Инновационное развитие как основа стратегии экономической безопасности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 30.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теория контингентных (обусловленных) благ и страховой рынок  
Значение макроэкономической теории для экономической стратегии и экономической политики  
Предпринимательский риск: сущность, виды, причины, методы снижения  
Финансовая система и финансовая политика  


Введение:

Наука и техника стали сегодня решающим фактором экономического развития любой страны. Они играют ведущую роль в решении всех проблем экономического, экологического, социального, культурного развития. Результаты научных исследований как своего рода «информационный ресурс» позволяют повысить эффективность общественного производства и достичь высочайшего уровня экономического развития. Уже общепризнанно, что разработка и распространение новых технологий имеют решающее значение для роста производства и производительности.

Мировое сообщество находится под влиянием масштабной технологической революции, когда экономика страны развивается с учетом результатов развития новых информационных технологий и фундаментальных изменений в таких отраслях, как биотехнология, материаловедение. Каждая страна хочет закрепить свой статус экономически развитого, независимого государства, и поэтому проблема инновационного типа экономического развития является столь актуальной для общества и подлежит детальному рассмотрению. Российские и зарубежные ученые и экономисты давно занимаются этой проблемой, поэтому степень ее разработки достаточно высока.

Целью данной работы является анализ инновационного типа экономического развития: теория и российская практика.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 

  1. рассмотреть такие понятия, как экономический рост, экономическое развитие и инновационный тип развития. 
  2. проанализировать факторы инновационного развития. 
  3. проанализировать проблемы перехода к инновационному типу развития российской экономики. 
  4. рассмотреть перспективы развития инновационной экономики России. 
  5. обсудить механизм реализации инновационного типа экономического развития.

При написании курсовой работы использовались научные публикации в периодических изданиях, материалы научных конференций, учебники, электронные ресурсы. Используются такие методы, как анализ, синтез, метод дедукции. 

Инновационный тип экономического развития: теория 

Экономический рост и экономическое развитие. Концепция инновационного типа развития

За последние 100 лет было разработано немало концепций экономического роста. Основной упор сделан на выявление определенных аспектов механизма обеспечения экономического роста, его отдельных факторов. Это также необходимо, особенно для разработки мер по ускорению темпов экономического роста и развития. Но не менее важно точное определение их сущности. Без этого сложно наметить направления и методы прогрессивных преобразований, четко указать, к чему нужно стремиться.

Экономический рост - это количественное изменение в производственной системе страны (отрасли, предприятия), выражающееся в увеличении ВВП (ВНП) или чистого продукта (валового дохода) на предприятии.

Есть два типа экономического роста. Первый характеризуется количественным увеличением экономических ресурсов (факторов производства): строительством новых предприятий, электростанций, дорог, вовлечением новых земель, рабочей силы и природных ресурсов в хозяйственный оборот. Этот тип называется экстенсивным экономический рост. 

При таком типе роста ВВП достигается расширение сферы жизненного и общественного труда при условии, что средняя производительность труда в обществе не изменится. Экстенсивный рост - более простой тип экономического роста. Его главное преимущество заключается в том, что он обеспечивает самый простой способ повышения темпов экономического развития и позволяет относительно быстро и относительно дешево наращивать экономический потенциал страны.

Второй тип называется интенсивным экономическим ростом. Это происходит, когда рост ВВП опережает рост числа занятых экономических ресурсов. 

Понятно, что интенсивный экономический рост является основой для роста благосостояния общества. Это более сложный тип экономического роста, поскольку научно-технический прогресс начинает играть в нем решающую роль. Следовательно, это предполагает высокий уровень развития производительных сил, технологий, технологий, высокий образовательный и профессиональный уровень работников. Именно этот тип роста позволяет преодолеть проблему ограниченных ресурсов. Это означает, что одним из наиболее важных источников экономического роста в этом типе является ресурсосбережение, которое обходится обществу намного меньше, чем прирост ресурсов.

Поскольку научно-технический прогресс является неотъемлемой частью интенсивного экономического роста, необходимо рассматривать такую ​​составляющую научно-технического прогресса как инновации. Инновации - это инновации, внедряемые в производство или в сферу услуг в виде объектов, технологий, продуктов, которые являются результатом научных исследований, изобретений и открытий и которые качественно отличаются от своих аналогов (или не имеют аналогов). 

Концепция инноваций (инновации) впервые была введена в научный оборот австрийским экономистом Дж. Шумпетером. Его понимание инноваций шире, чем приведенное выше определение. Он писал: «Форма и содержание развития в нашем понимании в данном случае задаются понятием« реализация новых комбинаций ». 

Эта концепция охватывает следующие пять случаев: 

  1. Создание нового, то есть еще неизвестного потребителю товара, или создание нового качества того или иного товара. 
  2. Внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности, до сих пор практически неизвестного метода (метода) производства, которое необязательно основано на новом научном открытии и которое может также заключаться в новом методе коммерческого использования соответствующий продукт. 
  3. Развитие нового рынка сбыта, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности этой страны еще не представлена, независимо от того, существовал ли этот рынок раньше или нет.
  4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, в равной степени независимо от того, существовал ли этот источник ранее, или просто не учитывался, или считался недоступным, или его еще не было создано. 
  5. Проведение соответствующей реорганизации, например, закрепление монопольной позиции (путем создания траста) или подрыв монопольной позиции другого предприятия.

Значительный вклад в исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов длительностью 50-60 лет, разработал модели конъюнктурных циклов. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запасов средств производства, созданием условий для массового внедрения накопленных изобретений. Н.Д. Кондратьев связал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «До начала восходящей волны каждого большого цикла, а иногда и в самом начале, - писал он, - значительные изменения наблюдаются в условиях экономической жизни страны. общество. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях и открытиях, в глубоких изменениях в технике производства и обмена».

В мировой экономической литературе «инновация» трактуется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и ​​технологиях. 

В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко использоваться при переходе экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблема инноваций освещалась в рамках исследований по научно-техническому прогрессу, развитию науки и техники.

Под инновационным типом экономического развития необходимо понимать тип экономического развития, который подразумевает постоянное создание и эффективное развитие научно-технических инноваций (инноваций), новых технологий, видов продукции, организационных решений в оптимальном масштабе. Научные и технологические инновации, таким образом, являются решающим фактором конкурентной предпринимательской стратегии фирм на рынке. 

Под экономическим развитием следует понимать целенаправленное, поступательное изменение состава, взаимного расположения и взаимодействия элементов, уровня и качества функционирования производственной системы, повышения ее эффективности.

Существует сложная диалектическая связь между экономическим ростом и экономическим развитием как количественными и качественными изменениями в экономике. Можно представить экономический рост тремя способами: положительный - с увеличением производства; нейтральный - без изменений в производстве; отрицательно - при снижении производства. Развитие: прогрессивное; без изменения уровня качества продукции; регрессивный. Тогда есть девять возможных комбинаций.

Наиболее распространенными являются варианты роста: на основе или в сочетании с развитием; нет развития; с регрессивным развитием. Развитие как качественное улучшение производства встречается чаще: в сочетании с экономическим ростом - с ростом спроса; с уменьшением объемов производства - с уменьшением спроса; без экономического роста - со стабильным спросом. В то же время возможен и любой другой вариант, в том числе самый неблагоприятный: снижение объемов производства при регрессивных процессах на уровне развития производственной системы. В то же время материально-техническая база разрушается, производительность труда падает, материальное и энергопотребление единицы продукции возрастает, себестоимость повышается, и даже при росте цен рентабельность производства снижается.

В то же время, хотя экономический рост без развития увеличивает количество товаров, при отсутствии качественных изменений в производстве это требует пропорционального увеличения потребления ресурсов. Такой экономический рост не сопровождается увеличением производительности труда, снижением материалоемкости и капиталоемкости. В то же время себестоимость и цены, как правило, остаются постоянными, хотя при ухудшении условий производства они могут возрасти. В отсутствие увеличения объема спроса на продукцию отдельных отраслей промышленности повышение экономической эффективности возможно при развитии без роста.

В то же время объем производства остается неизменным, но техническое, технологическое и кадровое обновление, организационное совершенствование производства приводят к улучшению экономических показателей: повышается производительность труда, снижается капиталоемкость и себестоимость, из-за чего при незначительном Относительное снижение цен увеличивает рентабельность производства.

С точки зрения новой интерпретации основных понятий движущие силы экономического роста представлены несколько иначе. Роль и влияние одних и тех же факторов на экономический рост и развитие нестабильны и меняются в зависимости от сочетания различных условий и конкретной экономической ситуации. Чем больше диспропорция в экономике из-за недостаточной обеспеченности тем или иным фактором, тем более позитивно она влияет на темпы экономического роста, когда она меняется в направлении достижения баланса всех элементов производства.

Например, инфляция, фискальная и денежно-кредитная политика и политическая нестабильность не рассматриваются в большинстве моделей как наиболее важные макроэкономические факторы экономического роста. Некоторые факторы являются более простыми (уровень заработной платы, банковская процентная ставка), другие являются более сложными, то есть они определяются рядом простых факторов. Например, производительность труда зависит от уровня механизации, технологии и организации производства, организации труда, степени его стимулирования, профессиональной подготовки работников. Кроме того, ряд других, более простых факторов определяют спрос и предложение, которые влияют на темпы экономического развития.

В целом все факторы экономического роста и развития можно разделить на шесть крупных групп: ресурсные, производственные, мотивационные, структурные, рыночные и институциональные. Каждая из выбранных групп включает в себя несколько факторов, список которых можно увеличить, разбив их на более мелкие компоненты. Например, природные ресурсы должны включать землю, воду, леса, нефть, газ, уголь, полезные ископаемые и т.д .; к труду - численность населения, отношение к труду, уровень образования; к деньгам - сумма национального дохода, накопления, инвестиций; к материалу - промышленные здания и сооружения, машины и механизмы, сырье и материалы.

Между этими факторами существуют сложные взаимосвязи и взаимозависимости. Некоторые из них взаимозаменяемы в определенных размерах: трудовые факторы - материальные (то есть машины, автоматы, роботы), природные - денежные ресурсы (при отсутствии полезных ископаемых, нефти, газа их можно приобрести). Эффективность использования ресурсных факторов зависит от производственных и мотивационных факторов, а структурные и институциональные факторы влияют на проявление ресурсных, производственных и мотивационных факторов. Использование разных групп факторов для увеличения темпов экономического роста зависит от разных действующих лиц. Таким образом, степень влияния производственных факторов зависит от руководителей, специалистов и всего состава трудовых коллективов предприятий.

В условиях, когда проблемы экономического роста, развития, а также инновационного типа экономического развития стали более актуальными, изучение теоретических и прикладных вопросов этой темы заслуживает более глубокого изучения. Это может способствовать выбору эффективных направлений развития производства, достижению более высоких темпов экономического роста, повышению уровня материального благосостояния населения. 

Факторы инновационного развития 

При раскрытии концепции инновационного типа экономического развития необходимо раскрывать факторы, влияющие на него. 

Итак, вот они: 

  1.  свобода творчества 
  2.  свобода предпринимательства 
  3.  конкуренция 
  4.  высокий уровень образования 
  5.  наука

Мы раскроем каждую концепцию подробно. 

Свобода творчества является ядерным условием инновационной экономики. Суть творчества - поиск неординарных решений в самых разных областях. Свобода творчества необходима для расширения поля поиска для каждого, чтобы снять ограничения, за которыми можно найти лучшие решения. 

Каждый человек живет в мире ограничений, формальных и неформальных, которые сужают свободу его выбора, но в то же время облегчают жизнь, позволяют многое делать автоматически, без участия мышления и выбора решений. Если существует слишком много ограничений, пространство свободы слишком сильно сокращается, возможности для творчества сокращаются. Таким образом, пространство для открытий и инноваций сокращается.

Следует подчеркнуть: важна не абстрактная свобода, важен оптимальный баланс творческой свободы и ограничений. Этот баланс, в конце концов, каждый ищет для себя. Но общество, навязывая свои ограничения, тоже участвует в этом поиске. Инновационная экономика предполагает, что баланс перемещается в пользу свободы, ограничения, по крайней мере внешние по отношению к человеку, должны быть уменьшены.

Общество структурировано таким образом, что люди имеют разные способности, и значительная часть из них предпочитает, чтобы жизнь была четко регламентирована. Меньше думать самим. Они обычно не очень ценят свободу, пока она не станет жизненно важной. Но каждый составляет свою собственную картину мира, в которой он пытается найти место для себя и таким образом, чтобы оправдать свой образ жизни, уважать себя и ценить свое достоинство. И в этой картине важно занятие человека, соблюдение его личных способностей и склонностей, поэтому удовлетворение его собственной работой и той долей творчества, которая в нем содержится.

Конечно, профессия должна обеспечивать средства к существованию для себя и семьи в соответствии с социально принятыми стандартами. Но есть определенная доля людей, обычно меньшинство, которые явно или неявно обладают большими способностями и талантами в определенной области. Им нужно больше свободы для творчества, они стремятся избавиться от ненужных правил и ограничений. Вопрос заключается в том, будут ли ограничения и нормативные акты построены скорее по максимуму, с ориентацией на тех, кому не нужно много, или, скорее, как минимум, с ориентацией на тех, кому больше нужна свобода для творческой деятельности. Кажется очевидным, что минимум инноваций подходит для инновационной экономики, чтобы наилучшим образом использовать творческий потенциал людей.

Креативность сейчас часто обозначается иностранным словом креатив. В своей книге «Творческий класс: люди меняют будущее» Ричард Флорида отмечает, что название нового этапа экономического развития - «информация» или «экономика знаний» - является неточным. Современная экономика основана на человеческом творчестве. Творчество стало «основным источником конкурентного преимущества». Инновационную экономику можно назвать креативной экономикой. 

Флорида цитирует профессора Стэнфорда Пола Ромер: «Заметный рост уровня жизни - помимо повышения конкурентоспособности на рынке - всегда зависит от хороших рецептов, а не от размеров порций». Подумайте об этом, количество не так важно, как новизна.

Творчество всегда присутствовало в человеческой деятельности. В наше время промышленная революция была результатом потока инноваций с резко возросшей интенсивностью. Правда, в истории капитализма была тогда организационная эра, когда концентрация производства и рост монополий через серию организационных инноваций, которые позволили создать массовое производство стандартных продуктов и реализовать эффект масштаба, стали подавлять творчество и инновации организаций. Но теперь, когда прошло время, появилась необходимость поддерживать новую форму баланса между организацией и свободой творчества.

Теперь мы можем наблюдать появление нового качества: если раньше инновации были в основном воплощены в дизайне товаров, в технологии их производства, то сейчас все больше происходит разделение их производства на самостоятельные виды деятельности, появление все больше и больше творческих индустрий. Инновация всегда в конечном итоге за открытием. 

Открытие - это чисто индивидуальный поступок человека, человека, который пережил своего рода просветление, большое и маленькое. Когда-то это, вероятно, называлось Божьим откровением. Жизнь человека, который пережил такой опыт, наполнена смыслом, и он хочет все больше и больше повторений. Чем больше инноваций и открытий, тем больше счастливых людей.

Свобода предпринимательства является, во-первых, составляющей свободы творчества. Предпринимательство - это всегда поиск неординарных решений. Хотя у бизнеса своя рутина. Но предпринимательство - это вид творчества, ориентированный не на познание, не на открытия, а на прибыль. Он всегда эгоистичен, это его природа и, следовательно, польза от него для общества. Но это также опасность, которая требует нормативных, юридических и этических норм, чтобы удерживать бизнес в определенных пределах. И здесь баланс ограничений и свободы также важен, меняясь с изменением обстоятельств.

Инновационная экономика здесь тоже, очевидно, требует сдвига баланса в сторону большей свободы. Во-вторых, предприниматель является естественным и основным потребителем инноваций. Его не существует, и нет адреса, по которому отправляются плоды изобретения. Больше свободы предпринимательства - в конце концов, больше спроса на инновации и те интеллектуальные продукты, которые используются для их создания. 

Сегодня некоторые страны сталкиваются с проблемой: предприниматель не хочет тратить деньги на инновации, исследования и разработки. У него вполне объяснимые и, в принципе, устранимые причины для этого. Во-первых, необходимо учитывать, что возможности технологического заимствования, которые рационально используются в первую очередь, далеко не исчерпаны.

Вторая причина: в рамках закона предпринимательство должно быть действительно бесплатным. Если он отказывается от долгосрочных или рискованных проектов, если он может и вынужден платить взятки чиновникам или тратить свои средства по указке людей, которые не имеют никакого отношения к бизнесу, то он не является бесплатным. Более того, оно не является бесплатным в измерении, которое поощряет инновации. Бизнес должен быть под давлением, но в основном со стороны рынка, а не чиновников.

Здесь можно говорить более конкретно об институтах, которые гарантируют свободу предпринимательства. Они хорошо известны: верховенство закона, независимый и компетентный суд, внушающий доверие, способный выносить судебные решения против государства, если его представители нарушают закон. Это также административные барьеры, свободный доступ на рынок, обеспечение безопасности бизнеса от коррупции и криминального воздействия. Ключевым вопросом является защита прав собственности, в том числе прав интеллектуальной собственности, и обеспечение соблюдения договоров. Это общие истины, но если они не соблюдаются, если эти учреждения не работают с требуемой эффективностью, деловая активность будет снижена или будет неправильно направлена. Спрос на инновации будет ниже.

Конкуренция является абсолютно необходимым дополнением к свободному предпринимательству. Это создает стимулы для инноваций с целью обновления продуктов, повышения производительности и снижения затрат, что позволяет вам некоторое время получать монопольный доход, пока это не повысит привлекательность рынка и не привлечет конкурентов. Те, кто готовит инновации к этому моменту, имеют шанс еще больше укрепить свои позиции. Те, кто не обращают внимания на инновации, не только не получают доступа к монопольному доходу, но и вынуждены все время идти за хвостом под угрозой разорения. Конечно, в разных отраслях ситуация разная, но отрасли могут отставать, теряя способность привлекать капитал с финансовых рынков и снижая свою долю в национальном продукте.

Таким образом, конкуренция заставляет всю экономику поддерживать свой тон и, прежде всего, благодаря мотивации инноваций. Равенство условий для конкуренции имеет фундаментальное значение, так что невозможно получить конкурентные преимущества каким-либо иным способом, кроме внедрения наиболее эффективных инноваций, чтобы их выбор осуществлялся не на основе связей и привилегий, а только по экономическим критериям. Для этого конкуренция не должна быть идеальной в теоретическом смысле, достаточно того, что она создает необходимые стимулы и должна быть более эффективной, чем бюрократия, что не так сложно. Но, конечно, теперь конкуренция должна быть усилена, чтобы не отставать от приемлемых тенденций концентрации и монополизации, естественных для рыночной экономики.

Высокий уровень образования является необходимой предпосылкой свободы творчества и инновационной экономики в целом. Открытие, ведущее к инновациям, обычно предполагает обладание самыми передовыми знаниями в своей и смежных областях. Без этого "деревянные велосипеды" получаются. По этой причине в странах должно быть как можно больше людей, обладающих самыми передовыми знаниями, а также навыками для их постоянного обновления. Отсюда и высокие требования к образованию. Он должен решить две противоречивые задачи: первая заключается в предоставлении широких образовательных и профессиональных квалификаций, включая овладение определенным набором компетенций и навыков, всеми гражданами страны, с тем чтобы они были конкурентоспособными на рынке труда. Во-вторых, выявление, отбор и обучение наиболее способных, одаренных, талантливых людей, чем меньше талантов выявляют и продвигают, тем меньше будет открытий и инноваций, потому что именно этим людям прежде всего должны быть созданы условия для творческих поисков. Они сами сделают выбор, но общество в своих интересах обязано создать им наилучшие условия для выбора. Все молодые люди должны иметь равные возможности, независимо от статуса и достатка их родителей. Подобные требования к системе образования выдвигались в течение длительного времени, но они приобретают особую актуальность для инновационной экономики.

Наука, как и образование, является основой инновационной экономики. Наука получает новые знания, образование распространяет и систематизирует их для облегчения восприятия. Сегодня хороший учебник - это, прежде всего, сборник последних достижений в этой области, встроенный в логическую, связную картину. Таким образом, наука в основном обеспечивает знания, которые являются содержанием образования, а образование готовит кадры для науки. Следует также отметить, что современная особенность нашего общества состоит в том, что главной проблемой постиндустриализма по отношению к науке, безусловно, является ситуация полной замены «духа знания» «духом предпринимательства».

Студенты мотивированы стремлением не к истинным, а к прибыльным знаниям. Талантливых ученых привлекают на уроки науки за достойную зарплату, но они не заинтересованы в инновациях. Подтверждением может стать статья «Российская газета» «Молодежь, отвернувшаяся от науки», подготовленная Натальей Барановской (далее - цитата): «Если среди первокурсников российских вузов доля тех, кто планирует работать в области науки и инновационное предпринимательство составляет 68%, тогда среди выпускников - только два процента. Где остальные 98% выпускников собираются работать? Оказывается, 31% заинтересованы в работе за границей, и неважно, какого рода, 14% видят себя на государственной службе, а 9% вообще не знают, куда пойдут на работу». 

Чтобы сформировать инновационный тип экономического развития, все вышеперечисленные факторы должны быть приняты во внимание. Только весь их комплекс обеспечит формирование такого актуального типа экономического развития, как инновационный. 

Инновационный тип экономического развития: российская практика 

Проблемы перехода к инновационному типу развития российской экономики

Россия идет по инновационному пути, переходит на качественно новый этап своего развития - инновационный. Переход России на новый этап экономического развития предполагает учет высочайших мировых достижений научно-технического прогресса в сочетании с национально-исторической спецификой страны, ее экономики и особенностями ее современных проблем. Одна из этих проблем связана с тем, что курс на модернизацию российской экономики был объявлен после 15-17-летнего перерыва в инновационном процессе.

Поэтому его ориентиры должны объективно служить последними результатами, которые были получены мировой наукой и техникой за последние годы, «перешагнув» промежуточные этапы. При переходе к инновационному типу экономического развития экономика сталкивается с рядом проблем, которые необходимо решить. Что ж, давайте рассмотрим их в контексте российской действительности.

В развитии инноваций в развитых странах большую роль играет средний и малый бизнес. Но он, конечно, не является лидером своего инновационного развития. Этот процесс возглавляют крупные корпорации, чья сфера деятельности включает в себя средний и малый бизнес. А в России на первом плане создания и внедрения новых технических средств должны быть не маломощные и плохо оснащенные предприятия, а крупнейшие государственные и частные корпорации, реализующие федеральные целевые и целевые инвестиционные программы [7].

Но как насчет реальной ситуации? Сегодня ситуация такова, что госхолдинги не используют средства, выделенные из бюджета. Получается, что в начале принятия государственной стратегии инновационного развития не было соответствующего механизма экономического стимулирования и административного воздействия на эти объединения.

Ключевым вопросом инновационного развития является обновление основных фондов. Однако кризис 1990-х гг. прервал этот процесс, который продолжался в советской экономике в годы так называемой «стагнации». Даже в последнюю пятилетку 1986-1990 гг. ввод основных фондов составил 4,2% годового прироста. В 1991-1995 гг. оно уменьшалось в среднем на 20,5% в год. Сокращение, хотя и медленное, продолжалось в течение следующих пяти лет (- 1,5%). Только тогда начался положительный рост этого показателя (12% в период 2001-2005 гг.).

Такую же динамику демонстрируют инвестиции в основной капитал, которые служат источником расширения и обновления на инновационной основе. Между ними существует тесная, почти прямая связь, которая удлиняется в зависимости от времени, характера инвестиций и эффективности их использования. До 1990 г. инвестиции в основной капитал росли, с 1991 г. они начали резко падать (-22,1%), а в 2001-2005 гг. увеличить снова. В 2006 году ввод основных фондов превысил уровень предыдущего года на 16,1%, а инвестиции увеличились на 13,7%.

Сегодняшняя Россия просто нуждается в инновационном обновлении капитала. По разным оценкам, требуется обновление с 50 до 80% (для разных отраслей) основного капитала. Теоретически обновление существующего капитала и расширение основного капитала также может происходить на том же материально-техническом уровне. На этом пути Россия будет отставать в мировой экономике, снижать свою конкурентоспособность на мировом рынке и ослаблять, не обеспечивая самостоятельного расширенного воспроизводства, систему своей экономической, политической и национальной безопасности.

Что происходит в данный момент. Главным образом из-за того, что многие промышленные предприятия потеряли приток инноваций и научной поддержки. Кроме того, здесь преобладают морально и физически изношенные машины и оборудование, что не позволяет осваивать и внедрять передовые, научные и технические достижения. 

В результате технологическое отставание от зарубежных конкурентов увеличивается. В поддержку вышесказанного приведу данные Всемирного экономического форума: Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран за 2010-2011 годы, российская экономика не становится инновационной и продолжает терять свою конкурентоспособность. Так, в рейтинге 139 стран по уровню конкурентоспособности Россия опустилась с 51-го на 63-е место. Цифры говорят сами за себя.

Одним из очевидных факторов «богатства народов» в современном мире является инновационная активность, которая часто рассматривается как прямая причина процветания стран, занимающих лидирующие позиции в мировой экономике. Но инновации происходят в конкретном институциональном контексте.

В современной неоинституциональной теории основной упор обычно делается на те факторы, которые определяют спрос на инновации и получаемую в результате награду для тех, кто разрабатывает и внедряет их. Другим, более «незаинтересованным» учреждениям уделяется меньше внимания. Но о какой инновационной деятельности можно говорить, если в России все еще не предусмотрены серьезные меры по защите инновационной собственности? Закон должен предусматривать дополнительные меры по защите интеллектуальной собственности не только авторов изобретений, промышленных образцов, но и физических и юридических лиц, которые осуществляют инновации, разрабатывают и внедряют инновационные ноу-хау.

В связи со снижением инновационной активности отечественных предприятий доля России на мировом рынке наукоемкой продукции в 2008 году составила менее 0,3%, а в США - 36, Японии - 30, Германии - 17%. Из года в год приток импортных товаров в страну растет, в основном за счет потребительских товаров. Представленные данные свидетельствуют о низкой инновационной активности предпринимательского сектора экономики, об отсутствии эффективного механизма формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Очевидно, что сохранение современной технологической структуры экономики неизбежно приведет к дальнейшему снижению конкурентоспособности страны.

Среди основных причин низкой инновационной активности экономики можно выделить следующие:

  • низкое качество управления на макро- и микроуровнях;
  • недостаточное развитие поддержки научного управления;
  • равнодушие делового сектора к науке и инновациям, отсутствие надлежащей деловой культуры, ориентация на максимизацию прибыли в краткосрочной перспективе;
  • отсутствие системного инновационного законодательства;
  • коррупция и наличие так называемых откатов при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для НИОКР;
  • отсутствие эффективных механизмов государственного регулирования финансовых потоков предприятий и организаций;
  • низкая продуктивность научной и научно-технической деятельности, отсутствие активного рыночного спроса на результаты интеллектуальной деятельности;
  • нехватка квалифицированных кадров из-за дисбалансов в развитии системы профессионального образования с точки зрения уровней знаний и отраслевой структуры, а также низкого качества их подготовки;
  • высокая стоимость инноваций и экономический риск.

И, самое главное, разрыв между наукой, образованием и производством в последнее время вырос до критической точки: они оказались организационно и экономически разделены. А без интеграции науки, образования и производства, объединенных национальной инновационной стратегией, экономика не сможет развиваться. Кроме того, даже в государственном секторе наука организационно раздроблена на различные структуры (государственные академии наук, министерства и ведомства, государственные корпорации), которые в научном и инновационном плане слабо взаимодействуют друг с другом, что также препятствует научному, техническому и инновационному развития, приводит к рассеиванию и неэффективному расходованию бюджетных средств.

Для проведения единой государственной научно-технической политики недопустимо разделять остатки научно-технического потенциала страны на различные структуры с автономией ведомственных и личных интересов конкретных «эффективных менеджеров» из науки и образования, которые зачастую не совпадают с национальными интересами. 

Чтобы вывести экономику страны на более высокий уровень ее развития, необходимо: 

  • увеличить долю занятых в средне и высокотехнологичных отраслях и долю занятых в сфере высокотехнологичных услуг; приток персонала будет стимулировать уровень оплаты труда, приближающийся к западным стандартам; 
  • увеличить бюджетное финансирование научных исследований и разработок.
  • увеличить количество патентов, используемых в высокотехнологичных отраслях, увеличивая внимание к защите интеллектуальной собственности; 
  • увеличить количество пользователей Интернета; 
  • увеличить объем рынка информационных технологий, активизируя партнерские отношения с лидерами в области высокие технологии.

Следующая проблема перехода российской экономики на инновационный путь развития заключается в том, что отсутствие конкурентоспособности отечественных товаров для широкого доступа на мировые рынки предопределяет существующие приоритеты инновационной деятельности предприятий. Он ориентирован в первую очередь на максимальное удовлетворение спроса отечественных потребителей. В современных условиях предприятия стали более полно осознавать неадекватность собственного инновационного потенциала, что обусловлено слабым уровнем развития научно-исследовательской базы в сфере производства, отсутствием готовности осваивать новейшие научно-технические достижения, отсутствием квалифицированных кадров. персонал, и отсутствие связей сотрудничества. Отсутствует информация о новых технологиях и потенциальных рынках сбыта инновационной продукции на предприятиях.

Россия может приблизиться к инновационной экономике, сконцентрировав свой интеллектуальный потенциал. Известно, что специализированные страны четко обозначают направление концентрации своего интеллектуального потенциала, что также позволяет создавать альянсы между учеными, бизнесом и государством (что, как известно, является признаком инновационной экономики). Известно, что специализация позволяет определить, где страна имеет преимущество, как технологическая политика может их улучшить, какой рынок позволяет получить максимальный эффект от инноваций». 

Необходимо преодолеть сырьевую ориентацию экономики, которая требует быстрого восстановления и дальнейшего роста обрабатывающей промышленности, темп роста которой в ее вкладе в ВВП в 2007 году составил всего 2,9% при росте ВВП в размере 7.4%.

Внедрение инновационных технологий в области государственного управления грозит дестабилизировать существующую бюрократическую систему, поскольку сделает деятельность чиновников прозрачной. И бюрократы отчаянно сопротивляются этому. 

В то же время государство не может заменить рыночную инфраструктуру. Его задача - создать благоприятные условия для инвестиционной среды внутри страны и оказать поддержку нашим высокотехнологичным компаниям на мировом рынке. С одной стороны, доступ к ключевой инфраструктуре: офисы, телекоммуникации, кредиты недостаточен и очень дорог. С другой стороны, до сих пор нет экспортных агентств. Таким образом, российское государство - в отличие от других - скорее поможет иностранным конкурентам, чем его новаторам.

Существуют экономические факторы, которые препятствуют инновациям: 

  1.  нехватка собственных средств 
  2.  отсутствие финансовой поддержки со стороны государства 
  3.  низкий платежеспособный спрос на новые продукты 
  4.  высокая стоимость инноваций 
  5.  высокий экономический риск 
  6.  длительные сроки окупаемости инноваций 

Производство факторы: 

  1.  низкий инновационный потенциал предприятия 
  2.  недостаток квалифицированных кадров 
  3.  недостаток информации о новых технологиях 
  4.  недостаток информации о рынках сбыта 
  5.  нечувствительность предприятия к инновациям 
  6.  отсутствие возможностей для сотрудничества с другими предприятиями и научные организации 

Другие причины: 

  1.  недостаточная правовая база
  2.  неопределенность сроков инновационного процесса 
  3.  неразвитость инновационной инфраструктуры 
  4.  неразвитость рынка технологий. 

Вполне естественно, что путь к успеху на мировом рынке должен начинаться с нашего внутреннего рынка, прежде всего, с монополий, у которых есть деньги, есть научные и технические проблемы, и которые, как мы думаем, должны быть заинтересованы в снижении затрат. Но в монополиях каждый зарабатывает деньги как можно лучше. Менеджеры по-своему, а в производстве - по-своему, а именно: они завышают суммы, выделяемые, например, на капитальный ремонт, в ущерб переоборудованию, и выполняют работы силами третьих сторон. сторонние подрядчики.

Поэтому во всех определяющих жизнь секторах экономики страны действительно отказываются от инновационных разработок, поскольку они каким-то образом снижают эксплуатационные расходы на оборудование, а следовательно, они уменьшают финансовую базу, от которой зависят коррумпированные интересы группы заинтересованных сторон. Общая годовая стоимость искусственного завышения затрат во всех жизненно важных секторах экономики: электроэнергетика, теплоэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, железная дорога, постоянно растет и в настоящее время составляет около 400 млрд. рублей.

Если речь идет об обязательном успехе на мировом рынке, то следует говорить о росте доходов от экспорта наукоемкой продукции. Темпы роста инновационных доходов, необходимые для страны, могут быть определены исходя из возможной опасности падения мировых цен на нефть и исходя из суммы конкретных сумм, необходимых для преодоления проблем бедности, социальной напряженности. Чтобы действительно накормить людей, а не дразнить их пустыми обещаниями, необходимо увеличить экспорт на величину, сопоставимую с экспортом сырья, а точнее, увеличить экспорт высокотехнологичной продукции на 100 миллиардов долларов через 10-15 лет необходимо выделить доходы от инновационного экспорта в бюджет отдельной строкой и определить контрольные показатели по годам.

Таким образом, анализ показал, что инновационная активность в России переживает трудные времена. Современное развитие инновационных процессов во всех отраслях экономики страны все еще находится на очень низком уровне. Инновационная инфраструктура в стране развита слабо. Он представляет собой отдельные, не связанные фрагменты.

Кроме того, ощущается нехватка рабочих и специалистов в наукоемкой отрасли экономики, а также в сфере организации и управления инновационной деятельностью, коммерциализации достижений науки и техники. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеется значительный фундаментальный и технологический фундамент, уникальная научно-производственная база, но в то же время направленность этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в сфере производства и других областях. активности крайне слаба. 

Перспективы развития инновационной экономики России

В начале 90-х гг. Двадцатый век ознаменовался крахом некогда могущественного советского научно-технического комплекса, сопровождавшегося деградацией многих отраслей промышленности: машиностроения, химической, энергетической и ряда других. Отток специалистов за границу стал массовым. Россия, оставаясь крупнейшей страной в мире по территории и запасам природных ресурсов, признаваемая всеми как военно-политическая сверхдержава, приобретает все новые и новые черты сырьевого придатка стран Запада и Востока, погружаясь все глубже и глубже в болото так называемой голландской болезни.

В течение 1980-х и 1990-х годов, когда в российском обществе происходили радикальные реформы, страны, составляющие ядро ​​мировой экономики, приобрели статус взаимосвязанных международных научно-технических производственных центров, определяющих развитие науки, техники и технологий во всем мире. По сути, логика развития мировой экономики оставляла у России только две возможности: либо ухудшиться, либо превратиться в экономику второго сорта, стать объектом насильственного разделения; или ворваться в когорту атомных экономик, наращивая ее производственный, научно-технический, организационный потенциал, находя пути преодоления экономических и социально-политических проблем.

Понимание происходящего нашло определенное отражение в российской государственной политике. Даже в годы величайшего расцвета экономического либерализма и беспрекословного следования за внешней политикой Запада были приняты решения, направленные на активизацию научно-технического прогресса. В частности, в конце 1990-х гг. разработана и принята специальная программа инновационного развития экономики России. С 2001 года проблема инновационного развития присутствует в каждом ежегодном послании Президента Федеральному Собранию.

С самого начала инновационное развитие рассматривалось как противоположность сырьевому сценарию будущего российской экономики. Всей системе связей в вертикали власти (начиная с федерального правительства) было поручено разработать новую стратегию развития и комплекс мер по ее реализации. 

Решение этой чрезвычайно сложной задачи требует преодоления идеологии безграничного либерализма, ограничения интересов относительно широких деловых и бюрократических групп, которые извлекают выгоду из сырьевой ориентации российской экономики, поиска баланса между частным и общим, стихийным и сознательным , В то же время важно понимать, что сама теория инновационного развития все еще находится в зачаточном состоянии.

В России был принят ряд программных документов, направленных на стимулирование инновационного развития. В «Основах политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 года» подчеркивается, что основной целью государственной политики в области развития науки и технологий является «переход к инновационному развитию страны».  Сегодня предпринимается ряд практических мер для реализации нового стратегического курса: создаются особые экономические зоны, такие как, например, строящийся инновационный центр «Сколково», реализуются программы по стимулированию малого инновационного бизнеса (программы «Старт» «Темп» и ряд других), создание российской венчурной компании, также создание и распространение по всей стране общероссийской общественной организации «Молодая инновационная Россия». Целью этой организации является: объединить молодых ученых, предпринимателей, изобретателей и новаторов, чтобы помочь обществу в развитии социальных форм внедрения научно-технических инноваций. 

Предпринимаются шаги по улучшению административных, правовых и финансовых условий для образования и функционирования малого и среднего бизнеса. Система высшего образования и государственного финансирования научных исследований реорганизуется. 

Выше было подчеркнуто, что с начала нового тысячелетия проблема инновационного развития постоянно присутствует в выступлениях Президента.

Однако первый государственный конкурс национальных инвестиционных проектов, проведенный в 2006 году, показал, что среди победителей не было ни одного инновационного проекта! Проверка федеральных целевых программ, проведенная федеральным правительством в том же году, показала, что среди «безнадежных» (то есть, по сути, неудачных) принятых программ «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы», изначально направленных на ускорение инновационного развития, был получен.

Анализ проекта федерального бюджета на 2007 год, утвержденного администрацией президента и правительством, показывает, что сокращение доли ассигнований на финансирование фундаментальной науки (одно из важнейших условий инновационного развития) не только не приостановлено, но и продолжается расти. Так, в 1994 г. 2,6% расходов федерального бюджета было направлено на финансирование фундаментальной науки, в 2000 г. - 2%, в 2007 г. - 0,9%. 

За период 1994-2007 гг. в абсолютном выражении расходы на государственную безопасность увеличились на 450%, расходы на оборону - на 250%, расходы на фундаментальную науку - только на 20%. 

Зарплаты исследователей и преподавателей в университетах остаются на нищенском уровне.

В российской экономике нет сомнений, что существует инновационный процесс и инновационное развитие. Но их наличие не дает оснований полагать, что российская экономика является инновационной. 

Прежде всего, звенья инновационного процесса чрезвычайно непропорционально развиты и искаженно связаны с национальным и мировым воспроизводством. Российская Федерация, будучи одной из восьми наиболее развитых стран в мире, входит в число экономически не самых развитых стран по абсолютной величине расходов на НИОКР и их доле в ВВП.

В структуре российского экспорта наукоемкая и высокотехнологичная продукция занимает непропорционально малое место (по сравнению с высокоразвитыми странами). Основная масса инноваций сконцентрирована в основном в нескольких отраслях (оборонная, горнодобывающая, космическая, атомная и некоторые отрасли пищевой промышленности). Конечно, в такой огромной стране, как Россия, инновации можно найти практически во всех отраслях. Но это само по себе еще не характеризует масштаб инновационной активности и ее уровень.

Изучение новых инновационных процессов не следует отрывать от реальности, а именно от того, что, во-первых, современная экономика, особенно российская, продолжает оставаться преимущественно индустриальной (в какой-то степени даже доиндустриальной), а во-вторых, именно промышленная основа является фундаментальной материальной основой современного развития высокотехнологичных процессов, таких как новаторские инновации, такие как новейшие информационные системы, биотехнология и нанотехнологии.

В июле 2007 года Министерство экономического развития Российской Федерации впервые за годы реформ представило на веб-сайте государственного управления проект долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Затем В этот документ были внесены изменения, вместо трех сценариев трехступенчатый переход к «модели инновационного социально-ориентированного развития»: 2008–2012; 2013–2017; 2018–2020 годы. 10–15 лет - среднесрочный горизонт в инновационном обществе. В последние год или два в нашей стране, после длительного перерыва, интерес федеральных и региональных властей к долгосрочному планированию экономического развития, похоже, вновь появился.

Одной из основных ошибок в рассматриваемом документе - как по месту появления в нем, так и по значимости - является обозначение периода 2008-2020 гг. в долгосрочной перспективе. Эта характеристика не совсем корректна, долгосрочный период считается равным пятидесяти и более годам, а период в 10-12 лет считается типичным среднесрочным. 

Также в «Концепции ...» понимание долгосрочного периода противоречит некоторым особенностям современной инновационной экономики. Сегодня существует повышенный спрос на две разные человеческие способности: продуктивность - творчество, создание нового - и потребитель - способность встраивать это новое в уже сложившуюся систему обеспечения жизни людей и общества.

Творческие способности формируются с первых лет жизни каждого ребенка, и семья, родители и другие близкие родственники играют в этом деле незаменимую роль. Таким образом, полный жизненный цикл такого товара, как «творчество личности», включая его «производство» и «применение», составляет не менее пятидесяти или шестидесяти лет, и семья превращается в базовый «производственный участок» общества как целое. 

При разработке долгосрочной стратегии в постановке проблемы важно уточнить, должна ли Россия в ближайшие 10 лет посвятить все свои усилия решению проблем глобальной конкурентоспособности, не отдавая приоритет инвестициям в проекты, обеспечивающие конкурентоспособность отечественной экономики. производители на внутреннем и региональном рынках.

Есть серьезные причины для отрицательного ответа на этот вопрос. Российская промышленность сталкивается с проблемой конкурентоспособности на внутреннем рынке более остро (можно сказать, критически), чем на мировом рынке. В то же время важно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на региональных рынках. Ввиду большого масштаба внутренних и региональных рынков, доступных России для наукоемких товаров и услуг, их развитие обеспечит достаточно высокий статус России в мировом масштабе, учитывая тот факт, что в долгосрочной перспективе, до 2020 года Россия остается одним из крупнейших поставщиков энергоносителей и сырья.

Другая постановка вопроса об инновационном развитии практически неосуществима. Невозможно создать один комплекс высокотехнологичных производств и расширить позиции на мировых рынках высокотехнологичной продукции в условиях, когда наука, образование, машиностроение, энергетика, химическая промышленность и другие отрасли будут продолжать деградировать. Россия не может быть ограничена одним узким комплексом высокотехнологичных отраслей - необходимо структурировать всю отрасль в виде множества комплексов высокотехнологичных отраслей.

В проекте концепции, по сути, предлагается оставить только специализированные производственные мощности крупных иностранных фирм в традиционных отраслях, таких как сборка из компонентов, импортируемых из-за рубежа. Это периферийная стратегия. Следуя примеру Китая, Турции, Словакии, не говоря уже о Швеции и Финляндии, России необходимо создать собственные мощные фирмы с наукоемким и высокотехнологичным производством.

В качестве цели Министерство экономического развития и торговли формулирует ориентацию на инновационное лидерство России в мире на основе передовых исследований и разработок, высоких технологий и образовательных услуг на мировых рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10%). в четырех-шести или более позициях. Сложно сказать, можно ли получить статус мирового лидера в области инноваций, продвинувшись вперед на столь большом количестве крупных позиций. В Соединенных Штатах все военно-технические проекты, предусматривающие инвестиции свыше 1 млн. Долл. США, публично обсуждаются в комитетах конгресса с публикацией обсуждения (без раскрытия технологических секретов).

Наши оборонные проекты до сих пор засекречены, хотя всем известно, что за последние 15 лет не было создано никаких новых моделей оборудования. Принимая во внимание тот факт, что мы полностью ликвидировали НИОКР для гражданского оборудования, неясно, на каких крупных позициях и на каких рынках у нас будет не менее 10% рынка высокотехнологичных товаров. Вряд ли, но допустим, что мы будем создавать новые модели военных и гражданских самолетов, атомных подводных лодок, ядерных реакторов, космических технологий, кораблей для гражданского флота, вертолетов, систем противовоздушной обороны, некоторых продуктов на основе нанотехнологий для мирового рынка. Это более шести основных позиций.

Но как насчет сельскохозяйственного машиностроения, необходимого для внутреннего рынка, на котором СССР был одним из мировых лидеров? Кто будет поставлять подвижной состав для российских железных дорог, строительную технику? Кто будет поставлять новое оборудование для сектора энергетики и коммунальных услуг? Начнет ли Россия строить нефтяные платформы для своего шельфа? Кто будет производить оборудование для химической промышленности? Когда мы предоставим технологическое оборудование для облесения, заготовки и переработки лесного сырья? Станет ли российская фармацевтическая промышленность и производство медицинского оборудования конкурентоспособными? Должны ли мы, помимо названных предметов, закупать все остальное путем импорта? Есть много вопросов, как это.

Для России было бы очень хорошо занять лидирующую позицию на внутреннем рынке и занять значительное место на региональных рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг. На этой основе можно поставить вопрос о некоторой роли в мировом производстве конкурентоспособных наукоемких продуктов и интеллектуальных услуг. В противном случае задача создания условий для массового появления новых компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в секторах «экономики знаний», становится неоднозначной. Это должны быть отечественные компании, разрабатывающие и внедряющие отечественные инновации. 

Минэкономразвития России представило перечень технологических платформ, предложенных на утверждение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

Вот некоторые из них:

1. Медицина и биотехнология 

а) Медицина будущего 

Технологические направления: 

  •  биоинформационные технологии 
  •  клеточные технологии 
  •  биоинженерные технологии 
  •  геномные и постгеномные технологии для создания лекарств. 

б) Биоиндустрия и биологические ресурсы - BIOTECH 2030 

Технологические направления: 

  • биотехнология для переработки возобновляемого сырья 
  • биотехнологии, повышающие эффективность добычи (увеличение нефтеотдачи, биообработка сложных пород). 
  • возобновляемая биомасса как сырьевая база для химической промышленности и синтеза тяжелых органических веществ 
  • совершенствование образования и развитие человеческих ресурсов в области биотехнологий в Российской Федерации.

Основной целью технологической платформы является создание современной российской биоиндустрии, которая обеспечивает вклад в ВВП, сопоставимый с ВВП ведущих экономик мира (до 3%). 

2. Информационные и коммуникационные технологии 

a) Национальная платформа суперкомпьютерных технологий. 

Технологические направления: 

  • суперкомпьютерные услуги и использование суперкомпьютеров в интересах науки, образования, различных секторов экономики, социальной сферы и государственных нужд 
  • программное обеспечение суперкомпьютерных систем 
  • подготовка и переподготовка кадров в интересах всех секторов суперкомпьютерной индустрии 

3. Фотоника 

а) Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника 

Технологические направления:

  • базовые технологии для производства элементов и узлов лазерно-оптического оборудования 
  • информационные технологии, в том числе оптическая связь и телекоммуникации 
  • лазерная агротехника 

4. Ядерные и радиационные технологии 

Технологические направления: 

  • технологии создания ракетно-космической техники нового поколения 
  • информационные, управляющие, навигационные системы 
  • технологии для создания новых многофункциональных материалов
  • технологии для создания энергосберегающих систем для транспортировки, распределения и использования энергии 
  • космические технологии для орбитальных служб 

5. Ядерные технологии 

а) Управляемый термоядерный синтез 

Технологические направления :

  •  разработка и тестирование новых систем для диагностики плазмы 
  •  разработка гибридных систем термоядерного синтеза 
  •  разработка новых материалов 

6. Энергия 

а) Интеллектуальная энергетическая система России 

Технологические направления: 

  • устройства накопления энергии различного типа и назначения (в том числе накопители высокой энергии) аккумуляторы, агрегаты маховика, сверхпроводящие запоминающие устройства) 
  • системы самодиагностики оперативного оборудования, интеллектуальные самодиагностируемые трансформаторы, ГИС и другие электрические установки 
  • программные системы и системы управления информацией 

7. Транспортные технологии 

а) Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог

Технологические направления: 

  • технологии регенерации старых асфальтобетонных покрытий. 
  • высокопроизводительные технологии для строительства оснований и покрытий на автомагистралях 
  • технологии интеллектуальных систем управления освещением и освещением на основе светодиодных технологий
  • технологии для расширения функций безопасности систем управления станциями, систем управления железнодорожными переездами и автоматизации управления на сортировочных станциях.

8. Металлургические технологии и новые материалы 

а) Новые полимерные композиционные материалы и технологии 

Технологические направления: 

  • технологии получения мономеров, олигомеров, эластомеров и высокодеформирующих связующих нового поколения с высокими физико-механическими характеристиками 
  • технологии получения полимерных композиционных материалов интеллектуального типа II и III поколения 
  • экономичные и энергоэффективные технологии для массового производства изделий из композиционных материалов конструкционного и функционального назначения на основе полимерных (термопластичных, термореактивных) и эластомерных матриц для широкого спектра целей, в т.ч. для использования в строительстве и других отраслях народного хозяйства 

9. Добыча природных ресурсов и переработка нефти и газа

а) Технологическая платформа для твердых полезных ископаемых 

Технологические направления: 

  • технологии комплексного освоения месторождений твердых полезных ископаемых. 
  • технологии формирования и эксплуатации техногенных образований при комплексном освоении твердых месторождений полезных ископаемых. 
  • техническое перевооружение предприятий по добыче и переработке твердых полезных ископаемых; 
  • технологии, направленные на обеспечение экологической и промышленной безопасности и снижение рисков функционирования объектов промышленности твердых полезных ископаемых. 

10. Электроника и машиностроение 

а) Технологии мехатроники, встроенных систем управления, радиочастотной идентификации и робототехники. 

Технологические направления:

  • высокотехнологичное, малогабаритное и энергоэффективное оборудование для космических, наземных и подводных систем связи, телекоммуникационных и информационных систем 
  • интеллектуальные встроенные системы управления пожарной, экологической, радиационной, химической и другой безопасностью, системы аварийного оповещения 
  • средства и технологии для дистанционного зондирования Земли 
  • робототехника и создание робототехнических систем, мехатроника 

б) микроволновая технология 

Технологические направления: 

  • технологии создания многофункциональных многокристальных микроволновых подмодулей 
  • технологии создания сложных функциональных блоков и радиоэлектронных устройств на основе СВЧ-электроники
  • разработка и производство медицинского оборудования с микрофокусной оптикой на основе холодных катодов из наноструктурированного углерода.

Данные свидетельствуют о том, что, несмотря на все существующие проблемы, Россия пытается выйти на инновационный путь экономического развития и в будущем наша экономика будет тем не менее идти по инновационному пути. 

Механизм реализации инновационного типа экономического развития. 

Как государственно-частное партнерство (ГЧП) способствует инновационному развитию страны?

Прежде всего, что такое ГЧП? ГЧП - это какая-то регулярная деятельность, финансируемая из государственных (деньги налогоплательщиков) и частных средств. Формы этого партнерства разнообразны. Простая форма, когда, например, государство строит дорогу, а бизнес в конце ее создает горнодобывающий завод. Или муниципальное правительство строит инфраструктуру для новой деревни, а бизнес строит саму деревню. Государство от такого партнерства может получать как прямые финансовые выгоды (оплата за проезд - в случае дороги), так и косвенные (консолидация образованной молодежи возле научного города).

Наиболее яркой формой ГЧП в сфере инновационного развития является сотрудничество академической науки и бизнеса. Инновационная экономическая модель - это не что иное, как система передачи знаний из академической науки в бизнес. Все штаты хотят, чтобы знания, созданные в академической науке, превратились в какие-то технологичные вещи, а бизнес мог бы внедрить их в производство. Установление этого взаимодействия - очень сложная задача. Следует понимать, что во всем мире академическая наука живет по одним правилам, бизнес - по другим; наука финансируется в основном за счет денег налогоплательщиков, бизнес - за счет частных средств. Те страны, которым удается «подружить» бизнес и науку, становятся прогрессивными в плане инновационного развития. У них самое большое количество вводимых знаний, и появляется много запатентованных продуктов. Фирмы, владеющие этими патентами, получают сверхприбыль, благодаря чему у них есть дополнительные средства для разработки чего-то нового.

Так как же построить партнерство между бизнесом и наукой? Такое партнерство не установлено напрямую, существует так называемый «рынок инноваций», который играет роль посредника, регулятора между наукой и бизнесом. 

Научное развитие на том или ином этапе является товаром разной ценности, соответственно, должны быть различные формы продвижения этого развития - от чего-то вроде американской программы исследований в области малого бизнеса (SBIR) до венчурных фондов. В России все эти формы финансирования уже появляются, но пока это в основном «первые блины», которые часто бывают «кусковыми». 

Главная задача сейчас - как можно скорее создать инновационный рынок, который государство должно постоянно контролировать. И если по какой-то причине деньги, например, с рынка венчурного капитала уходят, государство должно добавить свои собственные, чтобы инновационный процесс не прерывался. Неважно, какого масштаба «яма» - на год или на пять лет. Если он там и цепь разорвана, все деньги уходят в песок. Поэтому преемственность инновационной системы является адекватной формой государственно-частного партнерства.

Есть два основных препятствия на пути продвижения науки к бизнесу. Во-первых, это отсутствие механизмов передачи интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, бизнес-структурам. В Америке технологии стали быстро развиваться, когда любой инвестор мог купить любую разработку, появившуюся за счет бюджета, за доллар. В то же время государство сохранило неисключительную лицензию для собственных нужд.

Второе фундаментальное препятствие заключается в том, что очень немногие предприниматели и представители отрасли входят в состав экспертных советов, которые распределяют деньги с помощью различных видов грантов. Увеличение числа отраслевых экспертов на этих советах однозначно увеличит принятие научных разработок. Понятно, что с точки зрения науки эти проекты проиграют. Поэтому руководители министерств и фондов должны следить за балансом.

В современной смешанной экономике функции пропорциональности разделены между корпоративным сектором и государством. Они также разделяют ответственность за передачу воспроизводства на инновационные рельсы и за его инновационность. Индивидуальный капитал должен быть размещен в условиях, которые постоянно стимулируют его инновационную репродуктивную деятельность, и в определенном направлении. Инновационное воспроизводство социального капитала сегодня требует государственного прогнозирования, программирования и долгосрочного и среднесрочного стратегического планирования общих направлений дальнейшего инновационного развития всей национальной экономики.

Ряд решений исполнительной и законодательной ветвей власти начиная с первой половины 2005 года демонстрируют попытки повысить роль государства в управлении экономикой. Необходимо определить приоритет инновационного развития, и Россия должна полностью реализовать себя в таких высокотехнологичных областях, как современная энергетика, связь, космос, авиастроение, и стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Важным направлением работы государства в инновационной сфере в последние годы была поддержка индустрии прямых и венчурных инвестиций, в том числе региональных и отраслевых частных венчурных фондов, венчурных ярмарок. В рамках программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, за последние годы создано около тысячи новых малых инновационных предприятий и около четырех тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Растет значение инновационно-активных территорий, в том числе научных городов, технополисов и особых экономических зон технико-внедренческого типа.

Первым научным городом Российской Федерации был город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года указом Президента Российской Федерации на период 25 лет статус города науки присваивался с утверждением программы развития города как города науки Российской Федерации. Этот статус получили семь научных городов России (город Обнинск, Калужская область, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцово в Новосибирской области, город Мичуринск, Тамбов. область). В 2004 году статус научного города Российской Федерации не был присвоен. С 2005 года процедура предоставления статуса стала заметно проще.

Он стал назначаться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. На сегодняшний день этот статус получили три города (Петергоф, Пущино, Московская область, Бийск, Алтайский край). В четырех регионах особые экономические зоны технико-внедренческого типа создаются в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Дубне. При администрации президента создана межведомственная комиссия, предметом деятельности которой является инновационное законодательство.

В июле 2007 года была создана Российская корпорация нанотехнологий (Роснано) для «реализации государственной политики в области нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в области нанотехнологий, реализации проектов по созданию перспективных нанотехнологий и наноиндустрии». Корпорацию возглавлял Анатолий Чубайс. Корпорация выступает соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Роснано выбирает приоритетные инвестиционные направления.

В целях стимулирования определенных видов деятельности некоторые операции были освобождены от уплаты НДС. Инициативы, озвученные властями, не могут не радовать: налоговые и таможенные льготы для инновационных проектов, создание технопарков, обеспечивающих высокооплачиваемую и престижную работу, что, в свою очередь, будет способствовать экономическому росту и создавать определенный социальный эффект.

Быстрое развитие в России будет возможно только при эффективном сотрудничестве и совместной ответственности науки, власти, бизнеса и общества. Именно бизнес может и должен обеспечивать конкурентоспособность в области технологий, помогая правительственным учреждениям принимать правильные решения и правильные законы. Но в будущем, несмотря на преобладающее участие в инновационном бизнесе частных предприятий, координирующая роль государства должна быть сохранена, чтобы обеспечить максимальную выгоду государства от продаж высокотехнологичной продукции на рынке. 

Заключение

В настоящее время проблемы экономического роста, развития, а также, что наиболее важно, инновационного типа экономического развития приобрели большую актуальность, поэтому теоретические и прикладные вопросы по этой теме следует исследовать более глубоко. Это может способствовать выбору эффективных направлений развития производства, достижению более высоких темпов экономического роста, повышению уровня материального благосостояния населения. 

Для развития желаемого инновационного типа экономического развития необходимо учитывать факторы, влияющие на него, такие как: 

  •  свобода творчества 
  •  свобода предпринимательства 
  •  конкуренция 
  •  высокий уровень образования 
  •  наука

Целесообразно учитывать все вышеперечисленные факторы, поскольку только весь их комплекс обеспечит формирование такого актуального типа экономического развития, как инновационный. 

Россия находится на пути инновационных изменений, и, конечно, существует ряд проблем, которые препятствуют внедрению инновационного типа экономического развития в нашей стране. Инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Современное развитие инновационных процессов во всех отраслях экономики страны все еще находится на очень низком уровне. Инновационная инфраструктура в стране развита слабо. Он представляет собой отдельные, не связанные фрагменты.

Кроме того, ощущается нехватка рабочих и специалистов в наукоемкой отрасли экономики, а также в сфере организации и управления инновационной деятельностью, коммерциализации достижений науки и техники. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеется значительный фундаментальный и технологический фундамент, уникальная научно-производственная база, но в то же время направленность этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в сфере производства и других областях. активности крайне слаба. 

Но, тем не менее, со всеми существующими проблемами Россия пытается вступить на инновационный путь экономического развития, и в будущем наша экономика, тем не менее, пойдет по инновационному пути.

Следует также отметить, что инновационное развитие в России станет возможным только при эффективном сотрудничестве и совместной ответственности науки, власти и бизнеса. Именно бизнес может и должен обеспечивать конкурентоспособность в области технологий, помогая правительственным учреждениям принимать правильные решения и правильные законы. Но в будущем, несмотря на преобладающее участие в инновационном бизнесе частных предприятий, координирующая роль государства должна быть сохранена, чтобы обеспечить максимальную выгоду государства от продаж высокотехнологичной продукции на рынке. 

Курсовая работа достигла поставленной цели, поставленные на обсуждение задачи были решены.