Инновационные педагогические технологии

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Национальный идеал в образовании России 19 века
Основные тенденции развития образования в современном мире
Педагогическая технология В.М. Монахова
Вклад А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в развитие российской педагогики


Введение:

Актуальность темы исследования курсовой работы. Педагогика долго искала пути достижения, если не абсолютных, то хотя бы высоких результатов в работе с группой или классом, и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, когда родилась педагогика, считалось, что необходимо найти какую-то технику или группу техник, которые позволили бы нам достичь желаемой цели. Так что были разные техники. Прошло время, практикующие приобрели опыт, они создали новые, более эффективные методы. Однако результаты практической работы над созданными методами не всегда соответствовали всем расширяющимся требованиям.

В результате педагогика накопила значительное количество эффективных приемов в своем арсенале. Однако проблемы стабильности в образовании, а также достижения высоких результатов каждым учеником остаются и по сей день. Очевидно, что совершенствование методов необходимо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (на основе практики) отбора следует сочетать с выбором цели и разработкой системы мониторинга учебного процесса. Это разработано, чтобы помочь технологизировать процесс обучения.

Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения - методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного проекта по организации обучения. Многие технологии обучения остаются плохо технологичными, то есть не полностью спланированными. В них преобладают теоретические основы технологии, сторона деятельности по-прежнему либо недостаточно конкретна, либо излишне привязана к конкретному учебному предмету.

Ряд технологий относится к определенным аспектам обучения, скажем, к целевому подходу в обучении, или к программируемому компьютерному обучению, или к организации проблемной структуры обучения. Общие развивающие технологии обучения также известны. Исследователи этой проблемы связывают массовое развитие и внедрение педагогических технологий с серединой 50-х годов и связывают их с появлением технологического подхода к построению обучения, сначала в американской, а затем в европейской школе. Первоначально педагогическая технология была попыткой технически воспитательного процесса; первым детищем этого направления и в то же время основой, на которой были построены последующие этажи педагогической технологии, было программируемое обучение.

Педагогическая технология - это система проектирования и практического применения педагогических законов, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, адекватных этой технологии, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности. Педагогическая технология - научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Процесс разработки педагогической технологии предполагает разработку содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбора методов и учебных пособий.

Итак, проблема типологии педагогических технологий связана с вопросом о статусе понятия «педагогическая технология» в категориальном аппарате педагогики, таксономии и иерархии технологий по степени их обобщения, от методологической методологии. на конкретный методологический уровень.

Степень знания проблемы. Работа следующих авторов посвящена изучению педагогических технологий: Кларин М.В., Ившина Г.В., Кукушкин В.С., Селевко Г.К., Радугин А.А., Мижериков В.А., Холостова Е.И., Капустина Л.П. и многие другие

Целью курсовой работы является изучение инновационных педагогических технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

  • рассмотреть теоретические основы изучения педагогических технологий;
  • изучить эволюцию педагогических технологий;
  • определить пути совершенствования педагогических технологий.

Теоретические основы изучения педагогических технологий

Сущность понятия «технология»

Педагогические технологии - качественно новый шаг в развитии «производственного аппарата» педагогики. Концепция технологии (от греческого techne - искусство, мастерство, мастерство, логотипы - обучение) имеет много толкований.

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и, согласно словарным интерпретациям, представляет собой совокупность знаний о методах и средствах обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.

В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология - это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства».

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, используемых в любом деле, искусстве, искусстве».

В толковом словаре технология С.И. Ожегова рассматривается как совокупность производственных процессов в конкретной отрасли, а также научное описание методов производства, ср.: «Технология - это одновременно система сочетания знаний, навыков, методы, методы деятельности и алгоритм, научная разработка решений любых задач ». Содержание понятия «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от сферы человеческой деятельности. Технология - это не просто комбинация методов, все они направлены на получение конкретных продуктов.

Научно-технический прогресс к концу 20-го века привел к технологизации не только многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу культуры и гуманитарных областей знаний.

С развитием науки и техники значительно расширились человеческие возможности, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с огромными учебными ресурсами.

Появляются новые технические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методами, которые становятся неотъемлемой составляющей образовательного процесса, привносят в него определенную специфику. Все технологии, созданные и используемые сегодня, делятся на два типа: промышленные и социальные. Промышленные технологии включают технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина) или полуфабрикатов, полученных из него (готовый металл, металлопрокат, детали продукта и т. д.). Социальная технология - это технология, в которой человек выступает в качестве начального и конечного результата, а одно или несколько его свойств (например, технология обучения студентов, построенная на основе компьютерного программного обеспечения) является основным параметром, который претерпевает изменения.

Современная концепция «технологии» является осмысленным обобщением и имеет три основных аспекта:

  • научная - технология представляет собой научно разработанное решение конкретной проблемы, основанное на достижениях психолого-педагогической теории и лучших практик;
  • формально - описательная - технология представляет собой модель, описание целей, содержание методов и инструментов, алгоритмы действий, используемые для достижения запланированных результатов;
  • процесс - эффективный - технология - это процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех ее компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.

Научные инновации, способствующие прогрессу, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационные и управленческие, технические и технологические инновации. Одна из разновидностей социальных инноваций - педагогические инновации. Педагогическая инновация - это инновация в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, которое вводит устойчивые элементы (инновации) в образовательную среду, которые улучшают характеристики как ее отдельных компонентов, так и системы образования в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов системы образования (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. д. (Обширный путь развития). Сочетание интенсивных и экстенсивных способов развития педагогических систем позволяет реализовать так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разнородных, многоуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» мерами, а представляют собой преднамеренные преобразования, происходящие из глубоких потребностей и знаний системы. Укрепляя узкие места с помощью новейших технологий, вы можете повысить общую эффективность педагогической системы.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

  • разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
  • обновление содержания образования; изменение и развитие новых технологий обучения и воспитания;
  • совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
  • совершенствование подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;
  • разработка новых моделей образовательного процесса;
  • обеспечение психологической и экологической безопасности студентов, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
  • обеспечение успешности обучения и воспитания, контроль за учебным процессом и развитием студентов;
  • разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут происходить на разных уровнях. Наивысший уровень включает в себя инновации, которые влияют на всю педагогическую систему.

Прогрессивные инновации возникают на научной основе и помогают продвигать практику вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория инноваций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему инноваций, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и их системы управления.

Таким образом, технология представляет собой процесс последовательной, поэтапной реализации, разработанной на научной основе, решения любой промышленной или социальной проблемы.

Этапы развития педагогических технологий

Педагогические технологии - многомерное явление: в теории и практике образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов образовательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит что-то свое, индивидуальное в педагогический процесс, в связи с чем они говорят, что у каждого автора есть своя специфическая технология.

Научный подход к этому явлению должен основываться на классификации - рационализация разнообразия существующих технологий на основе общих и конкретных, существенных и случайных, теоретических и практических и других признаков.

Основой объединения технологий в классы являются наиболее значимые аспекты и признаки:

  • уровень применения;
  • философские основы;
  • методологический подход;
  • ведущий фактор развития личности;
  • научная концепция (механизм) передачи и развития опыта;
  • ориентация на личную сферу и структуру личности;
  • характер содержания и структура;
  • основной вид социально-образовательной деятельности;
  • тип управления учебным процессом;
  • преобладающие методы и приемы;
  • организационные формы;
  • средства обучения;
  • подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
  • направления модернизации;
  • категория педагогических объектов.

Каждый класс включает в себя ряды групп педагогических технологий, похожих по этому признаку. Эти ряды представляют горизонтальную структуру образования, иногда они содержат однородные элементы, иногда они представляют определенную шкалу разновидностей (моделей).

Проведенные ретроспективные исследования выявили наиболее важные характеристики педагогических технологий. Ведущим является концептуальное обоснование. В основе определенных педагогических технологий лежат концептуальные идеи, определяющие содержание, способы взаимодействия субъектов учебного процесса, виды деятельности.

Историко-педагогический анализ позволяет выделить факт связи педагогической технологии с личностью ее создателя. Самые мощные были изначально построены как объективированные, удаленные от автора (например, традиционные технологии обучения).

Особо пристальное внимание исследователей историко-педагогических знаний направлено на период 1920-х - начало 1930-х годов. XX век Именно в эту эпоху в педагогической науке и образовательной практике сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся плодотворными творческими поисками, многими научно-педагогическими школами и направлениями, созданием конструктивных педагогических технологий для решения образовательных задач, развитием повсеместной экспериментальной работы в область образования и воспитания.

Три описанные ниже педагогические технологии, основанные на различных концептуальных идеях, иллюстрируют уникальные способы организации жизни детей, варианты построения высокогуманистических способов общения «учитель-ученик», примеры организации среды, в том числе ее в педагогическом процессе.

В начале 20-х гг. Разрабатывается педагогическая технология Т. Шацкого, которую он воплотил в Первой экспериментальной станции народного образования. Основным содержанием данного этапа педагогической технологии является связь ребенка в семье и в школе с достижениями науки в области охраны здоровья, научной организации труда, рационализации умственной и физической активности.

Суть третьего этана педагогической технологии заключается в превращении знаний, приобретенных студентом, в жизненную практику. На Первой экспериментальной станции дети научились выращивать ценные сорта картофеля, редиса, брюквы, рассчитали эффективность сельскохозяйственного производства и научились координировать свою работу.

Ф. Л. Фрадкин отмечает эволюционную природу педагогической технологии С. Т. Шацкого. Новая модификация педагогической технологии 20-х годов. был обусловлен противоречивыми общественно-политическими процессами, сложившимися в стране в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Однако, как отмечает Фрадкин, она «не была приспособлена для работы в таких условиях. Тоталитарная организация промышленности и сельского хозяйства требовала совершенно иной технологии. В 1932 году Станислав Теофилович Шацкий был отстранен от руководства экспериментальной станцией. А через 2 года он внезапно умер в возрасте 56 лет.

Прогрессивные идеи русской и зарубежной педагогики были ассимилированы в педагогической технологии Н. И. Поповой и воплощены ею в Школе жизни. Теоретическая база широко использовалась в начале 1920-х годов. Понятие «иллюстративная школа».

Надежда Ивановна Попова (1877 - начало 1950-х годов) - преподаватель, кандидат педагогических наук (1935). Она начала свою педагогическую деятельность в качестве учителя в Московской городской начальной школе (1894). С 1899 по 1917 год преподавал в начальной школе. В 1919-1927 гг. возглавлял 2-ю экспериментальную школу. К.А. Тимирязева МОНО, в 1927-1930 гг. - член комиссии НКК по составлению программ. В 1931-1937 гг. руководил преподавательской деятельностью в Центральном институте повышения квалификации работников народного образования, в 1932-1940 гг. Она занималась научно-исследовательской работой в научно-исследовательском институте начальной школы, в 1944-1948 гг. - в научно-исследовательском институте теории и истории педагогики. Организация исследований как ведущий элемент технологии. Ребенок был поставлен на должность исследователя окружающей жизни, самостоятельно организовывая экскурсии в различные учреждения, такие как кооператив, почта и почтовое отделение, пекарня. В следующем году задачи усложнились - были изучены железнодорожные объекты: вокзал, депо, мастерские, фабрика и т. д. Старшая группа установила контакты с Университетом восточных рабочих, якутским дипломатическим представительством и другими. Для школы второго уровня общение стало еще сложнее. Ученики посещали и исследовали окрестные деревни, изучали жизнь, экономику, суеверия, обычаи, посещали собрания, ездили в уездный город и осматривали административные здания, кооперативные организации, посещали судебные слушания. Изучение окружающей жизни проходило по следующей схеме: объем исследования постепенно расширялся и усложнялся, а результаты служили материалом для образовательной исследовательской деятельности.

Источником учебных материалов по рассматриваемой технологии были также различные виды трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. Чтобы внедрить этот элемент технологии в Школе Жизни, один день в неделю был только трудом. Основным видом работы здесь было самообслуживание. Организации труда уделялось много времени и внимания, при этом соблюдались следующие принципы: не изобретать работу; Не перегружайте детей трудом, лишая их детства; организация участия детей во всех мероприятиях, необходимых для их жизни. Все вопросы, связанные с выяснением неотложных вопросов и распределением последних, были решены на общем собрании. Ответственные надзиратели были отобраны для каждого вида работ. Смотрители организованных групп. В конце дня на собрании были проведены групповые отчеты, и каждый из них был оценен.

В.Н. Сорока-Росинский как теоретически обосновал, так и на практике опробовал оригинальную систему воспитания для трудных детей-сирот. Концептуальной идеей этой системы была идея развития творческих способностей детей.

Сорока-Росинский назвал основные элементы своей системы фундаментальной учебной подготовкой (10 уроков в день) и самостоятельную творческую деятельность учеников, способную дать должный выход в бурную беспокойную энергию, которой эти дети полны. Он широко использовал метод длительных игр: инсценировка, постановка, журналистика, конкурсы.

Сорока-Росинский придавал большое значение самообразованию. В своей работе «Психология и самообразование» (1907) он поднял вопрос о создании особой науки - автогогии, которая помогает каждому человеку развивать свою личность. Сорока-Росинский стремился привлечь творчески работающих учителей к работе в СКИД. Кстати, он одним из первых начал изучать психологию учителей и предложил своеобразную типологию «города учителей»: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуиционисты (художники). К сожалению, из-за несоответствия педагогических взглядов официальным педагогическим структурам В. Н. Сорока-Росинский был вынужден покинуть СККИД. Некоторые из его талантливых учеников создавали произведения искусства о СКИДе: Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика СКИД» (1927); П. Ольховский, К. Евстафьев «Последняя гимназия» (1930). В конце 50-х годов. Сорока-Росинский написал свои мемуары «Школа имени Достоевского» (не закончено), в которых объективно показала жизнь СККИД.

Создавая свои педагогические технологии, В.Н. Сорока-Росинский и возглавляемая им педагогическая команда руководствовались глубоко гуманистической целью: превратить жизнь молодежи «в постоянное самоутверждение личности, в постоянное самосоздание». Основная цель первого этапа - быстро ориентироваться в «обрабатываемом материале», то есть в особенностях детей, которые стали учениками и учениками школы. Следует отметить, что В. Н. Сорока-Росинский обозначал начальный уровень подростков такими понятиями: воровство, всевозможные оскорбления, страсть к разрушению. «Волчий дух, жестокость по отношению к человеку, недоверие ко всем взрослым - единственные полезные методы адаптации в борьбе за существование». Дети были с разным уровнем общего развития, разными способностями и с разной степенью желания учиться.

На этом этапе В. Н. Сорока-Росинский также решил задачи, важные для последующих этапов:

  • необходимо «хорошо понимать свое педагогическое оружие», то есть учитывать педагогический опыт и характер педагогического образования;
  • необходимо трезво анализировать возможности самой школы: ее здания, оборудование, материальную базу. Оказалось, что в школе было то, чего не было в других школах, коммунах, колониях - хорошая библиотека.

При тщательном анализе поставленных задач обозначен вектор развития его педагогической технологии - организация воспитательной, познавательной и художественной деятельности детей. Самая богатая библиотека, гуманитарное образование многих учителей создали для этого реальные условия.

Основная цель второго этапа В.Н. Сороки-Росинский был связан с организацией учебно-познавательной деятельности шкидовитов. Проблемой в достижении этой цели была мотивация обучения. Как организовать обучение так, чтобы дети безумно бегали в бездомной жизни, чувствовали потребность и желание учиться, познавать «притяжение»? Этот вопрос был главным в мыслях В. Н. Сороки-Росинского.

В организации учебного процесса в школе.

Достоевский нашел следующие решения:

  • дифференцированное обучение, которое требовало разделения учащихся по ряду показателей интеллектуального развития на группы и ориентации содержания, темпа, методов и форм обучения на индивидуальные типологические особенности;
  • сочетание умственной познавательной активности с другими видами деятельности (игровой, художественный), что, несомненно, стимулировало позитивное эмоциональное отношение детей к обучению. Художественные и игровые формы деятельности были включены в различные учебные предметы. В. Н. Сорока-Росинский вспоминает: «Следуя русскому языку, литературе и немецкому языку, история тоже хотела поставить».

Внедрение такой педагогической инновации в школе, как бухгалтерский учет, то есть своеобразный общественный анализ знаний, позволяющий ученикам осознать социальную ценность и необходимость последних и получить общественное признание их деятельности. Подготовка к такому шоу была связана с активной познавательной активностью детей: они готовили диалоги, драмы, рисовали схемы, диаграммы, рисовали географические, экономические, политические карты страны, выполняли задания, требующие активной поисковой работы - независимый отбор и обобщение фактов, наблюдений.

Инновационные педагогические технологии

Классификация инновационных образовательных технологий

Традиционные (репродуктивные) технологии

Ученику отводится роль выполнения репродуктивных функций. Действия учителя связаны с объяснением, демонстрацией действий, оценкой их успеваемости учениками и корректировкой.

Развивающие технологии обучения

Авторы: Л.С. Выготский, Л.В. Занков Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов и другие. Развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, следует за обучением и развитием. Развитие студентов может быть ускорено за счет эффективности обучения. Принцип преподавания на высоком уровне сложности, в быстром темпе ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Стимулирование отражения студентов в различных ситуациях учебной деятельности.

Технология постепенного формирования умственных действий

Авторы: Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Талызина Н.Ф. Знания, навыки и умения нельзя приобретать и хранить вне человеческой деятельности. Чтобы правильно выполнять действия, человек должен знать, что произойдет, и какие аспекты происходящего требуют внимания. Шесть этапов ассимиляции: актуализация мотивации, осознание контура индикативной основы деятельности, выполнение действий во внешней материализованной форме, этап внешней речи, этап внутренней речи, переход действий во внутренний план (интериоризация действий).

Совместные технологии

Авторы: Ривин А.Г., Архипова В.В., Дьяченко В.К., Соколов А.С. Организованное общение, комбинированное общение, коллективный способ обучения, работа студентов в сменных парах. Во время урока каждый человек обрабатывает свою информацию, обменивается ею с партнером, который, в свою очередь, ищет нового партнера для взаимного обучения.

Технология полного усвоения

Авторы: американцы Дж. Кэрролл и Б. Блум. В России М.В. описано подробно. Кларин. Технология устанавливает единый уровень для студентов, чтобы получить знания, навыки, но делает время, методы, формы и условия работы переменными для каждого студента. Цели познавательной деятельности включают в себя: знание, понимание, применение, обобщение, оценку. Весь материал разделен на академические единицы. Для каждого учебного блока разрабатывается корректирующий дидактический материал, который дает студенту возможность выбрать подходящие для него методы восприятия, понимания и запоминания. По всей теме определяется стандарт ее полного усвоения. Оценка за освоение темы ставится после окончательной проверки по стандарту.

Многоуровневая технология обучения

Технология многоуровневого обучения предусматривает разграничение уровней путем разделения потоков на мобильные и относительно однородные группы, каждая из которых осваивает программный материал в различных областях образования на базовом и переменном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариационно - креативно, но не ниже базового уровня). Используются три варианта дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение предполагает, что каждый студент добровольно выбирает уровень учебного материала (не ниже государственного стандарта), организует самостоятельную работу студентов на разных уровнях, опережая обучение в соответствии с индивидуальным планом.

Адаптивная технология обучения

Технология адаптивного обучения является разновидностью многоуровневой технологии обучения; это предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится ученику, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию их педагогических навыков. Приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе. Данная технология позволяет целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.

Технология программирования

Истоки запрограммированного обучения были американские психологи и дидактики Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресс. В отечественной науке технология запрограммированного обучения была разработана П.Я. Гальперин Л.Н. Ланда А.М. Матюшкин Н.Ф. Талызин. Характерными особенностями технологии программируемого обучения является технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной учебной программе с помощью специальных инструментов. Он предоставляет каждому учащемуся возможность заниматься в соответствии с его индивидуальными характеристиками (уровень обучения, уровень подготовки и т. д.). Основным средством реализации технологии программируемого обучения являются программы обучения. Она прописывает последовательность действий для овладения определенной единицей знаний. Образовательные программы могут быть разработаны в виде запрограммированного учебника или других печатных пособий или программ, представленных с использованием компьютерных технологий.

Технология компьютерного обучения

Компьютерные технологии обучения позволяют решать практически все дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой степени формируют соответствующие теоретические знания и практические навыки, открывают доступ к электронным библиотекам, основным отечественным и международным базам данных. Некоторые компьютерные программы могут адаптировать темп обучения к индивидуальным характеристикам учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать следующую часть учебного материала и т. д.

Технология проблемного обучения

В случае проблематичного обучения учитель не передает знания в готовом виде, но ставит перед учеником задачу, интересует его, пробуждает желание найти способ ее решить. В соответствии со степенью когнитивной независимости студентов, проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемная экспозиция, частичная поисковая деятельность и независимая исследовательская деятельность.

Модульная технология обучения

В русской дидактике основы модульного обучения наиболее полно изучены и разработаны П. Юцевичене и Т.И. Шмакова. Модуль - это целевая функциональная единица, в которой сочетаются учебный контент и технология его освоения. Состав модуля: целевой план действий, банк данных, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модули делятся на три типа: когнитивные, используемые при изучении основ науки; Операционные залы, которые необходимы для формирования и развития методов деятельности, и смешанные, содержащие первые два компонента. В модульном обучении максимальное количество времени уделяется самообучению, особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке.

Концентрированные технологии обучения

Технология концентрированного обучения основана на методе «погружения в предмет», известном в педагогической практике. Эта технология была разработана и использована П. Блонским, В.Ф. Шаталов М.П. Щетинин, А. Тубельский. Суть концентрированного обучения заключается в том, что уроки объединены в блоки; В течение дня, недели количество параллельных учебных дисциплин сокращается. Чтобы не забыть материал, усвоенный на уроке, необходимо провести работу по его закреплению в день восприятия, т. е. Необходимо какое-то время более тщательно «погрузиться» в предмет.

Разработка технологического проекта

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что учебный процесс имеет индивидуальный опыт производственной деятельности. Эта технология основана на идеях Дьюи об организации учебных мероприятий для решения практических задач, взятых из повседневной деятельности. Целью продуктивного обучения является не усвоение объема знаний и не завершение образовательных программ, а фактическое использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Каждый ребенок получает возможность для реальной деятельности, в которой он может не только показать свою личность, но и обогатить ее образовательные технологии образование инновационные

Гарантированная технология обучения

Автор: Монахов В.М. Технология гарантированного обучения - это модель совместной педагогической деятельности учителя и учеников в программировании и реализации образовательного процесса. Преподаватель по этой технологии разрабатывает технологическую карту, на которой представлены: постановка целей, диагностика, внеклассная самостоятельная работа (домашняя работа), логическая структура проекта и коррекция. Диагностика предполагает установление факта достижения конкретной микро-цели. Часть заданий соответствует требованиям государственного стандарта, которые студент должен выполнить.

Технология дистанционного обучения

Технология дистанционного обучения - это предоставление образовательных услуг без посещения учебной сессии с использованием современных телекоммуникационных систем, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Получив учебные материалы, студент может освоить знания дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. Консультации во время дистанционного обучения являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины.

Авторские технологии обучения

Таким образом, педагогические технологии совершенствовались в течение длительного периода. На данный момент педагогические технологии используются комплексно.

Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или образовании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость. Причем с наименьшими затратами времени, денег, физических и интеллектуальных сил. Но у технологии есть свои конкретные цели.

Итак, целью адаптивных технологий является обучение методам самостоятельной работы, самоконтроля, методам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений работать самостоятельно, приобретать знания, и на этой основе - формирование интеллекта школьника.

Цель интегрированных технологий состоит в том, чтобы стимулировать интерес к обучению, развивать умственные способности и обогащать учащихся старших классов интегрированными знаниями.

Цель технологии для полного усвоения знаний - научить всех детей достигать достаточно высоких результатов в усвоении и применении знаний и навыков.

Целью проблемы обучения технологии является стимулирование интеллектуальной активности студентов; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов обучения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск решений проблем. Также - формирование креативного, инновационного мышления, свободного от привычных стереотипов и штампов.

Рассмотрение технологий с позиции их целевой ориентации дает основание вывести исходную позицию их применения.

Таким образом, использование технологий в учебном процессе предполагает:

  • Осведомленность о возможностях различных технологий, способных достичь своих целей;
  • с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровня подготовки и степени обучения;
  • ряд технологий может быть успешно использован только в течение ограниченного периода времени для реализации краткосрочных целей, поскольку дальнейшее использование этих технологий не будет способствовать достижению стратегии обучения, оно будет непродуктивным;
  • поэтапное внедрение технологий в учебный процесс и адаптация студентов к работе в технологическом режиме;
  • наличие готовых технологических инструментов и условий, готовность учителя к такой работе.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе перспективно. Но это сталкивается с рядом трудностей и проблем. У нас почти нет технологий, разработанных на четвертом уровне. В существующих методологических разработках технологические аспекты обобщаются на высоком уровне абстракции («делай то, делай то и это»), и как именно ...? И каждый учитель (учитель) начинает создавать свой собственный способ понимания, насколько он понимает. Но не всегда учитель может создать теоретически и практически оправданную технологию, испытать ее в школьной обстановке.

В педагогической теории и практике важно учитывать как классификационные особенности технологий, так и их технологические возможности для повышения качества образовательного процесса. А это, в свою очередь, поможет более конкретно определить сферу их применения.

Педагогические технологии условно можно разделить на две большие группы: без машин и машины (с использованием обучающих машин, компьютеров, видеоаппаратуры). Как без машинные, так и машинные технологии имеют свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать в учебном процессе. К недостаткам машинных технологий относится тот факт, что они вызывают недостаток общения, ограничивают способность формулировать свои мысли и развитие творческого мышления, а также ограничивают условия для развития социальных свойств и качеств учащихся.

Обращает на себя внимание такой аспект, как технологическое содержание обучения, то есть способность подвергать учебную информацию технологическому кодированию и не терять свои способности к обучению. Существует образовательная информация, которая не может быть переведена на технический язык без искажений и деформаций, чтобы сохранить ее образовательную и научную целостность. В этом случае информация, представленная студентам, теряет свое первоначальное значение. Так, например, художественная, литературная информация не может быть переведена на технический язык. Практически невозможно передать суть «идей в движении, развития, теории и концептуальных подходов, разнообразных оценок, плюралистических мнений, противоречий. Абсолютизация кодирования и ограничения процесса обучения литературе, искусству, обществознанию, истории, этике и психологии семейной жизни с чисто технологическими подходами приводит к бездумному запоминанию, к формализму в знаниях и недостатку идеологии в образовании.

В принципе, технология противостоит творчеству, потому что технология - это алгоритмизация, программирование. И это несовместимо с творчеством.

В то же время многое в образовательном процессе хорошо поддается технологизации. Это оправдывает себя, например, с точки зрения формирования навыков, изучения языков, решения задач по формулам, овладения трудовыми и физическими упражнениями и т. д. Выход учащихся на уровень отточенных навыков и умений является необходимым условием для развитие творческих способностей. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие плюсы и минусы технологии.

За:

  • умение диагностировать цель и результаты образовательного процесса;
  • достижение гарантированного результата в обучении;
  • повторяемость и воспроизводимость результатов;
  • сфокусированность технологий на достижении конкретных целей в обучении или образовании;
  • формирование навыков отточенного;
  • экономия времени, денег, усилий для достижения ваших целей;
  • при использовании звука их можно рассматривать как основу для развития творческого мышления и способностей.

Против:

  • сложность перехода на технологический режим обучения;
  • невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения;
  • увеличить отсутствие связи;
  • не работайте над развитием творческого мышления и творчества (особенно машинных технологий); исключение - технология проблемного, эвристического обучения;
  • работать на основе смоделированных алгоритмов и программ. Оценивая достоинства и недостатки педагогических технологий, необходимо помнить, что не существует технологий, способных заменить живое общение человека во всей красе его проявлений и возможностей в образовательном процессе. Наши рассуждения, по-видимому, будут способствовать формированию более полных суждений о выборе и использовании технологий в педагогическом процессе.

В психологической теории обучения интерактивное обучение основано на психологии человеческих отношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействия учителя и ученика как субъектов образовательной деятельности. Суть их заключается в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. В то же время учебный процесс организован таким образом, что учащиеся учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учиться критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующих Информация.

В интерактивных технологиях обучения роль педагога (вместо роли информатора, роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта влияния, субъекта взаимодействия), а также роль информации (информации). это не цель, а средство для освоения действий и операций) существенно меняются.

Все интерактивные технологии обучения делятся на не-симуляцию и симуляцию. Классификация основана на признаке рекреации (имитации) контекста профессиональной деятельности, его модели представления в обучении.

Не имитационные технологии не подразумевают построение моделей изучаемого явления или деятельности. Технологии моделирования основаны на моделировании имитации или имитационной игры, то есть воспроизведении в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые формы и методы интерактивных технологий обучения.

Проблемная лекция включает постановку проблемы, проблемную ситуацию и их последующее решение. В проблемной лекции противоречия реальной жизни моделируются через их выражение в теоретических концепциях. Основной целью такой лекции является приобретение знаний студентами при их непосредственном эффективном участии. Среди моделируемых проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка задачи побуждает студентов активно мыслить, пытаться самостоятельно ответить на вопрос, вызывает интерес к представленному материалу и активизирует внимание студентов.

Дискуссионный семинар предполагает коллективное обсуждение проблемы с целью определения путей ее надежного решения. Дискуссионный семинар проводится в форме диалогового общения его участников. Он включает в себя высокую умственную активность, прививает способность обсуждать, обсуждать проблемы, защищать свои взгляды и убеждения и выражать мысли кратко и ясно. Роли актеров в дискуссионном семинаре могут различаться.

Обучающая дискуссия является одним из методов проблемного обучения. Он используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, в то время как предлагаются альтернативные ответы. Для вовлечения всех присутствующих в дискуссию целесообразно использовать методологию совместного обучения (образовательное сотрудничество). Эта методика основана на взаимном обучении в совместной работе студентов в небольших группах. Основная идея образовательного сотрудничества проста: студенты объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию, чтобы выполнить общую задачу или достичь общей цели (например, найти решение проблемы).

Технология учебной группы при образовательном сотрудничестве может быть следующей:

  1. постановка задачи;
  2. формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, объяснение учителем ожидаемого участия в дискуссии;
  3. обсуждение проблемы в микрогруппах;
  4. представление результатов обсуждения всей исследовательской комиссии;
  5. продолжение обсуждения и подведения итогов.

Повышение качества знаний за счет использования инновационных педагогических технологий

Теоретическое обоснование технологии развивающего образования основано на педагогической парадигме, согласно которой различия в основной массе учащихся в плане обучения сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для освоения учебного материала. Если каждый ученик тратит время, соответствующее его личным способностям и способностям, то можно обеспечить гарантированное овладение базовым ядром школьной программы.

Классы с уровнем дифференциации функционируют путем разделения студенческих групп на мобильные и относительно однородные группы, каждая из которых осваивает программный материал в различных областях образования на следующих уровнях: 1 - минимальный (государственный стандарт), 2 - базовый, 3 - вариативный (творческий).

Основные принципы:

  • универсальный талант - нет бездарных людей, но есть люди, которые не занимаются собственным бизнесом;
  • взаимное превосходство - если кто-то получает что-то хуже других, то что-то должно работать лучше. Это то, что нужно искать;
  • неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

При организации модели может быть внутриклассовая дифференциация по среднему звену, осуществляемая путем отбора групп для отдельного обучения на разных уровнях (базовом и разном) по математике и русскому языку (прием в группы осуществляется на добровольной основе в соответствии с до уровня познавательного интереса студентов). Профильное обучение в начальной и средней школе, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертных оценок, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения учащихся.

Этот подход привлекает меня, потому что созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом овладения базовыми знаниями всеми студентами и в то же время с возможностью для каждого студента реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

Как показывает анализ результатов обучения, мне удается развивать в своих учениках такие полезные качества, как независимость, коммуникабельность, ответственность за результаты своей работы, способность принимать решения, но академические результаты оставляют желать лучшего.

Индивидуальный стиль обучения основан на индивидуальных особенностях каждого учащегося. Преподаватель должен уважать предыдущий опыт ученика, особенности его развития.

Дело в том, что некоторые студенты более трудоспособны по утрам, другие - днем; некоторые нуждаются в четком, иногда пошаговом руководстве со стороны учителя, другие предпочитают проактивное, независимое обучение, не терпят опеку; некоторые лучше воспринимают материал с визуальной поддержкой, другие лучше воспринимают материал на слух; некоторые могут работать сосредоточенно в течение 29-30 минут, другие отвлекаются через 5-10 минут; для одних предыдущий опыт познания богат, для других необходимо приложить немало усилий для его обогащения.

Традиционная школа не может учитывать весь спектр различий в личности учащихся. В результате те студенты, которые могли бы намного лучше изучать материал с визуальной поддержкой, вынуждены слушать объяснения учителя и сразу же отвечать на его вопросы; те студенты, которые значительно более трудоспособны днем, вынуждены приходить в школу утром; те, кто плохо подготовлен интеллектуально (и, возможно, духовно), вынуждены следовать темпам и методам, разработанным для более продвинутых учеников (так называемое среднее); Дети, которые не понимают некоторые жизненные принципы, основы, принятые в цивилизованном обществе, начинают комплексно. Именно поэтому необходимо развивать индивидуальные стили познавательной деятельности каждого учащегося.

При дифференцировании на уроках часто приходится готовить пакет дидактических материалов как минимум в 3 версиях. Например, 1-й вариант заданий - самый простой. Они включают теоретический материал, необходимый для усвоения темы, где необходимо восстановить полностью незаконченную запись формулы, теоремы, определения; пример решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который студент должен решить самостоятельно.

Задания для 2-й группы включают теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) И аналогичный пример, которому студент должен следовать самостоятельно; Также предлагается простой пример, который должен решаться независимо.

Задачи для 3-й группы включают проверку знаний по теории (возможно, по ранее затронутым темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задачу, в которой вам нужно применять нестандартный подход к решению.

Очевидно, что от одной группы к другой возрастает сложность выполнения заданий: такая организация обучения и закрепление учебного материала на практике облегчает перевод учащихся из одной группы в другую.

Описанная система полностью оправдывает себя, поскольку способствует формированию у студентов психологически комфортной среды, чувства уважения к себе и другим, дает им возможность и право выбирать уровень ассимиляции, соответствующий их способностям.

Многоуровневое образование - это хорошо забытое старое. Различные виды помощи отстающим детально разработаны, некоторые из них:

  • указание типа задания, правила, на котором основано задание или упражнение.
  • дополнение к заданию в виде чертежа, схемы (здесь также возможно разграничение справки: рисование, рисование без обозначения, рисование с обозначением, с выполнением дополнительной конструкции или рекомендации по ее выполнению и т. д.)
  • запись состояния (кроме словесного) в виде таблицы, иконки.
  • указание алгоритма решения (исполнения).
  • показ аналогичной проблемы, решенной ранее.
  • предложение выполнить вспомогательную задачу, ведущую к решению основного вопроса проблемы.
  • руководство по поиску решения через ассоциацию.
  • указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  • называя ответ, результат заранее.
  • деление сложной задачи на несколько элементарных.
  • поднимать наводящие вопросы.
  • указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
  • предупреждение о наиболее распространенных ошибках, неправильных подходах и т. д.
  • указание на ошибку на чертеже, в расчетах, при формулировании алгоритма работы, при установлении зависимостей и т. д. 

Очень важно, чтобы учитель, при составлении многочисленных карточек консультаций, таблиц советов, записок, помнил: задания должны быть выбраны таким образом, чтобы плохо выполняемые программы демонстрировали максимальную независимость, имели реальную возможность для развития.

Для самостоятельной деятельности студентов необходимо продумать не любую, а специальную помощь студентам, направленную на устранение конкретных пробелов в знаниях, тех или иных навыках.

Таким образом, важно сосредоточить внимание плохо успевающих учеников на всех возможных типах и методах тестирования алгебраических и геометрических задач, а также на математических упражнениях.

Вывод:

В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический словарь. Технология - это совокупность приемов, используемых в любом бизнесе, искусстве, искусстве (толковый словарь). Существует много определений термина «педагогическая технология». Мы выберем следующее: это такая конструкция деятельности учителя, при которой все включенные в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а реализация предполагает достижение необходимого результата и носит предсказуемый характер. Сегодня существует более ста образовательных технологий.

Среди основных причин появления новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных характеристик студентов;
  • осознание необходимости срочно заменить неэффективную словесную
  • (словесный) способ передачи знаний через системно-деятельностный подход;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечения гарантированных результатов обучения.

Понятие «технология обучения» сегодня не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как систематический метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и освоения знаний с учетом технических и людских ресурсов и их взаимодействия, направленного на оптимизацию форм обучения.

С одной стороны, технология обучения представляет собой комбинацию методов и средств обработки, представления, изменения и представления образовательной информации, а с другой - это наука о том, как учитель влияет на учащихся в процессе обучения, используя необходимые технические или информационные инструменты. В технологии обучения содержание, методы и учебные пособия взаимосвязаны и взаимозависимы. Педагогическое мастерство учителя заключается в выборе правильного содержания, применении лучших методов и средств обучения в соответствии с программой и поставленными учебными задачами.

Технология обучения - это системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • Цели обучения;
  • учебный контент;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • студент, преподаватель;
  • результат деятельности.

Таким образом, педагогическая технология функционирует как наука, изучающая наиболее рациональные способы обучения, а также как система методов, принципов и правил, используемых в обучении, и как реальный учебный процесс.

Любая педагогическая технология основана на том или ином философском фундаменте. Философские положения действуют как наиболее общие положения, которые являются частью методологического обеспечения образовательных технологий. Философские позиции вполне определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин.

Почему никакие инновации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Есть много причин для этого. Один из них чисто педагогический - низкая инновационная квалификация учителя, а именно невозможность выбрать правильную книгу и технологию, провести вводный эксперимент, диагностировать изменения. Некоторые учителя методологически не готовы к инновациям, другие - психологически, а другие - нет. Школа была и остается сосредоточенной на усвоении научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено доминированием силы учителя. Студент оставался вынужденным субъектом учебного процесса. В последние годы учителя пытаются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личное и другое обучение. Но главная проблема в том, что процесс познания теряет свою привлекательность. Число детей дошкольного возраста, которые не хотят ходить в школу, увеличивается. Позитивная мотивация к обучению снизилась; у детей больше нет признаков любопытства, интереса, удивления, желания - они вообще не задают вопросов.

Одна и та же технология может быть реализована разными исполнителями более или менее добросовестно, либо в соответствии с инструкциями, либо творчески. Результаты будут отличаться, однако, будут близки к некоторым среднестатистическим значениям, характерным для этой технологии.

Иногда мастер-преподаватель использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методы обучения. В этом случае стоит поговорить об «авторской» технологии этого учителя. Каждый учитель является создателем технологии, даже если он занимается заимствованиями. Создание технологий невозможно без творчества. Для учителя, который научился работать на технологическом уровне, когнитивный процесс в его развивающемся состоянии всегда будет основным ориентиром.

Таким образом, сегодня каждый учитель ищет наиболее эффективные способы улучшения учебного процесса, повышения интереса учащихся и повышения успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением учителей улучшить качество обучения призыв к переходу от индивидуальных методов к педагогическим технологиям становится все более и более настойчивым.