Институт уполномоченного по правам человека – омбудсмен

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономические, политические и социальные основы конституционного строя современной России
Международное право и основные международные документы (декларации, договоры, соглашения, хартии, пакты); международные органы и механизм защиты прав и свобод человека
Источники права. Нормативно-правовой акт. Структура правоотношения
Система права РФ. Закон и подзаконные акты


Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена ​​возросшей необходимостью защиты прав и свобод человека в связи с происходящими процессами формирования социально-экономической, политической и духовной сфер общества, а также в связи с дальнейшей реорганизацией государства. Власть в нашей стране на современном этапе построения правового государства и активного формирования институтов гражданского общества.

В настоящее время в Российской Федерации делается попытка создать систему защиты прав человека, которая отвечала бы международным стандартам в области взаимодействия человека, общества и государства. В соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права в России, на конституционном уровне права и свободы человека и гражданина признаны высшей ценностью.

В связи с этим механизм защиты прав человека должен стать серьезным препятствием для произвола, препятствием на пути противоправных действий со стороны должностных лиц в отношении прав и свобод человека. Права человека осознают сущность самого человека, его способности к логическому, абстрактному мышлению, к творчеству, саморазвитию, определяют его социальную активность и ответственность. Без уважения к правам человека общество обречено на деградацию и вымирание.

В современной России институт омбудсмена по правам человека - это новый конституционный институт, который только встает на ноги, что является результатом поиска новых институциональных форм для повышения эффективности механизма защиты прав человека.

В то же время в мировой практике омбудсмен по правам человека занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью административного аппарата, эффективно защищающих права личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между теми, кто находится у власти, и теми, кто управляется. Этот институт по праву считается важным фактором укрепления правопорядка и правовой базы в деятельности исполнительной власти. В разных странах его называют по-разному: омбудсмен, проводник, посредник, комиссар и т. д. Обобщающим, почти общепринятым названием этой должности, является этот институт омбудсмена.

Управление омбудсмена является одним из высших органов государственной власти и в то же время не является ни законодательным, ни исполнительным органом, ни судебным органом. Важнейшей чертой статуса омбудсмена является независимость. Его особая роль заключается в том, что он как бы находится между обществом и правительством, являясь своего рода мостом между ними, каналом обратной связи. Основным методом работы омбудсмена является рассмотрение и проверка жалоб граждан.

По словам Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин, это учреждение было создано для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека внесудебными методами.

Важной формой реагирования является ежегодный отчет в парламент, в котором анализируются наиболее распространенные нарушения прав граждан, отмечаются недостатки в деятельности администрации, даются рекомендации по совершенствованию законодательства, практики его применения и т. д.

Важным источником этой работы стал отчет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина по итогам 2012 года. В докладе дается комплексная оценка положения дел с правами человека в России, состояния и динамики развития. Важнейшие проблемы прав человека в 2012 году предоставляет информация о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Цель данной работы - сформулировать и обосновать основные теоретические положения института Уполномоченного по правам человека, определить его место и назначение в современной правовой системе и современном обществе Российской Федерации.

Целью курсовой работы является решение ряда задач:

  • анализ понятий и значения Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти;
  • выявление особенностей формирования института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  • изучение конституционно-правовых основ деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: порядок назначения и освобождения от должности; полномочия; принципы создания и функционирования аппарата Уполномоченного по правам человека;
  • определение функций Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • определение основных способов оптимизации деятельности Уполномоченного по правам человека.

Институт Уполномоченного по правам человека

Появление института омбудсмена - защитника прав и интересов человека

Под омбудсменом понимается «заслуживающее доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом защищать права отдельных граждан и косвенно осуществлять парламентский контроль в виде надзора за всеми государственными учреждениями, но без права изменять их решения».

Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале 19-го века, когда должность омбудсмена юстиции была введена в Конституции 1809 года. Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмена. Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. 

Однако сам термин «омбудсмен» появился в Швеции еще в более ранние времена, точнее, в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение и его корни уходят в ранний период истории германских племен. Омбудсмен был лицом, которое было избрано от имени потерпевшей стороны взыскать штраф (вира) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавы перевели слово «омбудсмен» как «адвокат», «управляющий делами», «доверенное лицо». Предполагается также, что корни этой фигуры компетентности можно увидеть в римских позициях цензоров, трибунов, провинциальных прокуроров. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. Сначала в эпоху абсолютной монархии омбудсменами были люди короны, призванные контролировать деятельность должностных лиц и судей от имени высшей власти. С переходом к конституционной монархии Омбудсмен становится парламентским органом, что было закреплено в Конституции Швеции 1809 года.

Первая историческая веха в развитии института омбудсмена восходит к эпохе абсолютной монархии и связана с появлением в Швеции в 16 веке фигуры главного сенешала («дроцена»), которому было поручено обязанность по надзору за деятельностью судей и отправлением правосудия от имени высшей власти короля и представлению отчетов королю. С 1683 года другому должностному лицу (генералу Ричу Шульцу) было предоставлено право непосредственно влиять на судебных чиновников, вплоть до их обвинения в суде Гила-Роблса, А. Парламентский контроль над администрацией (институт омбудсмена). Далее, масштабы такого контроля со стороны королевской власти и администрации королевства расширяются. Этот этап связан с именем Карла XII.

После поражения в Полтаве в 1709 году Карл XII уехал в Турцию, и в этот период в Швеции начались волнения и беспорядки. Затем Карл XII своим указом в 1713 году создает должность королевского омбудсмена (Konungens Hogsta Ombudsmanen), который с 1719 года начал Называться канцлером юстиции (Джастити Канслер) Гиль-Роблесом, А. Парламентский контроль над администрацией (институт омбудсмена). Его основной функцией было наблюдение за деятельностью судей, государственных служащих, обеспечение их надлежащего соблюдения национальных законов. Однако канцлер был слугой короля и подчинялся кабинету. Он не имел достаточной независимости для эффективной защиты граждан.

После смерти Карла XII наступает трудный период, когда на различных этапах канцлер юстиции либо находится под влиянием короны, либо становится более подотчетным законодателям или землям, приобретая значительную независимость. Окончательное освобождение Швеции от абсолютизма (после убийства короля Густава III и свержения его преемника Густава IV) ознаменовалось принятием риксдагом (парламентом) в 1809 году новой Конституции, основанной на принципе баланс сил между королем и парламентом. 

Конституция ввела должность омбудсмена по вопросам правосудия (Justitie-Ombudsmanen). В отличие от канцлера (этот пост также был сохранен как королевский чиновник), Уполномоченный по вопросам юстиции оставил заботу короля и стал подотчетным парламенту, который избрал его и которому он должен был представлять ежегодный отчет о своей деятельности, будучи независимым в его деятельность и не подчиняться никому, кроме закона. В сферу его компетенции входили надзор за администрацией, правосудием и даже церковью.

В настоящее время в Швеции имеется четыре бюро омбудсмена: главный парламентский омбудсмен и три парламентских омбудсмена.

Финляндия стала второй страной, где был введен пост омбудсмена (Конституция 1919 года), и с середины двадцатого века этот институт начал распространяться среди других стран мира - как в Европе, так и в других регионах.

Сам офис омбудсмена имеет разные названия в разных странах. В скандинавских странах используется имя омбудсмена юстиции, в англоязычных странах - парламентский комиссар. В Израиле - омбудсмен по жалобам, омбудсмен по правам граждан - в Польше, омбудсмен по правам человека - в России. Также используются термины медиатор, медиатор (Франция), провор (поручитель) правосудия (Португалия), помощник граждан (Айова, США), адвокат народа (Румыния). Термин «защитник» также используется в названии этого учреждения, подчеркивая его акцент на защите прав граждан: защитник граждан (Канада), общественный защитник (омбудсмен) (Испания), общественный защитник (Небраска, США), гражданский защитник (итальянские провинции) и другие. Сунгуров, А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмена.

В целом, Омбудсмена понимают как заслуживающего доверия независимого человека, уполномоченного парламентом защищать права отдельных граждан и осуществляющего косвенный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменять свои решения.

Таким образом, институт омбудсмена в международном праве является довольно новым явлением. Он возник в Швеции в 19 веке, хотя сам термин впервые упоминается в 13 веке и имеет немецкое происхождение. В настоящее время офис омбудсмена существует во многих странах, и в каждом штате свое имя.

Формирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Создание института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа является одним из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института стало новым явлением, хотя оно давно известно в мировой истории. В своей классической форме институт омбудсмена, как называют омбудсменов в Европе и мире, был создан в 1809 году в Швеции.

До первой мировой войны институт комиссара был чем-то вроде скандинавской экзотики. Но после Второй мировой войны оно получило мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международно-правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, отмечаемая всем миром, стала Днем прав человека.

Сегодня более ста стран мира имеют омбудсменов по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польша, Венгрия, Румыния, Словения и др.) Показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение недостающего звена в отношениях между государственной властью и населением. Способствует построению демократического правопорядка, развитию правосознания граждан и должностных лиц. человек.

В Российской Федерации идея создания института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав человека и гражданских прав и свобод, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривает создание должности парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает таким же иммунитетом, что и народный депутат.

Указ о реализации Декларации поручил соответствующим комитетам Верховного Совета подготовить проект закона, который должен был определить компетенцию парламентского комиссара. Однако на тот момент закон не был принят.

Должность Уполномоченного по правам человека была учреждена Конституцией Российской Федерации в 1993 году. Пункт "d" части 1 статьи 103 Конституции касается юрисдикции Государственной Думы по назначению и освобождению от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.

После процедуры согласования Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года, а 4 марта 1997 года он был официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и отстранения от должности, тем самым выполняя требования пункта «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральным конституционным законом установлено, что омбудсмен при осуществлении своих полномочий является независимым и не подотчетен никаким государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации является учреждением, действующим в соответствии с Принципами, касающимися статуса национальных учреждений по поощрению и защите прав человека (Парижские принципы), утвержденными резолюцией 48/134 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря.

Согласно этому основополагающему документу, омбудсмен (это общепринятое международное название должности омбудсмена) является заслуживающим доверия независимым лицом, уполномоченным парламентом защищать права граждан и осуществляющим контроль в форме широкого надзора за всеми государственными должностями. без права менять свои решения.

Также общепризнанно, что омбудсмен по правам человека, действующий в пределах своей компетенции, не зависит от государственных органов и не подотчетен им.

Уполномоченный по правам человека не должен заниматься какой-либо политической деятельностью, не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели. Все международные организации омбудсмена, такие как Международный институт омбудсмена, Европейский институт омбудсмена и другие, считают политическую непричастность государственных правозащитных учреждений важнейшей гарантией их независимой деятельности.

Таким образом, государственное правозащитное учреждение по определению находится вне политики. Независимо от своих политических взглядов и убеждений, а также без учета политических или других сопутствующих обстоятельств, Омбудсмен защищает права и свободы человека, как они определены в Конституции и законах государства, а также международные обязательства этого государства.

Действуя в пределах полномочий, установленных законом, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации стремится полностью руководствоваться изложенными выше общепринятыми принципами, не участвует в политических публичных действиях и не отдает предпочтения каким-либо политическим взглядам. или лозунги. В то же время, однако, Комиссар считает возможным и необходимым осудить те политические взгляды и лозунги, защита которых, по его мнению, чревата нарушением прав и свобод человека.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации часто получает заявления от представителей определенных политических партий. Внимательно ознакомившись со всеми подобными обращениями, Уполномоченный принимает к рассмотрению только те из них, в которых сообщаются конкретные факты нарушений прав и свобод человека. Публично высказывая свое объективное мнение об установленных фактах нарушений прав и свобод человека, изложенных в обращениях представителей политических партий, Уполномоченный не несет ответственности за его возможное использование в политических целях. Апелляции политического или политизированного характера направляются омбудсменом в соответствии с их принадлежностью к тем государственным органам, в компетенцию которых входит решение вопросов, поднятых в апелляции.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была создана с целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, местными органами власти, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность омбудсмена дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет за собой пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Согласно п. 1, 2 ст. Л. 33 Федерального закона, в конце календарного года Уполномоченный направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе, Правительству России, Конституционному суду Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, СМИ и омбудсмен по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять специальные доклады в Государственную Думу. За 5 лет было подготовлено и направлено в перечисленные органы 5 ежегодных и 8 специальных отчетов по тем сферам жизни, где происходят значительные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщаются типичные и широко распространенные нарушения прав граждан, отражается деятельность Федерального комиссара по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, образовательных и других мер по искоренению этих негативных явлений.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», с Конституцией (Уставом), законом субъекта Российской Федерации, должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации Российская Федерация может быть создана.

Создание института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации является их исключительной компетенцией. Только они имеют право принимать решение по этому вопросу. В настоящее время Уполномоченные по правам человека работают в 48 субъектах Российской Федерации. В 23 субъектах Российской Федерации установлена ​​должность Уполномоченного по правам ребенка. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.02.2009 N 1729-5 Г.Д.

13 февраля 2004 года в связи с истечением срока полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронов, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации назначил Владимира Петровича Лукина на эту должность.

Подчеркивая независимость института Уполномоченного, он выразил надежду, что поддержка Президента страны и Государственной Думы Российской Федерации будет способствовать координации работы органов государственной власти и Федерального Уполномоченного по защите права и свободы российских граждан. «Основой этой работы является Конституция Российской Федерации, и наша задача - приблизить ее к реальной жизни», - сказал Владимир Лукин.

18 февраля 2009 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации № 1729-5 Г.Д. Владимир Петрович Лукин был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй срок.

Порядок назначения и увольнения Уполномоченного по правам человека в России

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией Российской Федерации с целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления. государственные органы и должностные лица.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, обладающее знаниями в области прав и свобод человека и гражданина, опытом их защиты.

Предложения о выдвижении кандидатов на должность Уполномоченного могут вносить в Государственную Думу Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Государственной Думе.

Предложения о выдвижении кандидатов на должность Уполномоченного подаются в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Государственная Дума принимает решение о назначении омбудсмена не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего омбудсмена.

Каждая кандидатура предлагается для тайного голосования при назначении комиссара. Вступая в должность, Уполномоченный дает следующую клятву: «Я клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правосудием и голос совести".

Присяга принимается на заседании Государственной Думы сразу после назначения комиссара на должность.

Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принятия присяги и включается в список для тайного голосования большинством в две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

Уполномоченный назначается сроком на пять лет с момента принятия присяги. Его полномочия прекращаются с момента принятия присяги новым назначенным комиссаром.

Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут за собой прекращение полномочий Уполномоченного.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более двух сроков подряд.

Уполномоченный не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Уполномоченный не имеет права заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. Если в течение указанного периода Уполномоченный не выполняет установленные требования, его полномочия прекращаются, и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный обладает иммунитетом в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, наложенной в суде без согласия Государственной Думы, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда он предусмотрено федеральным законом. обеспечить безопасность окружающих. Иммунитет Уполномоченного распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, корреспонденцию, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности в следующих случаях:

  1. занимая должность депутата Государственной Думы или иного законодательного органа;
  2. вступление в законную силу приговора суда против Уполномоченного.

Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также из-за его неспособности по состоянию здоровья или по другим причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) выполнять свои обязанности.

Уполномоченный также может быть уволен с должности, если он подает заявление об отставке.

Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный конституционный закон Российской Федерации № 1-ФКЗ от 26.12.1997 г.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, порядок назначения, правовой статус

Компетенция и основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

В компетенцию Уполномоченного входит: рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России на решения или действия (бездействие) государственных органов (за исключением решений палат Федерального Собрания и законодательных органов). (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации), органы местного самоуправления, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные служащие, если заявитель ранее оспаривал их в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалоба.

Жалоба подается Уполномоченному не позднее одного года со дня нарушения прав и свобод заявителя или со дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Оно должно содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение сущности решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями Решения, принятые по его жалобе, рассмотрены в судебном или административном порядке. Федеральный конституционный закон Российской Федерации № 1-ФКЗ от 26.12.1997 г.

Жалобы, адресованные омбудсмену лицами, находящимися в местах содержания под стражей, не подлежат рассмотрению администрацией мест содержания под стражей и направляются омбудсмену в течение 24 часов.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

  1. принять жалобу к рассмотрению;
  2. объяснить заявителю средства, которые он может использовать для защиты своих прав и свобод;
  3. передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение жалобы по существу;
  4. отказаться принять жалобу к рассмотрению.

Уполномоченный уведомляет заявителя о принятом решении в течение десяти дней. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный также информирует государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный имеет право:

  • свободно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, посещать заседания их коллегиальных органов, а также свободно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, а также от должностных лиц и государственных служащих информацию, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  • получать объяснения от должностных лиц и государственных служащих (за исключением судей) по вопросам, подлежащим выяснению при рассмотрении жалобы;
  • проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • поручить компетентным государственным учреждениям проводить экспертные исследования и готовить заключения по вопросам, подлежащим выяснению при рассмотрении жалобы;
  • знакомиться с уголовными, гражданскими и административными правонарушениями, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с материалами и материалами, прекращенными в ходе производства, по которому было отказано в возбуждении уголовных дел.

В отношении своей деятельности Уполномоченный имеет право немедленного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, расположенных на территории Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм. и формы собственности, руководителей общественных объединений, лиц командного состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрация мест содержания под стражей.

Омбудсмен уведомляет заявителя о результатах рассмотрения жалобы и в случае нарушения его прав принимает в рамках своей компетенции меры, направленные на устранение нарушений закона.

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод граждан, его заключение с рекомендациями о возможных и необходимых мерах восстановить эти права и свободы.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный имеет право:

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично или через представителя для участия в процессе в формах установленный законом;
  • обращаться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства или возбуждении уголовного дела против должностного лица, чьи решения или действия (бездействие) рассматриваются как нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения, приговора суда, определения или постановления суда или решения судьи;
  • представить свои доводы должностному лицу, имеющему право на протесты, а также присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применяемым или подлежащим применению в конкретном случае.

В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при получении информации о грубых и массовых нарушениях прав и свобод граждан другими способами Уполномоченный имеет право сделать доклад по этому вопросу на следующем заседании Госдума. Кроме того, Уполномоченный вправе обратиться к депутатам Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскую комиссию для изучения и расследования фактов нарушения прав и свобод граждан, провести парламентские слушания по этим вопросам.

На основании результатов изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения результатов рассмотрения жалоб Уполномоченный имеет право:

  • направлять в государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица свои замечания и предложения общего характера, касающиеся обеспечения прав и свободы граждан, совершенствование административных процедур;
  • применять к субъектам права законодательной инициативы предложения с изменениями и дополнениями федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Закон предусматривает ежегодные отчеты омбудсмена о его деятельности, публикуемые в прессе и рассылаемые в высшие государственные органы - Президенту, Совету Федерации и Государственной Думе, Правительству, Конституционному суду, Верховному суду, Верховному суду. Арбитражный суд и Генеральная прокуратура. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять специальные доклады в Государственную Думу.

Уполномоченный с помощью средств, указанных в Законе, способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданских правах и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правового воспитания в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. В соответствии с действующим законодательством и практикой деятельность омбудсмена не заменяет и не заменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Это только способствует улучшению их работы в этой области, указывает на существующие недостатки и проблемы, в том числе связанные с действиями или бездействием определенных органов и должностных лиц, способствует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

  • рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
  • анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданских прав, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и гармонизации с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое воспитание по правам и свободам человека, формам и способам их защиты;
  • подготовка ежегодного отчета о деятельности и отправка его Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральный прокурор Российской Федерации;
  • выступать с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • направление в Государственную Думу специальных отчетов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий для расследования фактов нарушения прав и свобод граждан и проведения парламентских слушаний, участия в работе этих комиссий и слушаний;
  • обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
  • принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан или в случаях особой общественной важности или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, которые не может самостоятельно использовать средства правовой защиты;
  • анализ правоохранительной практики в области прав человека и гражданских прав и разработка предложений по ее совершенствованию;
  • информирование органов государственной власти и общественности о состоянии дел в отношении прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • направление в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам комментариев и предложений общего характера, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина, совершенствования административных процедур.

Помимо основных направлений деятельности омбудсмена, прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках компетенции, установленной законом.

Омбудсмен информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о состоянии дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъекты Российской Федерации, неправительственные правозащитные организации, средства массовой информации. Взаимодействие омбудсмена с органами государственной власти осуществляется на основе двусторонних соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, совместных рабочих группах и т. д.

Подготовка ежегодных отчетов о деятельности, а также специальных отчетов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности позволяет омбудсмену изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в стране в целом, так и в определенных сферах общества, является мощным рычагом воздействия на общественность. мнение. Как показывает практика, а также опыт омбудсменов в других странах, ежегодные и специальные доклады омбудсмена являются важным средством осуществления его полномочий, позволяя властям сосредоточиться на проблемах, которые требуют немедленного решения.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает прямым представителем государства в общении с населением, в том числе с представителями его наиболее неблагополучных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

Большая часть дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основании письменных заявлений и жалоб граждан, полученных по почте на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих.

Граждане также имеют возможность обратиться непосредственно в приемную группу Управления омбудсмена, позвонить по горячей линии и получить необходимую консультацию.

Важной формой работы, позволяющей получить «из первых рук» представление о ситуации с правами человека на местах, является организация работы «полевых приемов» в тех субъектах Российской Федерации, из которых крупнейшие количество жалоб получено. Комиссар получает корреспонденцию практически от всех субъектов Российской Федерации, от государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии, от зарубежных стран. Жалобы и обращения граждан указывают на то, что ситуация с правами человека в России остается крайне напряженной.

Жалобы и апелляции рассматриваются либо непосредственно омбудсменом, сотрудниками его рабочего аппарата, либо, по предложению омбудсмена, соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. Было возможно восстановить нарушенные права примерно одного из шести человек, которые обращались. Этого было бы невозможно добиться без заинтересованной помощи со стороны Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, прокуратуры и судов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. и другие заинтересованные организации. Те заявления, по которым невозможно сразу добиться положительного результата, взяты под контроль сотрудниками аппарата омбудсмена. Работа с этими документами ведется до тех пор, пока не будет достигнут конкретный результат в восстановлении нарушенных прав заявителей.

Первые результаты работы института омбудсмена показывают, что защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных демонстрационных действиях. Это требует ежедневной, кропотливой работы профессиональных специалистов, необходим фундаментальный контроль за выполнением принятых решений. Можно восстановить права граждан примерно для каждой шестой жалобы, принятой к рассмотрению. В основном это затрагивало вопросы трудовых правоотношений, предоставления жилья, социальных пособий и льгот на правовой основе, а также пересмотра отдельных судебных решений, защиты личности в уголовной и уголовно-исполнительной сферах.

Аналитическая информация о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, о конкретных случаях массовых и грубых нарушений прав граждан, а также общие замечания и предложения, связанные с проблемой обеспечения прав, направляются в ответственные министерства и ведомства. для защиты прав граждан. и свободы, совершенствование законодательства и административных процедур.

В офисе омбудсмена корреспонденция анализируется и обобщается с целью выявления наиболее типичных случаев нарушения прав человека. Результаты таких обобщений, в свою очередь, свидетельствуют о необходимости внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации и ее субъектов. Ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав граждан, также отслеживаются.

В этом случае, а также в случаях особой общественной важности или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, которые не могут самостоятельно использовать средства правовой защиты (инвалиды, старики, несовершеннолетние, лица, находящиеся в тюрьме), комиссар принимает активные меры в пределах своей компетенции, закрепленные в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Значительное место в деятельности омбудсмена занимает работа по правовому просвещению в области прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются формы защиты, которые они могут использовать, в частности, к каким административным, судебным и другим органам они имеют право обращаться, предоставляется юридическая консультация.

Омбудсмен предоставляет консультации гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обращаться в международные органы по правам человека (Европейский суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Проблемы развития института российских омбудсменов по правам человека

В отчетном 2012 году омбудсмены по правам человека появились еще в пяти субъектах Российской Федерации - в Чувашской Республике, Республике Марий Эл, в Сахалинской и Тульской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе. Таким образом, по состоянию на конец отчетного года институт омбудсмена по правам человека уже был создан в 71 субъекте Российской Федерации.

Кроме того, еще в 8 субъектах Российской Федерации - в республиках Бурятия и Тыва, в Вологодской, Мурманской, Новосибирской, Тамбовской и Тюменской областях, а также в Чукотском автономном округе - действуют законы об уполномоченном по правам человека. были приняты, и сами омбудсмены, предположительно, будут избраны в следующем году. В Ярославской и Владимирской областях обсуждаются проекты региональных законов об уполномоченном по правам человека, а в Курганской и Магаданской областях, похоже, они еще не начали их разрабатывать.

Создание института уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации не является обязательным и зависит исключительно от решения регионального законодателя. Учитывая это важное обстоятельство, приведенная статистика не может не вызвать большого удовлетворения. Споры о необходимости этого института, который во многом является новым для нашей страны, ушли в прошлое. Настало время для его полного развития. законодательство уполномочено правом омбудсмена.

Похоже, что главное - создать единую систему государственной защиты прав человека на основе сообщества российских омбудсменов по правам человека. При всей кажущейся надуманности такой задачи ее формулировка более чем уместна.

В соответствии с буквой и духом нашей Конституции российские и иностранные граждане и лица без гражданства должны иметь одинаковые институциональные возможности для защиты своих прав и свобод независимо от того, в каком регионе Российской Федерации они находятся.

Одна из этих возможностей, хотя и дополнительная, предоставляется институтом омбудсмена по правам человека, который рассматривает жалобы на действия органов государственной власти и местного самоуправления. Там, где это учреждение отсутствует или работает изолированно от тех же учреждений в других регионах, нарушается единство правового пространства страны.

Поэтому российские омбудсмены по правам человека должны сформировать единую систему государственной защиты прав человека.

В то же время ясно, что такая система не должна принимать форму обычной административной вертикали: ведь каждый комиссар полностью независим и не подотчетен каким-либо государственным органам или их должностным лицам. Иначе быть не может: независимость в принятии решений является неотъемлемой частью мандата любого комиссара. Каждый комиссар действует строго на основании своего собственного закона - федерального, конституционного или регионального. В этих законах возможны определенные расхождения, например, в отношении определения мандата уполномоченного, что также вполне нормально.

В описанных условиях искомая система государственной защиты прав человека должна, по-видимому, опираться на общие принципы организации института уполномоченного по правам человека и, что особенно важно, на равное понимание всеми уполномоченными их членов. задачи и пределы компетенции.

В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что начальные условия для формирования единой системы государственной защиты прав человека возникнут, когда институт омбудсмена по правам человека будет:

  • созданы во всех субъектах Российской Федерации без исключения;
  • быть государственным органом с правом юридического лица;
  • иметь собственный рабочий аппарат;
  • финансируется отдельной защищенной линией соответствующего бюджета;
  • действовать на основе максимально единого мандата;
  • иметь общую методологию и приоритеты в работе;
  • пользоваться надежными гарантиями независимости при принятии решений.

Как легко видеть, перечисленные выше условия в настоящее время далеки от полного выполнения. Итак ст. 5 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусмотрено, что такая же должность может быть учреждена в субъекте Российской Федерации. Одно это слово, когда-то включенное в упомянутый Закон, на многие годы замедлилось, да, фактически, и сегодня продолжает тормозить процесс создания института омбудсмена по правам человека.

В 11 субъектах Российской Федерации - в республиках Башкортостан, Карелия и Чувашская Республика, в Ивановской, Псковской, Рязанской и Челябинской областях, в Еврейской автономной области, в Ненецком, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах - омбудсмены по правам человека до сих пор не имеют ни статуса государственного органа, ни рабочего аппарата, ни отдельного финансирования. Они по сути не способны работать. И не только потому, что кроме уполномоченного лица часто некому работать. Но также потому, что, не получив организационных, материальных и финансовых гарантий независимости, они напрямую зависят от местонахождения только тех региональных властей, которых при необходимости критикуют.

Большинство региональных омбудсменов не проявляют инициативу при рассмотрении информации о массовых нарушениях прав человека и открыто заявляют, что, принимая такую ​​информацию для рассмотрения без жалоб от конкретного заявителя, они рискуют вызвать недовольство властями своего региона.

В связи с этим следует подчеркнуть, что работа омбудсмена по необходимости запрограммирована на полемику с правительственными чиновниками. Это неизбежная часть профессионального риска любого государственного правозащитника, от которого требуются как сдержанность в оценках, так и дипломатия, а также принципиальная позиция. Говоря об этом, Федеральный комиссар никоим образом не подталкивает своих коллег в регионах к конфронтации с региональными «боссами». Он лишь хотел бы обратить внимание на тот факт, что при таких различиях в применении к комиссарам одинаковых норм законов, разумеется, нет необходимости говорить об общей методологии их работы.

Еще один вопрос, возникший в отчетном году, оказался более сложным - о взаимодействии региональных уполномоченных с территориальными подразделениями федеральных органов власти, работающих в их регионах - Министерством обороны, Министерством юстиции и Министерством внутренних дел России. прокуратура РФ и др.

В отчетном году были случаи, когда должностные лица этих территориальных подразделений отказывались взаимодействовать с региональными уполномоченными, ссылаясь на то, что законы субъектов Российской Федерации не давали последнему такого права. С точки зрения законодательного регулирования вопроса, нет полной ясности.

В связи с этим многие региональные комиссары выходят из ситуации, подписывая специальные соглашения о сотрудничестве с «своими» территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Приветствуя подписание таких соглашений, Федеральный комиссар не может, однако, заявить, что они не порождают права и обязанности сторон, а лишь выражают их добрую волю, которая в случае гипотетического конфликта между сторонами может быть серьезно проверен. Естественно, со значительным ущербом авторитету и эффективности работы комиссара.

В целом, все вышеперечисленные проблемы, как и многие другие, подобные им, чаще всего порождаются пробелами в законодательном регулировании деятельности региональных уполномоченных.

Строго говоря, федеральное законодательство практически не регулирует их деятельность. Обычно это объясняется тем, что должность регионального уполномоченного устанавливается в соответствии с конституцией (уставом) или законодательством субъекта Российской Федерации. Дискуссия о том, достаточен ли такой закон для полноценной работы регионального уполномоченного, ведется уже давно и безрезультатно. Но вот ситуация, в которой отсутствие законодательного регулирования их работы на федеральном уровне превращается в серьезную практическую проблему для региональных уполномоченных.

В свое время норма о невозможности его членства в политических партиях, взятая из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», была включена в соответствующие региональные законы.

Однако в 2011 году они стали исключать ее из них по предложению прокуратуры. Это, в частности, имело место в Костромской, Липецкой и Омской областях. Главный аргумент органов прокуратуры заключается в том, что права и свободы гражданина, в том числе право быть членом политической партии, могут быть ограничены только федеральным законом. Этот аргумент нелегко опровергнуть, но с ним еще сложнее согласиться.

В результате остается лишь заявить, что для приведения мандата регионального комиссара в соответствие с более чем естественным требованием его неучастия в политических партиях недостаточно только регионального закона. Необходимо будет разработать и принять отдельный федеральный закон, регулирующий общие принципы деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Вывод:

Конституционное введение института Уполномоченного по правам человека в России явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. За период своего существования институт омбудсмена по правам человека обрел законодательную консолидацию, законодатели определили процедуры назначения и отстранения от должности, была сформулирована компетенция омбудсмена в Российской Федерации, а также уполномоченные. Сами проделали значительную работу по восстановлению нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает прямым представителем государства в общении с населением, в том числе с представителями его наиболее неблагополучных слоев. Работая с проблемными ситуациями, омбудсмен тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

Основным содержанием деятельности омбудсмена является рассмотрение жалоб граждан и реагирование на них. Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации реагирует на случаи грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации ежегодно представляет доклад Совету Федерации и Государственной Думе, а также по вопросам грубых или массовых нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина - со специальными докладами. В ходе своей деятельности Уполномоченный по правам человека взаимодействует с общественными наблюдательными комиссиями, образованными в субъектах Российской Федерации. Серьезным упущением законодателя в вопросе о компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является отсутствие у него права на законодательную инициативу.

Важной функцией омбудсмена должен быть не только анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех областях, где нарушения прав граждан являются наиболее распространенными, но и право на основе этих данных вносить предложения в парламент об изменении законы или принятие новых законодательных актов. В связи с этим было бы полезно внести соответствующие поправки в Конституцию Российской Федерации, касающиеся расширения круга субъектов права на законодательную инициативу, назначив им Уполномоченного по правам человека. Это значительно укрепило бы его позиции в Российской Федерации.

Совершенствование системы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и субъектах Федерации является объективной необходимостью, позволяющей государству осуществлять независимый специализированный контроль за деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц в сфере защита прав и свобод человека на современном уровне развития государственных институтов. Провозглашение полной независимости в работе уполномоченных не должно оставаться декларацией, а требует корректировки федерального и регионального законодательства. 5 июля 2013 года на сайте радиостанции «Эхо Москвы» было открыто голосование по вопросу: «Считаете ли вы, что институт правозащитников в России эффективен?» За неделю проголосовало почти 3,5 тысячи человек. Результаты голосования: Эффективно 2,6%; Неэффективно 96,1%; Затруднились ответить 1,3%.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что Уполномоченный действует главным образом с помощью личной власти, а не каких-либо принудительных средств или приказов. И тут 3 вещи очень важны. Во-первых, удалось ли комиссару получить полномочия, с которыми должны считаться все стороны. Во-вторых, смог ли он поддерживать такие отношения с властями, в которых его предложения могут быть серьезно рассмотрены. Потому что, если он превратится в очередной голос оппозиции и политической болтовни, власти просто не будут его слушать. И третье - это позиция СМИ. Поддерживают ли они делегата, чтобы его голос стал достаточно сильным и знаменитым. Если эти три условия выполнены, делегат может функционировать нормально и будет полезен.