Инновационный потенциал предприятия и эффективность его использования

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конфликты на предприятии. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций
Направления и формы социальной деятельности предприятия
Трудовые ресурсы предприятия
Расходы и доходы предприятий

 

Введение:

Происходящие в настоящее время в России кардинальные преобразования затрагивают все сферы деятельности, не исключая, конечно, такой важной, как научно-техническая политика. Проблема эффективного использования достижений науки и техники (инноваций) не исчезает при проведении рыночных реформ. Напротив, для многих российских предприятий, сталкивающихся с новым вопросом конкуренции и выживания в жестких рыночных условиях, именно инновационная активность и ее результаты являются основным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те, кто занимается производством, обязаны самостоятельно формулировать и осуществлять научно-техническую политику для обеспечения своей текущей и будущей конкурентоспособности.

Для России начало XXI века характеризуется преимущественным развитием ресурсного сектора экономики, который обеспечивает значительную часть наполнения федерального бюджета. И это происходит на фоне значительной деградации высокотехнологичной отрасли, которая довольно точно характеризуется низкой долей России на рынке высоких технологий (по разным оценкам, она колеблется от 0,1 до 0,5%).

Более того, опыт развитых стран красноречиво доказывает преимущества другой модели экономического развития - инноваций, в которых экономический рост достигается за счет технологического фактора, обеспечивающего рост ВВП. Именно такая модель развития позволяет западным странам укреплять свои конкурентные позиции на мировых рынках высокотехнологичной продукции, принося огромные годовые доходы, и успешно решать социально-экономические проблемы.

В России переход к инновационному развитию определяется как основная цель государственной политики в области развития науки и техники. Курс на инновационную экономику требует, прежде всего, дальнейшего развития фундаментальных исследований, роль которых в современных условиях возрастает. Фундаментальные достижения в области научных знаний создают основу для прикладных разработок в промышленности на 10–20 лет вперед. На этой стадии инновационного цикла накапливаются необходимые инновационные интеллектуальные ресурсы, формируется финансовый капитал и определяются новые задачи экономического развития.

Основополагающим вопросом инновационной экономики является развитие прикладной науки, которая обеспечивает трансляцию фундаментальных знаний в реальные технологии, изобретения и продукты. Только придерживаясь курса непрерывных технологических обновлений и промышленной модернизации, вы можете создавать конкурентоспособные продукты.

 

Сущность научно-технического потенциала и его роль в инновационном процессе

 

«Потенциал (лат. Potentia - сила) в широком смысле - означает, запасы, источники, которые могут быть использованы для решения проблемы, достижения определенной цели, способности личности, общества, государства в определенной области».

Понятия «научный потенциал» (NPL) и «научно-технический потенциал» (NTP) использовались с конца 60-х годов и сразу стали одними из центральных в изучении науки как сложной, относительно отдельной социально-экономической системы. 

Объективная необходимость появления и широкого использования этих концепций обусловлена, прежде всего, такими важными факторами, как:

  • увеличение сферы научной деятельности, увеличение роли науки и объема потребляемых ею ресурсов. В эпоху научно-технической революции научная деятельность становится массовой, в результате чего возникает потребность в инструментах для ее соответствующего научного и экономического анализа. Категория таких инструментов включает в себя концепции NPL и NTPl;
  • растущая индустриализация НИОКР, которая потребовала расширения этой сферы понятий, связанных с теми, которые уже широко используются в экономических исследованиях. Это обстоятельство особенно актуально для области прикладной науки и экспериментальных разработок.

Исходя из общего определения понятия «потенциал (от латинского слова« потенциальность ») как источников, возможностей, средств, запасов, которые могут быть задействованы, использованы для решения любой проблемы, достижения конкретной цели» в концепции NPL и NTPl или системы, значение интегральных характеристик научных и научно-технических возможностей этой системы является встроенным.

Исходя из вышеизложенного, в будущем из большого числа различных определений NPL и NTPl будет использоваться следующее:

Научный потенциал (НПЛ) - способность научной системы развивать научные и прикладные знания и определять основные направления их применения в производственной и социальной практике.

Научно-технический потенциал НТПл - это способность научно-технической системы решать текущие и будущие проблемы научно-технического прогресса. Следует иметь в виду, что способность системы предоставлять научный результат понимается, в том числе, и о том, как получить указанный результат в определенные временные рамки.

Однако есть и другое определение понятия научно-технического потенциала.

Научно-технический потенциал представляет собой совокупность трудовых, материально-технических, финансовых, информационных и организационных ресурсов для реализации комплекса научных исследований и разработок, а также внедрения их результатов в производство, т. е. научно-технический потенциал имеющиеся ресурсы научно-производственного цикла, звеньями которого являются фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальное проектирование и внедрение научно-технической продукции в производственный сектор.

Исследования и разработки включают работу, направленную на получение новых научных знаний и определение путей их практического применения. Они включают фундаментальные, прикладные исследования и разработки во всех областях науки - естественных, технических, медицинских, общественных, гуманитарных, сельскохозяйственных.

К научно-технической продукции относятся готовые научно-исследовательские, опытно-конструкторские, конструкторские, технологические, другие инновационные (инновационные) и научно-технические работы (услуги), опытные образцы или опытные партии продукции (продукции), изготовленной в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с условия, предусмотренные договором (заказом) и принятые заказчиками.

В последнее время появилось и широко используется понятие «научно-технический потенциал». Процессы внедрения нового оборудования все чаще приобретают характер комплексных изменений технологий, отражающих логику развития технологических кластеров - блоков технологического оборудования - в рамках целостных функционально связанных производственных или бытовых секторов. Поэтому понятие «технология» является более широким и включает в себя не только технический контент, но также организационные и управленческие аспекты функционирования производства.

С учетом этого под научно-техническим потенциалом понимается совокупность людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов, а также организационных, территориальных, организационных и управленческих структур, обеспечивающих функционирование научно-технической сферы.

В современной экономической науке категории «инновационный потенциал» и «научно-технический потенциал» (НТП) находятся на одном уровне. Тем не менее, инновационный потенциал содержит реализацию научно-технического прогресса.

В самом общем виде НТП отождествляется с экономическими ресурсами, которыми располагает общество для научно-технической деятельности, обеспечивающей создание новой и совершенствование выпускаемой продукции, интенсивное развитие производства, изменение характера труда, повышение эффективности общественного воспроизводства. Главная мысль этого определения — неразрывная связь научно-технического потенциала с развитием производительных сил общества.

Инновационный потенциал организации включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг.

Инновационный потенциал организации - это мера готовности организации выполнять поставленные инновационные задачи.

В узком смысле инновационный потенциал предприятия — это совокупность имеющихся у предприятия средств, возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития.

В широком смысле под инновационным потенциалом предприятия следует понимать отношения, которые возникают на микро-уровне между работниками по поводу достижения базовых целей предприятия, заложенных в стратегии его развития, при условии наличия инновационных возможностей, которые создаются за счет других компонентов потенциала.

 

Структура научно-технического потенциала предприятия

 

Оценка рыночного, производственного, экономического, финансового, кадрового потенциала на текущий момент времени уже детально исследована и описана многими авторами в процессе анализа перехода России к рыночной экономике. Однако проблема эффективной оценки инновационного потенциала промышленного предприятия остается открытой.

Для решения подобной задачи, первоначально следует конкретизировать в теоретическом обороте экономическую категорию «инновационный потенциал предприятия», а затем наполнить ее конкретным функциональным содержанием для практического применения.

 

Инновационный потенциал предприятия и эффективность его использования

 

Проведем сравнительный анализ понятия инновационный потенциала предприятия (ИПП), предложенного различными авторами.

Общее понятие ИПП предлагает Ахметова Н. Н., определяя ИПП как «совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности».

Более расширенное определение ИПП предлагают Сафонов Е.Н., Паламаренко Г.А., а также Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А., кроме того, на наш взгляд, их подходы достаточно схожи. Так, Сафонов Е.Н., Паламаренко Г.А. отмечают, что сильным в инновационном смысле считается предприятие, обладающее в полной мере научным и производственно-техническим потенциалом, включающим в себя:

  • квалифицированные научные кадры;
  • материально-техническое обеспечение, которое существенно влияет на уровень научно-технических решений, а также сроки создания и освоения нововведений. Включает в себя научный инструментарий, оборудование, приборы, а также уровень его новизны в технологическом смысле, наличие опытно-экспериментальной базы;
  • информационно-методическое обеспечение. Отражает опыт исследований и разработок, существующий научно-технический задел, а также степень информации о проводимых в данных областях разработках;
  • организационное обеспечение. Формирует направленность научно-технической деятельности, а также отвечает за организацию ее связей с другими подразделениями предприятия.

Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. отмечают, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

  • интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);
  • материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
  • финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
  • кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);
  • инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);
  • иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

 

Инновационное развитие предприятий


Переход российской экономики на путь инновационного развития предполагает существенное увеличение доли производства инновационной продукции и значительное сокращение разрыва в ближайшие годы на уровне этого показателя по сравнению с высокоразвитыми странами. Доля инновационно активных предприятий в России составляет около 10%. Во Франции этот показатель превышает 40%, в Германии - 50%. В соответствии с правительственной концепцией экономического развития России, доля инновационного сектора в стране к 2020 году должна возрасти до 17–20% ВВП по сравнению с 10–11% в 2007 году, затраты на НИОКР составят 2,5–3% по сравнению с На 1,1% в 2007 г. доля промышленных предприятий, внедряющих технические инновации, увеличится до 40-50% (в 2007 г. этот показатель составил 8,5%), а доля инновационных продуктов увеличится до 25-35% вместо 5,5% в 2007 г.

Официальные толкования концепций, связанных с инновационным развитием предприятий в России в современных условиях, содержатся в подготовленных «Методических материалах по разработке программ инновационного развития для акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий». Министерством экономического развития Российской Федерации. В соответствии с указанным «Методологическим материалом» под инновационным развитием понимается деятельность компаний, относящихся к одной из следующих категорий:

  1. разработка новых технологий;
  2. разработка и производство инновационных продуктов;
  3. инновации в управлении;
  4. а также любая другая деятельность, направленная на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, модернизацию существующих технологий, инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации.


Под разработкой новых технологий, используемых компанией, понимаются:

  1. приобретение, установка, внедрение в производство нового и энергоэффективного производственного оборудования, технологий и технологических решений, приемов и методов организации производства, обучение персонала их использованию;
  2. реконструкция производственных мощностей с целью их обновления, сокращения производственных затрат, увеличения объема выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), повышения производительности труда, экологичности и энергоэффективности;
  3. внедрение других новых и инновационных технологий в производство;
  4. любые другие виды деятельности, направленные на модернизацию производства и внедрение инновационных технологий в основную и операционную деятельность компании.

Под разработкой и выпуском инновационных продуктов (товаров, услуг и технологий) понимаются:

  1. организация, планирование, внедрение и внедрение результатов НИОКР;
  2. создание новых производств, производственных площадок, линий для производства новых видов продукции, которые имеют существенные отличия от существующей товарной линейки;
  3. создание, приобретение и распоряжение интеллектуальной собственностью;
  4. теоретические, прикладные и полевые исследования рынка и потребителей продукции компании с целью определения потребности в новых продуктах, решениях и услугах;
  5. разработка и запуск новых продуктов на рынке, в том числе за счет применения методологии «развития клиента»;
  6. новые методы и методы работы на рынке, в том числе создание каналов для продвижения продукции, рекламной и выставочной деятельности, общения и обратной связи с потребителями, углубленное изучение потребителей производимой продукции и капитализация этих знаний, в том числе улучшая отношения с потребителями;
  7. меры, направленные на существенное изменение потребительских свойств уже произведенных товаров и услуг, достижение новых уровней качества и надежности производимых продуктов, снижение их стоимости и увеличение вновь созданной стоимости.

Инновация в управлении означает преднамеренные изменения в организационных и управленческих, а также производственных и технологических процессах, связанных с разработкой, проектированием и производством произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, включая следующие виды деятельности:

  1. модернизация бизнес-процессов, включая изменения в средствах, методах и методах управления компанией, изменения в организационной структуре компании, изменения в стратегиях компании, направленные на решение проблем модернизации и инноваций;
  2. внедрение новых информационных технологий, разработка новых видов использования информационных технологий в бизнес-процессах (Интернет, мобильные технологии);
  3. внедрение современных стандартов корпоративного управления, включая получение рейтинга корпоративного управления, и разработку комплекса мер, направленных на совершенствование механизмов корпоративного управления;
  4. сертификация продукции на соответствие стандартам качества;
  5. использование механизмов государственно-частного партнерства, в том числе использование налоговых и бюджетных механизмов стимулирования инновационного развития, возможностей государственных институтов инновационного развития (ОАО «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»), Фонда развития Центр развития и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, региональные институты развития);
  6. финансовая деятельность, включая инвестиции в новые инновационные МСП (стартапы), начальные и венчурные инвестиции, участие в венчурных фондах и фондах прямых инвестиций, финансирование собственных НИОКР и НИОКР, осуществляемых в соответствии с соглашениями с ведущими учебными заведениями, внешними научными организациями, малый и средний бизнес, студенты, молодые ученые и специалисты, финансирующие закупку инновационной продукции малых и средних инновационных предприятий;
  7. кадровая и образовательная деятельность, в том числе подготовка и переподготовка кадров, формирование кадровых резервов, привлечение студентов и молодых специалистов к работе в компании и к сотрудничеству с ней;
  8. в рамках российского инновационного сотрудничества, в том числе с ведущими вузами, малыми и средними инновационными предприятиями;
  9. международное инновационное сотрудничество, включая сотрудничество с ведущими международными высокотехнологичными компаниями, международными венчурными фондами, малыми и средними инновационными предприятиями, занимающимися научной, инновационной и деловой деятельностью, соотечественниками за рубежом и их общественными организациями.

Следует отметить, что в соответствии с предлагаемыми определениями различные виды деятельности могут быть отнесены к инновационной деятельности - как основной, так и связанной, и непосредственно профильной, и посреднической, и исполнительной, и управленческой.

Создание объектов интеллектуальной собственности, их приобретение и даже отчуждение, разработка нового продукта и его выход на рынок, создание новых отраслей, их финансирование и даже просто сотрудничество с иностранными высокотехнологичными компаниями могут также рассматриваться как инновационная деятельность. 

 

Состав внутренних инновационных ресурсов предприятия

 

Важной характеристикой интенсивности и эффективности инновационных процессов на предприятии является его инновационный потенциал.

Инновационный потенциал отражает способность предприятия совершенствоваться или модернизироваться, он характеризует максимальное количество инновационных продуктов, которое возможно при полном использовании существующих инновационных ресурсов. Под инновационными ресурсами любой организации понимают совокупность финансовых, интеллектуальных и материальных средств, которые компания имеет для внедрения инноваций. Таким образом, внутренние инновационные ресурсы компании включают в себя:

  1. персонал организации;
  2. достигнут технический и технологический уровень;
  3. соответствие организационных структур управления и систем управления целям инновационного процесса;
  4. интеллектуальная собственность в форме нематериальных активов;
  5. научно-техническая база в виде незавершенных инновационных проектов;
  6. наличие эффективной коммуникационной инфраструктуры;
  7. финансовая поддержка инноваций.

Персонал организации как инновационный ресурс характеризуется уровнем профессиональной подготовки, подготовки и инновационности персонала. Результаты исследования, проведенного консалтинговыми компаниями, показали, что руководители предприятий считают квалификацию персонала основным фактором, сдерживающим развитие организации (78% опрошенных менеджеров). В инновациях этот фактор становится ключевым. Высокий профессиональный и образовательный уровень сотрудников является необходимым условием его инновационности. Поэтому доля инженерно-технических работников на предприятии с высшим профессиональным образованием, с достаточно высокой степенью точности, характеризует инновационность организации в целом.

Уровень инноваций связан с обучением и самообучением персонала предприятия, т. е. желанием и способностью сотрудников приобретать новые профессиональные знания и навыки. Во многом инновационность управления предприятием, т.е. способность вносить существенные изменения в стратегию и тактику организации.

Новаторство персонала заключается в его способности генерировать идеи и эффективно их реализовывать. Итак, составляющими кадровых инноваций в корпорации ZM, которая является одним из мировых лидеров в области инноваций, являются:

  • развитие технологических типов компетенций;
  • ориентированная на потребителя стратегическая перспектива креативного мышления в процессе принятия решений;
  • лидерство и влияние на персонал при реализации проектов;
  • эффективность личной работы и наставничество;
  • постоянное обучение и повышение квалификации сотрудников;
  • сосредоточиться на конечных результатах.

​​​​​​​Обязательным условием и источником инновационной активности предприятий является достигнутый технический и технологический уровень. Чем выше технический уровень производства, тем более радикальные инновации становятся недоступными для подражания конкурентам.

В качестве инновационного ресурса предприятия большое значение имеют соответствующие организационные структуры и система управления, важной характеристикой которых является гибкость. Организационная структура организации должна соответствовать следующим требованиям:

  1. возможность создания слабо структурированных инновационных команд временного характера (в том числе сотрудников различных подразделений предприятия) на ранней стадии развития инноваций;
  2. наличие организационного механизма для регистрации и укрепления статуса временной инновационной команды в случае успешного завершения ранней стадии развития (собственное предприятие);
  3. наличие эффективного механизма мотивации и стимулирования инноваций.

 

Заключение

 

Основным инновационным ресурсом любой организации в настоящее время являются нематериальные активы (кодифицированные знания), которыми она обладает.

Нематериальные активы - это нематериальные ресурсы организации (их нельзя однозначно оценить в финансовом отношении), и именно это превращает их в источник устойчивого конкурентного преимущества. Информация о материальных ресурсах компании, благодаря возможности их оценки, доступна каждому (в той или иной степени), в том числе конкурентам, что означает, что при наличии достаточных финансовых ресурсов ее легко скопировать.

Нематериальные финансовые ресурсы не являются достаточно видимыми и непонятными для конкурента и поэтому не повторяются им. Неизбежным следствием современной технологической революции является возрастающая роль нематериальных активов: «стоимость производственных мощностей становится для предприятий ниже стоимости нематериальных активов».

Нематериальные активы приносят ощутимый эффект - с начала 1990 года отношение рыночной стоимости компаний к их учетным оценкам в ряде компаний возросло почти до трех к одному или более.