Инвестиции и оценка инвестиционного климата России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Анализ использование трудовых ресурсов организации
Роль фондовой биржи в современной российской экономике
Оценка эффективности инновационной политики государства
Безработица и занятость населения


Введение:

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Это достигается за счет увеличения объема реализуемых инвестиционных ресурсов и их наиболее эффективного использования в приоритетных областях материального производства и социальной сфере. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Инвестиции играют важную роль как на макроуровне, так и на микроуровне. Фактически они определяют будущее страны в целом, отдельного экономического субъекта и являются локомотивом развития экономики.

Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощности, технологического уровня. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, потому что на инвестициях в России можно заработать огромные деньги, но в то же время страх потерять вложенные средства останавливает инвесторов.

Решение проблемы привлечения инвестиций требует создания специальных условий для организации инвестиционной деятельности, которые эффективно обеспечивают привлечение и целевое использование вложенных средств. Поэтому вопрос об инвестиционном климате в России, условиях и факторах его формирования в настоящее время выходит на первый план и является весьма актуальным.

Целями данной работы являются изучение инвестиционного климата в России, факторов, формирующих и влияющих на него, а также оценка его текущего состояния. Целью данной работы является определение и оценка условий, созданных для инвестиционной деятельности, а также выявление проблем существующего инвестиционного климата и привлекательных областей для внешних и внутренних инвестиций.

Инвестиционный климат и факторы, его формирующие

Сущность, содержание и факторы, формирующие инвестиционный климат

Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации в конкретной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в стране (регионе, отрасли). Финансовый словарь дает более полное определение: инвестиционный климат представляет собой набор политических, социокультурных, финансовых, экономических и правовых условий, преобладающих в любой стране (регионе, отрасли), которые определяют качество инфраструктуры бизнеса, эффективность инвестиций и степень возможных рисков при инвестировании капитала.

В настоящее время вопросы инвестиционной привлекательности России и ее регионов приобретают все большее значение, приобретая социально-значимый и важный характер. Экономисты, политики и другие специалисты в различных областях связывают стабилизацию экономики и устойчивый экономический рост в регионах с обеспечением необходимых объемов инвестиций в реальный сектор экономики. Некоторые специалисты придают большее значение инвестициям, напрямую связывая их с решением всех российских и региональных проблем, другие - меньше, признавая существование неэффективных инвестиций, но и рассматривая их как великое благо, поскольку они «создают инвестиционную инфраструктуру и прокладывают дорогу путь для эффективных инвестиций».

Инвестиции в российское законодательство включают денежные средства, ценные бумаги, другое имущество, в том числе имущественные права, другие права, имеющие денежную стоимость, вложенные в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта.

В международной практике под инвестиционной привлекательностью или инвестиционным климатом территории обычно понимают совокупность некоммерческих рисков, связанных с прибытием инвестора в данную страну или регион и его реализацией инвестиционного проекта.

Климат - это концепция рыночной экономики, абстрактный образ эффективных капиталовложений для предпринимателей, стремящихся получить максимальную прибыль в своем экономическом поведении. Другими словами, инвестиционный климат является типичным примером конкретного продукта, который появился на рынке в связи с потребностями инвесторов, которые выбирают наиболее прибыльный объект с их точки зрения для инвестирования бесплатных инвестиционных ресурсов. Объективно инвестиционный климат представляет собой общие условия для всех инвесторов для осуществления инвестиционной деятельности.

Не следует забывать, что инвестиционный климат в России зависит от инвестиционного климата, созданного на местах субъектами Российской Федерации и местными администрациями. Тем не менее поступательное движение России по пути улучшения инвестиционного климата может сформировать у инвесторов ожидания, что сегодня ситуация лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.

С научной точки зрения инвестиционный климат характеризуется комплексом факторов. Изменения большинства факторов занимают много времени, так как они влияют на институциональную структуру экономики и общества.

Другими словами, в настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию «бегства» отечественного капитала препятствует ряд факторов, которые в совокупности формируют инвестиционный климат в стране.

Политика и действия государственных органов играют ключевую роль в формировании инвестиционного климата. Хотя ряд факторов (например, географический) вряд ли зависит от правительства страны, гарантий прав собственности, подходов к государственному регулированию и налогообложению (реализуемых как внутри страны, так и на ее границах), создания инфраструктуры, функционирования финансовые рынки и рынки во многом зависят от этого. труда, а также факторы более общего плана, определяющие качество государственного управления.

Важным аспектом инвестиционного климата является законодательство и его стабильность. Серьезную опасность представляет не несовершенство и нестабильность законодательства, а плохое выполнение законов.

Определенную обеспокоенность среди иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением финансового положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором в инвестиционном климате и предпосылкой любых радикальных экономических преобразований.

На динамику оттока и притока инвестиций негативно влияет неразвитая инфраструктура, включая связь, телекоммуникации, транспорт и гостиничный бизнес, то есть отсутствие условий, знакомых большинству цивилизованных бизнесменов.

Коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые затронули многие звенья внешнеэкономических связей России, являются очень негативными факторами, влияющими на инвестиционный климат. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России позволяет сделать вывод, что приток иностранных инвестиций ограничен не только наличием высоких политических и экономических рисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем рынке.

В дополнение ко всему этому инвестиционный климат формируется такими факторами, как:

  • макроэкономическая политика;
  • состояние государственного долга;
  • интеллектуальная собственность;
  • законодательство и судебная защита;
  • соблюдение договорных обязательств;
  • банковская система;
  • валютная и торговая политика;
  • политика местного самоуправления;
  • открытость экономики и правила торговли с другими странами;
  • уровень монополии в экономике;
  • уровень развития и наличие объектов инфраструктуры;
  • различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов;
  • природные ресурсы и др.

На инвестиционный климат влияют многие факторы. К ним относятся экономические, политические, социальные, правовые и т. д.

Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Инвестиционный потенциал (инвестиционный потенциал территории) формируется как сумма объективных предпосылок для инвестирования в зависимости как от наличия и разнообразия территорий и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Потенциал страны или региона является в основном количественной характеристикой, которая учитывает основные макроэкономические показатели, насыщенность территории производственными факторами (природные ресурсы, рабочая сила, основные средства, инфраструктура и т. д.), Потребительский спрос населения, и т.п.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и доходов от них. Это показывает, почему вы не должны (или должны) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск подводит итог правилам игры на инвестиционном рынке. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуации.

Рассчитываются следующие виды риска:

  • экономические (тенденции экономического развития региона);
  • финансовый (степень сбалансированности между областным бюджетом и финансами предприятия);
  • политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местных органов власти);
  • социальный (уровень социальной напряженности);
  • экологический (уровень загрязнения окружающей среды, в том числе радиационный);
  • криминальные (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
  • законодательные (правовые условия для инвестирования в определенные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Таким образом, инвестиционный климат понимается как среда, в которой происходят инвестиционные процессы. Инвестиционный климат формируется под влиянием политических, экономических, правовых, социальных и других факторов, которые определяют условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяют степень инвестиционного риска. Инвестиционный климат обычно характеризуется сочетанием инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Инвестиционная привлекательность определяется как система или совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей, которые вместе определяют потенциальный эффективный спрос на инвестиции в данной стране, регионе и т. д. Она формируется из двух компонентов: уровень инвестиционного потенциала, который является Определяется ряд экономических, социальных и природно-географических факторов, а также уровень некоммерческих инвестиционных рисков, который определяется внешней макроэкономической и региональной ситуацией по отношению к инвестору. Взаимосвязь между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью носит характер корреляционной зависимости, то есть инвестиционная привлекательность является обобщенным фактором признаков, а инвестиционная активность является зависимым от нее результатом. Высокий уровень корреляции между текущей инвестиционной привлекательностью регионов и текущей инвестиционно-экономической активностью позволяет определить перспективную инвестиционную активность.

Анализ инвестиционной ситуации в Российской Федерации

Вопрос инвестиционного климата в России в настоящее время выходит на первый план. Будущее российской экономики зависит от ее решения, возможно, больше, чем от всех других факторов. В настоящее время инвестиционный климат в стране очень неблагоприятный, несмотря на то, что инвестиции в основной капитал в 2007 году увеличились в среднем на 21,1%, продемонстрировав самый высокий рост в постсоветский период. Инвестиции во внутренние сектора экономики - производство, сельское хозяйство, транспорт, жилье, образование и здравоохранение - росли опережающими темпами. Приток прямых иностранных инвестиций заметно увеличился: их объем увеличился в 2007 году с 32 до 54 миллиардов долларов США. 

Традиционно общепризнанно, что основными конкурентными преимуществами России являются богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и высокий интеллектуальный потенциал. Но в отношении качества трудовых ресурсов мы должны трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Сравнительная интегральная оценка качества рабочей силы сближает Россию с группой стран, не подходящих для размещения какого-либо производства.

Инфраструктура обычно оценивается как явно слабая. Огромные просторы страны превращаются в значительные транспортные расходы, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сбыта сырья и материалов. Из-за отсутствия современной инфраструктуры требуемые первоначальные затраты увеличиваются в разы.

Политическая нестабильность и непредсказуемость - одно из самых уязвимых мест в российском инвестиционном климате.

Объем государственного долга несопоставим с источниками обеспечения, временная структура платежей по его обслуживанию крайне неблагоприятна. После валютно-финансового кризиса 1998 года произошло значительное изменение международной инвестиционной позиции по внешнему долгу Российской Федерации. Более чем в полтора раза увеличение номинальной стоимости внешнего долга - с 189,2 млрд. На конец 1998 года до 310,6 млрд. На начало 2007 года - сопровождалось более чем двукратным уменьшением его относительной величины - с 69,9 до 31. 4% ВВП. 

Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.

Когда люди говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, они часто подразумевают огромное налоговое бремя. На самом деле, он немного тяжелее, чем в большинстве европейских стран. Проблемы заключаются не столько в высоких ставках, сколько в определении налоговой базы. Существенные пробелы в налоговом законодательстве и несогласованность ряда нормативных актов создают области правовой неопределенности. Поскольку налоговые отношения могут регулироваться только государством, в условиях хронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под повышенным давлением со стороны фискальных служб.

Слабость банковской системы является серьезным тормозом для инвестиций и одним из важнейших факторов инвестиционного риска. Помимо сложности получения кредита по доступной цене, экономическим агентам сложно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость транзакций и увеличивает их стоимость. Финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции, еще слабее. Инвестиционные фонды, которые мобилизуют ресурсы главным образом от мелких частных инвесторов, также крайне слабы и их мало.

Некоторые аспекты таможенного регулирования являются неблагоприятными для иностранных инвесторов, в частности, такие как режим временного ввоза, режим продажи авиабилетов и т. д. Недавно были введены ограничения для иностранных граждан на вывоз валюты в заявленных суммах. при вступлении никто и не был предупрежден об изменениях, и многие люди потеряли деньги.

Такие факты иногда сводят на нет эффективность более важных государственных мер по улучшению инвестиционного климата.

Проблемы внешней торговли часто связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Количество наименований импортируемых товаров, подлежащих сертификации, во много раз превышает соответствующие требования сертификации, действующие в странах ЕС.

Для российской экономики принципиально важно занять прочные позиции на мировых рынках. Учитывая низкую конкурентоспособность большинства продуктов нашей обрабатывающей промышленности, в первую очередь нам необходимо закрепиться на тех рынках, где Россия имеет свои позиции, прежде всего на рынках СНГ. Иностранные инвестиции могут помочь увеличить российский экспорт при условии, что инвесторы могут рассчитывать на рынки стран СНГ.

Одним из существенных факторов инвестиционного климата является политика местных властей. Важность инвестиций признается во многих регионах, поэтому инвесторам предоставляются налоговые льготы и другие льготы. Основным видом льгот, предусмотренных этим законодательством, являются налоговые льготы (для уплаты налогов для зачисления в областной бюджет). Однако иногда кажется, что Россия не единое государство, а состоит из ряда феодальных княжеств со своими собственными порядками.

Все категории инвесторов нуждаются не только в адекватной информации о положении предприятия, но и в уверенности в том, что полученные (или не полученные) ими дивиденды (проценты) являются результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а не его Учетная политика «скорректирована» с учетом интересов налоговых органов и не учитывает потребности инвесторов.

Формально существует национальный режим, общий для российских и иностранных инвесторов. Но на самом деле нет равенства. С одной стороны, у иностранцев есть преимущества: доступ к капиталу и кредитам, опыт управления, технологии. С другой стороны, российские предприятия уклоняются от налогов, используют денежные суррогаты, и в целом их положение, вероятно, предпочтительнее. Они более влиятельны в «коридорах» власти, они более охотно подкупают государственных чиновников, в результате чего они получают реальные преимущества.

Инвестиционная привлекательность России в глазах иностранных инвесторов значительно снижается из-за отсутствия благоприятного режима для иностранных инвестиций, который они имеют в других странах с переходной экономикой.

Следует также отметить, что финансовый кризис очень негативно влияет на инвестиционный климат в России, подрывая доверие к России со стороны многих капиталовложений.

Оценка инвестиционного климата России в целом по международным стандартам с использованием таких критериев, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и телекоммуникационная система, рынок относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и т. д., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.

Влияние инвестиций на реальный сектор экономики

Инвестиции играют важную роль в функционировании и развитии экономики и предопределяют ее рост. Изменения количественных соотношений инвестиций оказывают влияние на объемы общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер экономики.

Увеличение реального капитала общества (приобретение машин, оборудования, модернизация и строительство зданий и т. д.) Увеличивает производственный потенциал экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкуренции (как на внутреннем, так и на внешнем рынках), дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т. д.

Инвестиции (капитальные вложения) играют ключевую роль, поскольку они обеспечивают обновление, обновление и расширение основных средств для производства товаров и услуг и повышают их конкурентоспособность. Инвестиционным бизнесом постоянно занимаются специализированные лица, а время от времени - предприятия и учреждения, нуждающиеся в обновлении, расширении или техническом перевооружении основных средств для производства товаров и услуг.

Инвестиции в основной капитал выполняют следующие основные функции:

  • воспроизведение - замена устаревших или изношенных основных средств и создание новых для обеспечения простого или расширенного воспроизведения товаров и услуг;
  • инновационный - внедрение базовых или улучшающих инноваций для повышения конкурентоспособности продукции, производства новых товаров и услуг или использования новых технологий;
  • социально-экологические - строительство новых или реконструкция существующих социальных и экологических объектов;
  • оборона - строительство или реконструкция оборонных объектов, предприятий военно-промышленного комплекса;
  • внешнеэкономическая - привлечение иностранных инвестиций в основные фонды страны, а также строительство или реконструкция объектов за рубежом;
  • оппортунистический - динамика инвестиций служит индикатором фаз экономического рынка, состояния конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках.

Перечисленные функции раскрывают ключевую роль инвестиций как в национальной, так и в мировой рыночной экономике.

Воздействуя на расширение производственных мощностей в долгосрочной перспективе, инвестиции оказывают существенное влияние на использование существующих мощностей.

Они играют чрезвычайно важную роль и на микроуровне.

На этом уровне они необходимы, прежде всего, для достижения следующих целей:

  • расширение и развитие производства;
  • предотвращение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
  • повышение технического уровня производства;
  • повышение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
  • реализация природоохранных мероприятий;
  • покупка ценных бумаг и инвестирование в активы других компаний;
  • решение проблем социального характера (строительство жилья, учебных заведений, здравоохранения, культуры);
  • регулирование всех экономических районов страны;
  • покрытие расходов на проектно-изыскательские работы.

В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятий в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Таким образом, инвестиции являются наиболее важной экономической категорией и играют значительную роль как на макро, так и на микроуровне, прежде всего для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и, на этой основе, для решения многих социальных проблем. Но из-за общей экономической нестабильности, высоких темпов инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, превышающих уровень рентабельности предприятий, в последние годы объем капитальных вложений и капитального строительства резко сократился, что не способствовало, а наоборот усугубил экономическое положение страны.

Обеспечение накопления средств предприятий, производственного потенциала, инвестиций напрямую влияет на текущие и будущие результаты хозяйственной деятельности. В то же время инвестиции должны осуществляться в эффективных формах, поскольку инвестиции в морально устаревшие средства производства и технологии не будут иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и, как следствие, уменьшение объемов производства.

Таким образом, эффективность использования инвестиций важна для экономики: увеличение масштаба инвестиций без достижения определенного уровня его эффективности не приводит к стабильному экономическому росту. Для стабильного и сбалансированного функционирования экономики необходимо создать условия для бесперебойной реализации инвестиционного процесса.

Формирование привлекательного инвестиционного климата в России

Создание сложных условий для инвестиционной деятельности

Одним из ключевых направлений экономической политики является создание благоприятных экономических условий для повышения инвестиционной активности.

Ключевым элементом в создании благоприятных экономических условий для инвестиционной деятельности является формирование механизмов, обеспечивающих защиту прав собственности и передачи, имущественных прав, равенство всех лиц, участвующих в обороте имущества. Государство должно усилить защиту добросовестных покупателей ценных бумаг, недвижимости и другого имущества, усовершенствовать механизмы регистрации прав на определенные виды собственности, создать надежные и эффективные системы регистрации передачи прав, хранения информации о сделках и субъектах прав.

Одной из конкретных областей защиты прав собственности является защита прав акционеров (инвесторов), в том числе более строгое регулирование выпуска и передачи акций, информационная прозрачность компаний и недопустимость неправомерного использования внутренней информации.

Защита прав кредиторов имеет принципиальное значение для повышения инвестиционной активности российских и иностранных инвесторов. Эта проблема решается комплексно в рамках существующих методов защиты прав собственности, корпоративного права, деятельности судебной системы и исполнительного производства, процедур банкротства.

Ключевое значение для создания благоприятного инвестиционного климата имеет предоставление и развитие прав собственности на землю, другую недвижимость, а также прав интеллектуальной собственности, законодательное закрепление принципов рыночного оборота недвижимости.

Формирование современных отношений собственности требует развития экономической и правовой инфраструктуры, обеспечивающей ее эффективное функционирование. Одним из основных элементов этой инфраструктуры является судебная система и система исполнения судебных решений.

Благоприятный инвестиционный климат предполагает:

  • единое экономическое пространство на территории России, отсутствие административных барьеров для движения товаров, капитала и рабочей силы, чрезмерное региональное регулирование экономической деятельности;
  • «прозрачность» процессов создания и слияния коммерческих организаций путем приобретения крупных пакетов акций, основных производственных фондов и нематериальных активов;
  • отсутствие барьеров для доступа на товарные рынки и возможность эффективного контроля над предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке;
  • равные условия доступа к государственным заказам;
  • широкое развитие малого бизнеса, в том числе за счет резкого сокращения административного вмешательства, упрощения и стабилизации налогообложения, расширения возможностей пополнения оборотных средств.

Важнейшими условиями для создания инвестиционной активности в стране являются:

  • упрощение первоначального выхода на рынок;
  • устранение ненужного административного регулирования предпринимательской деятельности;
  • обеспечение координации действий федеральных и региональных органов власти в отношении бизнеса.

Чтобы устранить барьеры для входа на рынок, необходимо, во-первых, упростить регистрацию юридических лиц, повысив при этом ответственность учредителей за нарушения законодательства. Государственная регистрация должна обеспечивать только учет и распространение информации о юридических лицах, а не контроль над ними. Исходя из этого, целесообразно ввести принцип уведомления о регистрации и сократить количество утверждающих экземпляров.

Во-вторых, целесообразно значительно сократить список лицензируемых видов деятельности. Рекомендуется заменить лицензирование стандартизацией, аккредитацией и сертификацией и независимой экспертизой потребителей. Важно установить единую процедуру лицензирования в стране, устраняя региональные различия и дополнительное региональное регулирование видов экономической деятельности, качества товаров и услуг.

Содействие ведению переговоров об инвестиционных документах имеет особое значение для стимулирования прямых инвестиций. Экспертиза инвестиционных документов должна основываться на принципе «одного окна» (единый территориальный орган для экспертизы и утверждения проектов) и иметь четко установленный максимальный срок. Инвестору должно быть гарантировано право на возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения должностными лицами установленного порядка и сроков проведения экспертизы. Целесообразно установить аналогичный принцип для регистрации сделок с недвижимостью.

Для устранения ненужного административного регулирования хозяйственной деятельности необходимо:

  • уменьшить совокупность административных требований к участникам хозяйственной деятельности, особенно установленных ведомственными инструкциями;
  • сократить количество органов, которые имеют право проверять деятельность компаний и применять против них санкции без судебного разбирательства, и упорядочить практику проверок, в частности, их дублирование, обеспечивая в разумных пределах всесторонние проверки путем группа надзорных органов.

В дополнение к судебной защите рекомендуется предоставлять гражданам и юридическим лицам возможность представлять их интересы в федеральных и местных органах власти. Отношения между бизнесом и государством должны основываться на принципе: бизнесу разрешено все, что не запрещено законом, а властям запрещено все, что не предусмотрено законом.

Улучшение информационной поддержки участников бизнеса необходимо для улучшения инвестиционного климата. Значительного увеличения инвестиций, особенно иностранных, невозможно добиться без повышения финансовой и организационной прозрачности предприятий. Существенную роль в этом играет реформа системы бухгалтерского учета, приближающая ее к условиям рыночной экономики и международным стандартам.

Инвестиционный бизнес невозможен без финансовых институтов и рынков: банковской системы, инвестиционных и фондовых институтов, страховых компаний.

Основным направлением реформирования банковской системы России является повышение устойчивости банков и развитие реальной конкуренции в банковском бизнесе. Повышение устойчивости банковской системы предполагает привлечение дополнительного капитала в банковский сектор, в том числе за счет улучшения налогообложения банков, упрощения и повышения эффективности ликвидационных процедур для нежизнеспособных банков, ужесточения требований к качеству управления и банковских менеджеров.

Фондовый рынок является важным инструментом в инвестиционном процессе. Чтобы расширить привлечение средств на фондовый рынок, необходимо развивать институциональных инвесторов, таких как негосударственные пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования (инвестиционные фонды), разрабатывать механизмы привлечения сбережений на рынок корпоративных ценных бумаг, создавать условия для развитие брокерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, стимулирующих работу профессиональных участников рынка ценных бумаг не только с крупными, но и с мелкими инвесторами, обеспечивающими защиту прав инвесторов и акционеров. Самостоятельной проблемой является развитие инфраструктуры фондового рынка, повышение его доступности для инвесторов, а также усиление контроля над рынком ценных бумаг. Система мониторинга и контроля на фондовом рынке не позволит манипулировать ценами на рынке.

Во всем мире страховые компании являются крупными инвесторами, которые аккумулируют значительные средства. Развитие национальной системы страхования требует создания соответствующих налоговых льгот и инвестиционных инструментов, а также формирования сектора обязательного страхования и совершенствования системы государственного регулирования и надзора. Вовлечение сбережений граждан в инвестиционный процесс посредством страхования требует от государства сформировать механизм размещения страховых резервов на инвестиционном рынке, который отвечает потребностям страховщиков с точки зрения прибыльности, надежности и ликвидности.

Таким образом, формирование благоприятного инвестиционного климата, а вместе с ним и создание условий для инвестиционной деятельности предполагает улучшение общих условий управления, защиту прав собственности, улучшение корпоративного управления, выравнивание условий для конкуренции, дерегулирование экономики. экономика, совершенствование информационного обеспечения бизнеса, реформа бухгалтерского учета и статистики. развитие финансовых рынков и институтов, в том числе фондового рынка, банков, страховых и инвестиционных институтов.

Накопленные проблемы, трудности, противоречия инвестиционного климата

Инвестиционный процесс в рыночной экономике является одним из наиболее интересных и сложных объектов исследования. Это худшее предсказуемо, особенно в фазе кризиса. Изменения в спросе, стоимости капитала, параметрах внутренней стабильности фирмы всегда вызывали резкие колебания объемов инвестиций наряду с прибылью, ценами на акции и процентными ставками, хотя их взаимосвязь менялась с развитием и усложнением рыночной экономики. Во время затяжного трансформационного кризиса резкое сокращение инвестиций и растущая амортизация фондов в России оказались одной из самых серьезных проблем.

Задача трансформации инвестиционного процесса при переходе от плановой экономики к рыночной экономике в нашей стране еще не решена. Потребление населения, государственные расходы, экспорт и импорт могут происходить даже в самых неблагоприятных институциональных условиях, но инвестиции требуют сложной комбинации факторов, как внутренних (для фирмы), так и внешних. Во время любого кризиса больше всего снижаются инвестиции, поскольку они финансируются в основном за счет прибыли и займов и направлены на увеличение будущих доходов при принятии серьезных коммерческих (и не только) рисков.

В ходе трансформационных процессов для эффективного накопления должны соблюдаться два основных условия: наличие защищенных прав собственности и обеспечение макроэкономической стабильности. Но инвестиционный процесс разворачивается полностью только после того, как сформирована вся система рыночных стимулов для накопления капитала на микроуровне. Обычно, в начале трансформации, задача макроэкономической стабилизации выходила на первый план, но позже задачи создания благоприятного инвестиционного климата и конкурентной среды назывались актуальными.

Ключевой проблемой переходного периода является одновременное формирование частной собственности и корпоративного контроля, с одной стороны, и конкурентной среды, с другой. Как показывает российский пример, может пройти десятилетие после активной фазы массовой приватизации, прежде чем инвестиции начнут быстро расти. Устойчивость и безопасность прав собственности являются ключом к зрелой рыночной экономике. В нашей стране после относительной стабилизации макроэкономической сферы в 2000-х годах процесс накопления все еще находится под влиянием «специфики российского капитализма». Он характеризуется высокой концентрацией собственности в ведущих компаниях, частных или государственных, которые вступают в глобальную конкуренцию. Попытка приватизировать многие советские вертикально-интегрированные компании по частям была пустой тратой времени.

Путь становления русского капитализма был своеобразным, и результат пока далек от моделей, которые якобы были взяты в качестве модели. Можно сформулировать несколько ключевых особенностей российского капитализма в 1990-х и начале 2000-х годов, что, наряду с другими проблемами, негативно повлияло на внутренние процессы корпоративного контроля и, соответственно, накопления.

Во-первых, приватизация - это, прежде всего, спецификация прав собственности, которая позволяет их новым владельцам получать гарантии неприкосновенности этих прав и быть уверенными в получении будущих доходов от новых инвестиций.

Во-вторых, распространенность феномена «квази-замаскированного» собственника, который представлен в советах директоров компаний доверенностями от оффшорных компаний (оффшоров - финансовых центров, привлекающих иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям). компании, зарегистрированные в стране, где расположен центр).

В-третьих, наличие явных и неявных «соучастников» приватизации (вместо, например, пенсионных фондов) в контроле над производственными активами, претендующими на долю в доходах.

В-четвертых, затяжная приватизация обусловлена ​​первоначальной неопределенностью прав собственности и ее переходом в фазу перераспределения холдингов.

В-пятых, отсутствие владения акциями среди населения страны. С не всегда ясными правами собственности, различными нарушениями на разных этапах переходного периода появляются новые игроки, которые используют, в том числе административный ресурс, чтобы претендовать на свою долю и принимать участие в разделении старых активов.

Основными проблемами здесь являются сильные стимулы для многих «соучастников» и представителей бизнеса сосредоточиться на преимуществах, не связанных с производством богатства и новой стоимости, сохранением высоких рисков для владельцев и маскировкой собственности и доходов. Следовательно, оптимизация владения портфелями активов как компаниями, так и частными лицами: высокодоходные и высокорисковые активы в России сбалансированы низкодоходными и малоопасными активами за рубежом.

Наконец, существуют расхождения в интересах и возможностях различных типов фирм, в частности крупных и малых предприятий. Они по-разному воспринимают инвестиционный климат.

Там, где малый бизнес является явной жертвой коррупции, крупный бизнес может быть как объектом административной коррупции, так и объектом захвата государства. Таблица указывает на несоответствие интересов различных бизнес-групп, что делает необходимым учитывать эту специфику в инвестиционной политике.

Теперь, после огромной потери времени и многократной перепродажи приватизированных активов, появляются признаки определенного улучшения ситуации в инвестиционной сфере.

В 2007 году объем инвестиций в Россию увеличился примерно на 20%. До этого в течение семи лет восстановления экономики они также росли быстрее, чем динамика ВВП (в среднем на 10-11% в год), но с такого низкого уровня, что их объем все еще далек от докризисного значения. Уровень накопления впервые достиг нормального (для большинства стран) показателя - 21%.

Но в странах Центральной и Восточной Европы это было достигнуто 10 лет назад. Раньше в стране не было условий для интенсификации инвестиционного процесса - потеря времени становится более тяжелым бременем для текущих инвестиций с целью обновления и развития производственных активов, инфраструктуры и человеческого капитала.

Инвесторы и наблюдатели сходятся во мнении, что в России не очень благоприятный инвестиционный климат. Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, несмотря на серьезный кризис, либерализация коммерческой деятельности освободила экономику от запланированной «смирительной рубашки» и сохранила накопление на уровне выше 16% ВВП. Второй вывод: если в течение полутора десятилетий инвестиционного бума не было, связь между «корпоративным контролем и конкурентной средой» не была сформирована. В то же время инвестиционный процесс протекал в естественных рамках, что позволило расширить использование более «нормальных» методов экономического анализа.

При изучении текущего и будущего состояния инвестиционного процесса в стране важную роль играют факторы структурных сдвигов и времени. Любой кризис в рыночной экономике в течение нескольких лет приводит к переоценке спроса и эффективности рынка, а также к перераспределению ресурсов. В условиях относительно небольших изменений последующий рост носит восстановительный характер - загружаются свободные мощности. Как показал глобальный кризис середины 1970-х годов, структурный кризис возникает, когда ценовые индикаторы резко падают. После этого экономический рост уже идет в рамках новой структуры спроса, загрузка старых мощностей крайне неравномерна, а инвестиции направляются в другие отрасли и регионы. Такой рост нельзя считать восстановительным.

В условиях затяжного кризиса фактор времени начинает играть самостоятельную роль. Продолжительность кризиса в России существенно повлияла на его развитие. В начале трансформации она отставала от развитых демократий по большому числу параметров и, кроме того, должна была нести дополнительные расходы переходного периода. Но масштаб таких издержек и серьезность последствий кризиса, а также социальные издержки и потери человеческого капитала повлияли на ход трансформационных процессов. Потребность в инвестициях в воспроизводство основных фондов, накопленная за 15 лет, требует незамедлительных решений и поиска соответствующих институциональных форм. Прежде всего, это касается стареющей инфраструктуры отраслей промышленности, растущей угрозы выхода из строя инженерных сетей, перерыва в воспроизводстве машиностроительной базы. Если инвестиционный климат настолько плох, что он не обеспечивает жизненно важных инвестиций, их все равно нельзя откладывать до тех пор, пока он не улучшится.

Привлекательные районы для иностранных и внутренних инвестиций

Отраслевая направленность инвестиций в нашей стране при отсутствии четкой промышленной политики оказывается весьма спонтанной. В нем появились - в условиях «раннего» российского капитализма - основные рыночные факторы: продажи и прибыль. Конечно, в постсоветский период инвестиции шли именно в те отрасли, которые не были полностью инвестированы в плановую экономику, - в транспорт, связь и торговлю (23,5% в 2006 году), а также в строительство и недвижимость (19,6%). 

Выручка предприятий соответствующих отраслей отражает фактическую структуру рынка, которая определяет направления инвестиций, по крайней мере, из собственных средств. Государственные (безотзывные) фонды могут быть инвестированы с ожиданием более отдаленных последствий.

Выручка крупных и средних предприятий увеличилась в 2005-2007 гг. с 952 миллиардов долларов до 1619 миллиардов долларов. В 2007 году нефтегазовый комплекс заработал 193 миллиарда долларов, но значительный объем выручки был получен за счет оптовой торговли, доход которой достиг 350 миллиардов долларов. Машиностроение (109 млрд долл. В 2007 г.) по-прежнему уступает розничной торговле (112 млрд долл.) И металлургии с транспортом (127 млрд долл. Каждая). Ситуация в сельском хозяйстве и пищевой промышленности еще хуже: их доходы составили 25 и 69 млрд долларов соответственно.

Рентабельность предприятий в российской экономике выше в тех же секторах и, конечно же, в сфере связи, торговли, а также в секторах экспорта - нефти и газа и металлургии, которые поддерживают и усиливают проявление симптомов у голландцев болезнь. В настоящее время инвестиционный процесс в России формируется под влиянием объективных условий спроса и структуры активов, прибыльности бизнеса.

При больших инвестициях в отрасли с короткими инвестиционными циклами и высокой прибыльностью существовал сценарий «инерции», в рамках которого крупные инвестиционные проекты могли осуществляться только государственными компаниями и Всемирным банком (более эффективный тип государственного финансирования. ).

Наука и техника продолжают вкладывать гораздо меньше, чем необходимо. Им трудно заимствовать и финансировать инвестиции из собственных средств. Эти отрасли, наиболее пострадавшие от кризиса, не могут выбраться из ямы для инвестиций из-за недостаточного спроса на их продукцию, потери рынков и персонала, а также финансовых проблем. Постепенное увеличение жилищного строительства было неизбежно в стране с относительно низкой доступностью жилья. Реализация инфраструктурных проектов сдерживается тем фактом, что она связана с отвлечением огромных средств при относительно низкой норме прибыли. Несмотря на появление национальных проектов и новых региональных и отраслевых стратегий, стране не удалось решить проблему резкой интенсификации инвестиционной активности: абсолютный объем капитальных вложений остается относительно низким, многие из важнейших отраслей промышленности включены ». голодные пайки. " Эта ситуация подталкивает Россию к быстрым массовым инвестициям "любой ценой", включая использование бюджетных финансовых ресурсов. В существующих программных документах рост нормы накопления предполагается очень значительным: от 21 до 31% ВВП в год. Но до сих пор инвестиции в саму модернизацию по-прежнему очень ограничены - планируется инвестировать еще больше средств в инфраструктуру, что может создать проблемы для обеспечения ресурсами для одновременного строительства многих объектов.

Вывод:

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, потому что на инвестициях в России можно заработать огромные деньги, но в то же время страх потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок является одним из самых привлекательных для иностранных инвесторов, но он также является одним из самых непредсказуемых. Инвестиции играют важную роль в функционировании и развитии экономики и предопределяют ее рост. Изменения количественных соотношений инвестиций оказывают влияние на объемы общественного производства и занятости, структурные изменения в экономике, развитие отраслей и сфер экономики.

Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации в конкретной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в стране (регионе, отрасли). Финансовый словарь дает более полное определение: инвестиционный климат представляет собой набор политических, социокультурных, финансовых, экономических и правовых условий, преобладающих в любой стране (регионе, отрасли), которые определяют качество инфраструктуры бизнеса, эффективность инвестиций и степень возможных рисков при инвестировании капитала.

Инвестиционный климат складывается из ряда экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, которые обеспечивают привлекательность инвестиций в определенную область экономики, в конкретное предприятие, город, регион или страну.

Оценки инвестиционного климата варьируются от благоприятных до неблагоприятных. Благоприятный климат считается благоприятным для деятельности инвесторов и притока капитала. Неблагоприятный климат увеличивает риск для инвесторов, что приводит к бегству капитала и снижению инвестиционной активности.

Необходимость создания привлекательного (благоприятного) инвестиционного климата в России давно не вызывает сомнений. Основные признаки привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, хорошо развитое законодательство, условия для добросовестной конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и высококачественная инфраструктура для развития бизнеса. Создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны четко понимать, что инвесторы - это довольно широкий круг участников рынка с разными целями, приоритетами, принципами принятия инвестиционных решений и отношением к рискам. Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Это непростой вопрос, поскольку растущий российский рынок жизненно заинтересован в любых инвестициях во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальным инвесторам необходимо информационное поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и предстоящих изменениях в законодательной базе. Повышение инвестиционной привлекательности и укрепление доверия инвесторов к России является одним из приоритетов правительства.

Масштабное привлечение национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долгосрочные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения на основе смешанной экономики, что подразумевает не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, а также интернационализация рынка товаров, труда и капитала.

Иностранный капитал может принести научно-технический прогресс и передовой управленческий опыт в Россию. Поэтому включение России в мировую экономику и привлечение иностранного капитала является необходимым условием построения современного гражданского общества в стране. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые все еще беспорядочно разбазариваются и лишь умножают государственные долги. Приток инвестиций, как иностранных, так и национальных, также имеет жизненно важное значение для достижения среднесрочных целей - преодоления нынешнего социально-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. Следует иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов, с другой, не совпадают напрямую.

Россия заинтересована в восстановлении и обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка качественными и недорогими товарами, развитии и реструктуризации своего экспортного потенциала. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и довольно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал и, не лишая его собственных стимулов, направлять его через меры экономического регулирования на достижение общественных целей.