Инвестиционный кризис в современной России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

 

 

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что позволяет создавать сбережения и больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией является соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Коэффициент накопления показывает, какая часть ВВП направляется на инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Россия, являясь неотъемлемой частью мировой экономики, участвует во всех происходящих в ней процессах, в том числе в международной миграции капитала, как ее импортер (страна, получающая, импортирующий капитал), так и ее экспортер (страна, экспортирующая капитал).
По вопросу привлечения иностранного капитала в Россию существуют диаметрально противоположные точки зрения в нашей стране:

  • иностранный капитал должен быть привлечен в максимальной степени, устраняя при этом все барьеры и ограничения;
  • иностранные инвестиции с их неограниченным и нерегулируемым притоком в российскую экономику чреваты опасностью потери страной своей национальной экономики и, возможно, политической независимости.

Исходя из положений второй точки зрения, делается вывод о том, что иностранные инвестиции следует привлекать в страну только в ситуациях инвестиционного кризиса (резкое снижение инвестиций в российскую экономику).
На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» заключается в следующем:
1) международная миграция капитала - это глобальный процесс, когда капитал, перетекающий из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является неотъемлемой частью мировой экономики и, соответственно, участником процесса международной миграции капитала, поэтому в принципе иностранные инвестиции могут и должны привлекаться в экономику страны;
2) при привлечении иностранных инвестиций государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, иностранный капитал не должен допускаться в некоторые стратегически важные секторы военно-промышленного комплекса, нельзя забывать о задачах поддержки отечественного бизнеса), его конкурентоспособность и т. д.) ...

 

Инвестиции и накопление основного капитала

 

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что позволяет создавать сбережения и больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией является соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Коэффициент накопления показывает, какая часть ВВП направляется на инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Уровень накопления в российской экономике в 1999-2001 гг. оставался низким. В 2001 году он составил 17%, в будущем планируется увеличить валовые сбережения до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим ростом инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой потребления.
Мировой опыт зарубежных стран по преодолению негативных последствий структурных и циклических кризисов показывает, что на этапах экономического восстановления и восстановления темпы валового накопления основного капитала достигли уровня 30-40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия США в 50–60-х годах).
В СССР уровень накопления был высоким в течение многих десятилетий (около 30% ВВП), но эффективность капиталовложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема сбережений в российской экономике связана с необходимостью накопления достаточных объемов инвестиций и их эффективного возврата.

Возможность накопления основного капитала в стране зависит от размера валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время наблюдается разрыв в цепочке «сбережения - инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Например, в 2000 году валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, тогда как накопление основного капитала составляло только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к инвестированию сбережений в российскую экономику вследствие экономических и правовых рисков и низкой доходности инвестированного капитала.
Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего российскую экономику в 90-е годы XX века, стало резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал сократились в четыре раза.

Инвестиционный кризис в России вызван рядом взаимосвязанных, но и независимых причин, которые повлекли за собой ряд последствий:

  • Быстрое сокращение абсолютных объемов накопления;
  • Значительное снижение его доли в валовом внутреннем продукте;
  • Резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирования федеральных целевых и инвестиционных программ на оставшейся основе;
  • Снижение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Хроническое недофинансирование инвестиций за последние пять лет привело Россию к тому, что существует угроза масштабных техногенных катастроф, вызванных износом основных фондов.

 

Финансово-инвестиционный комплекс

 

Рыночная модель инвестиционного процесса в России деформирована и недостаточно эффективна. Это проявляется в том, что механизм накопления на микроуровне (уровне предприятия) слаб, фондовый рынок и кредитная система не играют существенной роли в накоплении сбережений и их превращении в инвестиции.
Банковская система России на протяжении 90-х годов XX в. была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе, делая минимальные инвестиции в реальный сектор экономики. Например, в 2000 году российские банки предоставили кредиты на основные средства на сумму 26 миллиардов рублей, что составляет 4% от общего объема источников финансирования основных средств. Основными факторами, препятствующими активизации банковских инвестиций в производство, являются высокий уровень риска инвестирования в реальный сектор производства, краткосрочный характер существующей ресурсной базы банков, незрелость рынка для эффективных инвестиционных проектов. Реальный сектор также недостаточно восприимчив к инвестициям: в условиях острой потребности в инвестициях и наличия свободных финансовых ресурсов в стране нет достаточных условий для их выгодного использования.
Для реформированной экономики России сокращение инвестиционного процесса стало характерным. Причины этого кроются в двух узких связях. На входе в инвестиционное пространство ощущается острая нехватка финансовых ресурсов для инвестиций. В то же время владельцы свободного денежного капитала не заинтересованы вкладывать средства в реальный сектор экономики. На выходе из инвестиционного пространства происходит резкое сужение массового платежеспособного спроса, что подрывает основу финансовой отдачи от инвестиций.
Решение важнейшей задачи современной российской экономики - совмещение политики экономической стабилизации с политикой экономического роста - требует стимулирования инвестиционной активности. Создание объективных предпосылок для устойчивого восстановления российской экономики невозможно без реальных инвестиций, обновления основного капитала и реструктуризации всей финансовой и инвестиционной сферы.

 

Системный подход к инвестированию

 

Добиться оживления инвестиционной активности и повышения эффективности капитальных вложений возможно только при системном подходе к решению проблем финансово-инвестиционного комплекса в целом.

Суть действий финансово-инвестиционного комплекса:

  • интеграция в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и потоков;
  • при взаимодействии того или иного типа или при слиянии хозяйствующих субъектов финансирования и реальных инвестиций;
  • во взаимосвязи (взаимопроникновении) или сочетании финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.

Такое понимание финансово-инвестиционного комплекса включает как финансы в узком смысле этого слова (образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе), так и кредит. Роль государственного регулирования инвестиционных процессов в рыночных условиях чрезвычайно высока.
Особенности инвестиционной деятельности с точки зрения нормативно-правовой базы
В 90-х годах в государстве сформировалась система нормативно-правовых актов (более 30 документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России, в 1998-1999 годах. Приняты законодательные акты, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране для отечественных и иностранных инвесторов. Федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», изменения и дополнения в Закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый в 1995 году.

 

Участие государства в инвестиционном процессе

 

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет различные формы и методы участия государства в инвестиционной деятельности в России.
Во-первых, это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности: совершенствование налоговой системы, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; переоценка основных средств в соответствии с темпами инфляции; защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер: предоставление льготных условий использования земли и других природных ресурсов; расширение возможностей использования залогов в кредитовании; развитие финансового лизинга; защита российских организаций от поставок устаревших технологий и оборудования; создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.

Во-вторых, закон предусматривает прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Формы этого участия: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета; формирование перечня объектов строительства и объектов технического переоснащения федерального значения и их финансирования из бюджета; размещение на конкурсной основе средств из бюджета развития на финансирование и государственные гарантии инвестиционных проектов на основе погашения, срочности, оплаты; выдача облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение законсервированных объектов в инвестиционный процесс; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по результатам аукционов, тендеров и т. д.
Вопрос о месте и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности является предметом оживленной дискуссии среди российских ученых и практиков. Суть дискуссии сводится к тому, чтобы найти ответ на вопрос о том, какой должна быть роль государства в рыночной экономике. Следует признать, что к концу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другом направлении»; по сравнению с высокой степенью государственности советской экономики роль государства в экономических процессах неоправданно снизилась до критического уровня.
Государство видит свою главную задачу в условиях либерализации экономической жизни в создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулирования частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве прямого инвестора.
Однако негативная экономическая практика страны в последнее десятилетие показывает, что переходная экономика как несбалансированная система требует от государства более активной роли в стабилизации и переходе к экономическому росту. Это касается не только создания институциональной и правовой базы для частных инвесторов, но и прямых инвестиций в реальный сектор для осуществления необходимых структурных изменений. В переходной экономике не следует недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры национальной экономики, преодоления значительных дисбалансов в национальной экономике.
Снижение участия государства в поддержке и регулировании инвестиционного процесса проявляется в том, что в последние годы федеральные инвестиционные программы и целевые программы развития регионов постоянно недооцениваются, нет четко определенных приоритетов государственной инвестиционной политики. Снижение доли государственных инвестиций не было компенсировано инвестициями из других источников, в результате чего резко сократились доля и объем всех инвестиций в экономику.
Недооценка роли государственной поддержки инвестиционного процесса подтверждается еще и тем, что такой инструмент государственной инвестиционной политики, как бюджет развития, еще не разработан. В соответствии с Законом о бюджете развития он формируется в составе федерального бюджета Российской Федерации с 1998 года. Для стимулирования привлечения средств частных инвесторов и инвестиционных институтов для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих реструктуризацию экономика. Общая сумма средств из бюджета развития в 1998 году составила 16,4 млрд рублей, в 1999 году - 20,8 млрд, в 2000 году - 26 млрд рублей.
Для накопления средств из внешних и внутренних источников и финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики в 1998 году был создан Российский банк развития - агент правительства Российской Федерации для осуществления инвестиций, в том числе из бюджета развития. Основными принципами предоставления Банком развития инвестиционных ресурсов являются срочность, возврат и погашение выделенных средств, приоритет государственных интересов перед результатами коммерческой деятельности, а также приоритетность кредитования проектов, финансируемых на смешанной основе.

 

Налоговые льготы в России


В настоящее время в России проводится масштабная налоговая реформа, направленная на упрощение налоговой системы, отмену некоторых неэффективных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из его задач является создание равных условий для законопослушных налогоплательщиков путем сокращения числа и рационализации налоговых льгот. Размер различных пособий в Российской Федерации оценивается в 200 миллиардов рублей в год, и они часто предоставляются произвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.
Однако произошли изменения, произошедшие в 2001-2002 гг. в российском налоговом законодательстве, наоборот, может привести к снижению инвестиционных возможностей. С 1 января 2002 года в России вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Российской Федерации, которая регулирует налогообложение прибыли (дохода) юридических лиц. Ставка налога на прибыль в соответствии с этой главой была снижена с 35% до 24%. В этой главе Налогового кодекса Российской Федерации также отменены все налоговые льготы, в том числе льготы по капитальным вложениям.
В первой части Налогового кодекса Российской Федерации действовал ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционного процесса (статьи 65-68). Предприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль на срок от одного до пяти лет, до 50% от суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. В последние годы российское правительство рассматривало возможность снятия 50-процентного ограничения на использование этой льготы с целью повышения заинтересованности предприятий в модернизации и расширении производства и стимулирования их развития. На практике произошло обратное: во второй части Налогового кодекса Российской Федерации ликвидируется несколько налоговых рычагов, которые способствуют формированию условий для обеспечения нового качественного роста российской экономики.
Отмена существующих инвестиционных стимулов в России в корне несовместима с современными тенденциями налогообложения развитых и успешно развивающихся стран. Можно приветствовать отмену некоторых налоговых льгот для определенных организаций (которые стали коррумпированными и преступными), но нельзя отказываться от льгот в принципе, что подтверждается всей мировой практикой государственного регулирования. Льготное налогообложение (и даже освобождение от уплаты налогов) для отраслей, в которые необходимо направлять капитал, используется во всем мире и является механизмом межотраслевого перетока инвестиционных ресурсов из достаточного капитала в секторы экономики с дефицитом капитала. Отсутствие налоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетельствует о крайне пассивной роли налоговой системы в решении экономических проблем.

Инвестиционный кризис в современной России


Практически ни в одной стране мира нет налоговой системы, которая не содержит разветвленной системы льгот, предоставляемых при налогообложении прибыли для развития высокотехнологичных отраслей, реальной помощи научно-техническому прогрессу. Для определения эффективности и результативности предоставляемых налоговых льгот государство использует следующие принципы: четко и конкретно сформулированный характер назначения этих льгот; крайне ограниченный круг налогоплательщиков, подлежащих льготному налогообложению; относительно короткий период (не более двух-трех лет), на который предоставляются льготы; мониторинг эффективности пособий, их влияния на экономику.

В условиях современной России не стоит преувеличивать позитивные возможности влияния на инвестиционный процесс и такие меры, как снижение общей ставки налога на прибыль (с 35 до 24%). Причина в том, что в течение 90-х годов большинство отечественных предприятий вообще не получали прибыли по результатам своей экономической деятельности (около 40% предприятий убыточно) и не платят подоходный налог. Значительное количество предприятий получают недостаточную прибыль для инвестиций.
Для предприятий всех секторов российской экономики основное налоговое бремя формируется за счет косвенных налогов (так называемых налогов с оборота): налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога с продаж, дорожного налога и т. д., устанавливаемого в процентах от выручка от продажи продукции или фонда заработной платы. Именно с этих налогов выводится основная часть финансовых ресурсов реального сектора, и именно эти налоги создают невыносимое налоговое бремя. Механизм их сбора не учитывает финансовые показатели предприятий. Эти налоги взимаются независимо от наличия или отсутствия прибыли, которая, когда экономическая ситуация ухудшается, часто становится прямым фактором убыточных предприятий.
Таким образом, чтобы восстановить инвестиционный процесс, России необходимо использовать мировой опыт налоговых льгот для инвестиций и внедрить механизмы, которые США и страны Западной Европы начали использовать для модернизации экономики еще в 60-х и 70-х годах XX века.

 

Источники инвестиционного финансирования

 

Основным источником финансирования капитальных вложений для российских предприятий являются их внутренние средства: прибыль и амортизационные отчисления, которые составляют около 70% от общего объема инвестиций. Большинству российских предприятий не хватает собственных средств для инвестиций, поскольку объемы прибыли, хотя и выросшие за последние годы, недостаточны для обновления и расширения основного капитала. В 2000 году доля прибыли в ВВП составляла 15%, в то время как в 1992 году она достигла 30%. Более 40% российских предприятий по-прежнему убыточны, то есть не имеют возврата инвестиций. Внешними источниками инвестиционного финансирования в рыночной экономике являются бюджетные средства всех уровней, а также сбережения населения, которые направляются на инвестиции через различные финансовые институты (банки, рынок ценных бумаг, инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды). , и т.д.). Однако Россия не смогла полностью использовать эти источники инвестиций. Российские предприятия в 1999-2000 годах привлекли за счет выпуска акций только 1% необходимых инвестиций. Системы страхования и гарантирования инвестиций также остаются неразвитыми и несовершенными в течение многих лет реформ.

 

Вовлечение инвестиций домашних хозяйств

 

Сбережения домашних хозяйств в рыночной экономике являются одним из важнейших источников капиталовложений: до 70% валовых сбережений сосредоточено в этом институциональном секторе. Однако в России, в отличие от многих стран мира, только небольшая их часть (менее 10% от общих сбережений домохозяйств) хранится в организованных формах (на банковских счетах; в пенсионных фондах, страховых компаниях) и используется с целью накопления основных средств. Население не вкладывает деньги в ценные бумаги из-за неразвитости рынка ценных бумаг, нестабильности рынка, плохой осведомленности, ограниченного доступа и недоверия к существующим институциональным посредникам (чековые и взаимные фонды и т. д.). Важной задачей государства является восстановление доверия граждан к организованным формам накопления денежных средств в национальной и иностранной валютах с целью вовлечения их в инвестиционную сферу.

 

Роль лизинга

 

Важная роль в интенсификации инвестиционного процесса в условиях сложной ситуации в банковском секторе и недостаточной готовности банков к расширению инвестиций в производство принадлежит лизингу или лизингу оборудования, особенно для поддержки малых и средних предприятий. Лизинг в различных формах широко распространен на Западе: в США инвестиции в форме лизинга составляют 30% от их общего объема, в Чехии - 28%.
Принятие в 1998 году Федерального закона «О лизинге» активизировало создание лизинговых компаний в России, число которых увеличилось с 20 до 1500 с 1994 по 2000 годы. Однако до сих пор лизинг не приобрел значительной роли в российской экономике : в 2000 году лизинговые соглашения составили 1,4 миллиарда долларов. США, что составляет 4,4% от общего объема инвестиций. В целом мировой оборот лизинговых услуг в 2000 году составил более 500 миллиардов долларов. В ближайшие годы объем лизинговых операций будет расширен в таких ключевых секторах, как агропромышленный комплекс, авиастроение, судостроение, горнодобывающая промышленность, металлургия, добыча и переработка нефти и газа, телекоммуникации.

 

Место и роль иностранного капитала в российской экономике

 

В целом, как и для любой другой страны, проблема оптимального баланса внутренних и иностранных инвестиций актуальна для России. С одной стороны, если внутренние инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то в иностранных инвестициях нет необходимости. С другой стороны, если инвестиционный климат в стране неблагоприятный, иностранный капитал не «придет» к ней и, более того, собственный внутренний капитал «покинет» ее. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капитала является специфическим для каждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических, финансовых и других условий) и задач, стоящих перед этой страной на данный момент и в будущее.
Несколько слов об истории привлечения иностранного капитала в Россию. Фактически, первый опыт в этой области восходит к царствованию Петра I. Впоследствии эта политика продолжалась с большей или меньшей степенью успеха. Однако до 80-х и 90-х годов. XIX век. иностранный капитал привлекался в основном в виде государственных займов от иностранных банков. Кредиты способствовали развитию промышленности, с их помощью была решена проблема дефицита бюджета. Но они должны были платить им высокие проценты, для чего им приходилось брать новые кредиты. В результате в 80-х гг. XIX век. платежи по старым государственным кредитам превышали поступления по новым.
В попытке решить эти проблемы граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892-1903 гг. И глава правительства в 1905-1906 гг.) Вместо займов начал проводить политику привлечения прямых иностранных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-х гг. XIX веке в России происходил активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую отрасли, а также в строительство железных дорог.
Иностранных инвесторов привлекли в Россию: богатые природные ресурсы; дешевый труд; достаточно стабильный внутренний рынок; недостаток собственного капитала (в результате чего - не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высокая доходность капиталовложений; достаточно развитое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия для функционирования иностранного капитала и одновременно защищающее интересы экономики страны. Импорт капитала позволил иностранным инвесторам обойти высокие импортные пошлины, которые ограничивали импорт импортируемых товаров в страну.

В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества в России к началу 1900 года составляли около 1/3 всего капитала, функционирующего в стране. Приток почти половины этих инвестиций пришелся на филиалы иностранных компаний или специально созданные зарубежные компании для работы в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъемлемым элементом экономического развития нашей страны, выступая в качестве одного из существенных факторов формирования российского капитализма и одновременно включения России в общую мировую систему экономических отношений.
Тем не менее российские историки дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала в России в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капитал способствовал появлению и развитию в России новых отраслей, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта в организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой стороны, в ряде случаев представители иностранного капитала замедляли продуктивное использование мощностей в некоторых отраслях, вывозили значительные средства из страны (иногда их было значительно больше, чем иностранных инвестиций в Россию). Характерно, что общественные деятели того периода по-разному оценивали место и роль иностранного капитала в российской экономике. Таким образом, премьер-министр С.Ю. Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д.И. Менделеев в своих программах промышленного развития России рассматривал иностранные инвестиции как едва ли не единственное средство поднятия производительных сил страны. Однако Московский биржевой комитет в тот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов иностранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться, что такая дискуссия продолжается и по сей день.
К 1913 году 40% инвестиций в российскую экономику приходилось на иностранный капитал. Прямые инвестиции в акционерные общества, работающие в России, стали основной формой иностранных инвестиций. Во многом благодаря иностранному капиталу в 1890-1913 гг. Промышленное производство в стране увеличилось в четыре раза.
После октября 1917 года положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: была проведена национализация в промышленности, акции национализированных компаний были отменены. Правда, советское правительство проявило интерес к иностранному капиталу сразу после прихода к власти: через два месяца после прихода к власти первое предложение о уступках было сделано американскому представителю в России.
Практически иностранные инвестиции начали поступать в народное хозяйство после перехода в 1921 году к нэпу (новая экономическая политика). Иностранный капитал привлекался в основном в виде концессий (от латинского концессио - разрешение, концессия). Концессия - это соглашение о передаче иностранным инвесторам на определенный срок месторождений полезных ископаемых, предприятий и других хозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности. В то же время использовались формы так называемых чистых концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанные компании - акционерные общества, в которых государству принадлежала определенная часть.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 20-30-х годах не дало большого эффекта. В определенной степени это объясняется факторами политического характера, а также общим сложным состоянием национальной экономики страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимого сырья и полуфабрикатов соответствующего качества и их высокая стоимость, значительные общие затраты на оплату труда иностранных специалистов, трудности с обеспечением транспорта, завышение курса советской валюты, высокие таможенные тарифы и т. д. - все это это затруднило деятельность иностранных инвесторов. Большая часть концессий прекратила свое существование в 1937 году, и подавляющее большинство смешанных компаний также перестали функционировать, несмотря на срочную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, полученных в форме иностранных инвестиций. Впоследствии смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом.
В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны стало активизироваться только с конца 50-х годов, а в большей степени - со второй половины 60-х годов. С этого момента иностранный капитал въезжал в страну в форме целевых займов, которые использовались для приобретения оборудования, технологий, лицензий и т. д., а также займов по компенсационным соглашениям. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков для реализации проектов по строительству крупных объектов. Однако ожидаемый эффект не был достигнут: задачи технического переоснащения перерабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших отраслей и технологий не были решены.
Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР долгое время считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как объективные причины, которые существовали в то время - нерыночный механизм управления, так и субъективные - некоторые идеологические догмы, переоценка собственных научных, технических и технологических возможностей.
Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал происходить уже в конце 1980-х годов (это было связано, например, с первыми попытками создания свободных экономических зон). Но наиболее резкие сдвиги в иностранных инвестициях произошли в начале 90-х годов, в период самостоятельного развития российской экономики после распада СССР.
В целом этот период характеризовался существенно оползневым экономическим спадом (с точки зрения ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т. д., но в еще большей степени - в инвестиционной сфере). Только в 1999 году появились первые признаки роста активности в инвестиционной сфере, когда общий объем инвестиций в основной капитал увеличился на 4,5%. В 2000 году этот показатель составлял уже 17,7%. 2001 - 2003 годы инвестиционная активность в России продолжала расти.
Что случилось в 90-х. с процессом привлечения иностранного капитала в нашу страну?


Современная Россия имеет ряд факторов, способствующих «прибытию» иностранного капитала в страну:

  • Огромные запасы природных ресурсов;
  • Сохранен научно-технический и производственный потенциал (прежде всего на предприятиях ВПК);
  • Кадровый потенциал;
  • Потенциал для перспективного роста внутреннего рынка страны;
  • Отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса;
  • Перспективы экономического роста, связанные с реформированием российской экономики.

Есть и факторы, сдерживающие приток иностранного капитала в Россию:

  • Неразвитость транспортной и коммуникационной инфраструктуры;
  • Устаревший (со значительным физическим и моральным износом) производственный аппарат во многих отраслях экономики;
  • «Тяжесть» структуры экономики, где доля добывающей и тяжелой промышленности высока, а современные отрасли перерабатывающей промышленности относительно неразвиты;
  • Высокая доля военно-промышленного комплекса в структуре экономики страны, которая сохранилась со времен СССР;
  • Низкий уровень развития сельскохозяйственного производства;
  • Ввысокий уровень коррупции и криминализация экономики.

Соотношение этих позитивных и негативных факторов (учитывая, что влияние негативных факторов было велико) выражалось в том, что доля Российской Федерации в общем объеме прямых иностранных инвестиций в мире была в конце 90-х годов. только около 0,5%.
В 90-х гг. существовало три основных этапа привлечения иностранных инвестиций в Россию (например, прямые иностранные инвестиции).
Первый этап (с 1991 года до финансового кризиса августа 1998 года, когда национальная валюта была девальвирована, рубль «упал» по отношению к доллару за месяц в 4 раза).
За этот период объем прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации увеличился. Если за три года (1991-1993 гг.) они составляли 2,9 млрд. долл. США (то есть менее 1 млрд. долл. концу 1997 года в России было зарегистрировано 25,7 тыс. Предприятий с иностранными инвестициями, в том числе предприятия со 100% участием иностранного капитала.
Второй этап характеризовался сокращением прямых иностранных инвестиций из-за негативных последствий финансового кризиса августа 1998 года. В 1998 году прямые иностранные инвестиции составили 3,5 миллиарда долларов США.
Третий этап, начавшийся в 1999 году, характеризуется постепенным увеличением объема прямых иностранных инвестиций: в 1999 году - 4,26 млрд. долл. США, в 2000 году - 4,43 млрд. долл. США. В 2001-2002 гг. Ежегодные прямые иностранные инвестиции в Россию стабилизировались на уровне 4 млрд долларов.
К концу 90-х годов в России зарегистрировано более 27 тысяч предприятий с иностранными инвестициями. Несмотря на то, что фактически действовала только половина из них (в то время как другие по существу сохранили свое присутствие в России), их доля в основных макроэкономических показателях Российской Федерации была достаточно высокой. Доля предприятий с иностранными инвестициями в ВВП России в 1999 году составила 9,6%, в промышленном производстве - 11,4%, в инвестициях в основной капитал - 10,2% (в то время как в пищевой промышленности и сфере услуг связи - по 24% каждый), в общем количестве занятых в российской экономике - 1,4%. Производительность труда на предприятиях с иностранными инвестициями была в 2 раза, а заработная плата была в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям в России.
По имеющимся оценкам, общий объем накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2003 года составил 43,0 млрд. долларов США, в том числе прямых инвестиций - 20,5 млрд. долларов США.
В целом приток иностранных инвестиций в Россию к концу 2003 года оставался на относительно низком уровне и не соответствовал реальным возможностям привлечения иностранного капитала в нашу страну, это включает кредиты (в том числе торговые) и банковские депозиты.

Следующие характерные тенденции в соотношении прямых, портфельных и других иностранных инвестиций:

  • Снижение (до 1998 г. включительно) интереса иностранных инвесторов к прямым инвестициям, а затем увеличение их доли в 1999 г .;
  • Уменьшение доли портфельных иностранных инвестиций (с небольшим увеличением в 1995-1998 гг.);
  • Значительный рост до 1998 года, а затем снижение в 1999 году доли других иностранных инвестиций (причины - замораживание кредитов МВФ, замораживание и приостановление государственного управления, включая торговлю, кредиты, банковские депозиты);
  • Начиная с 1999 по 2002 год - снова значительное сокращение доли прямых иностранных инвестиций и значительное увеличение других инвестиций, в то время как остальная относительно небольшая доля портфельных иностранных инвестиций.
  • С 2002 по 2005 год наблюдается постоянный медленный рост прямых инвестиций. Портфельные инвестиции дают очень мало.

Отраслевая структура инвестиций в иностранной валюте в России в 2005 году выглядела следующим образом: 33,5% всех иностранных инвестиций в 2005 году были направлены в промышленность Российской Федерации, а наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были металлургическое производство - 6,4% всех иностранных инвестиций, производство кокса и нефтепродуктов - 15,1%, производство продуктов питания - 2,2%.
Традиционно крупные иностранные инвестиции направляются в общую коммерческую деятельность для обслуживания рынка, а также в транспорт (1,1%) и связь (6,1%). Существенной проблемой является привлечение и использование иностранных инвестиций в технологические и наукоемкие отрасли, в том числе ориентированные на экспорт, а также в агропромышленный комплекс страны.
В целом, распределение иностранных инвестиций между основными секторами (сферами) российской экономики в период с начала 90-х годов, 2005 год выглядит неудовлетворительным, поскольку доля реального сектора экономики в их структуре крайне незначительна. Но эта структура иностранных инвестиций сформировалась не только в результате политики иностранных инвесторов, но и в результате некоторой несогласованности (и зачастую ошибочности) экономической политики в самой России. В настоящее время делаются необходимые корректировки.

Кипр, Виргинские острова, Люксембург не относятся к категории ведущих стран с рыночной экономикой, но долгое время они были самыми известными офшорными центрами или зонами.
Анализ показывает, что в этом случае мы имеем дело в значительной степени с российским капиталом, который ранее направлялся в указанные офшорные центры, а теперь возвращается в Россию под брендом иностранных инвестиций. Причины этого связаны как с улучшением инвестиционного климата в самой России, увеличением доходности капитальных вложений и снижением риска этих инвестиций, так и с повышением прозрачности финансовых отношений в некоторых странах, эти страны (в частности, на Кипре) и формирование в них более строгого налогового режима.
Из стран СНГ значительные рублевые инвестиции в Россию приходились на Казахстан (44%), Украину (14%) и Беларусь (26,9%). Развитие инвестиционного сотрудничества является одной из наиболее актуальных проблем экономического взаимодействия стран СНГ.


Вывод:


В последние годы обсуждался вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если внутренние финансовые ресурсы используются не полностью? Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают основной проблемы восстановления инвестиционного процесса. Без значительных внутренних инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Но российская экономика нуждается в иностранных инвестициях, поскольку помимо финансовых вложений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и управления, а также создают необходимую конкурентную среду. В начале XXI в. Подавляющее число стран мира участвует в процессах международных инвестиций в качестве импортеров и экспортеров капитала, обмениваясь новейшими технологиями, повышая производительность труда и уровень их развития.
Серьезным недостатком инвестиционной политики России, как показали 90-е годы, является отсутствие целенаправленной, последовательной стратегии привлечения иностранных инвестиций, что привело к тому, что структура иностранного капитала, въехавшего в страну, сформировалась в основном стихийно. Многие из крупнейших транснациональных корпораций занимают выжидательную позицию, сделав небольшие «пробные» инвестиции в Россию.
Надежды, которые были возложены на иностранные инвестиции как источник притока в страну передовых технологий, опыта в области маркетинга и управления, в 90-е годы оправдались в незначительной степени. Основная причина этого связана с неблагоприятным инвестиционным климатом в стране не только для иностранных, но и внутренних инвесторов, что приводит к оттоку значительных объемов российского капитала из страны. Только переход к экономическому росту в сочетании со стабильной экономической и политической ситуацией может обеспечить необходимые объемы прямых иностранных инвестиций для модернизации российской экономики.
Таким образом, восстановление инвестиционной активности в стране и переход к экономическому росту - сложная, многогранная проблема, требующая объединения усилий всех участников этого процесса во главе с государством.