История образования в дореволюционной России

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.07.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Разночинцы в русской культуре ХIХ века
Русская культура и русские революции. Русская революция 1917 года как фактор рождения и развития мира советского и постсоветского человека
Западноевропейские факторы в истории российского дореволюционного образования
Европейская культура на рубеже ХIХ и ХХ веков: кризис исторического оптимизма и его выражение в философии и искусстве (кризис «модерна»)


Введение:

Человек становится тем, кем он является, способным к творческой деятельности в определенной сфере труда и творчества, общаться с другими членами общества через разнообразные формы личных и деловых контактов, основанных на общечеловеческих, социальных и моральных нормах - только благодаря образованию.

Нет другого способа, кроме образования, подготовить человека к высшему, по мнению М.Горького, положению на земле - быть человеком. Без образования и воспитания невозможно обеспечить профессиональную подготовку человека, дать ему навыки в той или иной отрасли труда.

Понятие «образование» носит исторический характер. Итак, в XIX в. оно полностью соответствовало буквальному значению термина (немецкий язык: Bildung) и означало «формирование образа» (духовное или физическое). В этом смысле великий швейцарский учитель Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) ввел его в научный оборот.

В настоящее время под образованием понимается: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование является важнейшим двигателем прогресса, источником человеческого роста, колоссальным духовным потенциалом нации. Обществу нужен человек будущего, способный открыть новые горизонты в науке, технике, искусстве. Сегодня тема управления образованием актуальна как никогда. В последние годы нестабильная ситуация в стране в сфере образования накопила огромное количество проблем.

Эта сфера в Российской Федерации является приоритетной, поскольку все мы понимаем, что образование отвечает не только за образование и воспитание подрастающего поколения, но и по-своему отвечает за экономику и политику страны.

В трудных условиях, тем не менее, удалось сохранить саму систему образования, систему, которую многие страны мира пытаются достичь в некоторых отношениях.

Сегодня много говорится о приоритетности образования в развитии страны. Тезис об образованной высокоинтеллектуальной нации звучит практически во всех программах всех общественных организаций и партий без исключения. Государству нужны компетентные, предприимчивые и общительные люди, готовые соответствовать требованиям 21-го века.

Благосостояние и процветание России зависит от качественной системы образования.

Возрождение России немыслимо без нового взгляда на образование.

Цель написания данной работы - показать систему образования в СССР, ее уникальность, а также дать анализ современных реформ в области образования.

При написании данного проекта были поставлены задачи:

  1. Показать систему образования в дореволюционной России.
  2. Отразить конституционно-правовые основы народного образования в СССР, его систему управления, а также показать систему образования российских Федерация, ее развитие на новой конституционно-правовой основе, проблемы управления в постсоветский период.
  3. Проанализировать реформы в сфере образования в современной России, затронуть приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации.

Для написания этой работы была использована следующая литература: «Законодательство о народном образовании» Г.А.Дороховой, в которой изложены основные положения в области законодательства в советское время. Основой для написания работы послужил Закон Российской Федерации «Об образовании», содержащий общие положения законодательства в области образования, отражающие систему образования, управление ею, экономику системы образования, социальные гарантии реализации. прав граждан на образование и международную деятельность в сфере образования. Были использованы различные сборники нормативных актов, статистические сборники, отражающие ситуацию в сфере образования в процессе его развития; материалы всесоюзных семинаров - совещаний идеологических работников; Российский общественно-педагогический журнал «Народное образование» излагает образовательные стратегии для образовательной политики. Газеты «Первое сентября», «Управление школой», сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки России «Вестник образования».

Можно сделать вывод, что проблемы в сфере образования Российской Федерации наконец были замечены и их решению придается большое значение.

Народное образование СССР и его система управления

Система образования в дореволюционной России

На территории бывшего СССР первые школы возникли в Армении и Грузии в 4 веке и в Азербайджане в 5 веке. В центрально-азиатском регионе и в Азербайджане, где население преимущественно исповедовало мусульманскую религию, начиная с VII в. основными типами школ являются мектебы и медресе, которые сохраняли свое приоритетное положение до Октябрьской революции 1917 года.

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII-IX вв. возникло одно из крупнейших раннефеодальных государств в Европе. В развитии древнерусской культуры и просвещения значительную роль сыграло введение улучшенного алфавита (кириллицы).

Согласно отдельным летописям о школах в Киевской Руси, существует в X-XIII вв. они открывались при церковных приходах, монастырях и дворцах князей. В «Повести временных лет» (988) отмечается, что для распространения письменной культуры князь Владимир попытался организовать христианскую школу. Фактически это одно из первых официальных свидетельств начала систематического обучения в столице древнерусского государства Киеве. Берестяные грамоты XI-XV вв. свидетельствуют о том, что грамотность в Древней Руси была достаточно распространена не только среди феодальной знати и духовенства, но и среди горожан, горожан, ремесленников и купцов. В определенной степени этому способствовали «Мастера грамотности» - клерки и «мирские» люди, которые занимались обучением детей «неполный рабочий день» с основным ремеслом. В определенной степени своей деятельностью они удовлетворяли растущие потребности в обучении грамотных людей из масс.

Первым высшим учебным заведением в России стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в Москве в 1687 году. После открытия Московского университета в 1755 году академия постепенно превратилась в богословское учебное заведение.

Эпоха с начала XVIII века и фактически до конца XIX века. Можно по праву назвать эпохой реформирования образования в России. Его открыли образовательные реформы Петра I (внедрение гражданского алфавита и появление периодической печати, создание Академии наук, открытие первых советских государственных школ - математических и навигационных наук, реальных школ при заводы и верфи, цифровые училища - первые государственные общеобразовательные училища, создание Военно-морской академии в 1715 г. на базе морских классов школы математических и навигационных наук). Реформы Петра отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим потребностям армии, флота, промышленности, торговли и управления.

Среди прогрессивных достижений образовательных реформ восемнадцатого века. К ним относятся: создание крупных центров культуры, науки и образования (Академия наук, Московский университет), новые типы реальных школ, организация государственных общеобразовательных школ, а также расширение системы образовательных учреждений в целом. Однако образовательные реформы XVIII в. усилилась тенденция придания системе образования классового характера: возникли благородные учебные заведения; Реформа религиозного образования привела к открытию начальных епископских школ, духовных семинарий, коммерческих школ, государственных школ и колледжей для детей городских низших классов, филистимлян, солдат и матросов.

В дальнейшем система образовательных учреждений. Сеть начального образования состояла из приходских школ, земских школ и крестьянских школ грамотности. Среднее образование было представлено двумя типами учебных заведений: классические гимназии (учились дети дворян, прием детей бедных родителей ограничивался циркуляром «О готовке детей») и реальные школы (подготовленные специалисты разных профессий). Высшее образование было доступно в институтах и ​​университетах. Число грамотных людей росло: в 60-е годы. XIX век они составляли 6% населения, в конце XIX в. - 28%. Это был прогресс по сравнению с прошлым, но по сравнению с другими странами Россия оставалась отсталой страной.

С 1882 года начальное образование полностью перешло под контроль церкви.

В конце XIX - начале XX в. при построении начального образования можно выделить следующие принципы:

  1. Независимость. Начальная школа в дореволюционной России была самостоятельным учебным заведением. Она была отделена от средней школы и не имела с ней никаких контактов, у нее были свои учебные планы и планы.
  2. Управление одним человеком. В 1898 году все виды начальных школ, за исключением конфессиональных, были подчинены Министерству образования, которому они отвечали за реализацию государственной программы обязательных предметов. К ним относятся: Божий закон, чтение книг гражданской и церковной печати, письменность на русском языке, арифметика, русская история и география, естествознание, рисование и графика.
  3. Кратность. Начальная школа была не единственным учебным заведением, в котором все дети должны были учиться. Тип учебного заведения зависел от места проживания студентов, их национальности, религии, сословия и достатка в семье.
  4. Терпимость. Хотя Закон Божий был не только обязательным, но и основной академической дисциплиной, это вовсе не означало, что в начальной школе полностью и полностью доминирует православная церковь. Преподавание этого предмета зависело от религии учеников, а дети старообрядцев и сектантов получили право на домашнее образование по этому предмету. Кроме того, были специальные конфессиональные школы, в которых начальное религиозное образование предоставлялось детям, исповедующим основные религии Российской империи в различных областях христианства, ислама и иудаизма.
  5. Супранационализм. Несмотря на то, что начальная школа оставалась преимущественно русскоязычной, ее задачей было воспитание как можно большего числа народов империи.
  6. Альтернатива. Начальная школа рассматривалась как альтернатива среднему образованию. По этой причине его выпускникам было отказано в доступе в высшие учебные заведения, а также на административные и бюрократические должности. Тем не менее, поскольку основной контингент учащихся составляли дети из представителей облагаемых сословиями крестьян, буржуа и рабочих, они открыли самые широкие возможности для продолжения образования в профессионально-технических училищах, благодаря которым государство, сохраняя при этом установленную классовую иерархию, получили квалифицированные рабочие, инженерно-технические работники, преподаватели низшей категории. Кроме того, так как начальное школьное образование началось в возрасте 7 лет, студент, который окончил однолетнюю школу, имел право и возможность проводить вступительные экзамены в гимназию или реальную школу.
  7. Профессиональная направленность. Кажется, что педагогика является основным профилем в специализации начальных школ. Выпускники, оставшиеся в школах в качестве помощников учителей, в течение 3 лет получали практическое начальное педагогическое образование и, по рекомендации педагогического совета, поступали в соответствующие средние и высшие учебные заведения вне конкурса. Мастерство было проведено менее тщательно, что считалось основным предметом только в ремесленных и технических начальных школах.
  8. Открытость. Этот принцип должен рассматриваться в двух аспектах. Система первых школ-интернатов не была типичной для начальных школ. Он был полностью реализован только в детских домах и в небольшом количестве частных начальных школ. Во-вторых, начальная школа была официально объявлена ​​общеклассовым образовательным учреждением. Любое поместье имеет право на получение начального образования, и это в основном касается представителей облагаемого налогом поместья в любом возрасте. Тем не менее, классовая природа образования также была сохранена, потому что начальные школы, расположенные в сельской и городской местности и в местах переселения казаков, во-первых, принадлежали к разным типам учебных заведений, а, во-вторых, были рассчитаны на конкретную студенческую популяцию.
  9. Платность. Начальное образование, как и среднее, было платным. Однако плата за обучение колебалась в зависимости от того, кто был основан в школе. В частности, благотворительным организациям, особенно в сельской местности, удалось снизить плату за обучение до действительно символической суммы в 20 копеек в месяц.   

Начальная школа в дореволюционной России сыграла важную роль в распространении начального общего и религиозно-нравственного воспитания среди всех слоев населения.

Накануне Первой мировой войны начальная школа Российской империи состояла из следующих типов учебных заведений.

Начальные школы

Этот тип включает в себя различные начальные школы. Номинально провозглашенные универсальными, они, тем не менее, оставались сословиями с точки зрения приема студентов в зависимости от местности. Прежде всего, назовем сельские начальные школы - одноклассные со сроком обучения 3 года и двухлетние с пятилетним сроком обучения. Городские начальные школы относятся к тому же типу (до 1878 года - районные начальные школы). Они были одноклассниками, двух, трех и четырех лет. Срок обучения в них был установлен в 6 лет.

В качестве особого типа классных начальных школ необходимо выделить казачьи (военные) школы с 6-летним сроком обучения. При составлении обязательных предметов особое внимание уделялось начальной военной подготовке мальчиков, что было связано с традициями казачества.

Начальные школы и казачьи (военные) школы находились в ведении Министерства народного образования. Круг создателей этих учебных заведений не был ограничен.

В качестве принципиально нового вида начальных школ в 1912 году были созданы высшие начальные школы (ВНУ), отобранные из городских начальных школ, двухклассных государственных школ Киевской, Подольской, Волынской губерний и четырехлетних женских школ Донского региона. Их целью было дать студентам полное начальное образование. В ВНУ были приняты дети в возрасте от 10 до 13 лет, которые посещали одноклассную начальную школу Министерства народного образования.

В ВНУ были открыты дополнительные классы или курсы - педагогический, почтовый телеграфный, бухгалтерский, строительный, электротехнический, сельскохозяйственный и ремесленный. Обучение в них проводилось по углубленной программе.

Выпускники ВНУ могут продолжить свое обучение в следующих специальных учебных заведениях по профилю их специализации (их список был специально оговорен в Положении о ВНУ): педагогические институты и семинарии, средние сельскохозяйственные школы, Никитская садоводческая школа, Суводская нижняя лесная школа, лесные училища, землеустроительные школы, петроградские политехнические курсы, художественные училища и училища, Строгановское центральное училище, средние техникумы, техникум, факультеты артиллерии, общеобразовательный строительный техникум, Охтинский механико-технический техникум, петроградские сельскохозяйственные курсы, Саратовский техникум железнодорожного транспорта, речные училища, фельдшерские училища, прядильные училища, МГУ им. Шанявского.

Конфессиональные учебные заведения

Конфессиональные учебные заведения были четко разделены по религиозным принципам.

Образовательные учреждения для детей православных конфессий получили финал: регистрация по Высочайшему указу от 13 апреля 1884 года, который утвердил Правила о приходских школах. Основой учебной программы был Закон Божий.

Приходские школы были разделены на одноклассные (трехлетние) и двухлетние с пятилетним сроком.

Помимо приходских школ, в школах грамотности, в которых не указан срок обучения, предоставляется начальное образование. Этими учебными заведениями руководило епархиальное духовенство.

Деятельность образовательных учреждений для детей разных вероисповеданий и язычников регулировалась Высшим постановлением от 23 июля 1844 года о частных образовательных учреждениях и домашних учителей, фактически приравнивая к частной школе.

Церковные школы для детей неортодоксальной веры с периодом обучения от 3 до 6 лет обеспечивали начальное начальное образование и обучали основам национальной религии детей католиков, протестантов и последователей армяно-григорианской церкви.

Эти школы существовали до 1898 года, когда они были преобразованы в школы, объединяющие учащихся не на узкой конфессиональной, а на национальной и религиозной основе.

Среди евреев основы начального образования и основы еврейской религии были распределены специальными духовными начальными школами, созданными местным еврейским духовенством как частные школы. Срок обучения в шапке колебался от 7 до 10 лет.

У мусульман также был свой тип начальной духовной школы. Это называлось мектебе. В течение трех лет студенты изучали арабский язык и письменность, основные принципы шариата, мусульманские молитвы и ритуалы, читали Коран. Это был самый закрытый тип начального религиозного учебного заведения, поскольку потребность в начальном европейском образовании была категорически отвергнута, и все попытки императорской администрации ввести общеобразовательные предметы в метебах были встречены среди мусульманского духовенства, которое было ответственным, из этих школ, с полным недоразумением и отказом.

Национальные начальные школы

Начальная школа в дореволюционной России по существу оставалась русскоязычной. Однако в эпоху Великих реформ с реструктуризацией системы образования в Империи стало ясно, что в районах с нерусским коренным населением введение чисто русской школы было обречено на провал. Необходима была другая система образования, которая, без насилия против национальности, позволяла бы иностранцам участвовать в полноценной жизни подданных империи, позволяла бы им получать не только базовое образование, но и продолжать учебу. в средних школах и, если позволит Бог, в высших учебных заведениях.

26 марта 1370 г. Министерство народного просвещения издало Правила о мерах по образованию иностранцев, утвержденные в 1872 г. Положением о начальных школах, в которых была установлена ​​новая система начального образования в России. Согласно Правилам, для иностранцев были введены два типа государственных начальных школ: первый - для исповедания христианской веры, второй - для мусульманских татар. Срок обучения у них определялся от 3 до 6 лет.

Частные начальные школы

Существование школ такого типа было консолидировано в 1844 году. Все частные учебные заведения были подчинены Министерству народного образования, которое скрупулезно следило за выполнением Госстандарта.

Частные начальные школы назывались государственными и делятся на категории в зависимости от продолжительности обучения. В школах первой или высшей категории дети учились 6 лет, срок обучения в школах второй категории составлял 3 года, третьей - 1-2 года.

Частные домашние школы, которые обеспечивали начальные основы обучения, то есть учили читать, писать и считать.

Нижние технические и ремесленные училища

Дети, которые учились здесь, получили не только начальное образование, но и освоили определенную профессию. Срок обучения был 6 лет. Характерно, что выпускники техникумов и профессиональных училищ не имели права поступать в высшие учебные заведения, что препятствовало отвлечению квалифицированных рабочих от производства.

Особым видом школ такого типа были железнодорожные школы, первоначально подчиненные Министерству путей сообщения, а с 1898 года - Министерству народного образования, как технические и ремесленные училища.

Начальные школы при приютах и ​​благотворительных учреждениях

Среди начальных учебных заведений необходимо выделить как общеобразовательные, так и ремесленные школы-интернаты для детей-сирот в государственных и частных детских домах, общеобразовательные школы при монастырях и т.д.

Все учреждения этого типа, за исключением монастырских школ, подчинялись Министерству народного образования. Занятия проводились в городских и сельских школах.

Начальные школы для людей, которые не в состоянии использовать обучение ежедневно

Воскресные школы, открытые по инициативе правительства, городских и сельских обществ, духовенства, частных лиц, но подчиненные Министерству народного образования, в течение 6 лет обучали работников закону Божьему, письму, чтению книг гражданской и церковной прессы, арифметика, а там, где была возможность - и церковное пение.

Отмеченные особенности системы образования в рассматриваемый период наряду со сложным социально-экономическим положением бедных привели к тому, что накануне октябрьских событий 1917 года Россия значительно отставала от развитых стран Западной Европы. с точки зрения грамотности. По данным 1913 года, четыре пятых детей школьного возраста не могли получить образование. В стране большие массы людей были неграмотными. По сравнению с 1926 г. уровень грамотности в возрасте 9-49 лет составил всего 57%.

Заключение

В заключение этой работы необходимо сказать, что, несмотря на глубокие изменения и преобразования, которые изменили социально-экономические, политические условия и духовную и культурную жизнь людей, отечественная система образования сохранила свой потенциал. Российское образовательное пространство остается единым, обеспечивая не только общее образование и профессиональную подготовку детей и молодежи, но и, в значительной степени, социально-культурную и духовно-нравственную целостность общества и преемственность его поколений.

Российское образование доказало свою силу, способность решать сложные проблемы, избегать сбоев и ломать систему, терпеливо и самоотверженно преодолевать объективные и субъективные трудности. Его материальная база в значительной степени исчерпала свои ресурсы, уровень оплаты труда педагогов недопустимо низок, а недостаточное финансирование приводит к таким явлениям, как имитация образования и его низкое качество. В сфере образования все еще много проблем. Сегодня нам нужно работать по новым правилам, а также решать давние проблемы.

Образование - это мощная технология социального и государственного строительства, продвижения России в будущее. Развитие образования предполагает четкую перспективу развития страны, в которой граждане России могли бы планировать свое будущее. Но есть и обратная связь: будущее страны можно четко увидеть на основе основных сценариев реформы образования.

В заключение следует подчеркнуть, что в мире нет идеальных систем образования: каждая такая система основана на культурных и исторических традициях своих государств и зависит от социально-экономических и политических реалий в стране. В российском обществе, в российской системе образования имеются огромные научные, культурные и духовные возможности и возможности, которые могут обеспечить наше дальнейшее поступательное развитие. Поэтому при всем необходимом принятии и реализации решений накопленных проблем мы должны опираться прежде всего на положительный опыт и традиции, заложенные в нашем обществе и в нашем образовании.

Государству необходимы конкретные меры по реализации заявленного приоритета образования, согласованные действия всех ветвей власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимо улучшить нормативную базу для функционирования системы образования, чтобы обеспечить реальную академическую, финансовую и экономическую независимость образовательных учреждений, а также обеспечить реальные права граждан на образование. В то же время использование системой образования своих внутренних ресурсов не должно служить оправданием для сокращения объема государственного финансирования и участия государства в образовании.