Использование новых технологий воспитания в современных образовательных учреждениях

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности
Воспитание в семье как одно из условий формирования личности школьника
Гуманистическая направленность педагогической деятельности
Профессиональная компетентность и культура педагога


Введение:

Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнических знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить и сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллект, креативность, активность, самооценку, независимость от мнения. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как индикаторы формирования социальной компетентности и социального формирования личности.

Основной задачей системы образования является создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе общенациональных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, повышение осведомленности, укрепление здоровья.

Создание условий для формирования и развития этих качеств все чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования Республики Казахстан.

Направленность государственной политики на целостность образования студента как гражданина Республики Казахстан и обеспечение его конституционных прав отражена в Концепции развития среднего образования Республики Казахстан, Концепции социального развития. -Культурное развитие Республики Казахстан, Концепция формирования исторического сознания в Республике Казахстан, Программа патриотического воспитания в Республике Казахстан, Закон об образовании, Концепции образования в системе непрерывного образования Республика Казахстан и др. 

Концепция образования в системе непрерывного образования Республики Казахстан (2009 год) представляет собой документ, определяющий общую стратегию, цели и задачи государственной политики в области образования, содержание и технологию образования, основные направления и условия для их реализации.

Достижение целей воспитания предполагает осуществление специально организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личной сферы образованного. Долгое время эта проблема развивалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы развивающая литература все больше и больше находит отражение не столько в методологической стороне образовательного процесса, сколько в технологиях его реализации. Это значительно расширяет объем научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.

Понятие «образовательная технология» многими исследователями входит в обобщенную концепцию «педагогической технологии», которая была еще в 60–70-х годах. XX век был связан в основном с методологией использования технических средств обучения.

В исследованиях современных авторов понятие «образовательные технологии» имеет более широкое значение и связано с основными явлениями образовательного процесса - обучением и воспитанием. Однако в практике учебного процесса школы на сегодняшний день особенности этого процесса, его педагогические инструменты не полностью учтены.

Для более глубокого изучения мы обратились к теме исследования.

Объект исследования - процесс обучения школьников

Предмет исследования - образовательные технологии как средство обучения школьников.

Гипотеза: эффективность образовательного процесса будет выше, если в педагогическом процессе школы будут использованы специальные образовательные технологии.

Цели и задачи исследования:

  1. Раскрыть существенные характеристики понятия «образовательные технологии» в зарубежной и отечественной литературе;
  2. Рассмотреть классификацию образовательных технологий;
  3. Экспериментально исследовать эффективность образовательных технологий в педагогическом процессе школы

Научно-теоретические основы концепции образовательных технологий в педагогическом процессе школы

Проблема технологического развития образовательного процесса в научно-педагогической литературе

Технология обучения основана на теоретической основе. Он основан на теории основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинский, разработавший вопрос о подготовке учителей, указал на необходимость воспитательного воспитания, формирования всесторонне развитой личности для себя и для общества.

Генетическим источником образовательных технологий в науке являются труды А.С. Макаренко. На самом деле все его педагогическое наследие есть не что иное, как разработка и внедрение технологического подхода в педагогической теории и практике. Ведущим элементом технологического подхода в образовании, по его мнению, являются педагогические операции, из последовательного ряда которых (различающихся по активности, объему и другим характеристикам) формируется образовательный процесс.

Теоретические положения Л.С. Выготский на направлениях современного и ближайшего развития имеют основополагающее значение для разработки технологий педагогического управления развитием студентов.

Технология воспитания отражает теорию воспитания; это стратегия и тактика действий педагога в зависимости от того, какой технический уровень он моделирует. Он построен на основе теоретических положений о методах и приемах обучения и представляет собой упорядоченную деятельность учителя, обеспечивающую реагирование учащихся. Порядок действий и их состав разрабатываются на общепсихолого-педагогическом уровне с учетом специфики изучаемого предмета и интеллектуальных способностей учащихся.

Образовательные технологии концентрируют процесс регулирования образовательной деятельности. Благодаря внедрению образовательных технологий создаются необходимые условия для развития образовательной деятельности, формирования необходимых общественно полезных качеств у учащихся, их осознания учебной деятельности и наилучшего усвоения содержания учебного материала.

В образовательных технологиях закреплена нормативная деятельность педагога, которая обеспечивает наиболее эффективные методы учебной деятельности в связи с критериями оптимальности и предпочтения при выборе критериев. Но это вовсе не значит, что нормативная деятельность учителя строго регламентирована, она предусматривает элементы творчества.

Оперативный план действий, предписанный учителю, является предметом технологии воспитания детей. Таким образом, концептуальные и функциональные связи теории и технологии установлены. Теоретические положения реализуются с использованием образовательных технологий. Теория способствует концептуальному характеру технологий и функционирует как методологическое знание, выступает как педагогический метод, направленный на формирование личности и профессиональной деятельности.

Описанные подходы к определению особенностей социальных технологий позволяют перейти к рассмотрению их сущности в российской педагогической теории и практике. Большинство педагогов рассматривают педагогические технологии как совокупность и последовательность реализации педагогических методов, приемов и средств, позволяющих придать конкретному педагогическому явлению (объекту воздействия) ранее определенные свойства и качества.

Здесь уместно отметить, что ряд педагогических исследователей отвергают саму возможность понятия «педагогическая технология». Их главный аргумент заключается в том, что в педагогическом процессе, как единстве обучения и воспитания, отсутствуют четко определенные цели воспитания, а также необходимые инструменты для оценки уровня их достижения.

Однако уже сегодня в психологии разработана целая система методов диагностики личной сферы человека (воспитания), а в професиографии он находит описание все большего числа специальностей, используемых в современном обществе, включая требования к их личным свойствам. и качества. Это лишь подтверждает законность существования и развития не только понятия «педагогическая технология», но и понятия «образовательная технология».

По словам В.В. Гузеева, «технология воспитания» - это «рецепт» для эффективной реализации процесса воспитания, однако она включает в себя как элементы стандартизации педагогического взаимодействия, так и креативное, рациональное решение каждой ситуации. Он отличается от других технологий прежде всего в том, что касается одного из самых важных человеческих отношений, которые трудно поставить в определенные рамки.

Раскрывая сущность образовательных технологий, О.В. Еремкина отмечает, что «поставленная диагностическая цель имеет большое значение для технологии воспитательного процесса. Это основной и определяющий успех образовательных технологий, составляющая деятельности учителя».

Анализ определений самого феномена «технология обучения» позволяет сказать, что все они, по сути, отражают основные характерные черты общей концепции технологии:

Технология обучения - это процедурная категория; Технология родительского воспитания может быть представлена ​​в виде набора методов для изменения состояния объекта. Он направлен на разработку эффективных и экономичных процессов.

Наряду с общими можно выделить наиболее существенные признаки, присущие именно технологии воспитания: диагностическое нацеливание, эффективность, прибыльность, алгоритмичность, проектируемость, целостность, управляемость, корректность и креативность.

Диагностический таргетинг и эффективность как признаки технологии воспитания подразумевают гарантированное достижение целей и эффективность процесса воспитания.

Рентабельность выражает качество образовательных технологий, обеспечивая резерв учебного времени, оптимизацию работы учителя и достижение запланированных результатов в короткие сроки.

Следующая группа функций (алгоритмизация, проектируемость, целостность, управляемость) отражает различные аспекты идеи воспроизводимости образовательных технологий. Технология обучения должна быть легко воспроизведена любым учителем с разным опытом работы и в любой учебной группе. Чтобы добиться успеха, учитель должен следовать каждому шагу технологии. Принципы работы имеют однозначное значение - нарушение одного из них ухудшает конечный результат определенным, ранее предсказанным образом, что указывает на их системный характер.

Знак корректности подразумевает возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели. В этом смысле признаки корректируемости, диагностической направленности и эффективности тесно взаимосвязаны.

В тесной связи с признаком адаптивности является признаком творчества. Речь идет о совместимости технологий и креативности. Импровизация на производстве приводит к нарушению технологии и брака. Импровизация в педагогической практике неизбежна, в педагогике нет точных технологий. Не существует абсолютно одинаковых учителей, а также одинаковых учеников, для чего требуется, если не отступление, то адаптация участников, корректировка технологических требований и поведения учителя и ученика при общем соблюдении принципов, норм, правил, изложенных в технологии.

Изучив взгляды на технологию обучения и ее особенности, возникает вопрос, в чем отличие категории «технология обучения» от понятия «методология обучения», можно ли поставить между ними знак равенства.

Многие методологи используют термин «образовательная технология» в значении «методология», и с этим трудно не согласиться. Так по словам Щуркова Н.Е. технология воспитания - это «сумма научно обоснованных методов воздействия на человека или группу людей с точки зрения образования», или «это система научно обоснованных методов и приемов, которые способствуют установлению таких отношений между учителем и учениками, в которой цель достигается через прямой контакт - общение, воспитанное на общечеловеческих культурных ценностях. «В данном случае педагогическая технология, относящаяся к образовательному процессу, представляет собой методологию воспитательной работы - прикладной раздел теории образования, который изучает« направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы».

Основная доля взаимодействия между учителем и учеником приходится на часы запланированных занятий и консультаций. Поэтому можно утверждать, что технология обучения неразрывно связана с образовательной деятельностью учителя. Между обучением и воспитанием существует множество переплетений. При создании эффективной образовательной технологии, эффективная образовательная технология должна быть создана. Возникает вопрос: зачем было формулировать концепцию «технологии воспитания» как самостоятельную? Не было бы легче ограничиться технологией обучения, в которой образовательный компонент также подробно описан.

Дело в том, что образование является более многогранным, чем обучение; развитие личностных качеств занимает гораздо больше времени, чем усвоение учебного материала. И деятельность военного учителя не ограничивается чисто академической работой. Это включает в себя выполнение различных видов официальных задач, связанных с привлечением персонала, проведением внутренней и гарнизонной службы, управлением работой кружков военно-научного общества, работой куратора учебной группы и просто взаимоотношениями между начальником и подчиненным. Таким образом, термин «образовательные технологии» в рамках военно-педагогического процесса приобретает более широкое значение.

Изучение научно-педагогической литературы по данной теме, выявление существенных особенностей технологии образования как социально-педагогического феномена, изучение значимых подходов, разработанных в последние годы, позволяет дать собственное определение концепция.

Образовательные технологии следует понимать как проект управляемой, воспроизводимой образовательной системы, основанной на постановке диагностических целей и приводящей к гарантированным результатам.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие «технология обучения» прочно вошло в практику и в теорию научного образования, его научный статус все еще довольно неясен. Некоторые эксперты рассматривают технологию образования как отрасль педагогической науки, в то время как другие считают, что это чисто прикладное, практическое применение педагогики, и существует мнение, что концепция «технологии образования» вообще не может существовать. Но чаще всего образовательным технологиям отводится промежуточное место между наукой и практикой.

N.F. Талызина видит обоснование этой позиции в том, что каждый учитель, прежде чем строить настоящий педагогический процесс, должен иметь всю необходимую информацию о том, как это сделать, ему нужна система знаний об образовательном процессе, представленная на технологическом уровне. Между наукой и практикой должна быть особая наука, которая выводит принципы, разрабатывает методы, определяет последовательность их применения и т. д., без которых не может быть оправданного образовательного процесса.

Понятие образовательного процесса, наряду с технологиями воспитания и воспитания, является одним из методологических знаний, поскольку его научный анализ и практическая организация объединяют знания об образовательных системах, законах, о системных и технологических подходах в педагогике.

Процесс в общем лингвистическом смысле в одном случае означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо, в другом - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Обе ценности обеспечивают основу для понимания образовательного процесса как организованного взаимодействия воспитателей и приемных детей, направленного на достижение целей обучения в организационных и педагогических условиях конкретной образовательной технологии. Здесь видно, что воспитание рассматривается как совокупность последовательных педагогических действий, осуществляется в рамках педагогической технологии и представляет собой организованную деятельность, направленную на формирование и развитие личной сферы человека. Это представление позволяет определить структуру, взаимосвязи и закономерности воспитательной деятельности учителей в реальных условиях.

Важнейшими характеристиками образовательного процесса являются его целостность, последовательность, цикличность и адаптивность. Под целостностью понимается неразрывное единство процессов обучения и воспитания, а также развития и формирования личности. Образование и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их отличает. Содержание тренинга в основном научные знания о мире. В содержании образования доминируют нормы, правила, ценности, идеалы. Образование в основном влияет на интеллект, образование направлено в первую очередь на потребности-мотивационную сферу личности. Оба процесса влияют на сознание и поведение человека и ведут к его развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории образования и в дидактике. Это обеспечивает целостность всего учебного процесса, что является методологическим принципом и особенно актуально в современных условиях.

Образовательный процесс и образовательная система также образуют единство, поскольку процессы являются собственностью систем. Можно сказать, что образовательные процессы - это последовательные изменения в состоянии системы образования.

Систематическое рассмотрение образовательного процесса означает выделение структурных компонентов системы и процесса, а также функциональных связей между ними. Это помогает понять специфику, сущность каждого компонента, изменение одного в результате влияния другого. Например, цель воспитания определяет его содержание, а уровень воспитания влияет на выбор методов воспитания и т. д.

Структура педагогического процесса представляет собой совокупность его составных частей, соответствующих основным компонентам образовательной технологии. В результате в его структурные элементы включаются: цель - определение образовательных целей; содержательное - развитие образовательного контента; операциональная деятельность - процедуры обучения и взаимодействия участников процесса; оценочный и эффективный - оценка и анализ эффективности образования.

В соответствии со структурой образовательного процесса также строится педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, методы и виды деятельности и анализ результатов. Определение целей воспитания требует педагогической диагностики - изучения состояния процесса воспитания, прежде всего воспитания людей, а также других условий процесса. Взаимосвязь и последовательность этапов образовательного процесса позволяют сделать вывод, что образовательная деятельность носит циклический и повторяемый характер: диагностика - проектирование - внедрение - диагностика на новом уровне образовательного взаимодействия.

В связи с этим возникает вопрос, что является стимулом, движущей силой образовательного процесса. В педагогике считается, что таким источником является противоречие между требованиями к человеку, которые возникают в его жизни, и его реальными способностями, уровнем личностного развития. Это становится толчком к началу процесса воспитания и личностного роста человека, но только в том случае, если эти требования соответствуют его возрастным характеристикам. В связи с этим Л.С. Выготский назвал зону фактического развития состоянием, в котором, например, ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. В зоне ближайшего развития он обозначил уровень, когда ребенок потенциально способен осваивать что-то новое с помощью взрослого в процессе обучения. Разрыв между зонами порождает кризисную образовательную ситуацию - такое состояние образовательного процесса, когда существует расхождение между желаемым и достигнутым в формировании личности. Формированию этого противоречия может предшествовать вдумчивое постановка целей.

Образовательные технологии - это совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизводства теоретически обоснованного процесса обучения, позволяющего достичь целей образования. В то же время он опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели однозначно устанавливаются и возможность объективных пошаговых измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на определенной стадии его развития. остается.

В любой педагогической системе «образовательные технологии» - это концепция, которая взаимодействует с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то образовательные технологии - образовательные пути и средства их достижения. Более того, в структуре учебного задания определенные личностные качества учащихся, которые подлежат формированию и развитию, выступают в качестве учебных целей в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Для создания и внедрения образовательных технологий может быть использована обобщенная схема алгоритма функционирования. Он охватывает несколько этапов обучения: ориентация (формирование представлений об образовательных целях); выполнение (внедрение методов, приемов и средств обучения в установленной последовательности), контроль и корректировка.

Каждая образовательная технология также использует алгоритм управления, который представляет собой систему правил для отслеживания, мониторинга и корректировки ее функционирования для достижения цели. Для достижения каждой из заявленных целей образования используется строго определенный алгоритм управления образовательной деятельностью учителей. Это позволяет не только оценить успех процесса воспитания, но и заранее спроектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей при формировании образовательных технологий является выбор и оптимальный подбор методов, приемов и средств учебного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждого из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личность учителя и его педагогический опыт.

Наиболее ответственной задачей образовательных технологий является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. Для этого на всех этапах образовательного процесса может использоваться выбранное понятие психологической структуры личности (например, психические процессы, воспитание и свойства). Но сами качества должны интерпретироваться в соответствующих диагностических терминах, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (изоляцию) определенного качества от других; наличие соответствующих инструментов для определения оцениваемого качества в процессе диагностики; способность определять различные уровни формирования и качества на достоверной шкале личностных измерений.

Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: не учить «что-то и как-то», а с гарантированным успехом. Для учителей это вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, процесс является контролируемым и эффективным. Согласно плану, учитель любого уровня достигает желаемых результатов на основе технологического развития, учебных материалов, которые определяют его действия от целей до оценки результатов. С другой стороны, присутствие людей, человеческий фактор в педагогическом процессе усложняет технологический расчет. Противники техники говорят, что образование, особенно образование, невозможно без личности, отношений, эмоций. Это действительно так. Очевидно, что наука будет искать решение противоречия между технологизацией и личностью в образовательном процессе.

В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменились и меняются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями и требованиями общества к образованию. Например, в США в 20-х годах 20-го века была разработана концепция адаптации человека к жизни и, с небольшими изменениями, согласно которой школа должна обучать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и хороший семьянин. Гуманистическая, либеральная педагогика Западной Европы провозглашает с целью воспитания формирования автономной личности с критическим мышлением и независимым поведением, которое реализует ее потребности, в том числе высочайшую потребность в самореализации, развитие внутреннего «Я». В то же время различные области зарубежной педагогики весьма недоверчивы в отношении наличия образования, которое является обязательным для всех целей. Крайним выражением этой позиции является мнение, что школа не должна ставить цели для формирования личности вообще. Его задача - предоставить информацию и обеспечить право выбора направления саморазвития (экзистенциализма) человека, его социального и личностного самоопределения.

В педагогике с 20-х по 90-е годы прошлого века целью образования было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Она исходила из педагогических традиций Древней Греции, Европы эпохи Возрождения, западных и русских утопистов и французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как цели образования было разработано основоположниками марксизма, которые полагали, что это всесторонне развитая личность - цель исторического процесса. Всестороннее развитие личности как цели образования в настоящее время прямо или косвенно одобрено многими странами и международным сообществом, что также указано в документах ЮНЕСКО.

В новых социально-экономических и политических условиях развития нашей страны всестороннее развитие личности очень критически оценивается как цель образования. Однако не все эксперты разделяют эту позицию. Это связано с тем, что до 90-х годов цели воспитания определялись потребностями авторитарного государства и носили идеологический характер, и теперь, как считают ученые, при воспитании необходимо исходить из потребностей личности в самореализация, в развитии способностей каждого. Поэтому цель воспитания, на которую необходимо ориентировать современные образовательные технологии в самой общей форме, формулируется как создание условий для разностороннего развития личности. В связи с этим в Законе Республики Казахстан «Об образовании» решение образовательных проблем в образовательном процессе направлено на развитие жизненного самоопределения человека, создание условий для его самореализации, создание гражданина, интегрированного в общество и направлено на его улучшение. Следовательно, идеологический подход к постановке образовательных целей заменяется личным, что придает педагогическим технологиям, разработанным и внедренным в российском обществе, черты западной гуманистической педагогики.

Решение поставленных задач завершает формирование методологической базы образовательных технологий. Однако это не дает оснований для предварительной оценки его эффективности. Эта проблема во многом устраняется в результате моделирования различных образовательных технологий на этапе их теоретического развития и обоснования.

Изложенный общий подход к пониманию сути образовательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности.

В педагогической практике он приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о том, чтобы придать всему процессу обучения новые качества:

  1. Образование в контексте внедрения той или иной технологии становится целостным. Сложно разделить его на отдельные учебные операции, проводить в виде комбинации гостиничных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личных свойств и качеств. Обучение в рамках конкретной технологии становится сложным.
  2. Принимая во внимание первое, вопрос привлечения лиц, владеющих только определенными технологическими операциями, например, только методологией формирования индивидуальных качеств личности, должен быть предельно тщательно и тщательно рассмотрен.
  3. В конкретной образовательной технологии существуют этапы, общие для всех педагогов, которым необходимо следовать по пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Педагогические инструменты образовательных технологий

Следует отметить, что внедрение педагогического инструментария в образовательные технологии направлено на достижение двух целей: формирование необходимых личностных свойств личности в рамках компонента деятельности (фактического воспитания) модели и оценки (диагностики) достигнутого образовательного эффекта, как показатель его эффективной составляющей.

Педагогический инструментарий образовательных технологий - это совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов образования. Это как бы специфические (педагогические) инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека, а также диагностика уровня их формирования в конкретное время.

В то же время следует отметить, что в терминологии педагогических инструментов в отечественной педагогике в настоящее время нет ясности. В результате одни и те же понятия (например, лекция или индивидуальная беседа) в различных образовательных источниках называются как формами, так и методами обучения. В результате почти каждый учитель имеет свое субъективное представление о них в зависимости от конкретных целей и задач педагогического взаимодействия с образованным.

В то же время большинство учителей понимают формы воспитания как организационную сторону данного вида педагогической деятельности, выявляя специфический состав и группировку образованных людей, структуру образовательной деятельности, место и продолжительность их проведения. Другими словами, это внешнее выражение образовательного процесса, которое имеет различные аспекты проявления. В результате довольно сложно классифицировать формы обучения. Однако их можно объединить в три группы по количественному критерию: фронтальная (массовая), групповая (коллективная) и индивидуальная формы обучения.

Каждая из представленных групп включает формы, которые имеют как преимущества перед другими, так и недостатки. Например, телевизионные и радиопередачи, как формы фронтального воспитания, позволяют влиять на довольно обширное образовательное поле, но не учитывают его возрастные, профессиональные, личные и другие особенности, что снижает их педагогическую эффективность. В то же время в индивидуальном разговоре этот недостаток полностью устранен, но проявляется другой - недостаточный охват образованным педагогическим взаимодействием. Однако их право на существование обеспечивается целями, которые ставятся в той или иной образовательной технологии.

Часто в образовательных технологиях реализуются формы, используемые в обучении (например, лекция, рассказ, объяснение и т. д.). Это совершенно законно. Их отличие состоит только в содержательной составляющей - в образовании они направлены на формирование или развитие личной сферы личности, а в образовании - в основном на формирование системы знаний, умений и навыков.

Методы обучения, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют совокупность наиболее распространенных способов (методов и средств, связанных с ними) образовательных взаимодействий.

В то же время И.Ф. Харламов рассматривает методы воспитания как совокупность приемов и приемов воспитательной работы для развития потребности-мотивационной сферы и сознания приемного воспитателя, развития привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Однако в этом случае в методе образовательного взаимодействия отсутствует один важный элемент - средства обучения.

Образовательные методы (иногда образовательные методы) рассматриваются как специфические операции взаимодействия педагога и образованного человека (например, создание эмоционального отношения во время разговора) и определяются целью их применения. В педагогической литературе их часто интерпретируют как наименьшую структурную единицу образовательного взаимодействия, цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. Более того, одни и те же методики могут быть реализованы в разных методах обучения.

Средства обучения являются относительно самостоятельными источниками формирования и развития личной сферы человека, обеспечивающими реализацию педагогических методик в рамках определенного образовательного метода. К ним относятся различные предметы (игрушки, компьютеры), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и т. д.

Каждый из рассмотренных педагогических инструментов образовательных технологий отражает свою специфическую сторону. В то же время в педагогической теории и практике наиболее значительную роль отводится методам обучения. В повседневной образовательной деятельности учитель может даже не думать, какой метод он использует. Но, столкнувшись с проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он чувствует необходимость знать определенный набор возможных решений этой образовательной задачи. Поэтому существующие представления о систематизации методов обучения в той или иной степени исходят из предпосылки прямого взаимодействия учителя с учеником в сознательной и подсознательной сферах. В результате этого можно выделить два типа методов обучения: педагогический и психологический.

Педагогические (иногда традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека. Основа их классификации Ю.К. Бабанский заложил концепцию деятельности, согласно которой выделяются три группы методов воспитания в зависимости от их места в процессе воспитания: методы формирования и коррекции сознания личности, методы организации деятельности и методы стимулирующей деятельности. 

Выбор первой группы основан на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделяется на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребность-мотивационный компонент деятельности: одобрение или осуждение действий форм поведения. Остановимся более подробно на их содержании.

Методы обучения, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют совокупность наиболее распространенных способов (методов и средств, связанных с ними) образовательных взаимодействий.

В то же время И.Ф. Харламов рассматривает методы воспитания как совокупность приемов и приемов воспитательной работы для развития потребности-мотивационной сферы и сознания приемного воспитателя, развития привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Однако в этом случае в методе образовательного взаимодействия отсутствует один важный элемент - средства обучения.

Образовательные методы (иногда образовательные методы) рассматриваются как специфические операции взаимодействия педагога и образованного человека (например, создание эмоционального отношения во время разговора) и определяются целью их применения. В педагогической литературе их часто интерпретируют как наименьшую структурную единицу образовательного взаимодействия, цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. Более того, одни и те же методики могут быть реализованы в различных методах обучения.

Средства обучения являются относительно самостоятельными источниками формирования и развития личной сферы человека, обеспечивающими реализацию педагогических методик в рамках определенного образовательного метода. К ним относятся различные предметы (игрушки, компьютеры), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и т. д.

Каждый из рассмотренных педагогических инструментов образовательных технологий отражает свою специфическую сторону. В то же время в педагогической теории и практике наиболее значительную роль отводится методам обучения. В повседневной образовательной деятельности учитель может даже не думать, какой метод он использует. Но, столкнувшись с проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он чувствует необходимость знать определенный набор возможных решений этой образовательной задачи. Поэтому существующие представления о систематизации методов обучения в той или иной степени исходят из предпосылки прямого взаимодействия учителя с учеником в сознательной и подсознательной сферах. В результате этого можно выделить два типа методов обучения: педагогический и психологический.

Педагогические (иногда традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека. Основа их классификации Ю.К. Бабанский заложил концепцию деятельности, согласно которой выделяются три группы методов воспитания в зависимости от их места в процессе воспитания: методы формирования и коррекции сознания личности, методы организации деятельности и методы стимулирующей деятельности.

Выбор первой группы основан на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделяется на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребность-мотивационный компонент деятельности: одобрение или осуждение действий форм поведения. Остановимся более подробно на их содержании.

Методы формирования и коррекции сознания

Вера как метод воспитания первой группы оказывает активное влияние на сознание человека, чтобы помочь ему понять суть представленных ему идей или требований, а также выработать с ними внутреннее согласие. В этом случае реализуются два пути - осуждение словом и (или) убеждение делом. Но это не только слово или действия взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса. В то же время слова и поступки авторитетного учителя с высокой культурой и профессиональным мастерством всегда выступают как самый мощный фактор, влияющий на умы и чувства воспитанных.

Средства убеждения включают логические аргументы, цифры, факты, примеры, а также действия и действия образованного человека или текущие события в команде.

Основными функциями, реализуемыми методом убеждения, являются: формирование знаний о нравственности, работе и общении; формирование идей, концепций, отношений, ценностей, взглядов; обобщение и анализ собственного опыта; трансформация социальных ценностей, норм и установок в индивидуальные.

Пример, как метод обучения, включает систематическое воздействие на сознание тех, кто воспитан силой, чтобы показать позитивные действия других людей, чтобы сформировать образ для подражания. В этом случае в качестве образовательных инструментов используются примеры из жизни великих людей, из области литературы и искусства и т. д. Как показывает практика, наиболее эффективным средством является личный пример учителя. В последнее время важную роль в создании образцов для подражания играют не всегда гуманистически ориентированные стандарты, сформированные средствами массовой информации и литературными источниками низкого уровня.

Основными функциями метода-примера являются иллюстрация и конкретизация общих проблем, а также активизация умственной работы учеников. Его действие основано на личностных чертах подражания, характер которых зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подросткам избирательно и более независимо. В молодости он уже опирается на активную внутреннюю работу.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Нет сомнений в том, что положительный опыт поведения создается благодаря педагогически правильно организованной деятельности образованных, что является источником образования в этой группе методов. Образование в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к его организации. Щуркова Н.Е. Обратил внимание на то, что деятельность обучает только тогда, когда она имеет личностное значение и имеет «личное значение». Позиции образованных должны быть активными, а их функции постоянно меняются - все исполняют роли исполнителей и организаторов. Вот почему управление деятельностью образованного должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

В отечественной педагогике последних лет организация деятельности рассматривается как ведущий подход в образовании. Группа этих методов включает в себя педагогические требования, коллективное мнение, обучение, упражнения, учебные ситуации.

Педагогическое требование понимается как представление к реализации определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может быть выражено в виде набора норм социального поведения, в виде реальной задачи или в виде конкретной инструкции по выполнению действия. С точки зрения средств существуют прямые и косвенные требования. Первые в форме прямых инструкций или инструкций. Косвенные требования представлены в виде запроса, совета, подсказки, они апеллируют к опыту, мотивам, интересам студентов. В развитой команде предпочтительно применяются косвенные требования.

Коллективное мнение как метод воспитания является выражением групповой потребности в деятельности или поведении человека. Средства его реализации - коллективное обсуждение и выражение мнения коллектива отдельными лицами. Тем не менее, здесь очень важно, чтобы учитель мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя воспитание учащихся оценкой их деятельности.

Образование - это организация регулярного выполнения образованными людьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы поведения. Это способствует формированию устойчивых привычек. Его средствами являются соблюдение установленных этических и моральных норм, а также выполнение существующих правил (личная гигиена, общение и т. д.). Обучение эффективно на ранних этапах развития человека. Методология требует, чтобы образованный объяснил, что, как и зачем это делать. В то же время обучение также включает проверку выполнения действий.

Упражнение - это повторяющееся повторение приемов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма действий в конкретной ситуации. К числу средств этого метода упражнений относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т. д., Правильно организованная воспитательная деятельность, целенаправленные общественные задания.

В широком смысле это такая организация жизни и деятельности людей, которая создает условия для действий в соответствии с социальными нормами. Упражнение основано на обучении, тесно связано с ним и реализуется посредством задания, выполнения назначенной роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех этапах (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует личностные качества. Однако учитель должен учитывать, что обучение и физические упражнения эффективны только тогда, когда они опираются на позитивные мотивы деятельности людей и, в свою очередь, формируют их.

Воспитательные ситуации - это трудные обстоятельства, которые формируют навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы учителем. Для этого используются инструменты для моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и т. д.

Методы стимулирования поведения и деятельности

Суть действия этой группы методов состоит в том, чтобы вызвать социально одобренное поведение. Их психологической основой является опыт, самооценка образованного, понимание поступка, вызванное оценкой учителя и (или) товарищей. Человек в группе стремится сосредоточиться на признании, одобрении и поддержке своего поведения. На этом основывается коррекция поведения людей с помощью его оценки.

Поощрение - это совокупность методов и средств морального и материального стимулирования, воспитанных для того, чтобы побудить их к личностному совершенствованию. Этот метод также можно рассматривать как выражение позитивной оценки, одобрения и признания качеств, действий и поведения приемного ребенка или группы. Это вызывает чувство удовлетворения, уверенности в себе, позитивной самооценки, стимулирует человека к улучшению своего поведения. Стимулы включают похвалу, благодарность учителя и взрослого, книжные награды или другие материальные награды. В то же время использование соответствующих жестов, мимики и оценочных суждений педагога, его ободряющих призывов также считается эффективным; выделение акта или действий образованного в качестве примера для подражания.

Методология поощрения рекомендует одобрить не только результат, но и мотив и метод деятельности, чтобы научить образованного ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Ободрение часто требуется для младших учеников и неуверенных подростков. Они не менее эффективны против людей разного возраста.

Критика рассматривается как анализ негативных личностных качеств образованного человека или результатов его деятельности. Более того, в зависимости от целей, педагогика считает безличной критику, критику-похвалу, стимулирующую критику, критику-надежду, критику-сожаление, критику-эмпатию, критику-аналогию, критику-удивление и критику-упрек.

Принуждение является выражением негативной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. С точки зрения отечественной педагогики, это экстремальный метод обучения и используется только тогда, когда другие не позволяют достичь желаемого образовательного эффекта.

В отечественной педагогике в 20-х годах XX в. был период отказа от принуждения как метода обучения, так как он считался унизительным и имел негативные последствия. Однако педагогически грамотное использование принуждения было впоследствии признано законным: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности, исправляет поведение воспитанного человека, дает ему возможность понять ошибку.

В образовательной деятельности следует иметь в виду, что метод принуждения требует обдуманных действий, анализа причин неправомерных действий и выбора таких способов его осуществления, которые не унижают достоинство личности. Они включают в себя комментарий или категорическое требование учителя, предупреждение о возможном судебном преследовании, групповое обсуждение или звонок в совет учителя, перевод в другой класс, школу, исключение из школы.

В учебной литературе, помимо рассмотренных педагогических методов обучения, отражены некоторые другие наиболее распространенные способы учебного взаимодействия с человеком. К ним относятся введение новых видов деятельности, изменение содержания общения, метод «взрыва» и т. д. Однако их значение также заключается в том, чтобы влиять на сознание образованного человека и содержательно включает в себя методы обучения, обсуждавшиеся ранее.

В то же время практика опытных учителей достаточно эффективна при применении методов воспитания другой видовой группы - психологической. Как уже отмечалось, их действие направлено на подсознание образованных. Как показывает педагогический опыт, наиболее эффективным из них является метод невербального воздействия (средства: выражения лица, жесты, осанка, движения, выражение глаз, интонация голоса), метод эмоционального воздействия (средства: сочувствие, негодование, обучение) и метод рационального влияния (основное средство - внушение). В то же время необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) влияние учителя на рациональную сферу личности человека. 

Зарубежные подходы к образованию, в частности к описанию системы методов, основаны главным образом на поведенческой психологии и психоанализе. Согласно бихевиоризму, образование - это формирование правильных, социально одобренных поведенческих реакций. Психоаналитический подход, однако, рассматривает образование как процесс приведения деструктивных инстинктивных побуждений («Оно») в гармонию с требованиями «Я», с нормами и правилами социальной жизни.

Несмотря на различия в подходах в западной и российской педагогике, в методах воздействия на личность есть общее. Это можно увидеть на примере службы Hydens в американской школе. Его сотрудники - психологи, социальные работники, учителя, работники образования - обязаны оказывать психологическую, педагогическую и социальную помощь учащимся, испытывающим трудности: познание себя в окружающей среде, саморазвитие, выбор профессии и т. д. Для этого преподавательский состав использовать не только педагогические методы, но также психологические и даже психотерапевтические. Кроме того, в отечественных и зарубежных образовательных технологиях существуют общие позиции в подходе к организации педагогического взаимодействия воспитателей и приемных детей.

Во-первых, например, объяснение взрослыми различных социальных, моральных, психологических и других, прежде всего, возможностей реализации метода убеждения.

Во-вторых, групповые дискуссии, ролевые игры и тренинги для 5-20 человек опираются на психотерапевтические методы. Например, в ролевых играх ставятся жизненные ситуации и разыгрывается различное поведение, затем обсуждаются и вырабатываются рекомендации. В этом случае достигается цель формирования коммуникативных навыков, поведения, управления своими эмоциями. Групповые обсуждения во главе с фасилитатором напоминают наши методы организации мероприятий и формирования опыта.

В-третьих, также используются внеклассные занятия школьников, в которых используются методы, сопоставимые с нашими упражнениями и тренировками (например, музыкальные и другие фестивали, конкурсы спикеров, игра «Демократия» и т. д.).

В то же время следует отметить, что в отличие от отечественной практики в западных школах также используются специальные учебные предметы (курсы), состоящие из серии уроков, основной целью которых является формирование сознания и поведения (например, учебный курс по разрешению конфликтов). Эти занятия называются «аффективным воспитанием».

Анализ показывает общее в методах обучения в отечественной и мировой педагогике: объяснение норм и правил, упражнение в деятельности, обсуждение насущных вопросов. Однако есть существенная разница. В первую очередь это относится к тому, что в зарубежной педагогике в интересах воспитания широко используются психологические и психотерапевтические методы: обсуждение и разыгрывание ситуаций, психологические тренинги, тестирование и т. д. Положительным моментом в этом является акцент на самопознании, саморазвитие, самоуправление. Негатив - ограничение воспитательной работы возможностями психологической лаборатории, недооценка реальной деятельности и реальных, не основанных на игре, решений воспитанных жизненных проблем. Акцент в русской педагогике только что сделан на этом последнем - воспитывать - значит организовывать жизнь людей.

Практическое использование методов обучения ставит вопрос о выборе адекватного метода и методики его использования. Согласно педагогической науке, это зависит от многих факторов: цели и содержания воспитания, степени воспитанности учеников, уровня развития межличностных отношений, авторитета и опыта учителя, возрастных и индивидуальных особенностей образованного. Таким образом, в плохо развитой команде потребуются четкие требования. В группе со здоровым коллективным мнением и традициями уместны советы и индивидуальные беседы.

Абсолютно «правильных» методов для всех педагогических ситуаций не существует. Для достижения целей учитель обычно использует набор методов, создающих стратегию педагогического взаимодействия, рассчитанную на определенное время. Учитель-мастер знает разные методы и находит лучшую комбинацию для конкретной ситуации. Шаблон здесь противопоказан. Под техникой применения методов понимаются речевые навыки, жесты, мимика, приемы внешней выразительности учителя в моменты педагогического общения. ТАК КАК. Еще в 1920-х годах Макаренко говорил, что ученики чувствуют влияние учителя через его внешность, интонацию его голоса и выражение лица. Поэтому этот вопрос относится к психотехнологии педагогической работы, науке о психических состояниях, операциях, процессах при выполнении профессиональных функций. Наряду с педагогической техникой, учитель должен владеть педагогической техникой: знать алгоритмы действий, формы обучения, уметь выполнять все операции для реализации любого метода обучения. Эти вопросы изучаются по методологии и технологии воспитательной работы.

Рассмотренные методы, используемые в образовательных технологиях, реализуются во всех формах обучения, создавая условия для наиболее полного решения его задач. Однако при выборе, ассимиляции и реализации их необходимо учитывать многие факторы, их эквивалентность и сложный характер воздействия.

Моделирование образовательных технологий в педагогическом процессе школы

Внедрение новых образовательных технологий в современной школе

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования выявило тенденцию к более быстрому развитию технологии обучения по сравнению с технологиями воспитания.

По-видимому, это связано с тем, что технология обучения меньше зависит от субъективных факторов (например, законы физики, состав вещества или написание безударных гласных в корне слова не зависят от воля и отношение студента к ним).

Процессы создания и внедрения образовательных технологий намного сложнее, поскольку они всегда основаны на отношениях между учителем и учениками и требуют, чтобы учитель мог руководить учениками, чтобы они сами выбирали отношение к работе, которая учитель предлагает.

Поэтому в педагогической литературе можно найти мнения против тезиса о технологизации образования - утверждение о несовместимости такого тонкого личностно-творческого процесса, как образование с технологией, стандартом, автоматизацией, с одной стороны. И, с другой стороны, стремление ученых и педагогов обеспечить педагога-педагога «инструментами» и рекомендациями по их использованию. Педагогика пока не может разрешить это противоречие.

Пока технология не создана, преобладает индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, которая сокращает путь к цели, экономит время и затраты.

По сути, эффективность образовательных технологий зависит от того, насколько концептуально цели и содержание деятельности взаимосвязаны.

Содержание образовательных технологий:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка целей и анализ ситуации
  • Социализированная оценка студентов
  • Организация творческой работы
  • Создание ситуации успеха

Как и для образовательных технологий, характерной особенностью образовательных технологий является способность воспроизводить образовательную цепочку и ее пошаговый анализ.

Рассмотрим модели образовательных технологий.

Педагогика кооперации может рассматриваться как образовательная и образовательная технология. Педагогику кооперации следует рассматривать как особый тип «проникающей» технологии, поскольку ее идеи включены практически во все современные педагогические технологии.

Целевые ориентиры этой технологии:

  • Переход от педагогических требований к педагогическим отношениям
  • Гуманный - персональный подход к ребенку
  • Единство обучения и воспитания

Концептуальные положения педагогики кооперации отражают важнейшие направления развития образования в современной школе:

  • Преобразование школы знаний в школу образования;
  • Утверждение личности студента в центре всей образовательной системы;
  • Гуманистическая направленность образования, формирование универсального
  • Ценности;
  • Развитие творческих способностей ребенка, его личности;
  • Возрождение национально-культурных традиций;
  • Сочетание индивидуального и коллективного образования;
  • Постановка трудной цели.

Гуманное - личная технология Ш.А. Amonoshvili.

Целевые ориентиры гуманности - личностные технологии Ш.А. Амонашвили являются:

  • способствующий становлению, развитию и воспитанию ребенка
  • благородный человек, раскрывая свои личные качества;
  • развитие и формирование познавательных способностей ребенка;
  • идеал образования - самообразование.

Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, в которой каждый участвует в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

  • идея вовлечения детей в улучшение окружающей среды;
  • идея соучастия детей в образовательном процессе;
  • коллективно-деятельностный подход к образованию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревнований и игр в жизни детей;
  • комплексный подход к образованию;

Технология "КТД"

В центре внимания КТД - стремление к общению, познавательной деятельности.

Результатом КТД является позитивная активность школьников, и не зрителя, а активность. Все знакомы с технологией KTD (по словам Иванова), поэтому я напоминаю вам о 6 этапах: - совместное решение по ведению дела, - коллективное планирование, - коллективная подготовка, - ведение дела, - коллективный анализ, - решение о последействие.

2 типа КТД: классический и личностно-ориентированный.

Традиционный КТД:

  1. коллективная постановка целей. Социальные основания для выбора бизнеса - выгода, радость людям, тимбилдинг
  2. коллективное планирование. Фокус на групповой работе, групповой вклад
  3. коллективный тренинг Акцент на дружеской групповой работе
  4. ведение дела. Участие групп, команд, совместных действий, участие в реализации общего плана
  5. коллективный анализ. Основными вопросами являются критерии «Как мы организовали бизнес?», «Как мы показали нашу коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?»
  6. Результатом ДСТ является опыт положительной совместной деятельности. Фактом такой деятельности является участие конкретного студента в совместном планировании, в ведении бизнеса, в его анализе.

Лично ориентированный CTD:

  1. Бизнес как потенциал для личностного развития и роста
  2. Акцент на личный вклад, на авторство идей, предложений
  3. Акцент на добровольном принятии ролей, назначений и их индивидуализации
  4. Возможности личного, не группового участия, структура кейса с учетом самоопределения ребят относительно ролей, назначений
  5. Вопросы - критерии, которые подчеркивают важность кейса для понимания, развития себя как личности
  6. Результатом ДКТ является опыт положительной совместной деятельности.

Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинский.

Идеи и принципы:

  • в образовании нет основного и среднего;
  • образование - это, прежде всего, наука о человеке;
  • эстетическое, эмоциональное начало в образовании: внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
  • принцип единства: обучение и воспитание, научность и доступность, наглядность и абстрактность, строгость и доброта, различные методы;
  • культ Родины, культ труда, культ матери, культ книг, культ природы;
  • Приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Одним из возможных способов улучшения воспитательной работы в образовательном учреждении является развитие педагогами - практиками продуктивных педагогических идей.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить учебный процесс конкретным содержанием, а ценностные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание учителя.

Образование - это не только обучение знаниям, навыкам, но, прежде всего, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы, в целом меняющихся идей, подходов, принципов и характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении этих проблем.

Технология организации и ведения групповой воспитательной работы (по мнению Н.Е. Щуркова). Общей образовательной целью любого группового бизнеса является формирование относительно стабильных отношений человека с самим собой, с другими, с природой, с вещами.

Технологическая цепочка любого образовательного бизнеса может быть представлена ​​следующим образом:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, заинтересованность в нем, подготовка необходимых материалов)
  • Психологическое отношение (приветствие, введение)
  • Основная (основная) деятельность
  • завершение
  • Прогноз на будущее
  • Рассмотрим индивидуальные педагогические технологии.

Технология "Шоу Технологии"

Мероприятия «Звездный час», «Музыкальный ринг», «Счастливое событие», «КВН» и другие мероприятия относятся к типу шоу-технологий. В их поведении распространены три особенности: - разделение участников на выступающих (сцена) и зрителей (зал), - соревнование на сцене, - сценарий, подготовленный организаторами.

Структура. Есть 3 блока: подготовка - внедрение - анализ результатов.

Технология "Групповая проблемная работа"

Это работа со словесным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Задачи: познавательные, организационные, аксиологические. В первом случае проблема отражает учебно-познавательный контент, а групповая задача решает дидактические учебные задачи. Целью проблемной работы является разработка и принятие организационных решений. Целью групповой проблемной работы является разъяснение, обсуждение, разработка ценностного содержания. Общим в технологии групповой проблемной работы с этими задачами является: обращение к слову как к средству, - действие учителя в проблемной ситуации, - организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему Результат - продукт. При организации задачи этот продукт должен быть определенным общим решением, мнением группы, а в случае аксиологической, ценностной проблемы, выяснения, выработки личностных позиций, мнений и фиксации их сходств и различий.

Структура. Действие учителя начинается с создания или исправления проблемной ситуации, перевода проблемной ситуации в конкретную задачу. И это задание (обязательно!) Должно быть зафиксировано на доске, плакате, в тетрадях. Цель состоит в том, чтобы сохранить задачу в конкретной, точной форме. Следующим шагом является поддержание определенной цепочки действий для школьников (внедрение движения личности в сторону общего, группового). Для такой цепочки есть два варианта:

«Моделирование». Ключевой отправной точкой является групповая или микрогрупповая деятельность с развитием идей в общий групповой результат. Чаще всего это развитие происходит в режиме мозгового штурма. Полученные результаты объединены в единый список предложений, идей «Развитие сотрудничества».

Первоначальный список идей и предложений составляется индивидуально, затем отдельные результаты объединяются и корректируются в паре, затем парные продукты анализируются и отбираются в квартеты, затем аналогичная работа выполняется в восьми. В результате появляется общий список, который сводится к решению.

Гуманистическая образовательная система, задачей которой является создание условий для полноценного развития личности, прежде всего путем создания гуманистических, демократических отношений между учителями и учениками, посредством творчества и самоуправления.

Основными мероприятиями являются трехдневный весенний сбор и серия ключевых школьных мероприятий (клуб выходного дня, фестиваль школьной чести, дидактический театр, праздник знаний и творчества и т. д.).

Все виды деятельности пронизаны духом и опытом творчества (в основе лежит общинная методология). Например, весенний сбор лагеря проводится по следующей технологии. За 2 месяца до сбора все собираются принять участие в подготовке (150-160 волонтеров). Все они разбиты на группы по 8-10 человек (взрослые образуют отдельную группу) для «мозгового приступа» в течение 30 минут.

Все предложения фиксированы. Выбранный специальный совет от взрослых и студентов анализирует их и составляет 2-3 варианта плана будущей встречи. Совет работает методом свободного обсуждения.

Основной структурной единицей коллекции является 25-30 единиц разного возраста от учащихся 6-11 классов.

Они создаются задолго до начала сбора, укрепляются во время сбора и существуют некоторое время после сбора, объединяя команду «по вертикали».

Отряд «стариков» - выпускников прошлых лет, учителей и взрослых гостей - живет по общим делам и законам о сборе, выступая в качестве методологического центра. Выпускники являются «переходной связью» между учениками и учителями, олицетворяя традиции школьной команды, контролируя точность их реализации.

Ученики 1-5 классов не участвуют в сборе, но ключевые вопросы школы охватывают всех, вплоть до одного ученика и учителя, а также многих выпускников школы.

Например, праздник знаний и творчества, который проводится в течение двух дней в нерабочее время в трех возрастных группах согласно его программе.

В первый день - общее собрание: среди младших - поездка в Читу; в средних классах - турнир "экспертов"; в вузе - научная конференция с приглашением ученых.

Во второй день - индивидуальные соревнования. Все это сопровождается выдумкой в ​​сочетании с глубоким содержанием, хорошей организацией, эмоциональным подъемом.

Таким образом, деятельность учителя как субъекта управления образовательной системой школы в основном связана с его влиянием на личностные, содержательные и реляционные компоненты системы.

Результаты экспериментального исследования влияния деятельности социально-психологической службы на эффективность воспитательной работы

В целях изучения влияния образовательных технологий на эффективность учебного процесса в школе мы исследовали уровень образования учащихся.

С точки зрения изучения уровня образования школьников, диагноз включает в себя следующие компоненты.

Диагностические критерии: личностные особенности студентов. Изучение личностных, индивидуальных психологических особенностей студентов.

В качестве детерминант были исследованы:

  • Отношение к учебе (успеваемость, уровень знаний, мотивы обучения, познавательные интересы);
  • Отношение к работе (наличие трудовых навыков, умений, предпочтительных видов труда)
  • Коллективизм и дух товарищества (круг общения, общительность, отношение к товарищам)
  • Самоуважение (уровень самооценки)
  • Отношение к преступлениям
  • Морально-волевые качества (ценности и убеждения)

Методы диагностики: наблюдение, беседы со студентами, доступ к школьной документации, психологическое тестирование.

Методы диагностики: Анкета «Отношение к учебе», анкета «Отношение к классной команде», «Незаконченный тезис», «10 ценностей моей жизни», «Тест из двадцати аффирмаций самоотношения», разработанный М. Куном и Т. Макпортлендом, модифицированный А.М. Прихожане.

Анализ результатов показывает, что среди школьников преобладает негативное отношение к преступлениям - 83,5% - это студенты с высоким уровнем негативного отношения к преступлениям.

Достаточно высокие результаты по «ценностям и убеждениям» - 66,5%. Кроме того, следует отметить, что определить этот показатель только по результатам опросника «Незаконченный тезис» и рейтинга «Наиболее важный» довольно сложно.

Студенческое поведение является наиболее объективным показателем моральных ценностей. Тем не менее, социальная практика студентов все еще невелика, и только во взрослом возрасте эти качества будут полностью проявлены.

«Отношение к себе» среди учащихся старших классов характеризуется следующими результатами: 71% - это ученики с высоким уровнем, 25% - со средним уровнем и 4% - с низким. В целом показатели высокие, но даже 1-2 человека с низкой самооценкой уже социально дезадаптивны и стали предметом нашего пристального внимания. Кроме того, средний уровень самооценки также создает опасность для успешной социализации. Такие парни нуждаются в исправительной работе.

Довольно высокие результаты по показателю: «Коллективизм и дух товарищества» - 62,5% учащихся с высоким уровнем, что характерно для детей этого возраста. В сельской школе этот показатель несколько выше, однако, по нашему мнению, этот показатель определяет многие факторы, в том числе воспитательную работу в классе, в семье и индивидуальные особенности учащихся.

Анализ результатов по показателю «Отношение к учебе» показывает относительно низкий уровень формирования этого качества личности среди учащихся старших классов: только 25% с высоким, 46% со средним и 29% с низким уровнем отношения к учебе.

«Отношение к работе» также характеризуется плохими результатами. Трудолюбие, активность в делах класса, помощь семье в экспериментальном классе систематически проявляют 17% учащихся, средняя степень активности - 50%. Низкий уровень отношения к работе наблюдается у 33% студентов.

Мы должны создать условия для воспитания высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, которые могут и хотят заботиться друг о друге, коллективе и Родине, чтобы улучшить себя и свое окружение.

Цель становится реальной, когда она разделена на ряд конкретных задач. Для того, чтобы задачи были обоснованы, необходимо смоделировать личность выпускника школы как конечный продукт образовательной деятельности школы.

Важным показателем уровня образования является отношение студентов к себе.

Эмоциональный компонент самооценки существует благодаря тому, что его когнитивный компонент не воспринимается человеком безразлично, но пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и самого когнитивного содержания.

Источником оценочных представлений индивида также могут быть социальные реакции на некоторые его проявления и самонаблюдение.

Самооценка отражает степень, в которой человек развивает самооценку, самооценку, самооценку, самооценку, позитивное отношение ко всему, что входит в его личность. Позитивная самооценка способствует успешной социализации молодого поколения. 

Анализ данных, полученных по этому показателю, свидетельствует о том, что в экспериментальном классе наблюдается высокий уровень учащихся с высоким уровнем самооценки - 50%, со средним - 38%, 13% - с низким уровнем самооценки. -почитать. Несмотря на низкий показатель, мы считаем, что даже 3 студента являются студентами высокого риска, требующими исправительных работ.

Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу: эффективность образовательного процесса школы возрастет, если организация педагогической работы обеспечит максимальную реализацию достижений социально-педагогической и психологической науки и практики.

Вывод:

Сегодня идеи о важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самореализации и самоопределения личности вернулись в педагогику. Смысл этих понятий отражен в документах, определяющих государственную политику в сфере образования. К таким документам относятся Закон Республики Казахстан «Об образовании», столичные и региональные программы развития образования, программы развития образования в системе образования Казахстана. Все перечисленные документы направлены на повышение социального статуса образования в системе образования, на формирование ценностных мировоззренческих принципов образования. Правительственные документы позволяют педагогу четко определять цели и задачи образования, определять приоритеты успеха в выборе образовательных технологий.

В результате исследовательской работы мы смогли подтвердить гипотезу исследования, согласно которой эффективность образовательного процесса будет выше, если в педагогическом процессе школы будут использованы специальные образовательные технологии.

Для реализации возможностей образовательных технологий могут быть предложены следующие рекомендации:

  1. Оказывать помощь в организации учебного процесса как процесса свободного личностного развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей, интересов и склонностей, чтобы каждый ученик становился субъектом этого процесса по мере взросления: он воспринимает поставленные извне цели обучения как его личностно значимые, принимал активное непосредственное участие в планировании своей образовательной деятельности, в реализации планов, в контроле, оценке и коррекции результатов учений - своих и его одноклассников.
  2. Основная цель образовательного учреждения состоит в том, чтобы к моменту окончания школы каждый учащийся имел социально необходимую норму общественного развития, чтобы он мог вести самостоятельную жизнь и свободно адаптироваться к ней. Формировать способность школьников к социокультурному самоопределению.
  3. Формировать культуру отношений человека не только с обществом, но и с самим собой, с его здоровьем, образом жизни, его способностями, с режимом физического и умственного возвращения, с свободным временем.
  4. Образование в контексте внедрения той или иной технологии становится целостным. Сложно разделить его на отдельные учебные операции, проводить в виде комбинации гостиничных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личных свойств и качеств. Обучение в рамках конкретной технологии становится сложным.
  5. В конкретной образовательной технологии существуют общие для всех педагогов этапы, которые необходимо реализовать на пути к формированию всесторонне и гармонично развитой личности.

Это исследование обращает внимание на необходимость координации всех участников образовательного процесса: студентов, преподавателей, родителей. Педагог может и должен использовать в своей работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые технологии воспитания прошлого и настоящего.