Интеграционные объединения Латинской Америки и Африки

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности интеграции в Североамериканском регионе и Латинской Америке
Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Азии
Интеграционные процессы в странах СНГ
Предпосылки участия России в международных интеграционных процессах

 

Введение:

В настоящее время развитие регионального экономического сотрудничества государств, совершенствование его форм становится актуальным, поскольку его участники заявляют о своем стремлении к экономической интеграции. Кроме того, экономическое сотрудничество и интеграция все чаще становятся внутренней потребностью и внутренним фактором социально-экономического развития развивающихся стран и, в значительной степени, стран с переходной экономикой.

С окончанием холодной войны роль Африки в международных отношениях радикально изменилась. Перестав быть ареной противостояния между Востоком и Западом, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, и опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги для преодоления чрезвычайно дорогостоящего характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе. 

Конец колониального периода в истории африканских государств не принес немедленного подъема в их экономике, но заметно оживил интеграционные процессы в различных сферах общественной жизни. Эти процессы сплотили группы интересов и породили новые идеи для объединения африканских стран и народов. Общие цели национально-освободительной борьбы и экономическая необходимость подтолкнули африканских лидеров к поиску путей объединения. 

Темпы экономического возрождения и перспективы политической стабилизации в Африке во многом зависят от развития интеграционных процессов в различных регионах континента. Возобновление ранее существовавшего и заключение новых соглашений, направленных на обеспечение свободного перемещения товаров, людей и капитала, улучшение транспортной инфраструктуры и разработку планов введения единой валюты, несомненно, будут способствовать формированию внутренних рынков в африканских странах. и конкурентоспособность их экспорта. Успешное экономическое развитие станет основой для преодоления многих политических разногласий. 

Общая характеристика интеграционных тенденций в Африке

Стремление объединить африканские страны восходит к рубежу 1950-1960-х годов, то есть с того периода, когда эти страны обрели политическую независимость. Именно в этот период начали создаваться первые интеграционные группы, которые рассматривались как ключевая область экономического развития стран, освобожденных от колониальной зависимости, и как инструмент реформирования и интеграции национальных экономик в мировую экономику. Но первый проект интеграции, который оставался самым успешным на африканском континенте, появились в колониальный период в 1910. Южно Африканская Таможенного союза ВАСУ . В него вошли Южная Африка, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд. После того, как политическая независимость была достигнута, договор был вновь подписан в 1969 году, но не колониальными властями, а суверенными государствами. Группа представляет собой практически полный таможенный союз со свободным перемещением товаров и свободным транзитом через территорию Южной Африки во главе с лидером Южной Африки, который оказывает существенное влияние на определение основ общей торговой политики. 4 страны (исключая Ботсвану) включены в единую валютную зону южноафриканского ранда. 

Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА) сыграла важную роль в создании соглашений об интеграции, призвав страны проводить политику импортозамещения с целью уменьшения зависимости от внешнего мира и зависимости от собственных сил и ускорения экономического развития. С учетом рекомендаций ЭКА Устав Организации африканского единства (1963 г.) был основан на принципе регионализма и стратегической цели создания общего африканского союза: во-первых, создание зоны свободной торговли африканских государств, а затем введение общего внешнего тарифа для защиты молодой национальной промышленности. Планировалось также создать общий фонд для стабилизации цен на сырье, координировать национальные программы и внедрить единую систему расчетов. 

В ходе решения этих проблем были выявлены непреодолимые трудности на пути к созданию зоны свободной торговли. В большинстве африканских стран сборы за внешнюю торговлю составляют значительную, а где-то и основную часть (30-60%) бюджетов, а их упразднение уменьшает и без того низкие доходы государства, а внешняя торговля континента сосредоточена на бывших мегаполисах и других развитых страны. 

Другой особенностью африканского региона является то, что ассоциации франкоязычных или англоязычных колоний были созданы в свое время родными странами. Соответственно, формирование интеграционных объединений независимых государств началось на основе колониальных союзов. Восточноафриканские страны Кения, Танганьика и Уганда были объединены в 1920-х годах. Английская администрация; у них была общая валюта и на самом деле был общий рынок. В 1967 году было подписано соглашение о Восточноафриканском сообществе Кении, Танзании и Уганды, которое в конце 1970-х годов. разделить. Его возрождение началось в 1990-х годах. 

Следующим шагом можно считать Лагосский план действий (1980 г.) по формированию к 2000 году Панафриканского общего рынка на основе постепенного перехода от зоны свободной торговли, общего рынка к экономическому союзу в трех регионы континента: в Восточной и Южной Африке, Центральной Африке и Западной Африке. В качестве ядра ассоциации были выбраны ведущие группы: Общий рынок для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) и Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКАКАС). 

В 1991 году африканские лидеры подписали Абуджийское соглашение о создании Фанафриканского экономического сообщества (ПАЭС) путем активизации интеграционных проектов на субрегиональной основе в качестве более легкого способа либерализации торговли и инвестиций в регионе.

Панафриканское экономическое сообщество должно быть создано в течение 34 лет, начиная с 1994 года, с помощью таких мер, как: 

  • Отмена таможенных пошлин во взаимной торговле и формирование зоны свободной торговли;
  • Устранение или гармонизация нетарифных барьеров и введение единого таможенного тарифа в рамках таможенного союза;
  • Достижение свободного движения товаров и факторов производства в рамках общего рынка;
  • Гармонизация экономической, социальной и экологической политики и создание экономического союза или сообщества.

Одна из последних африканских планов экономического развития для Нового партнерства в интересах НЕПАДА в интересах развития Африки ( Новое партнерства О для Африки  с Devel вития НЕПАДА ), направленный на поощрение взаимной торговли и инвестиционные отношений, координации национальной экономической политики. 

НЕПАД основывается на двух программ Millennium партнерства для на Африканском восстановления Programe MAP и Омега плана. Первая упомянутая программа направлена ​​на разрешение межафриканских конфликтов, привлечение инвестиций, финансовую помощь и решение проблемы внешнего долга. План Омега основан на приоритете развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения и инфраструктуры. Слияние двух программ привело к разработке единой программы под названием « Новая африканская инициатива NAI» , утвержденной в июле 2001 г. на саммите глав государств и правительств стран Организации африканского единства. Окончательный вариант Новой африканской инициативы появился в октябре 2001 года и получил новое название НЕПАД. 

Программа основана на таких принципах, как лидерство, широкое участие всех слоев общества, национальных и иностранных предпринимателей. Ее цели на 2015 год: 

  • Сокращение вдвое населения, живущего за чертой бедности (менее 1 доллара в день);
  • Начальное школьное образование для всех детей школьного возраста;
  • Достижение равенства полов при прохождении начального и среднего общего образования;
  • Сокращение детской смертности на 2/3;
  • Разработка национальных стратегий устойчивого развития при сохранении устоявшихся экосистем и имеющихся экологических ресурсов.

Для достижения этих стратегических целей экономический рост в среднем составляет 7% в течение 15 лет, а также такие меры, как поддержание мира и безопасности на континенте, сокращение разрыва в уровнях развития инфраструктуры, развитие людских ресурсов, сельского хозяйства и окружающей среды, а также привлечение иностранных инвестиций и доступ к рынку.

В период до 90-х годов. Созданные интеграционные группы были в основном направлены на взаимное экономическое сотрудничество, на формирование более крупного рынка, повышение роли государства в экономическом развитии огромной группы государств. 90-е годы, которые часто называют периодом «нового регионализма», отличаются повышенным вниманием к активизации мер по либерализации в рамках ранее созданных группировок, а также формированию новых групп. Основной движущей силой был эффект домино западноевропейской интеграции и динамических интеграционных процессов в других регионах, включая развивающийся мир. 

Африканские интеграционные группы были созданы в условиях крайне низкого уровня экономического развития стран, низкой доли взаимной торговли, монокультурной и аналогичной товарной структуры экспорта, больших различий в уровнях развития и доходов на душу населения, значительных политических разногласий между правительствами стран. страны-партнеры, а также низкие налоговые поступления (что, например, ограничивает возможность создания эффективных механизмов компенсации). Эти и другие дезинтегрирующие факторы часто определяют формальный характер интеграционных процессов, низкий динамический и статический эффект «создания торговли», и большинство групп отличаются эффектом «отказа от торговли». В таких условиях региональная интеграция рассматривается как инструмент либерализации торговли: на таможенные пошлины приходится около 30% доходов национальных бюджетов, что препятствует либерализации на национальном уровне, а членство в группе накладывает определенные обязательства и позволяет находить другие источники. дохода вместо обязанностей. 

Западноафриканское экономическое сообщество (ЭКОВАС)

Ведущая группа Западной Африки является Экономическим сообществом в Западном африканских государствах ЭКОВАСА , созданная в 1975 году в качестве члена 16 стран Бенина, Буркина Фасо, Кабо Верде, Кот д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея -Bissau, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и Мавритания (покинувшие группу в 1999 году). 

Целью ЭКОВАС является создание общин с целью повышения экономического и социального развития стран и повышения уровня благосостояния населения. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: поэтапное создание таможенного союза и общего рынка; развитие экономического сотрудничества в субрегионе, включая промышленность, транспорт, связь, энергетику, сельское хозяйство, природные ресурсы, валютно-финансовую сферу; развитие социокультурных связей между странами. 

Направления реализации планов интеграции:

  • гармонизация промышленной и сельскохозяйственной политики в рамках промышленной кооперации;
  • создание объектов инфраструктуры;
  • расширение емкости внутренних рынков;
  • обеспечение свободного передвижения людей;
  • обеспечение мира, стабильности и безопасности в регионе;
  • развитие денежно-кредитного сотрудничества в целях расширения взаимной торговли.

Институциональная структура включает в себя: высший орган Конференции глав государств; между сессиями действует Высший орган глав государств и правительств (заседания проводятся не реже одного раза в год). Его функции направляют деятельность ЭКОВАС; определение основных направлений интеграции; суд последней инстанции (хотя в Высоком суде существует соглашение); назначение на руководящие должности в группе, включая Исполнительного секретаря и комиссара по финансовым вопросам. В торговом секторе страны пошлины на необработанные продукты были отменены, только Бенин также отменил пошлины на промышленные товары. 

Достигнутая либерализация взаимной торговли между странами является минимальной по объему и обусловлена ​​такими причинами, как: узость производственной базы, которая представлена ​​главным образом добычей природных ресурсов и производством ограниченного ассортимента потребительских товаров (в то время как промышленные продукты составляют до 70%); нежелание многих стран устранить взаимные тарифные и нетарифные барьеры; трудности в стандартизации и гармонизации таможенных процедур; отказ стран от отмены пошлин на переработанные продукты и изделия традиционных ремесел; сбои в системе льготного налогообложения промышленной продукции; отсутствие правил происхождения для необработанных и промышленных товаров; отсутствие согласия по размеру взносов в общий компенсационный фонд; поддержание пограничных формальностей.

В 1992 году страны подписали новое соглашение об активизации интеграционных усилий, в основном в производственном и сельскохозяйственном секторах, в сфере транспорта и освоения природных ресурсов, в торговле и в денежно-кредитной и финансовой сфере. В этих областях были достигнуты большие успехи, прежде всего в развитии инфраструктуры и природных ресурсов. Одна из проблем функционирования интеграционной группы связана с членством многих стран (10 из 15) в других группах Сообщества стран Западной Африки (СЕАО), Союза стран бассейна реки Мано (ПИН) и WAEMU, в котором есть много общих проектов, институтов развития промышленности и сельского хозяйства, развития человеческих ресурсов. Другими проблемами являются огромное количество целей и видов деятельности, а также громоздкая институциональная структура, которая препятствует установлению взаимного сотрудничества. 

В целом, несмотря на сохраняющиеся значительные объективные и субъективные препятствия, ЭКОВАС является одной из наиболее эффективных интеграционных групп в Африке.

Сообщество развития Южной Африки

История создания группы восходит к 1980 году, когда 11 южноафриканских стран создали Южноафриканскую координационную конференцию по развитию ( САДКК). Основной целью САДК было противостоять апартеиду в Южной Африке, а также расширению регионального экономического сотрудничества. 

В 1992 году стремление стран возродить группу и содействовать сближению в сфере интеграции привело к подписанию нового соглашения и смене названия. Недавно сформированное Южно-Африканское Сообщество Развития (САДК) поставило цель либерализации торговли. Вступление в 1994 году самой экономически развитой и самой богатой страны на африканском континенте Южной Африки сыграло огромную роль в активизации совместных усилий. Членство в такой стране увеличило потенциал стран САДК для достижения своих целей. 

Сегодня САДК объединяет 14 стран, включая Анголу, Ботсвану, Демократическую Республику Конго (1997 год), Зимбабве, Замбию, Лесото, Малави, Маврикий (1995 год), Мозамбик, Намибию, Сейшельские Острова (1997 год), Свазиленд, Танзанию, Южную Африку.

В 1996 году был подписан торговый протокол для устранения взаимных торговых барьеров, и он вступил в силу в 1999 году после его подписания Южной Африкой (три страны: Ангола, Конго и Сейшельские Острова не подписали протокол). В дополнение к экономическим целям САДК также ставило политические цели обеспечение военно-политической стабильности в южноафриканском субрегионе и политический орган для функций обороны и безопасности для координации действий (1996 год). Основная экономическая цель САДК формирование зоны свободной торговли. 

Основные направления формирования зоны свободной торговли в САДК к 2012 году:

  • разработка общей схемы снижения таможенных пошлин;
  • разработка правил происхождения товаров и услуг;
  • устранение нетарифных барьеров;
  • гармонизация таможенных и торговых правил;
  • создание механизма разрешения споров;
  • обеспечение особого режима торговых преференций для 4 самых бедных стран в отношении одежды и текстиля в течение первых 5 лет формирования зоны свободной торговли (для Зимбабве, Мозамбика, Малави, Танзании).

Особенностью функционирования САДК является членство Южной Африки, на долю которого приходится 70% общего ВВП и 32% населения. Страна служит важным транспортным узлом, источником инвестиций и торговым центром для Африки. В частности, 90% внешней торговли Малави и 60% торговли Зимбабве проходит через порты Южной Африки. В целом САДК функционирует как частичная зона свободной торговли. Сохраняются проблемы в отношении правил происхождения товаров, торговли мукой и мучными изделиями, текстилем и одеждой. 

Интеграционные объединения Латинской Америки и Африки

Заслуживает внимания опыт стран САДК в создании транспортных коридоров и облегчении доступа к другим африканским субрегионам для стран-партнеров, не имеющих выхода к морю. Особую роль играет сотрудничество в области морского, автомобильного и железнодорожного транспорта. Морские страны предоставляют континентальным государствам возможность получить доступ к морским портам, а последние обеспечивают транзитные маршруты для перевозки грузов. Транспорт характеризуется низким уровнем развития, слабой инфраструктурой и требует огромных инвестиций. Несмотря на экономические трудности подавляющего большинства южноафриканских стран, был построен первый транспортный коридор, связывающий промышленный регион Претории (Витватерсраунд) в Южной Африке и порт Мапуту в Мозамбике и проходящий через основные промышленные и сельскохозяйственные районы, а также добычу полезных ископаемых и добычу полезных ископаемых. туристические центры. 

В целом, в рамках САДК интеграционные тенденции рассматриваются в качестве инструмента для углубления участия африканских стран в международном разделении труда, повышения уровня экономического развития и достижения экономической и политической стабильности.

Восточноафриканское Сообщество

Устойчивые экономические и политические связи между тремя странами в колониальный период сыграли важную роль в формировании Восточноафриканского сообщества (ВАС). Кения, Уганда и Танзания (в то время Танганьика) были колониями британской короны. Первые скоординированные органы управления были созданы в начале 1930-х годов: Восточноафриканский валютный совет, Почтовый союз и Объединенная железная дорога, которые координировали экономическую политику в этих областях. В 1940 году были созданы Объединенный налоговый совет и Объединенный экономический комитет по делам трех колоний. Была также общая валюта, восточноафриканский шиллинг, который имел паритет с британским фунтом; внешний тариф с низкими таможенными пошлинами; во взаимных рамках не было торговых барьеров, валютный контроль и система лицензирования не применялись. 

С 1948 года функционировала Восточноафриканская комиссия высоких представителей, в состав которой входили губернаторы Кении, Уганды и Танганьики, а также Восточноафриканская Генеральная Ассамблея. Законодательные акты и правила, принятые Комиссией Высоких представителей, были обязательными на территории всех трех колоний. Для координации деятельности в определенных областях был создан Восточноафриканский комитет обслуживания, который руководил работой межтерриториальных департаментов в областях транспорта, связи, таможни и промышленности. 

Таким образом, даже в колониальный период между Кенией, Угандой и Танзанией была создана институциональная структура для координации политики, действовал таможенный союз и находилась в обращении единая валюта.

Восточноафриканское сообщество EAC было создано в 1967 году Кенией, Угандой и Танзанией. Основные цели определены Соглашением о сотрудничестве в рамках ВАС и включают: расширение взаимной торговли и промышленного сотрудничества: содействие гармоничному и устойчивому развитию; Равное распределение выгод от экономической деятельности между странами на основе гармонизации экономической политики, строительства совместных производств, консультаций по разработке и реализации планов в области сельского хозяйства, образования, развития людских ресурсов, электроэнергетики, промышленности, туризма, транспорта и связи. 

Стратегическая задача стран-членов Сообщества заключается в постепенном формировании общего рынка Восточной Африки на основе введения единого таможенного тарифа, обеспечения свободного перемещения товаров, отмены транзитных пошлин и контроля за импортом товаров из стран, не являющихся страны-участницы.

Основным препятствием на пути реализации поставленных выше целей были экономические и политические факторы, общие для многих развивающихся стран, включая членов EAC. В первый год своего существования Восточноафриканский валютный совет распался, выступая в качестве общего банка и эмиссионного центра, что привело к созданию национальных валютных систем с центральными банками в каждой стране. В результате надежда на создание валютного союза исчезла. В 90-х гг. страны предприняли несколько шагов для возрождения группы. Начальным этапом было создание в 1993 году Постоянной трехсторонней комиссии по сотрудничеству в Восточной Африке. Позднее был создан Форум министров, секретариат со штаб-квартирой в Аруше. Была подписана Декларация о сближении экономического сотрудничества между странами Восточной Африки в области промышленности, науки и техники, торговли, транспорта, связи, безопасности, миграции людей, туризма, образования и культуры. 

Возможно, основным результатом совместных усилий по сближению в интеграции стало развитие цели поэтапной интеграции от таможенного союза и общего рынка к валютному союзу и политической федерации на основе гармонизации политики, достижения макроэкономической стабильности и содействия развитию инфраструктуры.

В ноябре 1999 года в Аруше (Танзания) был подписан Договор об образовании восточноафриканского сообщества. Он основан на таких областях, как: 

  • •устранение таможенных пошлин и нетарифных барьеров в течение 4 лет;
  • введение единого таможенного тарифа;
  • свободный транзит товаров во взаимных рамках;
  • гармонизация стандартов и сертификатов качества;
  • сближение макроэкономической политики стран-членов;
  • поддержание стабильности курсов национальных валют;
  • достижение полной конвертируемости валюты;
  • разработка единого восточноафриканского паспорта для граждан трех стран.

В соответствии с Арушским договором были также созданы секретариат и постоянная трехсторонняя комиссия со штаб-квартирой в Аруше. К 2001 году нетарифные ограничения были отменены, а таможенные пошлины снижены на 90% в Кении, а в Танзании и Уганде на 80%. Ведется работа по разработке общих стандартов, в частности, был введен общий стандартизированный транспортный документ для импортируемых товаров, 133 стандарта были приняты, и 41 из них были уведомлены в рамках ВТО. Была проведена гармонизация таможенной номенклатуры, начато изучение возможности введения единого торгового режима. Фактически, в рамках EAC нет торговых ограничений во взаимной торговле, за исключением соображений безопасности, защиты общественного здоровья и моральных соображений. 

Еще одной важной задачей является расширение субрегионального экономического сотрудничества в области транспорта, энергетики и финансов. Страны договорились координировать и гармонизировать транспортную и коммуникационную политику с целью улучшения существующей и создания новой инфраструктуры, что в конечном итоге должно способствовать свободному перемещению товаров и факторов производства. Планируется интегрировать национальные транспортные системы в общую транспортную сеть Восточной Африки, адаптированную к требованиям политики, ориентированной на экспорт, а также обеспечить специальный режим для континентальных стран. 

Таким образом, в Восточноафриканском сообществе практически создана зона свободной торговли и осуществляется взаимное экономическое сотрудничество.

Но статический и динамический эффект от создания торговли и инвестиций минимален из-за преобладающего влияния разлагающихся факторов: 

  • низкий уровень экономического развития стран-партнеров (сельское хозяйство является основой экономической структуры), монокультурная товарная структура экспорта; узкая производственная база; нестабильность национальных экономик в связи с глобальными экономическими кризисами;
  • экономическая дифференциация между странами с точки зрения ВВП, инфляции и дефицита платежного баланса;
  • отсутствие политического сообщества, слабость национальных государственных структур, что требует формирования жесткой институциональной структуры с предоставлением наднациональных функций;
  • параллельное участие стран в других африканских группах. Кения и Уганда являются членами КОМЕСА и Межправительственного органа по развитию Восточной Африки (МОВР), а Танзания является членом САДК; 
  • отсутствие фиксированных временных рамок для снижения пошлин;
  • неопределенность стран-членов в важности и возможности достижения целей;
  • принятие решения не подкреплено практическими шагами. Так, в 1997 году был введен единый восточноафриканский документ для туристов, который не требует визы, но реальные меры для свободного передвижения людей еще не приняты; 
  • Одним из приоритетов в EAC является расширение группы за счет принятия новых членов. Считается, что чем больше группа, тем выше потенциал для укрепления взаимных торговых отношений и повышения конкурентоспособности национальных экспортеров на мировых рынках. Прием Руанды и Бурунди находится на рассмотрении. 

Заключение

Таким образом, практика африканской интеграции показывает, что, формируя экономические и таможенные союзы, эти государства планировали на основе скоординированной политики развивать взаимные экономические связи с целью последующего создания относительно крупных внутренних рынков в субрегионах в качестве основы для модернизация собственной экономики.

Интеграция рассматривалась как способ достижения прогресса в «самообеспечении», прежде всего за счет использования местных ресурсов и полного использования внутренних факторов развития. Есть планы организовать африканское экономическое сообщество к 2025 году. 

Как правило, дело не продвигается дальше декларации о намерениях. Традиционные формы экономического сотрудничества бедных стран не приводят к ощутимому прогрессу. Тем не менее, сама идея африканского общего рынка остается популярной на континенте.