и общественном питании. В промышленности каждый десятый работал на малых предприятиях.

На конец 1996 года прибыль малых предприятий составляла более четверти всей прибыли в народном хозяйстве. В непроизводственной сфере бытового обслуживания населения прибыль получили только малые предприятия. В строительстве прибыль малых предприятий составила 56,5% от общей прибыли отрасли. В сфере торговли и общественного питания, общей коммерческой деятельности, обеспечивающей функционирование рынка, общая прибыль малых фирм превышает прибыль средних и крупных предприятий.

Таким образом, основные параметры развития российского малого бизнеса (количество малых предприятий и отраслевая структура) в 1996-1998 гг. - с учетом изменения критериев отнесения предприятий к малым - в целом остался стабильным или уменьшился (численность работников). Незначительный рост числа малых предприятий и численности работников в 1997 году по сравнению с 1995-1996 годами. едва превысил пределы допустимой статистической погрешности и не изменил общей тенденции, которая прослеживалась в кризисе 1998 года.

Доля малых предприятий в основных показателях экономического развития остается скромной; согласно официальной статистике, она даже снижается (например, доля малых предприятий в общей прибыли национальной экономики). Тем не менее, относительная рентабельность сектора малого бизнеса даже в этих условиях остается выше, чем у крупных предприятий. 

Распределение малых предприятий по всей стране остается крайне неравномерным - более трети малых предприятий по-прежнему сосредоточены в двух столицах. Среднее число малых предприятий на тысячу жителей - около 10 - примерно в 3-5 раз ниже, чем в Западной Европе или ряде бывших социалистических стран.

В целом ни темпы, ни характер развития сектора ЮВ, зафиксированные государственной статистикой, в период 1996 - 1999 гг. Не соответствуют представлениям об эффективной структуре конкурентной рыночной экономики: желаемый прорыв к новым рубежам не произошло. 

Заключение

Не делая вид, что полностью изучаю развитие отечественного предпринимательства, я столкнулся с более скромной задачей - показать развитие предпринимательства в России, потому что эти знания могут помочь нам, переосмыслив прошлое, понять сегодняшнюю жизнь и можно избежать некоторых ошибок. Как свидетельствуют историки, наиболее благоприятным периодом для развития предпринимательства внутри страны был период с 1861 по 1917 год, когда рост предпринимательской активности ощущался независимо от реформаторской деятельности царей, правительства, кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к трансформациям всем ходом предыдущего отечественного и международного развития.

Предпринимательство в широком смысле - это независимая деятельность людей, которые организуют производство или торговлю, имеют собственный бизнес, приносящий доход. Развитие предпринимательства и рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых заключается в следующем. Наша страна принадлежит к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с некоторой задержкой во втором эшелоне начали индустриализацию своей экономики и, как следствие, часто вынуждены полагаться в своих утверждениях не только на экономические , но и по административным методам.

В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основной упор делался не на свободе предпринимательства, как в Англии или Соединенных Штатах, а на государственном регулировании, которое предопределяло относительно жесткое подчинение предпринимательской деятельности национальным задачам и довольно безразличное отношение к низкой экономической эффективности.

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов в странах Восточной Европы, растущие экономические трудности в нашей стране, заставили нас переосмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена ​​задача коренной перестройки самой экономической системы. Административно-командная система начала разрушаться, были созданы условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало коренного изменения отношения к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция и предпринимательство.

Впервые со времен нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Создана правовая основа для развития предпринимательской деятельности. Так, в частности, в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» под предпринимательством понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой страх и риск и под имущественную ответственность в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития независимости, инициативности, ответственности, риска, активного поиска, динамизма, мобильность.

Однако нынешняя бизнес-среда в России сложная. Об этом говорят предприниматели-члены Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. На вопрос: «Как вы оцениваете условия для развития предпринимательства в стране?» 39% респондентов ответили «удовлетворительно», а 61% респондентов назвали условия «плохими». Это еще раз подтверждает, что без учета опыта наших предков, которые ставили перед собой те же цели и действовали в том же направлении, что и современные предприниматели, без исторических корней, предпринимательство будет повторять уже совершенные ошибки.