Интеллектуальная собственность и бизнес

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальная политика государства: цели, инструменты, особенности   
Права собственности: проблемы гарантий и ответственности 
Экономическая теория налогообложения
Мировой рынок золота. Золотые аукционы


Введение:

В наше время, во времена развития Интернета, электронной коммерции, международного сотрудничества и торговли в новых технологических реалиях во все большем числе стран, интеллектуальная собственность «составляет» около 1/6 их бюджетов, и эта доля продолжается быстро расти. В связи с развертыванием научно-технической революции роль традиционных средств производства падает, акцент смещается на информационные и научные знания, которые в современном мире являются самыми дорогими. В результате информация или интеллектуальная собственность формируется и резко повышает ее ценность. Такие значительные изменения привели к тому, что некоторые ученые стали утверждать, что собственность в целом теряет смысл, остается только ее правовая сторона. Другие полагают, что не сам феномен собственности теряет свое значение, а собственность на средства производства, то есть происходит историческое изменение доминирующего типа собственности.

Однако многие гражданские ученые либо предлагают вообще отказаться от использования термина «интеллектуальная собственность», либо понимать под ним только нематериальные блага (набор идей, образов, творческих, технических решений и т. д.), для которых человек, имеющий достигнуто их или специальное «исключительное право» фиксируется.

Существование современной культуры невозможно без интеллектуальной собственности, без законодательного регулирования связанных с ней общественных отношений в отношении производства «духовных благ». Но материальное производство сегодня немыслимо без постоянно растущего использования интеллектуального труда.

Необходимость предоставить авторам и инвесторам права на созданные произведения и решать технические проблемы привела к появлению в российском законодательстве правовой структуры, основанной на признании авторами и их правопреемниками прав интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности. Понятие «интеллектуальная собственность» было впервые введено в международно-правовые документы в 1967 году. Стокгольмская конференция, на которой была учреждена ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности (однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября, 1886 г. термин «результаты интеллектуального творчества» использовался в аналогичном значении).

Каждый день во всем мире делаются новые открытия во всех областях знаний, изобретаются новые устройства, создаются новые произведения искусства - все это является интеллектуальной собственностью. Итак, я выбрал для своей первой курсовой работы тему «Интеллектуальная собственность», потому что этот тип собственности очень распространен на современном рынке, и я думаю, что его доля со временем будет только увеличиваться.

 

Сущность термина «интеллектуальная собственность»

 

Проблема информационной и интеллектуальной собственности (далее ИС) имеет огромное значение, как для теории, так и для практики. Дело в том, что во второй половине XX в. в развитых странах мира (а в России с начала 90-х годов.) стал складываться и интенсивно развиваться рынок интеллектуальных продуктов. Это – общепризнанный факт, однако до сих пор нет четкого понимания интеллектуального продукта, как объекта собственности. На протяжении последних двух столетий ИС стала одним из важнейших факторов общественного производства. За рубежом индустрия авторских прав приносит до 7% ВНП, примерно таков же вклад в экономику развитых стран со стороны так называемой промышленной собственности (патентов, товарных знаков).

Специалисты предложили вариант пониманияИС как совокупности прав наобъективно выраженный результат интеллектуальной деятельности. В этом случае намного проще объяснить некоторые особенности правового регулирования, которые при иных подходах нуждаются в построении специальных правовых конструкций, например, введении особых «исключительных прав», находящихся вне классического деления прав на вещные, обязательственные и личные, а затем дополнении их громоздкими исключениями и исключениями из исключений.

В широком смысле под интеллектуальным продуктом понимается совокупность интеллектуальных, культурных ценностей, знания, инноваций, произведения искусства и различные формы информации, обучения и развлечения, полученные традиционным путем или с помощью информационных технологий, электронной техники.

ИС всегда рассматривали как обобщающее, родовое понятие, но при этом часто предпринимались попытки ограничить ее несколькими видами (в частности, «литературно-художественной» собственностью и промышленной собственностью) либо свести представление о ней к особым правам или особым способам защиты. При этом к объектам промышленной собственности обычно относили научно-технические творения человека, а к объектам авторского права – произведения искусства. Очевидна ограниченность подобного подхода. Вместе с тем иногда ИС трактуют чрезвычайно широко, относя к ней не только все предметы духовной культуры в ее разнообразных проявлениях, но и почти любую информацию.

Наиболее широкий официальный перечень объектов ИС содержится в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), 1967г.

Согласно ст. 2 данной Конвенции «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям, включая программы для ЭВМ и базы данных
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности
  • рационализаторским предложениям
  • научным открытиям
  • промышленным образцам
  • селекционным достижениям
  • топологии интегральных микросхем
  • фирменным наименованиям
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,
  • сведеньям, составляющих служебную или коммерческую тайну
  • защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Понятие ИС в его семантическом значении удачно характеризует принадлежность и сущность результата интеллектуальной деятельности. В общем, любое использование понятия «собственность» неизбежно свидетельствует о наличии его владельца и соответствующей возможности возникновения имущественных отношений, связанных с ним. Право интеллектуальной собственности, как и права собственности, относится к категории абсолютных прав: правообладатель права, лицо, наделенное правом, всегда известно, и все третьи лица должны воздерживаться от нарушения его прав.

Следует признать, что право ИС не может рассматриваться как одна из разновидностей прав собственности, хотя объекты интеллектуальной собственности (объективно выраженные результаты интеллектуальной деятельности) в большинстве случаев являются вещами, объектами прав собственности. Для адекватного юридического описания прав ИС необходимо «расширить» саму концепцию прав собственности, чтобы охватить всю собственность, которая находится в исключительном доминировании человека, включая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также с правами собственности на некоторые материальные объекты, содержащие их. В этом случае полноправным владельцем вещи может быть признан только тот, кто обладает как правом собственности на нее, так и определенными правами на основе ИС, если эту вещь можно рассматривать как объект этих прав.

В отличие от обычных товаров, продукты творческой деятельности не способны приносить своим владельцам никакой гарантированной прибыли. После того, как продукты творчества становятся известны обществу, они перестают быть объектами владения одного или нескольких лиц. В отсутствие специальной правовой защиты каждый член общества, обладающий необходимыми экономическими ресурсами, может использовать их для получения прибыли, поэтому институт исключительного права на продукты творческой деятельности служит средством предотвращения такой ситуации.

Кроме того, исключительное право рассматривается как монопольное право. Учитывая периодически возобновляющуюся «ненависть к привилегиям» и трудности в понимании различий между различными типами и основаниями «монополии», эта ситуация препятствует пониманию ценности прав ИС и препятствует успешному продвижению необходимости защиты прав на произведения, изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Закон не может напрямую регулировать интеллектуальную деятельность. Этот процесс остается за рамками правовых норм. Однако результаты интеллектуальной деятельности могут стать объектами правоотношений только тогда, когда они одеты в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Таким образом, объект ИС должен обладать как минимум двумя признаками:

  • являться результатом интеллектуальной деятельности;
  • иметь объективную форму выражения.

В любом случае, ИС - это особый вид собственности. Это не вид имущественных прав, это независимый правовой институт. Права, связанные с ИС, называются правами интеллектуальной собственности, поскольку они должны защищаться так же «тщательно», как и права собственности, а не для того, чтобы распространять на них порядок (определения, методы защиты), применяемый в отношении прав собственности. В то же время тенденцией современности является «расширение» концепции собственности, включающей в себя не только материальные объекты, защищенные имущественными правами, но и другие объекты имущественной стоимости.

Произведения науки, литературы и искусства защищены авторским правом, независимо от того, как они выражены, но также от их цели и достоинства. Именно этот подход позволяет нам сохранять самые ценные достижения человеческого интеллекта на «вечность», оставляя его на время, а не современникам, часто предвзятым и одержимым «модными тенденциями в области общественной морали», чтобы сделать окончательный выбор.

Дополнительные условия налагаются на охрану определенных типов объектов ИС. Таким образом, товарный знак может быть защищен только в том случае, если он обладает «отличительной чертой». Не каждый творческий результат, достигнутый человеком, можно считать изобретением, суть которого состоит в том, чтобы найти конкретные технические средства для решения проблемы, возникшей в сфере практической деятельности, а не только тот, который воплощает определенный «творческий шаг».

Согласно пункту 1 ст. 4 Закона о патентах Российской Федерации «изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явно не следует из уровня техники». Предшествующий уровень техники служит, прежде всего, для определения новизны изобретения и включает любую информацию, которая стала общедоступной в мире до даты приоритета изобретения, все заявки на изобретения и полезные модели (кроме тех, которые отозваны), поданные в Российской Федерации другими лица (за исключением изъятых) с учетом их более раннего приоритета, а также изобретений и полезных моделей, запатентованных в Российской Федерации. Критерий «изобретательский уровень» служит для отличия технических новинок более высокого уровня от их общей массы.

Таким образом, только объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности может участвовать в экономическом обороте, являясь конкретным продуктом - интеллектуальной собственностью.

 

История возникновения интеллектуальной собственности

 

Интеллектуальный труд существовал всегда. Однако правовая консолидация этой категории не происходит с самого рождения правовых норм, и ее совершенствование продолжается в настоящее время.

Понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права, появилось еще во времена Древней Греции. Законодатель признал общественную, политическую, а затем и экономическую значимость произведений литературы и искусства. Творения писателей и поэтов должны были быть представлены публике в неискаженной форме.

С древних времен до позднего средневековья юридической формулировке «экономической» стороны отношений, связанной с созданием и использованием результатов технического или художественного творчества, не придавалось большого значения, поскольку такие результаты обычно распространялись нерыночным значит, и работа авторов либо оплачивалась меценатами, либо рассматривалась как обычная, хотя и высококвалифицированная работа по найму. Исследователи неоднократно отмечали, что одной из важнейших причин сложившейся ситуации был не только низкий культурный уровень хозяйствующих субъектов, но и тот факт, что распространение результатов «духовного производства» было крайне медленным. В то же время моральные права автора были широко признаны обществом, а плагиат осуждался даже в древние времена.

С распадом жесткой системы гильдий, существовавшей в европейских городах, и переходом к производственному производству, с изобретением печати, которую Лютер назвал «вторым избавлением человечества от ментальной тьмы», возникла необходимость защищать интересы Владельцы фабрики и издатели от недобросовестной конкуренции со стороны лиц, которые не вкладывали средства в создание новых произведений искусства или разработку новых технических достижений.

Необходимо было обеспечить особые права для заинтересованных лиц, чтобы «никто не собирал урожай там, где он ничего не сеял». Важнейшей задачей было четко определить, что принадлежит одному человеку, а что другому, кто на что имеет право. Только государство могло решить эту проблему, поскольку именно законодательная функция государства позволяет обеспечить разработку нормативно-правовой базы, призванной служить надежной «правовой оболочкой» для соответствующих отношений. Осуществление правового регулирования, установление правил, руководящих принципов поведения человека, предложение законных путей достижения законных целей и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этими правилами, защита социальных отношений, отвечающих их требованиям, являются Основные задачи любого цивилизованного государства. В то же время закон можно рассматривать как совокупность гарантий, предоставляемых государством, как «способность обязывать других» в соответствии с определением концепции права, данным И. Кантом.

Первоначально защита интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась системой привилегий, предоставляемых «милостью монарха».

Верховная власть покровительствовала отдельным издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 году городским правительством Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел судовой поворотный кран. Самый старый из всех патентов в Англии был выдан Генрихом VI в 1449 году фламандскому уроженцу Джону Евтиману для изготовления цветного стекла для окон Итон-колледжа.

В 1710 году в Англии появился первый закон об авторском праве, известный как «Статут королевы Анны» и содержащий один из важнейших принципов авторского права - принцип «авторского права» - право на охрану опубликованного произведения, запрет на копирование. работа без согласия автора. Именно автору было предоставлено исключительное право публиковать произведение в течение 14 лет с момента его создания, а также была предоставлена ​​возможность продлить этот срок еще на 14 лет в течение жизни автора. После Англии законы о патентах и ​​авторском праве были приняты в Соединенных Штатах, Франции и других европейских странах. Стали широко продавать и покупать права на публикацию литературных произведений, ставить различные драматические произведения.

Происхождение термина интеллектуальная собственность обычно связано с французским законодательством конца 18 века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляет собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за раскрытие изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечить его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях.

В России по мере развития рыночной экономики процесс формирования института интеллектуальной собственности проходил параллельно со странами Западной Европы. Первый товарный знак на изделиях ремесленников - клеймо - связан с Новой торговой хартией 1667 года: указ об обязательном клеймении всех российских товаров специальными товарными знаками датируется 1774 годом. Первый закон о привилегиях на изобретения, искусство и ремесла были приняты в 1812 году. Привилегии для изобретений и усовершенствований были приняты в 1896 году и действовали до 1917 года. В начале 20-го века в России имелся общеобразовательный институт интеллектуальной собственности, который играл значительную роль в динамичном экономическом развитии. и культурное развитие страны.

После 1917 года созданный институт интеллектуальной собственности был полностью разрушен. В 1918 году был принят указ, который национализировал объекты авторского права (литературные, научные и другие произведения), в середине 1919 года указом объекты промышленной собственности, включая изобретения, были национализированы. Результаты интеллектуальной деятельности были объявлены государственной собственностью и были переданы в распоряжение государства. Продукт интеллектуальной деятельности перестал быть конкурентоспособным товаром, и его создатель стал простым рабочим из государства, получая стандартизированную заработную плату за свой труд сверху. Была создана и развита система отчуждения интеллектуального продукта от его создателя, закрепленная в правовых нормах, которая существовала почти семь десятилетий. Государственность всей системы интеллектуального труда, установление государственной монополии на ее продукцию позволили, с одной стороны, направить интеллектуальную деятельность общества на обслуживание этой социальной системы, а с другой - компенсировать затраты на оплату труда. на минимальном уровне, т. е. дешево соотносить результаты интеллектуальной деятельности. Ни в одной другой стране мира интеллектуальный труд по своей массе не оплачивался на таком низком уровне и не был так экономически зависим от государства, как в СССР.

В двадцатом веке произошло трагическое изменение отношения к творчеству: оно утратило ореол "святости" даже в глазах самих творческих людей. Вряд ли сейчас есть писатели, которые, сидя за столом, украшали бы манжеты рукавов кружевами, как это иногда делали в эпоху Просвещения. Мы живем в переходную эпоху: источники частной финансовой поддержки быстро уменьшаются, исчезает «внебиржевое обеспечение», которое до конца 18-го века способствовало появлению большинства шедевров, повсеместно вымирает система патронажа и рыночный механизм все еще не может в достаточной мере способствовать созданию культурных ценностей, обеспечивать сохранение и распространение культурного наследия, чтобы гарантировать защиту того «хрупкого» мира, в котором живут «идеи». Идеи, которые однажды возникли, могут служить бесконечное время для бесконечного числа людей. Задача состоит в том, чтобы создать условия, которые позволят им появиться.

Анализ истории развития права ИС показывает, что это в основном юридическое выражение осознания государством важности культуры и прогресса для сохранения и развития общества. Поддержка и защита творчества, защита результатов интеллектуальной деятельности напрямую связаны с защитой свободы личности и прав человека. Однако необходимо учитывать двойственную реальность, характерную для авторского права - не только культурную (духовную), но и экономическую: объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности может участвовать в экономическом обороте, становиться товаром и функционировать на рынке. , Более того, если раньше использование творческих результатов осуществлялось исключительно путем тиражирования материальных носителей интеллектуальных достижений, то сейчас, особенно в связи с развитием цифровых интерактивных сетей и других средств телекоммуникации, все чаще и чаще это не отдельные копии материальные носители информации, которые «продаются», но имеют «право доступа» к ней с возможностью в некоторых случаях последующего отбора и копирования.

 

Интеллектуальная собственность и бизнес

 

Современность характеризуется не только усилением защиты личных неимущественных (моральных) авторских прав, но и одновременно дальнейшей «коммерциализацией» имущественных (экономических) прав. В то же время мы не должны забывать, что экономическая сторона права ИС также включает в себя права собственности, которые защищают авторов, изобретателей и других творческих личностей от экономических требований партнеров (издателей, производителей, работодателей). Большинство современных государств не только осуществляют контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и других правообладателей, но также устанавливают некоторые минимальные стандарты, которые должны соблюдаться всеми участниками транзакций, связанных с использованием объектов ИС, которые играют роль определенные социальные гарантии.

К сожалению, в последние годы при поиске и принятии законодательных решений интересы авторов, интересы музыкальных и литературных издателей и других крупных правообладателей, интересы лиц, использующих результаты творческой деятельности в коммерческих целях, часто рассматриваются отдельно от друг друга. влиятельные пользователи. В то же время необходимо учитывать интересы третьей и, возможно, главной стороны «компромисса ИС» - общества и всех его граждан, которые, как результат, иногда оказываются лишенными законной возможности удобный доступ к информации, которая им нужна, часто полностью забывается.

Историю законодательства в области ИС за последние три столетия можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов между автором и обществом, серию попыток «сбалансировать» потребности общества в свободном обмене идеями и знаниями с интересами Авторы и изобретатели получают справедливое вознаграждение за творческий труд. Общественный интерес рассматривался не только как причина существования прав ИС, но и как признанная основа для ограничения полномочий, предоставляемых правообладателям. Например, более 150 лет назад американские судьи сформулировали доктрину «допустимого использования», которая позволяет в некоторых случаях ограниченное и некоммерческое использование объектов, защищенных авторским правом.

Кроме того, неоднократно отмечалось, что появление таких категорий, как интеллектуальная собственность, обусловлено не только политическими и экономическими, но и психологическими процессами, которые даже повлияли на международные договоры, национальное законодательство и правовые структуры, разработанные в этой области.

 

Правонарушения в сфере ИС

 

Охрана интеллектуальной собственности в России гарантируется нормами ст.44 Конституции. Законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации (п."о" ст.71 Конституции). Ранее оно было отнесено к совместному ведению Федерации и республик, вследствие чего в законах, изданных до 1994 г., имеются отсылки к нормативным актам республик, утратившие силу с момента вступления в действие Конституции.

Среди нормативных актов национальной системы Российской Федерации об интеллектуальной собственности, прежде всего необходимо выделить Гражданский кодекс РФ (ст.138 Интеллектуальная собственность), устанавливающий общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности. Однако ГК РФ отсылает к специальным законам, определяющим условия возникновения, использования, защиты этих прав, а также сроки их действия.

Среди специальных законов, во-первых, необходимо выделить Патентный закон, который содержит нормы об использовании и защите исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; Закон об авторском праве - о защите авторских и смежных прав.

Во-вторых, к числу основных нормативных актов в сфере защиты результатов интеллектуальной деятельности относятся также Закон о правовой охране программ; Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем и Закон РФ «О селекционных достижениях». Средства индивидуализации товаров и их производителей защищаются Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.

Как бы парадоксально это ни звучало, но одним из важнейших факторов, предопределяющих эволюцию права ИС в современном мире, является рост числа правонарушений и масштабов реализации контрафактной продукции.

Массовый характер нарушений прав ИС - весьма тревожный симптом назревающих противоречий между экономическими реалиями и правовыми конструкциями, которые пытаются использовать для юридического воздействия на общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием объектов ИС. Причем высокий уровень пиратства характерен не только для развивающихся, но и для развитых стран. Так, по оценкам профессора Л.С. Симкина, даже в странах, где система защиты прав ИС существует на протяжении столетий и где законодательство традиционно ориентируется на достижение высоких стандартов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, имеет место распространение нелегальных компьютерных программ. Например, в Германии их доля составляет 36%, Великобритании – 34%, США – 27%.

Особенно тревожная ситуация складывается в новых высокотехнологичных сферах. Цифровые технологии позволяют легко делать копии произведений, обеспечивая их абсолютную идентичность оригиналу. Как только объект преобразован в цифровую форму, становится возможным просто и недорого воспроизводить его экземпляры практически без потери качества и распространять их с использованием телекоммуникационных средств.

Господство пиратов на рынке ИС делает невозможным развитие легальных отраслей.

По оценкам экспертов, производство одного контрафактного компакт-диска в России стоит около 0,5 доллара. Когда контрафактная продукция продается дистрибьюторам и потребителям по средней цене 3 долл. США за единицу (в рублевом выражении), оборудование, импортируемое из-за рубежа для его производства, окупается в течение первого года эксплуатации. Высокая прибыльность пиратства приводит к тому, что не только гражданское право, но и уголовно-правовые и административные меры неэффективны, и только их дальнейшее ужесточение не способно значительно повысить эффективность защиты.

Например, изменения, вызванные быстрым развитием цифровых и компьютерно-сетевых технологий, привели к тому, что охрана произведений, исполнений, фонограмм, передач вещательных организаций в связи с их преобразованием в цифровую форму и использованием в цифровых сетях стать потенциально самой проблемной областью в области авторского права и смежных прав. В последнее время становится все более очевидной необходимость принятия эффективных мер по преодолению негативных последствий, вызванных появлением новых технологий и развитием массовых коммуникаций.

Любое использование произведений, спектаклей, фонограмм в цифровых интерактивных сетях (включая Интернет), как правило, неразрывно связано с выполнением трех последовательных действий: провайдер загружает содержимое цифровой копии объекта, используемого в память компьютера (сервер), получение информации для потребителя и воспроизведение копии защищенного авторским правом объекта на компьютере потребителя (конечного пользователя). Оцифрованные произведения и объекты смежных прав могут передаваться в цифровой сети с использованием любых способов связи: по телефонным проводам, кабельным линиям, волоконно-оптическим системам, с использованием наземного и спутникового вещания.

Следует отметить, что такое использование произведений, спектаклей, фонограмм, передач вещательных и кабельных вещательных организаций существенно отличается от обычных способов их использования. Например, прием программ в так называемом интерактивном режиме предполагает активное участие самих конечных пользователей в этом процессе, тогда как в эфирном и кабельном вещании происходит пассивный прием программ. В интерактивных сетях вообще нет устройства, аналогичного по назначению передатчику, используемому в вещании: в принципе, любой пользователь (потребитель), подключенный к сети, может сам быть не только получателем, но и отправителем информации.

Конечно, для защиты прав ИС существует целый арсенал инструментов, включая таможенный контроль, оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органами внутренних дел, судебные процедуры в рамках гражданского судопроизводства, административные меры, уголовные санкции и т. д.

Опыт Тайваня, где принятие нового закона об авторском праве ужесточило наказание за нарушение авторских прав, обычно приводится в качестве примера решительной и успешной борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности. Например, лицам, которые не имеют официально подтвержденных полномочий по распространению аудиовизуальной продукции, запрещается ввозить более одной видеокассеты для личного пользования на Тайвань (нарушение этого правила наказывается лишением свободы на срок до двух лет). В результате тайваньская система защиты ИС была значительно усилена всего за три года.

Однако возникает ряд сложных вопросов, в частности, в какой степени такая повышенная ответственность приемлема в условиях России и приведет ли она к ожидаемым результатам. По нашему мнению, в настоящее время резкое усиление уголовных санкций за нарушения прав ИС вряд ли можно отнести к приоритетным направлениям государственной политики. В условиях низкого уровня жизни и высокой прибыльности пиратства увеличение сроков лишения свободы, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, само по себе не способно повлиять на эффективность реализации функций частного и Общая превентивная характеристика уголовного права, то есть обеспечение предупреждения преступлений этой категории. Как известно, соблюдение закона обеспечивается не строгостью наказания, а его неизбежностью: «впечатление создается не столько суровостью наказания, сколько его неизбежностью» (К. Беккария). В то же время фактический подход уровня наказаний за нарушения прав ИС к уровню наказаний за насильственные преступления против личности на практике может привести к еще большей криминализации.

Международный опыт борьбы с нарушением прав ИС подтверждает, что нет однозначных решений и нет единственно верного пути к успеху в такой борьбе. Многие проблемы правового регулирования этой области еще не получили однозначного решения ни в теории, ни на практике. Юристы всех стран активно ищут адекватные правовые структуры, позволяющие им эффективно влиять на реальные общественные отношения, связанные с защитой результатов интеллектуальной деятельности при различных видах их использования.

Большие объемы контрафактной продукции и высокий уровень незаконного использования объектов IP в цифровых интерактивных сетях, включая Интернет, являются основными факторами, которые предопределяют негативный характер взаимодействия между пользователями и правообладателями в области новых цифровых технологий.

Зачастую правообладатели придерживаются практики полного запрета на использование своих произведений и объектов смежных прав в новых высокотехнологичных областях, что полностью несовместимо с целями предоставленных им прав, включая предотвращение распространения интеллектуальные ценности. В результате, отмеченный многими исследователями разрыв между обилием потенциально доступных достижений современной культуры, развитием массовых коммуникаций, доступностью технических возможностей для самого широкого и дешевого распространения творческих достижений, с одной стороны, и отсутствием в некоторых случаях легальные возможности обеспечения легального доступа к таким достижениям поражают. В частности, для легального формирования информационных массивов, представляющих интерес для потребителей, с другой стороны.

Защита ИС является международно признанным, динамично развивающимся юридическим институтом. В нашей стране этому уделяется большое внимание, однако ситуация с соблюдением прав ИС далеко не лучшая. Крайне важно обеспечить формирование современных механизмов защиты ИС, но в то же время разработка правовых методов такой защиты должна сочетаться с одновременной разработкой удобных способов осуществления прав.

К сожалению, в последние годы основное внимание в области ИС уделялось борьбе с нарушениями прав, а не развитию правового регулирования и технологической поддержки, которые способствовали бы расцвету правовых форм широкого использования результатов интеллектуальная деятельность.

Если мы рассмотрим текущую ситуацию с точки зрения первоначальной цели права ИС, то это выглядит довольно абсурдно, поскольку и автор, и пользователь, и публика по сути интересуются одним и тем же. Так, автор создает произведение для того, чтобы его использовать, а пользователь (телерадиокомпания, издатель, владелец сайта в Интернете и т. д.) Заинтересован в получении прямого или косвенного дохода или других преимуществ. предоставляя доступ к работе для общественности, представители которой, в свою очередь, хотели бы получить такой доступ наиболее удобным для себя способом.

Таким образом, работы должны свободно «перемещаться» по цепочке «автор - пользователь - публика», а в обратном направлении должна быть награда для правообладателя. Мы не должны забывать, что мы живем в «эпоху массовой культуры». Есть разные мнения о том, хорошо это или плохо, но одно можно сказать наверняка: доходы «поставщика культурных ценностей» зависят, прежде всего, от того, сколько людей выразят желание получить доступ к результатам, которые они поставляют на рынок, «цена», по которой все больше унифицируется и зависит главным образом от огромного спроса на это конкретное художественное творчество или техническое решение. Таким образом, цена книги в наибольшей степени зависит от тиража, доход музыканта зависит от количества приобретенных материальных носителей записи его выступлений и т. д.

 

Проблемы на рынке ИС сегодня

 

Теперь, когда пресса говорит об ИС, как правило, разговор идет негативно, обсуждаются нарушения прав ИС, проблемы пиратства и контрафактной продукции. Но IS не ограничивается этим. Это просто первое, что связано с ИС в массовом сознании. Наиболее проблемные рынки с точки зрения пиратства - это, конечно, все, что связано с авторским правом - музыка, фильмы, программное обеспечение.

Но ИС - это очень большой блок вопросов, не только авторского права, и проблемы существуют не только в этой области. Есть проблемы и в других секторах ИС. В частности, есть серьезные вопросы о средствах индивидуализации и промышленной собственности. Например, проблема так называемого патентного рейда стала серьезной. Рейдер регистрирует товарный знак, который до степени смешения похож на уже существующие «продвигаемые» товарные знаки добросовестного предпринимателя с целью либо получения дохода от продажи фактически контрафактных товаров, либо даже захвата знака.

Есть проблемы с защитой прав российских правообладателей за рубежом, в основном в сфере промышленной собственности. Многие российские правообладатели не запатентовали свои изобретения в Российской Федерации должным образом, а их творения отправляются за границу, где они запатентованы и используются. В некоторых случаях нам даже приходится выкупать их позже.

На рынке так называемых «креативных» товаров - это прежде всего музыка и кино - Россия не является крупным производителем. Для этого есть несколько причин, в первую очередь это глобальная тенденция американизации культуры. Доля других стран в производстве музыки и кино, соответственно, снижается. Эти рынки сильно глобализированы. Новый фильм появится в Соединенных Штатах и ​​будет смотреться по всему миру. Каналы для распространения этой культуры уже созданы в этой области, и трудно ожидать, что наша страна сможет переломить эту тенденцию. Если мы говорим об этих рынках, особенно о рынке кино, то мы здесь чистые импортеры. А в Европе ситуация точно такая же - доля национального контента (музыка и кино) постоянно уменьшается.

Не секрет, что как легальные, так и нелегальные продукты производятся, если не на одних и тех же заводах, то, конечно, на одинаковом оборудовании и одинакового качества. Поэтому, что касается культурно-развлекательного продукта, потребитель практически не ощущает разницу в качестве. Это еще больше ощущается при покупке аудио или видео продукции через Интернет. Поэтому на этих рынках потребитель, как правило, не имеет линейной зависимости между желанием купить легальную продукцию и ростом доходов, поскольку он не видит разницы в качестве. Тем не менее, я считаю, что такие отношения существуют, пусть даже и не линейные. Об этом свидетельствуют различные статистические данные по регионам Российской Федерации. Например, в Москве и Санкт-Петербурге уровень «пиратства» значительно ниже, чем в регионах. Чем беднее регион, тем выше там уровень "пиратства". Как правило, «пиратские» товары продаются в местах, которые менее удобны для покупок, чем легальные. Человек с высоким уровнем дохода не побежит на рынок или в подземный переход, а пойдет в супермаркет и купит там диски.

Программное обеспечение

Интеллектуальный продукт доминирует над стоимостью товаров, таких как музыка, фильмы, программное обеспечение. Здесь есть прогресс. Российское программное обеспечение также становится популярным в мире и активно продается.

В области программного обеспечения (ПО), не игрового, а потребительского, есть также несколько мировых лидеров, например, Microsoft. Здесь многое зависит от платформы, на которой работает компьютер. Трудно говорить о создании национального массового продукта в этой области. Правда, рынок программного обеспечения сильно отличается. Существует сегмент профессионального программного обеспечения, который является локальным во всех странах. В конце концов, локализация и настройка базового продукта всегда выполняются местными программистами. Серьезные российские производители появляются в некоторых сегментах, например, в области игр, бухгалтерского учета и некоторых видов специализированного программного обеспечения.

Аудио и видео продукция

Сегодня начинают активно развиваться отечественные музыкальные и кинематографические рынки - появляются новые отечественные блокбастеры, которые могут даже конкурировать с американским кинематографом.

У нас очень специфическая ситуация на музыкальном рынке - 70% этого рынка в Российской Федерации - национальный продукт. Но это скорее из парадоксов нашего рынка.

Российская Федерация является родиной великого кинематографа и одной из тех стран, которые внесли самый значительный вклад в историю кинематографа. Но когда мы начинаем измерять все в цифрах, мы видим, что основной кассовый сбор для кинопрокатчиков и DVD-дистрибуторов сделан не авторским кинематографом, который выигрывает международные конкурсы, а фильмами, ориентированными на массовую аудиторию. Здесь ситуация одинакова во всем мире - весь рынок практически полностью контролируется США.

Уровень пиратства в Российской Федерации в области аудио- и видеопродукции в последнее время значительно снизился из-за: во-первых, в стране усилилась борьба с «пиратством», и благодаря такой борьбе «пиратский» продукт постепенно заменяется легальным. Во-вторых, наблюдается общий рост благосостояния населения Российской Федерации.

 

Способы борьбы с контрафактной продукцией

 

Во-первых, законодательные меры. Мы должны адаптировать законодательство к потребностям тех активных правообладателей, которые не боятся защищать свои интересы в борьбе с пиратами. Мы должны помочь им быстро и эффективно возбудить уголовные дела и передать их в суд. Во-вторых, принудительные действия. В-третьих, важную роль может сыграть рост благосостояния населения и, как следствие, рост цивилизованных форм торговли. Чем больше легальных магазинов появится в стране, и чем легче им будет торговать, тем меньше будет «пиратской» продукции.

В Минэкономразвития России понимают, что нынешняя проблема пиратства - это, к сожалению, прежде всего, проблема правоохранительных органов и, опять же, к сожалению, проблема коррупции. Простой пример Музыкальный диск стоит 130-150 рублей, из которых стоимость изготовления самого диска, как легального, так и нелегального, составляет 5-10 рублей, в зависимости от тиража. Упаковка этого диска стоит столько же, все остальное делится между правообладателями и посредниками (мелким оптом и в розницу) - это то, что касается легального диска. В то же время в западных странах торговая наценка составляет 20%, а в Российской Федерации она может достигать 100%. Это связано с тем, что на нашем рынке очень высоки затраты - колоссальные затраты на аренду помещений, высокие расходы на персонал, огромные затраты для различных регулирующих органов, от которых приходится расплачиваться. Благодаря этому у нас очень большая разница между оптовыми и розничными ценами.

Если мы берем «пиратскую» розницу, то у «пиратов» гораздо более низкие затраты, потому что они покупают диск по более низкой цене, а для правообладателя вознаграждение не предоставляется. Кроме того, «пираты» не платят такие большие суммы за аренду и персонал, потому что они покупают дешевый поднос и сажают туда молодого парня, который обычно работает на процент от продаж.

В то же время музыкальный «пиратский» диск продается практически по той же цене, что и легальный. Вывод? 70% стоимости диска - это распространение. Только в юридической ссылке эти 70% покрывают реальные рыночные расходы, а в «пиратском» распределении делится между владельцем лотка и чиновниками, освещающими его деятельность. Вот такая вот смешная арифметика. Как только мы сможем обеспечить эффективность правоохранительных органов, «пиратство» также исчезнет.

 

Заключение

 

Обращаясь к понятию интеллектуальной собственности и ее содержанию, следует отметить, что эта категория имеет довольно длительную историю своего развития, как и фактически любой другой институт гражданского права, в силу своего появления по общим законам развития общества. , который имеет доминирующий эволюционный путь. Этапы развития института интеллектуальной собственности объясняются, прежде всего, экономическими условиями и правовыми традициями каждой конкретной страны и обусловлены ими. Россия не является исключением в этом отношении.

Поэтому только качественная работа всех «специализированных» государственных органов и заинтересованных организаций обеспечит дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Во-первых, необходимо принять отдельные специальные акты (с обязательным соблюдением единых, хотя и немногочисленных) принципов, а затем приступить к разработке обобщающих положений, подлежащих кодификации. Более того, вполне возможно, что в недалеком будущем можно будет поднять вопрос о создании единого Кодекса интеллектуальной собственности Российской Федерации, но для этого необходимо, прежде всего, обеспечить последовательность и динамичность в существующее правовое регулирование в этой области.

Одним из существенных пробелов в действующем законодательстве является отсутствие норм, поддерживающих защиту интеллектуальной собственности в Интернете.

Как отмечает РОССНИИРОС ", в действующем законодательстве понятия" домен "и" доменное имя "не отражены, отсутствуют нормы, регулирующие этот объект гражданского права".

Роль объектов ИС, несомненно, будет возрастать, что накладывает отпечаток на развитие современных отношений собственности. В развитых странах мира им уже уделяется особое внимание, поскольку социально-экономический прогресс общества все больше определяется научными достижениями, культурными достижениями и доступом к информации.

Экономическая роль ИС не только возрастает, но ее проявления становятся все более сложными. В основе развития форм ИС, по мнению экспертов, важную роль играет регулирование отношений между творческим человеком - генератором научных идей и изобретений, государством и капиталом, без которого коммерческая реализация этих идеи и изобретения невозможны. Следовательно, развитие объектов, видов интеллектуальной собственности серьезно усложняет разделение прав между ее владельцами. Такие, ранее принадлежавшие одному лицу, права, как правило, владения, пользования, управления, контроля, права на доход, наследования и т. д., распределяются в соответствии с функциональной основой для широкого круга лиц, каждый из которых в той или иной степени участвует в использовании всего капитала. Таким образом, все больше новых субъектов собственности вовлекаются в имущественные отношения.

Резкое увеличение их числа обусловлено тем, что научно-технический прогресс создал условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса, отдельных предприятий, расширения, в то же время, акционерной формы управления. В настоящее время для России характерен динамично развивающийся процесс создания многопредметных отношений собственности и расширения объектов собственности, в том числе благодаря включению в него такого важного фактора производства, как земля.

Итак, в современном мире идет интенсивный процесс усложнения имущественных отношений, сопровождающийся вовлечением в них все большего числа субъектов и качественно новых имущественных объектов, что важно для функционирования и развития гражданского общества с рыночной экономикой. В то же время это значительно усложняет и усиливает значимость правовой стороны имущественных отношений, четкость замысла и продуманность механизма действия.