Источники налогового права Налоговый контроль

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Местные налоги: общая характеристика
О применении имущественных налоговых вычетов определенными категориями налогоплательщиков.
Характеристика налоговой системы Российской Федерации


Введение:

Понятие «содержание налогового законодательства» близко к понятию «система налогового законодательства». Система налогового законодательства представляет собой огромное количество нормативных актов по налогообложению, которые естественно связаны друг с другом, которые представляют собой единое целое, единство. Система налогового законодательства оптимизирует содержание налогового законодательства в соответствии с принципами его системы. Окончательной формой законодательной системы является ее кодификация.

В области налогового законодательства очень важен Налоговый кодекс Российской Федерации, который является системным законодательным актом. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает комплексный подход к решению важных проблем налогового законодательства. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие правила и положения, регулирующие процесс налогообложения, обрабатываются в соответствии с основными приоритетами и направлениями развития налоговой системы и приводятся в упорядоченную, унифицированную, логически целостную и согласованную систему. ,  

Налоговый кодекс Российской Федерации является одним из основных источников налогового законодательства.

Вопрос об источниках налогового права является фундаментальным в теории права. Эффективность правовых норм во многом зависит от формы их выражения и закрепления. 

Следует отметить, что регулирование налоговых отношений нуждается в совершенствовании. Перечень источников налогового права на законодательном уровне является неполным, трудности их классификации заключаются в том, что они не до конца разработаны в научном плане, а принципы их действия по-разному интерпретируются в правоприменительной практике. 

Исходное налоговое законодательство

Общие теоретические аспекты источников налогового права и налогового законодательства Российской Федерации

Определение понятия налогового законодательства Российской Федерации

Традиционно в советской теории государства и права понятие «законодательство» охватывало действия различных государственных органов, в том числе исполнительных, которые носят нормативный характер. Однако концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства Российской Федерации, и это создание системы законов о налогах прямого действия, исключая публикацию конкретных и разрабатываемых подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов исключает возможность неоднозначного толкования некоторых положений, что создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков. 

Большинство авторов специально не рассматривают содержание этого термина. Часто они рассматривают только общее определение, такое как, например, «система законов и других нормативных правовых актов, регулирующих налоговую сферу государства». В связи с этим мы должны обратиться к буквальному толкованию этого понятия, которое можно выявить путем проведения морфемического анализа. По результатам такого анализа это слово можно разделить на две составляющие: «закон» и «дать». Таким образом, этот термин в узком смысле слова означает совокупность законов, а в широком - источник нормы, правила поведения.     

Стоит отметить, что законодательство, как совокупность источников права, содержит не только законы федерального уровня, но и законы субъектов федерации, а также другие подзаконные акты, посредством которых правовое регулирование определенная сфера связей с общественностью осуществляется. И хотя закон все еще первичен, подзаконные акты несут большое бремя и играют важную роль в системе налогового законодательства. Подзаконные акты являются необходимым и важным продолжением законов и служат источником прав и обязанностей участников правовых отношений.  

В связи с вышеизложенным мы заключаем, что налоговое законодательство представляет собой совокупность, систему правовых и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в области взимания государством обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд.

В связи с вышеизложенным, понятие налогового законодательства может быть рассмотрено:

  1. как форма выражения налогового законодательства;
  2. как источник налогового права.

И то, и другое указывает на огромную связь налогового законодательства и налогового законодательства.

Налоговое право, а также налоговое право не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Налоговое право и налоговое законодательство имеют общий объект регулирования - общественные отношения в сфере налогообложения. 

Налоговое законодательство не является отдельной отраслью российского законодательства. В соответствии с общероссийским классификатором законодательства налоговое законодательство является отраслью финансового законодательства. Основное различие между налоговым законодательством (как частью института финансового права) и налоговым правом (как отраслью финансового права) заключается в формах их выражения. Налоговое право выражается через норму, правило поведения, закрепленное и гарантированное государством. Налоговое законодательство выражается через различные источники налогового законодательства.    

Понятие, специфика источников налогового права

Система источников налогового права включает в себя множество элементов, которые являются нормативными правовыми актами, регулирующими налоговые отношения. Источником налогового законодательства считается нормативно-правовой акт, содержащий положения об установлении, введении и сборе налогов и сборов, налоговом контроле. 

Источниками налогового права являются внешние конкретные формы его выражения. Правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права. 

Особенностью концепции «законодательства о налогах и сборах» является включение не только законов в собственном смысле, но и других нормативных правовых актов.

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. Статьи 1 и 7 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к источникам налогового законодательства относятся: 

  • Конституция Российской Федерации;
  • международные договоры Российской Федерации;
  • законы (федеральные и субъекты Российской Федерации);
  • другие нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Источники налогового права выполняют две задачи:

  • Они являются неотъемлемой частью финансового законотворчества. В результате реализации государством и местными органами власти законотворческой функции формируются источники налогового права; 
  • они представляют собой форму существования налоговых правил. Внешне-объективное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; Форма источника налогового права содержит знание действующего законодательства, регулирующего налоги и сборы.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют свои особенности вступления в силу. Согласно общему правилу, акт налогового законодательства может вступить в силу, если соблюдены следующие два процессуальных условия: 

  • не ранее чем через месяц после даты официального опубликования;
  • не ранее первого дня следующего налогового периода по соответствующему налогу.

При условии соблюдения этих условий Закон о налогах и сборах устанавливает конкретную дату вступления в силу. Официальными источниками публикации нормативных актов о налогах и сборах являются «Сборник законодательных актов Российской Федерации», «Российская газета» или «Парламентская газета». 

Источники налогового права включают в себя:

  • международные источники:
    • международные акты, устанавливающие общие принципы налогового законодательства и налогообложения;
    • международные налоговые соглашения (соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией с различными странами);
    • международные договоры, регулирующие конкретные вопросы налогообложения;
    • решения международных судов о толковании международных договоров;
  • Конституция Российской Федерации;
  • специальное налоговое законодательство:
    • федеральный (Налоговый кодекс Российской Федерации и федеральные законы);
    • региональные (законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие региональные налоги или сборы, установленные федеральным законодательством о налогах и сборах на территории соответствующих субъектов);
    • нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
  • общее налоговое законодательство (Федеральный закон, содержащий нормы о налогах - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. и др.);  
  • подзаконные акты и правила налогообложения:
    • акты органов общей компетенции (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, подзаконные акты и нормативные правовые акты);
    • акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные акты органов специальной компетенции по вопросам налогообложения, публикация которых прямо предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • акты о налогообложении судебной власти:
    • акты органов конституционного правосудия (решения и постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов субъектов Российской Федерации);
    • акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

Система источников налогового права и налогового законодательства Российской Федерации

Основной источник налогового права

Основным источником налогового права является Конституция Российской Федерации. Особый статус Конституции Российской Федерации выражается в том, что все нормативные правовые акты (включая акты о налогах и сборах) должны соответствовать ее положениям.      

Конституция Российской Федерации устанавливает основные принципы налоговых отношений. Он не может и не должен регулировать все сферы налогового права. Функция Конституции Российской Федерации заключается в определении основных направлений в регулировании налоговых отношений. Эти принципы разделены на общие принципы права (которые применяются, в частности, к налоговому законодательству) и принципы исключительно налогового права. Общие принципы включают верховенство права (часть 2 статьи 4, статья 15 Конституции Российской Федерации), защиту государственной, муниципальной и частной форм собственности таким же образом (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации). Российской Федерации), определение содержания законов по правам и свободам граждан (статья 18 Конституции Российской Федерации), равенство всех перед законом и судом (часть 1, 2 статьи 19 Конституции РФ). Российской Федерации), запрещение обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (часть 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации), соразмерность ограничения прав и свобод граждан общественным интересам (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).    

Принцип определения содержания законов о налогах и сборах, основанный на правах и свободах граждан, а также принцип пропорциональности ограничений прав и свобод граждан общественным интересам, применяются при решении проблемы ограничения права собственности, а также проблема уравновешивания частных и общественных интересов. Известно, что налог является ограничением конституционных прав собственности. Целью сбора налогов является финансовая поддержка деятельности государства и муниципалитетов. С одной стороны, права и свободы граждан определяют смысл функционирования государственных и муниципальных органов (ст. 18 Российской Федерации), с другой стороны, их функционирование обуславливает ограничение имущественных прав граждан.   

Ограничение прав и свобод граждан должно быть соразмерно общественным интересам. «Общественные интересы могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод только в том случае, если такие ограничения адекватны общественно необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод». 

Важно отметить, что Конституция Российской Федерации закрепляет принцип верховенства права. В соответствии со статьями 4, 15 Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют преимущественную силу на всей территории Российской Федерации. Более того, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принятые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.   

Согласно нормам права, актам государственных органов их деятельность должна быть основана на законе. Конституционный Суд Российской Федерации признал, что при рассмотрении споров о налогах и сборах судами следует руководствоваться нормами законов о налогах и сборах в сочетании с нормами гражданского права. Отсутствие гармонизации норм налогового и гражданского права не может привести к негативным последствиям для обязанного лица и может привести к нарушению правопорядка.  

Международные договоры Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации подтверждает приоритет международного права, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством. В соответствии со статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые предусмотрены актами налогового законодательства, то применяются правила и нормы международных договоров. Такой подход соответствует принципу, закрепленному в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. 

Наиболее распространенными формами международных договоров Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

  • соглашения (соглашения) об избежании двойного налогообложения;
  • соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями. 

Следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 15 и 106 Конституции Российской Федерации международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться только после их ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации.

В настоящее время существуют две группы международных актов, которые являются источниками налогового законодательства в России.

Международные акты, устанавливающие общие принципы налогового законодательства и налогообложения, признанные многими странами. Эти акты включают Европейскую социальную хартию, которая была принята 18 октября 1961 года и вступила в силу в 1965 году. 

Международные межправительственные конвенции по налоговым вопросам. К таким актам относятся, например, различные соглашения об избежании двойного налогообложения, которые Российская Федерация заключает с различными странами. Соглашение от 25 ноября 1998 года о принципах взимания косвенных налогов на экспорт и импорт товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ, двусторонние соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам (они заключаются между налоговыми органами различные страны с целью обмена информацией, усиления налогового контроля), международные соглашения, которые носят индивидуальный характер и направлены на освобождение от налогов представительств и штаб-квартиры конкретных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ФИФА, МОК) в принимающие страны и ряд других  

Некоторые положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в консульских конвенциях, заключаемых Российской Федерацией.

Законодательство о налогах и сборах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах включает три уровня:

  • законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, включающее Налоговый кодекс Российской Федерации и федеральные законы о налогах и сборах;
  • законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, в которое входят законы о налогах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.      

В состав федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах входят:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  2. федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации занимает особое место в системе источников налогового права и обладает огромной юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все остальные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут приниматься только при условии соблюдения Кодекса. 

Налоговый кодекс Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Налогового кодекса) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых с федерального бюджета, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязательств по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, исполнения и прекращения ранее наложенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за налоговые правонарушения;
  7. Порядок обжалования действий налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действующий Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая определяет общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты некоторых налогов и сборов и специальных налоговых режимов.  

Система источников налогового права также включает общие налоговые законы и специальные налоговые законы.

Общие законы включают нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, любой группы налогоплательщиков или налогообложение определенного типа имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена рядом статей Налогового кодекса Российской Федерации. Например, пункт 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налогоплательщиков представлять налоговые декларации в налоговый орган по налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.  

К источникам федерального налогового законодательства также относятся Федеральный закон «О бухгалтерском учете», и другие законы об отдельных видах налогов, определяющие порядок их расчет и оплата.  

Правила, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в налоговых законах, но и в неналоговых законах. Подобный разброс в источниках налогового законодательства объясняется тем, что различные функции налогов охватывают различные сферы социально-экономических отношений, и почти все сферы государственной деятельности требуют дополнительных налоговых льгот для развития здравоохранения, образования, культуры. 

Система источников налогового права на федеральном уровне также включает подзаконные акты и положения о налогах и сборах, издаваемые органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. В число органов, наделенных правом нормотворчества, входят Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации. Российская Федерация и др. Эти органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством. 

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, муниципальные исполнительные органы вправе издавать нормативные правовые акты о вопросы, связанные с налогообложением.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить только налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве федерального закона. Это правило вытекает из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а налог является ограничением права частной собственности. Статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации запрещает субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления вводить новшества в налоговую систему России. Следовательно, в отношении установления региональных и местных налогов и сборов, региональное и муниципальное правотворчество является усеченным (ограниченным) и применяется только к сфере введения налогов, классифицируемых Налоговым кодексом Российской Федерации как региональные или местные.   

Законотворчество субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер ранее утвержденных государством. 

Характерные особенности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как источников налогового права:

  • обязательное соблюдение Налогового кодекса Российской Федерации;
  • пространственное ограничение их юридической силы (действует только в пределах границ соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования);
  • обязательно для всех граждан, предприятий, учреждений, находящихся в границах соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  • необходимость регистрации федеральными органами власти (Министерство юстиции Российской Федерации);
  • возможность со стороны субъектов налогового права обратиться в суд или опротестовать в порядке прокурорского надзора.

Другие источники налогового права

В последнее время в Российской Федерации решения органов конституционного правосудия, особенно Конституционного Суда Российской Федерации, приобрели большое значение в регулировании налогообложения.

Рассматривая жалобы и обращения граждан, предприятий, государственных органов, Конституционный Суд Российской Федерации толкует конституционные нормы, дает конституционное толкование нормативных актов (придает нормативным актам конституционное значение), интерпретирует общие принципы права. В результате этого модернизируются представления о правовом содержании конституционной формы. Конституционный Суд Российской Федерации не изменяет словесную форму статей Конституции Российской Федерации, а интерпретирует их, уточняет их значение. 

Можно сказать, что Конституционный Суд Российской Федерации занимается законотворчеством особого рода. Действительно, сформулированные им правовые нормы имеют особую форму, которая называется «правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации». Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации является прецедентом для толкования конституционной нормы, выраженной в мотивированной части Решения Конституционного Суда Российской Федерации.   

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения выражены в особой форме. Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и определяет основные принципы налогообложения и сборов. Если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, Конституционный Суд Российской Федерации объявляет эти акты не соответствующими Конституции Российской Федерации.  

Поэтому изучение правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения и сборов в основном состоит в изучении основных принципов налогообложения и сборов, сформулированных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, определении их содержания, направлений и методы применения. 

Вопрос судебной практики как источника права является дискуссионным. Однако нельзя не признать, что решения высших судебных органов - Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации оказывают самое непосредственное влияние на практику применения нормативных актов о налогах и сборах. 

Имеются многочисленные примеры признания Верховным Судом Российской Федерации недействительных положений, инструкций, нормативных писем государственной налоговой службы России, Министерства финансов России.

Решение Верховного Суда Российской Федерации об отмене нормативного акта порождает новые права и обязанности участников налоговых отношений, и только в этом смысле такое решение является нормативным. Стоит отметить, что суд не создает новые нормы права, не определяет правила, подлежащие исполнению. Вместо отмененного акта начинают применяться другие нормы, и если образуется пробел в регулировании, то отношения строятся только на основе норм Конституции Российской Федерации. Поэтому можно говорить о нормотворческой деятельности Верховного Суда Российской Федерации со степенью условности.   

В соответствии со статьей 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в арбитражных судах рассматриваются споры относительно обращений организаций и индивидуальных предпринимателей к нормативно-правовым актам налоговых органов, например, инструкций.

Еще одним проявлением деятельности высших судебных органов в области налогового права является публикация обзоров судебной и судебной арбитражной практики. Статьи 126, 127 Конституции Российской Федерации закрепляют право Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики. 

Роль Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации здесь особенно заметна. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает материалы исследования и обобщения практики применения законов и иных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые являются обязательными для арбитражных судов. 

Вывод

Налоговое законодательство включает в себя свод нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих налоговые отношения. Включает в себя: международное законодательство, действующее на территории Российской Федерации; законодательство о налогах и сборах и другие нормативные акты (в том числе исполнительные органы), регулирующие отношения в сфере налогообложения. Законодательство о налогах и сборах является неотъемлемым элементом налогового законодательства.       

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (пункт 1 статьи 2 Налогового кодекса):

  • об установлении, введении и сборе налогов и сборов в Российской Федерации;
  • возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования действий налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В связи с вышеизложенным мы пришли к выводу, что источниками налогового права являются официально признанные государством юридические формы, содержащие налоговые и правовые нормы. Источниками налогового законодательства являются нормативные акты, международные договоры. 

Следует отметить, что налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Нормативно-правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговый кодекс является основным источником налогового законодательства, которое имеет последовательность, сложную структуру, большой объем и высокий уровень нормативных обобщений.

Международные договоры включают налоговые договоры об избежании двойного налогообложения и международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи в соответствии с налоговым законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые предусмотрены актами налогового законодательства, то применяются правила и нормы международных договоров (статья 7 Налогового кодекса Российской Федерации). 

Судебный прецедент - это правило поведения, сформулированное в решении суда по конкретному делу, правило поведения, которое является обязательным для широкого круга людей, включая другие суды. Прецедент служит моделью, когда суды рассматривают подобные дела. 

Для поддержания баланса между правами и обязанностями налогоплательщика и государства, указанных в статье 57 Конституции Российской Федерации, необходимо установить основы налогообложения в законодательных актах. В целях быстрого устранения правовых конфликтов передача законотворческих функций судебным органам недопустима. В связи с этим информационные письма из вышестоящих судов должны носить рекомендательный характер для нижестоящих судов. Судья должен принять к сведению информацию высших судебных органов, а не слепо следовать ей.