Использование программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности аудита внешнеэкономической деятельности 

Учение об архетипах К.Юнга и его влияние на развитие PR

Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса

Неблагоприятный отбор на рынках капитала в российской экономике

 

Введение:

 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что программно-целевой метод используется для финансирования отдельных государственных программ социально-экономического развития. Это позволяет выявить источники ресурсов для реализации программ и определить эффективность этих программ.

Сама идея программного метода заключается в том, чтобы сосредоточить внимание не только на возможностях бюджета, но и на том, как их наиболее эффективно использовать для получения конкретных результатов. ПКМ тесно связан с нормативными, балансовыми и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана, начиная с оценки конечных потребностей, исходя из целей экономического развития, с последующим поиском и определением эффективных путей и средств их достижения и ресурсов. обеспечение.

Цель данной работы - рассмотреть особенности применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании, учесть практику планирования этого метода при планировании бюджетных расходов муниципального образования.

В задачи данной работы входит:

  • рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования;
  • выявление преимуществ и недостатков использования метода целевой программы;
  • изучение практики планирования расходов бюджета города Омска программно-целевым методом;
  • внесение предложений по эффективному планированию расходов бюджета города Омска программно-целевым методом.

 

Сущность программно-целевого метода бюджетного планирования

 

Планирование целевой программы - один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-то конкретных целей. Но в этом случае сам процесс планирования основан на определении и постановке целей, и только потом выбираются пути их достижения.

Суть ПЦМ - выбор основных целей социального, экономического, научно-технического развития, разработка взаимосвязанных мер по их достижению в заданные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом их эффективного использования. То есть целевое планирование строится по логической схеме «цели - пути - пути - средства». Сначала определяются цели, которые необходимо достичь, затем намечаются способы их реализации, а затем более детально методы и средства. В конечном итоге, поставив какие-то цели, организатор вырабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущего состояния системы, а составление конкретной программы для достижения желаемых результатов. То есть программно-целевой метод планирования является «активным», он позволяет не только наблюдать за ситуацией, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Программно-целевой метод расходования, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств для решения наиболее актуальных проблем, а, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

По сравнению с другими методами метод запрограммированной цели (PCM) является относительно новым. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые был использован при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России. ПКМ тесно связан с нормативными, балансовыми и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана, начиная с оценки конечных потребностей, исходя из целей экономического развития, с последующим поиском и определением эффективных путей и средств их достижения и ресурсов. обеспечение. В этом методе реализован принцип приоритета планирования.

ПКМ используется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, отражающий цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-экономических, социальных и иных задач и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации.

Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом - по отношению к отдельной организации, и макроэкономическом - по отношению к экономике страны в целом. В каждом из этих случаев существует конкретное применение рассматриваемого метода планирования.

При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой формулируются цели компании и комплекс мероприятий по их достижению. Поскольку условия окружающей среды постоянно меняются, программа должна периодически корректироваться и приводиться в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития компании - это конкретизация и продолжение целевой программы предприятия. Проведение мероприятий по изменению целей компании и программы действий - задача руководителя организации, топ-менеджера. Процесс целевого планирования программы в организации проходит поэтапно. При этом различают следующие этапы:

  1. Разработка общих целей.
  2. Определение конкретных, детальных целей на заданный относительно короткий период времени.
  3. Определение путей и средств их достижения.
  4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

На практике доказано, что использование целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что во многом способствует успешному развитию компании.

Программно-целевой метод - один из самых распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей экономического развития с дальнейшим поиском и определением эффективных путей и средств их достижения и ресурсным обеспечением.

При целевом планировании стоят и более конкретные задачи, такие как прямое влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (развитие новых регионов, восстановление экономики в депрессивных регионах, разрешение острых экологических и экономических ситуаций и т.д.).

Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чисто прогнозов, поскольку они содержат реальные предложения по влиянию на экономику страны. Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы.

Таким образом, рассмотрев важность программно-целевого метода планирования бюджетных расходов, можно сделать вывод, что программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает прямую связь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с с установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из ориентации бюджетных ресурсов на достижение социально значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности распорядителей бюджетных средств.

 

Целевые комплексные программы как эффективный результат метода целевых программ

 

Комплексная целевая программа - это документ, отражающий цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационных, экономических, социальных и иных задач и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективных способов решения экономических проблем и связанных ресурсами, исполнителями и сроками реализации.

По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько типов:

  1. Социально-экономические программы - предусматривают решение социальных проблем и повышение материального уровня жизни населения.
  2. Научно-технические программы - направлены на решение научно-технических задач, ускорение внедрения достижений науки и техники в производство, что в ближайшее время даст значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов экономического развития.
  3. Производственно-экономические программы - предназначены для решения основных межотраслевых задач в сфере производства, способствуя повышению эффективности существующих и развитию новых производств.
  4. Территориальные программы - направленные на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других проблем в регионах.
  5. Экологические программы - это комплекс природоохранных мероприятий.
  6. Организационно-экономические программы - направленные на совершенствование организации хозяйственного управления.

Целевые комплексные программы также различаются по продолжительности. Они могут быть долгосрочными, рассчитанными на период более пяти лет, и среднесрочными, до пяти лет.

Разработка ОИТ методом целевой программы осуществляется в определенной последовательности:

  1. Составлен список наиболее важных проблем. Выделяется конкретная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определены цели программы, лимиты ресурсов, участников реализации программы и другая необходимая информация.
  2. Дается задание разработать программу решения конкретной задачи. Он отражает цели программы, ограничения ресурсов, участников и сроки выполнения программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации на отдельные периоды. Общая цель разбита на подцели.
  3. Формируется состав задач и комплекс мероприятий по реализации программы. Состав основных задач программы устанавливается на основе построенной иерархии целей. Для каждой из задач разработаны последовательные этапы их реализации.
  4. Расчет основных показателей и ресурсной обеспеченности программы. Определены затраты на материальные, трудовые, финансовые ресурсы, необходимые для реализации программы. Списки материальной базы формируются с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе рассчитывается эффективность программы.
  5. Заключительный этап. Связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

Использование программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании

 

Концепция целевой программы должна включать следующие разделы:

  • обоснование соответствия целей и задач целевой программы целям и задачам развития экономики и социальной сферы субъекта;
  • обоснование целесообразности разработки целевой программы;
  • характеристика и прогноз развития текущей проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
  • возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
  • примерные сроки, а при необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом;
  • предложения по целям и задачам целевой программы, целевым индикаторам и индикаторам, позволяющим оценивать ход выполнения целевой программы по годам;
  • предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации целевой программы;
  • предложения для исполнителей целевой программы;
  • предложения для разработчика целевой программы и исполнителя-координатора целевой программы;
  • предложения по основным направлениям финансирования целевой программы; общие принципы и механизмы формирования целевых программных мероприятий.

Итак, целевая программа - это одновременно документ, отражающий цель и комплекс исследовательских, социальных, производственных, организационных, экономических и других задач и мероприятий, связанных ресурсами, исполнителями и сроками реализации. По своему содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-экономические и экологические.

 

Преимущества и недостатки программно-целевого метода

 

В последнее время программно-целевой метод все чаще стал применяться в качестве инструмента бюджетного планирования. Выбор этого метода обусловлен прежде всего его особенностями и преимуществами, позволяющими осуществлять полный цикл управленческого процесса – от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов.

Преимущества программно-целевого метода:

  1. Дает четкое понятие государственным органам и обществу, на что тратятся бюджетные средства;
  2. Обеспечивает прозрачность бюджета и дает возможность по последствиям исполнения бюджета оценить, достигнуты ли поставленные на этапе планирования цели и выполнены ли задачи;
  3. Требует более дисциплинированного бюджетного процесса, поскольку устанавливает конкретные показатели результативности и соответствующие показатели расходов, и тем самым тяжелее использовать эти средства на цели, которые отличаются от изначально определенных целей;
  4. Упорядочивает организацию деятельности главного распорядителя относительно формирования и исполнения своих бюджетов путем четкого расчленения ответственности между ответственными исполнителями в его системе по реализации каждой бюджетной программы, а также повышает ответственность главного распорядителя в целом за соблюдением ответственности всех своих бюджетных программ установленной цели его деятельности, их финансовое обеспечение и улучшает управление бюджетными программами;
  5. Дает возможность повысить эффективность распределения и использования бюджетных средств, обеспечению приоритетных направлений и целесообразности отдельных расходов бюджета исходя из большей информированности относительно конкретной бюджетной программы;
  6. Дает возможность пересмотреть функциональную классификацию расходов бюджета для приведения ее к международным стандартам и применение исключительно с целью составления сводных бюджетов.

Целевая программа обеспечивает одновременное решение нескольких задач:

  • планирование целей и желаемых результатов;
  • расчет потребности ресурсов для каждого мероприятия в отдельности, для комплекса мероприятий по этапам реализации и в целом по программе на весь срок ее реализации;
  • планирование деятельности исполнителей мероприятий в ключе программных задач и составление баланса ресурсов в системе стратегических целей;
  • планирование ресурсов из различных источников в формате аналогичных программных целей.

Несмотря на ряд достоинств, всё же программно-целевой метод имеет недостатки:

  • Методическая незавершенность

К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме "цель - система мероприятий – система управления".

  • Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем 

Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.

  • «Забывчивость» систем управления 

Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.

  • Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ

В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.

  • Недостаточная оперативность

Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не были созданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно "всплывают на поверхность", однако очевидно, что чем раньше та или иная проблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастся предотвратить.

Таким образом, программно-целевой метод имеет как преимущества при применении, так и недостатки. Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.

 

Заключение

 

Изучая сущность и значение программно-целевого метода бюджетного планирования, можно сделать вывод, что программно-целевое планирование является одним из видов планирования, в основе которого лежит направленность деятельности на достижение поставленных целей. Метод целевого планирования заключается в выборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимосвязанных мер по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом ресурсном обеспечении. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мер для их достижения. Программно-целевой метод используется при разработке целевых комплексных программ, которые представляют собой документ, отражающий цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационных, экономических, социальных и иных задач и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации.

Программно-целевой метод расходования, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств для решения наиболее актуальных проблем, а, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.