Исторические формы социальной стратификации: сравнительный анализ
Содержание:
- Понятие и основные критерии социальной стратификации
- Типы социальной стратификации
- Рабство
- Касты
- Поместья
- Классы
- Вывод:
Предмет: | Социология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 26.03.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:
Много готовых курсовых работ по социологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Еще на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. Более того, все члены общества распределяются внутри социальной структуры таким образом, что различные статусы заполняются и их соответствующие роли выполняются.
Поэтому основой для разделения людей на группы было разделение труда, на которое изначально влияли только такие характеристики, как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии - социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т. д.
Различные группы приобрели признаки, которые отличают их от других групп людей в данном обществе, в первую очередь, по уровню благосостояния и степени авторитета. Поэтому любое общество более или менее сложно структурировать, оно состоит из различных групп (каст, классов, слоев и т. д.).
Социальная стратификация - это идентификация социальных групп и слоев на основе определенных критериев, таких как характер собственности, доход, власть, престиж. Социальная стратификация общества представляет собой систему неравенства, социальной дифференциации, основанную на различиях в занимаемой должности и выполняемых функциях.
Проблема неравенства является фундаментальной для современных обществ. Социальная стратификация является одной из центральных проблем социологии, и вокруг нее ведется множество научных и идеологических споров. Основными являются различия в правах собственности, власти и статусе.
Историю человеческих сообществ можно рассматривать, среди прочего, как смену одного типа социального неравенства другому, и в этом отношении нет идеальных сообществ - все они стратифицированы с некоторой степенью «жесткости», и все они несправедливы. , Изучая взаимодействия между различными аспектами социальной системы и взаимосвязями слоев и классов, их характеристиками, мы понимаем внутреннюю природу общества как сложного социального агрегата, чтобы ответить на вопрос о том, что такое возможное будущее общество. С. Батуренко Социальная стратификация и неравенство в современном российском обществе: теоретико-методологический анализ современных концепций.
Целью данной работы является изучение исторических форм социальной стратификации.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать понятие социальной стратификации, изучить предпосылки для стратификации общества;
- рассмотреть основные критерии социальной стратификации;
- изучить основные исторические формы социальной стратификации.
Понятие и основные критерии социальной стратификации
Стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, существующая в определенном обществе в определенный исторический период времени. Более того, социальное неравенство воспроизводится в достаточно стабильных формах как отражение политической, экономической, культурной и регулирующей структуры общества.
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходу, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
Основой стратификации в социологии является неравенство, то есть неравномерное распределение прав и привилегий, обязанностей и обязанностей, власти и влияния. Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации К. Маркса и М. Вебера.
К. Маркс полагал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и контролирует важнейшие средства производства - класс угнетателей-капиталистов или буржуазию, и тех, кто может только продавать свой труд - угнетенных рабочий класс или пролетариат. Согласно Марксу, эти две группы и их расходящиеся интересы служат основой для стратификации. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.
Предполагая, что Маркс упростил картину расслоения, Вебер утверждал, что в обществе существуют другие разделительные линии, не зависящие от класса или экономического статуса, и предложил многомерный подход к расслоению, выделив три аспекта: класс (экономическое положение), статус ( престиж) и партия (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Тем не менее, по большей части, эти три измерения взаимосвязаны; они кормят и поддерживают друг друга, но все равно могут не совпадать
Функционалистская теория стратификации была сформулирована в 1945 г. К. Дэвисом и В. Муром. Расслоение существует из-за его универсальности и необходимости; общество не может обойтись без стратификации. Социальный порядок и интеграция требуют определенной степени расслоения. Система стратификации позволяет заполнять все статусы, составляющие социальную структуру, вырабатывает стимулы для личности выполнять обязанности, связанные с их положением.
Распределение богатства, властных функций и социального престижа (неравенства) зависит от функциональной значимости положения (статуса) личности. В любом обществе есть должности, которые требуют определенных способностей и подготовки. Общество должно иметь определенные преимущества, которые используются как стимулы для людей занимать должности и выполнять свои соответствующие роли. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемой должности. Функционально важные предметы должны быть соответственно вознаграждены. Неравенство играет роль эмоционального стимула. Преимущества встроены в социальную систему, поэтому стратификация является структурной чертой всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула для продвижения вперед, желания приложить все усилия для выполнения своих обязанностей. Если не хватает стимулов и не заполнены статусы, общество распадается. Эта теория имеет ряд недостатков (она не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и т. д.), но она является одной из наиболее развитых.
Одним из основоположников современной теории стратификации является П.А. Сорокин. Он вводит понятие «социальное пространство» как совокупность всех социальных статусов данного общества, наполненных социальными связями и отношениями. То, как организовано это пространство, является стратификацией. Социальное пространство трехмерно: каждому из его измерений соответствует одна из трех основных форм (критериев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями: экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно, положение человека или группы описывается в этом пространстве с использованием трех координат.
Совокупность индивидов с одинаковыми социальными координатами и образует слой. Основой стратификации является неравномерное распределение прав и привилегий, обязанностей и обязанностей, власти и влияния.
Большой вклад в решение практических и теоретических проблем расслоения российского общества внес Т.И. Заславская. По ее мнению, социальная структура общества - это сами люди, организованные в различные группы (страты, страты) и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые создает экономика, для которых она необходима. Именно эти люди, их группы осуществляют определенную социальную политику, организуют развитие страны и принимают решения. Таким образом, в свою очередь, социально-экономическое положение этих групп, их интересы, характер их деятельности и отношения друг с другом влияют на развитие экономики.
Таким образом, можно выделить следующие критерии социальной стратификации:
- Экономическая ситуация. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - это то, чем владеют люди. Под доходом понимается просто сумма денег, которую получают люди.
- Престиж - авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которого соответствует определенному социальному статусу. Престиж - это нематериальное явление, что-то подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится повысить престиж своего престижа - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени и демонстрирует свою «способность жить». Эти действия и объекты действуют как символы престижа, которым мы придаем социальную значимость.
- Власти определяют, какие люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность общественной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовать имеющиеся ресурсы для достижения цели.
- Социальный статус - это относительное звание, со всеми вытекающими из этого правами, обязанностями и образом жизни, которое индивид занимает в социальной иерархии. Статус может быть присвоен лицам при рождении независимо от их качеств, а также на основе пола, возраста, семейных отношений, происхождения или может быть достигнут в соревновании, которое требует особых личных качеств и личных усилий.
Типы социальной стратификации
Независимо от форм, которые принимает социальное расслоение, его существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации:
- рабство;
- каст;
- поместья;
- занятия.
Первые три системы характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытое общество определяется запретом общественного движения из низшего слоя в высший. В открытом обществе нет официальных ограничений перехода.
Рабство
Рабство - это тип стратификации, который характеризуется экономической, правовой и социальной формой порабощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным отсутствием прав. На пути становления рабство завершило эволюционное развитие.
Как древние римляне, так и древние африканцы имели рабов. В древней Греции рабы занимались физическим трудом, поэтому у свободных граждан была возможность проявить себя в политике и искусстве. Наименее типичное рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, и оно было наиболее распространенным в аграрных обществах.
Условия рабства и рабства значительно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: поработав на своего хозяина необходимое время, раб освободился и имел право вернуться на родину. Таким образом, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать сумму, необходимую для выкупа, они заключили сделку со своим хозяином и продали свои услуги другим людям (так поступили некоторые образованные греки, порабощенные римлянами). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, преступники, осужденные за пожизненную работу, превратились в рабов и до самой смерти работали в римских галерах гребцами.
Не везде рабский статус был унаследован. В древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически также становятся рабами, хотя в некоторых случаях эта семья усыновила рабского ребенка, который всю жизнь служил в богатой семье, он получил имя своего хозяина и мог стать одним из наследников по с остальными детьми мастеров.
Обычно указывают три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, который не смог оплатить долги, попал в рабство перед своим кредитором. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя была заменена рабством, то есть виновник был передан пострадавшей семье в качестве компенсации за горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, подчинение, когда одна группа людей завоевывала другую, и победители использовали часть пленников в качестве рабов.
Таким образом, рабство было результатом военного поражения, преступления или неоплаченного долга, а не признаком какого-либо рода, изначально присущего некоторым людям естественного качества.
Хотя практика рабовладения была разной в разных регионах и в разные эпохи, независимо от того, было ли рабство результатом неоплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; был ли он пожизненным или временным; наследственный или нет, раб по-прежнему оставался собственностью другого человека, а система законов обеспечивала статус раба. Рабство было основным различием между людьми, четко указав, какой человек свободен (и согласно закону получает определенные привилегии), а какой - раб (без привилегий).
Существует две формы рабства: классическая и патриархальная.
В патриархальной форме раб обладает всеми правами самого младшего члена семьи, в классической форме - раб не имеет никаких прав и считается собственностью владельца (говорящий инструмент).
По типу зрелости рабство становится рабством. Когда рабство упоминается как исторический тип стратификации, они имеют в виду его высшую стадию - рабство. Указанная форма общественных отношений является единственной в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто имеет более высокий ранг.
Касты
Кастовая система не такая древняя, как рабовладельческая система. Рабство наблюдалось почти во всех странах, и желательно говорить о кастах только в Индии и частично в Африке. Индия - это классическое кастовое общество. В первые века новой эры оно заменило рабовладельческое общество.
Каста - это социальная группа (страта), к которой человеку разрешено принадлежать исключительно в зависимости от рождения социологии.
Основой кастовой системы является установленный статус. Достигнутый статус не может изменить место человека в этой системе. Люди по рождению, принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего им лично удалось достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся четко сохранить границы между кастами; поэтому здесь практикуется эндогамия - браки внутри собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Чтобы предотвратить контакты между кастами, такие общества разрабатывают сложные правила ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Нельзя переключаться на другую касту при жизни, только когда человек рождается заново, он может быть в другой касте. Положение касты определяется религией индусов. Религиозные убеждения таковы, что человеку предоставляется возможность прожить более одной жизни. Попадание в ту или иную касту зависит от того, как человек ведет себя в прошлой жизни.
Самый яркий пример кастового общества - Индия.
В Индии есть четыре основные касты, которые, согласно легенде, происходят из разных частей бога Брахмы:
- брахманы - священнослужители;
- кшатрии - воины;
- вайшьи - торговцы;
- шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.
Четыре основные индийские касты, или Варна, разделены на тысячи специализированных подкастов (джати), где представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то конкретным ремеслом.
Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не принадлежат ни к какой касте и занимают более низкое положение. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечистым». В некоторых случаях даже тень неприкасаемого считается нечистой, поэтому рано утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам неприкасаемой касты даже запрещается входить в некоторые деревни. Те, кто «грязен» от прикосновения к изгою, должны выполнять ритуалы очищения или омовения, чтобы восстановить чистоту.
Хотя в 1949 году правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу многовековых традиций так легко не преодолеть, а кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. Например, обряды, которые проходит человек при его рождении, браке, смерти, продиктованы кастовыми законами.
Другим примером общества, в котором существовала кастовая система, является Южная Африка. Население страны было разделено на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к определенной группе, определяемой, где конкретный человек имеет право жить, учиться, работать; там, где тот или иной человек имеет право плавать или смотреть фильм - белым и небеленным запрещено находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т. д. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.
Поместья
Имущество - это социальная группа, в которой закреплены обычаи и правовые законы, которые наследуются обязанностями и правами.
Поместья были частью европейского феодализма, но также существовали во многих других традиционных обществах. Феодальные владения включают слои с различными обязанностями и правами; Некоторые из этих различий установлены законом.
Европа на рубеже XIV и XV веков была классическим примером классового общества. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другой класс, имеющий более низкий статус, но обладающий различными привилегиями. В так называемое «третье сословие» входили слуги, свободные крестьяне, купцы и художники. В отличие от каст, браки между браками и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.
Основой распределения поместья была земельная собственность. В каждом классе права и обязанности были закреплены юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозного учения. Наследование определяется членством в поместье. Что касается социальных барьеров, они были очень строгими в поместье.
В каждом классе было большое количество рангов, профессий, уровней и рангов. Так что только дворяне могли заниматься государственной службой. Аристократия считалась военным сословием (рыцарством).
Поместье, имевшее высшую иерархическую позицию, имело более высокий статус.
Характерной чертой поместья является наличие социальных символов и знаков: титулов, униформы, орденов и званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя их отличали одежда, украшения, нормы и правила поведения и ритуал обращения.
В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству. А именно, им были даны титулы, униформа и т. д. Титулы - устные обозначения, установленные законом для официального и классового статуса их обладателей, что кратко определяло их правовой статус. В России в XIX в. Существовали такие названия, как «Генерал», «Государственный советник», «Чемберлен», «Граф», «Уличный адъютант», «Государственный секретарь», «Превосходительство» и «Благодать».
Униформа - официальные формы, которые соответствуют названиям и визуально их выражают.
Заказы - материальные знаки отличия, почетные награды, которые дополняют названия и униформу. Название ордена (владелец ордена) было частным случаем униформы, а сам знак ордера был обычным дополнением к любой униформе.
Ядром системы званий, орденов и униформы был ранг каждого государственного служащего (военный, гражданский или суд). 24 января 1722 года Петр Великий ввел в России новую систему титулов, правовой основой которой была «Таблица рангов». В табеле предусмотрены три основных вида услуг: военный, гражданский и суд. Каждый был разделен на 14 рангов или классов.
Государственная служба основывалась на том принципе, что служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх, начиная со службы самого низкого ранга. Класс обозначал ранг должности, который назывался рангом класса. Название «чиновник» было присвоено его владельцу.
Только дворянство - местное и служебное - было допущено к государственной службе. Благородный статус обычно оформлялся в форме родословной, фамильного герба, портретов предков, традиций, титулов и орденов. Общее количество дворянских и сословных чиновников (с членами семьи) было равным в середине XIX в. 1 миллион.
Классы
Наконец, другая система стратификации - классовая. Классовый подход часто противоположен стратификационному, хотя в действительности классовое разделение является лишь частным случаем социальной стратификации.
Принадлежность к социальному слою в рабовладельческих, кастовых и сословно-феодальных обществах закреплялась официальными правовыми или религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, к какому классу он относится. Люди называются приписанными к тому или иному социальному слою.
В классовом обществе все по-другому. Государство не занимается вопросами социальной консолидации своих граждан. Единственным контролирующим органом является общественное мнение людей, которое фокусируется на обычаях, сложившейся практике, доходах, образе жизни и стандартах поведения. Поэтому, точно и однозначно определяя количество классов в данной стране, количество слоев или слоев, на которые они делятся, принадлежность людей к слоям очень затруднена.
Класс - это большая социальная группа, которая отличается от других с точки зрения доступа к социальному богатству (распределение благ в обществе), власти, социального престижа и того же социально-экономического статуса. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале 19-го века, заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», которые использовались для описания основных иерархических групп в обществе.
Истоки теории социального класса можно найти в трудах политических философов, таких как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, которые обсуждали проблемы социального неравенства и стратификации, а также французских и английских мыслителей конца XVIII - начала XIX века. веками, которые выдвигали идею, что эти неполитические социальные элементы - экономическая система и семья - во многом определяют форму политической жизни в обществе. Эта идея была развита французским общественным мыслителем Анри Сен-Симоном, который утверждал, что государственная форма правления соответствует природе системы экономического производства.
Первая типология занятий в США была предложена в 40-х годах. Американский социолог XX века Л. Уорнер. В верхний класс входили так называемые старые семьи. Они состояли из самых успешных бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Они жили в привилегированных частях города.
Низший верхний класс с точки зрения материального благосостояния не уступал верхнему - верхнему классу, но не включал в себя старые клановые семьи.
Верхний средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые имели меньший материальный доход по сравнению с уроженцами двух высших классов, но они активно участвовали в общественной жизни города и жили в довольно комфортных районах.
Нижний средний класс состоял из работников более низкого уровня и квалифицированных рабочих. К верхнему низшему классу относились низкоквалифицированные рабочие, работающие на местных фабриках и живущие в относительном изобилии.
Низший низший класс состоял из тех, кого называют «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и других непригодных для жизни мест. Они постоянно ощущают комплекс неполноценности из-за безнадежной бедности и постоянного унижения.
Во всех словах, состоящих из двух частей, первое слово обозначает слой или слой, а второе - класс, к которому принадлежит этот слой.
В настоящее время социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно различают три класса: верхний, нижний и средний.
Высший класс в современных индустриальных обществах состоит в основном из представителей влиятельных и богатых династий. Например, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сосредоточено в руках 1% высших владельцев. Владение таким значительным имуществом дает представителям этого класса солидную позицию, которая не зависит от конкуренции, обесценения ценных бумаг и т. д. Они обладают способностью влиять на экономическую политику и политические решения, что часто помогает поддерживать и увеличивать семейное богатство.
Средний класс включает наемных работников - чиновников среднего и высшего звена, инженеров, учителей, менеджеров среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, фермерских хозяйств.
На самом высоком уровне - состоятельные специалисты или менеджеры крупных компаний - средний класс сливается с самым высоким, а на самом низком уровне - с теми, кто занят на рутинной и низкооплачиваемой работе в сфере торговли, распределения и транспортировки - со средним классом. сливается с нижним.
Рабочий класс индустриальных обществ традиционно включает наемных работников, занятых ручным трудом в добывающих и обрабатывающих секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, неквалифицированную работу в сфере услуг и розничной торговле. Существует разделение работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, безусловно, отражается на уровне заработной платы. В целом рабочий класс характеризуется отсутствием собственности и зависимости от высших классов в отношении получения средств к существованию - заработной платы. Эти условия связаны с относительно низким уровнем жизни, ограниченным доступом к высшему образованию и исключением из важных областей принятия решений.
Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах произошел общий переход экономики от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокращению числа работников. В Соединенных Штатах, Великобритании и других странах спад в добывающей и обрабатывающей промышленности привел к появлению постоянного «ядра» безработных, которые остались вне основного экономического потока. Этот новый слой постоянных безработных или работающих неполный рабочий день был определен некоторыми социологами как низший класс.
Вывод:
Таким образом, изучив концепцию социальной стратификации и изучив ее исторические формы, можно сделать следующие выводы:
- Обращаясь к социальной структуре общества, важно не только проанализировать разнообразие социальных групп и их классификацию, но и их «местоположение» в социальном пространстве, причем местоположение является неравным. Последнее делается с использованием теории социальной стратификации. Следует отметить, что социальная стратификация - это та же социальная структура общества, в которой социальные группы расположены в определенной иерархии, которая представляет собой социальное неравенство.
- Социальная стратификация такая же, как социальная стратификация по определенному критерию. Этими основными критериями в современной социологии являются размер дохода, доступ к власти, статус, уровень образования. Эти критерии выражают отношения неравенства между людьми. Ни один из критериев не может быть абсолютизирован, они должны использоваться всесторонне, в сочетании, и ценность отдельных критериев может расти и падать вместе с социальными изменениями, которые испытывает общество.
- В социологии существует 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.
Исторически первой системой социального расслоения является рабство. Рабство является экономической, социальной и правовой формой порабощения людей, граничащей с полным отсутствием прав и крайней степенью неравенства. Когда они говорят о рабстве как историческом типе стратификации, они подразумевают его высшую стадию.
Как и рабство, кастовая система характеризует закрытое общество и строгую стратификацию. Касты - это наследственные группы людей, которые занимают определенное место в социальной иерархии, связаны с традиционной деятельностью и ограничены в общении друг с другом.
Формами расслоения предшествующих классов являются классы.
Состояния - это социальная группа, права и обязанности которой закреплены в обычае или законе и передаются по наследству. Система сословий, которая включает несколько слоев, характеризуется иерархией, выражающейся в неравенстве их положения и привилегий.
Основной характеристикой такой системы социальной стратификации как класса является относительная гибкость его границ. Класс можно определить как большую социальную группу людей, которые владеют или не владеют средствами производства, занимают свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуются определенным способом получения дохода.
Из перечисленных выше исторических типов социального расслоения рабство, каста и сословие классифицируются как закрытые общества, то есть те, в которых переход от одного слоя к другому практически запрещен. Приписанный статус характеризует жестко фиксированную систему стратификации.
Мобильная система стратификации или открытого общества включает в себя классы. В таком обществе разрешены свободные переходы людей вверх и вниз по социальной лестнице.