Источники права. Нормативно-правовой акт. Структура правоотношения

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Международное право и основные международные документы (декларации, договоры, соглашения, хартии, пакты); международные органы и механизм защиты прав и свобод человека
Институт уполномоченного по правам человека – омбудсмен
Система права РФ. Закон и подзаконные акты
Правонарушения. Понятия и виды юридической ответственности


Введение:

Тема нашей курсовой работы: «Нормативный правовой акт как источник права». По нашему мнению, нормативно-правовой акт затрагивает все аспекты любого общества, так как регулирует различные социально-экономические, политические, семейные, трудовые и иные правоотношения. Нормативный правовой акт - это всегда официальный документ, имеющий юридическую силу и обязательный для всех лиц, которому он адресован, и, следовательно, содержащий правовые нормы.

На всех этапах развития государства право являлось эффективным инструментом руководства обществом, и в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, а высокое качество законов являются определяющим фактором политических и демократических преобразований в России. наша страна.

В Российской Федерации, как одном из мировых демократических государств, большое значение имеют соблюдение законов, защита прав и законных интересов граждан. И поэтому изучение нормативно-правовых актов на современном этапе развития государства является актуальным, что является основной темой нашей работы.

В ходе наших исследований мы познакомились с работами многих юристов и, в частности, использовали учебники таких ученых, как Бабаев В.К., Хропанюк В.Н., Венгеров А.Б., Абдулаев М.И., Алексеев С.С. и др. Также основу курсовой работы составляют многие научные статьи (такие авторы, как М.Ф. Воронина, С.Бошно, О.А.Иванюк, Е.А.Ершова и многие другие) и монографические исследования (В.С.Белых и Е.Д. Соколов). Особое предпочтение при изучении нашей курсовой работы было отдано учебнику для вузов под редакцией В.М. Сырой.

В данной работе мы хотели бы раскрыть понятие некоторых признаков нормативного правового акта: по их источнику (форме) и по их структуре.

Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ наиболее важных вопросов, непосредственно связанных с таким явлением, как «нормативно-правовой акт».

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие «источник права»;
  • изучить виды источников права;
  • указать понятие и особенности нормативного правового акта;
  • обозначить структуру нормативного правового акта;
  • установить виды нормативных правовых актов.

Объектом исследования является источник права в виде нормативного правового акта как наиболее распространенный и используемый в российском праве.

Предметом данной курсовой работы является нормативно-правовой акт - официальный документ, содержащий обязательные правовые нормы.

В ходе нашего исследования мы использовали такие методы, как: универсальный философский (в форме диалектического материализма и принципа объективности), сравнительно-правовой, анализ, синтез, формально-логический, исторический и системный.

Структура этой работы определяется целью и задачами исследования и включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список литературы.

Источныки (формы) права: концепция и виды

Понятие источников (форм) права

В настоящее время в теории государства и права нет единого определения источника права, а также существует проблема соотношения между такими двумя понятиями, как «источник права» и «форма права».

Общепринято, что первым, кто ввел термин «источник права» в научный оборот, был римский историк Тит Ливий, который назвал Законы XII таблиц источником публичного и частного права в целом.

В зарубежной литературе также существует много мнений относительно понятия источника права.

В частности, термин «источник права» означает:

  • Конкретный документ, со ссылкой на который можно найти те или иные нормы права (например, статут парламента);
  • Формальным источником права является орган, который принимает юридическое решение;
  • Исторический источник права (например, общее право и закон справедливости).

Современный русский ученый Р.А. Ромашов пишет, что в теории государства и права источники права рассматриваются в трех смысловых значениях:

  1. Источниками права являются общественные отношения, которые требуют регулирующего и защитного влияния со стороны государства и, в силу этого, обуславливают возникновение соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными. Материальные источники должны включать общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании в области экономики, политики, социального обеспечения и т. д.
  2. Под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, которые отражают сущность социально-правового регулирования и оказывают серьезное влияние на законотворчество и правоприменение. Такие источники называются идеальными. Идеальными источниками права являются правосознание, правовая доктрина, правовая культура и т. д.
  3. Источниками права являются сформулированные и официально принятые нормативные правовые акты, в которых закреплены общепринятые правила поведения и которые предусмотрены системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются официальными правовыми источниками права или формами права.

Следует отметить, что источники права, связанные с этим типом, также называют вторичными источниками права. В этом аспекте источник права понимается как внешняя форма его прямого выражения.

Таким образом, под источником права в этом смысле понимаются «официальные документы, действующие в государстве, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения законотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательным».

Необходимо рассмотреть проблему соотношения двух понятий: «источник права» и «форма права».

Часто принято идентифицировать эти понятия, но их также можно считать совершенно разными. Например, В.О. Лучин и А.В. Мазуров считает, что если «форма права» показывает, как «содержание права организовано и выражается вне», то понятие «источник права» охватывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения".

Другие авторы утверждают, что источники права являются составной частью формы права. Для самой формы права применима такая категория, как «контент». Эта категория представляет собой единство всех составных элементов объектов, его свойств и связей. Сама форма права выступает как способ выражения содержания. Категория «форма» применяется к праву в двух понятиях: как юридическая форма и как непосредственно сама форма права.

Правовой формой является вся правовая реальность. Здесь речь идет о таких явлениях права, которые опосредуют конкретные виды деятельности (например, политическую и экономическую).

Соответственно, форма права - это та самая форма права, которая связана только с самим содержанием права как отдельного явления. Форма права делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форма права - это его структура и связи, а внешняя форма права - это именно то, что обычно называют источником права.

Из вышесказанного ясно, что в теории государства и права возникла проблема соотношения понятий «источник права» и «форма права».

Но эти понятия могут совпадать только тогда, когда речь идет о вторичных источниках права, которые сами по себе определяют идентичность источника и формы права.

Таким образом, можно установить, что понятия «источник права» и «форма права» идентичны. Источники права, как в теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках, чаще всего понимаются как внешнее выражение правовых норм.

Виды источников (форм) права

В теории государства и права принято различать следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовые доктрины, священные книги и международные договоры.

Самой древней формой права является правовой обычай, то есть правило, ставшее привычкой народа, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Примерами таких архаичных правовых обычаев являются законы XII таблиц, драконовские законы и другие. Правовой обычай признается источником права только тогда, когда он включает в себя давние отношения, которые одобрены людьми. Правовые обычаи формы обычного права. Хотя они определяются экономической структурой общества, они создаются даже при неразвитых экономических отношениях. Это логично, поскольку государство в силу своей примитивной организации в то время еще не может наладить стабильную законотворческую деятельность своих руководящих органов. Специфика правового обычая заключается в том, что закон, другой нормативный правовой акт, придает любому обычаю общеобязательный смысл.

Когда содержание обычной нормы получило прямое текстовое подтверждение в законе или ином нормативном акте, вряд ли правильно рассматривать обычай в качестве легального источника. Источником права в таких случаях является нормативный акт, который воспроизводит требования обычая в своих статьях. Развитие российского права не должно идти по пути официального исключения таможни из системы источников права. Вполне возможно, что в ближайшее время могут появиться такие обычаи, которые будут регулировать некоторые общественные отношения наравне с правовыми нормами. В российском законодательстве есть деловые обычаи. Их использование, для регулирования гражданско-правовых отношений, допускается частью 1 статьи 427 пункта 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. В Российской Федерации также используется другой термин - торговый обычай. Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания гласит, что период, в течение которого груз должен быть загружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - временем, обычно принятым в порту. Таким образом, обычай приобретает юридическое значение и разрешается использовать их при решении вопросов о возникновении, изменении или прекращении конкретных правоотношений. Таким образом, законодательство Российской Федерации допускает использование правовых обычаев в судебной практике. Государство санкционирует только те обычаи, которые соответствуют его политике и нравственным основам устоявшегося образа жизни. Те обычаи, которые противоречат государственной политике, часто запрещены законом.

Судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения подобных дел в будущем. Этот источник права наиболее распространен в англосаксонской правовой семье (Англия, Канада, США и др.). В России и других европейских странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не применяется. В Англии разработаны определенные правила и границы судебного прецедента: а) решения Палаты лордов являются обязательными прецедентами для всех английских судов и, в частности, для той же самой палаты лордов; б) решения Апелляционных судов являются обязательными для любого суда, кроме Палаты лордов; в) решения Высшего суда обязательны только для судов низшей инстанции. В Соединенных Штатах Верховный суд и верховные суды штатов не имеют жесткой связи друг с другом в своих решениях и могут отклоняться от них, ориентируя суды на разные решения определенных категорий дел. Прецедентное право чрезвычайно громоздко и запутанно. В Российской Федерации вопрос об использовании судебного прецедента в качестве официального источника права все еще остается открытым. Мнения ученых были разделены на две противоположные точки зрения. По одной из них (С.Н.Братус, А.Б. Венгеров, Р.З. Лившиц, И.В. Решетникова, А.В. Цихоцкий, В.В. Ярков и др.), Судебная практика, и прежде всего решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Верховного Арбитражный суд Российской Федерации являются источниками права, в соответствии с другим (С.С. Алексеев, К.И. Комиссаров, Т.А. Савельева, В.В. Лазарев, М.К. Треушников, Я.Ф. Фархтдинов) - нет. В качестве аргумента «за» признание судебной практики в качестве источника права ряд исследователей указывают на решения Конституционного Суда Российской Федерации. Их нормативный характер проявляется в том, что, будучи принятыми в конкретных случаях, они носят общий характер и применяются ко всем субъектам, которые могут оказаться в аналогичной ситуации. Более того, такие постановления предназначены для многократного применения (фактически, до тех пор, пока оспариваемые положения закона не будут приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации). Решения такого рода обладают свойством императивности содержащихся в них норм . Противники этой точки зрения считают, что судебная практика не может быть признана источником права в Российской Федерации. По их мнению, прецедентное право противоречит конституционному принципу разделения властей, поскольку судебные органы фактически совмещают функции законотворческого и судебного органа. Таким образом, можно констатировать, что суть судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу для разрешения аналогичных дел в суде.

Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый законодательным органом и содержащий нормы права. На наш взгляд, это наиболее качественный правовой источник, поскольку он создает условия для четкого, точного и стабильного развития правового регулирования, укрепления законности и наглядности правовых норм. В связи с тем, что нормативным актом является, прежде всего, письменный документ, он, таким образом, доступен большинству населения. Все нормативные правовые акты находятся в строго установленной иерархической подчиненности друг другу, от которой зависит юридическая сила конкретного акта. Акты, принятые нижестоящими законодательными органами, должны основываться на актах вышестоящих органов и не противоречить им. Нормативные правовые акты могут быть классифицированы в соответствии с их юридической силой, которая определяется компетенцией и местом выдающего органа в государственном механизме, а также особенностями самих актов. Нормативные акты обычно делятся на два больших массива: законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, распоряжения, инструкции, указы и т. д.). Таким образом, кратко освятив понятие и признаки нормативных правовых актов в системе источников права, необходимо выделить его из отдельных нормативных актов, которые, в свою очередь, не являются источниками права.

Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. По сравнению с нормативным правовым актом нормативный договор отличается способами его принятия. Для того чтобы нормативное соглашение стало источником права, необходимо несколько условий: 1) прямая санкция государственных органов за принятие в форме нормативного соглашения верховенства права; 2) нормативный договор принимается только с добровольного согласия всех подписавших его лиц; 3) нормативное соглашение предусматривает взаимную ответственность сторон за несоблюдение предписанных ими норм права. Уставный договор более применим в области международного права. Таким образом, важно подчеркнуть, что нормативный договор является правовой основой для динамичного и расширяющегося роста правовой системы в целом и, в частности, системы предпринимательского права.

Юридическая доктрина (юридическая наука) - это изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах, работ авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. В римском праве формулы многих известных юристов были включены в нормативные правовые акты, судебные прецеденты и многие другие правовые формы. Таким образом, они имели официальное юридическое значение. Самым ярким примером здесь является кодекс Юстиниана (6 век н.э.), который кодифицировал положения таких римских юристов, как Ульпиана, Гай и другие, создав тем самым огромный раздел кодекса - дигесту, наравне с учреждениями император. Глоссаторы (переводчики, комментаторы) занимали большое место в европейской средневековой правовой истории, которая так успешно дополняла римский правовой опыт, творчески опосредуя товарно-денежную организацию экономики, международных отношений и других аспектов жизни общество, тогда обычное и вульгарное право остается и остается римским правом, действовавшим в средневековом обществе. Юридическая наука использовалась и в Российской империи. Акты правящего российского Сената основывались на трудах российских гражданских ученых. В современной теории государства и права доктрина признана источником права только в некоторых странах англосаксонской правовой семьи (непосредственно в Великобритании). При рассмотрении дел английские суды ссылаются на трактаты адвокатов. И доктрина имеет официальное юридическое значение во многих мусульманских странах. В Российской Федерации доктрина является одним из неофициальных источников права, но она также играет значительную роль в развитии юридической практики, четком толковании закона и совершенствовании законодательной системы. Опыт, накопленный в ходе мировой правоприменительной практики, показывает, что роль и значение доктрины неуклонно растет. Многие из его положений реализуются при реализации закона. Таким образом, роль правовой доктрины как источника права заключается в том, что она создает конструктивные концепции, которые частично используются законодательными органами. Также правовая доктрина затрагивает самих создателей права: они вынуждены в той или иной степени встать на сторону той или иной правовой концепции и выслушать ее предложения и рекомендации.

Священные книги - это религиозные тексты, прямо содержащие религиозные нормы права, которые исходят от Бога (например, Библия, Сунна, Коран) и признаются государством как обязательные для исполнения. В мусульманском законодательстве закреплены 4 основных источника: 1) Коран - священная книга ислама; 2) Сунна - послание Аллаха Пророку Мухаммеду; 3) иджма - единое соглашение мусульманского общества по вопросам, не указанным в Коране и сунне; 4) Кийас - понимается как толкование Корана и Сунны. Но, несмотря на ту роль, которую мусульманское право играет в регулировании отношений в обществе, все же в настоящее время во многих мусульманских странах начали использоваться правовые нормы и нормативные правовые акты.

Международный договор - это договор, подписанный субъектами международного права. Они принимаются в форме пактов, деклараций, соглашений и конвенций. Международные договоры могут иметь прямое прямое юридическое значение, только если они признаны государством. Конституция Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, важно отметить, что международные договоры являются не только источниками права в Российской Федерации, но и имеют приоритет перед законами федерального значения и законами субъектов Российской Федерации.

Итак, подведем итоги нашего исследования, проведенного в этой главе. Мы выяснили, что в настоящее время в теории государства и права нет единого определения источника права и что существует проблема соотношения между такими двумя понятиями, как «источник права» и «форма права». Мы также рассмотрели все виды источников права в формально-правовом смысле: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативно-правовой договор, правовая доктрина, священные книги и международные договоры. В ходе исследования мы выяснили, что в разных правовых системах разные источники (формы) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую регулирующую роль из-за их иерархии в конкретной правовой системе. Отсюда проявляется открытость современного права для взаимодействия и взаимного обогащения с другими системами права, что приводит к заимствованию не только отдельных правовых норм, но и целых правовых институтов. Это, в свою очередь, ведет к динамичному развитию и совершенствованию механизмов правового и правового регулирования как внутри страны, так и на глобальном уровне. Появляются новые источники права, отмирают архаичные. Все это напрямую входит в процесс становления и развития российской правовой системы.

Нормативно-правовой акт: концепция, структура и виды

Понятие и характеристика нормативного правового акта

На современном этапе развития нормативно-правовой акт является доминирующей формой российского права. Он единственный, кто определяет тип той или иной системы права. Именно он устанавливает роль и иерархические системные взаимоотношения других правовых источников (форм). Только нормативные правовые акты создают основу для всей системы законодательства в целом. Важность этой концепции требует ее закрепления в законодательных актах.

Говоря о других источниках: правовых обычаях, судебных прецедентах, правовых доктринах и других правовых формах, следует отметить, что в настоящий момент в Российской Федерации они играют альтернативную, резервную или вспомогательную роль в регулировании определенных общественных отношений.

В настоящее время из-за отсутствия юридического определения понятия «нормативный правовой акт» существуют различные точки зрения относительно понятия нормативного правового акта и его особенностей. Многие ученые-теоретики часто берут за основу определение, сформулированное еще в 1982 году С.С. Алексеевым. Это звучит так: «Нормативный правовой акт - это официальный акт, документ компетентного законодательного органа, содержащий правовые нормы (устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы).

На наш взгляд, это определение четко раскрывает смысл понятия нормативного правового акта, его функции и задачи.

Стоит дать еще несколько точек зрения на определение понятия нормативного правового акта, поскольку у каждого ученого есть своя позиция по этому вопросу.

Нормативный правовой акт - это разновидность правового акта, принятого уполномоченным органом и содержащая правовые нормы, то есть общие и постоянные предписания для многократного использования.

Нормативный правовой акт - это законотворческий акт, содержащий нормы права.

Нормативный правовой акт - официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы.

Современная юридическая наука рассматривает формы права непосредственно с содержанием норм права. Определение таких норм в правовом обычае и судебной практике часто носит казуистический и не всегда специфический характер. Эти нормы права развиваются постепенно, в связи с повторением отдельных случаев, применением определенной нормы поведения. Поэтому эти нормы не могут в полной мере воплощать четкое и определенное выражение. Социальная жизнь не стоит на месте: она развивается, отношения в обществе усложняются, и поэтому вышеупомянутые обязательные нормативные акты замедляют социальный прогресс, становятся их тормозом.

Необходимо обратить внимание на то, что само понятие «акт» в теории государства и права используется в двух смыслах. Во-первых, акт как действие, а во-вторых, акт как документ. И именно во втором смысле нормативный правовой акт определяется как источник права.

Раскрыв понятие нормативного правового акта, нельзя не сказать о его особенностях. Наиболее существенные черты были сформулированы в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или частично».

В частности, пункт 9 гласит, что нормативно-правовой акт:

  • Выдается в установленном порядке уполномоченным государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом;
  • Содержит правовые нормы (правила поведения);
  • Обязательный для неопределенного круга лиц;
  • Предназначен для многократного использования;
  • Направлен на регулирование общественных отношений или на изменение или прекращение существующих правовых отношений.

Исходя из вышеизложенного понимания признаков нормативного правового акта, сформулированного Верховным Судом Российской Федерации, можно сказать, что в какой-то степени в постановлении выражен опыт, накопленный при рассмотрении судебных дел, оспаривающих нормативные и отдельные правовые акты.

В настоящее время российское законодательство и судебная практика рассчитаны в основном на «очень квалифицированных пользователей». На данный момент такая проблема актуальна, поскольку государственные органы переходят к субъектам права, в том числе гражданам страны, ответственность за выявление этих признаков в документах, которые они принимают. Поэтому участники правоотношений должны быть более образованными и иметь достаточно глубокие знания по каждому признаку нормативного правового акта для защиты своих прав и законных интересов. И, исходя из этого, признаки нормативного правового акта перестали быть книжным шаблоном для узких специалистов, но стали исключительно специфическим правоохранительным инструментом.

Автор выделяет следующие особенности нормативного правового акта.

Нормативный правовой акт имеет волевое содержание. В нем говорится, что правовой акт является выражением чьей-либо воли. Вопрос в том, чья воля выражает тот или иной поступок. Самый узкий ответ - связь между нормативным правовым актом и волей государства. Рассматривая этот вопрос с позиции социологического подхода, следует отметить, что закон должен отражать интересы общества. Подводя итог сказанному, можно отметить, что нормативно-правовой акт выражает волю социального сообщества. Акт устанавливает задачи и цели, на решение которых он направлен.

Официальный характер изложения нормативного правового акта. «Официальный характер акта заключается в его издании от имени органа, организации или государства. Компетенция указанных лиц принимать правовые акты определяется Конституцией, законом, нормативными актами, уставом, то есть нормативным актом. Отсюда следует важное правило о выдаче каждым субъектом только тех видов актов, которые ему поручены. Часто на практике государственные органы произвольно выбирают форму правового акта и тем самым нарушают законность». Нормативные правовые акты становятся официальными в отношениях с государством. Сам факт того, что нормативный правовой акт необходим для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе «государство-общество». Эту роль выполняет публикация нормативно-правовых актов для ознакомления получателей рецептов с их содержанием.

Нормативный правовой акт включен в единую систему. Таким образом, иерархическая структура системы правовых актов консолидирована. Согласованность показывает, что любой нормативно-правовой акт является неотъемлемой частью законодательной системы. Он не может идти вразрез с другими элементами этой системы. Законодательство в целом обязано действовать как единая система, в которой все правовые нормы взаимосвязаны и не противоречат друг другу. Но на практике российское законодательство как таковое не формирует систему, а представляет собой набор документов, которые впоследствии вступают в противоречие друг с другом. Несмотря на этот недостаток в законодательстве, эта особенность очень важна, поскольку только благодаря ей нормативные правовые акты могут выполнять свои задачи. Н.М. Марченко считает, что «установленная и поддерживаемая иерархия нормативных правовых актов в каждой стране имеет первостепенное значение для упорядочения процесса законотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности». По словам С.С. Алексеева, «собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархической структуре нормативных правовых актов, в их подчиненности, в которой каждый акт занимает строго определенный уровень в иерархической структуре». Благодаря иерархии, идея юридической силы нормативных правовых актов может быть реализована, без чего невозможно функционирование их системы. Законодательная система обязана включать нормативные правовые акты в строгой последовательности. И государственные органы обязаны защищать эту систему от нарушений законными действиями.

Нормативность. Нормативность универсальна и обязательна по своей природе. Общий характер нормативного правового акта заключается в том, что он должен содержать общие требования в виде правовых норм и предназначен для многократного применения. Нормативность выступает одной из важнейших особенностей нормативного правового акта. Этот принцип является основополагающим для права в целом, поскольку именно благодаря ему реализуются регулирующие свойства права. Нормальность, прежде всего, раскрывает универсальность содержания и действия акта, который формирует порядок отношений, действующих столько, сколько необходимо во времени. Законодателю трудно без правового механизма установить и реализовать функционирование тех общественных отношений, которые возникли в публичной практике. Он обязан идентифицировать типовое в едином, что составляет правовую норму. Таким образом, типичный характер регулируемых отношений придает правовому акту нормативный характер. Он существует независимо для всех предметов и лично не адресован никому. Именно благодаря нормативности закон может выступать в качестве меры, равной шкале поведения для других.

Нормативно-правовой акт является документом. В последнее время в научных работах высказывалось мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который обозначается как правовой источник, юридическая форма и акт-документ. Еще в 1973 году С.С. Алексеев подчеркивал важность правовых технологий, которые являются «средствами и методами документального выражения нормативного акта ... средствами и методами специального юридического представления их содержания». Действительно, нормативный правовой акт должен отвечать всем требованиям: будь то стиль выражения и язык актов или установление формы документа. Что касается языка нормативных правовых актов, можно отметить следующее: цель любого законодателя состоит в том, чтобы он стремился четко и четко изложить содержание конкретной правовой нормы, чтобы она была понятнее для простых граждан страны. Что касается вопроса формы, структуры и текста, законы не полностью охвачены. Этот пробел решается с помощью подзаконных актов, которые, в свою очередь, по отношению к закону регулируют вопросы правовых технологий. Таким образом, нормативно-правовым актом является письменный документ, имеющий собственную внутреннюю структуру, различающуюся по языку и наличию специальных терминов.

Нормативный правовой акт принят в особом порядке. Признаком закона является то, что воля органов государственной власти, создающих верховенство права, должна быть выражена в установленном порядке. На данный момент в российском государстве достаточно хорошо разработан механизм правового регулирования законотворчества. Основные вопросы законодательного процесса закреплены в Конституции Российской Федерации. Отсутствие законодательного регулирования восполняется подробными правилами процедуры палат Федерального Собрания Российской Федерации. Но такое обстоятельство в сфере законодательного процесса недопустимо. Причиной этого является отсутствие нормативности в нормативных актах. Депутат Государственной Думы В.В. Гребенников на заседании Конституционного Суда Российской Федерации: «Государственная Дума, как единственный источник определения порядка своей деятельности, в принципе не связана никакими процессуальными нормами, кроме тех, которые она установит для себя. Здесь неоднозначно выражена его позиция в названии регламента нормативным актом палаты. Роль процессуальных вопросов огромна, поскольку в случае нарушения порядка принятия правовых актов они могут быть отменены. Этот вопрос становится предметом обсуждения в высших судебных инстанциях. Недопустимо существование вакуума между законом, который имеет высшую юридическую силу, и уставом палат. «Законодательный процесс лихорадит из-за неясных процедур. Нормативно-правовой акт страдает от этого в результате этой борьбы без правил».

Нормативный правовой акт издается компетентными органами и лицами. Каждый законодательный орган издает правовые акты в пределах своей компетенции, а их компетенция отражается в правовых нормах законов, Конституции, кодексах и других. Каждому органу выделяется круг вопросов, которые он имеет право решать. Выход за пределы этого является нарушением компетенции. Компетенция законодательных органов носит либо универсальный характер, либо относится к отдельным этапам принятия нормативного правового акта. По большей части Верховный Суд Российской Федерации по заявкам сторон может участвовать в оценке компетентности участников законотворческой деятельности.

Нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения. Связи с общественностью регулируются запретами, разрешениями и обязательствами, используя различные правовые средства. Для характеристики нормативных правовых актов адресаты их предписаний имеют немаловажное значение. именно их конкретные отношения регулируются правовыми нормами. Логично, что социальные отношения возникают между людьми, но не все отношения требуют юридических действий. В данном случае это означает, что некоторые общественные отношения регулируются моральными, этическими и религиозными нормами. Социальность означает, что участники правовых отношений не могут быть отношениями между человеком и, скажем, вещью. Сам факт, что они являются регулятором общественных отношений, понимается таким образом, что предписания описательного, декларативного характера не могут рассматриваться как нормативные. Они не регулируют все социальные отношения и не действуют на них в целом, но регулируют конкретные отношения.

Гарантируется принудительной властью государства. Этот знак означает, что за нарушение требований нормативного правового акта государство предусматривает определенные меры воздействия, то есть ответственность. Виды ответственности, объемы и порядок назначения наказания указаны в самих нормативных правовых актах. По сравнению с другими функциями, этот, по нашему мнению, не сложен и не вызывает дискуссий между учеными-теоретиками.

Таким образом, понятие и особенности нормативного правового акта находятся в постоянном развитии. Неизменными остались такие признаки, как его взаимоотношения с государственными органами, обеспечение принудительной власти государства. Несмотря на это, граждане или организации часто не видят абсолютную правду в нормативных правовых актах, что является проблемой. Это только свидетельствует о том, что необходимы новые подходы к такой доктрине нормативных актов, которая придаст ей юридическую силу и будет доступна широкому кругу людей. Автор видит один из лучших способов принятия федеральных законов, регулирующих правотворческий процесс и систему правовых актов в целом.

Структура нормативного правового акта

На определенном этапе развития общества структура нормативного правового акта существенно изменилась. Еще в 19 веке Наполеон Бонапарт определил структуру правового акта «с одеждой молодой женщины: все ужасное можно скрыть и показать с другой точки зрения, все лучшее можно раскрыть и показать». Богатый опыт, накопленный за всю историю развития человеческой цивилизации, создал условия для разработки определенных требований к структуре нормативного правового акта, направленных на повышение доступности и ясности для широкого круга людей, осуществляющих свои прав. Но в то же время «стабильность во времени той или иной структурной особенности определяется степенью толерантности к общественно-политической системе на разных этапах развития человеческого общества».

Нормативный правовой акт имеет внешнюю и внутреннюю структуру.

Внешняя структура включает в себя реквизиты нормативных правовых актов, которые включают в себя:

  • Тип этого акта, т. е. закон, указ, указ и другие;
  • Компетентный орган, уполномоченный принимать этот акт;
  • Название самого акта;
  • Дата принятия и номер акта;
  • Подпись лица или круга лиц, которые имеют право подписать этот акт.

На основании вышеизложенного можно привести любой пример. Автор приводит в пример ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», принятую Государственной Думой 23 октября 1996 г., утвержденную Советом Федерации 26 декабря 1996 г.

Важно отметить, что при отсутствии каких-либо реквизитов в нормативных правовых актах возникают вполне обоснованные сомнения в подлинности самого акта.

Любой нормативный правовой акт имеет преамбулу. Преамбула является самостоятельной частью нормативного правового акта, своего рода введение, которое не содержит правовых норм, но адресовано чувствам и сознанию субъектов права. Он содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не имеют юридической силы, но могут использоваться при объяснении других положений акта.

Типичным примером, на наш взгляд, является преамбула, приведенная в Конституции Российской Федерации. Это звучит так: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенные общей судьбой на нашей земле, отстаивая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равенство и самоопределение народов, чтя память наших предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед настоящим и будущим поколением, признавая Мы, как часть мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Внутренняя структура включает разделение нормативного правового акта на разделы, главы, части, статьи, пункты, подпункты и другие элементы. Основными структурными элементами нормативного правового акта являются статьи и пункты, поскольку на них основан весь текст документа. Исторический опыт законотворчества выработал правило непрерывной нумерации статей и параграфов. Это правило используется практически во всех цивилизованных странах. Наиболее подробное разделение текстов необходимо для того, чтобы упорядочить информацию для удобного использования. Разделы нормативного акта могут объединять общую и специальную части (например, Уголовный кодекс Российской Федерации). Общая часть должна включать: 1) основные положения (определения понятий, принципов и т. д.); 2) специальные положения (презумпции); 3) другие положения, обеспечивающие правовую основу для применения норм Особенной части. Особая часть включает в себя: правила поведения, юридически закрепленные права и обязанности, а также юридическую ответственность за нарушение определенных правовых норм.

Вышеуказанная структура нормативного правового акта является результатом длительного нормотворческого развития, которое, с одной стороны, способствует четкому и последовательному изложению материала в правовом акте, а с другой - его удобству использовать.

Виды нормативных правовых актов

В настоящее время нормативные правовые акты в Российской Федерации по юридической силе делятся на две группы: на законы и, соответственно, подзаконные акты. Попробуем доказать это утверждение.

Закон - это нормативный акт с высшей юридической силой, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий важнейшие общественные отношения.

В течение многих тысячелетий понятие права использовалось в практической и научной деятельности. Бывает и так, что закон отождествляется с понятием самого источника права. И в связи с этим еще в середине XIX века ученые-теоретики выдвинули предложение о концепции права в двух смыслах: формальном и материальном. В формальном смысле закон понимался как нормативный правовой акт, принятый законодательным органом в особом порядке; в материальном смысле - как единое понятие для всех источников права в целом.

Любая попытка объединить эти понятия может привести к неблагоприятным последствиям. Во всех демократических государствах мира принцип независимости судей закреплен. А в статье 120 Конституции Российской Федерации 1993 года формула этого принципа следующая: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Из нашего примера ясно, что понятие права используется в широком смысле, то есть как защита судебной деятельности от вмешательства в нее других ветвей власти (например, «от телефонного права»). С другой стороны, эта формула закрепляет принцип подчинения судьи основным нормативным правовым актам. Следовательно, судья Российской Федерации формально не является независимым.

Как и любой нормативно-правовой акт, закон имеет свои особенности:

  • Всегда содержит правовые нормы, является юридическим документом;
  • Принят высшим законодательным органом или самим народом путем референдума;
  • Публикуется для решения наиболее важных вопросов для государства и общества и устанавливает основы правового регулирования во всех отраслях права;
  • Право отмены или изменения имеют только те органы, которые приняли этот закон, или, в случае несоответствия Конституции, Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды республик.

Говоря о законе как источнике права, нельзя не отметить его отличие от других нормативных правовых актов:

  • Из актов индивидуального характера, то есть тех актов, которые содержат четкие инструкции по конкретным вопросам (например, нормативный акт о назначении судьи районного суда Российской Федерации);
  • Из актов толкования, то есть тех актов, которые только разъясняют действующие правовые нормы, но не могут устанавливать какие-либо новые (например, нормативные акты).

В демократическом государстве законы должны быть ведущими источниками права, основой правопорядка и всей правовой системы в целом.

«Законодательство - это совокупность действующих в стране законов».

Но вы должны знать, что под законодательством подразумеваются не только законы, но и иные нормативные документы, содержащие правовые нормы (например, указы Президента Российской Федерации).

В последнее время указы Президента стали иметь юридическую силу, соответствующую закону, вплоть до принятия и вступления в силу закона по конкретному вопросу. В частности, в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации прямо написано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации с настоящим Кодексом или другой закон, настоящий Кодекс или соответствующий закон должны применяться".

По значимости содержащихся правовых норм законы подразделяются на два типа: конституционные и обычные.

Конституционные законы включают законы, которые вносят поправки в Конституцию, а также законы, предусмотренные самой Конституцией. В нашей действующей конституции существует четырнадцать таких законов: например, законы о Правительстве Российской Федерации (статья 114), о Конституционном суде Российской Федерации (статья 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта. Российской Федерации (статья 137 Конституции Российской Федерации). Наряду с обычными законами конституционные законы предусматривают наиболее сложную процедуру их принятия в Федеральном Собрании. Например, Президент не может наложить вето на принятый конституционный закон (статья 108 Конституции Российской Федерации).

Обычные законы являются нормативными правовыми актами действующего законодательства, которые охватывают различные сферы жизни общества. Они также имеют высшую юридическую силу, но, кроме того, они должны соблюдать Конституцию и конституционные законы.

Обычные законы подразделяются на кодификационные и действующие. Законы кодификации включают в себя законы, устанавливающие основы правового регулирования в любой отрасли права (например, Законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об образовании») и все кодексы, принятые Государственной Думой Российская Федерация. Кодексы достаточно подробно регулируют только определенную область общественных отношений. В основном эти коды относятся к конкретной отрасли права (например, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и многие другие).

Действующие законы в Российской Федерации подразделяются на законы федерального значения и законы регионального значения (субъекты Федерации). Так, в дополнение к федеральному закону «О языках народов Российской Федерации», в ряде республик, входящих в состав Российской Федерации, изданы собственные законы о языках. Федеральные законы действуют строго на всей территории Российской Федерации. Если законодательство субъекта Российской Федерации не соответствует федеральному закону Российской Федерации, действует только федеральный закон.

Конституция в Российской Федерации является основным законом, имеет высшую юридическую силу и определяет правовые основы государства, системы правосудия, права и свободы граждан и многое другое.

В настоящее время в Российской Федерации Конституция принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы, основного (первого) раздела, состоящего из девяти глав, и специального (второго) раздела, в котором содержатся заключительные и переходные положения.

Следует отметить, что конституция отличается от других нормативных актов:

  • Конституция имеет учредительный и фундаментальный характер. Он регулирует важнейшие общественные отношения, которые в корне затрагивают интересы всех граждан. Конституция Российской Федерации устанавливает исходные нормы организации и деятельности государства, закрепляет права и свободы граждан Российской Федерации, порядок национально-территориального устройства, деятельность органов местного самоуправления. Следовательно, по отношению ко всем другим правовым нормам конституционные нормы являются первичными.
  • Как уже отмечалось, конституция является основным законом государства, который формирует основу всей правовой системы;
  • Конституция имеет высшую юридическую силу. Доминирующая роль Конституции как основного закона проявляется в том, что любой закон должен быть принят в строгом соответствии с ним;
  • Характеризуется стабильностью. Это связано с тем, что конституция объединяет основы государственного и общественного строя.

Отраслевые законы играют важную роль в законодательной системе, такие как: административные законы; гражданские законы; законы о браке и семье; уголовные законы; земельное законодательство и т. д. Существуют также межотраслевые законы, которые содержат правовые нормы нескольких отраслей права (например, права собственности состоят из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права).

Подзаконные акты - это акты, принятые на основании Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положений.

В связи с тем, что подзаконные акты не так сильны в юридическом отношении, как законы, они основаны исключительно на них. Несмотря на то, что закон играет доминирующую роль в Российской Федерации, подзаконные акты все еще играют вспомогательную, детализирующую роль в общественной жизни государства.

В настоящее время известны следующие типы подзаконных актов:

  1. Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент является главой государства и поэтому в соответствии с этим его указы занимают второе место после законов в иерархии, а также требуют их применения на территории всего государства. Предметом регулирования указов Президента Российской Федерации являются основные направления внешней и внутренней политики. Если случится так, что указ Президента противоречит Конституции и законам Российской Федерации, то Конституционный Суд Российской Федерации на основании своего заключения принимает решение об утрате силы этого Указа. Процедура принятия и вступления в силу указа проходит быстрее, чем в законах.
  2. Нормативные правовые акты Правительства. Исполнительная власть Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Реализуя поставленную задачу, Правительство Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения. Наиболее важные решения издаются в форме указов; в виде заказов - по текущим вопросам. Особенность актов Правительства заключается в том, что они принимаются только на основании законов Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации.
  3. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Их особенность заключается в том, что они издают приказы и распоряжения, содержащие правовые нормы, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и законами Российской Федерации. Поэтому любой ведомственный акт должен основываться на указаниях вышестоящих органов, что редко происходит на практике.

Многие такие акты известны в современном российском законодательстве. К ним относятся: приказы, указы, уставы, положения и многие другие акты. Они созданы с целью реализации функций государственного управления в различных сферах общественной жизни, будь то наука, культура, промышленность и многое другое. Они обязательны для всех организаций, учреждений и должностных лиц, подчиненных министерствам и ведомствам.

Нормативно-правовые акты министерств, затрагивающие права и свободы граждан, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликовать этот акт после него не позднее чем через десять дней. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных законов». исполнительные органы»: акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку не считаются вступившими в силу.

Государственная регистрация необходима, так как она проверяет законность решений министерств или ведомств. То есть проверяется, ущемляются ли права и свободы граждан этим актом, не возложены ли на них несвойственные им обязанности, предусмотренные российским законодательством. При разрешении споров в суде вы не можете использовать эти действия при принятии решения. Такое ограничение является необходимым средством борьбы адвокатов за справедливость при принятии и применении актов, предметом исполнения которых являются граждане. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» центральные органы федеральной исполнительной власти обязаны информировать соответствующие учреждения и организации РФ об ведомственных нормативных актах, принятых ими.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию в течение суток после государственной регистрации, направляются Министерством юстиции Российской Федерации в Российскую газету, в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Российская Федерация, в Научно-технический центр правовой информации. Система»и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации. Местные нормативные правовые акты. Решая определенные задачи, стоящие перед органами государственной власти субъектов Федерации, они в пределах своей компетенции принимают решение, которое затем принимает правовую форму. Акт субъекта Федерации действует только на территории субъекта, где он был принят. Решения, принятые на региональном уровне (инструкции), должны быть представлены исполнителям в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления их в силу.

В теории государства и права местный нормативный правовой акт - это юридический документ, содержащий нормы права и принятый субъектом управления на предприятии, в учреждении и другой организации. Например, глава администрации субъекта Федерации имеет право издавать указы и распоряжения для решения вопроса, входящего в его компетенцию.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что общим обстоятельством для всех типов подзаконных актов в Российской Федерации, наряду с законами, является то, что они служат источником правопорядка и законности. Граждане и юридические лица руководствуются принятыми юридическими решениями. У подзаконных актов есть своя собственная иерархия, отличная от административной иерархии. Например, постановление правительства на федеральном уровне имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление только регионального правительства или министерства.

Существуют также локальные правовые акты государственных организаций и негосударственных учреждений с различными формами собственности. Чтобы законодательно закрепить свою деятельность, они создают различные нормативные правовые акты: уставы и положения. Такие акты представляют собой нижнее звено в системе подзаконных актов, и для приобретения юридической силы они должны зарегистрироваться в соответствующем муниципальном органе. Например, устав закрытого акционерного общества только после регистрации в государственных органах приобретает юридическую силу.

Поэтому, как упоминалось выше, законы и нормативные акты представляют собой две большие группы нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие типы.

Результатом нашего исследования во второй главе является вывод о разработке концепции и особенностей нормативного правового акта. Но есть и постоянные признаки, такие как связь нормативных правовых актов с государственной властью и обеспечение их реализации посредством государственного принуждения. Однако признак принятия нормативного правового акта компетентными органами и лицами имеет тенденцию меняться, поэтому, например, решение Конституционного Суда Российской Федерации по конкретному делу становится обязательным при аналогичных обстоятельствах. В ходе исследования было установлено, что структура нормативного правового акта является результатом разработки нормотворчества с целью четкого и последовательного представления материала в правовом акте для простоты использования. Нормативно-правовые акты принято разделять на две основные группы: законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие типы.

Вывод:

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что в Российской Федерации, правовая система которой относится к романо-германской семье, большое значение придается нормативно-правовому акту как источнику права.

Нормативно-правовой акт в нашей стране регулирует многие социально-экономические, политические, гражданские, трудовые и другие правоотношения.

Мы исследовали понятие «источник права» и выяснили, что под источником права понимаются: официальные документы, действующие в государстве, которые устанавливают или санкционируют нормы права, внешние формы выражения законотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя становится обязательной.

В нашей работе мы рассмотрели основные источники (формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовая доктрина, священные книги и международные договоры. В ходе исследования мы обнаружили, что в разных правовых системах разные источники (формы) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую регулирующую роль.

Отсюда проявляется открытость современного права для взаимодействия и взаимного обогащения с другими системами права, что приводит к заимствованию не только отдельных правовых норм, но и целых правовых институтов. Это, в свою очередь, ведет к динамичному развитию и совершенствованию механизмов правового и правового регулирования как внутри страны, так и на глобальном уровне.

Итак, мы выяснили, что нормативно-правовой акт - это официальный документ, содержащий правовые нормы, которые являются обязательными и рассчитаны на многократное применение. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что основные черты нормативного правового акта сохраняются, а другие имеют тенденцию к развитию.

Мы установили, что нормативный правовой акт имеет внешнюю и внутреннюю структуру. Внешняя структура включает реквизиты нормативных правовых актов и преамбулу. Внутренняя структура включает разделы, главы, статьи, пункты и подпункты.

На основании анализа нормативных правовых актов мы установили, что существует два основных типа: законы и подзаконные акты.

Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что нормативно-правовые акты играют важную роль в совершенствовании российской правовой системы и развитии общества в целом.