История Евразийского экономического союза

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 28.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Становление Евразийского экономического союза началось с формирования Таможенного союза, который объединил под своей эгидой Россию, Казахстан, Белоруссию и Украину.

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Цель работы изучить основные этапы становления и развития Евразийского союза.

Становление Евразийского экономического союза

Идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе.

Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием Содружества Независимых Государств, создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. Интеграцию в Евразийском союзе обеспечивали, согласно проекту, более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.

Евразийская инициатива Нурсултана Назарбаева, прозвучавшая на самом пике дезинтеграции, была воспринята и поддержана далеко не сразу - ведь задачи укрепления национальной независимости и суверенитета, с одной стороны, и развития экономического сотрудничества, с другой, в тот момент фактически противопоставлялись.

Постепенно сложилось понимание того, что успех интеграции во многом обеспечивается признанием приоритетности национальных интересов, национальной независимости и суверенитета, а сама интеграция стала восприниматься как рычаг экономического роста и необходимое условие для полноценной реализации тех новых возможностей, что сформировались благодаря состоявшемуся политическому размежеванию постсоветских государств.

Интеграция создавала в нашем общем евразийском доме новое качество стабильности, и это был исторический шанс преодолеть тяжелые издержки изоляционизма первой половины 90-х годов. Ожидание конкретных взаимных выгод от экономической интеграции сформировало у глав сопредельных государств мощную политическую волю к сближению. Новые лидеры Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин активно поддержали евразийский проект Нурсултана Назарбаева, который, благодаря совместным усилиям, успешно и последовательно реализуется.

Сближение евразийских государств началось в 1995 году, с подписанием Соглашения о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России. Тем самым определилось интеграционное ядро государств, которые на протяжении последующих 20 лет, не без трудностей и пауз, но последовательно и направленно двигались к созданию Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза.

Вскоре к договоренностям таможенной тройки присоединились Кыргызстан и Таджикистан.

В 2000-м произошел настоящий рывок, пятеркой сопредельных государств была создана новая интеграционная структура - Евразийское экономическое сообщество, нацеленная на более тесное сотрудничество на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономики.

В то же время активизировалась и совместная работа по формированию правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП).

С 2003 года к этой работе подключилась Украина - но ее вовлеченность в евразийские интеграционные процессы, к сожалению, вскоре пошла на убыль, и с августа 2006 года работа по формированию Таможенного союза и ЕЭП сконцентрировалась в рамках Беларуси, Казахстана и России. Кыргызстан и Таджикистан заявили о намерении подключиться к формированию Таможенного союза и ЕЭП по мере готовности экономики.

Беларусь, Казахстан и Россия кардинально продвинулись на этом пути. Была сформирована правовая и институциональная база интеграции, определились приоритеты и конкретные направления экономического развития. С октября 2007-го, когда лидерами интеграционной тройки был подписан Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, начался второй этап интеграции. Тогда же Договором от 6 октября 2007 года была учреждена Комиссия Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого было обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.

Катализатором евразийской интеграции послужил, в том числе, и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Повсеместное падение рынков и производства запустило в таможенной тройке интенсивный поиск новых эффективных форматов сотрудничества, которые обеспечили бы устойчивость экономического роста, а также разработку моделей минимизации экономических рисков и сближения национальных экономических стратегий.

Лидеры государств продвигались к согласованным позициям поэтапно, находя баланс интересов и развязки по самым сложным вопросам. В итоге с 1 января 2010 года стартовал Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, в рамках которого установлены единый таможенный тариф и единая номенклатура внешнеэкономической деятельности, действует Таможенный кодекс Таможенного союза и Комиссия Таможенного союза, осуществляющая свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором об ее учреждении, другими международными договорами между Сторонами, а также решениями Высшего органа Таможенного союза, и которой была передана часть полномочий государственных органов Сторон.

С 1 июля 2011 года, когда был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах и, таким образом, завершено формирование единой таможенной территории, Таможенный союз заработал в полноформатном режиме. Это обеспечило в Таможенном союзе первую классическую свободу - свободу передвижения товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый механизм таможенного и внешнеторгового регулирования (таможенно-тарифного и нетарифного), единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции, единых требований к этой продукции, единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней, оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми Сторонами.

С 1 января 2012 года начался следующий этап - формирование Единого экономического пространства, представляющего собой более высокую ступень интеграции, предусматривающую не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий. В ЕЭП создаются единый рынок в 170 миллионов потребителей, условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основе ЕЭП лежат согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики - в макроэкономике, в сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики. Кроме того, с 1 января 2012 года заработали Суд ЕврАзЭС, обращаться в который по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, могут не только государства, но и участники экономической деятельности, а с 1 февраля 2012 года - Евразийская экономическая комиссия, заменившая Комиссию Таможенного союза, - постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП, которому государства передали часть национальных полномочий.

Новый этап стартует с 1 января 2015 года, когда начнет функционировать новое интеграционное объединение - Евразийский экономический союз (Союз, ЕАЭС), договор о создании которого был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в Астане.

29 мая 2014 года. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза.

Евразийский экономический союз - самый амбициозный и, вместе с тем, наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды, интеграционный проект в современной Евразии. Это качественно новый уровень экономического взаимодействия сопредельных государств, открывающий широкие перспективы экономического роста, формирующий для интеграционной тройки» новые конкурентные преимущества и дополнительные возможности в современном глобальном мире.

Растет число государств, заинтересованных в участии в евразийских интеграционных процессах. О намерении присоединиться к Договору о Евразийском экономическом союзе заявили главы государств Армении и Кыргызстана. В настоящее время ведется работа по их присоединению к ЕАЭС.

Евразийская мечта, высказанная в 1994 году, стала зримой реальностью уже в 2010-м.

Преодолевая последствия кризиса, мир вступает в эпоху взрывного развития интеграционных объединений. Евразийский союз, формирующийся с учетом передовых интеграционных практик, находится на треке этого глобального движения, отвечая на вызовы времени и добиваясь успеха.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет пространство, на котором проживают 167 млн человек. Страны, входящие в Таможенный Союз, обладают почти 82% экономического потенциала бывшего СССР. Совокупный ВВП трех стран составляет примерно 2 трлн долл., а совокупный товарооборот - 900 млрд долл. Следует констатировать, что на настоящий момент наблюдаются значительные различия в потенциале и в доле отдельных стран в ВВП. Так, удельный вес Белоруссии и Казахстана во внешнеторговом обороте РФ ограничивается 4,7 и 2,3%, доля России и Казахстана в белорусском товарообороте составляет примерно 47 и 0,8%, доля России и Белоруссии в казахстанском товарообороте - 24 и 0,7%.

С 1 января 2010 г. введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами. Комиссии таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Вскоре вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско- польской границы до казахстанско-китайской. По мнению ведущих российских экономистов, не только Россия, но и все три государства Таможенного союза от участия в этом интеграционном объединении получают достаточно весомый прирост экономической активности в ближайшие пять лет, который, согласно расчетам оценивается примерно в 15 процентов валового продукта. Этот эффект достигается за счет создания общего рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. В том числе снижаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление торговых и таможенных процедур при Пересечении границы. Специалисты торгово-промышленной палаты считают, что создание общего рынка автоматически повышает конкурентоспособность всей нашей продукции на внутреннем рынке. За счет расширения экономического пространства появляется возможность увеличить масштабы производства. В условиях кризиса значение региональных экономических группировок увеличивается, поскольку они придают экономике большую устойчивость.

С 1 июля 2011 г. снялся государственный контроль при перемещении товаров через границу России и Казахстана. Это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран. Задачи, определенные программным документом «Этапы и сроки формирования единой таможенной территории», предполагают, что все ключевые правовые акты, призванные создать единые правила торговли с третьими странами и обеспечить возможность снятия как регулятивных так и административных барьеров во взаимной торговле.

Нельзя сказать, что процесс формирования Таможенного союза прошел без проблем. Сложности касаются, прежде всего, адаптации национальных законодательств. Кроме того, бизнес не везде оказался готов к нововведениям. В частности, Казахстану пришлось изменить более 60% пошлин, главным образом, в сторону повышения. К примеру, в Казахстане, где нет автопроизводителей, нуждающихся в защите, пошлины на иномарки выросли почти в четыре раза. Кроме этого, к органам Таможенного союза перешло и право принимать решения по защите единого рынка трех стран от иностранных товаров, например, китайских. Обсуждается распространение жестких российских ограничений на ввоз американских куриных окороков на территорию всех трех стран.

И в заключение, хотел бы сказать, что со стороны многих экспертов имеются опасения, что Таможенный союз повлечет возвращение старых и появление новых схем контрабанды. Однако, следует отметить, действующие контролирующие структуры не упраздняются. Более того, они будут находиться под надзором не только своих национальных властей, но и всех участников союза.

Развитие Евразийского экономического союза

Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об интеграционных группировках. Факторы среды действуют как внутри объединения, так и вне его. К внутренним факторам группировки относят цели, задачи, структуру объединения, страны-участницы, стратегию действий. Внешние факторы, находятся вне интеграционного объединения, способствуя или препятствуя его функционированию, выживанию и эффективности. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность объединения. Это страны, интеграционные группировки, международные организации. Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на объединение, но сказываются на ее деятельности, и группировка их учитывает, планируя свое будущее. Это процесс глобализации, научно-технический прогресс, социально-культурные, экономические и политические изменения. Факторы внешней среды влияют на деятельность интеграционного объединения, и оно должно быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленной цели. Существует взаимозависимость факторов внутренней среды, внешней среды и между факторами обеих сред.

На современном этапе развития экономики достаточно явно начинает проявляться разноуровневый и разноскоростной характер интеграционных процессов на различных территориях, которые приводят к образованию субинтеграционных объединений, такое как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

В отношении эффективности функционирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) необходимо отметить, что в существенной степени она определяется деятельностью институтов, их способностью принимать решения, агрегирующие интересы всех стран-участниц, и способностью обеспечивать исполнение этих решений. В связи с этим, считается необходимым рассмотреть некоторые дестабилизирующие факторы в экономике Евразийского союза.

В настоящее время в мире существуют несколько различных союзов государств. Некоторые из них достаточно эффективны, другие пока еще не проявили себя, третьи - пока только в планах политиков. Помимо дестабилизирующих последствий кризисных явлений в мировой экономике, наиболее значимыми для ЕАС дестабилизирующими факторами станут отток финансового капитала, коррупция, низкий уровень конкурентоспособности экономик стран-участниц ЕАС и их небольшой размер, доминирующая роль в союзе одной страны, возможное противодействие со стороны части элит в странах, а также военные угрозы. Для обеспечения устойчивого развития экономик стран актуально снижение оттока финансового капитала.

Начиная с 2005 г., из РФ ежегодно уходит $80-100 млрд. По нашему мнению, отток финансового капитала может стать наиболее опасным дестабилизирующим фактором для экономики ЕАС. Он даже более опасен, чем коррупция, значительная часть денег коррупционеров остается и продолжает обращаться внутри стран (нанимаются рабочие, строится недвижимость, развивается инфраструктура и т.д.) пусть не эффективно, но все же способствуя повышению жизненного уровня населения. А выведенные в оффшоры деньги работают в экономиках других стран, а если иногда частично и возвращаются в РФ (как в 2006-2007 гг.), то только для того, чтобы потом опять уйти, но уже с прибылью.

Для обеспечения устойчивого динамичного развития стран ЕАС необходимо снижение оттока капитала. Это можно сделать, развивая те направления реальной экономики, которые непосредственно привязаны к территории страны и специфичны только для нее, в максимальной степени используя эффекты масштаба, а также - совершенствуя финансовую систему, в частности - за счет создания современной финансовой инфраструктуры в рамках будущего МФЦ.

Все экспертные источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и политическом секторах и включают оценку множества стран. Оценивается уровень восприятия коррупции людьми, как живущими в конкретной стране, так и иностранцами, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

Меньшие значения индекса соответствуют большей коррупции (меньшей защищенности от нее).

По этому показателю ситуация в РФ далеко не благополучна, но она примерно такая же в большинстве государств - бывших республиках СССР за исключением прибалтийских. Коррупция - один из основных дестабилизирующих факторов в экономике ЕАС.

При взаимодействии стран внутри ЕАС РФ будет занимать доминирующее положение. С одной стороны, это плюс, т.к. ускорит многие процессы согласования документов и принятия управленческих решений. С другой стороны - минус, т. к. именно на РФ будут возложено обеспечение интеграционных процессов и поддержание стабильности в ЕАС. Кроме этого, при доминировании одного участника в союзе мало возможностей для конкуренции, которая является движущей силой любого развития и гарантом защиты от деградации.

В экономике ЕС, состоящем из 28 стран, доминируют пять стран: Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания. При этом доля Германии - лидера по ВВП - составляет только около 20%. Представляется, что такое соотношение - наиболее рационально, есть несколько лидеров, которые, однако, во многих ситуациях не имеют возможности занять доминирующие позиции. В ЕАС ситуация противоположная. Если оценивать масштабы экономик стран по их ВВП в 2011 г., то белорусская экономика составляет только 3% от российской, казахстанская - 10%, киргизская - 0,3%, таджикская - 0,35%. Суммарно экономики указанных стран соответствуют 13,65% российской экономики.

Поэтому, рассматривая вопрос в стратегическом плане и не учитывая различные известные сложности во взаимоотношениях стран ближнего зарубежья, то для обеспечения долгосрочной стабильности ЕАС очень желательно вхождение в ее его состав Украины.

Это позволит увеличить не только экономические возможности ЕАС (суммарный ВВП РФ, Белоруссии и Казахстан более, чем 8 раз ниже ВВП ЕС), но и военные возможности союза.

Выше рассматривались внутренние дестабилизирующие факторы. Но поскольку образование и последующая деятельность ЕАС неминуемо вызовет определенное напряжение в международных отношениях стран региона, а также среди тех, кто искренне считает весь мир зоной своих жизненно важных интересов, то логично попытаться оценить степени военной опасности для различных вариантов ЕАС от наиболее значимых гипотетических соперников.

Высокая степень военных угроз - основной внешний дестабилизирующий фактор для ЕАС.

Пока в странах бывшего СССР отсутствуют общие проекты, требующие совместной защиты военными средствами. Но по мере экономической интеграции такие проекты могут появиться. Это станет стимулом и для расширения сотрудничества в военной области между странами.

Одним из дестабилизирующих проект ЕАС факторов может оказаться противодействие со стороны некоторых групп национальных элит. Владея властью и богатствами своих стран, они могут не захотеть ни с кем ими делиться. С их стороны возможно провоцирование протестных выступлений против лидеров соответствующих стран.

Переход к Евразийскому экономическому союзу предполагает проведение согласованной макроэкономической политики государств - участников единого экономического пространства и формирование принципов, порядка и механизма ее согласования. Согласованная макроэкономическая политика предполагает обеспечение устойчивого экономического роста в странах-членах и соблюдение установленных и сбалансированных макроэкономических показателей. Эти принципы направлены на создание благоприятных условий для повышения стабильности национальных экономик стран-членов ЕЭП, их устойчивости к внешнему воздействию, а также обеспечивают углубление интеграции.

Таким образом, основные направления согласованной макроэкономической политики государств ЕЭП при переходе к Евразийскому экономическому союзу предполагают формирование единых правил функционирования национальных экономик и обеспечение их эффективного взаимодействия. Кроме этого, предусматривается согласование основных макроэкономических показателей и создание условий для перехода на более высокие ступени экономической интеграции, а также разработка общих ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития.

Мировой экономический кризис постепенно меняет мировоззрение национальных элит. На наших глазах США переходит к самомобилизации: добыча собственного газа уже превысила российский уровень, многие промышленные предприятия возвращаются из Юго-Восточной Азии, стремительно нарастает экспорт, в 2009 году он составлял 1,58 триллиона долларов, а в 2013 году достиг 2,28 триллиона долларов.

На этом фоне майское подписание договора о создании Евразийского экономического союза выглядит знаковым событием. На повестке дня наполнение договора эффективными программами мобилизации незадействованных ресурсов и возможностей стран-участниц ЕАЭС, наращивание экономического, политического и военного веса нового объединения. Сейчас совокупный валовой внутренний продукт Евразийского союза не достигает даже 3% от мирового ВВП, тогда как в 1990 г. ВВП СССР составлял 14%.

Вернуть утраченные позиции можно только путём напряжённой работы, модернизации и реиндустриализации евразийского пространства. Беларусь способна сыграть в этих процессах ключевую роль, так как она ещё в середине 90-х годов благоразумно решила сохранять и развивать свои индустриальные мощности в плотном экономическом союзе с Россией. Результаты этого исторического выбора мы наблюдаем на контрасте с восточноевропейскими странами, где бывшие заводы напоминают декорации к фильмам ужасов, а скоропалительные надежды на новую экономику услуг лопнули вместе с мировым финансовым пузырём.

Но прежде чем приступать к реиндустриализации экономик России и Казахстана, следует понять, что же привело к драматической деградации их многоотраслевой экономики в 90-е годы. В то время правительства РФ и РК сделали ставку на развитие сырьевого направления и пренебрегли всеми остальными. Секрет же стремительного экономического роста СССР заключался в механизме перекрёстного субсидирования - часть сверхдоходов от природной ренты перенаправлялась на строительство и развитие множества заводов, сельхозпредприятий, образовательных и научно-исследовательских учреждений. Таково было осмысленное решение советского правительства, альтернативы которому для севера Евразии просто не существует, суровый и непредсказуемый климат делает убыточными и неконкурентоспособными агрокомплекс и капитальное строительство, а огромные малозаселённые просторы требуют колоссальных вложений в инфраструктуру.

Реформаторы 90-х прочили фантастическое обогащение России, Казахстана и других республик, богатых полезными ископаемыми, после введения мировых цен на сырьё, экспортёрами которого они являлись. Однако эффект оказался обратным. Разрушение механизма внутрисоюзных цен, где сырьевые отрасли питали всю экономику, привело к экономической катастрофе. И прежде всего для России, где были уничтожены тысячи предприятий и уникальных технологий, разрушены целые отрасли экономики - от животноводства до станкостроения. Но главное произошло неслыханное имущественное расслоение общества, 0,2% семей захватили 70% национального богатства, а медианный доход обычных граждан (половина населения получает доходы больше этого показателя, половина - меньше) оказался, согласно данным института Гэллапа, ниже, чем даже у белорусов.

Исправить указанные перекосы можно с помощью Евразийского экономического союза, но при обязательном условии восстановления межотраслевого субсидирования и создания равных условий хозяйствования для предприятий всех союзных республик. Наши природные богатства - это наше естественное конкурентное преимущество, и будет преступно им не воспользоваться для воссоздания единой многоотраслевой экономики, для вовлечения в хозяйственный оборот своих незадействованных ресурсов и мощностей. К сожалению, заключённый договор откладывает создание общего и равноправного рынка энергоносителей на 10 лет - до 2025 года. Более того, ограничения на товарооборот наложены на 900 товарных позиций. Тем не менее, несмотря на медлительность интеграции, планировать работу в новых условиях нужно уже сейчас.

Одной из главных задач является импортозамещение. Оно должно стать осмысленной долгосрочной стратегией, а не ситуативным политическим инструментом в споре с Западом за Украину. Что толку, если готовые изделия будут импортироваться, скажем, не из Германии, а из Китая? Следует помнить, что только российский рынок импортирует различных товаров из-за пределов Евразийского союза на 500 млрд долларов, а ведь значительная часть этого объёма может производиться в Беларуси, Казахстане и России. Сейчас импорт Беларуси в Россию составляет 16 млрд долларов, и этот показатель потенциально можно поднять в два и даже три раза при условии целенаправленного импортозамещения.

Ответ на вопрос: «Что производить в Евразийском союзе, а что импортировать?» должны давать экономические специалисты, просчитывая межотраслевые балансы и разрабатывая стратегические планы развития Северной Евразии. И здесь категорически недопустимо руководствоваться исключительно логикой максимизации прибыли, мол, если нерентабельно, то не производим. Есть масса других факторов, которые влияют на дилемму производить или импортировать.

Особые требования к качеству товаров. Хорошо известна ситуация, когда Украина к футбольному Евро-2012 закупила электрички, отвергнув предложения собственных производителей и выбрав недорогие корейские поезда. В результате неприспособленные к украинскому зимнему климату электропоезда стали мишенью для шуток и анекдотов. В качестве противоположного примера можно привести белорусский подход: швейцарская фирма Штадлер продала белорусам несколько электричек и взяла на себя обязательства запустить совместное производство поездов под Минском.

Кроме того, нужно учитывать вопросы национальной безопасности. Каждая страна в соответствии с рекомендациями ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) должна обеспечивать собственную продовольственную безопасность, даже если это и нерентабельно. Следует также помнить о социальной стабильности: закрытие больших предприятий генерирует тысячи безработных, стимулирует бегство квалифицированной рабочей силы и её замещение нелегальными мигрантами из бедных стран (на следующем шаге получаем небезопасные национальные гетто). Странам ЕАЭС чрезвычайно важны технологическая независимость, развитие собственного военно-промышленного комплекса, эффективное использование имеющихся производственных мощностей, их своевременная модернизация в соответствии с научно-техническим прогрессом и т.д. Без этого Беларусь не сможет сохранить нынешний статус индустриального оазиса Восточной Европы, а Россия и Казахстан не смогут эффективно контролировать и управлять своими гигантскими пространствами и ресурсами.

Все эти факторы нужно принимать во внимание для того, чтобы создать сбалансированную экономику Евразийского экономического союза и вернуть нашим республикам надлежащий экономический и политический вес в мире.

Решая задачи импортозамещения, реиндустриализации и модернизации, необходимо уже сейчас готовить стратегию экономической экспансии ЕАЭС в глобальном масштабе. И здесь можно ориентироваться на белорусский опыт строительства многовекторной экономики. Глобальный экономический кризис заставляет покупателей отказываться от излишнего комфорта и технологической навороченности в пользу простых, качественных и недорогих товаров и услуг, чем обычно и отличается белорусская продукция. Неслучайно стратегическими направлениями белорусской внешнеэкономической деятельности уже давно являются Азия, Латинская Америка, Африка. Важность взаимодействия с этими регионами обусловлена их экономическим ростом, причём Азия показывает рекордные показатели, за последние 15 лет её доля в мировом ВВП увеличилась с 14% до 26%. Очевидно, что центр мировой экономики переносится из Европы и Северной Америки в этот регион.

Среди азиатских стран следует особо выделить Монголию, которая стала чрезвычайно важной после создания Таможенного союза, все союзные республики превратились в непосредственных соседей, которых разделяет только одна граница. Но ещё более важно, что Монголия демонстрирует фантастические темпы экономического роста, её ВВП за последние 15 лет возрос в 10 раз! Кроме того, Монголия традиционно входила в сферу экономического и культурного влияния Советского Союза, а сейчас заинтересована в диверсификации своей внешнеэкономической деятельности, чтобы избежать чрезмерной зависимости от сильной китайской экономики. В Беларуси это хорошо понимают, поэтому в 2014 году обеими странами были ратифицированы соглашения о безвизовом режиме, открылась белорусская дипмиссия в Улан-Баторе, создаются совместные предприятия, стартуют общие логистические и образовательные проекты.

Беларусь также открывает в этом году дипломатические представительства в Пакистане, Катаре, Эквадоре, Австралии, изучает подобные возможности для Ирака и Анголы. Подписаны соглашения об облегчении визового режима с Сингапуром, ОАЭ, Лаосом, Турцией, Боливией, Бразилией. Именно в этих регионах Минск видит для себя экономические перспективы, и можно сказать, что маленькая Беларусь торит путь для всего Евразийского союза, как это в своё время произошло в отношениях с Венесуэлой. России и Казахстану пора ухватиться за этот тренд и вместе выходить на внешние развивающиеся и растущие рынки. Нельзя ждать, пока покупатель придёт сам, нужно разворачивать свою экономическую экспансию по всем направлениям.

И здесь недостаточно ограничиваться работой МИДов. Чрезвычайно важно, чтобы евразийские финансовые институты, прежде всего Евразийский Банк Развития, предложили нашим производителям разнообразные и удобные механизмы кредитной и лизинговой поддержки экспортных программ. Это аксиома внешнеэкономической деятельности, так США после Второй мировой войны захватили европейские рынки с помощью плана Маршалла, а теперь Китай продвигает свою продукцию по всему миру благодаря механизмам связанных кредитов.

Евразийскому союзу необходимо учиться у лидеров рынка, а при необходимости приглашать компетентных специалистов из других стран. Тогда наши общие усилия принесут желанный экономический и политический эффект и позволят на равных разговаривать с европейскими партнёрами, чтобы приступить к осуществлению проекта равноправной интеграции Северного континентального пространства от Лиссабона до Владивостока, который был озвучен белорусским президентом ещё в 2011 году.

Современная евразийская экономическая интеграция и ее институциональная основа строятся на сближении экономических потенциалов интегрируемых государств. Она требует и новых объединяющих идей. Основы евразийской идеологии были заложены более столетия назад в трудах Н.С. Трубецкого. Размышляя над тем, какая объединяющая идея может вновь собрать земли нашей великой страны после неминуемого, как он считал в 1927 году, краха коммунистического режима, он писал: «Евразийство не разделяет идеализации дореволюционного прошлого и, решительно отвергая атеистические, материалистические и социалистические доктрины большевизма, тем не менее, старается сквозь накинутую на Россию красную мантию коммунизма прощупать биение живого сердца России, проследить изменения живого организма России».

Именно сегодня мы можем сказать, что его мысли воплощаются в реальность. Процесс интеграции подкреплен идейной основой евразийской интеграции, которая основана на общности исторических корней и прочных кооперационных связях в экономике. Современная евразийская интеграция не простирается далее создания ЕЭП на взаимовыгодных условиях исключительно на добровольной основе. В отличие от предыдущего исторического опыта интеграции, которая проходила в рамках одного государства с жесткой авторитарной политической системой. Основной и довольно банальной причиной кооперации является необходимость объединения экономических потенциалов всех стран для повышения конкурентоспособности и выживания в современных условиях. В дальнейшем она должна развиваться, опираясь на общее духовное наследие народов и вбирая в себя современную парадигму устойчивого развития, цели повышения качества жизни граждан, принципы общей ответственности участвующих в процессе интеграции государств за будущее человечества.

Учитывая все особенности евразийского экономического процесса, стоит отметить, что он идет в рамках, которые, с одной стороны, определяются тенденциями глобализации, а, с другой стороны, заданы правилами ВТО и нормами международного права. При этом, наряду с универсальными формами региональной интеграции (например, институты Таможенного союза строго определены нормами ВТО), есть вероятность выбора отдельных пределов и основных элементов интеграции. К примеру, возможность создания единого финансового регулятора. Однако можно ограничиться и гармонизацией норм регулирования финансового рынка. В таком случае необходимо прибегать к комплексным мерам создания общего экономического пространства и дальнейшей интеграции (например, создание монетарного союза требует унификации требований к долговой политике). Но не стоит забывать, что есть относительно автономные процессы, которые можно последовательно достраивать, постепенно совершенствуя архитектурный ансамбль региональной интеграционного образования. Не стоит также забывать про наличие определенных внутренних и внешних факторов при выборе определенных элементов и конструкций. При наличии корректного задания со своими ограничениями и критериями, существует возможность оптимизации процесса интеграции и создания общих наднациональных конструкций.

Исходя из критерия повышения уровня развития ЕЭП, если в качестве ограничения взять идеологически приемлемый для каждого государств набор делегируемых на национальный уровень полномочий, тогда единая логика оптимизации евразийского интеграционного процесса могла бы строиться следующим образом.

Существует два основных показателя (критерия), которые могут охарактеризовать повышения уровня ЕЭП. Во-первых, показатель уровня экономического развития, во-вторых, уровня технического развития, а также уровня развития человеческого потенциала. Наряду с универсальными элементами и конструкциями, охарактеризованными выше, здание евразийской интеграции может строиться на основе сочетания наиболее удачных национальных институтов регулирования и механизмов развития с учетом закономерностей современной международной конкуренции, на которые определенное влияние оказывает развертывание глобального кризиса.

Под основным принципом интеграции понимается создание единого воспроизводственного комплекса, что предполагает не только ликвидацию межгосударственных таможенных, но также и остальных барьеров. Помимо этого необходимо согласование конечных целей социально-экономического развития между заинтересованными странами, а также выработка согласованных направлений инвестиционной, инновационной, структурной, внешнеэкономической и социальной политики. Все работы обязаны вестись исходя из критерия повышения уровня развития.

Процесс евразийской экономической интеграции достиг фазы зрелости. Эта фаза заключается в том, что содержательное наполнение единого экономического пространства совместными видами сложной хозяйственной деятельности становится не менее важным, чем углубление и расширение интеграционных форм. Экономический потенциал интеграции раскрывается в формировании совместных корпораций, развитии трансграничной производственно-технологической кооперации, сочетании сравнительных национальных преимуществ в производстве технологически сложных изделий. Самого по себе внутреннего рынка для этого недостаточно. Нужны общие стратегии развития, реализуемые на началах частно-государственного партнерства, совместные программы и проекты развития.

Важнейшей причиной уязвимости наших экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры стала их чрезмерная ориентация на экспорт сырья, ослабление и разрушение внутренних кооперационных связей, сжатие внутреннего рынка, разрыв технологических цепочек по производству сложных видов продукции, разделенных возникшими таможенными границами. Для обеспечения устойчивого развития необходимо восстановление емкого внутреннего рынка, глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности экономки на новой технологической основе.

Данные о динамике экономической активности свидетельствуют о положительном влиянии емкости, глубины и защищенности внутреннего рынка на антикризисную устойчивость производственной и инвестиционной деятельности в различных странах. Так, в наименьшей степени глобальный кризис затронул Китай, в котором произошло лишь некоторое замедление экономического роста, темп которого составил в первом квартале по отношению к соответствующему периоду прошлого года 6,1%. Емкий и хорошо защищенный внутренний рынок Индии также отреагировал замедлением экономического роста при относительно небольшом (менее 1%) сокращении объемов промышленного производства. Открытые, но чрезвычайно емкие экономики США и ЕС сжались на 2,6% и 4,4% соответственно. В наибольшей же степени пострадали открытые экспортно-ориентированные национальные экономики, в Японии падение ВВП составило 9,7 %, промышленного производства - 34,6 %, в России - 9,5 % и 13,1 % соответственно.

Эти данные свидетельствуют о необходимости ускорения интеграционных процессов на постсоветском пространстве как важнейшем направлении совместных антикризисных мер. При этом наибольшее значение для повышения антикризисной устойчивости экономик СНГ будут иметь формирование многосторонней зоны свободной торговли, а также таможенного союза в раках ЕврАзЭС, переход на расчеты в национальных валютах, реализация общей стратегии модернизации экономики на основе нового технологического уклада.

Для многих исследователей сегодня стало очевидным, что западная модель последних десятилетий переживает сложный системный кризис. Ультралиберальная экономическая политика, проводимая под эгидой МВФ, Всемирного банка и ВТО, зашла в тупик. Европейский союз как политико-экономический блок государств достиг определенных пределов интеграции.

Государства ЕврАзЭС, напротив, находятся на начальном этапе интеграционного развития и имеют большой потенциал роста. Для его оптимальной реализации важно учесть ошибки ЕС, допущенные им в процессе интеграционного строительства.

До сих процесс евразийской интеграции ограничивался сугубо прагматичными вопросами снятия трансграничных барьеров для создания общего рынка товаров, а с 2012 года - и общего рынка услуг, связанных с обращением товаров. Переход к общему рынку капитала потребует гармонизации норм финансового регулирования и создание единого финансового регулятора, в отношении которого решение планируется принять в 2014 году. Этот процесс не будет простым, если решать задачу формирования внутреннего рынка капитала. В условиях оффшоризации крупного российского бизнеса внутренний рынок капитала носит в значительной степени остаточный характер.

В ходе строительства Евразийского экономического союза наряду с решением этих проблем должна быть также решены задачи содержательного наполнения единого экономического пространства общими институтами и механизмами развития. Необходимая для этого общая стратегия развития и оптимизация ее интеграционных инструментов должна вестись в рамках определенных ограничений, для чего потребуется.

Заключение

Согласно договору о создании ЕАЭС, на территории союза обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Гармонизация национальных законодательств к правилам нового союза должна быть завершена в течение 10-летнего периода.

Согласно договоренностям стран-участниц, В 2016 году должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 году - общий рынок электроэнергии, к 2025 году - рынок нефти, газа и нефтепродуктов. Также в 2025 году в Алма-Ате должен начать работу наднациональный орган по регулированию финансового рынка союза.

Члены Евразийского экономического союза не смогут применять друг к другу защитные меры в торговле - меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Исключение составят случаи, когда защитные меры необходимы для обеспечения обороны и безопасности, охраны жизни и здоровья человека и защиты природы. По правилам договора, такие меры не должны являться средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

Ранее условия Таможенного союза позволяли его участникам использовать взаимные защитные меры, хотя на практике они фактически не применялись. Право вводить санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры за членами Евразийского экономического союза сохраняется. С начала 2015 года гражданам не придется получать разрешения на работу для трудоустройства в любой из стран ЕАЭС. Внутренней трудовой миграции в союзе будет способствовать и взаимное признание дипломов об образовании, за исключением дипломов юристов, педагогов, медиков и фармацевтов. Граждане стран-членов ЕАЭС, работающие в одной из них по контракту более полугода, будут уплачивать подоходный налог так же, как его уплачивают местные жители, а не иностранные граждане.

Ключевой целью вступления в Евразийский экономический союз является развитие благосостояния народа.