Инновационные процессы в современном российском образовании.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Образование подвержено изменениям не меньше других сфер человеческой жизни и деятельности. Инновации и традиции являются двумя сторонами развития культуры, образования и общества в целом. Различные соотношения традиций и инноваций дают культурологам основу для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция доминирует над инновациями. В современном обществе- инновация является основной ценностью. Одно и то же общество может переживать разные периоды.

Совсем недавно термины «инновация», «инновационный процесс» в отечественной педагогической литературе практически не использовались. Сегодня ситуация другая. И хотя толкование содержания этих терминов в разных работах имеет существенные различия, они уже используются очень широко.

Наука, которая занимается созданием педагогических инноваций, их оценкой, использованием и развитием на практике, называется педагогической инновацией.

Это молодая наука, в России о ней заговорили только в конце 1980-х годов, когда возникло движение учителей-новаторов. Сегодня педагогические инновации находятся в процессе формирования и эмпирического поиска.

В последние годы внимание ученых к инновациям в образовании растет. Более 30 диссертаций ежегодно защищаются по вопросам, связанным с образовательными инновациями.

 

История внедрения инноваций в образовании

 

Понятие «инновация» появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурного распространения, когда феномен одной культурной области проник в другую.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале 20-го в. экономистом И. Шумпетер, который проанализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911).

Несколько позже, в 1930-х годах, И. Шумпетер и Г. Менш также ввели термин «инновация» в научное использование, под которым они поняли воплощение научного открытия в новой технологии или продукте. С тех пор термин «инновация» и связанные с ним термины («инновационный процесс», «инновационный потенциал» и т. д.) Приобрели статус общенаучных категорий и обогатили концептуальные и терминологические системы многих наук.

В России развитие инноваций как науки происходит прежде всего в рамках формирования основ научно-технического прогресса. По словам исследователя инноваций А. И. Пригожина, «разделение инноваций на относительно самостоятельный предмет исследования началось с исследования социальных последствий промышленной автоматизации. Специализация в области инноваций прошла у нас с опозданием. «Инновация присуща любому образованию и является одним из его законов; это характерная черта мировой педагогики. С этой точки зрения инновационная педагогическая деятельность в России осуществлялась не только в последние 20 лет, но и в советское время, хотя регулировалась, в основном, на базе экспериментальных школ.

К началу XXI в. образовательные инновации постепенно стали новой отраслью научно-педагогических знаний, изучающих новые технологии, процессы развития школ и образовательную практику. Сегодня педагогические инновации - это область науки, доктрина неразрывного единства и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создание педагогических инноваций; их реализация и развитие; применение и распространение.

В то же время нельзя сказать, что педагогическая инновация сформировалась как наука. Сегодня это молодая отрасль педагогики, которая находится на стадии выявления закономерностей, уточнения концептуальных основ, формулирования принципов и других научных атрибутов.

 

Инновационный процесс и его особенности

 

Инновационный процесс в области образования заключается в обновлении и изменении концепций образования, содержания учебных программ, методов и приемов, методов обучения и воспитания.

Целью инновационного процесса в образовании является радикальное изменение существующих традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.

Педагогическая инновация - это инновация в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, направленные на повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии контента и организации нового. В целом, инновационный процесс относится к комплексной деятельности по созданию (рождению, развитию), разработке, использованию и распространению инноваций. Инновационный процесс - это набор процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращается в социальную, в том числе образовательную, инновацию.

Особенностью инновационного процесса является его цикличность, выражающаяся в следующей структуре этапов, на которых проходит инновация:

  1. Определение необходимости изменений. Инновационный процесс начинается с выявления необходимости изменений в некоторых частях образовательного процесса. Это результат аналитической работы специализированных научных организаций, органов управления образованием, руководителей учебных заведений и преподавателей.
  2. Сбор информации и анализ ситуации.
  3. Предварительный отбор или самостоятельная разработка инноваций. Разработка решений проблем - разработка инноваций может осуществляться как теми, кто определил проблему, так и теми, кто принимает ее по собственной инициативе или по чьему-либо заказу.
  4. Принятие решения о внедрении (разработке). Найденные нововведения или новшества, информация о которых поступает из некоторых источников, прежде чем решится вопрос об их внедрении, должны пройти внутреннюю экспертизу. Не все нововведения, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, а также может быть недостаточно сил и средств для их параллельной реализации. Поэтому нам нужен проект желаемой образовательной системы школы и программа движения к ней, которая определяет, какие инновации и в какой последовательности будут внедрены.
  5. Сама реализация, включая пробное использование нововведения. Разработанная инновация должна пройти экспериментальные испытания, в результате чего в нее можно внести коррективы.
  6. Распространение инноваций.Распространение нововведений требует его тиражирования, а также доведения информации о нем до потенциальных пользователей.
  7. Институционализация или долгосрочное использование инноваций, во время которых они становятся элементом повседневной практики.

Сочетание всех этих этапов образует единый инновационный цикл.

В связи с этим инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации соответствующих изменений в социально-педагогической среде.

Также выделяют такие особенности инновационного процесса в образовании, как:

  • Более тесные отношения со специфическими социальными отношениями, культурой;
  • Значительное влияние групповых и личностных качеств субъекта и объекта инновационной деятельности;
  • Проведение экспериментальной проверки не в лабораторных условиях, а в реальном учебном процессе;
  • Снижение затрат на материальные, финансовые ресурсы;
  • Повышение роли субъективного фактора инноваций.

 

Анализ инновационных процессов в сфере образования в современном российском обществе

 

Современные инновационные процессы в российском образовании обусловлены противоречиями, обостренными на рубеже 70-80-х годов ХХ века, когда в отечественной школе стали появляться признаки кризиса и застоя. Эти признаки были обнаружены в снижении интереса учащихся к школе, в снижении школьной дисциплины, в ослаблении ответственности семьи за образование, в отрыве школы от работы и от современных технологий организации и производства, в формализм воспитательной работы, в «процентомании», в научной необоснованности содержания образования, в негибкости форм и методов обучения и воспитания, в отчуждении учителей и детей, в распространении так называемые «неформальные» молодежные объединения.

Кризисная ситуация в советском и постсоветском общем образовании была обусловлена ​​двумя основными противоречиями. Первое противоречие возникло между резко возросшими требованиями общественной жизни человека в целом и школьника в частности и устаревшим содержанием и организацией жизни, формами и методами обучения и воспитания в школе. Жизнь требует от ребенка и молодого человека своевременного духовного роста, интеллектуального развития, ответственности и дисциплины, готовности освоить сложные профессии, работы в новых социально-экономических условиях, самостоятельного мышления и творчества в любой сфере деятельности. К этим требованиям относилась советская школа 70-х и 80-х годов.

Второе противоречие возникло между растущими потребностями детей и низкой способностью школы их удовлетворить. Развитие СМИ сделало школьников более информированными. Материальные потребности возросли, интересы детей расширились. Демократизация общественной жизни создала условия для реализации детьми своих гражданских прав. Наряду с позитивными изменениями, в студенческом сообществе возникли и обострились проблемы, которые ранее отсутствовали или были не столь актуальны (преступность, бездомность, проституция, наркомания, алкоголизм и другие негативные явления среди детей и подростков). Массовая школа также не была готова разрешить это противоречие.

В условиях обострения основных противоречий в 1980-х гг. на государственном уровне была сформулирована идея о необходимости реформирования школы, и в 1984 году началась ее реализация.

На пороге XXI века. тенденции изменения ценностных приоритетов, обеспечивающие социальное развитие, становятся все более очевидными. Сдвиг, совпавший с переходом человечества в следующее столетие, приводит к жизни не только изменение условий и соответствующих способов организации человеческой деятельности.

Современные требования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстрая информатизация и динамизм определены в ряде документов: федеральная целевая программа «Исследования и разработки в приоритетных направлениях развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» , Постановление Правительства России № 89 от 14.02.2006 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Они выделили ключевые задачи - обеспечение ускоренного развития научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий; развитие научных исследований в сфере высшего образования.

Инновационной доктрины в сфере образования в России сегодня не существует. Существует «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 года, но она не четко указывает на проблемы, связанные с образовательными инновациями.

В определенной степени роль инновационной доктрины сыграла «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой изложены новые социальные требования к российской системе образования. Например: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, предсказывать их возможные последствия, могут сотрудничать, характеризуются мобильностью, динамичностью, конструктивностью и имеют развитое чувство ответственности за судьбу страны». Однако в последние годы концепция модернизации российского образования исчезла из поля зрения Министерства образования и науки Российской Федерации, которое начало ориентироваться на приоритетный национальный проект «Образование», реализующий в основном политические, экономические и материально-технические задачи.

Инновационные процессы в современном российском образовании.

Общие инновации стали визитной карточкой современного российского образования. Если в начале 90-х годов авторские школы были исключительным явлением, то конец первого десятилетия XXI века ознаменовался массовым переходом образовательных учреждений в статус инновационных - школ, которые активно внедряют инновационные образовательные программы, экспериментальные площадки для смены контента и образовательные организации и т. д. В конце века эксперты и аналитики насчитывали инновационные школы не более 10% от общего числа. По составу, сейчас не менее 40% учреждений в документах отражают инновационный характер задач и механизмы их решения.

В настоящее время отдельными учеными или коллективами составлены авторские программы в различных областях обучения и воспитания, например, «Школа диалога культур» (Б. С. Библер, С. Ю. Курганова), «Школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «Школа самоопределения» (А. Н. Тубельский), разработка психолого-педагогических основ формирования здорового образа жизни Н. Т. Терехова, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожец, программа обучения «Одаренный ребенок» Н.Б. Шумакова, интеграция детей-инвалидов среди здоровых детей в совместную учебно-досуговую деятельность Л.И. Солнцева и соавт.

 

Вывод:

 

В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения в национальной образовательной политике. Это связано с переходом на позицию личностно-ориентированной педагогики. Одна из задач современной школы - раскрыть потенциал всех участников педагогического процесса, предоставив им возможности для проявления творческих способностей. Решение этих проблем невозможно без реализации изменчивости образовательных процессов, в связи с чем возникают различные инновационные типы и типы образовательных учреждений, требующие глубокого научного и практического осмысления.

Современная российская школа является результатом огромных изменений, которые произошли в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование является не только частью социальной жизни общества, но и его авангардом: вряд ли какая-либо другая его подсистема может в такой же степени подтвердить факт его прогрессивного развития с таким обилием инноваций и экспериментов.

Изменение роли образования в обществе привело к большинству инновационных процессов. Инновационный процесс в области образования заключается в обновлении и изменении концепций образования, содержания учебных программ, методов и приемов, методов обучения и воспитания.

Целью инновационного процесса в образовании является радикальное изменение существующих традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.