Ипотечный кризис в США 2008 года и его долгосрочное влияние на структуру мировой экономики и финансовые системы развитых стран

Содержание:

  1. Причины и формы ипотечного кризиса в США
  2. Меры правительства США по преодолению кризиса
  3. Влияние ипотечного кризиса в США на мировую финансовую систему и экономику отдельных стран
  4. Последствия ипотечного кризиса в США для экономик разных стран
  5. Влияние кризисной ситуации в США и мировой экономике на экономику России
  6. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сравнительный анализ емкости рынков государственных, банковских и корпоративных облигаций
Производные финансовые инструменты: практика применения и перспективы использования для управления бюджетными рисками
История экономических потрясений и финансовых кризисов
Альтернативный взгляд на природу финансовых кризисов в работах Мюррея Ротбарта

 

Введение:

Середина и конец 2007 года были отмечены широко распространенным кризисом на мировых финансовых рынках, а также значительным снижением их активности. Нынешняя ситуация потрясла довольно широкий сектор общества в ряде стран.

Тем не менее не следует предполагать, что нынешняя экономическая ситуация в мире возникла внезапно. Все было вполне предсказуемо, потому что еще в середине 2006 года стали появляться первые прогнозы о возможном замедлении экономического роста в ряде стран, особенно в Соединенных Штатах.

Глобальный экономический кризис, особенно глубокий, как настоящий, является динамичным процессом. Экономическая ситуация меняется, и ее нелегко предсказать. Для большинства экспертов экономический кризис стал полной неожиданностью; они не могли предсказать это. Это не результат недостаточных усилий или низкой квалификации экономистов, скорее это естественный результат фундаментальных изменений в мировой экономике, которые называются современным экономическим ростом.

Кризис, разразившийся в 2008 году, был также неожиданным для ведущих международных финансовых институтов. В конце 2007 года было широко распространено мнение, что в Америке не будет рецессии, и если это произойдет, это не окажет серьезного влияния на то, что происходит в мире, и что мировая экономика продолжит динамично развиваться. Осенью 2008 года Национальное бюро экономических исследований США объявило, что экономика США находится в рецессии с конца 2007 года. Эксперты осознали, что мир пережил самый глубокий кризис мировой экономики со времен Великой депрессии.

Масштабы текущего кризиса в мировой экономике расширились беспрецедентно быстро и, будучи результатом острых противоречий в рыночной системе, сопровождаются серьезными негативными экономическими и социальными последствиями.

Сегодня официально признано, что источником глобального кризиса являются Соединенные Штаты Америки, и это обстоятельство прямо или косвенно признается абсолютным большинством стран мира, включая американские власти.

Таким образом, сегодня существует острая проблема изучения причин ипотечного кризиса в США, с которого начался глобальный кризис, а также влияния кризисного состояния экономики США на мировую экономическую систему. Существующие проблемы определили актуальность данной работы. Также в соответствии с проблемами сформулирована тема данной работы: ипотечный кризис в США в 2007г.: причины, проявления, механизм переноса кризисных явлений в мировую финансовую систему.

Причины и формы ипотечного кризиса в США

Кризисы в мире и национальной экономике неизбежны по логике их развития, периодические, сочетающие в себе как опасности (риски, потери), так и возможности (инновации, нестандартные решения). Более того, кризисы возникают почти всегда неожиданно, несмотря на тревожные симптомы и настойчивые предупреждения аналитиков. Именно это произошло с текущим глобальным финансово-экономическим кризисом, который начался летом 2007 года после банкротства отдельных ипотечных компаний США.

Экономика США неоднократно сталкивалась с серьезными проблемами, включая кризис 1929 года (Великая депрессия), кризис 70-х годов, связанный с ростом цен на нефть и высокой инфляцией, биржевой кризис 1987 года и крах «пузыря» «Доткомы» (2000-2002) - акции интернет-компаний.

Середина 2007 года в США ознаменовалась проявлением нового кризиса, эпицентром которого стала сфера ипотечного кредитования. Вначале несколько американских ипотечных компаний обанкротились, затем проблемы распространились на другие секторы финансового рынка, спровоцировав, в частности, острую ситуацию с ликвидностью, сначала в США, а затем в мировой банковской системе.

Ипотечный кризис приобрел поистине грандиозные масштабы: например, по мнению экспертов, в США число неплатежеспособных должников по ипотечному кредиту увеличивается на десятки тысяч каждый квартал. Поскольку число неплательщиков увеличилось, банки были вынуждены отчуждать свои дома из-за неуплаты долга. Поэтому представляется целесообразным рассматривать неспособность большого числа граждан, которые взяли ипотечные кредиты, чтобы вовремя их погасить, как прямую причину кризиса в Соединенных Штатах. Этому положению способствовал ряд факторов.

Кризис 2000 - 2002 годов способствовал началу рецессии, которая началась в 2001 году. Чтобы исправить ситуацию, тогда глава Федеральной резервной системы (далее именуемой ФРС) Алан Гринспен снизил ставку рефинансирования на период с 2001 года до 2003 с 6% до 1%, в то время как правительство увеличило государственные расходы (с сокращением налогов), что вызвало быстрый рост дефицита бюджета1.

В период с 2001 по 2005 год во многих частях Соединенных Штатов происходил быстрый рост цен на недвижимость из-за низких процентных ставок по кредитам, «снисходительного» подхода кредиторов к оценке платежеспособности заемщиков и высокой склонности домашних хозяйств к свойство.

Во второй половине 2005 года началось падение цен на рынке жилья и увеличение сроков экспозиции объектов. Для заемщиков, которые получили кредиты в последнее время и почти по всей стоимости жилья (то есть, когда отношение размера кредита к стоимости залога близко к 100%), падение стоимости недвижимости стало существенной причиной отказа платить по кредитам. Здесь следует учитывать тот факт, что нестандартные кредиты были выданы заемщикам, у которых в прошлом были проблемы с платежеспособностью. Увеличение предложения жилья на рынке, ужесточение условий выдачи новых кредитов, а также рост процентных ставок привели к дальнейшему падению цен на жилье. Многие эксперты считают, что падение цен на жилье является началом рецессии в экономике США.

В течение 2005 года кредиторы, работающие на рынке нестандартных кредитов, снизили процентные ставки для достижения конкурентных преимуществ, что привело к улучшению качества их кредитных портфелей, поскольку низкие ставки по кредитам привлекали людей с хорошей кредитной историей, которые могли получать стандартные кредиты. Основная проблема заключалась в том, что такие кредиты не приносили достаточной прибыли. Таким образом, для увеличения прибыли нестандартные кредиторы стали повышать процентные ставки, что привело к уменьшению числа новых клиентов и объема выданных кредитов. Нестандартные кредиторы были более сосредоточены на поддержании и увеличении показателя «объем выданных кредитов», согласно которому инвесторы оценивают потенциал роста компании, изменение которого влияет на рыночную стоимость акций компании. Для этого кредиторы стали делать исключения из стандартов кредитования, чему способствовало отсутствие государственного контроля над сектором нестандартных кредитов. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке нестандартных кредитов некоторые кредиторы вывели на рынок новые продукты, которые позволили получить кредит для заемщика без жилищной документации, первоначального взноса, низкого кредитного рейтинга и неподтвержденного дохода.

Количество дефолтов по таким кредитам высокого риска начало расти по мере развития кризиса на рынке жилья, что означало убытки компаний, их выдающих. Таким образом, в конце 2005 года произошли изменения в стратегии кредиторов: от конкуренции по цене, связанной с понижением процентной ставки, они переключились на конкуренцию с точки зрения кредитования, связанную с упрощением стандартов кредитования.

Рост экономики США с 2005 по 2006 год составил около 3,2%, что привело к «перегреву» экономики, в результате чего Алан Гринспен постепенно повысил ставку рефинансирования с 1% в середине 2004 года до 5,25% лето 2006. До этого момента рост потребительского спроса в США поддерживался дешевыми и все более доступными кредитами, а также постоянным ростом цен на все активы, включая жилье. Затем оба положительных фактора для потребителя практически исчезли: стоимость денег увеличилась, а цены на жилье начали снижаться, а долги и финансовые обязательства не исчезли. Уровень прямых затрат на обслуживание ипотечных и потребительских кредитов в использованных доходах семей вырос до исторического максимума (14,5%), учитывая обязательства по оплате аренды, страхованию и налогообложению жилья и проката автомобилей, эти выплаты приблизились к 20%.

Кризис связан с моментом, когда финансовая корпорация New Century, крупнейшая в США ипотечная компания, занимающаяся кредитованием ненадежных заемщиков, покинула Нью-Йоркскую фондовую биржу, объявив 7 февраля 2007 года, что ожидает значительных убытков от своей деятельности и намерена пересмотреть финансовые результаты предыдущих кварталов. 5 апреля 2007 года финансовая корпорация New Century объявила о банкротстве и о защите от банкротства, включая такие банки, как Morgan Stanley (задолженность перед компанией составляет 2,5 миллиарда долларов), Credit Suisse Group (900 миллионов долларов) и Bank of America ( 600 миллионов долларов) и другие. 13 марта акции этой компании покинули листинг Нью-Йоркской фондовой биржи; в начале марта финансовая корпорация New Century вообще перестала выдавать кредиты.

В течение следующих нескольких месяцев десятки таких компаний понесли убытки или обанкротились. Летом кризис затронул инвестиционные фонды таких крупных финансовых компаний, которые инвестировали в ипотечные облигации, таких как Bear Stearns, Goldman Sachs, BNP Paribas. К сентябрю 2007 года две крупнейшие ипотечные компании (Fannie Mae и Freddie Mas) находились на грани банкротства, что составило 44% рынка ипотеки. Правительство США было вынуждено взять их под контроль и фактически национализировать.

Инвестиционные банки начали исчезать: Bear Stearns был продан JP Morgan Chase, обанкротился инвестиционный банк Lehman Brothers, крупнейший инвестиционный банк Merril Lynch был продан коммерческому банку Bank of America за 70% рыночной стоимости, акции Morgan Stanley потеряли 49% от обменной стоимости только в восьми торговых сессиях, а акции Goldman Sachs составляют 51%. В результате на Уолл-стрит остались только два независимых инвестиционных банка. Затем кризис охватил такие крупные финансовые институты США, как Citigroup, Bank of America, JP Morgan Chase, Wells Fargo и другие.

Беспорядки в банковском секторе сопровождались подрывом доверия кредиторов и клиентов, ростом кредитных рисков и экономическими трудностями. Из сферы банковского кредитования кризис распространился на сферу производства: рыночное предложение превысило спрос, который начал снижаться, ситуация осложнилась массовыми увольнениями в автомобильной промышленности США. Гиганты автопрома оказались в критической ситуации: General Motors, Ford, Chrysler. Постепенно кризис распространился и на другие сектора экономики, банкротство фирм охватило страну. 24 февраля 2009 года президент США Барак Обама заявил, что экономика страны находится в кризисе, и каждые 30 секунд в стране происходит банкротство.

Таким образом, основной причиной ипотечного кризиса в США, который был предвестником мирового финансового кризиса, является кризис ипотечных кредитов высокого риска, а именно ипотечное кредитование физических лиц с низкими доходами и плохая кредитная история. Далее мы рассмотрим влияние ипотечного кризиса на экономику США и меры по выводу страны из кризиса.

Меры правительства США по преодолению кризиса

Основной целью антикризисной политики США было стимулирование рыночного спроса и оказание мощной помощи крупнейшим банкам и корпорациям, которые внесли свой вклад в кризис своей безответственной политикой. В то же время значительный капитал, включая антикризисные отчисления, продолжал использоваться для спекуляций. В результате «пузыри» начали лопаться, а пирамиды рухнули, цены на ценные бумаги и уровень капитализации крупных корпораций и банков резко возросли, что подорвало их ликвидность. В результате увеличения неплатежей образовались «плохие долги» и возобновились банкротства.

Эти процессы сопровождались перераспределением собственности в форме поглощения, включая ряд крупных банков США. Кризисное падение производства сопровождалось сокращением банковских кредитов, повышением рисков кредитования реального производства. Сокращение производства и рост рисков привели к снижению инвестиций и спроса на импортные товары.

Кроме того, план Б. Обамы предусматривал рост налогов на доходы с капитала и дивиденды (с 15% до 20%), отмену налоговых льгот для самых богатых в 2010 году (то есть на доходы 2,6 млн. Человек с ежегодным доход от 250 тысяч долларов и более), введение налогов на прибыль, полученную за границей (прибыль транснациональных корпораций). Эти меры должны обеспечить бюджетные доходы в размере 350 миллиардов долларов. в год. В то же время налоговые льготы должны сохраняться для большинства населения.

Антикризисная программа президента Обамы основывалась на положениях, направленных на стимулирование потребительского спроса посредством налоговых льгот, расходов на создание новых рабочих мест и поддержки крупных банков и корпораций, находящихся на грани банкротства.

Первоначальные затраты на расширение потребительского спроса составили 30% от антикризисных сумм (более 330 млрд долларов), но к ним следует добавить 18% от суммы инвестиций, предназначенных для оплаты труда (около 140 млрд долларов); что составляет 470 миллиардов долларов, или более 42% всех антикризисных ассигнований.

Использование 58% (около 650 млрд. Долл. США ассигнований) на инвестиционные цели имеет следующую особенность: в форме банковских кредитов они предназначены для финансирования оборотного капитала, поскольку основной капитал недостаточно загружен из-за кризиса. Учитывая множитель доходности, это должно обеспечить функционирование всего (в том числе основного) капитала в размере около 3 триллионов долларов США, что должно обеспечить экономический рост и компенсировать издержки кризиса.

Следует отметить, что Федеральный резерв США предпринял ряд нетрадиционных мер по спасению. Банки США, используя новую программу срочного кредитования Term Auction Facility (TAF), принятую ФРС в декабре 2007 года для смягчения последствий кризиса на кредитном рынке, взяли у ФРС огромные кредиты. Использование этой программы, которая позволяет банкам занимать средства под низкие процентные ставки, привело к тому, что к середине февраля 2008 года сумма кредитов на срок один месяц, предоставленных американским банкам, достигла около 50 миллиардов долларов.

Программа TAF стала частью комплекса мер, разработанных ведущими западными центральными банками для нормализации ситуации на денежных рынках. До введения этой программы банкам приходилось либо привлекать средства на открытом рынке, либо использовать так называемое «окно учета», которое предусматривало предоставление кредитов ФРС с дисконтной ставкой. В декабре банки отказались использовать «окно учета», несмотря на трудности, связанные с нехваткой ликвидности, с которой они столкнулись при привлечении капитала на открытом рынке.

11 марта 2008 года ФРС объявила о новой программе кредитования по срочным ценным бумагам или программе кредитования TSLF. В рамках этой программы она предоставила ФРС первичные облигации казначейским облигациям на сумму до 200 миллиардов долларов США сроком на 28 дней и приняла в качестве обеспечения менее надежные ценные бумаги.

Программа TSLF сильно отличалась от всех остальных, поскольку предполагала обмен одной облигации на другую и, следовательно, позволяла получать ликвидность для всех рынков, кроме денег. Программа направлена ​​на расширение портфеля казначейских облигаций, которые пользуются большим спросом в условиях кризиса ликвидности. В то же время, пытаясь снизить риск ликвидности, ФРС берет на себя огромный кредитный риск. Обмен государственных облигаций с отличной репутацией менее надежных активов снижает качество баланса ФРС, потому что 200 миллиардов долларов составляют почти четверть всех активов ФРС. По мнению аналитиков, банки все чаще предлагают ФРС гарантии сомнительных гарантий, которые никто больше не принимает, что создает определенную угрозу для американской банковской системы.

С другой стороны, использование этих инструментов позволило продлить сроки заимствования денег у ФРС, расширить возможности использования различных активов в качестве обеспечения по кредитам, открыть доступ к кредитам ФРС для более широкого круга финансовых учреждений и Также применяются более гибкие механизмы для установления процентных ставок по кредитам ФРС. В частности, ФРС стала действовать в качестве кредитора последней инстанции для инвестиционных банков - первичных дилеров рынка государственных ценных бумаг, которые, не являясь депозитарными организациями, не могут использовать так называемое «окно учета» (PDCF - первичная кредитная линия для дилеров) программа).

Ипотечный кризис в США 2008 года и его долгосрочное влияние на структуру мировой экономики и финансовые системы развитых стран

16 декабря 2008 года ФРС сократила доступ к кредитам через базовую учетную ставку до рекордных уровней, установив целевой показатель в диапазоне 0,25%. Это означало, что у ФРС все меньше возможностей для традиционных маневров стимулировать кредитование.

Бюджет США на 2009 год планировался с беспрецедентным дефицитом в размере 1,75 трлн долларов, что соответствует 12% ВВП. Учитывая отток иностранного капитала, это означало одновременное увеличение государственного долга. 19 марта 2009 года ФРС объявила о программе ассигнований на сумму 1150 миллиардов долларов, из которых 300 миллиардов долларов пойдут на покупку долгосрочных государственных ценных бумаг, 750 миллиардов долларов на покупку тех же ценных бумаг с ипотечным покрытием («плохие активы»), и 100 миллиардов долларов, чтобы купить долг. агентства Freddie Mac и Fannie Mae.

Таким образом, можно выделить следующие особенности ипотечного кризиса в США: финансовая инфраструктура этой страны, увлеченная строительством спекулятивных пирамид и «мыльных пузырей» (то есть путем искусственного раздувания экономического восстановления на основе спекулятивных операций и роста цены), превысил реальное развитие своей экономики. Последствия были катастрофическими как для Соединенных Штатов, так и для всего мира: потеря доверия к мировым финансовым рынкам, паника на фондовых биржах, утечка капитала, потеря доверия инвесторов к банкам и крах крупнейших из них. Отправной точкой мирового экономического кризиса на этот раз стала самая развитая экономика в мире.

Влияние ипотечного кризиса в США на мировую финансовую систему и экономику отдельных стран

Механизмы переноса кризиса из экономики США в мировую экономику

Кризис, рассмотренный в этой статье, поначалу, казалось, затронул только американскую экономику и не представлял опасности для других стран. Однако ход событий, как и эффект домино, распространил нынешний кризис на новые финансовые структуры, став глобальными и серьезно обостряя финансовые проблемы, особенно в постиндустриальных странах. Один из американских исследователей. Спельман отмечает: «Сегодняшний кризис оказался первым, истоки которого не в развивающихся, а в развитых странах». Рассмотрим более подробно, как ипотечный кризис в США перерос в мировой финансово-экономический кризис.

Быстрый рост мирового финансового рынка в докризисный период привел к появлению ряда новых явлений, таких как функциональная интеграция участников и появление новых глобальных игроков, разработка сложных инновационных инструментов, укрепление взаимосвязи между сегментами финансового рынка, распространенность спекулятивных виртуальных транзакций и сокращение репродуктивной базы для погашения заемного капитала. Кроме того, возникли новые финансовые риски, в том числе риск системного кризиса.

Процесс финансовой глобализации заслуживает особого внимания. Финансовая глобализация не является новым явлением, однако теперь она приобрела новые формы и масштабы. Именно финансовая глобализация вызвала отделение капитала от производства и национальных фондов, неравномерное распределение капитала по регионам и растущую степень финансовой зависимости развивающихся стран, а также быстрое распространение кризисных явлений по странам и сегментам мировой экономики. финансовый рынок.

В условиях финансовой глобализации кризисы на финансовых рынках передаются через цены финансовых активов, процентные ставки, условия кредитования, объемы и направления инвестиций. Основным каналом, по которому кризисы на финансовом рынке передаются между странами в краткосрочной перспективе, являются цены активов, в то время как другие показатели (условия кредитования и направления инвестиций) начинают играть существенную роль в передаче кризисов в долгосрочной перспективе.

Можно выделить следующие основные механизмы транснациональной передачи кризисных явлений на мировом финансовом рынке:

  • деятельность транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), а также других субъектов международного финансового рынка;
  • общий кредитно-инвестиционный ресурс;
  • эффект инвестиционного портфеля;
  • спекулятивные стратегии и финансовый арбитраж;
  • психологические и информационные каналы.

ТНК, ТНБ, международные инвестиционные и хедж-фонды, которые работают с огромными фондами в разных странах, трудно регулировать в финансовом отношении и могут перенести кризис из одной страны в другую своими действиями. Потребность в ликвидных активах для покрытия неудавшихся инвестиций в кризисных странах стимулирует сокращение инвестиций и принудительную продажу активов в других странах, вызывая дефляционную спираль.

Другим каналом распространения финансовой нестабильности между странами является общий кредитный и инвестиционный ресурс. Например, во время азиатского кризиса 1997-1998 годов 54% тайских обязательств принадлежали японским коммерческим банкам. Японские банки, столкнувшись с ростом проблемных долгов в Таиланде, начали изымать краткосрочные кредиты в других странах (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Корея), что вызвало региональный кризис ликвидности. Такая же ситуация наблюдается и сейчас на финансовых рынках: основой роста многих развивающихся стран является капитал, привлеченный на мировой финансовый рынок, а резкое сокращение этих ресурсов провоцирует кризис.

Эффект инвестиционного портфеля заключается в том, что с потерями в одной стране инвесторы закрывают свои позиции на рынках с высокой корреляцией и аналогичным риском. Однако передача кризисов также возможна, если экономические характеристики различаются: в условиях недостаточной информации и несовершенного наблюдения инвесторы воспринимают некоторые группы стран как единый рынок - развивающиеся страны, страны одного региона, страны с похожей политикой, или просто страны с высокой корреляцией.

С либерализацией рынка возможности арбитражных и спекулятивных сделок на мировом финансовом рынке огромны и быстро переносят падение цен на инвестиционные активы через национальные границы. Нестабильность на финансовых рынках усугубляется агрессивными стратегиями хедж-фондов. Кроме того, диверсификация финансовых портфелей и хеджирование макроэкономических рисков также приводят к быстрому распространению кризисов по странам.

Психологический фактор оказывает большое влияние на функционирование современного финансового рынка. Информация о кризисе на финансовом рынке одной страны стимулирует инвесторов к снижению рисков в портфеле в целом, снижает степень принятия рисков и вызывает их глобальную переоценку. Более того, глобализация рынка ценных бумаг делает сбор информации по каждой стране неэффективным из-за высоких затрат, что стимулирует эффект стадного поведения.

Негативные импульсы на финансовом рынке одной страны передаются другим косвенно, через экономические отношения, а также сокращение международных инвестиций и потребительского спроса. Например, во время нынешнего глобального кризиса Германия и Франция больше пострадали из-за экономических связей и снижения спроса на экспортные продукты, в то время как англосаксонские страны почувствовали больше проблем на рынке ипотечных ценных бумаг.

Влияние последствий кризиса и скорость его распространения зависят от своевременности, взаимосвязанности и эффективности антикризисных мер, принятых международным сообществом на национальном, государственном и корпоративном уровнях. Конечно, в мировой экономике для преодоления нынешнего кризиса необходимы совместные действия развитых и развивающихся стран для разрешения накопившихся противоречий мировой финансовой системы, выявленных кризисом.

Последствия ипотечного кризиса в США для экономик разных стран

Определив основные способы передачи кризисных явлений в мировую финансовую систему, мы переходим к рассмотрению того, как начавшийся в Соединенных Штатах ипотечный кризис затронул несколько стран мира.

31 октября 2007 года индексы большинства мировых фондовых рынков достигли пика, после чего началось снижение, продолжавшееся до 3 октября 2008 года, когда Палата представителей Конгресса США приняла план Полсона со второй попытки. В отличие от предыдущего обвала фондового рынка в 2000-2002 гг., Который был вызван обвалом фондового рынка технологических компаний и наблюдался только на рынках США, крах 2007-2008 гг. Затронул все страны и был вызван событиями вне фондового рынка ( бум и последующий крах в кредитном и жилищном секторах, а затем и на товарных рынках). Первыми упали акции западных банков, начиная с июля 2008 года, когда цены на нефть начали быстро падать, - и акции сырьевых компаний в развивающихся странах.

8 октября 2008 года все ведущие центральные банки мира, за исключением центральных банков Японии и России, приняли беспрецедентное решение одновременно снизить процентные ставки. Ключевая ставка ФРС США была снижена с 2% до 1,5%; аналогичным образом, ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центрального банка были снижены на 0,5 процентных пункта. Такое решение было расценено аналитиками как признание глобального характера кризиса, что потребовало скоординированных действий экономик ведущих стран. На следующий день центральные банки Южной Кореи, Тайваня и Гонконга последовали этому примеру, также понизив свои основные процентные ставки.

10 октября министры финансов и центральные банки стран "большой восьмерки", которые встретились на встрече в Вашингтоне, одобрили антикризисный план, заявив, что они предпримут срочные и исключительные меры. Принятый план состоял из 5 пунктов и предусматривал необходимость «использовать любые доступные средства для поддержки системно значимых финансовых учреждений, предотвращения их краха» и других мер, которые к тому времени уже были приняты правительствами стран-участниц.

12 октября 2008 года лидеры 15 стран ЕС на встрече в Париже договорились ввести систему государственных гарантий по кредитам, привлекаемым банками, а также оказать поддержку финансовым институтам, сталкивающимся с проблемами. Гарантии по межбанковским кредитам должны предоставляться на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки путем выкупа их привилегированных акций; и системно значимые банки, которые столкнутся с трудностями, будут рекапитализированы за счет бюджетных средств.

13 октября 2008 года Европейский центральный банк, Банк Англии и Центральный банк Швейцарии пообещали, что в соответствии с соглашением с Федеральным резервом США о валютном свопе они предоставят «долларовое финансирование в объеме, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009.

14 ноября 2008 года лидеры стран G20 собрались на антикризисный саммит, после которого была принята декларация, в которой, в частности, содержались общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционизма. меры в ближайшие 12 месяцев. По мнению некоторых экспертов, конкретные меры, содержащиеся в приложении к декларации, направленные на повышение прозрачности финансовых систем и продуктов и гармонизацию регулирования в разных странах, на самом деле являются «приоритетными пожеланиями, которые не имеют прямого эффекта».

23 ноября 2008 года в Лиме состоялся саммит лидеров стран-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, на котором была признана неизбежность замедления мировой экономики в ближайшем будущем.

4 декабря 2008 года Европейский центральный банк и Банк Англии значительно снизили базовые процентные ставки (руководство ЕЦБ понизило ставку до 2,5% с 3,25%, хотя ожидалось, что она снизится до 2,75%; Банк Англии уменьшил базовую ставку) ставка на 1 процентный пункт до 2%. Эта мера была принята до неизбежной угрозы дефляции.

2 апреля 2009 года в Лондоне состоялся саммит G20, на котором был принят План действий по преодолению глобального финансового кризиса. Одной из наиболее серьезных мер стало решение значительно увеличить ресурсы МВФ (до 750 млрд долларов США), поддержать новые выделения специальных прав заимствования (далее - СДР) на сумму 250 млрд долларов США.

Международный валютный фонд (далее именуемый МВФ) полностью поддержал меры, принимаемые национальными правительствами для борьбы с экономическим кризисом. Организация активно участвует в процессе кредитования стран, наиболее пострадавших от кризиса. Так, в октябре 2008 года запросила кредит в размере 2 миллиардов долларов, а 12 января 2009 года МВФ выделил кредитную линию в размере 1,6 миллиардов СДР на период до 11 апреля 2010 года. После серии отчетов от Пакистан 24 ноября 2008 года МВФ выделил этой стране кредитную линию в размере 5,2 миллиарда СДР на период до 23 октября 2010 года. Самый большой кредит МВФ в 2008 году в размере 11 миллиардов СДР был выделен Украине на 5 ноября 2008 года сроком на 2 года; Венгрия получила немного меньший кредит - 10,5 млрд СДР (выдан с 6 ноября 2008 г. до 5 апреля 2010 г.). Среди должников такие страны, как Исландия (1,4 млрд. SDR), Сербия (351 млн. SDR), Латвия (1,5 млрд. SDR), Армения (368 млн. SDR).

Таким образом, из-за серьезности нынешнего кризиса возникает вопрос о выживании глобальной финансовой системы, для которой страны мира мобилизуют максимально возможный набор источников и инструментов (несмотря на снижение качества притока капитала, в том числе с учетом его геоэкономической нагрузки).

Влияние кризисной ситуации в США и мировой экономике на экономику России

В отличие от большинства стран мира, Россия столкнулась с кризисом особой сложности, что потребовало применения антикризисной стратегии в трех областях, которые являются лишь частично совместимыми, если не разнонаправленными. Первый вектор - мощный импульс для внутренней банковской системы, потому что без кредита и «длинных» денег для инвестиций экономика не сможет нормально функционировать. Однако не все банки получили стабилизационные кредиты (129 из более чем одной тысячи), а субординированные кредиты не доходят до промышленности и строительства. В то же время учетная ставка Банка России очень высока, но из-за высокой инфляции ее снижение нежелательно. Кроме того, существует угроза втягивания России в зону стагфляции (сочетая инфляцию и рецессию).

Второй вектор - прямая помощь реальному сектору экономики. Основная проблема заключается в том, что заявки на помощь превышают финансовые ресурсы России, включая золотовалютные резервы. Очевидно, что помощь производителям товаров должна будет оказываться через казначейство и другие небанковские учреждения.

Третий вектор - это социальное страхование безработных и людей с низким уровнем дохода, конечной целью которого является стимулирование спроса. Такие инвестиции снимают социальную напряженность, что важно, но в краткосрочной перспективе неэффективно. В отличие от США и Европейского Союза, Россия в настоящее время не может снизить налог на добавленную стоимость, поскольку тогда дефицит федерального и большинства региональных бюджетов неизбежен, а торговля, как показали предыдущие снижения налогов, вряд ли будет вести себя адекватно. Ситуация в России уникальна, и только время покажет, какая стратегия будет выигрышной.

В условиях мирового финансового кризиса российское правительство стремится поддержать население, здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы те, кто действительно нуждается в помощи, получали ее, а бюджетные расходы не приводили к дополнительной инфляции. Сегодня антикризисную политику Российской Федерации сложно охарактеризовать однозначно, поскольку власти все еще проявляют сдержанность в том, что касается бюджетной поддержки экономики, но в области нефинансовых мер стимулирования деятельность властей беспрецедентный.

Среди слабых сторон этой антикризисной политики, во-первых, следует отметить неэффективность механизма государственных гарантий, который не превратился в массовый инструмент поддержки: из 300 миллиардов рублей, зарезервированных для них в бюджете прошлого года , чтобы конечные получатели достигли, в лучшем случае, 100 миллиардов. Во-вторых, согласно этой программе, при модернизации финансовой системы предполагается использовать пенсионную и страховую системы в качестве источника длинных денег. Однако эта мера фактически бесполезна, поскольку страхование жизни в России находится в зачаточном состоянии, а пенсионная система только накапливает будущие обязательства. К сильным сторонам антикризисной политики Российской Федерации относится увеличение числа мер по стимулированию инноваций (развитие спроса на инновации со стороны крупного бизнеса; меры по финансовой поддержке тех, кто уже проводит НИОКР и разработку новых продуктов; стимулирование создание новых инновационных компаний). Кроме того, основные усилия будут направлены на полное выполнение социальных обязательств государства перед населением, а также на развитие человеческого потенциала. Одной из основных задач является сохранение и наращивание производственного и технологического потенциала.

При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами, что свидетельствует о том, что помощь должна оказываться только тем компаниям и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное представление государственной поддержки предприятиям и банкам без учета состояния их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствий.

Рецессия в мировой экономике повлияла на развитие российской экономики. Снижение притока иностранного капитала и падение цен на нефть повлияли на изменение основных макроэкономических показателей России. Например, в 2009 году произошло снижение индекса производства и ВВП. Тем не менее, кризис вызвал не только негативные, но и позитивные изменения в экономике.

От негативных последствий можно выделить следующие: падение цен на нефть, в результате которого возникли проблемы с инвестированием в этот сектор, а также риск замедления реализации проектов по увеличению производства и строительства энергопроводов. ; снижение темпов роста российской экономики (при росте экономики в 2007 году на 8,7%, за 9 месяцев 2008 года рост составил 4,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года); 2008 год стал последним годом роста численности населения трудоспособного возраста, что делает невозможным.

К положительным аспектам последствий финансового кризиса в России относятся следующие2: активизация предпринимательской инициативы; замена импортируемых товаров отечественными; банкротство неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных; усиление конкуренции и, как следствие, снижение цен на ряд товаров (например, снижение цен на бензин, недвижимость и землю).

Изучив последствия финансового кризиса в России, можно отметить, что страна была хорошо подготовлена ​​к такому повороту событий. На фоне мировых и национальных рынков ясно видно, в какой степени было принято решение о накоплении валютных резервов и создании резервного фонда и фонда национального благосостояния. Это позволяет российским властям сегодня справиться с кризисом. Тем не менее, не следует забывать, что резервы дают лишь возможность проводить политику, направленную на ограничение воздействия глобального кризиса на российскую экономику, а не защищать от нее.

Таким образом, несмотря на уникальность экономики и общества каждой страны, общие подходы мирового банковского сообщества к решению вопросов кризисного управления экономическими ситуациями становятся возможными только в результате оперативной координации усилий и отсутствия экономической фрагментации экономики. страны мира.

Заключение

Американский ипотечный кризис, начавшийся в конце 2006 года с массового невозврата кредитов на жилье благодаря стремительному использованию производных финансовых инструментов, вскоре распространился на весь американский финансовый сектор, а затем и на другие страны. Многие компании обанкротились или понесли серьезные убытки, что привело к резкому сокращению кредитования и проложило путь к нынешнему кризису в экономике США.

Ипотечный кризис в США заключался в том, что банки выдавали кредиты, превышающие рыночную стоимость недвижимости, которую планировал приобрести человек. Так, кредит достиг от 120% до 130% стоимости имущества; Предполагалось, что оставшиеся деньги люди потратят на благоустройство нового жилья. Этот вид кредитования является очень рискованным, поскольку при наступлении дефолта сумма, полученная от продажи недвижимости, не покрывает расходы и задолженность заемщика по ипотечному кредиту. Таким образом, при массовой продаже недвижимости по дефолтным кредитам рыночные цены упали примерно на 50%.

Ипотечный кризис, разразившийся в Соединенных Штатах, повлиял на снижение способности банков выдавать новые кредиты, поскольку деньги по кредитам не возвращались. Таким образом, банки стали занимать деньги друг у друга, процентные ставки выросли. Ипотека, оформленная при выдаче ипотечного кредита, представляла собой обеспеченные ценные бумаги, и по мере увеличения риска они больше не покупались на фондовом рынке. И в итоге банки потерпели миллиарды убытков.

Ипотечный кризис в США в сентябре 2008 года спровоцировал кризис ликвидности мировых банков, который прекратил выдавать кредиты, в частности кредиты на покупку автомобилей. В результате продажи автогигантов начали снижаться. Кризис распространился на реальную экономику, начался спад, спад производства, клиенты массово вытесняли сбережения со своих счетов. Банкротство крупнейшего банка Lehman Brothers вызвало сомнения в возможности оплаты страховыми компаниями страховки от рисков банкротства, что привело к резкому увеличению страховых рисков, кризису доверия между банками, а также резкому росту кредитных ставок.

Вскоре проблемы с кредитованием почувствовали надежные заемщики; кризис постепенно начал превращаться из ипотеки в финансовый и затронуть не только США. Котировки на мировых фондовых рынках резко упали; Для компаний возможности получения капитала для размещения ценных бумаг значительно сократились. К началу 2008 года кризис приобрел глобальный характер и постепенно начал проявляться в сокращении объемов производства, снижении спроса и цен на сырье и рост безработицы.

Крупнейший кризис последних лет затронул почти все развитые страны, больше всего пострадали Соединенные Штаты. Фондовый рынок США, особенно в финансовом и строительном секторах, также испытал негативное влияние кризиса, упав почти всю вторую половину 2007 года.

Российскому фондовому рынку, который сохраняет сильную корреляцию с рынком США, сначала удалось противостоять масштабному снижению, но затем внутренние котировки акций упали намного больше, чем мировые, что можно объяснить запоздалой реакцией на трудности в американская экономика. Финансовый кризис 2008-2009 гг., Как часть мирового финансового кризиса, в России стал возможен благодаря интеграции российской экономики в мировую экономику, когда любое событие за рубежом влияет на стоимость российских ценных бумаг, ликвидность, доходы граждан и экономический рост.

В целом, если говорить о мерах по выводу мировой экономики из кризиса, основные шаги правительств ведущих стран можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, стабилизация финансовой системы, которая должна была быть проведена быстро осенью 2008 года (хотя многие меры по оживлению кредитования реального сектора по-прежнему актуальны). Во-вторых, это поддержка реального сектора экономики, выраженная, прежде всего, в форме различных мер по сохранению рабочих мест и стимулированию внутреннего спроса в условиях сокращения экспорта. Многие меры объединили решение двух проблем: стимулирование экономической динамики и смягчение социальной напряженности.

Эффективность антикризисных мер ведущих стран можно оценить достаточно высоко. Конечно, их политика минимизировала негативные последствия кризиса, позволила обойти острую фазу и избежать коллапса национальных экономик. Тем не менее, кризис еще не закончился, и неизвестно, какие страны выйдут из него с наименьшими потерями.

Некоторые из результатов политики ведущих стран неоднозначны, поскольку экономика нескольких стран начала демонстрировать первые признаки восстановления, и поэтому дальнейшие бюджетные вливания могут быть неоправданными. Кроме того, государственные институты, созданные для антикризисной политики, значительно повысили роль государства в экономике, поэтому перед правительствами обязательно будет распускать эти институты и постепенно сокращать вмешательство государства после кризиса.