Инструменты, виды и эффективность антиинфляционной политики государства

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика
Теоретические основы антиинфляционной политики государства


Введение:

Инфляция-это социально-экономическое явление, вызванное диспропорциями производства в различных сферах рыночной экономики. Это одно из самых тяжелых проявлений макроэкономической нестабильности.

Экономисты уже давно пытаются выяснить первопричины инфляции, чтобы предложить эффективные методы борьбы с ней и ее негативными социально-экономическими последствиями.

Нет ни одной страны в мире, которая не понесла бы потерь от инфляции в последние десятилетия.

Инфляция является важным фактором, определяющим внутренний финансовый баланс в социально-экономической системе и уровень жизни населения. 
Проблема инфляции в России также стоит очень остро. Инфляционные процессы обусловлены совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов. Это нарушения в переходной экономике, зависимость от внешнего энергоснабжения, непоследовательность экономической политики, ошибки в политике бюджетных расходов и т.д..

Чтобы снизить негативное влияние инфляции на экономику страны, а значит и на качество жизни людей, необходимо знать инфляционные процессы, факторы, их порождающие, и уметь их предотвращать.

Целью курсовой работы является изучение инструментов, видов и эффективности антиинфляционной политики государства.

Достижение этой цели привело к решению следующих задач:

* раскрыть сущность и рассмотреть виды инфляции;

* изучить теоретическую концепцию инфляции;

* рассмотреть тенденции развития инфляции на современном этапе;

* выявить причины инфляции;;

* исследовать социально-экономические последствия инфляции;;

* разработать меры, направленные на преодоление инфляции, и прогнозировать параметры инфляции.

Объектом исследования являются инфляционные процессы в Российской Федерации.

Предметом исследования является оценка факторов и динамики инфляции в Российской Федерации.

Глава 1. 
1.1 Основные понятия инфляции
Термин "инфляция" (от лат. inflatio-надувание) впервые начал использоваться в Северной Америке во время Гражданской войны 1861-1865 годов. это означает увеличение бумажного и денежного обращения. Однако признаки инфляции стали проявляться с широким распространением денег в экономической жизни. исследование ценообразования и инфляции: Россия на фоне глобальных тенденций. / С. Р. Моисеев / / Финансы и кредит. - 2012. - нет. 7., С. 33-37.
В XIX веке в Англии и Франции термин "инфляция" использовался для объяснения чрезмерного роста денежной массы, что привело к ее обесцениванию.
Наконец, этот термин был введен в научный оборот для теоретического отражения определенного состояния экономики после Второй мировой войны Архиповым А., Сенчаговым В. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Издательство: проспект, 2010. 
Инфляция - это стойкий и заметный рост цен, возникший в результате того, что значительная часть денежной массы не была обеспечена экономическими выгодами Ефимова Е. Г., Алиева А. Т. деньги. Кредит. Банки: учебник издательство: Флинт; НОУ ВПО "МПСИ", 2012..

Инфляция-это многофакторный, многоплановый и сложный социально-экономический процесс, присущий рыночной экономике, который может быть вызван различными событиями.

Современная экономическая наука различает два типа инфляции в макроэкономике. Экспресс-курс.  Марыганова Е. А., Шапиро С. А. М.: Кнорус, 2010. -- 302 С.: 

* инфляция спроса;

* инфляция предложения (стоимости).

В зависимости от темпов инфляции и ее влияния на экономику различают сдержанную (ползучую), галопирующую и гиперинфляцию Кораблин С. инфляция и экономический рост для России, вышедшей из зоны инфляционного подавления производства // Зеркало недели.- 15-21. 03. 2012.. 

При умеренной инфляции предприниматели и финансовые структуры все еще могут адекватно реагировать на изменения на рынке. Правительство также может отреагировать, скорректировав свою социально-экономическую политику.

Сдержанная инфляция не характеризуется очень быстрыми темпами роста уровня цен (до 10% в год) Радионова И. Ф. макроэкономика: теория и политика: Учеб.пособие. - М.: Таксон, 2012. - 348 С.. 

Галопирующая инфляция предусматривает ежегодный рост цен от 10 до 200% в год.

Галопирующая инфляция-это ситуация в экономике, когда Смирнов А. Д. лекции по макроэкономическому моделированию: учебник для вузов, 2012, 351 С.: 

* предприниматели постоянно повышают цены;

* банки неуклонно увеличивают свои кредитные комиссии;

* покупательная способность населения постоянно падает;

* экономика находится в фазе такого напряжения, когда межотраслевые отношения регулируются и координируются на границе возможного;

* активно работают банковские структуры.

При галопирующей инфляции возможностей для координации действий становится все меньше, а предсказуемость и стабильность развития ограничены.

Гиперинфляция характеризуется темпами роста цен, превышающими 200% в год.

Гиперинфляция - это крах денежной системы. При гиперинфляции цены растут астрономическими темпами, расхождение между ценами и заработной платой становится катастрофическим, а благосостояние даже самых богатых слоев общества разрушается. В условиях гиперинфляции Сутулин А. П. принципы системности / / философские науки.- 2011. - № 5. - С. 51-62.: 

* разрушаются экономические связи;

* массовое банкротство предприятий;

* предприниматели прекращают свою деятельность.

Все это оказывает негативное влияние на экономическую ситуацию, усиливая гиперинфляционные процессы.

Инфляционные ожидания порождают инфляцию даже тогда, когда нет объективных условий для ее существования. В этих условиях инфляционные ожидания усиливают инфляционный процесс.

Спрос становится ажиотажным, цены постоянно растут, деньги стремительно теряют свою ценность, их стремятся тратить быстрее, раскручивая гиперинфляционную спираль.

Гиперинфляция присуща странам в определенные периоды, когда они испытывают фундаментальные изменения в своей экономической структуре. Особенность гиперинфляции заключается в том, что обычные функциональные связи и привычные рычаги управления ценами бездействуют.

Рассмотренные формы инфляции присущи открытой инфляции. Такую инфляцию можно измерить, проанализировать и сравнить с различными способами ее устранения.

Открытая инфляция характерна для рыночных экономик, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен.

Кроме того, существует еще скрытая инфляция. Это такое состояние в экономике, когда нет повышения уровня цен, но есть дефицит товаров и услуг, и есть искусственное ограничение потребительского спроса. Признаки скрытой инфляции-организационно-экономические аспекты инновационного обновления национальной экономики: научная монография / М. М. Ермошенко, С. А. Ерохин, В. М. Шандра, О. И. Гуменюк и др.; Научное изд., доктор экономических наук, профессор М. М. Ермошенко и доктор экономических наук, профессор С. А. Ерохина, М.: Национальная Академия управления, 2011.: 

* временное замораживание доходов и цен;

* установление тотального государственного контроля за ценами;;

* установление "потолочных" и "напольных" цен и т.д. 

Примером скрытой инфляции может служить экономика 80-х годов бывшего Советского Союза. В начале 80-х годов каждый четвертый Советский карбованец, а в 1985-1990 гг. каждый третий не имел товарного обеспечения.

1.2 виды инфляционных ожиданий
Инфляционные ожидания - это один из крупнейших факторов инфляции, который достаточно специфичен, так как довольно сложно напрямую влиять на инфляционные ожидания населения и бизнеса.

Инфляционные ожидания весьма опасны для экономики. Они возникают, когда инфляция сама себя поддерживает. Население и хозяйствующие субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасов товаров, ожидая, что они быстро подорожают, тем самым провоцируя быстрый рост цен на товары, неожиданно получившие повышенный спрос.

Производители ожидают роста цен от своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый рост цен на комплектующие, тем самым раскручивая маховик инфляции.

Таким образом, производители и покупатели защищают себя от последствий инфляционных процессов, но тем самым ускоряют инфляцию.

Ученые выделяют несколько типов инфляционных ожиданий. Инфляционные ожидания делятся на ожидания покупателей и ожидания производителей, которые имеют разную природу и разные механизмы действия. Кроме того, существуют адаптивные, рациональные, перспективные ожидания.

Выделяют три типа инфляционных ожиданий Нешитой А. социально-экономические результаты 2000-2011 гг. / / Экономист. 2012. Дело № 2. С. 29-42.: 

а) статический (люди предполагают, что уровень инфляции будет таким же, как в прошлом году Pexp = p-1),

б) адаптивный (люди ориентируются на прошлые темпы инфляции, но если прогноз не оправдывается, то корректируют свои ожидания на будущий период Pexp = Pexp-1 + a* (P-1 - Pexp-1), 

В) рациональный (люди строят свои ожидания на основе всей имеющейся информации).

Адаптивные ожидания предполагают приспособление к текущему уровню инфляции. Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход государства из-под инфляционного давления, так как они вызывают всплеск спроса, а это повышает уровень цен на сырьевые товары. Такие ожидания, как правило, постоянны, то есть субъекты не меняют своего мнения о ходе инфляции и придерживаются той же политики по отношению к инфляционным процессам. Такие ожидания возникают тогда, когда рыночная ситуация более или менее известна и нет стимула к изменению текущей ситуации. Адаптивные ожидания относительно легко предвидеть и оценивать.

Участники рынка стараются застраховать себя от возможных изменений цен,и у них возникают неблагоприятные рыночные ожидания. В то же время могут возникнуть неожиданные ожидания, которые могут вызвать ускорение инфляционных процессов.

Основной особенностью рациональных ожиданий является обоснованное рассмотрение субъектом рынка различных экономических параметров, учитывающих действия других субъектов рынка.

К сожалению, большинство инфляционных ожиданий на российском рынке не являются рациональными. В большинстве случаев предприниматели учитывают финансовое состояние собственного предприятия, не принимая во внимание другие экономические параметры.

В различных условиях рациональными могут быть как адаптивные ожидания, когда основная масса субъектов рынка остается ориентированной на них, так и долгосрочные ожидания в случае массового изменения оценок субъектов рынка.

Инфляционные ожидания в настоящее время являются одним из наиболее важных аспектов инфляции. Поэтому, если предвидеть инфляционные ожидания и принять соответствующие меры, паника во время снижения денежной единицы уменьшится, и инфляционный процесс можно будет более эффективно контролировать.

1.3 причины инфляционных процессов
Целесообразно выявить внешние и внутренние причины инфляции.

Внешние причины включают в себя сокращение внешних поступлений, что проявляется в отрицательном сальдо торгового и платежного баланса. Внутренние причины инфляции-дисбаланс структуры национальной экономики, диспропорция между потреблением и накоплением, дисбаланс на потребительском рынке, отсутствие антиинфляционного регулирования, Бокарева л. факторы инфляции // экономист. 2012. Дело № 2.

Для России характерны как внутренние, так и внешние причины инфляции, в основном обусловленные инфляцией издержек, которые необходимо учитывать при формировании макроэкономических регуляторов снижения инфляции.

Независимо от состояния денежной сферы, цены на сырьевые товары могут повышаться вследствие изменения динамики производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых налоговых ставок, девальвации и переоценки денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, влияния внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и др. Следовательно, рост цен вызван различными причинами.

Прежде всего, следует отметить, что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такое повышение цен на конкретном товарном рынке еще не является инфляцией. Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое происходит из-за долгосрочного дисбаланса на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция-это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Чтобы подстегнуть рост цен и конкретных экономических обстоятельств. Например, энергетический кризис 70-х годов. это проявилось не только в росте цен на нефть (за этот период цены на нефть выросли почти в 20 раз), но и на другие товары и услуги государственного регулирования экономики в современном мире. - М.: Наука, 2009., 650 С. 

Назовем наиболее важные причины инфляционного роста цен, имея в виду, что инфляция связана с целым рядом дисбалансов.

Во-первых, это диспропорция, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета). Если этот дефицит финансируется за счет кредитов Центрального эмиссионного банка страны, то есть за счет активного использования "печатного станка", это приводит к увеличению массы денег в обращении.

Во-вторых, инфляционный рост цен может произойти, если инвестиции финансируются с использованием аналогичных методов. Инвестиции, связанные с милитаризацией экономики, особенно опасны для инфляции. Таким образом, непроизводительное потребление национального дохода в военных целях означает не только потерю общественного богатства. В то же время военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, что приводит к увеличению денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Увеличение военных расходов является одной из главных причин хронического дефицита государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для чего государство увеличивает денежную массу.

В-третьих, общее повышение уровня цен связано различными школами современной экономической теории и с изменениями в структуре рынка в XX веке. Эта структура все меньше и меньше напоминает совершенную конкуренцию, когда на рынке действует большое количество производителей, продукция характеризуется однородностью, а движение капитала не вызывает затруднений.

В-четвертых, с ростом "открытости" экономики страны и ее все большей вовлеченностью в глобальные экономические отношения возрастает опасность "импортной" инфляции. Вышеупомянутый скачок цен на энергоносители в 1973 году ("энергетический кризис") вызвал рост цен на импортируемую нефть и-по технологической цепочке-на другие товары.

В-пятых, инфляция становится самоподдерживающейся в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые на Западе и в нашей стране подчеркивают этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей является важнейшей задачей антиинфляционной политики Петрова. В. инфляция в России: современное состояние и пути ее регулирования / / общество и экономика. 2011. Выпуск № 6. П. 72. . 

1.4 механизм инфляции
Механизм инфляции представляет собой совокупность факторов, находящихся в причинно-следственной связи и вызывающих инфляцию.

Как правило, механизм рассматривается без выделения инфляционного механизма, и поэтому эти понятия в определенной степени отождествляются, а основными факторами механизма инфляции считаются причины экономического кризиса.

Механизм инфляции - это отдельная система факторов, с помощью которых государство решает свои экономические проблемы. В его работе участвуют три компонента: стоимость, деньги и цена.

Управление этим механизмом осуществляется с помощью денег и цен. Эти компоненты объединяются в механизме инфляции, так как стоимость является основой товарных отношений, которые осуществляются на основе общественно необходимых затрат труда.

Деньги - это средство измерения стоимости, а цена-денежное выражение.

Таким образом, они находятся в причинно-следственной связи.

Если первопричиной инфляции является эмиссия денег, то ее следствием является рост цен, и наоборот, искусственное повышение цен приводит к эмиссии денег.

Согласно монетаристской точке зрения, дополнительный выпуск денег определяет рост платежеспособного спроса, который, сохраняя прежнее предложение, способствует росту цен на товары.

Переполнение каналов обращения денег приводит к тому, что их предложение преобладает над спросом, что приводит к снижению стоимости денежной единицы, т. е. ее девальвации.

Если количество денег увеличивается без соответствующего увеличения массы товаров, то при постоянном значении стоимости товаров стоимость денежной единицы (к) уменьшается, что будет означать инфляцию.

Поскольку деньги являются эквивалентом стоимости, созданной в обществе, дополнительные деньги, выпущенные в обращение, на самом деле являются ложными. Однако они ничем не отличаются от полноценных, так как были выпущены одним и тем же банком. Рост цен вследствие денежной инфляции приводит цены на товары в соответствие с новыми стандартами их измерения. Как следствие, наличие зависимости изменения эталона измерения данного явления (стоимости) определяет изменение абсолютного выражения этого явления (цены). Та же инфляция денег происходит под влиянием искусственного повышения цен.

Эмиссия денег в данном случае является результатом роста цен. Здесь тоже существует прямо пропорциональная зависимость, во сколько раз выросли цены, в такое же количество раз при всех прочих неизменных условиях должны вырасти вместе большие деньги. Эта эмиссия денег объективно необходима, потому что без нее оборот товаров становится затруднительным. Это следствие инфляции, а не ее первопричина Нешитой А. социально-экономические итоги 2000-2011 гг. / / Экономист. 2012. Дело № 2. С. 29-42. .

Глава 2.
2.1 цели и задачи антиинфляционной политики
Борьба с неконтролируемой инфляцией является одной из главных проблем государственного регулирования, поскольку вся социально-экономическая, финансовая и банковская политика базируется на ее учете. Для сдерживания инфляции и снижения ее негативных последствий правительство проводит антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - это комплекс соответствующих мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Важной частью разработки антиинфляционной программы является установление количественных показателей, определяющих ее конечные результаты. К ним относятся ценовые показатели (уровень инфляции, индекс потребительских цен, индексы оптовых цен и др.), динамика денежной массы в обращении, размер и динамика государственных расходов и др..

Конкретные пути антиинфляционной политики подвержены влиянию многих факторов, в том числе: характера инфляции; общих экономических условий; особенностей теоретических основ экономического развития; политических аспектов, поскольку необходимо определить объект (отрасли, слои населения), который будет нести основную тяжесть инфляционных издержек.

Несмотря на многофакторный характер инфляции, пути ее преодоления должны быть адекватны факторам, вызвавшим эту инфляцию. Поэтому антиинфляционная политика в большей степени охватывает политику управления факторами спроса и предложения, а также факторами, регулирующими среду инфляции - сферу денежного обращения.

В международной практике для борьбы с инфляцией распространены следующие классические антиинфляционные меры: 

* дефляционная политика (управление спросом);

* политика доходов (управление затратами);

* адаптационная политика.

Суть дефляционной политики заключается в воздействии на определенные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения и создания нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги. На практике для регулирования спроса используются денежно-кредитная, бюджетная и структурная инвестиционная политика.

Меры денежно-кредитной политики в первую очередь направлены на ограничение и стабилизацию денежного обращения. Для этого применяются следующие рычаги воздействия на денежную массу: ставка дисконтирования; ставка обязательных резервов; операции на открытом рынке.

Основным рычагом влияния на размер денежной массы является предоставление Центральным банком кредитов коммерческим банкам. Устанавливая официальную учетную машину, Центральный банк фактически определяет цену кредитов, которые продаются коммерческим банкам, что в значительной степени формирует стоимость денег. Таким образом, при повышении учетной ставки стоимость кредитов коммерческих банков возрастает, что вызывает падение спроса на сами кредиты, а через них и на количество денег в обращении.

Процентная ставка и ставка обязательных резервов являются рычагами, которые в основном косвенно регулируют количество платежных инструментов, находящихся в обращении. Наиболее эффективным направлением антиинфляционного регулирования, непосредственно влияющим на денежную массу, является осуществление операций с ценными бумагами на открытом рынке. Таким образом, Центральный банк, имея намерение сократить предложение денег, продает ценные бумаги коммерческим банкам, что приводит к изъятию соответствующей части денежной массы из обращения. Это направление денежно-кредитной политики, хотя и дает быстрые результаты, имеет определенные препятствия в своем интенсивном применении. В странах с переходной экономикой к ним относятся слабое развитие вторичного рынка ценных бумаг и недостаточность средств для проведения операций в необходимых масштабах.

Финансовый механизм антиинфляционной политики направлен на обеспечение сбалансированности государственных финансов и сокращение бюджетного дефицита, что может быть достигнуто за счет увеличения доходов и сокращения государственных расходов.

Увеличение доходов бюджета может быть достигнуто за счет увеличения налогов, что даст положительный результат в краткосрочной перспективе. Но в дальнейшем политика усиления налогового давления приведет к сокрытию прибыли, подрыву стимулов к труду и инвестициям, вызовет замедление экономического развития и, как следствие, сокращение поступлений в государственный бюджет. Поэтому представляется более целесообразным развивать налоговую систему в направлении снижения налоговых ставок, что может стать эффективным инструментом антиинфляционной политики. Таким образом, снижение ставок подоходного налога способствует привлечению инвестиций и оживлению производства, что в дальнейшем приведет к увеличению доходов и, следовательно, к увеличению доходов бюджета от налогообложения.

Одним из путей увеличения доходов бюджета является привлечение неинфляционных ресурсов для финансирования дефицита бюджета, прежде всего за счет развития рынка ценных бумаг и приватизации предприятий. Однако пополнение государственного бюджета за счет неналоговых доходов может быть незначительным, если отсутствуют существенные реальные источники таких доходов.

Основным направлением сокращения бюджетного дефицита является сокращение государственных расходов, прежде всего путем постепенного ограничения финансирования тех видов государственной деятельности, которые могут быть полностью переведены в рыночную систему. Конкретные пути решения этой проблемы заключаются в сокращении объема бюджетных инвестиций, постепенном сокращении числа убыточных государственных предприятий и пересмотре системы трансфертов

Классическим направлением антиинфляционной политики является также политика доходов, суть которой заключается в прямом ограничении роста цен и заработной платы, а также в использовании экономических стимулов или санкций с целью удержания их роста в определенных пределах.

Среди мер антиинфляционной политики определенное место занимают методы не столько борьбы с инфляцией, сколько приспособления к ней. К ним относится, в частности, адаптационная политика, которая осуществляется главным образом за счет индексации доходов. Рост цен, вызванный инфляцией, неизбежно ведет к снижению доходов населения, особенно тех его слоев, которые не могут защитить себя от обесценивания денег. В связи с этим возникает необходимость защиты интересов населения за счет полной или частичной индексации доходов путем повышения заработной платы работников бюджетных учреждений, пенсий, денежных выплат и депозитов населения с учетом роста цен. Эта индексация не устраняет инфляцию, а лишь смягчает ее негативное воздействие, но она также может превратиться в мощный инфляционный фактор, если она проводится в условиях дефицита бюджета, который финансируется за счет денежной эмиссии.

Адаптационная политика также направлена на снижение инфляционных ожиданий, то есть преодоление страха субъектов экономической системы перед постоянным ростом цен на товары и обесцениванием сбережений. Столкнувшись с постоянным ростом цен и пытаясь хотя бы поддерживать свой уровень жизни, население сокращает свои сбережения и увеличивает текущий спрос. Увеличение последнего вызывает еще один рост цен, что усиливает адаптивные инфляционные ожидания.

В таких условиях население ожидает от государства не столько компенсации обесценившихся доходов, сколько укрощения самой инфляции. Мировой опыт показывает, что проблема гашения адаптивных ожиданий с большей вероятностью будет преодолена в условиях постоянного развития и укрепления механизма рыночной системы и доверия населения страны к правительству, которое ведет непоколебимую борьбу с инфляцией.

Таким образом, реализация антиинфляционной политики зависит от соотношения многих экономических процессов и степени их активности. Поэтому наибольшая эффективность его применения может быть достигнута только при условии комплексного использования рассмотренных способов борьбы с инфляцией.

2.2 эффективность антиинфляционной политики государства
Обеспечение сдержанного и контролируемого роста цен является одной из ключевых задач государственной экономической политики. Выполнение этой задачи в кризисных условиях может противоречить другим традиционным антикризисным мерам.

Финансовый кризис, обострившийся в России в 2008-2009 годах, в очередной раз продемонстрировал ограниченность существующих инструментов государственного регулирования инфляции. Высокие значения основных индексов цен, с которыми столкнулась российская экономика в кризис, еще более затруднили решение задачи обеспечения низкой и стабильной инфляции.

Высокий уровень инфляции в нашей стране существенно ограничил меры государственного стимулирования экономического роста и тем самым национальная экономика вплотную приблизилась к стагфляции.

Государственное регулирование инфляционных процессов в России не является отдельным направлением, а реализуется в рамках общей экономической политики.

Очевидно, что в кризисный период, чтобы минимизировать экономический спад, правительство увеличивает расходы для стимулирования внутреннего спроса. В таких условиях с учетом снижения экономической активности и, как следствие, доходов бюджета увеличивается отрицательное сальдо бюджета, что, в соответствии с общепринятыми экономическими постулатами, оказывает инфляционное давление.

Применение административного ценового и тарифного сдерживания может быть оправдано только в краткосрочной перспективе, исключительно при разработке компенсационных механизмов для наименее защищенных слоев населения. Сдерживание цен и тарифов на услуги, которые определяются административно в долгосрочной перспективе, приводит к росту и накоплению рисков формирования отложенной инфляции.

Во время кризиса 2009 года правительство не изменило размер основных показателей социальных стандартов. Некоторый рост был достигнут в конце 2009-начале 2010 года. Эти изменения в некоторой степени повлияли на рост реальной заработной платы, хотя больший вклад в ее рост в 2010 году внес эффект низкой базы сравнения.

Таким образом, для сдерживания инфляции в России необходима системная, комплексная антиинфляционная политика, учитывающая многофакторный характер инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводственной системы. Недостаточно использовать только денежные методы.

Антиинфляционная программа в России не сможет быть успешной до тех пор, пока не сформируется рыночная среда и не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для снижения инфляционного потенциала.

Поэтому антиинфляционная политика должна осуществляться в комплексе с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности существующей социально-экономической системы.

Длительная инфляция в России является результатом неэффективной экономической политики, которая не стимулирует факторы экономического роста и поддерживает его дисбаланс.

2.3 антиинфляционная политика в России
Очевидно, что в таких условиях комплексный анализ инфляционных ожиданий должен быть приоритетным среди мер государственного антиинфляционного регулирования. Одной из главных задач государственной антиинфляционной политики должна стать максимально возможная нейтрализация инфляционных ожиданий.

Учитывая низкий уровень доверия к большинству институтов, реализующих государственную экономическую политику, на наш взгляд, целесообразно создать комитет антиинфляционного регулирования, состоящий из представителей различных государственных органов и Центрального Банка Российской Федерации как основных органов реализации государственной экономической политики, а также Госкомстата как института, осуществляющего сбор и накопление информации для расчета индекса потребительских цен и анализа его составляющих.

Основной задачей этого комитета должно стать формирование положительных инфляционных ожиданий путем публикации отчета об основных причинах инфляции и антиинфляционных мерах каждого органа, который войдет в состав этого комитета.

Учитывая специфику экономической политики, как в целом, так и в сфере антиинфляционного регулирования, можно сделать следующие выводы.

1. меры бюджетной и денежно-кредитной политики в период 2009-2012 гг. были направлены на обеспечение платежеспособности государства и финансового сектора и недостаточно учитывали инфляционные риски, а низкая инфляция по сравнению с предыдущим периодом была обусловлена значительным экономическим спадом, благоприятной конъюнктурой на мировых товарных рынках и административным сдерживанием цен.

2. снижение инфляции в период низкой деловой активности в 2009-2012 годах было недостаточно важным из-за высокого уровня девальвационных и инфляционных ожиданий.

3. основным приоритетом антиинфляционной политики В России в ближайшее время должен стать анализ и формирование позитивных инфляционных ожиданий.

4. Учитывая низкий уровень доверия к отдельным институтам, реализующим государственную экономическую политику, реализация антиинфляционной политики В России должна быть возложена на Комитет по антиинфляционному регулированию.

Вывод
Обеспечение устойчивого экономического роста и всеобщего благосостояния невозможно без достижения приемлемых результатов в борьбе с инфляцией. Формирование сбалансированной антиинфляционной политики в условиях экономического кризиса осложняется нарастанием разногласий между целями экономической политики.

Координация действий между государственными регулирующими органами может существенно упростить достижение поставленной цели в области антиинфляционного регулирования.

Проблема инфляции была, есть и будет актуальной на протяжении всего существования и развития государства, поскольку она составляет основу экономики страны и является неотъемлемым элементом денежно-кредитной политики. Это явление в равной степени является результатом экономических процессов и является следствием некоторых экономических процессов в государстве.

Анализируя данные об изменениях инфляции за последние годы и реализуемые меры антиинфляционной политики, можно сделать вывод, что основными причинами инфляции в России являются:

1. Россия унаследовала от СССР инфляционный навес в виде вкладов населения в банках.

2. Правительство Российской Федерации не разработало четкой, отмеченной временем программы рыночных преобразований экономики и других сфер жизни общества. Реформы проводились через "попытки и ошибки" нашего правительства.

3. увеличение денежной массы и связанное с этим повышение цен не только не способствовали экономическому росту, но, напротив, углубляли экономический спад в государстве и увеличивали безработицу.

4. Высокая монополизация экономики.

5. в условиях хронического дефицита государственного бюджета и медленных темпов рыночной реструктуризации производства погасить инфляцию было невозможно.

6. Давление внешнего долга на государственные бюджеты сузило маневренность денежных ресурсов государства.

7. Слабая экономическая компетентность руководителей вышестоящих органов власти.

Основываясь на представленном исследовательском материале, вы можете ввести следующее предложение относительно выбора решения этой проблемы. Это и есть способ проведения дезинфляционной политики.

Дезинфляционная политика состоит в применении сдерживающей макроэкономической политики ,она основана на сокращении, посредством денежно-кредитной и фискальной политики, совокупного спроса, снижении национального производства, что сопровождается периодическим повышением уровня безработицы.

Государство регулирует реальный национальный доход через государственные расходы, трансфертные платежи и налогообложение. Кроме того, лучше всего быстро внедрить дезинфляцию, что значительно снизит издержки.

Важной составляющей антиинфляционной стратегии является упорядочение государственных финансов, прежде всего, сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации.