Интеллектуальный капитал, его формы и развитие

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

 

Создание эффективной системы управления начинается с четкого понимания предмета, которым мы хотим управлять. Именно поэтому данный раздел посвящен проблеме управления интеллектуальными активами компании. По нашему мнению, интеллектуальный капитал наиболее полно представляет нам природу и механизмы использования человеческих ресурсов в организации. Другими словами, сотрудник представляет интерес для компании не столько с точки зрения живого веса, сколько с точки зрения знаний, опыта, навыков, способностей, отношений и связей. В совокупности все представленные категории, так или иначе, образуют интеллектуальный капитал компании.

Концепция интеллектуального капитала, которую мы рассматриваем, шире, чем более знакомые концепции интеллектуальной собственности и нематериальных активов. В то же время оно близко по смыслу к понятию «нематериальный капитал», используемому в работах по экономической теории и эконометрике с начала 70-х годов XX века.

В современном смысле интеллектуальный капитал - это ясные, однозначные, передаваемые знания, которыми обладает организация; знания, которые могут быть преобразованы в стоимость. Определение интеллектуального капитала может быть сформулировано по-разному, в зависимости от того, какой его аспект рассматривается. Таким образом, экономисты определяют интеллектуальный капитал как форму капитализации интеллектуального потенциала; в деловой прессе интеллектуальный капитал часто называют патентами, навыками управления, процессами, технологиями, опытом, отношениями с потребителями и поставщиками и знаниями о них. В деловой практике интеллектуальный капитал часто рассматривается как набор нематериальных активов организации, доступных для оценки и управления, хотя они официально не отражены в документации.

Целью работы является изучение форм и развития интеллектуального капитала

  • изучить понятие и структуру интеллектуального капитала;
  • рассмотреть вопрос об измерении интеллектуального капитала
  • рассмотреть развитие интеллектуального капитала в России

 

Понятие и структура интеллектуального капитала

 

В научной литературе понятие  ИК использовалось, по крайней мере, с 1990 года. Однако стало модным говорить об  ИК как о ключевом ресурсе современных фирм и корпораций относительно недавно, после публикации в 1997 году ранее засекреченного доклада Компания «Скандия» о факторах, определяющих истинную стоимость компаний. В этом отчете, опубликованном как мгновенный бестселлер, авторы не только выкладывают новые методы социально-экономических измерений, но и сравнивают ИС с корнями компании, скрытыми условиями развития, скрывающимися за внешним фасадом. Хотя это сравнение не является научно строгим, оно позволяет нам понять, почему гигантские корпорации рухнули в одночасье, сэкономив в течение длительного времени инвестиции в персонал, исследования и другие расходы, которые не обещали немедленной прибыли.

При первом серьезном экономическом шоке такие компании рухнули, как вековые дубы с гнилыми корнями под сильным порывом ветра, и наоборот, компании, которые вкладывают значительные средства в новые технологии и разработку новых продуктов, часто оказывались значительно дороже, чем могли подумать внешние признаки. Например, «Лотус» была куплена фирмой «Ай-Би-Эм» в 1995 году за 3,5 миллиарда долларов, хотя на бумаге (то есть согласно балансу) она стоила всего 230 миллионов долларов. эта компания вообще очень показательна. Основанная в 1980 году, «Лотус» производила программное обеспечение, включая интерактивные таблицы. Эти столы были очень популярны, у компании все хорошо, и вскоре она стала одним из ведущих игроков на рынке программного обеспечения. Согласно опубликованным бухгалтерским балансам, фирма процветала, но ее ресурсы постепенно сокращались в конкуренции с такими гигантами, как «Майкрософт». Тем не менее, фирма продолжала вкладывать средства в новую разработку, новое поколение программного обеспечения Notes, которое обещало такой же прирост производительности в организациях, что и электронные таблицы, предоставляемые отдельным лицам.

Когда внешние показатели прибыльности упали, а расчетная стоимость бизнеса казалась катастрофически низкой, истинная стоимость компании была очень высокой. Именно в этот момент она была поглощена фирмой «Ай-Би-Эм», заплатившей за покупку сумму, в 16 раз превышающую стоимость всех активов в балансе. Вопрос почему? Потому что именно столько стоили другие активы фирмы «Лотус», которых не было на балансе. Прежде всего, это должно включать эксклюзивные права на новые программные продукты. Но это не только они. Очень существенную роль здесь может сыграть потенциальная клиентура, выигранная благодаря новому продукту, но еще лучше - первоклассный менеджмент, которому удалось правильно определить направление развития рынка программного обеспечения, рассчитать возможности компании и занять рыночную нишу вовремя.

Еще более поразительный пример разницы между балансовой стоимостью и реальной рыночной стоимостью предоставлен Microsoft, чья акционерная стоимость составляла 1 триллион долларов на 1 августа 1999 года. Позднее эта астрономическая сумма уменьшилась примерно на 10 миллиардов долларов и только с перспективы расчленения компании.

Тем не менее, несмотря на все колебания, акционерная стоимость Microsoft оставалась в десятки, если не в сотни раз больше, чем балансовая стоимость компании. Конечно, ничего подобного не может случиться с компанией, основной ценностью которой является недвижимость и оборудование, которые находятся на ее балансе.

 

Структура интеллектуального капитала

 

Современное производство предъявляет все большие требования не только к техническому оснащению рабочих, но и к «вооружению» их необходимыми знаниями. Человек учится и развивается в процессе производства: повышается уровень его знаний, накапливается необходимый опыт, совершенствуются навыки. Следствием этого развития является совершенствование средств труда, прогресс науки, техники и технологий. Подобно тому, как средства, вложенные в производство, материализуются в оборудование, здания, образование как инвестиции в интеллектуальный капитал, «материализуются» на уровне квалификации всей рабочей силы, действуют в течение длительного времени и фактически играют не менее важную роль. роль. чем инвестиции в новые технологии и в другие элементы основных средств.

Таким образом, в дополнение к основным средствам организация инвестирует в «исследования, разработки и обучение - еще одна форма долгосрочных инвестиций».

Термин «интеллектуальный капитал» получил широкое распространение в начале 1990-х годов, и означало «сумму всех знаний всех работников предприятия, что дает ему конкурентное преимущество на рынке». В то же время под знаниями понимаются патенты, процессы, навыки управления, технологии, информация о клиентах и ​​поставщиках и опыт.

Некоторые авторы подразумевают под интеллектуальным капиталом не только научный персонал (интеллектуальную элиту), но также фабричные бренды, товарные знаки и даже активы, зарегистрированные в бухгалтерских книгах с указанием их исторической ценности, которая многократно возросла за последние годы (например, лес, купленный сто лет назад и с тех пор ставший основной собственностью). По их словам, все эти активы не фигурируют в балансовых отчетах, «поскольку их стоимость считается нулевой».

Другие исследователи распространяют понятие интеллектуального капитала на такие факторы, как лидерство в использовании новых технологий, постоянное развитие персонала и даже быстрота запросов клиентов на техническое обслуживание и ремонт поставляемого оборудования.

Сегодня существуют различные модели и теории интеллектуального капитала. По этой причине каждая модель уникальна и отражает специфику каждой отдельной компании. В то же время накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале к началу XXI века позволило определить общие подходы, разработать более или менее унифицированную структуру интеллектуального капитала. Почти все исследователи и менеджеры этого вопроса выделяют три основных компонента интеллектуального капитала: человеческий капитал, структурный капитал и потребительский (потребительский) капитал. Каждая модель по-своему оправдывает выбор элементов и взаимосвязь между ними.

Говоря о структуре интеллектуального капитала, необходимо начать со схемы, предложенной Х. Сент-Онжом  из канадского коммерческого банка, и со структурой интеллектуального капитала в одной из самых известных моделей  «Skandia Value Scheme», разработанной Л. Эдвинссоном  для шведской страховой компании Skandia. Они делят интеллектуальный капитал на три части: человеческую, структурную и клиентскую. Каждый из них нематериален и отражает интеллектуальные ресурсы компании. Следует отметить, что таксономия Эдвинссона немного отличается от таксономии Сент-Онжа. Эдвинссон рассматривает клиентский капитал как часть структурного капитала.

На приведенной выше диаграмме человеческий капитал рассматривается как компетенция и возможности персонала компании. Эта часть интеллектуального капитала не принадлежит компании. Структурный капитал - это та часть интеллектуального капитала, которая связана с организацией в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, аппаратное и программное обеспечение, организационная структура. Он делится на клиентский и организационный капитал. Клиентский капитал представляет собой ценность, присущую отношениям с клиентами. Организационный капитал делится на инновационный и технологический капитал. Инновационный капитал состоит в основном из юридических прав (патенты, лицензионные соглашения), интеллектуальной собственности и других нематериальных активов и ценностей, которые обеспечивают способность компании внедрять инновации и инновации. Процессный капитал - это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т. д.).

Большинство исследователей интеллектуального капитала используют схему Сент-Онжа и размещают клиентский капитал на том же уровне, что и человеческий и структурный, на том основании, что клиенты (потребители), а также сотрудники компании не являются его собственностью.

В отчете экспертной группы  РИКАРДИС (RICARDIS) для Европейской комиссии интеллектуальный капитал определяется как сочетание человеческого (человеческий) организации, организационного (организационный) и капитала отношений (отношения с клиентами) (реляционный). Он включает в себя собственные знания, способности, опыт сотрудников. Деятельность в области  НИОКР, организационные программы, процедуры, системы, базы данных и права интеллектуальной собственности (права ИС), а также все ресурсы, связанные с внешними связями компании; например, со своими клиентами, поставщиками, партнерами по НИОКР.

Как мы ранее отмечали, существующие модели интеллектуального капитала в различных компаниях могут отличаться. Поэтому существующая структура интеллектуального капитала, состоящая из трех основных элементов, постоянно дополняется новыми подходами и попытками более точно учитывать нематериальные факторы роста стоимости.

Таким образом, суммируя существующие подходы к определению структуры интеллектуального капитала, можно охарактеризовать его элементы. «Человеческий капитал - это способность предлагать неочевидные решения, это источник обновления и прогресса. Его основная цель - создавать и распространять инновации (продукт, технология, система или структура управления). «На микроуровне (уровне отдельной фирмы) человеческий капитал представляет собой определенный запас знаний, навыков и опыта, присущих трудовому коллективу отдельной фирмы, а также связей между отдельными работниками, которые делают можно решить поставленные перед фирмой задачи.

Структурный капитал - это тот элемент интеллектуального капитала, который имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, аппаратное и программное обеспечение, организационная структура. Вице-адмирал Супрун считает, что «структурный капитал - это наличие нематериальных активов и проявление организационных способностей предприятия соответствовать требованиям рынка, возможность их многократного использования для создания новых ценностей». Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразовывая информацию. Выступая в роли усилителя и мегафона, структурный капитал организует, «упаковывает» человеческий капитал, чтобы его можно было использовать снова и снова для создания стоимости.

Клиентский капитал (в некоторых литературных источниках этот тип капитала определяется как «потребительский») - это капитал, состоящий из связей и стабильных отношений с клиентами и потребителями. Одной из основных целей формирования потребительского капитала является создание структуры, позволяющей потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

«Клиентский капитал служит оценкой отношений организации с потребителями ее продукции». Наиболее важными характеристиками клиентского капитала являются последовательность и лояльность контрагентов, глубина и распространение отношений компании.

Хьюберт Сент-Онж идентифицирует характеристики клиентского капитала как глубину (то есть проникновение), ширину (то есть распространение) и последовательность. Лейф Эдвинссон добавляет: «Это дает нам возможность рассчитывать на наших клиентов, чтобы они продолжали отдавать предпочтение нашим конкурентам». Концепция клиентского капитала может быть расширена, чтобы включить капитал в отношения (контакты) с поставщиками и назвать его «капиталом отношений». Получается, что в отношениях с потребителями интеллектуальный капитал превращается в конечный результат деятельности любой компании, приносящей прибыль. Следовательно, клиентский капитал легче учитывать, чем другие составляющие интеллектуального капитала.

Наряду с человеческим, структурным и клиентским капиталом современные ведущие исследователи выделяют следующие элементы в структуре интеллектуального капитала: 

Инновационный капитал защищен коммерческими правами, интеллектуальной собственностью и другими нематериальными активами и ценностями, которые обеспечивают способность компании обновлять и внедрять инновации;

Индивидуальная компетентность - это способность людей действовать в разных ситуациях, включает навыки, образование, опыт, ценности, социальные навыки, другими словами, соответствие занимаемой должности, которая в целом идентична концепции человеческого капитала;

Внутренняя и внешняя структура интеллектуального капитала (первая состоит из переменных фирмы) - цели, задачи, технологии, организационная культура и т. д. Вторая состоит из отношений с клиентами и поставщиками, конкурентами, брендами, репутацией и «имиджем»;

Рыночные активы - это нематериальные активы компании, которые определяют ее положение на рынке - бренд, торговая марка, название, каналы сбыта и различные соглашения и контракты, выгодные для компании;

Активы интеллектуальной собственности определяются как интеллектуальная собственность, принадлежащая компании и защищенная законом.

Инфраструктурные активы - это интеллектуальные активы, обеспечивающие функционирование компании - философия управления, общая культура, процессы управления и бизнес-процессы;

Гуманитарные активы - это интеллектуальные активы, используемые компанией, в первую очередь, знания, навыки, которые принадлежат сотрудникам компании;

Трудовые ресурсы - это индивидуальные интеллектуальные способности персонала, профессиональные знания и опыт (включая уровень образования и квалификации), уровень инновационной активности и другие результаты длительного (происходящего в течение всей жизни) процесса интеллектуальной деятельности конкретных лиц, которые формируют основа персонала предприятия;

Информационные и интеллектуальные ресурсы представляют собой совокупность научно-производственных, финансовых, маркетинговых, организационных и управленческих, кадровых, информационных технологий, информационных и управленческих, правовых и других идей, методов, инструментов, технологий и различных форм существования информации, получаемой в результате интеллектуального труда работников предприятия и определения возникновения его конкурентных преимуществ;

Таким образом, можно сказать, что рассмотренные модели имеют больше общего, чем различий. Большинство исследователей признают существование независимых элементов интеллектуального капитала - человеческого, структурного, клиентского (потребительского), как бы они ни назывались. В целом следует отметить, что интеллектуальный капитал не состоит из отдельных частей: человеческой, структурной, клиентской, он создается в результате их взаимодействия.

 

Сущность интеллектуального капитала

 

Природа капитала, его сущность приковывали внимание экономической мысли на протяжении веков. В зависимости от уровня развития производительных сил, производственных отношений люди отвечали на вопрос, что такое капитал по-разному.

Сущность интеллектуального капитала как экономической категории можно определить как систему отношений между различными хозяйствующими субъектами относительно ее рационального, устойчивого воспроизводства, основанную на прогрессивном развитии науки с целью производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения уровня жизни, решения проблем. Проблема неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов.

Капитал выражает отношения собственности относительно определенного набора материальных, информационных, денежных, трудовых факторов, необходимых для формирования, использования и развития данной экономической системы. Объединение перечисленных элементов в систему трансформирует природу каждого из них: они становятся органической частью капитала. Совокупность факторов производства определяется многими условиями, среди которых - характер производства, его начальный уровень, территориальное расположение, характер транспортных связей и т. д. Это может быть экономическая система, связанная с машиностроением или конкретным производством, промышленные или банковские, работающие на севере или юге, в зависимости от удаленности рынка от транспортных маршрутов. Все это потребует разного количества, сочетания факторов производства.

Владелец-предприниматель владеет, распоряжается всем капиталом. Предпринимателю противостоит работник - владелец его трудоспособности. Потребление рабочей силы, которое рационально использует факторы производства, создает товары, услуги и их стоимость. Это служит основой для воспроизводства каждого конкретного предприятия, фирмы.

Капитал - это взаимодействие предпринимателя-владельца, факторов производства и труда - совокупного работника, используемого в этом процессе воспроизводства.

Капитальные отношения формируются, реализуются и постоянно обновляются благодаря рациональному использованию факторов производства. В процессе воспроизводства капитала удовлетворяются различные интересы его субъектов: предпринимателя, работников, органов местного самоуправления, в которых расположено и действует предприятие, государство и т. д. Удовлетворение личных интересов субъектов осуществляется на основе владения, распоряжения и пользования имуществом.

С развитием общества, научно-технического прогресса появляются новые, более сложные формы капитала, которые имеют большой потенциал для экономической деятельности, выступая в качестве своеобразного вектора развития.

Сила капитала заключается в единстве его различных форм, непрерывном развитии, эффективном воспроизводстве.

Таким образом, капитал как экономическая категория представляет собой отношения между субъектами собственности в отношении рационального использования совокупности материальных и нематериальных факторов производства, рабочей силы, интеллектуального потенциала работников, финансового капитала для воспроизводства себя в качестве В экономической системе создаются конкретные коммунальные услуги (товары, услуги, интеллектуальный продукт), необходимый доход, основанный на отдельных экономических интересах.

В современных условиях и на ближайшее будущее единственным фактором, развитие которого имеет достаточно обширный ресурс, как с точки зрения качественных и количественных параметров, так и с точки зрения времени, является человеческий капитал.

Экономические категории «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал» основаны на месте и функциях человека в экономической системе, его способности работать, поэтому они имеют много общего. В то же время исторически они используются для изучения различных аспектов участия человека в экономических отношениях.

Качественная трансформация труда отдельных работников требует более точного определения понятия «интеллектуальный капитал». Кроме того, следует отметить, что при его определении необходимо учитывать единство существующих категорий.

Ученые на современном этапе развития рыночной экономики уделяют большое внимание определению и изучению сущности категории «интеллектуальный капитал». Это широко известные разработки зарубежных авторов Э. Брукинга, Т. Бьюзена, Г. Минса, Д. Шнайдера, Ричарда Р. Нельсона и Сиднея Дж. Уинтера, А. Сливотски, Д. Моррисона и др. Основоположниками данной категории на российском рынке можно считать Л.С. Шаховскую, Б.Б. Леонтьева, В.Л. Иноземцева, С.А. Ленскую и др.

Давайте рассмотрим существующие точки зрения. По словам Э. Брукинга, «Интеллектуальный капитал - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиления ее конкурентных преимуществ. Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Человеческие активы означает совокупность коллективных знаний работников предприятия, их креативность, навыки решения проблем, лидерские качества, предпринимательские и управленческие навыки». Данная оценка дается с позиции специалиста, который активно использует нематериальные активы в творческой деятельности, оценке и управлении которые реально осуществимы.

Точки зрения В.Л. Иноземцев и Б. Б. Леонтьев, основанные на определении, сформулированном Л. Эдвинсоном, очень близки.

Вот как В.Л. Иноземцев: «Информация и знания, эти факторы, специфичные по своей природе и формам участия в производственном процессе, внутри фирм принимают форму интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал - это что-то вроде «коллективного мозга», который аккумулирует научные и повседневные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, коммуникационную и организационную структуру, информационные сети и имидж компании. «Компоненты интеллектуального капитала», по мнению В.Л. Иноземцева : во-первых, человеческий капитал воплощается в работниках компании в форме их опыта, знаний, навыков, способности к инновациям, а также общей культуры, философии компании и ее внутренних ценностей, во-вторых, это структурный капитал, который включает в себя патенты, лицензии, товарные знаки, организационную структуру, базы данных, электронные сети. Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б. Б. Леонтьев понимает ценность совокупности своих интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, свои природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленная им база знаний и полезные отношения бедра с другими предметами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в отношении фактически ожидаемых результатов его интеллектуальной деятельности и, на этом основании, должна выражаться соответствующей стоимостью. Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики.

Основная функция интеллектуального капитала состоит в том, чтобы существенно ускорить рост массы прибыли за счет формирования и внедрения систем знаний, вещей и отношений, необходимых предприятию, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную экономическую деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления. Именно интеллектуальный капитал определяет темп и характер обновления технологии производства и ее продуктов, которые затем становятся основным конкурентным преимуществом на рынке. «Интеллектуальный капитал - это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке». Б. Б. Леонтьев придерживается определения интеллектуального капитала, данного Л. Эдвинсоном, согласно которому интеллектуальный капитал состоит из трех компонентов: человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала, каждый из которых может быть заемным или собственным. Человеческий капитал представляет знания, опыт, способности и способности конкретных людей как единую экономическую ценность данного бизнес-объекта. Эта столица неотделима от ее владельцев.

Структурный капитал - это все, что остается на предприятии, связанное с интеллектуальным потенциалом после ухода сотрудников с работы. Это включает в себя интеллектуальную собственность, информационные системы, систему финансовых отношений, инструкции, положения, стандарты, награды, сертификаты, призы, которые получила компания (у нас есть эта интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность). Клиентский капитал - это система капитала, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений между предприятием, его клиентами и покупателями. По сути, это сложный сложный нематериальный актив. Это включает в себя бренды, клиентов, имя бренда, каналы сбыта, лицензирование и другие соглашения. Интеллектуальный капитал характеризуется более высоким уровнем развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием которого является более стабильный уровень экономического роста общества, эффективность его структур. Интеллектуальный капитал, развивающийся на основе предыдущих форм капитала, поглощает их основные свойства и в то же время имеет свое содержание, определяемое спецификой его функций: 

  • наличие и прогрессивное развитие интеллектуальной собственности;
  • формирование творческого типа мышления работников, предпринимателей, ученых, управленческого персонала, который формирует и реализует базовые модели воспроизводства каждой конкретной экономической системы и их совокупности;
  • преобладающее формирование интеллектуального центра в этой системе капитала, постепенно охватывающего весь набор факторов производства, распределения, обмена и потребления.

Современными формами материализации интеллектуального капитала сегодня являются материальные факторы производства, труда - патенты, лицензии, ноу-хау, модели, программы и т. д., которые все шире используются во всех сферах жизни общества и его субъектов. Интеллектуальный капитал постепенно приобретает свою оригинальную форму движения, системообразующим элементом которой является наука.

 

Методы измерения и оценки интеллектуального капитала

 

В оценочной практике получили широкое распространение различные методы оценки стоимости нематериальных активов, которые реализуются в рамках вышеуказанных подходов, а именно:

  • метод преимущества в прибыли;
  • методом выигрыша в себестоимости;
  • методом сверхприбыли;
  • методом роялти;
  • путем прямого сравнения продаж.

Метод «Преимущества в прибыли»

Этот метод реализует доходный подход, он используется в основном для оценки идентифицируемых нематериальных активов, используемых компанией для собственных производственных и управленческих нужд.

Интеллектуальный капитал, его формы и развитие

Суть метода заключается в том, что владелец оцениваемого объекта имеет возможность получать дополнительную прибыль за счет увеличения качества и количества продукции по сравнению с предприятиями, которые их не имеют. Этот метод оценки применим, когда с достаточной степенью точности можно определить преимущество в прибыли - сумму дополнительной прибыли, которая может быть получена за счет владения нематериальным активом и его использования при осуществлении предпринимательской деятельности.

Стоимость объекта равна:

Пt - преимущество в прибыли, т.е. дополнительная прибыль равная разности между прибылью, полученной при использовании изобретений, и прибылью, полученной от реализации продукции без использования изобретения;

r - ставка дисконта;

T - предполагаемый период получения преимущества в прибыли.

Срок полезного использования объекта интеллектуальной собственности зависит от старения знаний и возможного раскрытия их конфиденциальности. Этот период соответствует 20-летнему сроку действия патента РФ на изобретение. При определении срока действия соглашения о передаче ноу-хау в международной практике срок, равный пяти годам, считается принятым, а в соответствии с некоторыми соглашениями он варьируется от двух до десяти лет.

Метод экономической выгоды

Этот метод также обеспечивает измерение идентифицируемых нематериальных активов в рамках доходного подхода. При использовании этого метода предполагается, что при условии, что цена товаров, произведенных с использованием оцененного нематериального актива, является постоянной, дополнительная прибыль определяется как разница между стоимостью указанных и ранее произведенных товаров без использования названного результата. Таким образом, предполагается, что использование объекта интеллектуальной собственности снижает себестоимость продукции. В этом случае в расчетах используются данные по следующим статьям затрат: сырье, материалы, комплектующие; техническое обслуживание и ремонт производственного оборудования; амортизация; топливо и другие виды энергии; зарплата, административные и управленческие расходы.

Стоимость объекта равна:

Сt - экономия на затратах в результате использования объекта интеллектуальной собственности.

Метод «Избыточной прибыли»

Этот метод используется для оценки гудвилла предприятия (гудвилл) и основан на предпосылке, что гудвилл, не отраженный в балансе, генерирует сверхприбыль для предприятия, то есть обеспечивает доходность выше среднего показателя по отрасли. Стоимость гудвилла определяется путем капитализации избыточной прибыли.

Метод «Ставок роялти»

Этот метод представляет собой комбинацию доходного и сравнительного подходов и позволяет оценить стоимость объектов промышленной собственности, на использование которых компания продает лицензии третьим лицам (лицензиатам). Для осуществления такой деятельности предприятие должно быть владельцем патента или эксклюзивной лицензии. Чтобы использовать этот метод, вы должны иметь следующие данные: срок действия лицензии; объем производства и (или) реализации продукции по лицензии и производственной программе лицензиата; цена за единицу продукции по лицензии, произведенной и проданной лицензиатом; важность ставок роялти.

Предполагаемый срок действия лицензии - это период времени с даты вступления в силу соглашения о предоставлении лицензии до истечения срока ее действия, в течение которого лицензиат будет использовать объект лицензии. В этом случае указанный период обычно состоит из периода разработки объекта лицензии и периода его коммерческого использования. Предполагаемый срок действия лицензии, независимо от вида и условий уплаты лицензионного сбора, определяется объектом лицензии - продуктами по лицензии или технологическим процессом - и, прежде всего, сроком ее устаревания. , а также оставшийся период действия исключительного права.

Наряду со сроком устаревания патентная ситуация на предмет лицензии влияет на срок действия лицензии на объекты промышленной собственности. Итак, в случае изобретений следует иметь в виду, что срок действия патентов на изобретения в разных штатах составляет 15 - 20 лет. Однако в большинстве случаев предполагаемый срок действия лицензии может быть установлен в течение 10 лет, хотя возможны отклонения в направлении ее увеличения.

Объем производства может быть определен одним из следующих способов: путем оценки возможного спроса на продукцию по лицензии, произведенную на основе результатов изучения соответствующего рынка, с учетом присутствия конкурентов и возможностей потенциальных лицензиатов для развивать этот рынок; на основе данных, полученных от потенциального лицензиата, путем оценки максимальных производственных возможностей потенциального лицензиата и, в частности, путем оценки максимальной производительности специального производственного оборудования потенциального лицензиата, которое может использоваться для использования технологического процесса и (или) производить продукцию по лицензии.

Продажная цена предприятия обычно принимается за цену лицензионной продукции, исключая скидки, предоставляемые покупателю, упаковку, хранение, страхование, транспортировку, налоги и другие расходы.

Расчетная ставка роялти устанавливается на основе анализа отечественной и зарубежной практики заключения лицензионных соглашений. В некоторых случаях, когда необходимые данные недоступны в источниках информации, предполагаемая ставка роялти может быть определена путем анализа экономического эффекта или прибыли, которую потенциальный лицензиат может получить в результате использования объекта лицензии.

Стоимость объекта равна:

Вt - выручка от продажи продукции по лицензии в t-й год;

Rt - размер роялти в t-м году, %;

Сt - расходы, связанные с поддержанием патента или исключительной лицензии в силе (юридические, административные и организационные);

T - срок действия лицензионного договора, лет.

Метод сравнения прямых продаж

Этот метод реализует сравнительный (рыночный) подход. Метод имеет ограниченное применение из-за уникальности и специфики оцениваемых объектов; он используется в основном только для оценки лицензий на использование готовых компьютерных программ. Метод предполагает определение стоимости объекта по цене сделок по купле-продаже аналогов с учетом корректировок на разницу в характеристиках.

 

Измерение и оценка интеллектуального капитала

 

На современном этапе экономического развития нематериальные факторы производства приобретают все большее значение в качестве источников добавленной стоимости и конкурентных преимуществ. В условиях «новой экономики», где преобладают интеллектуальные ресурсы, необходимость их измерения возрастает с целью оценки ресурсной базы предприятия и развития инвестиционных направлений. Интеллектуальные ресурсы, представленные интеллектуальным потенциалом персонала и интеллектуальными активами, содержащимися в интеллектуальной собственности, представляют собой интеллектуальный капитал предприятия. Интеллектуальный капитал является показателем роли использования знаний в организации.

Инвестиции в интеллектуальный капитал, как показывает мировая практика, являются наиболее выгодными. При выборе направлений распределения объемов инвестиций, которые будут использоваться для развития материальных активов и интеллектуального капитала, прежде всего необходима объективная оценка интеллектуального капитала организации. В исследованиях и разработках, приобретение и накопление знаний занимает значительное место. Но созданный интеллектуальный капитал не отражается в балансовых отчетах.

Существуют определенные методологические подходы к измерению и оценке стоимости интеллектуального капитала, но до сих пор нет единого подхода к тому, какая система считается наиболее совершенной. Следовательно, в этом случае было бы наиболее правильным просто начать оценку интеллектуальных активов, не дожидаясь, пока ученые и практики достигнут соглашения о том, какую систему измерения признавать стандартом. Гораздо важнее, чтобы организация регулярно оценивала свои интеллектуальные активы, и методология такой оценки всегда может быть доработана позднее после достижения консенсуса в отношении единого подхода к измерению и оценке стоимости интеллектуального капитала.

Есть две основные причины, по которым организации должны ценить свои интеллектуальные активы. Во-первых, и самое главное, такая оценка определяет компоненты знаний, присутствующие в организации, чтобы ими можно было управлять и развивать. В этом смысл оценки интеллектуального капитала с точки зрения решения внутренних проблем. Во-вторых, такая оценка необходима для выявления истинной стоимости организации, которая может быть объявлена ​​на фондовом рынке. Обе эти причины важны, потому что итоговая оценка дает лидерам информацию, необходимую для планирования ее будущего развития. Западные ученые уделяют первостепенное внимание второй причине, заключающейся в том, что она позволяет включить нематериальные активы в общую стоимость компании, делая их доступными для учета. Истинная ценность организации не может быть должным образом оценена без учета таких факторов, как корпоративная культура, доступ к рынкам, количество работников умственного труда, узнаваемость бренда и положение в конкурентной борьбе. Однако для белорусских предприятий, на наш взгляд, приоритет принадлежит первой причине, поскольку важно понять природу интеллектуального капитала в деятельности предприятия, а затем отразить интеллектуальный капитал в отчетах предприятия.

Оценка и измерение интеллектуального капитала предприятия, как отмечалось выше, необходима для того, чтобы узнать, какой интеллектуальный потенциал имеет организация и что может принести ей дополнительную ценность.

Рассматривая подходы к измерению и оценке стоимости интеллектуального капитала, разработанные самими западными учеными и корпорациями, следует отметить, что они не приспособлены для оценки деятельности отечественных организаций. Однако не следует полностью отказываться от этих методологических подходов, а принимать некоторые их положения для развития организации. Важной задачей является понимание роли интеллектуального капитала в деятельности организации и возможности попытки измерить и оценить интеллектуальный капитал.

Концепция интеллектуального капитала тесно связана с концепцией управления бизнесом через измерение и классификацию. Это чрезвычайно важно с точки зрения обеспечения эффективного управления, поскольку эффективное управление предполагает возможность количественной и качественной оценки объектов и процессов. Разработчики систем измерения интеллектуального капитала утверждают, что измерения элементов, которые не были количественно и качественно измерены в прошлом, дадут руководителям более четкое представление о способности организации достигать своих целей.

Одной из причин создания систем измерения и оценки стоимости интеллектуального капитала является стремление идентифицировать и использовать активы, которые ранее не были признаны.

При планировании достижения конкретной цели организация должна оценить свое текущее состояние, определить разрыв между ней и желаемым будущим состоянием и, наконец, сформировать последовательность действий, необходимых для устранения этого разрыва.

В современном деловом мире для определения текущего состояния организации требуется оценка всех ее активов. Необходимо оценить степень, в которой все имеющиеся у нее активы обеспечивают ее структурными, информационными и материальными ресурсами, необходимыми для достижения рассматриваемой цели организации. Ключевым процессом в этой оценке является измерение активов на основе показателей, отражающих влияние на степень достижения корпоративных целей. Эти показатели следует выбирать так, чтобы их можно было использовать для понимания степени, в которой нематериальные активы организации способствуют достижению ее цели. Сложность заключается в оценке этих активов и выявлении недостающих элементов, чтобы на их основе решить, можно ли восполнить обнаруженный дефицит, или следует полностью отказаться от проекта. В этом случае полученные значения показателей должны стать основой для управленческих решений и действий организации. Таким образом, измеримые показатели должны соответствовать конкретным целям и давать представление о том, что необходимо сделать для их достижения, если это вообще возможно.

Одним из наиболее распространенных методов оценки стоимости интеллектуального капитала является схема, предложенная братьями Руси.

Эта схема состоит из трех этапов измерения интеллектуального капитала:

  • формирование языка для описания интеллектуального капитала;
  • определение показателей интеллектуального капитала;
  • создание отчета об интеллектуальном капитале.

Формирование языка интеллектуального капитала. Этот этап включает определение самого понятия интеллектуального капитала и классификацию элементов. По этой классификации активы организации делятся на группы, относящиеся к физическому, финансовому и интеллектуальному капиталу. Такая классификация позволяет исключить некоторые активы из интеллектуального капитала и, таким образом, по крайней мере, идентифицировать те, которые не являются интеллектуальным капиталом. Точный способ классификации активов зависит от отчета об интеллектуальном капитале, предоставленного авторами, и видения будущего организации и отрасли. Важно, чтобы классификация и язык, разработанный для обсуждения интеллектуального капитала, были ясными и отвечали потребностям пользователей отчетов об интеллектуальном капитале. Основное условие этой схемы - не усложнять задачу.

Определение показателей интеллектуального капитала. Как правило, предлагаемые показатели являются более адекватными, если они выбираются совместно с людьми, занятыми в областях, в которых будут проводиться измерения, и людьми, которые будут проводить эти измерения. Определение метрик необходимо для определения стоимости нематериальных активов для организации. На этом этапе необходимо определить методологию измерения интеллектуального капитала и оценки его стоимости. Существует множество методических приемов оценки интеллектуального капитала, которые отвечают той или иной цели развития предприятия. Однако недопустимо принимать эти методы в чистом виде, поскольку существуют значительные различия в деятельности отечественных и зарубежных организаций. Поэтому необходимо выбирать те показатели, которые будут отражать цели и задачи организации. Анализ интеллектуального капитала отечественных предприятий показал, что измерение и оценка IC предприятиями не проводится, в том числе должное внимание не уделяется нематериальным активам, в том числе интеллектуальной собственности. Западные методы, в частности, оценка рыночной стоимости компании, а через нее - интеллектуального капитала, недопустимы, поскольку они в основном развиваются применительно к условиям стабильно функционирующей экономики. Фондовый рынок Республики Беларусь недостаточно развит и, как следствие, не может предоставить достоверную информацию о рыночной стоимости организации. Однако необходимость измерять и оценивать интеллектуальный капитал очевидна, поскольку интеллектуальные ресурсы находятся на первом месте, отодвигая материальные активы на задний план.

Создание отчета об интеллектуальном капитале является последним шагом в схеме измерения. В результате решение проблемы количественной и качественной оценки интеллектуального капитала доводится до уровня его учета наряду с материальными активами предприятия. Отчетность является важной задачей, однако не следует стремиться к идеальной форме отчета. Необходимо отразить те показатели и тенденции, которые являются основными для предприятия в данный период и позволяет сопоставить достигнутые результаты с поставленными целями.

Таким образом, измерение и оценка стоимости интеллектуального капитала является довольно новым направлением управления, которое еще не разработало свои собственные стандарты. Однако недооценка интеллектуальных ресурсов, их неэффективное использование не позволит организации занять лидирующие позиции и использовать свой интеллектуальный потенциал. Поэтому осуществление измерения и оценки стоимости интеллектуального капитала заслуживает более пристального внимания как со стороны самих предприятий, так и со стороны государства.

 

Комплексная оценка интеллектуального капитала компании

 

Интеллектуальный капитал компании, во-первых, имеет несколько составляющих элементов, а во-вторых, на его формирование и размер влияет довольно многочисленная группа разнородных факторов. Поэтому интегральная оценка интеллектуального капитала компании должна отражать многогранную деятельность компании в целом. Важно отметить, что для компаний различных специализаций может быть характерен только подход к оценке их интеллектуального капитала, а набор показателей строго индивидуален. Поэтому Т. Стюарт предлагает только три прагматических принципа, руководствуясь которыми вы можете сделать правильный выбор инструментов оценки:

  • Не усложняйте задачу. Для более или менее качественной и объективной оценки интеллектуального капитала компании, как правило, не более трех измеримых параметров каждого из ее типов - человеческого, структурного, потребительского - плюс один интегральный показатель, характеризующий эту сторону потенциала компании. в целом требуются.
  • Вам нужно измерять только то, что имеет большое стратегическое значение для деятельности компании.
  • Вам нужно измерять только те виды деятельности, которые создают интеллектуальное богатство.

Для большей наглядности вы можете классифицировать интеллектуальный капитал компании с учетом специфики его специализации:

  • высокий уровень интеллектуальной собственности;
  • средний уровень;
  • уровень ниже среднего;
  • это неразумная компания.

Пусть  Ki (i = 1, ..., m) - система показателей, характеризующих интеллектуальный капитал компании; ки - барьер нормализованного значения показателя, соответствующего среднему уровню интеллекта компании. Изменение значений xi индикатора интеллекта Ki происходит в диапазоне  0 ? xi ? 1 и эти значения определяются соотношениями:

Здесь уровень интеллекта компании для каждого компонента ее интеллектуального капитала (человеческого, структурного, потребительского) обозначается следующим образом: b - высокий уровень, s - средний, ns - ниже среднего, 0 - отсутствует. Существуют различные методы (корреляции, весовые коэффициенты и т. д.) И подходы к интегральной оценке любой сферы деятельности компании, основанные на совокупности действий разнородных факторов в этой области.

Графическая интерпретация результатов анализа экономических технико-экономических обоснований, оценок, расчетов на практике способствует лучшему восприятию и ускорению получения не только количественных, но и качественных значений показателей, что играет важную роль в наглядном, оперативном Комплексная оценка согласованности различных факторов, определяющих состояние и тенденции развития компании. График содержит много информации, но его главное преимущество в том, что он дает достаточно полную картину. График характеризует не только текущее состояние компании, но и направление ее стратегии развития. Имея аналогичные данные о конкурирующих или связанных компаниях, становится возможным сравнивать себя с другими компаниями и оценивать их относительные преимущества и недостатки, сравнивать и сопоставлять их возможности и возможности смежных компаний. Или сравните состояние компании в динамике разных лет и достоверно проанализируйте прогресс или деградацию предприятия, выявите и отразите опасные отклонения от нормального состояния.

Для интегральной оценки интеллектуального капитала значения отдельных показателей нормируются: значения показателей, соответствующих высокому уровню интеллекта компании, принимаются за единицу, а средние значения показателей интеллекта а значения показателей фактического положения дел рассчитываются в долях относительно данной единицы.

Тогда, например, стандарт устойчивости интеллектуального персонала высокоэффективной компании (с учетом естественной миграции, потерь, личных обстоятельств и т. д.) Составляет, например, 94%, что соответствует наивысшей оценке интеллект компании, то есть «1» по шкале от 0 до 1.

Средний уровень интеллектуального капитала компании соответствует значению стабильности персонала по этой шкале - 0,85 (стабильность персонала компании составляет 94% х 0,85 = 79,9%), ниже среднего - 0,7 (65,8%), а фактическая Стабильность кадра соответствует значению по принятой шкале - 0,95 (89,3%).

Каждая конкретная компания, в силу специфики своей деятельности и индивидуальности организационной структуры персонала, может самостоятельно определять собственную систему показателей для расчета интеллектуального потенциала и определения стратегии развития.

В интересах компании, для ее устойчивого развития, а иногда и для того, чтобы выжить, необходимо уметь давать самооценку своего собственного потенциала и, прежде всего, интеллектуального потенциала, сопоставлять свои возможности с потребностями рынка.

 

Развитие интеллектуального капитала в России

 

В развитых странах «новая экономика» воспринимается не только как научная концепция, но и как новое направление в развитии экономической политики. Важным свойством новой экономики является добыча, идентификация, создание и использование новых знаний. Здесь речь идет не только об инновационных разработках и их использовании, но и о проведении фундаментальных исследований и реализации их результатов.

Формирование новой экономики является результатом развития знаний: к началу нового века развитие знаний перешло в новое качественное состояние. Знание становится не только независимым фактором производства, таким как земля, капитал и труд, но и главным в системе этих факторов. Практически стало очевидным, что именно знания призваны обеспечить конкурентоспособность и экономический рост компаний. Современные мировые тенденции в экономической динамике заставляют определять стратегический путь развития России, ориентируясь на постиндустриальные преобразования. В то же время в ходе продолжающихся трансформационных изменений смысловая емкость понятия «капитал» значительно расширилась. Существенные структурные сдвиги постиндустриального характера в общественном производстве, заметное возрастание роли нематериального производства по сравнению с традиционным - материальным, предопределило, на наш взгляд, системную эволюцию производительного капитала как сложного образования в направлении формирования и развития его интеллектуальной формы.

Рост интенсивности знаний о продуктах, быстрое обновление технологий, усиление неценовой конкуренции подчеркивают знания, квалификацию, талант и профессионализм работника, технические, технологические и организационные инновации, то есть характеристики, объединенные концепцией "интеллектуального капитала".

Внимание к интеллектуальному капиталу как глобальной тенденции выходит на первый план благодаря способности человека генерировать новые знания, разрабатывать новые технологии, способствующие эффективному экономическому росту. Владение интеллектуальным капиталом приравнивается развитыми странами по важности к стратегическим ресурсам (запасы сырья, территории, золотовалютные резервы, валютные резервы). В современном мире идет постоянная борьба не за продукт, а за обладание интеллектом. Опыт последних десятилетий XX в. подтверждает, что страны с самым высоким уровнем образования, науки, здравоохранения, культуры и духовности претендуют на роль лидеров в социально-экономическом развитии.

В России важность интеллектуального капитала также усиливается необходимостью найти выход на траекторию устойчивого экономического развития. Без этого невозможно гарантировать повышение уровня жизни населения, решить социальные проблемы страны.

Процесс экономического развития страны, доказанный классиками экономической теории, основан на накоплении капитала. Тезис о ведущей роли капитала в экономическом прогрессе как основы расширенного воспроизводства провозглашен в настоящее время в различных моделях экономического роста и подтверждается результатами многочисленных исследований российской и зарубежной практики. В связи с этим накопление интеллектуального капитала становится основой устойчивого экономического развития и благополучия нации. Экономический рост все чаще понимается как качественный рост, который характеризуется изменением качества жизни, в том числе уровня доходов, потребления, защиты окружающей среды, свободного времени и всестороннего развития личности. Это продукты, созданные с участием человека.

 

Вывод:

 

Таким образом, интеллектуальный капитал может быть определен как структурированные знания и возможности, основанные на связях, которые имеют потенциал для развития и создания ценности. Интеллектуальный капитал организации - это квалификация, опыт, мотивация персонала, знания, технологии и каналы связи, которые могут создавать добавленную стоимость и обеспечивать конкурентные преимущества организации на рынке.

Интеллектуальный капитал - это тип капитала в том смысле, что он, наряду с другими типами, является фактором производства. Как и физический капитал, он также возникает в результате инвестирования различных ресурсов, так же как он может обесцениваться и устареть. Основное различие между интеллектуальным и физическим капиталом заключается в его нематериальной природе и врожденных свойствах. Таким образом, довольно сложно найти средство измерения интеллектуального капитала - трудно представить единицу измерения, которая могла бы точно, надежно, объективно измерять такие вещи, как опыт сотрудников, знания, которыми они обладают, их интуиция и даже более того, чтобы рассчитать и оценить совокупность их опыта ... Кроме того, в отличие от физического капитала, который оценивается в финансовом отношении, интеллектуальный капитал оценивается как по стоимости, так и по стоимости. Другое отличие состоит в том, что интеллектуальный капитал не может полностью принадлежать организации. Интеллектуальный капитал нацелен на будущее, а финансовый капитал - результат действий, предпринятых в прошлом.

Организация, которая прилагает усилия для развития своего интеллектуального капитала, инвестирует много ресурсов в исследования, обучение и развитие. Более того, рыночная капитализация такой компании благодаря ее развитому интеллектуальному капиталу выше балансовой стоимости ее материальных активов и фондов. Интеллектуальный капитал является синергетическим явлением, то есть он формируется не просто путем сложения его отдельных частей, но как свойство их взаимодействия. Носителями интеллектуального капитала организации являются работники, структуры, клиенты.

Интеллектуальный капитал имеет определенную структуру: он состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала организации.

В современной отечественной практике отношение к интеллектуальным активам как к капиталу, который нуждается в управлении, к сожалению, очень редкое. Можно сказать, что управление интеллектуальным капиталом редко определяется приоритетами стратегического развития отечественного бизнеса. Это означает, что в целом интеллектуальный капитал отечественных компаний остается без целенаправленного управления - или просто простаивает. Чтобы продемонстрировать необходимость управления интеллектуальными активами, мы попытаемся связать их с группой материальных активов. Подумайте о простаивающих производствах, неиспользованных запасах и лишних деньгах. Примерно такой же потенциал остается нереализованным в ситуации, когда отсутствует управление интеллектуальным капиталом. Соберите все эти забытые активы (как нематериальные, так и материальные) - и у нас есть значительный потенциал дохода для любой организации.