Институциональная теория в экономике спорта

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Финансовый рынок и кризисные явления в российской экономике

Теоретические аспекты информационных услуг

Критериальная оценка безопасности государства

Государственное регулирование эмиссионной деятельности акционерного общества

 

Введение:

В XX веке экономика западных стран претерпела значительные изменения - быстрыми темпами расширялись частные хозяйства, свободная конкуренция на рынке сменилась гигантскими монополиями - хозяйственными объединениями, устанавливающими цены по своему усмотрению, и другими. В результате хаос всего экономического развития становился все более хаотичным. И вот в 1929-1933 гг. разразился разрушительный мировой экономический кризис, решение которого с точки зрения неоклассицизма найти не удалось. Это привело к появлению новых направлений, среди которых был и институционализм.

Институционализм - тенденция, получившая широкое распространение в западной экономической науке. Она формируется широким спектром разнородных понятий, общей чертой которых является изучение экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими и другими явлениями и процессами. Эта связь составляет основу социальных институтов. Это организации, формирующие социально-экономическую среду рыночной экономики (акционерные общества и другие собственники, союзы предпринимателей, профсоюзы, государство, судебная система, политические партии, некоммерческие организации различного профиля, семья, учебные заведения и т.д.). Под учреждениями также понимаются различные неформальные отношения, основанные на традициях, неписаных правилах поведения, достигнутых договоренностях.

Цель настоящего эссе - охарактеризовать институционализм и выделить его основные черты и характеристики.

В рамках рассматриваемой цели могут быть определены следующие задачи:

  • Объясните значение институциональной теории Т. Вебера;
  • Охарактеризовать "старый" институционализм, выделив его особенности;
  • Рассмотрим основные моменты неоинституциональной теории, учитывая теории Коуза и Беккера

Для достижения своих целей я собираюсь изучать публикации, связанные с этой темой, а также использовать учебную литературу и работы представителей институционализма.

Основные идеи институциональной теории

Институционализм - курс экономической теории, возникший в США и других странах в конце XIX - начале XX века. Он обусловлен переходом от господства частной капиталистической собственности и свободной конкуренции к усиленной социализации экономики, ее монополизации и государственности. Сторонники этого направления под "институтами" понимали самые разные социально-экономические процессы: в XX в. обновлялась и расширялась техническая база производства, произошел переход от индивидуалистической к коллективистской психологии, был введен "общественный контроль над производством" и "регулирование экономики".

Одним из видных представителей институционализма был Торстейн Велин, который возглавил социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований. Ему принадлежит ряд исследований: "Теория бездельничьего класса" (1899), "Теория предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914), "Крупные предприниматели и простой человек" (1919) и др., в которых он критиковал концепцию рациональности и соответствующий ей принцип максимизации как основополагающий в объяснении поведения экономических агентов.

Как основатель институционализма, Вебелин выводит из социальной психологии ряд экономических феноменов; его взгляды основываются на особом понимании человека как биосоциального существа, руководствующегося врожденными инстинктами. К последним относятся инстинкты самосохранения и сохранения рода ("родительское чувство"), инстинкт мастерства ("склонность или предрасположенность к эффективным действиям"), а также склонность к конкуренции, подражанию, праздному любопытству. Таким образом, частная собственность появляется в его произведениях как следствие изначальной склонности человека к конкуренции: она изображается как наиболее заметное доказательство успеха в конкуренции и "традиционная основа уважения". Более сложный психологический фон характерен для категории "завистливое сравнение", которая играет чрезвычайно важную роль в системе Вебелина. В этой категории Вебелин интерпретирует такие экономические явления, как приверженность людей престижному потреблению, а также накоплению капитала: владелец меньшего состояния чувствует зависть к большому капиталисту и стремится догнать его; когда желаемый уровень достигается, возникает желание обогнать других и, таким образом, обогнать конкурентов.

Одним из важнейших положений Вебеля было применение исторического подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было изучить различные экономические и социальные институты в их развитии, от момента их возникновения до наших дней. Вебелин видел движущую силу развития в противоречиях между институтами и внешней средой. По мнению Вебелина, несоответствие между уже существующими институтами и изменившимися условиями, внешней средой, делает необходимым изменение существующих институтов, замену устаревших на новые. В то же время, смена учреждений осуществляется в соответствии с законом естественного отбора. Таким образом, в трактовке Вебеллы социально-экономическое развитие ("эволюция социальной системы") представлено как реализация процесса естественного отбора различных институтов.

Центральное место в работах Вебелина занимает его учение о "праздном классе". Вебелин выделил в истории человечества несколько этапов: ранняя и поздняя дикость, хищническое и полумирное варварство, а затем ремесленные и промышленные этапы. На ранних стадиях люди жили в кооперативной среде. В то время не было ни собственности, ни обмена, ни механизма ценообразования. Позднее, когда накапливались излишки материальных благ, военачальникам и священникам было выгодно управлять другими людьми. Так начался процесс формирования "праздного класса", а с ним и переход от дикости к варварству. По мере того, как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, инстинкт мастерства, присущий человеку, подавлялся. Если раньше человек сражался в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, истоками которой были насилие и обман.

В более поздние исторические эпохи, писал Вебелин, укоренившиеся варварские умения были спрятаны только под маской миролюбивого поведения. Окончательно была установлена социальная иерархия с "пустым классом" на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками разницы были продемонстрированы безделье и потребление, призванные продемонстрировать богатство ("демонстративное расточительство"). Стремительное развитие технологий вступало в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши. Товары стали цениться не за их полезные свойства, а за то, насколько владение ими отличает человека от соседей (эффект "завистливого сравнения"). Чем расточительнее становился этот человек, тем выше был его престиж. Высшие почести получали те, кто, благодаря контролю над имуществом, извлекал из производства больше богатства, не выполняя при этом полезную работу. Таким образом, согласно концепции Вебелина, отношение холостого (т.е. непроизводительного) класса к экономическому процессу было денежным отношением. Обычаи делового мира формируются законами хищничества или паразитизма.

"Старый" институционализм: Джей Си Гэлбрейт, Дж. Коммонт и У. Митчелл.

Дж. К. Гэлбрейт, Дж. Коммон и У. Митчелл являются представителями так называемого "старого", традиционного институционализма. Они пытались установить связи между экономической теорией и правом, социологией, политологией и др.

Рассмотрим некоторые основные взгляды "старых" институционалистов:

  • Они перешли от права и политики к экономике, пытаясь подойти к анализу проблем современной экономической теории с использованием методов других социальных наук.
  • Старый" институционализм базировался в основном на индуктивном методе. Здесь институты анализировались без общей теории, в то время как ситуация с основным течением экономической мысли была скорее обратной: традиционный неоклассицизм был теорией без институтов.
  • Старый" институционализм как курс радикальной экономической мысли привлекал внимание в основном к действиям коллективов (прежде всего профсоюзов и правительства) по защите интересов личности.

Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) была ученицей и последовательницей Вебелина. Он видел задачу своего исследования в том, чтобы выяснить-реальные мотивы экономического поведения людей. Это определяется различными привычками и инстинктами в значительной степени иррациональным образом. Это проявляется в разрыве между динамикой производства и динамикой цен, который Митчелл исследует, привлекая обширный статистический материал. Он приходит к выводу, что движение цен обусловлено не изменениями характера и объемов производства, а желанием приобрести деньги. Деньги играют относительно самостоятельную роль в обществе, оказывая существенное влияние на характер человеческого поведения. Поэтому эволюция институтов денежной экономики должна быть в центре внимания исследователей.

Митчелл считает естественным для денежной системы стремление к прибыли, т.е. увеличение богатства в денежной форме, и видит в этом движущую силу экономической деятельности. По его мнению, трата денег часто связана не с реальными потребностями, а с желанием заявить о себе, обрести имидж, превзойти своего оппонента. Это может привести к дисбалансу, вызывающему экономические колебания. В связи с этим Митчелл обращается к анализу циклических процессов, результатом которого стало дополнительное переиздание книги "Экономические циклы" (1927), написанной в 1913 году.

Циклические колебания представляют собой чередование взлетов и падений, возникающих под влиянием процессов, происходящих в институциональной сфере предпринимательства. Стремление к прибыли вызывает неоднородные реакции различных рыночных институтов - цены, денежное обращение, банковская система, которые приводят либо к восстановлению и оздоровлению экономики, либо к рецессии. Цикличность - характерная черта экономики, подчиненной интересам бизнеса. В то же время, циклы подвержены регуляторному воздействию, если на них влияет коррекция рыночных институтов - финансов, кредита, денежного обращения. Государственные институты должны разрабатывать и реализовывать программы антициклического регулирования для обеспечения более равномерного экономического и социального развития.

Представителем "старого" институционализма был также Джон Роджерс Каммонс (1862-1945). Его практическая работа стала основой для теоретических обобщений и разработки системы идей, обобщенных в работе "Институциональная экономическая теория". (1934).

В понимании коммоновцев, институты - это исторически сложившиеся обычаи, отражающие особенности коллективной психологии и закрепленные в виде правовых норм и правил. Именно правовые институты отражают результаты взаимодействия организованных социальных групп - корпораций, профсоюзов и государственных институтов, - которые достигают разумных компромиссов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики.

Не индивидуальные интересы, а коллективные действия определяют ход экономических процессов. Эти действия требуют соблюдения определенных правовых рамок, установленных судебными решениями. Коллективное взаимодействие основано на понятии "сделки" (трансакции). Участниками сделок являются как коллективные институты, так и отдельные лица. По своей природе различают три вида сделок: торговля, управление и нормирование. Торговля представляет собой основную часть валютных отношений; управленческие отношения - это отношения между руководителями и подчиненными; нормирующие отношения - это отношения, устанавливающие нормы и обязательства сторон: налоговые ставки, отчисления в бюджет, фиксированные цены.

Каждая операция включает в себя три этапа: конфликт, взаимодействие и разрешение конфликта. Первоначально стороны сделки выступают против своих позиций, ведут переговоры, добиваются согласия по интересам и, наконец, приходят к соглашению, которое устраивает всех. Процесс сделки устанавливает "разумную стоимость", которая является гарантией будущих-ожиданий. Сильный и стабильный контракт гарантирует, что надежды, связанные с заключением сделки, оправдаются, тем самым определяя ее стоимость. Поскольку надежность договоров может быть гарантирована их легализацией и подтверждением, категория стоимости приобретает юридическое толкование как право на будущий товар или услугу.

Разумная ценность достигается путем координации интересов влиятельных коллективных институтов - корпораций, профсоюзов, политических партий, - которые разрабатывают правила, удовлетворяющие всех, и тем самым обеспечивают поддержание общественного равновесия. По мнению Коммонса, человеческий разум вполне способен решить все текущие проблемы, если будет направлен на правильный путь. Задача экономической науки - разработать рекомендации по перестройке экономической жизни на разумных основаниях. Эта оптимистическая уверенность в силе человеческого разума и его способности находить рациональные решения совместными согласованными усилиями нашла свое выражение в работе "Экономика коллективных действий", а также попыталась воплотиться на практике, участвуя в разработке проектов трудового законодательства и социальной защиты населения.

Одним из видных представителей институционализма является американский экономист профессор Джон Гэлбрейт (родился в 1908 году). В своих книгах "Индустриальное общество" (1967), "Экономические теории и цели общества" (1973) и др. он исследовал тенденции консолидации промышленного производства, которые привели к образованию гигантских корпораций. Он показал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов, потому что используют новейшую технику и технологии, а к управлению предприятиями приходят технические специалисты и администраторы. Это связано с усилением планирования, которое, по мнению Дж. Галбрейта, замещает рыночные отношения. В результате в обществе возникают две системы - рыночная, охватывающая в основном малые фермерские хозяйства, и система планирования, включающая в себя корпорации, которые взаимодействуют с государством.

Основываясь на качественно изменившихся в XX в. объективных условиях хозяйствования, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие оригинальные положения неоклассицизма, которые для многих экономистов превратились в догму (позицию, признанную бесспорной и неизменной бездоказательной, некритичной, без учета специфических условий). Такие догмы включали, в частности, следующие положения: подчиненность целей экономической системы интересам только отдельного человека, свободная конкуренция мелких товаропроизводителей, преимущества индивидуального предпринимательства, высокая эффективность рыночного саморегулирования национальной экономики.

Таким образом, представители институционализма по существу отрицали регулирующую роль рынка и возлагали эту роль на государство и крупные хозяйственные объединения. Однако жизнь показала, что, хотя вмешательство государства в экономику приносит положительные результаты, оно не в состоянии полностью предотвратить повторные спады производства и безработицу.

Ключевые идеи неоинституционализма Р. Куза

Традиционный институционализм пока не смог предложить позитивную независимую исследовательскую программу, хотя активная работа современных традиционных институционалистов указывает на интенсивный поиск программы в позитивном ключе. Этот факт привел к развитию в микроэкономической части экономической теории направления, ориентированного на модификацию исследовательской программы, а не на ее кардинальное переосмысление. Это было названо неоинституционализмом. 

Появление неоинституционализма обычно связано с именем Р. Коуза. Ключевые идеи нового направления изложены в статьях "Природа фирмы" (1937) и "Проблема социальных расходов" (1960).

По мнению Коаза, взаимодействие между учреждениями происходит не в идеальной среде, а в рамках определенных правовых, организационных и социальных ограничений, преодоление которых требует значительных усилий и затрат. Учет этих затрат является необходимым условием для анализа экономического поведения, так как дает представление о затратах на использование рыночного механизма в процессе принятия и реализации решений.¬Такие расходы, получили название трансакционные. Сам Козе объясняет это понятие следующим образом: "Для того чтобы осуществить рыночную сделку, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, уведомить тех, с кем желательно заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить договор, собрать информацию, чтобы убедиться, что условия договора выполнены, и т.д.".

Осложнение системы экономических отношений, представляющей собой плотную сеть связей, имеет следствием рост трансакционных издержек, что в свою очередь приводит к значительным сдвигам в структуре национального продукта. Снижение трансакционных издержек становится при этом важным фактором повышения эффективности производства. Путь к сокращению видели неоинституционалисты в частичной замене иерархического регулирования рынка. Однако полностью заменить рыночную координацию на координацию управления невозможно, поскольку последняя также связана с ростом трансакционных издержек. Иерархическая структура будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной транзакции в ее рамках не будут сопоставимы с затратами на осуществление той же транзакции через биржу на открытом рынке. Таким образом, проблема заключается в поиске оптимального сочетания рыночных и управленческих методов координации, что должно привести к минимизации трансакционных издержек.

Для достижения такой комбинации необходимо иметь четко определенные и строго соблюдаемые "правила игры", устанавливающие правила и права доступа к ограниченным ресурсам. Роль таких правил рассматривается в неоинституциональной теории прав собственности.

Имущественные права рассматриваются как совокупность законов, постановлений, традиций, моральных и религиозных верований, отношений между людьми в отношении владения, управления и использования, а также редких благ. Эти отношения являются, прежде всего, правами, т.е. полномочиями, которые определяют доступ одних людей к благам и исключение других. 

Совокупность таких полномочий рассматривается как "пакет прав", основными элементами которого являются: право владения, право пользования, право распоряжения, право на получение дохода, право суверена, право на обеспечение, право на передачу полномочий, право на восстановление нарушенных полномочий.

Важным условием эффективной реализации прав собственности является их "спецификация", т.е. четкое определение и обеспечение надежной защиты. Если владелец точно знает объем своих полномочий и уверен в реальности их применения, он способен принять наиболее эффективное решение в этих условиях. И наоборот, если права собственности размыты и плохо защищены, это затрудняет поиск наиболее рационального выбора.

Права собственности указываются в процессе их покупки и продажи. В процессе обмена права собственности будут сосредоточены с теми, для кого они представляют наибольшую ценность. Таким образом обеспечивается наиболее эффективное распределение ресурсов, так как в процессе обмена они переходят от тех, кто менее ценен, к тем, кто ценит их больше. Однако такое перемещение будет происходить только в том случае, если затраты на необходимые операции будут меньше, чем возросшая выгода от такого перемещения. Это означает, что эффективность производства и его структура будут зависеть от величины транзакционных издержек, которые должны учитываться при оценке экономических результатов деятельности фирмы.

Нео-институционализм Бьюкенена и Беккера

Поколение институционального направления, сформировавшееся в 80-е - начале 90-х годов, отличается, прежде всего, изменением методологической базы его концепций. Они уходят своими корнями не столько в традицию исторической школы, сколько в неоклассический анализ поведенческих аспектов хозяйственной деятельности.

В рамках неоинституциональной методологии существовало направление, представители которого исследовали процессы, происходящие в сфере связей с общественностью, что называлось теорией общественного выбора. В этой теории микроэкономические принципы рационального поведения, основанные на сравнении предельных затрат и предельных выгод, были использованы для обоснования правил принятия решений в области публичной политики и в производстве общественных благ.

Этот подход наиболее полно оправдан в работах лауреата Нобелевской премии 1986 года американского экономиста Джеймса Бьюкененана. Отправной точкой его концепции стало утверждение о том, что сфера общественной жизни - это та же сфера обменных отношений, что и рынок товаров и услуг.

На обычном рынке яблоки превращаются в апельсины, а в политике люди соглашаются платить налоги или отдавать свои голоса на выборах в обмен на общественные и государственные услуги, в которых они нуждаются или которые они обещают. Как и на любом рынке, участники биржи стремятся получить максимальную выгоду. Но особенность государственного сектора состоит в том, что здесь частные интересы реализуются через государственные институты. Коллективно принимаемые решения зависят от экономической оценки их затрат и выгод в связи с их реализацией. Однако многое будет зависеть от того, как принимаются решения.

Если избиратели голосуют непосредственно за проект (метод прямой демократии), то результат будет отражать соотношение затрат и выгод для различных групп избирателей. Таким образом, проект строительства новой школы за счет средств местного бюджета будет принят, если большинство избирателей составляют молодые семьи с детьми. Если большинство - пожилые люди, то, скорее всего, предпочтение будет отдано строительству больницы.

Но большинство решений в государственном секторе принимаются методом представительной демократии. И в этом случае мотивами являются частные интересы депутатов, государственных чиновников, функционеров общественных организаций. Желание быть переизбранными на новый срок заставляет их действовать в интересах тех лиц и групп, которые в наибольшей степени будут способствовать этому. В связи с этим формируются и внедряются специальные технологии влияния на решения, принимаемые методом представительной демократии: лоббирование, обмен голосами, принятие решений в пакете с другими. Последствиями такой политики являются рост числа и влияния бюрократического аппарата, желание получить политическую ренту, т.е. доход от политического процесса.

Исследования представителей теории общественного выбора приводят их к выводу, что усиление роли и функций институтов государственной власти часто вступает в противоречие с интересами общества и принципами экономической эффективности. Это является проявлением "фиаско" правительства, политика которого не способна обеспечить эффективное распределение и использование государственных ресурсов. Поэтому к помощи государства в борьбе с "провалами рынка" следует обращаться с чрезвычайной осторожностью, чтобы лечение болезни не было более опасным, чем сама болезнь.

В своих работах Гари Беккер проводил экономический анализ социальных проблем. Беккер применил экономический подход к социальным проблемам, плодотворность которого проявилась в таких нерыночных видах деятельности, как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, а также в объяснении иррационального и альтруистического поведения, казалось бы, чуждого "человеку экономического".

Вклад Беккера в развитие экономической теории обусловлен тем, что он рассматривал человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающую возможность их носителю получать доход. Это качество, т.е. способность получать доход, связано с человеческим капиталом с другими формами капитала, которые функционируют в социальном производстве. 

Человеческий капитал формируется на основе врожденных человеческих качеств путем инвестирования в человеческое развитие. Чем более последовательными становятся инвестиции, тем выше отдача от этого фактора производства, которая проявляется как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Для носителя рабочей силы высокое качество человеческого капитала выражается в более высоких показателях индивидуальных доходов, с изменениями, которые рынок труда несет в процессе распределения доходов.

Естественно, что теоретические инновации Беккера не всегда ожидались. Идея человеческого капитала, которая кажется столь очевидной, была встречена в штыки педагогическим сообществом, которое расценило ее как умаление культурной ценности образования и доведение человека до уровня машины.

Вывод:

Подводя итог, можно сказать, что впервые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Уиблином, Д. Коммонсом, У. Митчеллом. В первой четверти 20 века они выстроили радикальный курс экономической мысли, критиковали существующие институты, подчеркивали актуальность защиты интересов трудящихся профсоюзами и государством.

Так называемые "старые" институционалисты пытались подойти к анализу проблем современной экономической теории, используя методы других социальных наук. Но институционализм не смог предложить позитивную независимую исследовательскую программу, которую заменил неоинституционализм.

Защитники теорий технической структуры, постиндустриального общества, следуя традициям "старого" институционализма, исходят из примата институтов: государства, управленческих и других структур, определяющих действия индивидуумов. Но в отличие от этих понятий неоклассическая экономическая теория, рассматривающая рынок как наиболее эффективный механизм регулирования экономики, служит методологической основой теорий прав собственности, общественного выбора, трансакционных издержек.

Неоинституционализм вывел современную теорию из институционального вакуума, из вымышленного мира, где экономическое взаимодействие происходит без трения и без затрат. Трактовка социальных институтов как инструментов решения проблемы трансакционных издержек создала предпосылки для плодотворного синтеза экономической науки с другими социальными дисциплинами.