Интерактивные методы современного обучения.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Современный подход к обучению должен быть направлен на внедрение новизны в учебный процесс, обусловленный особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных образовательных технологий и потребностями личности, общества и государства в развитии, социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, установок и опыта поведения.

Сегодня стало очевидным, что необходимо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это значит, что приоритет в работе учителя отдается методам косвенного педагогического воздействия: есть отказ от фронтальных методов, лозунги и призывы, воздержание от чрезмерного дидактизма, назидание; вместо этого выделяются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание образовательных ситуаций и разнообразную творческую деятельность.

 

Концепция интерактивного обучения

 

Основные методологические нововведения связаны сегодня с использованием интерактивных методов обучения. Слово «интерактивный» пришло к нам из английского от слова «взаимодействовать». «интер» - «взаимный», «акт» - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме разговора, общения с кем-то (человеком) или чем-то (например, с компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, интерактивное обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником.

Особенности этого взаимодействия заключаются в следующем:

  • Пребывание субъектов образования в одном семантическом пространстве;
  • Совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, то есть включение в единое творческое пространство;
  • Последовательность в выборе средств и методов для реализации решения проблемы;
  • Совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание согласных чувств, сопровождающих принятие и реализацию решения проблем.

Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс организован таким образом, что почти все учащиеся участвуют в познавательном процессе, у них есть способность понимать и размышлять над тем, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, разработка учебного материала означает, что каждый вносит свой особенный индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Более того, это происходит в атмосфере доброй воли и взаимной поддержки, которая позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее в высшие формы сотрудничества и кооперации.

Характерной чертой, существенной чертой интерактивных форм является высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоционального, духовного единства участников.

При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником образовательных знаний. Преподаватель не дает готовых знаний, но поощряет учеников искать самостоятельно. По сравнению с традиционными формами проведения занятий, взаимодействие между учителем и учеником изменяется в интерактивном обучении: активность учителя уступает место активности учащихся, а задача учителя - создавать условия для их инициативы.

Учитель отказывается от роли своего рода фильтра, который пропускает образовательную информацию через себя и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

 

Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении. Чтобы освоить и применить эти методы, учителю необходимо знание различных методов группового взаимодействия. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.

Интерактивные методы никоим образом не заменяют лекционные классы, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что наиболее важно, формируют мнения, установки, навыки поведения.

При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, перестает быть центральной, он только регулирует процесс и занимается его общей организацией, заранее готовит необходимые задачи и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения плана. Участники обращаются к социальному опыту - своим и другим людям, при этом им приходится вступать в общение друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологи установили, что в условиях образовательного общения наблюдается повышение точности восприятия, повышается эффективность памяти, более интенсивно развиваются интеллектуальные и эмоциональные свойства человека, такие как стабильность внимания, способность его распределять; восприятие наблюдения; умение анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

  • Вызывает интерес у студентов;
  • Поощрять активное участие каждого в образовательном процессе;
  • Обратиться к чувствам каждого ученика;
  • Способствовать эффективному усвоению учебного материала;
  • Оказывают многогранное влияние на студентов;
  • Обеспечить обратную связь (отклик аудитории);
  • Формировать мнение и отношение студентов;
  • Формировать жизненные навыки;
  • Способствовать изменению поведения.

Важнейшим условием для этого является личный опыт участия учителя в интерактивных тренингах. Вы можете узнать это только через личное участие в игре, «мозговой штурм» или обсуждение.

Основные правила организации интерактивного обучения

  • Первое правило. Все участники должны быть в той или иной степени вовлечены в работу. Для этого полезно использовать технологии, которые позволяют всем участникам участвовать в процессе обсуждения.
  • Второе правило. Необходимо позаботиться о психологической подготовке участников. Дело в том, что не каждый, кто приходит в класс, психологически готов к прямому включению в ту или иную форму работы. В связи с этим полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможностей для самореализации.
  • Третье правило. Студентов по интерактивным технологиям не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в небольших группах.
  • Правило четвертое. Подготовка помещений к работе. Помещение должно быть подготовлено таким образом, чтобы участники могли легко переключаться на работу в больших и малых группах. Для студентов должен быть создан физический комфорт.
  • Пятое правило. Четкая фиксация (закрепление) процедур и правил. Об этом нужно договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут терпимы к любой точке зрения, уважают право каждого на свободу слова, уважают его достоинство.
  • Правило шестое. Обратите внимание на разделение участников семинара на группы. Изначально лучше строить на основе добровольности. Тогда целесообразно использовать принцип случайного отбора.

Предпосылки для организации интерактивного обучения:

  • доверять, как минимум, позитивным отношениям между учеником и учеником;
  • демократичный стиль;
  • сотрудничество в процессе общения студента со студентами;
  • опора на личный («педагогический») опыт учащихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  • разнообразие форм и способов представления информации, формы деятельности студентов, их мобильность;
  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимной мотивации студентов.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, силу знаний, креативность и воображение, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, индивидуальность, свободу выражения, ориентацию на активность, взаимоуважение и демократию.

 

Основные интерактивные формы обучения

 

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания;
  • Работа в небольших группах;
  • Развивающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и развивающие игры);
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

Обучение интерактивный проектный тренинг:

  • Социальные проекты и другие внеклассные методы обучения (конкурсы, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалы, «обучающийся в роли преподавателя», «все учат всех», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократическое общение);
  • Тестирование;
  • Разминки;
  • Обратная связь;
  • Дистанционное обучение;
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (позиция, шкала мнений, ПОПС-формула);
  • Решение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ случаев», «переговоры и посредничество»);
  • Тренинги.

 

Характеристика основных интерактивных методов обучения

 

Под творческими заданиями понимаются такие образовательные задания, которые требуют от учащихся не просто воспроизводить информацию, но и создавать, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и обычно имеют несколько подходов. Творческое задание - это содержание, основа любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практичное и близкое к жизни студента) придает смысл обучению, мотивирует студентов. Неизвестный ответ и возможность найти собственное «правильное» решение, исходя из вашего личного опыта и опыта вашего коллеги, друга, позволяют создать основу для сотрудничества, коучинга, общения всех участников образовательного процесса, в том числе учитель.  Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для учителя, поскольку требуется найти задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет ни одного односложного ответа или решения;
  • практично и полезно для студентов;
  • связанные со студенческой жизнью;
  • вызывает интерес у студентов;
  • максимально служит целям обучения.

Если ученики не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить простые упражнения, а затем все более и более сложные задачи.

Работа в малых группах является одной из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (включая застенчивых) возможность участвовать в работе, отрабатывать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, способность активно слушать, вырабатывать общее мнение и разрешение возникающих разногласий). Все это часто невозможно в большой команде. Работа в небольшой группе является неотъемлемой частью многих интерактивных методов, например, таких как мозаика, дебаты, публичные слушания, почти все виды подделок и т. д.

При организации групповой работы следует обратить внимание на следующие аспекты. Вы должны убедиться, что у студентов есть знания и навыки, необходимые для выполнения группового задания. Недостаток знаний скоро даст о себе знать - студенты не будут прилагать усилия для выполнения задачи. Мы должны постараться сделать наши инструкции максимально понятными. Маловероятно, что группа сможет принимать более одной или двух, даже очень четких, инструкций за раз, поэтому вам нужно записывать инструкции на доске или карточках. Необходимо предоставить группе достаточно времени для выполнения задачи.

Ролевая игра - это воспроизведение сцен участниками группы с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т. д.), Распределяют роли, обставляют ситуацию и представляют (показывают) всю группу. Учитель может сам распределять роли по персонажам детей.

Интерактивные методы современного обучения.

Преимущество этого метода заключается в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, более реалистично ощутить те или иные состояния, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Эта форма работы используется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в определенных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

Мини-лекция - одна из эффективных форм представления теоретического материала. Перед его началом вы можете провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, которая поможет обновить ее участникам, выяснить степень их осведомленности и отношения к теме. Материал представлен на языке, доступном для участников. Каждый термин должен быть определен. Теория лучше всего объясняется по принципу «от общего к частному». Прежде чем перейти к следующему вопросу, необходимо обобщить сказанное и убедиться, что вас правильно поняли.

Важно сослаться на авторитетные источники и подчеркнуть, что все сказанное не изобретено вами, а изучено и описано специалистами в данной области. В конце презентации вам необходимо обсудить все вопросы, поднятые участниками, а затем спросить, как вы можете использовать полученную на практике информацию и к каким результатам это может привести.

Предлагается проводить мини-лекции в интерактивном режиме: перед объявлением какой-либо информации тренер спрашивает, что участники об этом знают; после предоставления одобрения, тренер предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу.

Разработка проекта - этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемой проблеме. Самое главное, группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать свое преимущество перед другими и узнать мнение друзей.

Участники могут обратиться за советом, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т. д. Вы можете пригласить участников собирать газетные публикации, фотографии, статьи, связанные с вопросами данной темы, а затем обсуждать эти материалы со всей группой.

Просмотр и обсуждение видео. В классах вы можете использовать как художественные фильмы, так и документальные фильмы, фрагменты из них, а также видео и видео. Фильмы соответствующего содержания могут быть использованы на любом этапе занятий и тренингов в соответствии с их темой и назначением, а не только в качестве дополнительного материала.

Перед показом фильма необходимо поставить перед студентами несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Вы можете остановить фильм на заранее выбранных кадрах и провести обсуждение. В конце концов, необходимо вместе со стажерами подвести итоги и озвучить результаты.

Используя тестирование, вы можете определить уровень осведомленности молодых людей или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть правильным: они должны быть составлены грамотно, четко, понятным языком и пощадить чувства учащихся. Получив тест, студенты должны внимательно прочитать его и отметить свой ответ в соответствующем поле: «верно» - «не соответствует», «я не знаю».

Затем, если тест не является анонимным, ответы обсуждаются в парах или в небольших группах. Результаты анонимного тестирования обобщаются преподавателем (тренером). А результаты обычного тестирования - после совместного обсуждения ответов участников и преподавателя (тренера).

Разминка для снятия психологического и физического стресса. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общения). Они должны соответствовать содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить чрезмерно подвижные разминочные игры.

Обратная связь позволяет узнать реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть преимущества и недостатки организации и проведения тренинга, оценить результат. Участникам (в произвольном порядке) предлагается прокомментировать прошедшее упражнение, информационный блок, конкретный день или всю тренировку. Важно сосредоточиться на чувствах и опыте каждого из участников. Все заявления должны быть услышаны тихо, без споров, комментариев и вопросов, как от тренера, так и от других участников. Каждого оратора следует поблагодарить за сказанное. Тренер также должен предоставить обратную связь со всеми участниками.

Системы дистанционного обучения. Синхронный интерактивный курс с обучением в режиме реального времени через Интернет; например, проведение синхронизированного курса с учителем с последующим асинхронным обсуждением или самостоятельной работой с использованием компакт-диска или Интернета.

«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, в котором принимается ответ любого студента на вопрос. Важно не оценивать высказанные точки зрения сразу, а принять все и записать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что они не обязаны обосновывать или объяснять ответы.

Мозговая атака используется, когда вам необходимо выяснить осведомленность или отношение участников к конкретной проблеме. Вы можете применить эту форму работы, чтобы получить обратную связь.

Алгоритм проведения:

  1. Задайте участникам конкретную тему или вопрос для обсуждения.
  2. Предложите высказать свои мысли по этому вопросу.
  3. Запишите все сделанные заявления (примите их все без возражений). Разъяснения высказываний допускаются, если они кажутся вам неясными (в любом случае, запишите идею так, как она пришла из уст участника).
  4. Когда все идеи и мнения были выражены, вам нужно повторить то, что было дано заданию, и перечислить все, что вы записали из слов участников.
  5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
  6. После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все ответы, выбрать основной и дополнительный.

Мозговая атака является эффективным методом, когда необходимо:

  • обсуждение спорных вопросов;
  • поощрение небезопасных учащихся к участию в дискуссии;
  • сбор большого количества идей в короткие сроки;
  • разъяснение осведомленности или готовности аудитории;
  • работа в малых группах.

Процесс профилактического образования должен строиться с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективным в этой ситуации является работа в группах.

В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, оказывает поддержку (дает советы, разъяснения), когда нет других ресурсов. Эта форма работы используется, когда необходимо продемонстрировать сходство или различие определенных явлений, разработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одной и той же проблеме.

Внедрение интерактивного режима в группу как субъект образовательного процесса - это, прежде всего:

  • Развитие навыков общения и взаимодействия в группе;
  • Формирование ценностно-ориентированного единства группы;
  • Поощрение гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации.

ПОПС-формула- это русская версия юридической технологии профессора права Д. Маккойда-Мейсона из Южной Африки. Используется при организации споров, дискуссий. Суть его заключается в следующем. Студент говорит: П-позиция (объясняет, какова его точка зрения, предположим, что он говорит на уроке: «Я считаю, что смертная казнь не нужна ...»); O-обоснование (не только объясняет его позицию, но и доказывает, начиная с фразы вроде: «Потому что увеличивается количество серьезных преступлений, изнасилований, убийств»); П-пример (объясняя суть своей позиции, он использует конкретные примеры, используя такие речи, как: «Я могу подтвердить это тем фактом, что преступность в последние годы возрастала ...»; C-следствие (в результате делается вывод об обсуждении определенной проблемы, например, говорится: «В связи с этим (при сохранении смертной казни мы не наблюдаем снижения роста преступности ...»). Таким образом, речь студента занимает около 1-2 минут и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что эта технология обеспечивает, студенты выражают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может использоваться для интервью по теме, фиксируя изучаемый материал, проверяя домашнее задание) проективные приемы, «Один - вместе - все вместе», «Смена позиции», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум).

Тренинг - это процесс приобретения навыков в одной области путем выполнения последовательных задач, действий или игр, направленных на достижение лучших практик и развитие требуемых навыков. Тренинг позволяет донести до участников недостающую информацию, сформировать навыки сопротивления давлению, навыки безопасного поведения. Неоспоримым преимуществом тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в учебный процесс.

Основные требования к обучению:

  • Оптимальное количество участников тренинга составляет 20-25 человек;
  • Помещение, соответствующее по размеру количеству участников тренинга, где места расположены в «тренировочном кружке», что способствует активному взаимодействию его участников;
  • Обязательное ознакомление участников в начале любого учебного занятия с целями и задачами данного урока;
  • Проведение на первом уроке учений «знакомство» и принятие «соглашения» - правила группы;
  • Создание дружеской, доверительной атмосферы и поддержание ее на протяжении всего обучения;
  • Вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;
  • Уважение к чувствам и мнениям каждого участника;
  • Поощрение участников тренинга;
  • Подведение итогов участников с тренером (преподавателем) для достижения поставленной перед ними цели без навязывания их мнений;
  • Обеспечение того, чтобы тренер соблюдал временные рамки каждого этапа обучения;
  • Обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
  • Обязанность подвести итоги обучения по его окончании.

Обучение может состоять из одного или нескольких классов, иметь разную продолжительность - от одного часа до нескольких дней.

Предпосылки для успешного обучения:

  • готовность студента учиться;
  • применение различных форм и методов обучения;
  • использование повторений для закрепления знаний;
  • соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;
  • своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий учащихся, преподаваемых преподавателем-тренером.

Сам тренинг включает в себя 2 этапа:

  1. Информационный блок или предоставление теоретических знаний;
  2. Развитие практических навыков.

Информационный блок - этот этап может начинаться с ответов на вопросы из анкет, вызвавших огромные трудности. Основной материал может быть представлен в виде лекции, мультимедийной презентации. Затем для выбора учителя (тренера) могут использоваться различные методы интерактивного обучения: ролевые игры, дискуссии, приглашение посетителя, работа в небольших группах и т.д.

Развитие практических навыков, учитывая, что любые знания информационного, теоретического плана обязательно должны сочетаться с практическими навыками, необходимо развивать эти навыки. Эта стадия тренинга предназначена для того, чтобы помочь участникам получить практический опыт защиты своей жизни и здоровья, а также окружающих. Для этого вы можете использовать ролевые игры, драмы, дискуссии, «мозговой штурм» и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.

Результаты суммируются в конце любой тренировки. Как правило, эта процедура разработана таким образом, чтобы участники делились своими впечатлениями, чувствами, выражали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в форме заполнения «листов откровения», анкет, опросников. Тренер может спросить участников семинара, что они узнали нового, что было интересно, полезно для них, предложить вспомнить, какие упражнения они выполнили, тем самым закрепив материал, который они изучили. Хорошо, если тренер постоянно поощряет участников тренинга различными доступными ему способами: выражает устную или письменную благодарность, дает некоторые брошюры, буклеты, сувениры и т. д. Или доверяет отличившимся наиболее ответственным задачам.

 

Вывод:

 

Интерактивное обучение позволяет одновременно решать несколько задач, основной из которых является развитие коммуникативных навыков, помогает наладить эмоциональные контакты между учащимися, обеспечивает учебное задание, так как приучает вас работать в команде, прислушиваться к мнению ваши товарищи. Использование интерактивных форм в учебном процессе, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на ключевые вопросы темы занятий.

Основу интерактивных подходов составляют интерактивные упражнения и задания, которые выполняют ученики. Основное отличие интерактивных упражнений от заданий состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение новых вещей.