История налогообложения доходов физических лиц в России

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Льготы по налогу на прибыль организаций
Особенности уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями.
Особенности налогообложения налогом на прибыль организаций отдельных видов юридических лиц.
Роль и место налога на добычу полезных ископаемых в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Введение:

 

Налоги как основной источник государственных финансов за счет отмены обязательных платежей части государственного продукта известны с незапамятных времен. Более того, налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типов управления. В связи с этим налогообложение можно рассматривать как феномен человеческой цивилизации, как ее неотъемлемую часть.  

История налогов насчитывает тысячи лет. Налоги стали необходимым звеном в экономических отношениях с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда возникающие социально-государственные механизмы древнего мира нуждались в соответствующем финансировании. 

Налоги являются не только обязательными, индивидуально безвозмездными платежами, взимаемыми с организаций и физических лиц, но и источником информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).

Понятие «налог» имеет свои корни в древние времена. На заре человеческой цивилизации философы интерпретировали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на тот факт, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование рабского труда, жертвоприношения. С появлением налогов связано самые первые социальные потребности. В процессе общественного развития налоговые формы постепенно меняются, приближаясь к своему современному содержанию.  

С помощью налогов определяются отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности и бюджетами всех уровней. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия. 

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения связи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимы для выполнения их собственных функций (оборонных, социальных, экологических). В этом их основная роль. 

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации жертва может считаться формой налогообложения, которая была далеко не всегда добровольным действием, но была своего рода неписаным законом. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько правильно взимаются отношения между субъектами предпринимательской деятельности и государством при сборе части дохода с помощью налогов, и в частности с помощью механизма подоходного налога.   

Основная цель данной работы - рассмотреть историю налогообложения в России, а также показать налогообложение в ходе исторического развития.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.

Предметом являются основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой послужили нормативные правовые акты в области налогообложения: Налоговый кодекс Российской Федерации (первая и вторая части) и др .; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, труды). 

Налогообложение Древней и Средневековой Руси

Финансовая структура Древней Руси складывается в период объединения древнерусского государства, начавшегося в конце 9 в. Налоговые отношения, существующие в этот период, также имели довольно примитивную форму, но со временем под влиянием внешних и внутриполитических и экономических факторов они постепенно трансформируются. 

После крещения Руси князь Владимир воздвиг в Киеве церковь Святой Богородицы и дал ей десятину всех доходов. В летописи мы находим следующее сообщение об этом: «Создайте церковь св. Матерь Божия - десятину и десятину по всей русской земле: от царствования в соборной церкви от всего придворного князя за десятый век до аукциона за десятую неделю и с домом на все лето от каждое стадо и каждый живущий. « Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.   

Князь Олег установил дань Ильменам славянам, кривичам и девам Марии. В 883 году он покорил древлян и наложил дань: на черную куницу из жилища. В следующем году, победив днепровских северян, он потребовал от них легкой дани.  

Первым и основным источником дохода княжеской казны была дань, которая первоначально действовала как своего рода иск, налагаемый принцем на подчиненные племена, чтобы покрыть единственные расходы государства - удовлетворение потребностей принца и отряда.

Развитие государственного аппарата впоследствии привело к формированию новых потребностей, что предопределило установление новых пошлин и налогов. Дань была выплачена с плуга («Рала») и со двора («Дым»). 

Дань взималась двумя способами: с помощью кареты, когда ее доставляли в Киев, и с любовью, когда за ней шли сами князья или княжеские отряды. Одна из этих поездок к древлянам печально закончилась для преемника князя Олега Игоря. По словам Н. М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность является добродетелью власти, и обременял древлян болезненным налогом. И, получив его, он вернулся, чтобы потребовать новую дань. Древляне не терпели «двойного налогообложения», и князь был убит.     

Со временем дань потеряла ценность возмещения и приняла форму платы за имущество и доходы. Во времена Золотой Орды (XIII в.) Дань была дана в пользу татаро- монгольских ханов («выход»). Каждый конкретный князь сам собирал дань в наследство и передавал великому князю для отъезда в Орду. Но был еще один способ взимать дань - фермеры. Чаще всего хорезмские или хивинские купцы действовали как фермеры. Вкладывая единовременные суммы татарам, они затем обогащаются, увеличивая налоговую нагрузку на русские княжества. Количество «выхода» стало зависеть от договоренностей великих князей с ханами. В дополнение к выходу или дани, были другие трудности Орды. Например, Ям обязан доставлять повозки чиновникам Орды. Это также включает в себя содержание ордынского посла с огромной свитой.          

В XVI-XV вв. Свободное население платило не только дань Орде (как государственный налог), которая была отправлена ​​в княжескую казну. Дань как файл состояния приобрела самостоятельное значение, когда оплата «Ордынского выхода» (1480) была остановлена. Оплата «выхода» была остановлена ​​Иваном III (1440–1505) в 1480 году, после чего снова началось создание финансовой системы России. В качестве основного прямого налога Иван III ввел эти деньги от черноволосых крестьян и горожан. Затем последовали новые налоги: Ямские, продовольственные налоги - на производство оружия, сборы за городское и укрытие, то есть за строительство хижин - укреплений на южных границах Московского государства. Еще во времена Ивана III датируется старейшая переписная книга зарплат Воцкой Пятины Новгородской области с подробным описанием всех кладбищ. Каждое кладбище описывается в первую очередь церковью с ее землей и церковными служителями во внутренних дворах , затем в оброкских поселках, деревнях и деревнях великого князя. Далее земля каждого помещика, земля купцов, земля новгородского владыки. При описании каждого села следует его название (погост, село, село, село), ​​собственное имя, расположенные в нем дворы, с именами владельцев. Количество семенного зерна, количество сенокосов, доход в пользу помещика, продукты питания, выдувание губернатора, земли, которые существуют в деревне. Если жители занимаются не выращиванием, а другой отраслью, описание меняется соответственно.               

Помимо дани, население Древней Руси платило арендную плату, которая на начальных этапах формирования древнерусской финансовой системы означала доходы от государственной собственности и религий, а впоследствии превращалась в уплату налога.

Это было известно еще в Древней Руси и налогообложении земель. Налог определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля была разделена на десятины, четверки и четверки. На доброй земле было 12 четилов, на земле - 14 средних, а на худой - 16 Для определения суммы налогов использовалось «письмо курьера». Он предусматривал измерение земли, включая застроенные дворы в городах, перевод данных в условные единицы налога «плуги» и определение на этой основе налогов. Плуг измерялся парами (около 0,5 десятины), его размер в разных местах не было одинаково - это зависело от региона, качества почвы, земельной принадлежности.      

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных сборов.

За убийство взимается судебный сбор «Вира», за другие преступления - «продажа». Судебные сборы обычно составляли от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого раба без вины убийца заплатил человеку цену убитого в качестве компенсации за повороты, а принцу - гонорар в 12 гривен. Если убийца исчез, то вирус был оплачен жителями района, где было совершено убийство. Обязанность Вервьере схватить убийцу или пла синица для него Виру помогли решить преступления, предотвратить ссору, ссоры, драки. Публичный вирус не был оплачен в случае убийства при ограблении.       

Пошлина за «мойку» взималась за перевозку товаров через горные заставы, пошлина за «перевозку» - за перевозку через реку, пошлина за «гостиную» - за право иметь склады, а пошлина за «торговлю» - за право на создание рынков. Сборы «вес» и «мера» были установлены соответственно для взвешивания и измерения товаров, что было довольно сложно в те годы.  

Торговые пошлины в то время обычно были следующими: с пошлиной - деньги, если кто-то ездит без лошади, верхом на лошади, а для торговли - деньги платят, с плугом (лодкой) - алтын. Когда кто-то начинает торговать, с рубля берется алтын. Упоминается в летописи пошлины от литья серебра, от брендинга лошадей, гостиной, от магазинов соли, от рыболовства, сторожевого пса, меда, долга от брака.  

До 17 века в России русские князья, баскаки (во времена Золотой Орды), «крестьяне» (в основном хорезмские и хивинские купцы), «осменики» (Киевская Русь), «таможенники» и их помощники »сборщики налогов "собирали налоги. В XVII в. с образованием централизованного российского государства формируется система заказов, выполняющая функции налоговых органов: заказ большого прихода, собирающего прямые налоги; Орден великого дворца, который собирает налоги с королевских земель; Орден большой казны, собирающей налоги с городских ремесел; Печатный приказ о взыскании пошлин за государственную регистрацию актов; Казначейство патриаршего ордена собирает налоги с церковных и монастырских земель. Кроме того, определенные функции в сфере налогообложения выполняли Стрелецкий, Посольский, Ямский ордена.        

Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века во время объединения древнерусских племен. Основной формой реквизиции в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига дело о налогообложении было радикально реформировано Иваном III (конец 15 - начало 16). Введены российские прямые (опросный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация, открытое письмо. Площадь земельных участков была преобразована в условные налоговые единицы - «плуги», на основании которых взимались прямые налоги.     

Иван Грозный (1530-1584) увеличил государственные доходы за счет лучшего порядка сбора налогов. Фермеры с ним были обложены определенным количеством сельскохозяйственной продукции и денег, что было записано в специальных книгах. По словам Н. Карамзина, два фермера, посеявшие для себя 6 четвертей ржи, каждый год давали великому князю 2 гривны и 4 денег, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьминога пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли пятую или четвертую долю собранного хлеба, овец, цыплят, сыра, яиц, овчин. В сокровищницу. Некоторые дали больше, другие меньше, в зависимости от обилия или нехватки земли.   

Со времен Ивана Грозного в промышленных местах налогообложение стало осуществляться не по сохсам, а «по желудкам и промыслам». Прямой подоходный налог взимался только с восточных иностранцев, в которых каждый трудоспособный мужчина был обшит мехом или меховой данью, известной как «ясак». Многие пошлины в натуральной форме в это время были заменены денежной арендной платой.  

В дополнение к обычным прямым налогам и налогам, при Иване Грозном широко применялись целевые налоги. Это были ямские деньги, стрелецкие деньги на создание регулярной армии, полоняничные деньги - на выкуп военнослужащих, захваченных в плен и похищенных русскими военнопленными. 

Схема и сбор налогов были сделаны самими земскими общинами через выборных плательщиков. Они отметили, что налоговое бремя распределялось равномерно «в изобилии», для чего были составлены так называемые «зарплатные книги». 

Основными косвенными налогами были торговые пошлины, взимаемые с любого перемещения, хранения или продажи товаров; таможенные пошлины, предписанные Иваном Грозным; судебные издержки.  

Торговые пошлины часто оставлялись на произвол судьбы, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно в результате их искусственного усложнения, скупки и вымогательства со стороны фермеров и наемных сборщиков.

В 1571 году было издано новгородское таможенное письмо о взыскании пошлин со стороны Торговли у суверенной опричнины. И здесь Новгороду предоставляется преимущество перед нерезидентом. Письмо предупреждает: без веса нельзя продавать мед, икру и соль. Нарушителю грозит серьезный штраф. Все пошлины должны быть взяты с товаров царских, митрополитических, наместников, боярских, у сельских жителей и у всех без исключения. Таможенникам было поручено следить, чтобы торговцы и иностранцы не вывозили деньги, серебро и золото в Литву и немцев. Таможенникам пришлось брать плату на берегах реки Волхов с судов и плотов с плавным весом.      

В 1577 году на торговую сторону были наложены солидные пошлины со дворов гостиных и магазинов. Королевская казна взимала плату с общественных бань, с торговли напитками, поскольку производство и продажа пива, меда и водки были исключительно прерогативой государства. 

В конце XVI в. Особая королевская усадьба, включающая 36 городов с селами и селами, доставлена ​​в казну Дворцового департамента, помимо денег, хлеба, скота, птиц, рыбы, меда, дров, сена. Налог и государственная пошлина принесли в казну 400 тысяч рублей. и мех сибирского региона. Различные городские пошлины - торговля, питье, суд, баня - принесли 800 тысяч рублей. в сокровищницу Великого Прихода. Другие заказы - Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и другие - были отправлены и сюда.      

Политический союз русских земель датируется концом 15 века. Однако единой системы управления государственными финансами долгое время не существовало. 

Это было несколько упорядочено во время правления Алексея Михайловича (1629-1676), который создал «Порядок подсчета» в 1655 году. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ книг о доходах и расходах позволили достаточно точно определить государственный бюджет. В 1680 году выручка составила 1203367 руб. Из них прямые налоги обеспечили получение 529 481,5 рубля или 44% всех доходов, а косвенные налоги - 641 394,6 рубля или 53,3%. Оставшаяся сумма (2,7%) была предоставлена ​​за счет чрезвычайных сборов и других доходов. Расходы составили 1 125 323 руб. Вообще, после смутного периода для новой династии Романовых, финансы были самым больным местом.      

Ущелье лого, которое время от времени собиралось по специальному заказу, во времена правления Алексея Михайловича стало постоянным (согласно Кодексу 1649 года) и собиралось ежегодно «от самых разных людей». Посадские горожане и крестьяне церкви заплатили по 8 денег со двора, дворцовые и помещичьи крестьяне - по 4 денег каждому, а лучники, казаки и другие служащие низших рангов - по 2 денег. Ложа Стрельцов находилась под незначительным налогом Ивана Грозного на хлеб, а при Алексее Михайловиче выросла до стоимости одного из основных прямых налогов и уплачивалась как в натуральной, так и в денежной форме. Сборы взимались с различных частных сделок, от запросов в административные учреждения, от писем, изданных оттуда - фиксированные сборы   

Отсутствие теории налогообложения, отсутствие продуманных практических шагов иногда приводило к серьезным последствиям. Правительство Алексея Михайловича прибегало к чрезвычайным сборам. Населению было предъявлено обвинение сначала двадцатые, затем десять, а затем пятые деньги. Таким образом , прямые налоги «с желудков и промыслов» выросли до 20%. Увеличение прямых налогов стало трудным. И тогда была предпринята попытка улучшить финансовое положение за счет косвенных налогов. В 1646 году акцизный налог на соль был увеличен с 5 до 20 копеек. пуду. Кстати, эта мера применялась и в других странах. Расчет состоял в том, что соль потребляется всеми слоями населения, и налог будет разложен одинаково для всех.          

Однако в действительности оказалось, что самые бедные люди серьезно пострадали. Питался в основном рыбой из Волги, Оки и других рек. Пойманную рыбу сразу солят дешевой солью. После введения указанной соли рыба акцизная, не обернулась полностью. Рыба испорчена в большом количестве. Не хватало основного продукта питания. Кроме того, у людей, занятых тяжелым физическим трудом, метаболизм соли наиболее интенсивен, и им нужно больше соли, чем в среднем для человека.       

В России налог на соль пришлось отменить после народных (солевых) бунтов в 1648 году, и началась работа по оптимизации финансов на более разумных основаниях.

Прежде всего, вместо случайных таможенных пошлин и льгот была введена четкая таможенная система. В 1653 году была опубликована Торговая хартия. Внешняя таможенная пошлина была установлена ​​в размере 8 денег с рубля и 10 денег с рубля, то есть 4 и 5%. Иностранцы заплатили, кроме того, 12 денег из ввозимых и вывозимых товаров, таможенную пошлину и еще 4 денег из рубля, дорожный налог. В целом таможенная пошлина для иностранцев составляла 12-13%, для россиян, вывозящих товары за границу, - 4-5%. Торговая хартия носила явно протекционистский характер.    

В 1667 году ставки были определены в Уставе Новотрейд. Оставалась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для россиян и плюс 12 денег с рубля для иностранных торговцев. Но было добавлено положение о том, что при въезде вглубь страны иностранец платит еще одну гривну с рубля или дополнительно 10%.  

Налог на имущество, введенный немного раньше, широко использовался. Это было предъявлено обвинение в размере 3 копеек. от четверти земли, унаследованной от всех без исключения даже от наследников по прямой линии.  

В 1678-1680 гг. Для упрощения сложной системы налогообложения проводится налоговая реформа, в результате которой отмечаются многочисленные налоги и сборы, а земельный налог заменяется двором. Замена земельного налога внутренним двором позволила увеличить число плательщиков налогов за счет включения слоев населения, которые ранее не платили налоги: наряду с крестьянами и горожанами, бобыльцы, слуги и другие дворы были включены в налог. Двор стал единицей налогообложения, а количество дворов определялось количеством ворот. Подоходный налог, как и земельный налог, осуществлялся методом складывания, то есть общая сумма налоговых поступлений с каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и деревня облагали налогами между дворами.    

В XVII в. остатки прежней феодальной раздробленности ликвидируются, а централизованное государство укрепляется. Соответственно, преобразования также осуществляются в финансовой сфере, в том числе в процессе рационализации налоговой системы. Нормативное регулирование налогов появляется в специальных актах центральных государственных органов, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и установлению новых налоговых правил, не основанных на таможенных правилах.   

Таким образом, в 16-17 веках налогообложение в России было упорядочено и введено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Специальные органы были созданы , в компетенцию которого входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.     

Царствование Петра I (1672-1725) сыграло особую роль в становлении и развитии налоговых отношений российского государства. Коренная реформа финансовой системы России Петра I должна была изменить сам принцип формирования доходов государственного бюджета. При Петре I произошла радикальная трансформация в области налогообложения. Для пополнения казны были увеличены ставки существующих налогов и введены различные новые сборы, количество которых достигло трех-четырех десятков. Были введены военные налоги: «деньги драгун» (25 копеек со склада крестьянина взимали зарплату военнослужащим), налог на «наем снабжения артиллерийскими припасами» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.    

В предшествующее ему время финансовая система России руководствовалась повышением налогов по мере возникновения и увеличения потребностей казны, независимо от реальной экономической ситуации в стране. Петр прилагал усилия для поднятия производительных сил, видя в этом необходимые условия для укрепления финансового положения. Национальная экономика включала новые профессии; велось освоение нетронутых богатств. Новые орудия производства и новые методы труда были внедрены во всех секторах экономики. Горная промышленность, развитая обрабатывающая промышленность, страна была покрыта сетью заводов и мануфактур.    

Петр начал создавать государственные заводы и фабрики. Но в то же время предусматривается их передача в будущем в частные руки. Зачинщикам производства были предоставлены значительные денежные займы, льготы, расчеты были назначены промышленным предприятиям, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнодобывающая промышленность, судостроение, текстильная промышленность, парусный спорт.   

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе посредством таможенных пошлин. Занятие селекционеров и производителей было поставлено в один ряд с государственной службой. 

Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговля была затруднена состоянием средств связи, и это очень беспокоило царя. Он планировал соединить Балтийское и Каспийское моря через систему каналов. Под ним был вырыт канал, соединяющий реку Уна и Творца, начались работы по строительству Ладожского канала. Петр настойчиво предлагал русским купцам создавать торговые компании, объединять капитал. Все эти меры, дающие большие доходы в будущем, расширяющие налоговую базу, иногда требовали немедленных затрат. Кроме того, в эту эпоху Россия вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и дополнительных затрат. Кроме того, на налоги Стрейта Лецко были наложены военные налоги: введены денежные средства драгун, рекрутинг, морской пехотинец, заявка на покупку лошадей драгун и другие налоги. Питер учредил особую должность - получателей прибыли, чья обязанность - «сидеть и чинить прибыль императора», то есть изобретать новые источники доходов для казны. Таким образом, был введен гербовый сбор, налог на душу населения с таксистов - десятая часть дохода от их найма, налоги с гостиниц, печей, гладких лодок, арбузов, орехов, продажи еды, найма домов, ледокольных работ и другие налоги и сборы. Даже церковные верования облагались налогом. Например, раскольники должны были платить двойную регистрацию. В январе 1705 года усилиями кормильцев на усы и бороды была наложена пошлина. Было решено, что для тех, кто не хочет бриться, берут: у придворных и слуг по 60 рублей каждый, а для гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей каждая, среднюю и меньшую статью, из торговцы и сельчане - по 60 рублей каждый, от бояр, кучеров, церковных служителей и всех рядов москвичей по 30 рублей каждый. ежегодно. С крестьян взяли на дежурство гонорар в 2 доллара с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители были освобождены от этой обязанности.                   

До 1678 г. единицей налогообложения была «плуг», установленная в письме новичка, а с 1678 г. двор стал такой единицей. Сразу же возник метод уклонения от уплаты налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали ограждать одним плетеным забором. Прибыль предложила перейти от внутреннего двора к общей системе налогообложения, душой которой стала мужская душа, а не суд.  

Налогооблагаемые лица (аудиторские души) были зарегистрированы в специальных книгах (аудиторские рассказы) Размер нового налога на душу населения был установлен на уровне 74 копеек. Предполагалось, что количество наличных душей составит 5,6 млн., Что должно было обеспечить казначейство 4,1 млн. Рублей.  

В 1718 году началась перепись населения на душу населения, которая проходила в несколько этапов до 1724 года для оценки налога на душу населения. В то же время Петр I принял ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, равномерного распределения налогового бремени. Серьезность некоторых предыдущих налогов была облегчена, особенно для бедных людей. Однако не все придерживались одного и того же мнения, современники отмечали строгость налога на опрос, увеличение задолженности. Уже в 1725 году Екатерина 1 (1684-1727) снизила свою зарплату с 74 до 70 копеек.    

Однако налогообложение на душу населения имело недостатки: во-первых, при разной платежеспособности населения в регионах, отличающихся географическим и экономическим положением, зарплата одного плательщика означала нарушение принципа равенства платежей, провозглашенного Петром I сам; во-вторых, аудиторская душа не всегда отражала реальную платежеспособную единицу, поскольку в нее входили мертвые между ревизиями, искалеченными, пожилыми, младенцами, побегами, и, в-третьих, налог взимался непосредственно с аудиторских душ, а не сотрудникам, которые на самом деле сделали его тяжелее.   

Петр I приблизился к идее коммерческого налога. Во время переписи горожан - торговцев, горожан и жителей пригородов - были описаны не только их дворы, характер ремесел и ремесел, но также объем ремесел и арендная плата за помещения. По всей видимости, предполагалось дополнительно дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и граждан.  

При Петре I вся система финансового управления претерпела значительные изменения. Большое значение имело создание Управляющего Сената, созданного 22 февраля 1711 года, поскольку без его согласия не было введено никаких налогов и сборов. На протяжении всего XVIII в. Сенат был высшим органом надзора за финансовыми учреждениями. Создаются финансовые колледжи: Коллегия палаты, Коллегия персонала и офиса, Коллегия по пересмотру. Это были государственные органы отраслевого управления, на которые были возложены определенные полномочия. Основным органом финансового управления был Совет Палаты. Он отвечал за доходную часть бюджета. Основным видом деятельности было пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Правление палаты получало информацию о сборах налогов, разрабатываемых налоговых проектах, могло самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросы бюджетных расходов решались Государственным советом. Ревизионной комиссии были поручены функции финансового контроля. Следует отметить, что другие, не специализированные колледжи также выполняли функции финансового управления. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от денежных и горных регалий; Коллегия правосудия приняла судебные издержки; Торговая коллегия отвечала за таможенные пошлины и таможенные тарифы.               

Наряду с реорганизацией центральной администрации произошли изменения в земских учреждениях. В государстве Петра I еще не было достаточного количества органов, способных собирать выпивку, торговлю и другие обязанности. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купцов и других городских жителей. Государственные налоги собирали избранные земские старейшины под контролем губернатора. Указом от 30 января 1699 г. торговому и промышленному населению городов и крестьян суверенных волостей было предоставлено право «если они жаждут» подчиняться избранным им бурмистерам. В частности, они должны были собирать государственные налоги вместо губернатора и заказывать людей. Это был важный шаг в сфере местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период фермерские хозяйства широко использовались. Однако была еще одна попытка Петра ордочит сбор косвенных налогов. Он пытался поручить их сбор отставным офицерам и солдатам, отобранным для этой цели, но это не удалось. В 1718 году дворянство в каждом уезде стало избирать земского комиссара для сбора налога на избирательные участки и для мониторинга местных налогоплательщиков по статьям государственных доходов. У них также был ряд полицейских обязанностей.              

Государственные доходы постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I российское государство, несмотря на колоссальные издержки, стоило собственного дохода и «не делало ни копейки долга». 

После смерти Петра I (1725 г.) финансы в России постепенно начали сокращаться. Только во время правления Екатерины II (1762-1796) были созданы важные предпосылки для последующего перехода к более рациональным методам ведения финансовой экономики и построения финансовой администрации. 

Екатерина II упразднила многие фермы и монополии, снизила официальную цену на соль с 50 копеек. до 30 копеек за пудов, вывоз хлеба за границу временно запрещен с целью снижения его стоимости, составлен перечень доходов и расходов. Оптимизированный финансовый менеджмент, в том числе в провинциях.   

Принятые финансовые меры, наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны, привели к увеличению доходов.

Должен сказать, что в эти годы иногда принимались решения, которые давали быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно считать полезными в целом. Итак, в 1765 году было признано необходимым отказаться от торговли вином, что и было сделано. После двух лет покупки они получили широкое распространение. Увеличивая доходы, они порождали пьянство, злоупотребление торговлей вином, тайную продажу водки.   

Более трети государственных расходов было поглощено армией. В середине 60-х годов налог на капитолий был подан полностью в соответствии с указаниями Петра Великого на содержание армии. Но деньги от вина, соли и таможенных пошлин тоже пошли туда.  

В 1775 году Екатерина II внесла радикальные изменения в налогообложение купцов. Она отменила все частные налоги на рыболовство и подоходный налог с торговцев и установила с них налог на гильдию. Все торговцы были распределены по статусу собственности на три гильдии. Чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал более 500 рублей. Тех, кто имел меньший капитал, считали не торговцами, а торговцами и платили налог на душу населения. С капиталом от 1 тысячи до 10 тысяч рублей. купец был частью второй гильдии, а с большим капиталом - первой. Каждый торговец объявил свою столицу «добросовестно». Имущество не проверялось, доносы за его сокрытие не принимались. Первоначально налог взимался по ставке 1% от объявленного капитала. Через 10 лет был принят Городской регламент, который увеличил размер объявленной столицы для приема в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем он вырос и в конце царствования Александра I составил 2,5% для торговцев третьей гильдии и 4% для торговцев первой и второй гильдий.           

Что же касается постоянного налога на опросы для основного населения России, то при Екатерине II это был не тот налог, который ввел Петр 1. Согласно Указу от 3 мая 1783 года «налоги с горожан и крестьян на количество душ полагались исключительно для удобства в общегосударственном учете. « Такая учетная запись не должна мешать плательщикам« способами, которые они предполагают для наиболее удобной и пропорциональной уплаты налогов». Сообщество могло бы развернуть налог на опросы, установленный между его членами, как это было сочтено необходимым. А с 1797 года после смерти императрицы русские провинции были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их экономического значения, и для каждого класса были назначены отдельные оклады и оклады.   

В то время прямые налоги в бюджете России играли второстепенную роль по сравнению с косвенными налогами. Так, в опросный налог было собрано 1763 5667 тыс. Руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г. - 24 721 тыс. руб. или 36% выручки. Косвенные налоги составляли 42% в 1764 году и 43% в 1796 году. Почти половину этой суммы составили налоги на питье.    

Екатерина II преобразовала систему финансового управления. В 1780 году она была создана экспедиция о государственных доходах, разделенной на четыре себя в следующем году -sustaining экспедиции. Один из них отвечал за доходы государства, другой - расходы, третий - аудит счетов, четвертый - погашение задолженности, недоимки и отчисления. В провинциях были созданы коллегиальные провинциальные правительственные палаты для управления государственной собственностью, сбора налогов, аудита счетов и решения других финансовых вопросов. Провинциальная казначейская палата подчинялась казначейству провинциальных и уездных, в которых хранились доходы казны. Государственные палаты существовали до 20-го века, хотя их отдельные функции претерпели изменения. Таким образом, Екатерина продолжила курс Петра I на укрепление местного самоуправления, передачу ему новых функций и предоставление независимых финансовых ресурсов. В этот период бюджеты городов укрепляются, и статьи по запросу начинают играть все большую роль. Налоги были наложены на землевладельцев и держателей прорубей, на отгрузки, на рыбалку, на мобильные лодки, для записи в городскую узкую книжку. В то время первые заемные средства появились в городских бюджетах и ​​проценты по вкладам в банках.          

При Екатерине II совершенствуется управление государственными финансами, реорганизуется государственный аппарат. Деятельность колледжей, особенно финансовых, неэффективна, что обусловливает необходимость использования принципа централизованного управления. В результате в 1780-1781 гг. Установлен экспедиционный доход. Экспедиция расходов, Экспедиция по проверке счетов, Экспедиция по сбору задолженностей, недостач и отчислений. В провинциях создаются казначейские палаты, которые сохранились в России до 20-го века.     

С 1898 года Николай II ввел коммерческий налог. Налог на недвижимость имел большое значение. Появляются новые налоги, возникающие в результате новых видов экономической деятельности: аукционные продажи, сбор счетов и заимствованных писем, налоги на право торговли, налог на капитал для акционерных обществ, налог на прибыль с процентов, автоматический налог с экипажа.  

В XIX в. Существует юридическая система регистрации земских сборов и пошлин. «Временное положение о земских обязательствах», появившееся в 1805 году, установило, что денежные сборы взимаются только на основании высших указов и легализаций. Смета расходов составляется особым провинциальным присутствием в составе губернатора, вице-губернатора, провинциального лидера дворянства и депутатов городского общества и утверждается дворянским собранием вместе с депутатами от купцов. Сборы выплачиваются казначейству, но не «смешиваются» с другими государственными доходами. «Регламент», однако, не касался натурных обязанностей (дорожных, подводных, пошаговых, квартирных и других военных и гражданских), а также не определял объекты денежных земских пошлин, что привело к развитию дополнительные нормативные правовые акты. Новые правила о земских пошлинах были введены Хартией о земских пошлинах, опубликованной 13 июня 1851 года. Их наиболее существенным отличием от предыдущих было то, что только объекты, которые были «обозначены» в Уставе, были признаны земскими обязанностями.       

Во второй половине XIX в. прямые налоги имеют большое значение. Основным был налог на душу населения (который отменяется сначала буржуазией, а затем и по всему штату), замененный в 1863 году налогом на недвижимость. Объектом налогообложения были дома и все другие виды недвижимости, приносящие доход. Имущество, подлежащее налогообложению, находилось в черте города и за его пределами, но принадлежало городу. В него вошли жилые дома, фабрики, фабрики, склады, бани, лавки, магазины, огороды.     

В то же время важная роль остается в системе государственных доходов от питьевых и таможенных пошлин, солевого налога (акцизный налог на соль был введен в 1862 г.), акцизного налога на дрожжи (1866 г.), акцизного налога на керосин (1872 г.), и акцизный налог на табак. В 1875 году государственный налог на землю появился в российском бюджете наряду с другими налогами реального характера (налогами на землю, коммерческими и строительными налогами). Ставки налога дифференцированы от 0,25 (Астраханская) до 17 (Подольская) копеек с десятины за удобную землю и лес. Сумма земельного налога была установлена ​​централизованно для провинций, а затем распределена между округами и плательщиками.   

В 1882 г. введено наследство и дары; с 1885 года взимается налог на доходы от денежного капитала, уплачиваемый в размере 5% от полученного дохода; в 1893 году налог на квартиру появился как очень неудачный заменитель подоходного налога.  

В начале XX в. Структура основных налоговых поступлений в бюджеты была следующей: прямые налоги - земельный налог, домашний налог или налог на квартиры, коммерческий налог, подоходный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги - различные виды акцизных налогов (табак, сахар, соль, нефть, налоги). Налоговая система, существовавшая в этот период, отличалась большим количеством налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования. Во многом это было связано с тем, что в России в то время, наряду с развивающимися капиталистическими отношениями, существовали феодальные отношения с присущими им формами налогообложения (сборы, налоги), а также несовершенная система взимания налогов и сборов.    

Состояние налоговой системы в СССР

Налогообложение советского периода носило ярко выраженный классовый характер. Таким образом, система прямого налогообложения (подоходный налог и налог на рост прибыли), наряду с фискальной, решает проблему подрыва экономического благосостояния имущих классов и фактически подрывает экономику всей страны, поскольку не было государственного сектора как такового. 

После революции 1917 года, до перехода к нэпу, налоговая политика осуществлялась в двух основных направлениях: отмена всех потерявших значение налогов и создание новых форм налогообложения, выполняющих чисто революционные задачи. Таким образом, отмена частной собственности на землю привела к отмене земельного налога (30 октября 1918 года) всех бывших земельных и городских земельных налогов (3 декабря 1918 года); национализация промышленности - до отмены коммерческого налога (28 декабря 1918 г.); налоги на городскую недвижимость (19 февраля 1919 г.) и денежный налог (13 сентября 1918 г.) были отменены.   

В условиях натурализации экономических отношений с одновременным резким сокращением оборота и огромным обесцениванием денег произошло существенное снижение финансовой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме. Характерной чертой этого периода была трудовая служба, которую можно рассматривать как разновидность трудового налога. 

В начале 20-х гг. создание новой налоговой системы государства, что было связано с переходом на нэп. В 1921 году был введен коммерческий налог, который является налогом на наличные, что свидетельствовало о возрождении опыта дореволюционного налогообложения. Частные коммерческие и промышленные предприятия, а также граждане, которые имели доход от занятий ремеслами, облагались налогом на рыболовство. Это была сложная конструкция (аналог дореволюционной), состоящая из двух частей: патентной и уравнительной пошлин. При взимании патентной пошлины предприятия регистрировались в финансовых органах, что способствовало государственному финансовому контролю, а также поступлению стабильных денежных сумм в бюджет. Цена патента определялась рангом и местонахождением предприятия. Тарифы были дифференцированы: для промышленных предприятий в 12 категориях и 6 зонах населенных пунктов, в торговле - в 5 категориях и 0 зонах. Уравнивающий налог являлся основной частью коммерческого налога и позволял усилить налогообложение субъектов, получающих большие доходы. Он взимался в определенном проценте от оборота после каждого полугодия: первоначально выравнивание было определено в размере 6%, затем его ставка была уменьшена вдвое, и согласно Постановлению от 18 января 1923 года она составляла 1,5% от оборота.         

С 1922 года введен подоходный налог и налог на имущество, плательщиками которого были граждане и юридические лица, проживающие в городе. Налог на имущество затронул как товары для дома, предметы роскоши, так и производственное оборудование частных и акционерных предприятий, запасы сырья и товаров. В 1924 году подоходный налог был отменен и преобразован в подоходный налог. взимается в виде основного - в солидных ставках, дифференцированных по группам плательщиков, и дополнительных - по прогрессивной ставке на совокупный доход, превышающий определенную сумму. Для налоговой системы России периода НЭПа, а также для дореволюционной налоговой системы было сделано различие между налогообложением городов и сел. Так, в 1923 году был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные виды натуральных пошлин. Первоначально объектом налогообложения были земля, сенокосы, крупный рогатый скот и скот, а впоследствии - доходы, полученные от экономики, в том числе от вспомогательных занятий. В 1926 году был установлен налог на сверхприбыль и налог на имущество, переданное по наследству и дарению. Получает развитие и косвенное налогообложение. В 1921-1923 годах были введены акцизы на алкоголь, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.         

К концу 1920-х годов экономическая и финансовая политика государства, а также использование прямых административных методов управления привели к созданию громоздкой налоговой системы, характеризующейся множеством налогов и сборов. 

В 1930-1932 гг. В СССР в результате налоговой реформы налоги стали играть для них необычную роль как средства политической борьбы. Постановлением ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» государственная налоговая система была преобразована. Изменение внутренней политики СССР, проводимая в стране индустриализация и коллективизация привели к замене налоговой системы административными методами фиксации прибыли. амортизация имущества предприятий и административное перераспределение финансовых ресурсов по отраслям и территориям. В результате налоговой реформы создана система изъятия доходов государственных предприятий и организаций в двух формах - в виде налога с продаж и отчислений из прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с продаж объединяет 53 вида ранее применяемых налогов и платежей, из которых коммерческий налог и 12 акцизов имели большое значение. Шесть налогов и платежей, которые давали бюджету 16,5% его доходов, были объединены в один - отчисления из прибыли. 27 сборов и платежей, которые обеспечивали около 1/5 доходов бюджета, не были унифицированы и сохранены как самостоятельные.         

В 1930 году созданы налоговые инспекции, которые являются структурными подразделениями районных и городских финансовых отделов. В компетенцию налоговых инспекций входит сбор налогов с населения. Налоговая регистрация осуществлялась налоговыми органами, а также другими государственными и негосударственными органами и организациями (ЗАГС, нотариальная контора, таможенные органы).  

Во время Второй мировой войны дополнительные бюджетные потребности, в дополнение к довоенной системе обязательных платежей, были обеспечены рядом новых налогов и сборов с населения: военный налог, налог на одиноких людей, одиноких и малочисленных граждан, сбор от владельцев скота. Послевоенный период характеризовался уменьшением размера обязательных платежей населению, что привело к доле налогов в доходах государственного бюджета в 1946–1950-х годах. сократился вдвое и составил 7,7% доходов бюджета советского государства. 

В середине 1960-х годов в СССР проводились экономические реформы, направленные на повышение эффективности прибыльности предприятия. Один из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, был принят 4 сентября 1965 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О совершенствовании планирования и усилении экономических стимулов для промышленного производства". " Важнейшими мерами в области налогообложения стали изменение распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за денежные средства и фиксированные (арендные) платежи, реформирование системы налогообложения доходов колхозов. В результате при сохранении налога с продаж вместо уплаты в виде вычетов из прибыли государственных предприятий были установлены три платежа: оплата основных производственных фондов и стандартизированного оборотного капитала (оплата за средства), целью которого было: повысить эффективность использования этих средств; фиксированные (арендные) платежи, направленные на устранение избыточных накоплений предприятий по сравнению со средним по отрасли; Вклад свободного баланса прибыли в бюджет.      

В 1970-1980-х гг. 91% всех доходов государственного бюджета СССР составляли платежи социалистической экономики - налог на добавленную стоимость, платежи из прибыли и другие отчисления от государственных предприятий. Налоги с населения составляли всего 8-9% всех доходов государственного бюджета.  

Конец 1980-х годов можно назвать периодом возрождения налоговой системы в России. Налоговая политика вновь становится инструментом политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный налоговый режим. 

Начиная с 1985 года перестройка привела к реформированию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 года был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на укрепление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение значимости методов управления экономикой, создание механизма для ведения реального бухгалтерского учета. и самофинансирование на предприятиях. Наряду с реформированием платежной системы государственных предприятий была создана налоговая система для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Соответствующие нормативные документы, регулирующие процесс реформирования, принимаются. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О сотрудничестве в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием совместных предприятий в СССР». ," и другие. В последующие годы появилось много нормативных правовых актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности.      

Впоследствии они были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», в котором установлено обязательство по уплате налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на экспорт и импорт.

В 1991 году началось формирование независимой налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, подоходном налоге предприятий и организаций, подоходном налоге с населения. Обобщающим законодательным актом стал Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый 27 декабря 1991 года.  

Однако созданная налоговая система имела существенные недостатки, среди которых: большое количество нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; множественность налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровнях.  

В целях улучшения налоговых отношений с середины 1990-х годов. В Российской Федерации проводятся реформы налоговой системы. Существенным шагом в совершенствовании налогового законодательства стала его кодификация - разработка и принятие Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).  

Текущий период развития налоговых отношений в России характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах, поиском оптимальной модели налоговой системы с учетом федеративного устройства государства и реорганизацией органов налогового администрирования.

Таким образом, становление и развитие налоговой системы в России прошло несколько этапов: первый этап - конец IX - первая половина XV в. (налогооблагаемые отношения Древней Руси); второй этап - вторая половина XV - первая половина XVII в. (налоговая система периода образования централизованного государства); Третий этап - вторая половина XVII-XVIII вв. (налоговая система периода абсолютной монархии); четвертый этап - XIX - начало XX в. (до 1917 г.) (налоговая система буржуазной системы); пятый этап - 1918-1990 (налоговая система советского периода); шестой этап - начало 1990-х годов. - настоящее время (современная налоговая система).           

Налоговая система Российской Федерации

Налоговая система в Российской Федерации была практически создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О подоходном налоге предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и др. (Введено с 01.01.92 г.). Этими законами установлен перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему, определяются плательщики, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. На сегодняшний день в эти законы были внесены изменения и дополнения.   

Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 гг. По сравнению с советской налоговой системой претерпела значительные изменения, потому что переход от административно-командной системы к рыночной системе управления потребовал пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была завершена, и ряд пережитков советской эпохи был сохранен в существующей налоговой системе.   

Основное изменение налоговой системы заключалось в том, что основными налогами, которые обеспечивают основную часть доходов бюджета, являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, налог на прибыль и налог на имущество, которые составляют основу налоговых систем в большинстве стран мира. Эти налоги в 1998 году обеспечили 86,7% всех налоговых поступлений. Важнейшим достижением реформы стала замена налога на добавленную стоимость и акцизов.  

Однако, изменив состав и структуру налоговых поступлений, налоговая реформа начала 1990-х годов. Я не смог принципиально изменить порядок сбора, а также принципы расчета многих налогов, во многих случаях сохраняя практику советских времен. Основой этой практики остается ориентация налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных или приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где подоходный налог и доходы социального страхования являются основой налоговых поступлений). Таким образом, для России характерен уклон в сторону корпоративного дохода (прежде всего подоходного налога) в ущерб налогам на доходы физических лиц и конечное потребление. Это смещение связано, прежде всего, с тем, что уровень налогообложения прибыли и доходов от капитала, достигнутый в России, экономически завышен и не стимулирует экономическое развитие предприятий.    

В условиях быстрого роста частного сектора сохранение прежней налоговой практики сбора налогов неизбежно привело к снижению налога на налоги «рыночного» типа и уменьшению их доли в доходах бюджета. Нерешительность реформ привела к кризису доходов бюджета, который особенно остро проявился в 1993 году, когда в бюджетную систему России было собрано всего 24,7% ВВП. 

Второй важный шаг в реформировании налоговой системы страны был сделан в 1995 году, когда все внебюджетные средства (включая Федеральный дорожный фонд) были ликвидированы или включены в федеральный бюджет, за исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования.

События 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономической ситуации в стране, поскольку любое государство в посткризисной ситуации пытается улучшить свое экономическое положение путем корректировки налоговой системы.

Важной особенностью 1999 года стало практически повсеместное введение налога с продаж в регионах страны (включая Москву), ставка налога на который варьируется в зависимости от региона от 2-5%. Но вводя налог с продаж, регионы в соответствии с законом должны отменить практически все остальные местные налоги. 

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России, по состоянию на 1 января 2012 года в стране зарегистрировано 4417 тысяч налогоплательщиков - юридических лиц, более 3 миллионов индивидуальных предпринимателей и около 100 миллионов физических лиц, которые платят один или несколько налогов в зависимости от Наличие объектов налогообложения (доход, транспортное средство, земельный участок, имущество в виде жилого дома, квартиры, капитального гаража). Все налогоплательщики создают налоговый потенциал экономики, который понимается как совокупная способность объектов и налоговых баз приносить доход государству в виде налоговых поступлений. 

Налоговый потенциал экономики, исключая налоговые и налоговые льготы, является налоговым бременем экономики. Уровень налоговой нагрузки измеряется путем деления суммы налоговых поступлений в бюджетной системе и задолженности по налогам и сборам на объем валового внутреннего продукта (ВВП). Другими словами, налоговая нагрузка на экономику является частью ВВП, который будет выведен в систему государственного бюджета. В 2011 году налоговая нагрузка в странах ЕС составила: 27,1% в Японии; 29,6% в США; 54,2% в Швеции и 48,8% в Дании. В России этот показатель составил 33%.       

Особенностью налоговой системы является то, что косвенные налоги занимают значительную долю в объеме налоговых поступлений.

События последних лет доказали, что экономика Российской Федерации глубоко зависит от мировой экономической системы. Подавляющее большинство стран пострадали от негативных последствий мирового экономического кризиса, и Россия, к сожалению, не стала исключением. Поэтому в современных условиях проблемы минимизации негативных последствий мирового экономического кризиса и его последующего преодоления выходят на первый план. Стоит отметить, что сейчас жизненно важно установить для российской экономики устойчивый вектор развития на будущее путем постепенного перехода от сырьевой к инновационной модели развития.   

К началу мирового экономического кризиса Россия была в благоприятных условиях. Значительные финансовые резервы, накопленные за годы высоких цен на энергоносители, позволили руководству страны применить широкий спектр антикризисных мер в бюджетной, налоговой, тарифной и денежно-кредитной сферах без сокращения различных социальных программ. 

По официальным данным, правительство РФ потратило 10 трлн на реализацию антикризисных мер. руб. Для организационной поддержки антикризисных мер была сформирована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (председатель - И.И. Шувалов)  

Одним из основных направлений антикризисных мер во всем мире является налоговая политика государства. Россия не была исключением. В этом направлении были приняты следующие меры:  

  • Порядок уплаты НДС (с ежеквартального на ежемесячный), а также подоходного налога (с фактической, а не с расчетной прибыли) был изменен. Цель состоит в том, чтобы сделать налоговые платежи более единообразными, исключить государственное кредитование налогоплательщиков; 
  • упрощенные правила возврата налогов;
  • Процедура расчета НДС по авансовым платежам была оптимизирована, при этом была поставлена ​​задача значительно ускорить возврат этого налога для экспортных операций;
  • Введена новая процедура возврата НДС - декларативная;
  • износ по отдельным группам основных средств увеличен с 10 до 30%;
  • снижена с 24 до 20% ставка налога на прибыль;
  • субъектам федераций предоставляется право устанавливать налоговую ставку для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5 до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее единая ставка составляла 15%);
  • для компенсации недостачи доходов региональных и местных бюджетов за счет решений, принятых по снижению налогов (в размере около 100 млрд. рублей), им перечисляются 0,5% налога на прибыль и 100% акцизов на горюче-смазочные материалы. ;
  • до 2 миллионов рублей, т.е. в два раза, увеличен размер налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье. 

Все эти меры, безусловно, окажут благотворное влияние на российскую экономику. Таким образом, общая сумма снижения налоговой нагрузки в 2009 году оценивается примерно в 550 миллиардов рублей. 

Тем не менее, многие проблемы остаются в этой области. Таким образом, отмена единого социального налога (по ставке 26%) на страховые выплаты общим размером 34% от фонда оплаты труда может негативно повлиять на развитие экономики. Такое резкое увеличение выплат может привести к тому, что еще более значительная часть организаций начнет выпускать большую часть заработной платы в конвертах. В результате, по словам К. Ветошко, «может быть достигнут противоположный эффект - вместо увеличения сборов они будут уменьшаться, а повышение пенсий, заявленное основной целью этой реформы, останется на бумаге».    

Таким образом, можно отметить следующие недостатки налоговой системы России. Прежде всего, это остается громоздким. В России, как уже отмечалось, налоги на потребление (косвенные налоги) выше, чем где-либо еще. Между тем, НДС взимается по закону в размере 15% от вновь созданной стоимости (V + M), но в действительности он рассчитывается на основе себестоимости продукции (C + V + M), поэтому он намного выше. Нигде кроме России нет единовременных налогов: на содержание жилого фонда, полиции, на уборку территорий. Они выплачиваются независимо от доходов предприятий и занимают до 6% доходов. В целом российские предприятия выплачивают до 85% своей прибыли. Это показывает, что российская налоговая система в попытке пополнить государственный бюджет не стимулирует развитие производства. Кроме того, он перегружен недостатками законодательного, экономического и организационного порядка. Следовательно, существует настоятельная необходимость в ее скорейшем реформировании в интересах обеспечения устойчивого экономического роста в стране.         

Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики в России

Совершенствование налоговой системы является важным фактором развития экономики. В этом случае важно обосновать оптимальное налоговое бремя. В целом по стране налоговая нагрузка может быть рассчитана по доле налогов в валовом внутреннем продукте. Для отдельного предприятия уровень налоговой нагрузки может быть измерен отношением общей суммы налоговых льгот за определенный период к сумме его дохода. По оценкам, текущая налоговая нагрузка в России превышает 33%.    

В настоящее время проблема налогообложения в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально-политическую проблему. Необходимость ее решения является одним из основных стимулов для перехода к устойчивому и качественному экономическому росту. 

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации механизм исчисления и взимания прямых налогов остается крайне несовершенным, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет. Это проявляется в том, что современная налоговая система характеризуется множеством проблем, одна из которых продолжает оставаться в фискальной сфере, что, в свою очередь, неизбежно ведет к сокрытию доходов многими налогоплательщиками и, в конечном итоге, к бюджетным потерям. 

Для мобилизации налоговых поступлений необходимо, прежде всего, повысить заинтересованность граждан России в полной и своевременной уплате налогов.

Необходимо регулярно информировать граждан о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов. и их чиновники.

Следует проводить политику полного и всестороннего информирования налогоплательщиков обо всех технических достижениях, которые могут поднять отношения между налогоплательщиком и налоговым инспектором на новый уровень.

Нормативные правовые акты представительных органов муниципалитетов по налогам должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации. Наиболее популярным источником информации для налогоплательщика является уличная реклама. На улицах города должны быть размещены плакаты (на рекламных щитах и ​​плазменных панелях), основная креативная концепция которых «Быстро. Просто. Надежно». Цель этой кампании - вызвать интерес и доверие к новому формату отчетности, а также подчеркнуть его преимущества.   

Реализация институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, неизбежно требует внесения изменений в налоговое законодательство.

Как известно, система мер, осуществляемых государством в области налогов и налогообложения на современном этапе, находит свое выражение в снижении налоговых ставок, изменении порядка применения налоговых платежей и объектов налогообложения.

Налогообложение оказывает большое влияние на внешнеэкономические связи. В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. Прежде всего, это относится к таможенным пошлинам, а также к внутренним налогам в странах, участвующих в интегрированных объединениях.  

Таким образом, для активизации налоговой политики России необходимо:

  1. разработка и принятие федерального закона «О налоговой деятельности в России», регулирующего составные части налоговой политики страны;
  2. упростить в будущем налоговую систему страны, используя при ее построении три основных элемента налоговой базы - имущество, прибыль, арендные платежи. В то же время значительно снижается налоговая нагрузка; 
  3. освободить от налогообложения часть прибыли, направляемой на развитие производства и разработку новых технологий, а также на исследования и разработки;
  4. ввести необлагаемую минимальную заработную плату сначала в размере прожиточного минимума, а затем, по мере развития экономики страны, в размере минимального потребительского бюджета, аналогичного тому, как это практикуется в США;
  5. снизить уровень косвенных налогов на товары первой необходимости и тем самым привести уровень цен на них в соответствие с их стоимостью;
  6. внести изменения в механизм амортизации, способствующий ускоренной амортизации, особенно в машиностроительном комплексе;
  7. разработать научно обоснованную методологию исчисления таможенных пошлин и усилить таможенную политику в целях защиты и развития национальной экономики.

Пути решения проблем налоговой системы Российской Федерации

Совершенствование налогового процесса путем создания рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей развивающейся структуре экономики и способствующей повышению эффективности производства, финансовому оздоровлению экономики страны, устранению дисбалансов, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, ускорение научно-технического прогресса, создание взаимовыгодных условий ведения бизнеса в различных секторах экономики, сдерживание роста цен и инфляции. Структура налоговой системы должна быть направлена ​​на отслеживание и учет всех в настоящее время «невидимых» финансовых потоков. Изменения в налоговой системе, которые связаны с бюджетной реформой, должны улучшить ситуацию со сбором налогов, что может быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий: продолжения реформы налоговой системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы.  

В этом случае особое внимание следует уделить упрощению налоговой системы и сокращению количества налогов, выравниванию условий налогообложения для всех налогоплательщиков и уменьшению налоговых льгот, переносу налогового бремени на те виды доходов, которые не оказывают негативного влияния на легализацию прибыль, личные доходы, а также проведение комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности. 

Наряду с укреплением налоговой базы федерального бюджета как основного стабилизирующего фактора в экономике страны, налоговая база субъектов Федерации и органов местного самоуправления должна быть усилена в рамках обеспечения независимых источников налогообложения для государства. Субъекты федерации, соответствующие объему их конституционных функций и постепенному сокращению федеральных трансфертов, а также устранению на практике использования кредитных схем при исполнении бюджета. Чтобы внедрить принципы федерализма в налоговой системе, необходимо постепенно перейти от практики «разделения» определенных видов налогов между бюджетами разных уровней (что крайне негативно сказывается на межбюджетных отношениях, подрывает налоговую дисциплину и серьезно усложняет). работа налоговых органов) в порядке отнесения к бюджетам каждого уровня (начиная с федерального) собственных источников налоговых поступлений с правом самостоятельного определения ставок налога (в пределах, установленных законом). Это заменит систему вычетов из регулирующих налогов налоговой системой, которая четко разграничена по уровням правительства.  

Необходимо искать возможности увеличения доходов бюджетной системы. Следует понимать, что рост доходов должен обеспечиваться, прежде всего, за счет улучшения администрирования существующих налогов. В то же время в некоторых областях можно оптимизировать налогообложение, чтобы стимулировать и расширять предпринимательскую деятельность, прежде всего в области инноваций.  

Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть направлена ​​на обеспечение условий для инновационного развития экономики: стимулирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.

В связи с этим требуются действия в следующих ключевых областях. 

Поддержка компаний, где интеллектуальная работа необходима.

Значительная часть налоговой нагрузки в таких компаниях приходится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки ее следует сократить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций - до 2020 года общая ставка страховых премий до 14 процентов в пределах застрахованных годовых доходов.  

Необходимо создать дополнительные условия для активизации инноваций.

В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав на программное обеспечение и базы данных по соглашениям о сублицензировании, а также единовременные платежи за использование прав интеллектуальной собственности и средств индивидуализации. в учетную запись.

Для стимулирования внедрения инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» участникам проекта должны быть предоставлены следующие льготы: обязательные страховые взносы должны быть уплачены участниками проекта по ставке 14 процентов, подоходный налог, налог на имущество организаций и земельный налог. в размере 0 процентов. 

Вопросы совершенствования налогового администрирования остаются актуальными. Необходимо провести инвентаризацию и оценку эффективности воздействия на социально-экономические процессы уже принятых механизмов налогового и таможенного стимулирования. 

Их реализация не должна включать сложные процедуры, которые в большей степени перестрахуются и существенно усложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан.

Надежность налогового контроля не должна ухудшать условия работы добросовестных налогоплательщиков.

Стимулирование экономики. Уменьшение налоговых поступлений (например, из-за уменьшения объемов производства из-за чрезмерного увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков) имеет серьезные негативные последствия для функционирования государства, в том числе снижение расходов на оборону страны, решение социальные, экологические и другие проблемы. 

Вывод

Налоговая система России включает налоги трех уровней - федерального, регионального и местного. Существенную роль в формировании доходной части соответствующих бюджетов играют косвенные налоги: акцизы, НДС, таможенные пошлины, лицензионные сборы. 

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Он состоит из следующих элементов: 1) объект налогообложения; 2) налоговая база; 3) налоговая ставка и 4) налоговый период.   

В заключение подчеркну, что в последние годы в условиях заметного снижения налогового бремени опережающий рост налогов. Однако увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации должно определяться в большей степени факторами, обусловленными проводимой налоговой реформой, в том числе расширением налоговой базы в связи с отменой неэффективных налоговых льгот, устранением каналов уклонения от уплаты налогов. развитие новых тенденций сокращения теневой экономики и легализации доходов, ранее скрытых от налогообложения. Поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику для обеспечения благоприятных условий для развития и диверсификации структуры экономики при одновременном устойчивом генерировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе, что является формированием конкурентной налоговой системы, которая стимулирует экономический рост и обеспечивает необходимый уровень доходов бюджета.  

Так или иначе, сложный механизм налогообложения должен адаптироваться к новому уровню производительных сил и постоянно меняющейся деловой практике. Более того, он не так плохо зарекомендовал себя как инструмент для преодоления трудных кризисных ситуаций, инструмент для стабилизации экономики и ее динамического ускорения.