Инвестиционная деятельность международных финансовых организаций и их роль в мировой экономике

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 15.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное и международное регулирование деятельности иностранных инвесторов
Роль транснациональных корпораций в процессе международного движения капитала
Международный кредит и его виды
Международное движение капитала. Мировой рынок ссудных капиталов

 

Введение:

В современных условиях важную роль в мировой экономике играют международные финансовые организации (МФО). Их деятельность во многом способствует укреплению мировых экономических отношений и расширению участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают существенное влияние на экономическое развитие многих стран и регионов мира. В условиях возросшей взаимозависимости почти все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими, валютными и финансовыми организациями.

Некоторые государства используют эти организации в качестве агентов своей стратегической экономической политики, другие проявляют интерес к участию в них в качестве доноров, а третьи получатели работают с ними, чтобы привлечь льготные кредиты для инвестиционных проектов и решить проблемы финансирования дефицита бюджета. В-четвертых, что еще хуже, они больше не могут существовать без их помощи и находятся в зависимости от долга. 

Эти организации имеют общую цель развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложной и противоречивой мировой экономики. Среди них особое место занимают организации системы ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его отделения Международная ассоциация развития (МАО). Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы. 

Международные финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие российской экономики.

Прошедшее десятилетие в целом свидетельствует об интенсификации сотрудничества между Россией и международным финансовым сообществом посредством прямого членства в организациях с международным статусом или на договорной основе.

Участие в этих организациях, в принципе, открывает большие возможности для получения ресурсов с целью реструктуризации экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются позитивным сигналом для инвесторов.

Также очень важно, чтобы Россия как член международных валютно-финансовых и кредитных организаций присоединилась к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовой сфер, накопленному мировым сообществом. Это актуальность темы. 

Международные финансовые организации: структура, виды

В структуру международных валютно-финансовых отношений входят многочисленные международные организации. Некоторые из них, обладая большими полномочиями и ресурсами, регулируют международные валютно-финансовые отношения. Другие предоставляют форум для межправительственных дискуссий, формирования консенсуса и рекомендаций по денежно-кредитной и финансовой политике. Третьи предоставляют сбор информации, статистические и исследовательские публикации по текущим валютно-финансовым вопросам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все эти функции. 

Международные финансовые организации можно сгруппировать по их характеристикам следующим образом:

  • Бреттон-вудские организации (МБРР и МВФ) универсальны по членству, имеют глобальное значение, а остальные формируются либо в соответствии с региональным принципом (МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо в соответствии с другими принципами, хотя они объединяют большое группа стран (ЕБРР и BIS);
  • две международные финансовые организации были созданы с целью межсистемной помощи (МАР для развивающихся стран, ЕБРР для стран с переходной экономикой);
  • Первоначально ЕБРР, включив соответствующее положение в свои уставные документы, определил предоставление своих ресурсов странам-членам, отвечающим определенным, в том числе политическим, критериям (они должны быть привержены принципам многопартийной демократии, рыночной экономики и т. д.);
  • МБЭС и МИБ в настоящее время почти не имеют основной деятельности, поскольку они еще не урегулировали отношения с кредиторами и должниками (крупнейшей из последних является Россия). МГБ (имеет небольшой капитал) выполняет ограниченный объем операций, в то время как возможности привлечения ресурсов на рынках для него ограничены, ЧБТР только начинает свою работу; 
  • МБЭС служил клиринговым центром, МИБ инвестиционным институтом, а ЕБРР, МИГА и МФК специализируются на поддержке инвестиций. В то же время ЧБТР задуман как институт как торгового, так и проектного финансирования, МАР поддерживает проекты развития в ограниченном кругу стран-членов на особенно выгодных условиях. 

У других есть более глобальные задачи. Международные финансовые организации, являющиеся частью системы международных экономических организаций, классифицируются в соответствии с принципами группировки последних. Рассмотрим наиболее известные классификации. 

Международные экономические организации, регулирующие мировую экономику, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и сфере многостороннего регулирования.

Классификация международных экономических организаций в области многостороннего регулирования предполагает их разделение на следующие группы.  Международные экономические отношения, регулирующие торгово-экономическое сотрудничество и отрасли мировой экономики. МЭО в системе регулирования мировой торговли.

Региональные экономические организации в системе регулирования мировая экономика.

Международные и региональные экономические организации, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Международные неправительственные организации и ассоциации, способствующие развитию международных экономических отношений.

Все международные и региональные экономические организации, включенные в первые четыре категории, перечисленные выше, являются межправительственными организациями, которые также называются межгосударственными или многосторонними. Помимо межправительственных организаций в классификацию входят международные неправительственные экономические организации и ассоциации, способствующие развитию мировых экономических отношений. 

В современных условиях выделяются следующие типы этих организаций.

Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Среди них МВФ, МБРР и его дочерние компании МФК, МАР, МИГА. 

Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организации первого типа является ЕБРР. 

Международные экономические организации представлены в форме полуформальных объединений типа "семерка". Экономическая «погода» на всей планете во многом зависит от состояния экономики этих мировых экономических лидеров. Поэтому на ежегодных конференциях они рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Этот тип организации также включает в себя Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне). 

Различные торгово-экономические, валютно-финансовые, кредитные, отраслевые или специализированные организации. К ним относятся IFC, IDA, MAGI, BMR. 

Независимо от типа, международные финансовые организации в современных международных отношениях играют значительную роль как форма сотрудничества между государствами и многосторонней дипломатии.

Основные типы международных валютных организаций

Самой авторитетной международной финансовой организацией, как показала международная практика, является, несомненно, МВФ (Международный валютный фонд, МВФ), межправительственная организация, призванная регулировать валютные отношения между странами-членами и оказывать им финансовую помощь в случае валютных затруднений, вызванных балансом. платежного дефицита, путем предоставления краткосрочных среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, фактически служит институциональной основой глобальной валютной системы. 

Основными направлениями деятельности МВФ являются:

  • поддержание единой системы расчетов и системы расчетов СДР (специальные права заимствования), мониторинг состояния международной валютной системы;
  • предоставление финансовой помощи странам-членам и пополнение их валютных резервов путем распределения СДР;
  • предоставление краткосрочных среднесрочных кредитов;
  • предоставление консультаций и технической помощи странам-членам по вопросам проведения валютных операций и совершенствования финансовых систем.

Капитал МВФ состоит из подписных взносов стран-членов. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР, которая определяет размер подписки на капитал, возможность использования ресурсов МВФ, количество СДР, полученных при их следующем распределении, количество голосов страны в МВФ. Размеры квот устанавливаются исходя из доли стран в мировой экономике и торговле с учетом ВВП, объема текущих операций платежного баланса и официальных валютных резервов. В то же время 25% квоты оплачивается за счет резервных активов (СДР и конвертируемой валюты), 75% национальной валюты. Капитал МВФ составил 297 миллиардов долларов. В 2002 году Соединенные Штаты (17,5%), Япония (6,3%), Германия (6,1%), Франция и Великобритания (по 5,1% каждая) имели самые большие квоты в МВФ. Россия имеет 2,8%. Квоты пересматриваются не реже одного раза в пять лет. 

Среди межгосударственных инвестиционных институтов наиболее заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа Всемирного банка, которая координирует политику экономической помощи промышленно развитым странам, влияет на деятельность других международных экономических организаций и обеспечивает техническое помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включая Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его три филиала, Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), превратилась в крупнейший в мире инвестиционный институт. 

МБРР был создан в 1944 году с целью оказания помощи, восстановления и развития экономики стран Западной Европы, экономика которой была подорвана Второй мировой войной. С середины 50-х годов. после восстановления ситуации в этих странах основное внимание МБРР было перенесено на содействие экономическому развитию государств, свободных от колониальной зависимости. 

МБРР как специализированное учреждение ООН выполняет следующие функции: оказывает финансовую помощь развивающимся странам, выступает в качестве советника при разработке программ их экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и развитие международных экономических организаций, которые оказывать техническую помощь этим странам.

МБРР предоставляет кредиты для одобренных им проектов, и получение этих кредитов зависит от выполнения заемщиком ряда рекомендаций Банка, как экономического, так и социального порядка. МБРР предоставляет кредиты платежеспособным заемщикам и исключительно для высокорентабельных проектов. 

Получателями займа могут быть правительства стран-членов Банка, а также частные фирмы и организации с гарантией правительства или центрального банка. Кредиты МБРР являются долгосрочными, обычно предоставляются на 15-20 лет с льготным периодом 5 лет. Большая часть кредитов, предоставляемых МБРР, направлена ​​на развитие инфраструктуры, поддержку сельского хозяйства и рыболовства, промышленности. 

В сфере кредитной деятельности банка в начале 80-х гг. Произошли значительные изменения: если ранее Банк предоставлял только целевые кредиты для конкретных промышленных объектов, то с этого времени МБРР начал выделять средства на программы структурной перестройки и на решение обостренных валютно-финансовых проблем развивающихся стран. 

Россия присоединилась к МБРР в 1992 году. Общая сумма кредитов, предоставленных Банком России, составляет 9,2 миллиарда долларов США. Кредиты предназначались для реализации проектов в угольной и нефтяной промышленности, сельском хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве, развитии системы здравоохранения и образования и др. 

В связи с тем, что ресурсов МБРР было недостаточно для удовлетворения растущих потребностей развивающихся стран в кредитах и ​​в то же время слишком дорого, в дополнение к МБРР в качестве дочерних компаний были созданы МФК (1956 г.) и МАП (1960 г.).

Международная ассоциация развития (МАР) призвана дополнить деятельность МБРР и предоставлять беспроцентные кредиты наименее развитым странам на срок 35–40 лет с льготным периодом 10 лет, взимая комиссию для покрытия административных расходов. , Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов для МАР, но они не могут выдавать средства всем. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам с ВНП на душу населения не выше 650 долларов США в год. Однако, чтобы участвовать в МАР и получить доступ к льготным кредитам, вы должны вступить в МБРР. В то время как МБРР, который владеет капиталом в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более выгодных условиях, чем обычные коммерческие условия (в основном государствам, которые отвечают определенным требованиям, а именно, погашают займы), МАР, которая получает капитал из других источников, предоставляет проценты бесплатные ссуды беднейшим странам (с годовым доходом на душу населения менее 805 долл. США в 1992 году). 

Конкретными функциями МАР являются: кредитование проектов в самых бедных и наименее кредитоспособных странах с целью их экономического развития, проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эффективного использования финансовой помощи и оказание помощи странам-членам в проведении экономических реформ.

У МАР есть три основных источника финансирования: прибыль МБРР, взносы государств-членов и богатые взносы государств-членов. Это включает в себя возврат ранее предоставленных кредитов. 

Каждый проект, финансируемый МАР, подвергается политическому и экономическому обзору, чтобы наиболее эффективно использовать финансовую помощь.

Международная финансовая корпорация (МФК) выполняет функции, несколько отличающиеся от МБРР. Таким образом, в юридическом и финансовом аспектах это относительно независимая организация, хотя и имеет общие черты со Всемирным банком. Особенность МФК заключается в том, что для вложения своих средств в страны-члены ему не требуются государственные гарантии, которые требуются МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это защищает частные компании от государственного контроля над их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. МФК также имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и напрямую инвестировать в акционерный капитал. 

МФК была создана для мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК также кредитует государственные предприятия, действующие как независимые акционерные общества. Кредиты выделяются на реализацию высокорентабельных проектов в наиболее развитых развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов. 

МФК выполняет ряд специфических функций: содействует развитию предпринимательства в сфере малого бизнеса, помогает в управлении рисками, оказывает техническую помощь частным фирмам, а также осуществляет информационную деятельность.

Источники финансирования МФК включают членские взносы в уставный капитал, займы МБРР, вычеты из прибыли, средства из погашенных займов и привлеченные на международных финансовых рынках.

Международное агентство по гарантиям инвестиций (IAIG), основанное в 1988 году, является дочерним предприятием МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью.

Являясь третьим отделением МБРР, IAIG выполняет специальные задачи, такие как поощрение инвестиций в акционерный капитал и других прямых инвестиций в развивающиеся страны путем страхования от некоммерческих рисков. Такие риски могут включать в себя следующее: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия при переводе прибыли в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в общественно-политической ситуации; невыполнение контракта по решению правительства. МИГА предлагает гарантии от этих некоммерческих рисков, консультирует государственные органы развивающихся стран-членов по вопросам разработки и реализации политики, программ и процедур (процедур), связанных с иностранными инвестициями, организует встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными властями заинтересованных сторон. страны по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. 

Основная цель IIIG стимулирование иностранных инвестиций в производство, особенно в развивающихся странах, в дополнение к деятельности учреждений Группы Всемирного банка.

Особое место среди международных валютных организаций занимает Банк международных расчетов. Согласно Уставу, BIS выполняет две основные функции: содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций; выступать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов BIS являются краткосрочные депозиты (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика BIS заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, а также в ежемесячных заседаниях Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются текущие проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений. 

Также стоит упомянуть IBEC и IIB. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) является расчет и кредитование взаимной торговли между странами-участницами. 

Международный инвестиционный банк (МИБ) является банком среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом заключается в предоставлении долгосрочных среднесрочных займов, прежде всего для деятельности, связанной с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперацией производства, расширением сырьевой и топливной базы, а также ускорение научно-технического прогресса. 

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные организации, членами которых являются государства определенного географического региона. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы. Среди них есть следующие организации. 

ЕБРР был создан в 1991 году и призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частных и предпринимательских инициатив.

Европейский центральный банк был создан в 1998 году. Основными направлениями деятельности являются эмиссия евро, регулирование европейских валютных отношений и кредитование.

Европейское финансовое общество является международной банковской группой. СФУ был основан в 1967 году и в основном занимается коммерческим кредитованием, банковскими услугами, а также энергетическим бизнесом. 

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) работает с 1959 года. Он предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым учреждениям для финансирования в основном объектов инфраструктуры в менее развитых регионах Европейского союза. 

Азиатский банк развития (АБР) был создан в 1966 году. АБР и его Фонд развития предоставляют кредиты азиатским странам. Предоставляет примерно треть кредитов на льготных условиях. Приоритетом для банка являются инфраструктурные сектора. 

Африканский банк развития (АБР) был создан в 1972 году специально для оказания финансовой помощи африканским странам. Выделяет ресурсы для развития африканским странам, а также предоставляет им экспертные услуги и обучение. 

Активную финансовую деятельность на американском континенте ведет Межамериканский банк развития. Доступ к нему для стран неамериканского континента был открыт только в 1976 году. Он направляет инвестиции в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. Этот банк характеризуется высокой концентрацией в предоставлении кредитов (к началу 90-х годов большая часть ресурсов была предоставлена ​​трем странам Аргентине, Бразилии и Мексике, которые были более развитыми, чем другие страны Латинской Америки) и другим (около 30 в общей сложности). 

Черноморский банк развития был создан в 1996 году. Одним из приоритетных проектов стало создание в регионе волоконно-оптической сети связи, которая значительно улучшит связь между черноморскими государствами. 

Лига арабских государств (ЛАГ). Он был создан в 1945 году на конференции арабских государств в Каире.

Согласно Пакту, цели ЛАГ заключаются в следующем: обеспечить более тесные отношения между государствами-членами, координировать их политические действия и организовать сотрудничество в экономической, финансовой, торговой и других областях, обеспечить их независимость и суверенитет, рассмотреть в целом все вопросы, затрагивающие Арабские страны и их интересы. ЛАГ открыта для присоединения всех независимых арабских государств. Высшим органом Лиги является Совет. 

Крупнейшим региональным финансовым учреждением с точки зрения масштабов деятельности, сопоставимых с ранее проверенными организациями, является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), поэтому мы сочли целесообразным более подробно раскрыть суть своей деятельности. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизированные государственные предприятия, а также вновь созданные компании, в том числе совместные предприятия с международными инвестициями. 

Основная цель банка стимулировать инвестиции в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также в инвестировании в акционерный капитал. Эти мероприятия должны быть дополнены кредитованием инфраструктуры или других проектов государственного сектора, направленных на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран. 

С момента своего создания в апреле 1991 года ЕБРР определил свои цели. Наиболее важной из них была помощь в создании новых экономических условий в странах, где ЕБРР работает в период политических изменений: в то же время считается необходимым предотвратить возникновение недопустимых социальных условий, которые могут привести к полному краху. общества в этих странах и ставят под угрозу их безопасность соседей. Другие задачи связаны с бизнесом (стимулирование инвестиций, улучшение коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктурой и окружающей средой (совершенствование политики и прямых инвестиций в восстановление окружающей среды). 

Таким образом, международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Во-первых, их деятельность позволяет привнести нормативное начало и определенную стабильность в противоречивую целостность мировой экономики, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование денежно-финансовой сферы. Необходимость в этом обусловлена, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимоотношений между государствами, так и их изменившейся природой. Во-вторых, они призваны служить форумом для установления сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеального противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых отношений в сфере изучения, анализа и распространения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по наиболее важным проблемам мировой экономики. 

МВФ в системе МФО

Развитие международной валютной системы прошло несколько этапов. Одним из наиболее важных исторических этапов этого развития является Бреттон-Вудское соглашение (1944 г.), которое стало важнейшим звеном в процессе поиска международно-правового регулирования кредитных, финансовых и валютных отношений, а также начала Новый этап в создании механизма международного регулирования в этих взаимосвязанных областях. 

К концу Второй мировой войны стала очевидной тесная связь между мировым рынком и национальной экономикой. Одним из катастрофических результатов этой войны стал обвал европейского регионального рынка, который замедлил или свел на нет развитие межгосударственного экономического сотрудничества. По этим причинам возникла необходимость в единообразном, универсальном международном регулировании экономических отношений. Одним из механизмов такого регулирования был Международный валютный фонд (МВФ). 

Потребность в такой организации, как МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, которая поразила мировую экономику в 1930-х годах. Не менее в этот период мир пострадал от кризисов, которые произошли на международных финансовых и денежных рынках. Общее недоверие к бумажным деньгам создало спрос на золото. Ряд стран последовал примеру Великобритании, вынужденной отказаться от золотого стандарта. Из-за отсутствия доверия к стоимости денег, которые сейчас не имеют фиксированной цены на золото, было чрезвычайно трудно обменять валюты стран, которые отказались от золотого стандарта, и стран, которые продолжали его использовать. В странах накапливаются запасы золота и валют, которые можно конвертировать в золото, уменьшая объем и частоту денежных операций. 

Соотношение между деньгами и стоимостью товаров было нарушено, равно как и соотношение между стоимостью валют. В этих условиях мировая экономика находилась в рецессии. В период с 1929 по 1932 год цены на сырьевые товары в мире упали на 48%, а международная торговля упала на 63%. 

Серьезные потрясения на мировых рынках продолжались до начала Второй мировой войны.

В начале 40-х годов Г.Д. Уайт из США и известный экономист Д.М. Кейнс из Великобритании почти одновременно предложили на постоянной основе создать международную национальную организацию, которая будет осуществлять контроль над международной валютной системой. Эта организация должна была отвечать требованиям времени и содействовать обмену валют без каких-либо ограничений, устанавливать четкую и недвусмысленную стоимость каждой валюты и устранять любые ограничения. В конце 1943 года, когда исход войны уже был очевиден, переговорный процесс по созданию новой валютной системы и организации был возобновлен и приобрел более интенсивный характер. В результате многосторонних переговоров и консультаций, состоявшихся между странами, инициировавшими создание МВФ (США, Великобритания и Канада), были разработаны основные принципы его деятельности. Предполагалось, что помимо осуществления контроля над международной валютной системой в ее функции должно входить решение вопросов, связанных с оказанием помощи слаборазвитым странам в восстановлении их экономики. Более того, эта помощь должна была оказываться на принципах невмешательства во внутренние дела этих стран. 

Наконец, переговорный процесс по созданию МВФ, начатый еще в 1943 году, был завершен на Международной валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций, которая проходила с 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, Нью-Гемпшир). В нем приняли участие представители 44 государств. На конференции был принят «Заключительный акт», в который вошли так называемые Статьи соглашения об МВФ и его «инвестиционной отрасли» Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют роль их устава. 

27 декабря 1945 года после ратификации Соглашений о МВФ и МБРР 29 государствами они официально вступили в силу. В марте 1946 года на первой сессии Совета управляющих МВФ в Саванне (США) были приняты дополнительные резолюции, регулирующие деятельность МВФ. К осени 1946 года организация Фонда была завершена, и после публикации первоначальных валютных паритетов большинства государств-членов 18 декабря 1946 года было официально объявлено, что МВФ готов начать валютные операции 1 марта, 1947. 

В 1992 году страны бывшего СССР также присоединились к организации. Вступление в МВФ государств восточного блока и бывшего СССР с их наиболее острыми экономическими и политическими проблемами вызвало резкий поворот в функционировании самого Фонда. Это открыло перед ним обширную область деятельности, почти неизвестную ему в то время, и поставило перед ним новые сложные задачи. 

МВФ призван регулировать валютно-расчетные отношения между государствами и предоставлять финансовую помощь странам-членам путем предоставления им краткосрочных займов в иностранной валюте на случай валютных трудностей, вызванных дисбалансом в платежном балансе. Фонд действует как специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН). Этот статус ему был предоставлен в результате соглашения, заключенного с ООН, одобренного в 1947 году Советом управляющих МВФ и Генеральной Ассамблеи ООН. По настоянию Соединенных Штатов в это соглашение было включено положение, согласно которому ООН не имеет права давать рекомендации Фонду относительно его политики. Фактически МВФ является институциональной основой международной валютной системы. 

На момент создания в него входило 29 стран, в настоящее время 182. В 1992 году Россия стала членом МВФ.

Основными целями МВФ являются:

  • содействие международному валютному сотрудничеству;
  • создание благоприятных условий для сбалансированного роста и расширения международной торговли;
  • содействие стабильности обменных курсов, поддержание упорядоченности валютных отношений, недопущение девальвации валют, вызванной конкуренцией;
  • содействие в создании многосторонней платежной системы и устранение ограничений на обмен валюты;
  • предоставление на временной основе финансовых ресурсов странам-членам для корректировки их платежного баланса;
  • сокращение продолжительности и дефицита международного платежного баланса стран-членов.

Роль, функции и место МВФ в международном

Международный валютный фонд (МВФ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, созданным для поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Специфика МВФ по сравнению с другими межправительственными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, вытекающие из целей, ради которых он был создан. 

Статьи Соглашения фактически определяют центральное место МВФ в международной валютной системе. Поэтому Фонд занимается не только проблемами отдельных стран, но и функционированием международной валютной системы в целом. Его деятельность направлена ​​на поддержку методов и стратегий, с помощью которых государства-члены могут работать вместе для обеспечения стабильности глобальной валютной системы и устойчивого экономического роста. Кроме того, Фонд должен быть постоянно готов к урегулированию кризисных ситуаций, причем не только тех, которые касаются других государств-членов, но и тех, которые угрожают всей международной валютной системе. 

Обязанности МВФ, связанные с контролем международной валютной системы в целях обеспечения ее эффективного функционирования, включают мониторинг политики стран-членов с целью обеспечения соблюдения ими своих обязательств по статьям Соглашения МВФ. Согласно этому документу, каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами для обеспечения регулярности валютных режимов. Конкретные обязательства государств-членов включают, в частности, принятие экономической и финансовой политики, направленной на стимулирование экономического роста в условиях разумной стабильности цен; предотвращение манипулирования валютными курсами или международной валютной системой с целью предотвращения стабилизации платежного баланса или получения несправедливых конкурентных преимуществ с другими государствами-членами. Члены Фонда обязаны проводить политику, которая не противоречит этим обстоятельствам. Фонд контролирует каждое государство-член по своим обязательствам, включая строгий контроль за их политикой обменного курса, что является ключевым элементом контроля над другими аспектами обязательств государства-члена. Например, в начале 1995 года в связи с ростом объема и волатильности международных потоков капитала Исполнительный совет Фонда постановил, что состояние финансовых рынков и счета операций с капиталом заслуживает более тщательной оценки в рамках надзора за Фондом. 

Отвечая за бесперебойное функционирование международной валютной системы и платежной системы, МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в глобальном масштабе. Одной из важных функций Фонда является предоставление дополнительной ликвидности государствам-членам посредством выделения специальных СДР на правах заимствования, первого в истории резервного актива, созданного по решению МВФ. В соответствии со статьями Соглашения Фонд играет каталитическую роль в выполнении задачи превращения СДР в основной резервный актив международной валютной системы. Кроме того, Фонд служит хранилищем ликвидных международных резервов для своих членов в форме резервных позиций и требований по займам для Фонда. 

Статьи Соглашения о МВФ, по сути, определили центральное место Фонда в международной валютно-финансовой системе, а также его центральную координирующую роль среди других международных финансовых организаций.

МВФ поддерживает тесные связи и сотрудничает практически со всеми международными финансовыми организациями, и, прежде всего, со своей дочерней организацией, созданной в результате Бреттон-Вудского соглашения Международных банков реконструкции и развития, которое впоследствии стало частью Группы Всемирного банка.

Отношения с МБРР (далее Банк) в основном нефинансовые (за исключением роли Банка в качестве уполномоченного держателя СДР), что связано с принципиально различными механизмами, с помощью которых Фонд и Банк финансируют свои Деятельность, а также цели, функции и операции этих организаций различны.

В соответствии с Уставом МБРР, в эту организацию могут вступать только те страны, которые уже являются членами МВФ. Положение о том, что вступление в Фонд является предварительным условием для членства в Банке, было предусмотрено в уставе как условие, которое обеспечило бы, чтобы государства-члены погашали займы, полученные от МБРР (например, путем признания юрисдикции МВФ в регулировании обменных курсов и иностранной валюты ограничения). 

В соответствии с принципами сотрудничества между двумя организациями МВФ в основном предоставляет временную помощь для урегулирования платежного баланса и фокусируется на макроэкономических аспектах экономики стран-членов, в то время как Банк финансирует долгосрочные проекты экономического развития.

С момента своего создания две организации сотрудничали во многих областях. Например, специалисты МВФ принимают участие в миссиях Всемирного банка в государствах-членах и наоборот. Руководство и сотрудники штаб-квартиры обеих организаций находятся в постоянном контакте друг с другом по вопросам, представляющим взаимный интерес, включая разработку и реализацию программ для государств-членов. Кроме того, представители одной организации часто посещают заседания Исполнительного совета другой организации, чтобы обсудить проблемы страны, в которой и банк, и Фонд проводят значительную финансовую работу. Хотя основное направление тесного сотрудничества между МВФ и Банком связано с решением проблем отдельных стран, персонал обеих организаций также совместно рассматривает вопросы административного характера, финансового управления, информационных систем и повышения квалификации персонала. 

Кроме того, МВФ взаимодействует с другими организациями, входящими в группу Всемирного банка. Например, МВФ сотрудничает с Международной ассоциацией развития, а также с Международной финансовой корпорацией. Кроме того, работая с группой Всемирного банка, МВФ имеет возможность взаимодействовать с многосторонней группой банков развития, группой двусторонних учреждений по вопросам развития, а также с учреждениями Организации Объединенных Наций. 

Таким образом, можно констатировать, что Международный валютный фонд играет ключевую роль в мировой валютной системе. Это обстоятельство позволяет странам-членам решать весь спектр внешнеэкономических проблем, связанных с урегулированием их долговых обязательств, привлечением инвестиций в национальную экономику и т. д. 

Участие России в деятельности МВФ

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее связь с межгосударственными институциональными структурами, призванными регулировать мировые экономические и валютные отношения, членство в ведущих международных организациях, прежде всего МВФ и Всемирном банке. Присоединение к этим организациям обеспечивает доступ к важным источникам валютных кредитов. 

Ввиду вышеупомянутых причин в середине 80-х годов был взят курс на поэтапное вступление СССР в МВФ и МБРР. Отдельные контакты информационного и технического характера начали происходить с конца 1988 года. В сентябре 1989 года на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз официально объявил о намерении установить постоянные отношения с МВФ и Всемирным банком. В июле 1990 года Генеральный директор Фонда М. Камдессю впервые посетил СССР. 

После распада СССР государства-члены, большинство из которых образовали Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вхождения в бреттон-вудские учреждения. Российская Федерация подала заявку на вступление в МВФ и МБРР 7 января 1992 года. В то же время с учетом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике Российской Федерации, утвержденный правительством в феврале. 

27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за принятие России и 14 других бывших советских республик. После того, как российские представители подписали статьи соглашения (устав) МВФ 1 июня 1992 года, учредительные документы МБРР 16 июля 1992 года и МФК 12 апреля 1993 года, Россия официально стала членом этих организаций. 

В период с 1991 по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубило кризисную ситуацию, вызванную обменным курсом. Стране необходимы финансовые ресурсы для осуществления экономических преобразований, эффективной интеграции в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений. В связи с этим сотрудничество с МВФ открыло для России возможность установить новые экономические связи с развитыми странами, а также уменьшить чрезвычайную нагрузку внешнего долга на бюджет страны. В свою очередь, МВФ был готов предоставить России финансовую помощь и организационную поддержку. 

Международный валютный фонд, образованный в 1946 году, стал результатом Бреттон-Вудской конференции. Советский Союз также принимал активное участие в создании МВФ; квота СССР составляла 1200 миллионов долларов. с начальным уставным капиталом 8,8 млрд долларов. и был третьим после американского и английского, так как рассчитывался по специальной формуле, в которой не учитывались ни объем внешней торговли, ни национальный доход, ни золотовалютные резервы. Однако в итоге учредительные документы Фонда не были подписаны нашей страной. Это произошло, прежде всего, изза нежелания СССР соблюдать провозглашенный МВФ принцип раскрытия внутренней экономической информации, а также по ряду других, скорее всего, политических причин. 

Инвестиционная деятельность международных финансовых организаций и их роль в мировой экономике

Российская Федерация присоединилась к Международному валютному фонду в июне 1992 года, и наша страна представлена ​​отдельным исполнительным директором в Исполнительном совете, что свидетельствует о признании МВФ статуса Российской Федерации в качестве правопреемника бывшего СССР.

Финансовые условия участия России в IFES 

В ходе дискуссий о предполагаемом вступлении СССР в МВФ эксперты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 миллиардов долларов. дол (3,5-6% капитала фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими советскими республиками. 

По квоте (5,9 млрд СДР или 8,3 млрд долл. По обменному курсу на конец января 1999 года) Россия занимает девятое место после Канады. Такая квота не дает России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от пяти стран с самыми высокими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), для которых устав МВФ обеспечивает такое место , Однако, имея 59 704 голоса (2,79% от общего числа на 1 сентября 1999 г.), он, как и две другие страны Китай и Саудовская Аравия, не входит ни в одну группу государств-членов, сформированных для избрания исполнительного директора, и -ручно "избирает" своего директора. 

В соответствии с уставом МВФ Россия платила в конвертируемой валюте 25% от суммы своего подписки на капитал фонда.

Природа отношений между Россией и МВФ 

В последнее десятилетие ситуация в денежной сфере в России во многом определяется спецификой участия страны в МФО. Членство в МВФ, Всемирном банке, МБР и ЕБРР внесло значительный вклад в укрепление позиций России в международной финансовой системе. Взаимодействие страны с МФО, а также возможное вступление в другие ведущие мировые и региональные финансовые институты окажут значительное влияние на экономическое развитие России в ближайшем будущем. 

В 2006 году прошло 14 лет с тех пор, как Россия присоединилась к Международному валютному фонду. Переговоры о присоединении к нему были начаты Советским Союзом и являлись неотъемлемой частью политики «нового мышления», интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических, валютно-финансовых и финансовых отношений. Вступление в МВФ в полном объеме стало возможным только для постсоветской России, которая сразу приобрела статус заемщика. 

Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство соблюдать требования, изложенные в Статьях соглашения МВФ. Интеграция национальных экономик этих стран в мировую экономику требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения. 

Во-первых, страны-члены МВФ обязаны устранить валютные ограничения, поддерживать конвертируемость национальных валют в международных текущих валютных операциях и не участвовать в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валюты не считается обязательным условием для вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (его продолжительность не фиксирована) сохранять или вновь устанавливать определенные валютные ограничения. 

Во-вторых, страны-члены не должны прибегать к практике множественных обменных курсов.

Согласно этому требованию, Россия установила в июле 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или корзине валют и является плавающим, то есть формируется под влиянием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, в первую очередь на ММВБ, а также на ММВБ. как на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля по отношению к доллару был определен Центробанком в то время по результатам межбанковской фиксации на аукционах ММВБ. Этот курс использовался для определения суммы таможенных платежей в бюджет, учета иностранной валюты в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности. 

В-третьих, обязательным условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной прозрачности. Члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, валютных резервах и т. Д. Кроме того, они обязаны принимать представителей МВФ для изучения на месте состояния экономического механизма и характера макроэкономической политики. 

Что касается кредитов, то кредиты МВФ для России обусловлены выполнением ряда политических и экономических условий, которые содержатся в программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований, разработанных ими совместно с Фондом. В то же время МВФ стремится неукоснительно и последовательно выполнять согласованные условия. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ часто являются неотъемлемой частью пакетов международной финансовой помощи, Фонд, формулируя свои требования к этим странам, фактически выступает в качестве проводника западной политики в целом, особенно ведущих стран Большой семерки. 

Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, делятся на три группы: реализация мер по достижению макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности. В этих трех областях можно проследить условия кредитов, которые МВФ предоставил России. 

Первая категория требований МВФ к России ужесточение денежно-кредитной политики, особенно ограничение государственного кредитования. Расширяя кредиты Центрального банка, МВФ усматривал основную причину инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 году предусматривали ужесточение контроля за ростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России. 

Ужесточение денежно-кредитной политики, которое включало, в частности, приведение ставки рефинансирования Центрального банка в соответствие с рыночными тенденциями, сдерживая увеличение денежной массы, также предусматривало кредитные соглашения в рамках механизма системного финансирования в 1993 и 1994 годах.

Второе постоянное направление требований МВФ к России это приватизация государственного имущества и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что была выявлена ​​недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации. Фонд начал уделять особое внимание этим проблемам.

Помимо самой приватизации, наиболее важными конкретными условиями в этой области, с реализацией которых МВФ связывает предоставление кредитов России, являются следующие: 

  • всестороннее поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях народного хозяйства;
  • усиление роли рыночных сил в распределении и движении производственных и финансовых ресурсов;
  • полная ликвидация административного контроля над ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, во-первых, нескольких естественных монополий;
  • радикализация земельных и сельскохозяйственных реформ, отмена ограничений на покупку и продажу земли;
  • укрепление банковского сектора усиление надзора за коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение ликвидности банков, совершенствование платежной системы; формирование и развитие финансовых рынков, что подразумевает создание более эффективной правовой и организационной базы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности, погашение долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, прежде всего стандартизированных векселей; обеспечение иностранным инвесторам равных возможностей с национальными предпринимателями для участия в приватизации собственности. 

Вопросы, связанные с приватизацией собственности, ролью государства в экономике, в том числе в контексте соответствующих требований МВФ, являются предметом острых дискуссий в российском обществе и политической элите страны. В конечном счете, эти дискуссии отражают борьбу за выбор конкретной модели рыночной экономики, и спектр таких моделей очень широк от ультралиберальной экономики США до скандинавских стран с самой значительной долей государственного сектора. и акцент на социальные цели. 

Третья группа условий по кредитам, предоставляемым МВФ России, это либерализация внешнеэкономической деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий самой торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квоты) на импорт и экспорт, экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения использовались для сдерживания чрезмерного экспорта, прежде всего, энергии и сырья. Импортные тарифы направлены на создание более благоприятных условий для национальных предприятий с целью оживления производства в России. Однако в ходе реализации согласованных с МВФ руководящих принципов либерализации внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной степени демонтирован. 

Открытие российской экономики через внешнюю торговлю началось в 1994 году с отмены нетарифных мер экспортного регулирования. Квоты и лицензии были отменены, кроме экспорта всех товаров, кроме нефти. А с 1 января 1995 года правительство либерализовало экспорт нефти. В 1995 году были полностью сняты ограничения на экспорт и импорт, а также допущены субъекты предпринимательской деятельности к участию во внешнеэкономической деятельности, а ликвидация (в декабре 1995 года) тарифных льгот была завершена. Указ Президента от 5 марта 1995 года отменил институт «специальных экспортеров» стратегических товаров, включая нефть. В июле 1996 года вступила в силу процедура свободного доступа к нефтепроводам, принятая по настоянию МВФ. 

В июле 1992 года Россия получила первый резервный кредит (резервный кредит) в размере около 1 миллиарда долларов. В июне 1993 года и в апреле 1994 года в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша на сумму около 1,5 млрд. Долл. США. каждый в апреле 1995 года резервный кредит на сумму 6,8 млрд. долл. США. В марте 1996 года МВФ предоставил России кредит в рамках расширенной программы финансирования в размере 10,1 млрд. Долларов. на 10 лет с четырехлетним льготным периодом (самый большой кредит на тот момент в истории Фонда), из которых было выделено 5,8 миллиарда долларов. В июле 1999 года, после окончательного утверждения параметров экономического развития, МВФ принял решение выделить стабилизационный кредит на сумму 4,5 миллиарда долларов. Первый транш составил 640 миллионов долларов. В последние четыре года Россия не обращалась за кредитами МВФ, ее общая задолженность перед фондом сократилась до 6,3 миллиарда долларов. и стал значительно меньше квоты россии в фонде. 

Вступление в МВФ предоставило России возможность получать значительные суммы в конвертируемой валюте в качестве займов. Однако, как известно, кредит предоставляется на условиях предполагаемого использования, срочности, оплаты и погашения. Таким образом, если для коммерческих банков последние три условия являются первостепенными и наиболее важными, МВФ придает большое значение акценту на кредиты. Вот почему предоставление кредитов неразрывно связано, если не зависит, от выполнения определенных политических и экономических требований, содержащихся в разработанных программах экономической стабилизации. Во многих случаях страны вынуждены платить высокие социальные цены за кредиты МВФ. Это может быть подтверждено основными положениями Меморандума об экономической политике, реализация которого была необходима для того, чтобы Россия была принята в МВФ и получила первый кредит.

В нем можно выделить следующие основные моменты: 

  • сокращение дефицита бюджета для стабилизации экономики. Как правило, любое сокращение дефицита бюджета связано с сокращением социальных расходов; 
  • прекращение кредитования бесперспективных предприятий. Но из-за того, что количество таких предприятий весьма значительно, реализация этого положения может вызвать глубокий кризис из-за роста безработицы; 
  • снижение инфляции. Для этого необходимо прекратить выпуск денег в обращение, что, если снова возникнет дефицит бюджета, затронет социально незащищенные слои населения; 
  • реорганизация аграрного и энергетического секторов экономики с целью увеличения валютных поступлений. Реализация этого пункта неизбежно приведет к недостатку финансирования для такой трансформации, а также к отсутствию устоявшейся нормативной базы. 

Несомненно, любые преобразования, направленные на реорганизацию экономики страны, будут сопровождаться неизбежными негативными явлениями переходного периода, ростом безработицы, инфляцией и т. д. однако именно в этой ситуации способность государства проводить такие реформы определяется эффективно и в то же время достаточно безболезненно для всех слоев населения страны.

Следует обратить внимание на тот факт, что согласование условий кредитования с фондом с учетом выводов экспертов относительно экономической и политической ситуации в стране является своеобразной гарантией кредитоспособности и платежеспособности страны-заемщика, выданной МВФ. Это открывает доступ к другим межгосударственным кредитам и частным инвестициям, а также благоприятно облегчает переговоры с кредиторами относительно реструктуризации внешнего долга. Именно благодаря участию МВФ Россия смогла добиться в 1995-1996 гг. принципиальные решения по реструктуризации российских долгов перед парижским и лондонским клубами. 

Отношения между МВФ и Россией всегда были сложными. Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять следующие требования. 

Во-первых, отмена валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.

Во-вторых, не прибегайте к практике множественных обменных курсов. Согласно спросу, с июля 1992 года в России установлен единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Обменный курс рубля является плавающим, то есть определяется на валютном рынке в результате соотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется по отношению к доллару Центральным банком самостоятельно. 

В-третьих, установление информационной прозрачности. По ст. 4 Устава МВФ проводятся ежегодные двусторонние консультации с целью проведения всестороннего анализа экономической политики страны и подготовки соответствующего доклада. В 2000 году в интересах расширения отношений с Фондом Россия впервые согласилась открыто опубликовать страновой отчет МВФ за 2000 год. 

В то же время следует отметить, что кредитное сотрудничество было прервано в конце 1999 года под предлогом злоупотребления средствами в России. Получение ресурсов зависело от ряда очень жестких условий. По сути, это были «невыполненные» условия программы, разработанной правительством Е. Примакова. К ним относятся увеличение доли платежей «живыми деньгами» в энергетическом секторе, тепло и водоснабжение до 40%, железнодорожный транспорт до 65%, принятие поправок в законы о банкротстве предприятий и банков, реформа Банк России в направлении большей прозрачности своей деятельности, «корпоратизации» иностранных банков, независимого международного аудита Сбербанка РФ и всех внебюджетных фондов, коммунальной реформы, внесения оплаты за жилищно-коммунальные услуги к их реальной стоимости, земельная реформа и принятие закона, гарантирующего свободную продажу земли. 

В настоящее время Россия вступила в новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без кредитов МВФ. Проводится специалистами Фонда в соответствии со ст. 4 Устава МВФ, обзор российской экономики за 2002 год был проведен в благоприятной для России форме. В мае 2003 года обзор был представлен Исполнительному совету МВФ, который положительно оценил экономический курс России. 

Результаты отношений между Россией и МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций отдельных социально-политических сил. Наличие кризисной ситуации заставляет Россию, как и другие государства бывшего СССР, обращаться в Фонд за кредитами. Однако следует помнить, что пока эти страны зависят от кредитов МВФ, их влияние по-прежнему является важным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики. 

Следует отметить, что финансовая помощь, предоставляемая МВФ, фактически относится к категории суверенных заимствований (государственных займов). Суверенные заимствования крайняя мера, к которой руководство страны прибегает, как правило, только в исключительных случаях. Первоначальный недостаток суверенных заимствований заключается, прежде всего, в том, что проценты и погашение большей части долга осуществляются из доходов государственного бюджета, в то время как такие кредиты не дают финансовой нормы прибыли. Кроме того, в качестве обязательного условия получения финансирования Фонд также предъявляет политические требования правительству страны-заемщика. Это обстоятельство существенно усложняет внутреннюю ситуацию в стране, которая вынуждена обратиться к МВФ за финансовой поддержкой. 

Очевидно, что заимствование у МВФ оправдывает себя только в кризисных ситуациях при условии, что возникшие трудности носят временный характер. Средства, собранные таким образом, должны использоваться для поддержания определенного уровня государственных расходов, а все внутренние и внешние ресурсы должны быть направлены на создание базовой экономической инфраструктуры, которая может обеспечить адекватный уровень государственных доходов (для погашения кредитов), а также дальнейший экономический рост. 

Заключение

В результате анализа, проведенного в работе, можно сказать, что международные валютные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, играют важную роль в организации международных кредитных отношений и поддержание стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет привнести нормативное начало и определенную стабильность в противоречивую целостность мировой экономики, обеспечивая бесперебойное функционирование денежно-финансовой сферы в целом. Во-вторых, они призваны служить форумом для установления сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологической конфронтации эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в изучении, анализе и обобщении информации о тенденциях развития и разработке рекомендаций по наиболее важным проблемам мировой экономики. 

В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-финансовых учреждений, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.

Построение отношений между Россией и МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи с этим совокупность основополагающих принципов этого сотрудничества можно разделить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цели и задачи МФО, а также конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничества и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны, государство заемщики, с другой руководство и основные акционеры МФО, стремящиеся расширить свое влияние и использовать кредиты, выделяемые, в частности, для России, в качестве источников прибыли. 

Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия дефицита бюджета и обслуживания государственного долга. 

Но с другой стороны, позитивное развитие отношений с МВФ позволило России ускорить процесс экономического возрождения и открыло возможность полного возврата на мировые финансовые, фондовые и товарные рынки. Масштабы влияния МВФ на мировую экономику и мировую валютно-финансовую систему значительно расширились с приемом России и других бывших социалистических стран в эту организацию. Отличительной чертой кредитных отношений Фонда с Россией является их долгосрочный характер и эволюция функций фонда в них от источника кредита к гаранту внешней платежеспособности.