Институт Президентства в Российской Федерации

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формы государственного устройства и государственное управление
Федеральное Собрание Российской Федерации: статус, полномочия, структура, организация деятельности
Правительство Российской Федерации: правовой статус, функции, структура, организация деятельности
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральных округах: правовой статус, функции, структура, организация деятельности


Введение:

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, рассматривая новое российское государство с точки зрения общественно-политической структуры, мы будем приписывать его самой большой группе - современной России - республике. Среди них традиционно принято выделять президентские, парламентские и полупрезидентские (смешанные) республики. Согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, президент как институт государственной власти стоит особняком, он не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. Он стоит над ними, контролирует их деятельность и, как правило, наделен очень обширными полномочиями. На самом деле, это отдельная власть. Однако, несмотря на очень сильную президентскую власть в России, принято относить нашу страну не к президентским, а к полупрезидентским республикам.

Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы всех ветвей власти независимы. В то же время разделение властей не только не исключает, но, наоборот, обеспечивает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации. Основную роль в обеспечении взаимодействия органов власти Конституция отводит Президенту, который, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Следует еще раз отметить, что современное государственное устройство Российской Федерации можно охарактеризовать как президентскую республику с исключительно сильной властью и широкими полномочиями Президента. В то же время конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят так, что система «сдержек и противовесов» препятствует превращению института Президента в режим. диктатура, чрезмерно сильная личная сила, которая не контролируется людьми или способна игнорировать другие ветви государственной власти в России ... Проблема состоит в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество против авторитаризма и тоталитаризма, которые наша страна уже пережила. Необходимые для этого правовые гарантии предусмотрены действующей Конституцией. Как бы ни были широки полномочия президента, они не безграничны. Эти полномочия тесно связаны и переплетаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента с законодательными и исполнительными органами Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации характеризуются не только правами, но также взаимной ответственностью, подотчетностью и контролем друг над другом.

В Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., права и свободы человека и гражданина закреплены в основах конституционного строя.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является важнейшей приоритетной задачей демократического и правового государства, которым является Россия, и прежде всего ее глава - Президент Российской Федерации, что необходимо уточнить при написание работы.

Для всестороннего и полного раскрытия темы курсовой работы используются такие нормативные источники, как, прежде всего, Конституция Российской Федерации - основной закон государства, а также вспомогательные акты - федеральные конституционные законы (о референдум, о конституционном суде, о чрезвычайном положении, о военном положении и др.), федеральные законы (о гражданстве, безопасности, средствах массовой информации и др.), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Российская Федерация, международные акты, а также другие документы, которые, в целом, дают представление о роли Президента Российской Федерации в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Однако, проблема ответственности Президента Российской Федерации не обеспечение прав и свобод человека, остается спорным, требующих детального изучения.

Эта работа ставит следующие задачи: во-первых, выяснить, каков правовой статус главы государства, во-вторых, дать концепцию и классифицировать основные права человека и гражданские права, и, в-третьих, определить полномочия президента страны. Российская Федерация в обеспечении прав личности, а также ограничения ответственности за неисполнение этой функции.

Для достижения поставленных целей будут использованы средства и методы, в том числе такие как:

  1. Формальный правовой метод, с помощью которого я попытаюсь дать определения основных понятий, которые я буду использовать в своей работе; сделать интерпретацию их значения; классифицировать понятия; изолировать их признаки.
  2. Сравнительно-правовой метод, при реализации которого я буду сравнивать законы, используемые в работе, другие нормативные правовые акты, и определять общие законы и особенности.
  3. Системный метод, который позволит нам воспринимать рассматриваемый материал как единую систему, а также выявлять и рассматривать все виды связей в исследуемой проблеме.
  4. Функциональный метод, позволяющий определить функции различных государственно-правовых явлений, механизмы их взаимовлияния.

Институт президентства в Российской Федерации

Понятие и сущность президентства

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью сформировавшимся юридическим институтом в российской конституционной и политической практике, особенно если мы рассмотрим его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т. д.), в котором он имеет довольно долгую историю и обширную историю практики. В то же время нет сомнений в том, что он вызывает большой интерес, отчасти из-за его новизны для нашего молодого государства. Было много исследований, посвященных ему. Скорее всего, эта тема претендует на то, чтобы стать одной из «вечных» в России. Однако это не превратило ее в чрезвычайно открытого и истощенного. Проблем достаточно, и они требуют дальнейшей аналитической разработки и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов.

В течение последних десяти лет вокруг института президентства в Российской Федерации идут жаркие дискуссии и споры. И чаще всего спор идет о размерах полномочий главы государства и его месте в системе органов власти.

Однако недавняя история представила достаточно аргументов, чтобы поставить вопрос об отмене этого института в целом. И не только реальность, но и сама Конституция России, которая вступила в силу в декабре 1993 года.

Вероятно, никто не сомневается, что государственное устройство, система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти напрямую связаны с обеспечением нормальной жизни человека, общества и государства. Речь идет не только о функционировании властных структур, в данном случае об их содержании, внутренних структурах, о достаточности или, наоборот, о громоздкости и избытке государственных органов. Власть должна быть оптимальной, надежно функционировать и не поглощать собственное общество, как это происходит сейчас.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозгласила Россию демократическим федеративным правопорядком с республиканской формой правления. Но провозглашать «республиканскую форму правления» и провозглашать государство делом народа еще не является самой сущностью правления. Конституция не дает однозначного ответа на вопрос, какая республика - парламентская или президентская - является Российской Федерацией? Скорее всего, это симбиоз двух форм, и симбиоз неудачный. И, судя по огромным полномочиям президента, это также пример нового авторитаризма, который противоречит основным принципам демократии.

В статье 10 Конституции отмечается, что государственная власть в Российской Федерации функционирует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а в следующей статье Конституции закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Что касается субъектов страны, то в них государственную власть представляют сформированные ими органы государственной власти.

Государственное устройство многих стран мира назначает президента в исполнительную власть и, тем самым, устраняет возникающие противоречия, замена правительственных структур президентским аппаратом, в то же время делает правительство более оптимальным и надежным. Однако в Российской Федерации президент не принадлежит ни к одной из традиционно признанных ветвей власти, включая исполнительную.

Таким образом, президент поднимается над ними и представляет собой особую форму правления, которую трудно примирить с широкой демократией.

Но ни создатели российской Конституции, ни наука, а тем более практика не дали убедительного обоснования необходимости установления такого президентского правления.

Напомним, что президенты СССР, а затем Российской Федерации, согласно конституциям и другому законодательству, сосредоточили в своих руках огромную политическую и, в значительной степени, законодательную власть. Это привело к цепочке негативных процессов. Президентство в СССР закончилось распадом союзного государства, которое нанесло огромный ущерб каждому вновь образованному независимому государству на его территории. Президентство в Российской Федерации усилило подрыв экономической и оборонительной мощи страны, вызвало болезненный сепаратизм не только на окраинах, но и во внутренних районах страны и другие негативные явления.

В значительной степени это было предопределено тем фактом, что оказалось гораздо проще манипулировать сознанием и поведением отдельных лиц с целью причинить вред стране, чем обеспечить эффективное функционирование ее общих органов власти.

К сожалению, это новейший исторический опыт. Стоит ли после этого продолжать экспериментировать с президентством над страной и народом?

Многие говорят, что это так, потому что Российская империя, а затем и Советский Союз привыкли иметь либо монарха-царя, либо генерального секретаря партии. Без этого страна якобы не выживет. Это просто маленький вопрос. Нам нужно найти достойного, умного, дальновидного, неподкупного кандидата в президенты, и все проблемы будут решены. Этот подход снова содержит много субъективности и не предполагает систему объективных мер, которые обеспечивают защиту от произвола и вседозволенности человека, наделенного огромной властью.

Между тем сравнение с монархом или генеральным секретарем по сути некорректно. Институт монархии в России определялся династическим правом наследования, кодифицированным императором Павлом I и строго соблюдался до отречения Николая II в феврале 1917 года. Это уже было определенным ограничением власти императора.

А с генеральным секретарем все было не так, как писали сторонники «либерального плюрализма без банков» за последние десять лет. Вертикаль партии и демократический централизм, конечно, наделяли генерального секретаря исключительными полномочиями, но они были ограничены идеологической и политической доктриной партии. Даже М. Горбачев был вынужден совершить немыслимые сальто с «ускорением», «социализмом с человеческим лицом и еще большим социализмом», чтобы, в конце концов, вырваться из партийной опеки и наделить себя президентскими полномочиями. После этого ни союзное государство, ни сам президент СССР не стали. Российская Федерация не должна повторять такой печальный опыт.

К сожалению, для этого есть предпосылки. Президент Российской Федерации обладает властью, намного превосходящей власть монарха и власть президента союза. Чтобы убедиться в этом, необходимо внимательно изучить главу 4 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что глава государства формирует правительство, является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России. Федерация, формирует и возглавляет Совет Безопасности. Он также может распускать Государственную Думу, назначать судей и т. д. В то же время он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, утверждает военную доктрину и решает вопросы войны и мира.

В соответствии со статьей 104 Конституции страны он наделен правом законодательной инициативы. Он также подписывает и обнародует федеральные законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации. Кроме того, президент ввел в практику выдачу своих указов в сфере общественных отношений, которые, несомненно, должны регулироваться законами, а не нормативными актами. Его практика явно противоречит положениям статьи 76 Конституции, в которой прямо говорится, что «в отношении субъектов юрисдикции Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Казалось бы, все абсолютно ясно. Президент имеет право принимать указы только в рамках тех полномочий, которые ему предоставлены в главе 4 Основного закона страны, касающихся конкретной ситуации, фактов, определенных Конституцией, и в отношении конкретных лиц. Однако президент нашел явно предвзятую поддержку со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, который заявил, что президент имеет право издавать указы в сфере деятельности законодателя, если эта сфера общественных отношений не регулируется законами.

Произошел явный сдвиг в функциях и полномочиях государственных органов, открытый уклон в сторону концентрации огромной власти в руках президента. Это уже представляет опасность для российского общества.

Кроме того, следует отметить, что, согласно Конституции, президент не подотчетен не только государственному органу, но и народу. Закон о референдуме в Российской Федерации не допускает вынесения вопроса о досрочном прекращении полномочий президента на публичное обсуждение. Но также возможно отстранить его от должности, как это следует из статьи 93 Конституции Российской Федерации, только в том случае, если он совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, что очень сложно доказать при существующей системе, и быть более Точно, это невозможно. При любых других обстоятельствах, включая невыполнение своих обязанностей, он неуязвим и неприкосновенен.

Есть еще один важный аспект. Сегодня в президентских структурах только в федеральном центре работают более 3 тысяч человек на разных уровнях. На их содержание тратится больше денег, чем на правительство. В нарушение Конституции второй президент Российской Федерации разделил страну на семь федеральных округов. Он не имеет полномочий создавать новые административно-территориальные образования со своими собственными полномочиями, в которых занято более двух тысяч дополнительных работников. Но даже с такой огромной президентской ратификацией «реформа» страны фактически провалилась.

Многое объясняется тем, что президентский аппарат фактически стал неофициальным правительством и заменил конституционный кабинет министров Российской Федерации. Два «правительства», две вертикали власти по своему далекому от мирного сосуществования объективно создают в стране атмосферу безответственности и хаоса.

Поэтому нет необходимости говорить об оптимизации и надежности электропитания. Это стало бюрократическим и коррумпированным, требующим огромных финансовых затрат. Власть все больше противопоставляет себя обществу и становится для нее опасным, тяжелым бременем. Действительно, по имеющимся оценкам, число чиновников в Российской Федерации значительно превышало их количество в СССР.

Нет сомнений в том, что пост президента в Российской Федерации, вклинивающийся между Федеральным Собранием и правительством, нарушает преемственность в разработке и реализации единой линии законодателя и исполнительной власти как во внешней, так и во внутренней политике государства. штат. Это негативно сказывается на эффективности всей деятельности государственных органов.

Институт президентства, возникший сначала в союзе, а затем на федеральном уровне, вызвал волну законодательной консолидации президентства в республиках, входящих в состав Российской Федерации. Президенты, появившиеся в субъектах Федерации, сразу же потребовали для себя расширенного круга полномочий, которые они использовали при дальнейшей «суверенизации» республик, вплоть до отделения от Российской Федерации. Если их амбиции, подкрепленные заявлениями о том, что они «избраны народом», продолжат расти, то вопрос о единстве страны станет одним из самых острых.

Здесь я хотел бы отметить еще одну особенность государственного строительства. По нашему мнению, исполнительная власть должна формироваться не путем выборов, а на основе принципа назначения, текучести и подотчетности чиновников как по горизонтали, так и по вертикали. Это только укрепит единство и территориальную целостность страны.

Кроме того, следует добавить, что институт выборов как способ формирования государственных органов был значительно дискредитирован грубыми нарушениями избирательного законодательства и, прежде всего, структурами исполнительной власти и их должностными лицами. Фальсификация результатов голосования, подкуп и шантаж избирателей стали обычным явлением во всех избирательных кампаниях, включая президентские.

Мы видим будущее России в парламентской республике, когда под его контролем находится сильный законодатель и столь же сильная исполнительная власть, когда между ними существует устойчивый баланс, наличие разумных противовесов и ограничений. Это оптимальный способ государственного строительства без неоправданного нагромождения государственных органов.

Первым шагом в этом направлении должен стать референдум об упразднении поста президента Российской Федерации. Референдум в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации является «высшим прямым выражением власти народа». Процесс, конечно, сложный, но его нужно начинать.

Нет сомнений в том, что положительные результаты референдума поднимут вопрос о неизбежности принятия новой Конституции страны, поскольку почти половина статей Основного закона содержит ссылки на институт президентства.

Однако эта неизбежность заключается в более важном обстоятельстве. Речь идет о референдуме по проекту Конституции 12 декабря 1993 года. Он проводился не в соответствии с действующим на тот момент законом о референдуме, а в соответствии с указом Президента Российской Федерации, в котором содержались другие положения. На основании статьи 35 Закона РСФСР о референдуме РСФСР от 16 октября 1990 года «референдум признается недействительным, если в голосовании приняли участие менее половины граждан РСФСР, имеющих право участвовать в референдуме". А далее в пункте 4 этой же статьи Закона написано: «При проведении референдума о принятии, изменении и дополнении Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если в них включено более половины граждан РСФСР. в списках за участие в референдуме проголосовали за них ».

На референдуме 12 декабря 1993 года менее одной трети списка всех избирателей в Российской Федерации проголосовали за предложенную версию Основного закона. В таких обстоятельствах вряд ли кто-либо с полным обоснованием может говорить за полную легитимность Конституции. А если так, то все государственное строительство у нас сегодня на шаткой правовой основе, которую всегда можно разбавить и поставить под сомнение.

Кроме того, следует отметить, что после того, как Президент издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» 21 сентября 1993 года, из-за его неконституционности Б. Ельцин в соответствии со ст. 1216 прежней Конституции РФ в сентябре 1993 года был снят со своего поста. И до следующих президентских выборов 1996 года в Российской Федерации не было легитимного главы государства. Нелегитимный президент выдвинул на референдум 12 декабря 1993 года проект Конституции страны. Это только усиливает наши сомнения в надежности правовой и политической основы действующей государственной структуры, в необходимости отмены института президентства в стране.

Институт президентства в Российской Федерации

Концепция и правовая консолидация Президентство является принципиально новым государственным институтом в России, который внес существенные изменения в прежнюю советскую форму организации власти, существовавшую на момент ее создания. В 1990-1991 гг. Пост президента СССР был закреплен, президенты появились в республиках бывшего Союза. В 1991 году был учрежден пост Президента Российской Федерации, создание этого института было мотивировано необходимостью укрепления исполнительной власти. Российское государство сделало важный шаг к изменению формы государства. Президентская власть была призвана к созданию эффективной государственной администрации, реализации законов. Его определенная независимость по отношению к представительным органам, его укрепление с помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить стабильность системы социального управления, что является необходимым условием для стабилизации ситуации в стране.

Установление президентства произошло на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти и ее единства. Реализация законов была сложной, не были приняты необходимые меры для их реализации со стороны государственных органов, усилилось несоответствие между союзным и республиканским законодательством. Кроме того, представительным органам не удалось сформировать эффективные государственные органы, обеспечить надлежащее взаимодействие с ними. Не мешая их оперативной деятельности.

При создании института президентства в России был использован зарубежный опыт. Это учреждение широко распространено во всем мире, с заметными особенностями в разных странах. В некоторых штатах президент является главой государства, а правительство, исполнительная власть, фактически играет ведущую роль в управлении страной, обладая большим количеством прав. В других, это парламентские республики, президентство в значительной степени формальная структура. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а его руководитель занимает первое место в системе исполнительной власти. В мировой практике наблюдается сочетание особенностей парламентской и президентской республик, смешанных форм правления, что повлияло на построение института президентства в России.

Наконец, сам президент избирается различными способами. Его общенациональные выборы обычно характерны для тех стран, где реальная исполнительная власть сосредоточена в руках президента, в любом случае там он, как правило, играет значительную роль в государстве. При организации президентской власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но, естественно, в Российской Федерации он имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел значительные изменения. Статус Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года заметно отличается от правового статуса Президента, закрепленного в 1991 году. Тогда Президента Российской Федерации считали главой исполнительной власти, которая возглавлял правительство, подотчетное и ответственное не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, было легко преодолено простым большинством Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов Российской Федерации он не имел такого права. Организация власти была конгломератом черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; Принцип разделения властей осуществлялся непоследовательно. Конституция сохранила положения о суверенитете высшего представительного органа, в его всеобъемлющей компетенции остались положения об административных полномочиях законодательных органов, что, безусловно, повлияло на правовой статус главы исполнительной власти.

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году ознаменовало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В настоящее время он основан на другой концепции, в основном характерной для смешанной формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Основные изменения и нововведения были внесены в правовой статус Президента Российской Федерации, он был укреплен.

Формирование института Президента в Российской Федерации

Создание поста президента в системе государственной власти Российской Федерации значительно повысило внимание в нашем обществе к институту президентства. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности.

Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально означает «сидеть впереди». В современном смысле президент является единственным главой государства, который получает свои полномочия на выборах. Исторические корни института президентства восходят к древней римской чрезвычайной магистратуре, созданной на случай чрезвычайных угроз, угрожающих существованию государства.

В двадцатом веке такие масштабные потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию многих независимых государств, и в большинстве из них было создано президентство. В настоящее время существует около 150 стран, в которых президент является главой государства.

При подготовке Конституции 1962 года Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу проекта основного закона. Однако дело не пошло дальше. Хрущев подал в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана.

С середины 1970-х годов вопрос о президентстве вновь обсуждался во время подготовки Конституции. Но подготовленный проект Конституции не предусматривал эту позицию.

Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после М.С. Горбачев к власти. Во время подготовки X! На X Всесоюзной партийной конференции и в ходе нее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста президента СССР, но был намечен другой пост - председатель Верховного Совета СССР и кандидатура генерального секретаря. ЦК КПСС М. ОТ. Горбачев. Только на III Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.

Как видите, процесс создания института президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это связано с причинами как идеологического, так и политического характера. Во-первых, президентская власть подразумевает признание принципа разделения властей. В нашей стране это было закреплено в Основном законе, но не сработало, поскольку был провозглашен принцип суверенитета Советов. Во-вторых, культ личности и возвышение лидерства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение к любой единоличной власти, особенно в ее высших эшелонах.

С учреждением поста президента СССР многие связывали свои надежды на ускоренное решение насущных проблем. Однако они не только не подтвердились, но, напротив, общество столкнулось с большими трудностями. Были также сомнения в целесообразности функционирования этого института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничивалось союзными масштабами, посты президентов были введены в союзных республиках, в том числе пост президента в Российской Федерации. 

В Российской Федерации институт президентства был создан по результатам всенародного голосования, состоявшегося 17 марта 1991 года. Статус Президента был определен Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года. № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции Российской Федерации 1993 года.

Правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства

Правовой статус Президента Российской Федерации

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает множественную власть. Власть изначально одна, так как ее единственный источник, согласно ст. 3 Конституции это многонациональный народ Российской Федерации. Главам о трех ветвях власти предшествует глава 4 «Президент Российской Федерации». Эта глава начинается с представления в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что также объясняется, среди прочего, особой важностью Президента в организации государственной власти.

Президент Российской Федерации занимает особое место в системе федеральных государственных органов. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемого законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно президент обеспечивает скоординированное функционирование и взаимодействие государственных органов, хотя сам он не принадлежит напрямую ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, заключается смысл положения, содержащегося в Конституции (статья 80): «Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а также тот факт, что Президент устанавливает основные направления государственной политики.

Обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов Российской Федерации и выполняя функции их координации, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, так же, как и все другие федеральные органы государственной власти самостоятельно осуществляют свои функции. конституционные функции

Правовые положения Президента характеризуются прежде всего тем, что он является главой государства. Президент является первым среди государственных чиновников, единственным, кого избирает весь избирательный корпус Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Это означает, что его заявления, его акции не нуждаются в какой-либо сертификации, каких-либо особых полномочиях.

Президент всегда действует ex officio, то есть основан на фактах. Именно он является главой суверенного государства (см. Комментарий к Конституции Российской Федерации, глава 4).

Президент, как глава государства, имеет право направлять сообщения федеральному законодательному органу, право инициировать законодательство и налагать вето. В случае несогласия с законом Президент может отклонить его и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Это право Президента не распространяется на федеральные конституционные законы и законы, которые повторно утверждены в ранее принятой редакции.

Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью.

Некоторые из них выполняются им лично:

  • Внешнеполитическое руководство,
  • Выполнение функций Главнокомандующего Вооруженными Силами,
  • Часть связана с исполнительной властью. Президент:
  • оказывает решающее влияние на формирование и отставку правительства,
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от той, которая применялась в предыдущей Конституции. Президент перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции, исполнительная власть в настоящее время осуществляется Правительством Российской Федерации. Председатель Правительства, а не Президент, определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Полномочия Президента в первую очередь направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, неукоснительного соблюдения Конституции Российской Федерации, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также защиты государственного суверенитета.

Факторы, отражающие позицию российского президента

Президент избирается народом, поэтому его полномочия основаны на людях, которые возлагают на президента высшие государственные функции. Итак, согласно ст. 81 Конституции Российской Федерации Президент избирается всеми гражданами России, имеющими активное избирательное право на всеобщих выборах. Из-за этого он получает мандат доверия не от парламента, как, например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.

Согласно конституционной модели, президент в России не входит в систему разделения властей, а стоит выше всех ветвей власти. Это хорошо видно из сравнения ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации (статья 11). Таким образом, президент также осуществляет государственную власть. Но какой из трех? Законодательная власть осуществляется парламентом (статья 94 Конституции), исполнительной властью Российской Федерации является правительство Российской Федерации (статья 110), судебная власть принадлежит судам (глава 7 Конституции). Остается сделать вывод, что у президента есть своя независимая форма власти, которую некоторые исследователи окрестили президентской властью.

Президент наделен задачей обеспечения скоординированного функционирования и взаимодействия всех других государственных органов - как федеральных, так и субъектов Российской Федерации (статьи 80, 85 Конституции). Ни один другой орган не обладает подобными возможностями по отношению к президенту.

Президент, как правило, независим от других государственных органов. По сути, мы можем говорить об отсутствии конституционной ответственности президента. Если мы представим, что Президент Российской Федерации совершит государственную измену или другое серьезное преступление, которое послужит основанием для его отстранения от должности (статья 93 Конституции), такое увольнение будет очень проблематичным, поскольку Конституция этого не делает. предусмотреть ответственность президента за грубое нарушение не только самой Конституции, но и законов, а также президентской присяги. Хотя формально российский парламент представлен своими палатами на основании ст. Искусство. 93, 102 Конституции могут отстранять Президента от должности.

Возможности самого президента, особенно в отношении парламента, очень впечатляют: начиная с посланий Федеральному собранию, представления законопроектов, которые Президент может определить как приоритетные, права вето, предложения кандидатов на должности должностных лиц, назначаемых Палаты и заканчивая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначением досрочных парламентских выборов (статьи 84, 111, 117). В верхней палате - Совете Федерации - президент имеет сильное «лобби» в виде половины его членов. Это главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ранее по большей части назначались Президентом Российской Федерации, теперь избираются населением, но, тем не менее, они так или иначе связаны с Правительством. Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

В соответствии с существующей структурой Президент имеет право издавать законы, то есть принимать акты (указы и распоряжения), которые при отсутствии наравне с ними законов регулируют общественные отношения и остаются в силе до соответствующие законы приняты. Согласно ст. 90 Конституции, Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам. В случае обнаружения такого противоречия Конституционный Суд вправе аннулировать нормативные указы Президента, если считает, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 86 Конституции, президент отвечает за внешнюю политику, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами (статья 106 Конституции Российской Федерации). В соответствии с Указом Президента Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации действует под руководством Президента России. Совет является координирующим органом, который осуществляет предварительное рассмотрение и межведомственное изучение внешнеполитических вопросов, а также подготовку соответствующих предложений для Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации ведет переговоры по вопросам внешней политики. Об активном участии президента в переговорах свидетельствуют его практически регулярные встречи с руководителями ведущих иностранных государств, участие в крупных международных форумах, личное участие в переговорах, участие в крупных международных дипломатических форумах. Так, на одной из последних встреч - встреча президента В. Путина с премьер-министром Великобритании Тони Блэром, вопросы экономического содружества между Россией и Великобританией, проблема Калининграда, антитеррористическая операция в Чечне и отношения с Грузию обсуждали.

Личное участие Президента в выполнении внешнеполитических функций также проявляется в подписании международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 15 Конституции, неотъемлемая часть российской правовой системы. Управление внешней политикой Президентом Российской Федерации в основном осуществляется через федеральное министерство иностранных дел, которое подчиняется Президенту по вопросам, закрепленным в Конституции и законодательных актах.

Правительство Российской Федерации вполне может называться Правительством Президента Российской Федерации, поскольку Президент полностью его формирует, направляет свою деятельность и в любое время имеет право увольнять (Статьи 83, 111), хотя для Для назначения премьер-министра президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. ст. 103, 111). Согласно ст. 117 Дума может также выразить недоверие правительству, в связи с чем президент столкнулся с дилеммой - объявить об отставке правительства или не согласиться с решением Государственной думы. Если палата в течение трех месяцев неоднократно выражает недоверие Правительству, Президент обязан либо распустить Правительство, либо распустить Государственную Думу (часть 3 ст. 117 Конституции Российской Федерации). В то же время следует отметить, что ряд членов правительства, занимающих ключевые должности, работают под непосредственным руководством Президента (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и т. д.), А также устанавливает всю систему президента. федеральных органов исполнительной власти.

В стране существует вертикаль исполнительной власти, которая включает все структуры сверху вниз (или наоборот). Верхом этой пирамиды можно считать президента Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации есть свои уполномоченные представители.

В соответствии со ст. 87 Конституции, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Президент имеет исключительное право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и снимать с должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) с единственным введением военного положения немедленно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Он не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации (статья 106).

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» (Российская газета от 10 июня 1996 г.) Президент утверждает концепцию и планы строительства, планы использования Вооруженных сил Российской Федерации, планы мобилизации экономики, а также Что касается подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оснащения территории страны в интересах обороны.

Президент наделен правом вводить чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации (статья 88 Конституции). Указы о введении чрезвычайного положения должны быть одобрены Советом Федерации. Процедура утверждения указа о чрезвычайном положении аналогична процедуре утверждения указа о введении военного положения, хотя юридическая природа этих указов иная.

Чтобы издать указ о введении военного положения, никаких предварительных апелляций не требуется в связи с необходимостью введения военного положения.

Между тем в соответствии со ст. 7 Закона «О чрезвычайном положении» до введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте «а» ст. 4 настоящего Закона, необходимо применять к группам лиц, организаций, учреждений, которые являются инициаторами или участниками действий, которые служат основанием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением и требованием прекратить незаконные действия в рамках срок, указанный в апелляционной жалобе. Если вышеупомянутые лица, организации и учреждения не подчиняются обращению к ним и продолжают свои незаконные действия после истечения установленного срока, может быть введено чрезвычайное положение.

Президент принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан. Это правило соответствует международно-правовым обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

Президент обладает властью над физическим лицом - гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином, лицом без гражданства (статья 89 Конституции).

Президент принимает решения о: приеме в российское гражданство иностранных граждан, бывшего СССР и лиц без гражданства; восстановление российского гражданства; разрешение на отказ от российского гражданства; разрешение гражданину России одновременно иметь гражданство другого государства; отмена решения о приеме в российское гражданство; предоставление почетного гражданства. При осуществлении этих полномочий Президент издает указы. Президентским указом № 449 от 24 апреля 1998 г. (с изменениями от 17.05.20000 г.) утверждено Положение об Управлении делами Президента Российской Федерации по вопросам гражданства. Указанная дирекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также названным Положением.

В компетенцию Президента России также входит решение вопросов предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. Принятие решения о предоставлении политического убежища является прерогативой Президента России. Положение «О порядке предоставления политического убежища» в Российской Федерации было утверждено Указом Президента от 26 июля 1995 г. Политическое убежище предоставляется указом Президента после получения и рассмотрения письменного заявления на имя Президента. Президент вправе лишить лицо, получившее политическое убежище, получившее его по соображениям государственной безопасности или в других случаях, предусмотренных Положением о порядке предоставления политического убежища.

Полномочия Президента на присуждение государственных наград Российской Федерации установлены пунктом «б» ст. 89 Конституции.

Следует отметить, что в целом вопросы государственных наград Российской Федерации отнесены к пункту «в» ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации. Однако федерального закона о государственных наградах Российской Федерации не существует. Эти вопросы регулируются Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июня 1995 г. (СЗ РФ. № 23. Ст. 2207).

Государственные награды Российской Федерации вручаются Президентом России. От имени Президента награды могут быть вручены: руководителям федеральных органов власти, послам Российской Федерации, военачальникам и другим лицам.

Лишение государственных наград может быть осуществлено Президентом России только по предложению суда в случае осуждения лица, присужденного за тяжкое преступление. Президент, как глава государства, имеет право помиловать. Это осуществляется указами Президента по отношению к индивидуально определенным лицам.

Компетенция Президента Российской Федерации. Полномочия главы государства в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти

Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание

Полномочия Президента, связанные с деятельностью парламента, содержатся в ст. 84 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту «а», президент назначает выборы в Государственную Думу в связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом о выборах.

В соответствии с пунктом «б» Президент распускает Государственную Думу, но только в случаях, точно установленных Конституцией. Распад возможен, если: Государственная Дума большинством голосов от общего числа своих депутатов отклоняет кандидатов на должность Председателя Правительства Российской Федерации, представленных Президентом три раза (каждый кандидат должен рассматриваться Думой в течение недели); В течение трех месяцев Государственная Дума вновь выразит свое недоверие Правительству (единственное выражение недоверия роспуску Думы не может повлечь за собой).

Согласно пункту «д», президент вносит законопроекты в Государственную Думу. В соответствии с практикой многих стран законодательная инициатива Президента имеет особый характер: в отличие от других субъектов с правом законодательной инициативы, президентские законопроекты рассматриваются вне очереди.

В течение 14 дней Президент подписывает и публикует (обнародует) федеральные законы, то есть законы, действующие на всей территории России (пункт «е»), закон не вступает в силу без подписи Президента. Президент обязан подписывать закон, даже если он не желает этого делать, когда президентское вето преодолевается квалифицированным большинством (две трети) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае, подписав закон, президент удостоверяет его подлинность. Он обязан опубликовать такой закон в течение семи дней.

Ежегодные сообщения об основных направлениях внешней и внутренней политики государства (пункт «е»), с которыми президент обращается к Федеральному собранию, рассматриваются на совместном заседании палат парламента (обычно палаты заседают отдельно). 

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации

Согласно пункту «а» ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Перед актом о назначении он должен получить согласие Государственной Думы.

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях правительства, тем самым занимая место премьер-министра (пункт "b"). Такая практика существовала в Российской Федерации, а также существует в зарубежных странах. На этих встречах рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни.

Решение об отставке Правительства Российской Федерации, согласно пункту «с», может быть принято Президентом в трех случаях: по своему усмотрению, если Правительство подает заявление об отставке, в случае выражения доверие к Правительству со стороны Государственной Думы.

Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра и федеральных министров без участия какого-либо другого органа, но делает это только по предложению премьер-министра (пункт «е»).

Президент Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Согласительные процедуры, которые Президент вправе использовать в случае возникновения указанных в части 1 ст. 85 Конституции, разногласия могут быть выражены в совместном обсуждении спорных вопросов, в предложении компромиссных вариантов, в поисках консенсуса, чтобы найти взаимоприемлемый вариант. Если согласованное решение не найдено, Президент по собственной инициативе может передать разрешение спора в соответствующий суд. Как правило, это Конституционный Суд Российской Федерации, но по соглашению сторон в случае спора между субъектами Федерации, например, может быть выбрана форма третейского суда. В любом случае, однако, передача дела в международный суд исключена, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни государства.

Если действия органов исполнительной власти субъектов Федерации противоречат Конституции России, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации, а также нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент России вправе приостановить действие таких актов. Речь идет, в первую очередь, о действиях правительств (и аналогичных органов) субъектов Федерации, а также глав администраций. В отношении актов законодательных органов субъектов Федерации Президент не обладает такими полномочиями. Что касается действий президентов, которые имеются в некоторых субъектах Федерации, то осуществление этих полномочий Президента России зависит от того, считаются ли президенты субъектов Федерации конституциями республики как носители исполнительной власти. Президент только приостанавливает вышеуказанные действия субъектов Федерации. Окончательное решение по этому вопросу (т.е. восстанавливает эффект оспариваемого акта или признает акт окончательно признанным недействительным) соответствующего суда. Таким судом может быть Конституционный Суд Российской Федерации, но Президент также может обратиться в орган конституционного контроля субъекта Федерации, исполнительная власть которого выпустила оспариваемый акт.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судей Президент не имеет права вмешиваться в деятельность судебных органов. Он участвует только в формировании судебной власти, а затем совместно с Советом Федерации.

Согласно пункту «е» ст. 83 Конституции Российской Федерации только Президенту предоставляется право выдвигать кандидатов для назначения Советом Федерации судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено в части 2 ст. 128 Конституции Российской Федерации.

С этими полномочиями тесно связано право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с пунктом «е» ст. 83 Президент предлагает Совету Федерации кандидата на эту должность, а также он предлагает сместить Генерального прокурора Российской Федерации. Если Совет Федерации отклоняет предложенную Президентом кандидатуру, последний представляет нового кандидата в течение 30 дней, но лишается права назначать исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности Президента и представления его интересов в Конституционном Суде Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. учреждено полномочное представительство Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации был введен. Полномочный представитель Президента в Конституционном Суде представляет сторону Президента в конституционном процессе; представляет Президенту проекты заявлений, предложенных для подачи в Конституционный Суд, а также осуществляет другие полномочия по представлению интересов Президента.

В соответствии с занимаемой должностью Президент по традиции является главнокомандующим Вооруженными силами. В мирное время он осуществляет только самое общее политическое руководство вооруженными силами. Правительство России отвечает за более конкретное руководство и развитие Вооруженных сил: министр обороны отвечает за оперативное командование и контроль над войсками через военные службы и подчиненных ему военных командиров. В случае чрезвычайной ситуации президент Российской Федерации может взять на себя непосредственный контроль над вооруженными силами, некоторыми формированиями и частями и, как главнокомандующий, отдать соответствующие распоряжения министру обороны. Президент также может взять на себя непосредственное командование войсками в случае войны, агрессии со стороны иностранных государств.

В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России со стороны иностранных государств Президент Российской Федерации издает указ «О введении военного положения». Он может быть введен по всей стране или в отдельных районах, которые подверглись нападениям или угрозам и которые имеют особое значение для обороны страны. В соответствии с военным положением государственная власть может быть сосредоточена в руках военных лидеров, военачальников, а некоторые конституционные права и свободы граждан могут быть ограничены (например, свобода собраний, уличные демонстрации, свобода прессы). Такие ограничения возможны в этом случае только в той мере и в течение такого периода времени, когда необходимо обеспечить оборону страны и государственную безопасность. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, участником которого является Россия, а также в соответствии со ст. 56 Конституции, некоторые конституционные права и свободы не подлежат ограничениям даже в условиях чрезвычайного положения. По аналогии эта норма может быть в некоторой степени распространена на военное положение. Отклонения от статей Конституции, провозглашающих право на жизнь, свободу совести, неприкосновенность частной жизни, свободу предпринимательской деятельности, запрещение рабства, пыток и т. д., Запрещены. Когда вводится военное положение, Президент Российской Федерации немедленно информирует об этом Государственную Думу и Совет Федерации. Указ президента о введении военного положения требует одобрения Совета Федерации.

Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть определены в соответствии с Конституцией федеральным конституционным законом. В соответствии с действующим законодательством (Закон Российской Федерации от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении») основаниями для введения чрезвычайного положения являются: попытки насильственно изменить конституционный строй, беспорядки, сопровождаемые насилием, межэтнические конфликты, блокады отдельных населенных пунктов, которые угрожают жизни и безопасности граждан, нормальное функционирование государственных учреждений. А также стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, требующие проведения спасательных и восстановительных работ.

О введении чрезвычайного положения президент издает указ, в котором должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для такого введения. Обоснование необходимости его введения, перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан, государственных органов, ответственных за введение чрезвычайного положения, а также точные пределы полномочий этих органов. органы, границы территории, на которой введено чрезвычайное положение, время вступления в силу Указа о чрезвычайном положении, точный период, на который объявлено чрезвычайное положение.

Указ доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до его вступления в силу (за исключением случаев, требующих неотложных мер по спасению населения). На период чрезвычайного положения Указ может устанавливать: специальный режим въезда и выезда и ограничение свободы передвижения на территории, на которой было введено чрезвычайное положение, усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, запрет на проведение митингов, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий, запрет забастовок, ограничения на движение транспортных средств. В случае насильственных действий по изменению конституционного порядка дополнительно могут быть введены: комендантский час, ограничение свободы, пресса путем установления предварительной цензуры, временный захват дублирующих средств, временное приостановление (после предупреждения) деятельности политических партий. проверка документов, личный досмотр, высылка нарушителей общественного порядка, пойманных на этой территории, к месту их постоянного проживания. Если чрезвычайное положение вводится в контексте стихийных бедствий, то могут применяться и другие дополнительные меры: эвакуация граждан, введение специального порядка раздачи продовольствия, карантин, изменение режима работы предприятий, мобилизация работающего населения. для спасательных и других работ и т. д.

Когда чрезвычайное положение вводится в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, участником которого является Россия, права и свободы граждан могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, морали, здоровья, права и законные интересы других лиц, обеспечивающих оборону и безопасность государства. В законе о введении чрезвычайного положения указываются пределы ограничений прав человека и гражданских прав, а также срок действия этих ограничений. Некоторые основные права не могут быть ограничены, введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого или унижающего достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, свободы мысли, совести, религии.

Вводя чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации немедленно информирует об этом Совет Федерации и Государственную Думу. Указ Президента России о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации.

Внешнеполитические полномочия президента

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики закреплены в ст. 86 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту «а», президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический курс внешней политики и непосредственно управляет его реализацией. Проводя внешнюю политику, Президент напрямую дает указания министру иностранных дел по принципиальным вопросам, устанавливает прямые контакты с главами других государств, регулярно проводит телефонные разговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых соседних стран и других государств, лично участвует в крупных международных встречах и т. д.

В соответствии с пунктом «б» Президент лично ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. С разрешения Президента дипломатические переговоры могут вести назначенные им лица или делегации. Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской Федерации; для этого президенту не нужно иметь никаких разрешительных документов. Президент также может уполномочить определенное лицо (обычно главу делегации) подписать соглашение, но для этого необходимо иметь соответствующий документ от имени главы государства.

Президент подписывает ратификационные грамоты, то есть документы, подтверждающие, что подписанное соглашение признано государством обязательным для него (пункт «в»). Вопрос о самом праве ратифицировать международные договоры может быть решен по-разному.

В соответствии с пунктом «d» Президент принимает верительные и отзывные письма (специальные документы в форме официальных писем) доверенных ему иностранных дипломатических представителей (послы, посланники и т. д.). Эти письма адресованы главе иностранного государства главе (президенту) России. Полномочия указывают на то, что определенному человеку (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям следует доверять (отсюда и название «полномочия»). На представлении писем обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель представляет себя, государство, глава его государства, вручает диплом президенту России и кратко знакомит его с ближайшими сотрудниками. Часто несколько новых послов собираются, чтобы вручить дипломы. После вручения дипломов у Президента России обычно короткая беседа с новым послом. Письма об отзыве прекращают полномочия конкретного дипломатического представителя.

Наряду с вышеуказанными группами полномочий Конституция наделяет ряд других полномочий компетенцией главы государства.

В компетенцию Президента Российской Федерации входит решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища (пункт «а» статьи 89). В Конституции не указано, какие именно вопросы гражданства решаются Президентом Российской Федерации. Это сделано Законом Российской Федерации от 28 ноября 1999 г. «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с этим Президент принимает решение о приеме в гражданство иностранцев, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства, принимает решения о восстановлении гражданства, дает разрешение на выход из гражданства, дает разрешение гражданину Российской Федерации. Федерация имеет гражданство другого государства, отменяет решение о приеме в гражданство, предоставляет почетное гражданство Российской Федерации.

Предоставление Президентом политического убежища осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с общепринятыми нормами международного права (ст. 63). Не допускается выдача в другие государства лиц, преследуемых по политическим убеждениям, а также за действия (или бездействие), которые не признаны в Российской Федерации преступлением. Вопросы предоставления политического убежища в Российской Федерации решаются в соответствии с Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденным Указом Президента от 26 июля 1995 г. №.

На основании пункта «б» ст. 89 Конституции, Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации. Перечень государственных наград Российской Федерации определяется президентскими указами от 2 марта 1994 года и 1 июня 1995 года. При Президенте действует комиссия по государственным наградам.

Президент Российской Федерации помилует (пункт "г" статьи 89). Помилованием глава государства подтверждает свое решение смягчить наказание или полностью освободить от наказания тех, кто обратился к нему с соответствующим ходатайством. Решение о помиловании принимается только в отношении тех лиц, по делам которых вынесенный судом приговор вступил в законную силу. Помилование всегда носит индивидуальный характер - оно относится к одному человеку или нескольким конкретным лицам, и это отличается от амнистии. Конституция РФ. Комментарий / Под ред. B.N. Topornina. - М .: Юрид. Лит., 2003.С. 426-428.

Выборы Президента Российской Федерации. Прекращение его полномочий

Выборы Президента Российской Федерации осуществляются на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 года и других федеральных законов.

Общие условия выборов Президента. Выдвижение кандидатов.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации сроком на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Российской Федерации может быть переизбран на второй четырехлетний срок, однако избрание одного человека на срок более двух последовательных сроков не допускается. Выборы на третий и четвертый срок возможны, но только после перерыва. Таким образом, устанавливается периодическая ротация главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим 18-летнего возраста в день выборов. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную универсальность избирательного корпуса, в то же время предотвращая принудительное голосование или, наоборот, установление ограничительных квалификаций. Только те, кто недееспособен и содержится в местах лишения свободы по решению суда, лишены права участвовать в выборах.

Конституционных требований к Президенту Российской Федерации не так много. В качестве таковых может быть избран гражданин Российской Федерации, которому исполнилось 35 лет и который постоянно проживал в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения по возрасту. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет вовсе не означает, что кандидат в президенты вообще не мог покинуть страну в краткосрочных поездках, речь идет только о постоянном основном проживании и, более того, непосредственно перед выборы на пост президента.

Право выдвигать кандидатов в президенты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение происходит на съезде (конференции) избирательного объединения; Ассоциация и блок могут выдвигать только одного кандидата, подробности которого доводятся до сведения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Кандидат также может быть выдвинут инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательная ассоциация, блок или инициативная группа должны собрать не менее 1 миллиона подписей избирателей в поддержку своего кандидата. В то же время на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7% необходимого общего количества подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и принимает решение о регистрации кандидата. Центральная избирательная комиссия отложит выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, чтобы обеспечить альтернативное голосование.

Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты должны покидать государственную службу или работать в средствах массовой информации на время выборов, а переизбранный Президент Российской Федерации не должен использовать свое официальное положение. Кандидаты в президенты пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, пользуются общественным транспортом бесплатно, приобретают статус иммунитета и т. д.). Закон детально регламентирует порядок проведения избирательных кампаний, используя для этого радио, телевидение и печатные СМИ. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. Выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. День выборов - первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий президент. Выборы назначаются не позднее, чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначает выборы вовремя, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий Президента. Если полномочия Президента истекают до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся в едином федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию Российской Федерации. Подготовка и проведение выборов осуществляются избирательными комиссиями, независимыми от государственных органов и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне субъектов Федерации (Центральной избирательной комиссии), субъектов Российской Федерации, территорий (округов, городов и т. д.), Участков. Каждый зарегистрированный кандидат в президенты имеет право назначать одного члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом совещательного голоса. Избирательные комиссии обладают большими правами, их деятельность строго регламентирована и осуществляется публично и открыто.

Финансирование президентских выборов осуществляется из федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты в президенты имеют право создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за свой счет (не более 1000 минимальных зарплат), средства, выделенные ЦИК для предвыборной агитации, средства от избирательных объединений (50 тысяч минимальных зарплат). ) добровольные пожертвования от физических лиц (каждая не более 50 минимальных зарплат), добровольные пожертвования от юридических лиц (каждая не более 5 тысяч минимальных зарплат). Но есть и общее ограничение: максимальный размер расходов кандидата из избирательного фонда не может превышать сумму, равную 250 тысячам минимальных зарплат. Пожертвования в избирательные фонды иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием (если доля иностранного капитала превышает 30%), международных организаций и общественных движений, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий не допускаются, учреждения и организации, воинские части, военные учреждения и организации, благотворительные организации и религиозные учреждения. Закон устанавливает строгий учет пожертвований в избирательные фонды (например, анонимные пожертвования переводятся в доход государства).

Подсчет голосов избирателей осуществляется непосредственно членами участковой избирательной комиссии, по которой составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а это, в свою очередь, После подведения итогов передает протокол в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия не позднее 15 дней со дня выборов определяет итоги выборов.

Кандидат, получивший более половины голосов, поданных на выборах, считается избранным. Центральная избирательная комиссия объявляет выборы недействительными, если в них приняли участие менее половины избирателей. В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов, и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование для двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов (так называемый второй тур, типичный для стран с партийная система). Согласно результатам повторного голосования, кандидат считается избранным, если он получил большее число голосов по сравнению с другим кандидатом, при условии, что эта цифра превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. Если повторное голосование не приводит к результату, то

Кандидат, получивший более половины голосов, поданных на выборах, считается избранным. Центральная избирательная комиссия объявляет выборы недействительными, если в них приняли участие менее половины избирателей. В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов, и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование для двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов (так называемый второй тур, типичный для стран с партийная система). Согласно результатам повторного голосования, кандидат считается избранным, если он получил большее число голосов по сравнению с другим кандидатом, при условии, что эта цифра превышает число голосов, поданных против всех кандидатов. Если повторное голосование не приводит к результату, Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях. Результаты голосования объявляются Центральной избирательной комиссией не позднее трех месяцев со дня выборов.

Избранный президент вступает в должность на тридцатый день после официального объявления ЦИК результатов выборов. Вступая в должность, Президент приносит присягу народу, текст которого содержится в Конституции Российской Федерации. С момента принятия присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение президентства

Снятие с должности. Президент прекращает свои обязанности по истечении срока его полномочий в тот момент, когда вновь избранный президент принимает присягу.

Досрочное прекращение обязанностей:

  1. его отставка;
  2. неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  3. снятие с должности.

Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти. Концепция главы государства. Должность главы государства существует во всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках избранный президент. Государство ощущает необходимость существования чиновника, который обеспечивает конституционный порядок, стабильность и преемственность механизма власти, а также самое высокое представительство в международных отношениях. Это глава государства, обычно наделенный широкими полномочиями в области отношений с законодательной, исполнительной и судебной властью и выступающий в качестве своеобразного символа государства и официального представителя народа.

При разных формах власти полномочия главы государства выглядят по-разному. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - олицетворяют реальную власть. Но при любых условиях глава государства сохраняет за собой определенные полномочия, то есть высшие представительные функции как внутри страны, так и за ее пределами, эти функции никому не контролируются и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать их уполномоченных представителей в регионах страны. В частности, положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. Когда они говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, они имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властью. В демократическом государстве, регулируемом верховенством закона, всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что власть любого должностного лица принадлежит одной из трех полномочий - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства связаны со всеми тремя полномочиями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства имеет право назначать судей или назначать простите), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательным или судебным.

Конституционная система Президента Российской Федерации

В государстве, регулируемом верховенством права, статус главы государства определяется максимально точно Конституцией и законами, принятыми на ее основе. Это необходимо для того, чтобы человек, занимающий высокое положение в государстве, имел четкие права и обязанности и не мог своими действиями выходить за установленные пределы создавать угрозу конституционным правам и свободам граждан.

Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, которые определяют функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не идентичны. Функции понимаются как важнейшие общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, входящим в его компетенцию. В той степени, в которой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (то есть они не делятся с парламентом, правительством или судебной системой), их называют прерогативами главы государства (например, предлагать парламент, кандидат на пост главы правительства или присвоение высших воинских званий и т. д.).

Должность Президента была учреждена в Российской Федерации на всенародном референдуме в апреле 1991 года, и в том же году (12 июня) Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что полномочия первого Президента сохраняются до истечение срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996 г.). Однако с 1993 года положение, функции и полномочия президента определяются новой Конституцией.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года Президент определяется как глава государства. В предыдущей Конституции его функции определялись терминами «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента Российской Федерации или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает оба, но не указывает на появление четвертой основной ветви власти. Тем не менее, когда используется термин «президентская власть», это может означать только особый статус Президента в системе трех полномочий, наличие некоторых его собственных полномочий и сложный характер его различных прав и обязанностей во взаимодействии. с двумя другими полномочиями, но в основном - с исполнительной властью. Как и в других государствах, президент Российской Федерации обладает иммунитетом. Это означает, что до тех пор, пока президент не будет отстранен от должности, против него не может быть возбуждено уголовное дело, он не может быть принудительно предан суду в качестве свидетеля и т. д.

Основные функции Президента Российской Федерации

Основные функции Президента Российской Федерации как главы государства определены ст. 80 Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

  1. является гарантом Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,
  2. в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, принимает меры по защите суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,
  3. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства,
  4. представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Институт президентства в других странах

Правоведы также подчеркивают арбитражный характер деятельности российского президента по аналогии с французским президентом. Однако до тех пор, пока президент использует согласительные процедуры, разрешение споров между государственными органами не занимает ведущее место в его деятельности. Учитывая объем и значимость управленческих задач, социально-экономических проблем, глава государства вынужден уделять больше внимания исполнительной власти и федеральному правительству.

В научных кругах такое толкование полномочий Президента Конституционным судом не получило активной поддержки. Напомним, что еще в 19 веке выдающийся юрист А. Градовский определил одно из ведущих требований законности: «Закон определяет как содержание прав власти, так и обязанности субъектов ... Власти не имеют секретных прав, Как и у граждан, здесь нет никаких секретных обязанностей ». ... Это обусловленность, согласованность и ограничение по закону действий любых структур власти - аксиома управления "на прочной основе законов. Скрытые," подразумеваемые "полномочия президента - это, по сути, эти тайные права". это можно выяснить только после следующего толкования положений Конституции в этой части, однако Конституционный суд не согласился с этими аргументами, очевидно полагая, что для правоприменительной практики предпочтительнее издавать нормативные указы Президента. чем отсутствие или коллизия правовых норм.

Но как президент может осуществлять свои полномочия, если они не предусмотрены ни Конституцией, ни федеральным законом? Только исходя из компетенции, толкование общих нормативных норм-принципов, определяющих цели, задачи и направления деятельности этого учреждения. Однако такие принципы не имеют прямого отношения к конкретным, в том числе «подразумеваемым» полномочиям. Они не исправляют их, а могут лишь опосредовать такую ​​необходимость, но не их присутствие в самом законе.

В результате широкого толкования первое место отводится не конституционности решений, а главным образом вопросам политической целесообразности. Такой подход оправдан отсутствием прямого запрета на такие действия. Но принцип «все, что не запрещено, разрешено» неприменим для деятельности органов государственной власти. В то же время негативные последствия немедленно проявляются - границы полномочий каждого держателя государственной власти стираются, а их юридическое содержание становится очень неясным. Для развития правопорядка необходимым условием является обязанность четко определять границы полномочий институтов государственной власти. Если основной закон не содержит соответствующих полномочий Президента, палат Федерального Собрания и Правительства и прямой ссылки на федеральные законы, то было бы весьма сомнительным исходить только из принципа прямого действия Конституции в отношении оценивать компетентность и законность решений соответствующего органа. Согласно этой логике, можно найти скрытые полномочия в парламенте, федеральных судах, правительстве, что, как правило, является своего рода юридическим абсурдом.

При понимании значения конституционных положений о статусе президента важно сравнить их с политической практикой. Прошедшее десятилетие показало, что из-за незрелости гражданского общества и его институтов, отсутствия эффективных механизмов сдержек и противовесов в государственном механизме обеспечения баланса сил и слабости взаимодействия между всеми его частями России угрожает политическая нестабильность и ослабление государственности. Понимание необходимости скоординированной творческой работы является, пожалуй, главным выводом российских государственных ученых, нового политического руководства страны.

Для дальнейшего развития конституционных основ государственной власти остается актуальным четкое определение роли и места Президента в системе высших институтов власти. Здесь, с одной стороны, недооценка президентской власти, которая является политической реальностью, опасна, а с другой стороны, опора на силу конституционных принципов и норм, ограничивающих предполагаемое всемогущество президента и в то же время обеспечить баланс сил. Интересно в этом отношении мнение известного французского государственного ученого М. Лессажа. Признавая наметившуюся эволюцию в направлении президентского режима путем сокращения поля парламентаризма, он, однако, не согласен с тем, что в России существует ярко выраженный институт президента. По его мнению, сильный президент - это президент, который опирается на правительство, которое имеет достаточную поддержку в парламенте, поскольку оно формируется парламентским большинством. В позиции М. Лессажа можно увидеть апологетику смешанной (президентско-парламентской) формы правления, существующей во Франции. Однако правительство там формируется иначе, чем в России, и партия, лидер которой победил на президентских выборах, получает соответствующие политические дивиденды. Кредо Лесседжа заключается в том, что «сильный президент - это президент, который опирается на президентскую партию, то есть ту партию, которая привела его к выборам, как, например, в США или Франции".

Принципиальное значение имеет право Президента самостоятельно определять основные направления государственной политики.

Разумеется, признавая и соблюдая требования принципа разделения властей в качестве одного из основных принципов конституционного строя России, очевидно, нецелесообразно создавать вместе с исполнительной властью, возглавляемой федеральным правительством, В то время как бы параллельная система президентской власти, основанная на особых «роковых» обязанностях и правах Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека, гаранта единства государственной власти, гарант государственного суверенитета и, наконец, главный стратег государственной политики. Искусственное возвышение главы государства над независимыми ветвями власти является внешне привлекательной, но внутренне противоречивой структурой государственной власти, той «бомбой замедленного действия», которая может угрожать развитию демократического правопорядка.

Теоретически, ответственное правительство может быть ограничением полномочий президента. Занимая своего рода среднее положение между президентом и народным представительством, правительство, обладая достаточными полномочиями в сфере исполнительной власти, могло бы стать важным звеном в системе сдержек и противовесов, обеспечивающей баланс сил. Для этих целей он должен выполнять возложенные на него обязанности в полном объеме, в том числе нести ответственность за решения президента, подписанные главой правительства. Повышение ответственности правительства и президента за принятие национальных решений, соблюдение и обеспечение действия Конституции, прав и свобод человека станет одним из реальных способов уменьшения угроз возникновения тоталитарного режима. В ходе реформы государственного аппарата и объективных трудностей переходного периода эта ответственность возрастает вдвое для президента, поскольку все провалы в государственном управлении будут связаны в общественном мнении прежде всего с президентом, а не с правительством и государством устройство.

Равное дистанцирование президента от исполнительной власти (высшим органом власти - правительства) и от законодательной власти, представленной палатами Федерального Собрания, не менее опасно. На практике такое равноудаление может быть фиктивным. Кроме того, этого нельзя сделать без внесения изменений в Конституцию. Основной закон России наделил президента столь многими функциями и полномочиями в области государственного управления, организации исполнительной власти, что утверждение верховенства правительства при осуществлении исполнительной власти может быть сделано только с серьезной оговоркой; роль и полномочия главы государства всегда должны быть приняты во внимание. Любой другой подход был бы неверным с правовой и политической точек зрения.

Нельзя упускать из виду еще одну вещь. Чрезмерная концентрация власти в руках президента грозит диктатурой, самодержавием или олигархией. В отсутствие развитых институтов гражданского общества невозможно противопоставить жесткие ограничения и противовес произволу президента. Необходимо учитывать главный «аргумент» властей - вся правоохранительная система и силовые структуры напрямую подчиняются главе государства.

Где мы можем поставить конституционный барьер для диктатуры, чтобы президент не превратился «на дрожжах» фактически в избранного монарха или президента на всю жизнь, где будет барьер для их законного присвоения верховной власти в государстве? Российскую историческую тенденцию «преемственности» различных типов отдельных правительств (от царя-автократа до лидера правящей партии - фактического главы государства и, наконец, до президента - законного главы государства) нельзя оценить исключительно как позитивное или неизбежное явление. Сосредоточение верховной власти в одном теле (даже коллегиальном) приводит к застою, отсутствию контроля и присвоению власти внутренним кругом. Следовательно, это не дает достаточных оснований для подтверждения преимуществ единоличного управления в исполнительной, а иногда и во всей государственной власти.

В странах с развитой экономикой, культурой, наукой, высоким уровнем жизни и уважением к моральным принципам задачи координации, посредничества и политического арбитража постепенно становятся направляющим вектором в деятельности главы государства. Многогранность задач в этой области проистекает из новой роли Президента как полноправного и авторитетного главы государства и носит скорее политический, чем правовой характер. Некоторые эксперты считают, что Конституционный Суд как гарант Конституции в правовом отношении обладает более эффективными полномочиями, вплоть до разрешения споров о компетенции между субъектами государственной власти, а также проверки и признания правовых актов неконституционными.

Вывод:

Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от той, которая применялась в предыдущей Конституции. Суть изменений заключается, прежде всего, в том, что президент перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительная власть в настоящее время осуществляется Правительством Российской Федерации. Отметим, что именно премьер-министр, а не президент, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

По совокупности и значению функций и полномочий, закрепленных за Конституцией Президента, он, несомненно, занимает ведущее место в системе органов государственной власти Российской Федерации. Эти органы в соответствии со ст. 11 Конституции составляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Данная позиция Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина, защита государственного суверенитета.

Согласно статье 10 Конституции «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». На основании Конституции статьи 11 Президент Российской Федерации приравнивается к субъектам государственной власти Российской Федерации. Но он не присоединяется к какой-либо конкретной ветви власти, но остается независимым. Он был создан для обеспечения скоординированного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Идет развитие и формирование института президентства.

В своей курсовой работе я рассмотрел основные полномочия президента. Полномочия Президента в сфере законодательной, исполнительной и избирательной власти. Какую роль он играет в правительстве, политике, внешней политике и федеральном собрании.

Исходя из этого исследования, можно видеть, что показатель Президента Российской Федерации усиливается.

Есть разные мнения:

  1. сторонники президентской формы правления, установленной федеральной конституцией, видят в фигуре президента широкие возможности по обеспечению единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обоснована объективной необходимостью в условиях формирования гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает, по их мнению, тот факт, что президент укрепляется, если содержание полномочий не противоречит основам конституционного строя.
  2. некоторые утверждают, что Конституция Российской Федерации установила своеобразное «президентское всемогущество» и поэтому отступила от требования доктрины о разделении властей. Они делают выводы о необходимости внесения поправок в Конституцию для установления баланса сил и предотвращения возможности перехода президентской власти к тирании.