Инфраструктура рынка, её развитие в россии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 19.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая роль китайской диаспоры 
Инвестиционный кризис в россии и пути его преодоления 
Банковская система россии и её реформирование
Уровень и качество жизни населения 


Введение:

Эволюция российской экономики неразрывно связана с формированием и развитием рынка и его инфраструктуры. 

У России богатый опыт реформирования экономики. Практически с середины 80-х годов XX века происходил непрерывный процесс рыночных преобразований, суть которых сводится к превращению публично-государственной собственности в различные формы частной, государственно-частной и коллективной собственности, и, в то же время к переходу от плановых административных к рыночным формам. управление.

На фоне финансово-экономического кризиса критика основ образа жизни современного капиталистического общества распространяется? либерализм, свободная конкуренция, сверхприбыль определенных групп граждан. Однако, по нашему мнению, необходимо более глубоко анализировать текущие кризисные явления и их причины, а не вмешиваться в политику, которая подрывает фундаментальные основы рыночной экономики. В то же время роль частного капитала в модернизации должна резко возрасти. И даже подчеркивая необходимость построения справедливого общества в нашей стране, нужно исходить из того, что социально ориентированная экономика должна оставаться рыночной экономикой.

Современная рыночная экономика - это экономическая система, функционирование и эффективное развитие которой обеспечивается состоянием ее инфраструктуры, зрелостью существующих рыночных институтов. В настоящее время наблюдается расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, ее роль в процессе организации и функционирования различных типов рынка возрастает. В значительной степени именно состояние инфраструктуры обеспечивает эффективное воспроизводство товарных отношений, способствует стабильности и экономичности функционирования существующих рынков. В связи с этим меняются требования к рыночной инфраструктуре, ее общей конфигурации и отдельным элементам.

Соответствующая новым условиям инфраструктура создает условия для стабильного функционирования экономики и реализации потенциала, заложенного в рыночных отношениях. В связи с этим вопросы анализа и разработки перспективных направлений развития инфраструктуры рыночной экономики приобретают важное как теоретическое, так и практическое значение.

Вопросы, связанные с формированием и развитием рынка, его ролью и местом в экономической системе общества, вызвали значительный интерес экономистов. Основы научного анализа этих проблем заложены в работах А. Смита, Д. Рикардо. А. Маршалл, Дж. Кейнс, М. Фридман, К. Р. Макконнелл, С. А. Брю, Э. Дж. Долан и другие. Рыночные вопросы обсуждаются в современных научных трудах российских исследователей: Ю.Л. Александрова, Н.Н. Барановский, В.М. Гальперин, А.И. Гребнев, А.И. Добрынина, М.И. Зайналова, Н.Н. Колосовский, В.Л. Обручев, Б.А. Райсберг, Е.Г. Ищенко, Г.П. Журавлева, Н.П. Фигурнова и другие.

Проблемы исследования инфраструктуры рыночной экономики в экономической литературе впервые были рассмотрены зарубежными учеными, в том числе П. Розенштейном-Роданом, Р. Йохимсеном, Э. Симонисом, К. Викселлом, Дж. Кларком и другими. Подавляющее большинство этих исследований было посвящено анализу инфраструктуры в целом. 

В отечественной экономической литературе проблемы инфраструктуры экономики стали рассматриваться довольно широко в 70-х годах ХХ века в связи с функционированием различных социально-экономических систем. Преобразования в российской экономике повлекли за собой переосмысление содержания понятия инфраструктуры, ее основных функций и роли в процессе организации и функционирования рынка.

Среди научных работ, посвященных этой проблеме, труды В. Н. Стаханова, Е. Б. Муханова, BC Платонова, А. И. Баскина, С. С. Голубева. В современной российской экономической литературе развитием проблем инфраструктуры рыночной экономики, как в целом, так и ее отдельных сегментов, в настоящее время занимаются Т. Т. Тарасова, А. С. Новоселов, М. Н. Томина, В. Н. Федоров, А. А. Говорин, А. А. Ржанов. 

Целью курсовой работы является выявление сущности рынка и формирование системного понимания функционирования рыночной инфраструктуры. 

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 

  • проанализировать сущность рынка и определить его; 
  • выявить причины, способствовавшие формированию рыночной системы и рыночных отношений;
  • систематизировать представление о функциях рынка; 
  • проанализировать структуру рынка; 
  • рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории «рыночная инфраструктура»; 
  • определить виды рыночной инфраструктуры и раскрыть функции инфраструктуры; 
  • выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России. 

Объектом исследования является рыночная экономика. 

Предметом исследования являются процессы формирования и функционирования рынка и рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура рынка 

Понятие инфраструктуры 

Границы рынка в наиболее общей форме охватывают обмен, акты купли-продажи товаров и услуг и по большей части представляют собой сложную систему, которая требует трудозатрат и соответствующих материально-технических ресурсов. служба поддержки. Рынок должен иметь соответствующую инфраструктуру; Создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности зависят от процесса ее функционирования и развития.

В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, которые играют вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивают общие условия для нормальной жизни общества. В связи с этим принято различать четыре расширенных типа инфраструктуры: производство; транспорт; социальное; рынок.

Понятие «рыночная инфраструктура» было введено в экономическую теорию только 15-20 лет назад российскими экономистами в связи с радикальной трансформацией экономических отношений в стране. Эта концепция не используется в исследованиях зарубежных экономистов. На наш взгляд, это связано с тем, что не было необходимости использовать его в теории уже сложившихся развитых рыночных отношений и развитой экономики. Однако, несмотря на свое недолгое существование, концепции рыночной инфраструктуры отводится значительное место в современных монографических исследованиях и учебниках по экономической теории и микроэкономике в нашей стране.

Понятие «инфраструктура» было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейном-Розаном, который определил инфраструктуру как совокупность общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных секторах экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Потребность в понятии «инфраструктура» возникла, вероятно, в связи с необходимостью различать особый вид деятельности, обслуживающий основное производство, обеспечивающий социальные потребности населения.

«Infra» в переводе с латинского означает «под», «под», «structura» структура, местоположение, следовательно, «инфраструктура» этимологически может пониматься как «расположенная ниже». Использование понятий «промышленная инфраструктура», «социальная инфраструктура» указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. Производственная инфраструктура включает в себя транспорт, связь, логистику, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, в том числе и оптовую торговлю. Социальная инфраструктура включает в себя образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовые услуги, отвечающие социальным потребностям населения. Это также включает в себя розничную торговлю.

«Несмотря на широкое использование термина « инфраструктура », существуют различные толкования этого понятия. 

Некоторые понимают под инфраструктурой только систему производственных услуг, видя ее цель в создании общих условий для производства, в обеспечении деятельности основного производства. 

Существует также хорошо известная точка зрения, согласно которой инфраструктура представляет собой накопленное материальное богатство как совокупность объектов и структур, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования промышленных предприятий как части национального богатства. , которая призвана обеспечить беспрепятственное поле деятельности ».

Рыночная инфраструктура является очень сложной экономической категорией. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русаков утверждают, что инфраструктуру рыночной экономики следует отличать как исторически определенную специфическую форму экономики со всеми ее сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, служащей рыночному механизму в качестве способа регулирования производства и потребления посредством обмена и распределения факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к экономике в целом, во втором - к механизму ее функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, а первая включает в себя вторую.

В западной экономической теории, по нашему мнению, не было необходимости выделять особую рыночную инфраструктуру, поскольку это подразумевает назначение, во-первых, основных участников рынка, а во-вторых, вспомогательных, обслуживающих этих основных участников. С точки зрения западных экономистов, участники рынка действуют в абсолютно равных условиях, по тем же правилам, с целью получения дохода путем обмена, и в их деятельности нет различий.

Переходная российская экономика, которая трансформировалась из административно-командного государства в регулируемое рыночное, также требовала создания цивилизованных рыночных институтов, институтов рыночного саморегулирования. Однако их возрождение и одобрение на российском рынке было и остается сложным и длительным процессом. Именно с целью эффективного управления таким важным процессом в трансферной экономике в экономическую теорию было введено понятие «рыночная инфраструктура».

В одном из интернет-источников рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. В то же время отмечается, что учреждения различаются по своей природе, характеру и назначению. «Рыночная среда формируется за счет правовых, финансовых, организационных элементов инфраструктуры. 

Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который они обслуживают. Мы считаем, что явно недостаточно охарактеризовать рыночную инфраструктуру только как совокупность институтов и элементов, подразделенных в соответствии с типами рынка.

Социальной первопричиной возникновения организационного разделения и институциональной консолидации рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики стало развитие общественного разделения труда, производства, народного хозяйства и собственности. Следовательно, нынешняя форма рыночной инфраструктуры возникла в результате исторического развития товарного производства и развития рыночной экономики.

Это естественный процесс: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались новые потребности и выявлялись возможности для появления новых видов деятельности. «Если этап возникновения инфраструктуры характеризуется начальным распределением функций по предоставлению дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства, то его дальнейшее расширение произошло в результате отделения производства услуг от Структура производственных компаний в специализированные фирмы».

Таким образом, формирование рыночной инфраструктуры в нашей стране коренится в глобальных рыночных отношениях и социальном разделении труда, является результатом социально-экономических преобразований и становится объективной необходимостью, регулярностью, важным фактором развития современная национальная рыночная экономика. Некоторые ученые Российской академии государственной службы, анализируя рассматриваемую концепцию, дают следующее определение: «Рыночная инфраструктура - это совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов рыночной экономики, а также их единство и взаимодействие в определенной пространство реального рынка".

Такое толкование кажется слишком общим, расплывчатым, обтекаемым. Кроме того, выражение «их единство и взаимодействие» является спорным. Единство субъектов рыночной экономики в процессе жизни и конкуренции может вообще не существовать. Очевидно, что процесс поддержки инфраструктуры следует рассматривать как сложный набор различных видов организационных и экономических коммуникаций, а продукт инфраструктурной деятельности - как очень разнообразную услугу. С экономической точки зрения конечные продукты функционирования различных организаций рыночной инфраструктуры выражаются, проявляются и реализуются именно в различных услугах.

Учитывая изложенное, следующее определение рассматриваемой научной категории выглядит объективно. «Рыночная инфраструктура представляет собой сложную экономическую категорию, которая является подсистемой рыночной экономики и включает в себя набор организаций, связей между ними и институциональных условий, обеспечивающих реализацию определенных видов деятельности, процессов и процедур, выраженных в услугах, соответствующих Конкретные потребности субъектов хозяйствования и населения, а значит и большинства, способствуют конкуренции и бесперебойному функционированию рыночной экономики».

Академик Г.Л. Журавлева определяет рыночную инфраструктуру как «совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи или совокупность учреждений, систем, услуг, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции для обеспечить нормальный режим его функционирования». Важным преимуществом этого определения является упор на обслуживание, обеспечивающий характер функционирования институтов рыночной инфраструктуры. 

Но в то же время рыночная инфраструктура интерпретируется как основа, основа, основа рынка, которая, по нашему мнению, вводит только ненужную иерархию, иррациональные отношения между участниками рыночных отношений, некоторые из которых, предположительно, являются основой  для других.

Попытка более полно раскрыть природу рыночных инфраструктурных услуг институтами рыночной инфраструктуры представляется предложением экономистов другого определения, определяющего его как «совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений: продавцы и покупатели».

Недостатки этих и многих других определений рыночной инфраструктуры включают в себя преобладание организационно-правового подхода, с точки зрения построения наиболее приемлемого определения, прежде всего следует перейти на уровень сущности деятельности, Особое качество труда и с этой стороны обозначают рыночную инфраструктуру как совокупность посредников на рынке. Во-вторых, необходимо определить принципиальную разницу между трудом посредников и других участников рыночных отношений.

Рынок, как сфера взаимодействия продавцов и покупателей, связанная системой обмена товарно-денежными отношениями, включает в себя как непосредственных производителей и потребителей товаров, так и представителей рыночной инфраструктуры? посредники. С точки зрения участия в товарообменных отношениях все участники рынка абсолютно равны, ни один из них не является основным или вспомогательным для рынка, основой или не основой для него. Однако характер участия посредников в рыночных отношениях в корне отличается от характера непосредственных производителей или потребителей. Их роль на рынке особенная, установление эффективных отношений между участниками рынка, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации.

Итак, рыночная инфраструктура - это набор посредников на рынке, обеспечивающий эффективные отношения между прямыми производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами. 

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойной характер: с одной стороны, это обслуживание участников рынка, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека и фактор, который непосредственно участвует в рынке. 

Функции рыночной инфраструктуры заключаются в следующем: 

  • содействие участникам рыночных отношений в реализации их интересов; 
  • повышение эффективности и результативности субъектов рынка на основе специализации отдельных субъектов хозяйствования и видов деятельности; 
  • организационная регистрация рыночных отношений;
  • облегчение форм правового и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики; 
  • подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка. 

Изменения в экономике страны не могут не сказаться на ее структурных институтах: институтах, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе рыночной инфраструктуры.

Инфраструктурный продукт является посреднической услугой. Услуга - это особый продукт, который существует только во время его производства. Существуют две основные функции рыночной инфраструктуры (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные характером рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования экономических отношений и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товаров денежные потоки.

В настоящее время многие средние и крупные промышленные корпорации, не желающие обременять себя расходами, связанными с приобретением вспомогательных услуг на рынке (у инфраструктурных учреждений), имеют их в своем составе. Это позволяет им освободиться от соответствующих операционных издержек, самостоятельно предоставляя необходимые услуги. Получающаяся в результате экономия при трансформации трансакционных издержек независимых субъектов рынка в управленческие внутрифирменные издержки может быть весьма значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, так и в их составе, а также в их эффективном функционировании.

Виды инфраструктуры

На сегодняшний день существует производственная инфраструктура, обслуживающая производство (транспорт, связь, оптовая торговля). Социальная инфраструктура - совокупность объектов сферы обслуживания (транспорт и связь для обслуживания населения, образование, здравоохранение, социальная сфера безопасности), деятельность которых направлена ​​на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизни и интеллектуального развития населения, а также рыночной инфраструктуры.

Почти все исследователи этой проблемы включают товарные, фондовые, валютные биржи и биржи труда в рыночной инфраструктуре. В более широком аспекте инфраструктура рынка также включает оптовую и розничную торговлю, аукционы, ярмарки, коммерческие банки, страховые, инвестиционные и финансовые компании, что также не вызывает сомнений относительно их классификации в качестве посредников. 

В учебнике «Экономическая теория» под редакцией А. Кочеткова перечислены следующие основные элементы современной рыночной инфраструктуры: 

  • биржи (товар, сырье, акции, валюта); 
  • аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; 
  • кредитная система и коммерческие банки; 
  • система эмиссии и банки эмиссии;
  • система регулирования занятости населения и центр государственной и негосударственной помощи в трудоустройстве (биржа труда); 
  • информационные технологии и средства делового общения; 
  • налоговая система и налоговая инспекция; 
  • система страхования экономических коммерческих рисков и страховых компаний; 
  • специальные рекламные агентства, информационные центры и медиаагентства; 
  • торговые палаты, другие общественные, общественные и общественные объединения (ассоциации) деловых кругов; 
  • таможенная система; 
  • профсоюзы работников; 
  • торгово-выставочные комплексы; 
  • система высшего и среднего экономического образования; 
  • аудиторские компании; 
  • консалтинговые (консалтинговые) компании;
  • государственные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; 
  • особые зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура предназначена для обеспечения цивилизованного характера деятельности участников рынка, элементы инфраструктуры не навязываются извне, а генерируются самими рыночными отношениями.

Спорным, на наш взгляд, является вопрос включения налоговой и таможенной системы в рыночную инфраструктуру, как это делают многие экономисты. Добровольность, экономическая независимость являются признаками отношений между субъектами рынка. Налоговые и таможенные службы, государственные инспекции не являются субъектами рынка, их функции форсируют, контролируют и проверяют, являются субъектами государственного регулирования рынка. Следовательно, если рыночная инфраструктура обозначается как совокупность рыночных посредников, то субъекты государственного регулирования им не принадлежат. 

В то же время включение в рыночную инфраструктуру не зависит от формы собственности; Компании-посредники могут быть как государственными, так и частными.

Инфраструктура рынка включает в себя различные типы посредников, каждый из которых имеет определенное назначение на рынке, в результате чего возникает необходимость их классификации. Посредники, составляющие рыночную инфраструктуру, существенно различаются в зависимости от типа рынка, на котором они работают. В качестве торговых посредников целесообразно назначить посредников на рынках трудовых инструментов, товаров, услуг и информации. Финансовых посредников, работающих на финансовом рынке, и посредников на рынке труда следует разделить на отдельные группы.

Общий перечень видов рыночной инфраструктуры должен включать следующие группы услуг: консалтинг; маркетинг; лизинг; компьютерные и сопутствующие услуги (включая программное обеспечение); услуги связи; информация и коммуникация; электронная коммерция; правовой; концессии; экспедирование грузов; логистическая; франчайзинг; распространение (в том числе брокерские); посредник; машиностроение; прикладные исследования, аналитика и дизайн; дизайн, брендинг и рекламные услуги; финансовые (в том числе венчурный капитал, а также кредитные услуги, страхование); недвижимость (связанная с землей, недвижимостью); бухгалтерский учет (учет, отчетность); аудит; налог; инновации и внедрение; инвестиции; патент; экспертные услуги по различным аспектам; сертификация; услуги по стандартизации (техническое регулирование); услуги по метрологии (обеспечение единства измерений); аккредитация; постановка на учет; выставка-ярмарка; услуги по обучению, переподготовке кадров; на подбор и расстановку кадров; экологические услуги; услуги охраны и сопровождения и пр.

Следует подчеркнуть, что рынок вышеупомянутых разнообразных услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, несмотря на его межсекторальный, разнообразный, многопрофильный характер, тем не менее имеет некоторые общие черты, которые следует выявить. Во-первых, рынок инфраструктурных услуг в гораздо большей степени отвечает требованиям конкурентного рынка и менее подвержен монополизации. Во-вторых, рассматриваемые услуги ориентированы на многие категории потребителей (в том числе предприятия, домашние хозяйства, отдельных лиц и общественные группы) и, следовательно, не нуждаются в глубокой сегментации. В-третьих, рынок этих услуг является более оппортунистическим и непредсказуемым по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных услуг, телефонных услуг и общественного транспорта).

В-четвертых, рынок услуг такого рода обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью. В-пятых, этот рынок стремится объединять услуги, предоставлять их в различных комбинациях (наборах и комплексах) как внутри групп услуг, так и в межгрупповых комбинациях. В-шестых, такие услуги характеризуются высокой степенью локализации, то есть привязкой к определенной территории (регион, город, группа районов, населенные пункты). Эти характеристики играют значительную роль в практическом функционировании и развитии рынка инфраструктурных услуг. 

Рыночная инфраструктура в России 

Особенности рынка в России

Многовековая история развития рынка позволила не только определить общие закономерности и сформировать общую теоретическую рыночную модель, но и раскрыть специфику использования рыночных принципов в каждой стране. Действительно, если бы экономический успех зависел только от того, что национальная экономика развивается по рыночным законам, то сегодня практически все человечество было бы в состоянии социального и экономического процветания.

Остановимся подробнее на некоторых особенностях российских условий для развития рынка, сложившихся в конце XX века. Прежде всего, важно подчеркнуть, что Россия начала переход к рыночным принципам, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывающий всю территорию страны и опирающийся на соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру.

Между тем, Россия является единственной страной в мире с самой большой территорией, которая охватывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные зоны. Вовлечение всей территории в хозяйственный оборот стало одним из результатов советского периода развития. Страна также характеризуется многонациональным составом населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закрепленной за ними территории. Понятно, что в условиях развития рынка сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории России. И этого невозможно достичь без учета территориальных, национально-культурных, социально-исторических и других факторов, которые не являются предметом непосредственной рыночной мотивации и часто противоречат ей.

Устранить такие противоречия можно, согласовав национальные, национальные и частные интересы, что особенно важно для российских условий. Единовременный переход к ориентации только на частные интересы неизбежно ведет (о чем свидетельствует опыт переходного периода в России) к формированию угрозы целостности страны, созданию основ для противоречий между российскими регионами, возникновению признаки распада рынка.

«В нашей стране созданы практически все современные рыночные институты, но они работают неудовлетворительно. В результате экономика крайне медленно модернизируется. Ни сами экономические субъекты, чья мотивация собственников слабо связана с развитием бизнеса, ни государство через создание госкорпораций не смогли осуществить модернизацию. В условиях единственной возможности для развития является переход предприятий к новым владельцам, масштабное привлечение иностранных инвестиций и технологий в нашу страну, изменение парадигмы развития от сырья к инновациям, повышение качества управления при одновременном обновлении политической и экономическая элита".

Формирование рыночной инфраструктуры, начавшееся одновременно с происходящими рыночными преобразованиями экономики, представляет собой довольно длительный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Процесс развития российской рыночной инфраструктуры можно разделить на три этапа:

  • Этап 1: 1985-1992 г. связано, прежде всего, с началом развития элементов рыночных отношений в российской экономике. Это можно назвать этапом возникновения рыночной инфраструктуры, поскольку именно в этот период формировались предпосылки для создания инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики. Появление стабильного спроса на услуги определенных институтов рыночной инфраструктуры вызвало всплеск их создания. Банковские структуры, страховые компании, товарные и валютные биржи и инвестиционные институты начинают развиваться особенно значительными темпами в этот период.
  • Этап 2: 1992-1998 гг. - характеризуется продолжением формирования важнейших элементов рыночной инфраструктуры в российской экономике и установлением устойчивых, необходимых связей между ними. Однако инфраструктура на данном этапе неравномерна. Финансовые учреждения достигли относительно высокого уровня в своем развитии, а также учреждения, которые предоставляют посреднические услуги в процессе обращения товаров конечного потребления,
  • Этап 3: 1999 г. к настоящему времени Этот этап характеризуется функционированием рыночной инфраструктуры с одновременным ее качественным улучшением. Главной особенностью современного этапа формирования рыночной инфраструктуры является тенденция к консолидации аналогичных ей институтов. Процессы консолидации характерны для финансового, страхового и товарного рынков. 

Процессы консолидации и корпоратизации на товарном рынке развивались в 2002-2005 гг. Консолидация торговых предприятий происходит за счет создания торговых сетей по всей России. Новым и перспективным направлением развития товарного рынка в последние годы является создание сетевых торговых союзов или ассоциаций.

Некоторые инструменты внебюджетных инвестиций, которые давно используются в рамках государственно-частного партнерства в зарубежных странах, пока не получили широкого распространения на российском финансовом рынке. Это ограничивает возможности привлечения капитала для создания и развития транспортных, энергетических, жилищно-коммунальных и других объектов инфраструктуры. В этих условиях представляется весьма актуальным расширение перечня финансовых инструментов государственно-частного партнерства путем создания необходимых условий для внедрения инфраструктурных облигаций на практике. 

Основные элементы рыночной инфраструктуры в России. 

Биржи играют важную роль в рыночной экономике. Они могут быть товарными и складскими.

Продавают ли товарные биржи товары однородные, стандартизированные продукты, такие как зерно, масло и другие. Покупка и продажа товаров, то есть сделки с реальными товарами, могут осуществляться с их немедленной доставкой в ​​будущем (форвардные сделки), однако большинство операций на современных товарных биржах являются так называемыми. фьючерсные сделки. 

Товарные биржи, как и биржи, играют важную роль в экономике. Они служат стабилизаторами рынка, уравновешивая спрос и предложение, благодаря непрерывному потоку продаж. 

Товарная биржа - это организация оптового рынка, на которой торговля осуществляется в соответствии с правилами, установленными биржей в форме открытых публичных торгов, которые проводятся в определенном месте в определенное время.

Отличительные особенности биржи: 

  • Биржа - это особый тип рынка, на котором торгуются товары, который может отсутствовать на бирже и даже не принадлежать владельцу. 
  • Биржа действует как организованный рынок, на котором определенные руководящие органы выполняют функцию поддержания порядка на бирже. 
  • Целью биржевой торговли является не только торговля товарами, но и установление цен (регулярно и под общим контролем). 

Банк - кредитно-финансовое предприятие, основой которого является привлечение и эффективное распределение денежного капитала.

Существует два основных типа банков. Центральные банки называются «банками для банков», потому что они обслуживают все другие банки и финансовые учреждения, а также правительство (именно поэтому они обычно принадлежат государству). Центральные банки, кроме того, регулируют и контролируют денежное обращение и все финансово кредитная система, средства других банков и официальные золотовалютные резервы страны. 

Коммерческие банки - это банки для всех. Они имеют дело с различными клиентами, от мелких вкладчиков до крупных фирм, и они универсальные (многофункциональные) или специализированные, региональные или отраслевые и другие. 

Основные виды банковской деятельности можно обобщить по следующим семи направлениям:

  1. Прием и хранение вкладов. 
  2. Кредитование чаще всего осуществляется под залог ценных бумаг, товаров, а также земли и другой недвижимости (ипотечный кредит); кредиты без залога выдаются только надежным заемщикам. 
  3. Расчетный сервис - посредничество в оплате поставок товаров, заработной платы, налогов, пошлин между предпринимателями, населением и государством, а также в ведении их счетов.
  4. Учет векселей (или дисконтирование) означает, что банк покупает векселя с еще не наступил срок погашения, при этом удерживая дисконтные проценты (дисконт) в свою пользу (позже, при наступлении срока погашения, он представляет их ящикам для оплаты). Таким образом, скидка на счет означает купить его по цене ниже его номинальной стоимости. 
  5. Информационно-консультационные услуги.
  6. Коммерческая и комиссионная деятельность включает торговлю золотом, операции с ценными бумагами, размещение займов, обмен валюты, услуги, связанные с лизингом (долгосрочная аренда или аренда производственных помещений, машин и другого оборудования, иногда с последующей покупкой имущества), факторинг (фактор операций) и так далее. 
  7. Трастовые операции (или трастовые) - это управление чьей-либо собственностью (землей, ценными бумагами) по доверенности.

Помимо банков, существуют другие кредитные и финансовые "банковские" учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные кооперативы. Огромные капиталы этих своеобразных "денежных пулов" могут также использоваться для кредитования и инвестиций в производство. В своей деятельности можно выделить одну или две основные операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудного капитала и имеют определенную клиентуру. 

Инвестиционные компании занимаются эмиссионной и учредительной деятельностью, то есть осуществляют операции по выпуску. и размещение ценных бумаг. Они привлекают капитал за счет продажи собственных акций или за счет кредитов коммерческих банков.

Сберегательные учреждения (ассоциации взаимных сбережений, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и инвестируют денежный капитал главным образом в финансирование коммерческого и жилищного строительства. 

Страховые компании, основной функцией которых является страхование жизни, имущества и ответственности, теперь стали важнейшим каналом накопления денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Страховые компании ориентированы на финансирование крупнейших корпораций в сфере промышленности, транспорта и торговли.

Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и государственных ценных бумаг, обеспечивая таким образом финансирование, как правило, для долгосрочной экономики и государства.

Инвестиционные компании выступают в качестве промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, работающими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем, что их сбережения колеблются в зависимости от колебаний цен на ценные бумаги. Увеличение цены акций, принадлежащих компании, приводит к росту цены ее собственных акций. Основной сферой капиталовложений для инвестиционных компаний являются корпоративные акции. 

В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важное место на рынке ссудного капитала, став основным резервуаром долгосрочного капитала на денежном рынке.

Аудит - это процесс, посредством которого компетентный и независимый работник накапливает информацию, чтобы выразить, по его мнению, степень соответствия этой информации установленным. критерии. 

Типы аудиторов и аудиторов: 

  • Операционный аудит. Оцените, насколько эффективно работает центр обработки данных. 
  • Надзорный аудит. Определите, удовлетворяется ли требование определенного соотношения (финансового) в кредитном договоре. 
  • Аудит в финансовой отчетности. Ежегодный аудит финансовой отчетности компании. 
  • Аудиторские фирмы. Аудиторские фирмы предоставляют услуги по четырем категориям:  
    • Налоговые услуги. 
    • Консалтинговые услуги для администрации. 
    • Бухгалтерские услуги.
    • Услуги по сертификации. 

Это любые услуги, в отношении которых аудиторская фирма издает письменное мнение, выражающее мнение о достоверности определенного заявления, за которое несет ответственность другая сторона. Существует три вида сертификационных услуг: 1) аудит заполненной финансовой отчетности. 2) Выборочные обзоры заполненной финансовой отчетности. 3) Другие сертификационные услуги. 

Налоговые услуги: Аудиторские фирмы готовят налоговые декларации для клиентов. Кроме того, аудиторские фирмы предоставляют налоговые консультации.

Консалтинговые услуги для администрации: спектр услуг от простых предложений по совершенствованию системы учета клиента до совершенствования маркетинговой стратегии, а также консультирование по другим направлениям финансовой деятельности. 

В соответствии с законодательством Российской Федерации «О Торгово-промышленной палате в Российской Федерации», Торгово-промышленная палата (ТПП) является неправительственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предпринимателей и предприятия независимо от их форма собственности и организационно-правовая форма. ТПП создаются для содействия экономическому развитию, формированию промышленной и финансовой инфраструктуры. 

Задачи ТПП. Защита интересов российских предприятий и предпринимателей по вопросам бизнеса.

Содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов. 

Организация взаимодействия предприятий с целью наилучшего решения вопросов межхозяйственных отношений между ними. 

Содействие развитию обучения предпринимательству. 

Содействие в развитии экспорта товаров, содействие предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке. 

Содействие урегулированию споров между предприятиями.

В настоящее время в систему ТПП входят: ТПП РФ, т.е. основная палата и около 50 региональных и местных ТПП, представляющих различные города и регионы страны. Стратегическое направление ТПП России - это создание благоприятных условий для предпринимательства и отношений между предпринимателями и государством.

ТПП России сформировала единую информационную систему, которая является коммуникационной структурой для всех региональных палат. В состав палаты входят различные объединения: экспоцентр, ЦМТ. Организационно существует 2 постоянных суда, связанных с Торгово-промышленной палатой России: 1) Международный коммерческий арбитражный суд. 2) Морская арбитражная комиссия. Высшим руководящим органом ТПП является конгресс, который проводится не реже одного раза в 3 года. Съезд собирает правление Торгово-промышленной палаты, президента палаты и ревизионной комиссии, а президиум палаты избирается для текущего руководства деятельностью палаты.

В структуре Торгово-промышленной палаты есть несколько комитетов, сформированных по видам предпринимательской деятельности. Потенциал системы CCI позволяет нам рассматривать систему как конструктивную силу для создания и функционирования сбалансированной рыночной инфраструктуры. 

Существует два направления консалтинговых услуг: 

  • Процесс консалтинга понимается как любая форма помощи в отношении содержания процесса или структуры задачи, в которой консультант не отвечает за задачу, но помогает тем, кто отвечает за ее выполнение. 
  • Рассматривает консультирование как особую профессиональную услугу. Таким образом, это такая услуга, которая работает по контракту и предоставляет услуги организации с помощью квалифицированных специалистов при принятии решения по определению. Вопросы в организации.

Три формы консультирования: 

  • В режиме проектирования, когда консультант самостоятельно или совместно с заказчиком разрабатывает конкретный проект и организует реализацию на предприятии. 
  • В режиме обучения, в котором консультант проводит специальную подготовку руководителей и специалистов предприятия по освоению инноваций. 
  • В режиме управления, когда консультант работает с менеджером и помогает ему принимать конкретные решения. 

Виды консалтинговых организаций: 

  • Крупные многофункциональные организации (от нескольких сотен специалистов и более тысячи). 
  • Малые и средние организации (50-100 человек) предоставляют общие консультации и специальные. Пример: управление персоналом, маркетинг.
  • Организации, предоставляющие специальные технические услуги, такие как исследование операций. 
  • Другие субъекты-источники консультационных услуг: а) поставщики и продавцы компьютеров б) коммерческие банки в) страховые компании. 

Рынок труда, рынок труда имеет фундаментальную особенность. Его составляющими являются в основном живые люди, которые действуют не только как носители рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: социальными, психологическими, политическими и другими. Рынок труда - это механизм установления контактов между покупателями рабочей силы (работодателями) и продавцами (наемными).

Отношение к покупке и продаже рабочей силы юридически оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и наемными работниками. Трудовой договор - это соглашение, посредством которого работник обязуется работать в обмен на заработную плату. Договор может быть заключен на определенный срок и на неопределенный срок. 

Рынок труда можно разделить на 5 сегментов: 

  • Относительно небольшая, но стабильная группа высокопрофессиональных руководителей. 
  • Кадры и работники, на которых распространяется антимонопольное законодательство. 
  • Рабочие в технических отраслях обрабатывающей промышленности, которые подвержены изменениям в структуре производства и сокращении производства.
  • Рабочие в отраслях с низкой производительностью труда. 
  • Наиболее уязвимые категории работников (пожилые люди и инвалиды). 

Безработица - это не занятость трудоспособного населения в сфере народного хозяйства, которое хочет иметь работу, то есть безработица является результатом несоответствия между предложением и спросом на рабочую силу. 

Важную роль в регулировании рынка труда играют биржи труда: областные, городские. 

Функции биржи труда: 

  • Социальная и финансовая поддержка на период работы. 
  • Профессиональная подготовка, переподготовка. 
  • Перераспределение работников и реорганизация населения. 

Итак, мы рассмотрели основные элементы рыночной инфраструктуры, а также предоставили их особенности.

Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны. перспективы ее развития в России 

Формирование бизнес-инфраструктуры как основы экономического роста 

Острый экономический кризис, с которым столкнулась Россия в начале 1980-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ были приватизация (передача государственной собственности в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление национальной валюты).

Одним из решающих направлений развития российской экономики является реструктуризация отрасли, призванная обеспечить, в частности, развитие предпринимательства. Ведь формирование и развитие предпринимательства является одной из важнейших проблем экономической политики в контексте перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Роль предпринимательства действительно велика, поскольку она обеспечивает развитие производства и промышленности, способствует рыночному производству инвестиционных и потребительских товаров и услуг и, в конечном итоге, обеспечивает рост ВВП, доходов бюджета и занятости, определяет структуру и качество ВВП, и обеспечивает решение других социально-экономических проблем. Таким образом, предпринимательство способствует экономическому росту страны. В связи с этим формирование инфраструктуры предпринимательства как основы предпринимательской деятельности и, следовательно, экономического роста имеет особое значение для России. 

Инфраструктура предпринимательства включает в себя широкий спектр социальных отношений и институтов, которые мы должны учитывать.

Приватизация была одним из первых шагов на пути трансформации российской экономики. Приватизация - это система отношений для изменения формы собственности на средства производства с государственных на частные (в том числе индивидуальные, акционерные, долевые). В результате приватизации был создан слой мелких и средних собственников, сократилась доля собственности в государственных и муниципальных формах собственности, то есть многие предприятия были денационализированы, предприятия получили экономическую и имущественную независимость, эффективность экономики возросла, возникла конкуренция и другие.

Сегодня необходимо разработать комплексную программу реконструкции российских предприятий. Самая важная проблема здесь связана с поиском инвестиций. Предприятия могут быть серьезно подняты только за счет инвестиций, тем более что сама приватизация подготовила их к этому. 

Банковская система имеет большое значение для нормального ведения бизнеса. 

В настоящее время формирование новой банковской системы в Российской Федерации в основном завершено. Сейчас нет никого, кроме коммерческих банков, которые бы занимались обслуживанием фабрик, фабрик предпринимателей. Новые банки принимали активное участие в обслуживании национальной экономики, и прошедшее время показало свои серьезные преимущества перед старой банковской системой.

Справедливости ради следует сказать, что в создании новой банковской системы был сделан фундаментальный, но все же только первый шаг. Пока у нас все еще плохо развита денежная система: развитого кредитного рынка нет. 

Следует подчеркнуть, что неразвитость банковской системы крайне негативно влияет на экономику страны. Он теряет многие миллионы рублей, потому что временно свободные средства, которые не были привлечены банковской системой, выпадают из обращения денег; в то же время многие эффективные программы остаются без финансовой поддержки.

Большое значение для совершенствования деятельности банков имеет налаживание их аналитической работы. В странах с развитой рыночной экономикой известно, что обширные материалы и балансовые отчеты публикуются постоянно. Это позволяет каждому банку лучше анализировать свою деятельность и сравнивать свои результаты с результатами работы других кредитных организаций. К сожалению, Центробанк не публикует сводные показатели по коммерческим банкам.

Центробанк России еще не определил порядок выделения централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам. В этой ситуации региональные администрации, пользуясь своим монопольным положением, проявляют субъективность и диктат по отношению к коммерческим банкам в решении этих вопросов. Целесообразно, чтобы вопросы выделения кредитов решались советами региональных отделений Центрального банка, в которые должны входить представители коммерческих банков, а также предприниматели.

Чрезвычайно важно наращивать иностранные инвестиции в различных формах: целевые займы от международных организаций, МВФ, мировых и европейских банков; средства от правительств, частных инвесторов или прямых банковских кредитов. Эти средства должны быть использованы для реализации наиболее эффективных программ. И не таким образом - централизованно через Внешэкономбанк, но с привлечением коммерческих банков. 

Существование развитой системы обмена также очень важно для российского бизнеса. И Россия уже сделала значительные шаги в этом направлении.

Существуют крупные обменные структуры: Московская товарная биржа, Международная универсальная биржа вторичных ресурсов, Всероссийская биржа недвижимости и другие. Созданы областные, областные, городские, районные обменные комплексы. К началу 1992 года Россия была первой в мире по количеству обменов на душу населения. В одной только Москве их было около двадцати.

Это был решающий шаг на пути перехода России к рыночной экономике. Развитие бирж в нашей стране решило многие проблемы предпринимателей. С помощью бирж время транзакции значительно ускорилось. Это привело к значительному увеличению числа коммерческих организаций. Организации и предприятия, которые работали на рынке до формирования бирж, с их помощью достигли более высокого уровня работы и, в конце концов, стали крупнейшими в России. Кроме того, появились брокерские дома, которые принимали заказы от производителей или потребителей на покупку и продажу товаров.

Отличительной чертой крупных российских бирж всегда была их универсальность. Количество бирж, принцип аукционной торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелких партий товаров и услуг. Основные черты, присущие только биржевой системе России, связаны с необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня. Тем не менее, на сегодняшний день специализация в некоторых областях осуществляется или объявлена ​​на следующих биржах: MTB, нефть, нефтепродукты, зерно; РЦБ, металлы; Тюмень и Сургут ТФБ, нефть и нефтепродукты; Росагробиржа, Всесоюзная агропромышленная комплексная биржа - сельскохозяйственная продукция. Определенные полуфабрикаты и готовые изделия также постепенно участвуют в биржевой торговле: пиломатериалы, пряжа, продукты животного происхождения и другие товары. Драгоценные и цветные металлы,

Для наиболее успешного функционирования российских товарных бирж необходимо создать локальную биржевую компьютерную сеть. Это значительно упростит процедуру поиска и размещения товаров на бирже и позволит брокеру работать с несколькими биржами одновременно. Использование компьютерной сети, видео-цитат и других передовых технических средств позволяет заключать сделки практически мгновенно. Некоторые российские биржи уже работают над компьютерной торговой системой. Но эта система не получила широкого развития из-за недостаточного развития и высокой стоимости компьютерных сетей в России.

Помимо товарных бирж, в России созданы также биржи. Однако следует отметить, что российский фондовый рынок крайне нестабилен как из-за нестабильной политической ситуации, так и из-за общих проблем российской экономики. Торговля корпоративными акциями, как правило, очень чувствительна к изменениям в политической жизни. Примеров тому множество, как в мировом опыте, так и в недолгой истории современного российского фондового рынка. Внутренний рынок дает примеры даже более головокружительных взлетов и падений, чем фондовые биржи Нью-Йорка, Лондона или Токио.

На российском фондовом рынке были ситуации, когда, купив акции весной, они могли быть проданы летом и получить по четыре рубля за каждый вложенный рубль. Инвесторы, работающие на западных рынках, даже не мечтают о таком уровне прибыли. Но, с другой стороны, они никогда не мечтали о потерях, которые могут возникнуть на нашем рынке в случае падения (например, август 1998 года).

Важной особенностью является то, что ситуация на фондовом рынке регулируется рискованными деньгами иностранных инвесторов. Крупные западные фонды выделяют небольшую часть своих активов (обычно несколько процентов или даже часть процента) для таких операций, как панорамирование или исчезновение. Эти средства направлены на развивающиеся рынки и не в последнюю очередь в Россию. Такие фонды не начинают автоматически продавать акции во времена смуты в российской политической жизни.

Благодаря своей власти они могут рисковать и оставлять ценные бумаги до лучших времен, ожидая временную рецессию. На спад на фондовом рынке их не затрагивают и не брокеры, которые, по сути, являются посредниками между продавцом и покупателем акций, получая комиссию за свои услуги. И, в основном, даже не те инвесторы, которые во время обвала котировок продают акции по цене ниже той, по которой они их купили. Наиболее неблагоприятным обстоятельством для экономики является то, что при снижении цены акций предприятия и предприниматели имеют меньше возможностей для привлечения инвестиций в производство, поскольку акции изначально были изобретены для того, чтобы собрать деньги для реализации конкретного проекта.

Процесс перехода к рыночной экономике, колоссальный по своим масштабам и сложности, включает, как известно, такой элемент, как формирование соответствующей системы знаний среди широких слоев населения, прежде всего среди руководителей предприятий и специалистов. Давно назрела необходимость осмыслить современное состояние системы подготовки и переподготовки кадров в области экономических и управленческих дисциплин - то, что можно назвать «бизнес-образованием». Вряд ли нужно доказывать, что принципы рыночной экономики, которые начали распространяться в нашей стране, предъявляют более высокие и во многих отношениях качественно иные, чем прежде, требования к деятельности, компетентности, эффективности, организации и целеустремленности управленческого персонала. 

Известно, что административно-командная система определенным образом приспособилась к своей сущности и нуждается в организационном, правовом и экономическом механизме, политике, идеологии, системе ценностей. Он заменил реальное удовлетворение потребностей людей реализацией плана, часто любой ценой; гипертрофировано сосредоточено на увеличении объема выпускаемой продукции с явной недооценкой или даже игнорированием ее качества и экономного использования ресурсов; объединение вытеснило разнообразие; бездумное подчинение - инициативность и свобода реальных производителей продукции; усердие - творчество.

Переход к рыночной экономике требует новой организации и других принципов управления, и отсюда? новое формирование руководящих кадров, нанятых им. Им нужны годы, чтобы развиваться, только учась заново. Между тем необходимость в них актуальна сегодня. Это означает необходимость сосредоточиться на переподготовке, повышении квалификации. 

В России сложилась обширная система повышения квалификации управленческого персонала. Однако общая теоретическая, экономическая и юридическая подготовка лидеров была недооценена, навыки и умения реагировать на современные требования экономической практики были сформированы слабо. При переподготовке управленческого персонала практически не было конкурентной мотивационной среды.

Само получение диплома о повышении квалификации не гарантировало такой, казалось бы, естественный результат, как повышение по службе. Важную роль сыграл тот факт, что институты и центры системы повышения квалификации управленческих кадров не обладали необходимой экономической и экономической самостоятельностью, а их отношения с сервисными предприятиями и организациями не основывались на принципах обратной связи с использованием рынка. инструменты. 

Исходя из особенностей российского рынка образовательных услуг, можно сформулировать определенный алгоритм успеха бизнес-школы.

В связи с этим были получены следующие пункты:

  • Сочетание преемственности и инноваций. Здесь крайне важно в самом начале становления школы разработать концепцию своей деятельности, позволяющую ей занять свое, вполне определенное место. Стабильность композиции имеет большое значение. Однако все это никоим образом не должно препятствовать инновациям, быстрому реагированию на изменения внешней социально-экономической среды и поиску новых форм образовательной деятельности.
  • Отбор студентов является важнейшим принципом бизнес-школы. 
  • Подбор учителей. Ставка делается на создание относительно стабильного учебного «ядра», способного быстро адаптироваться к меняющимся курсам и программам. 
  • Успех бизнес-школ тесно связан с самим бизнесом. Каждая бизнес-школа - это своеобразный организм, в котором необходимо формировать свою культуру, традиции, систему контактов с фирмами и корпорациями. В частности, практическое обучение должно привести к стажировкам в ведущих государственных и частных организациях. Этот момент очень важен в наших российских условиях. Наивно полагать, что без этого реально научить, скажем, банковскому делу, управлению финансами, брокерским операциям.

Только те, кто знает эти предметы не только в теории, но и на практике, могут преподавать управление и предпринимательство. Русских менеджеров нельзя обучать на Западе, они должны учиться в России. С этим трудно поспорить, и, как мне кажется, опыт многих российских бизнес-школ подтвердил правильность этого мнения. 

Современное производство, основанное на передовых информационных технологиях, характеризуется высокой научной интенсивностью и нацеленностью на тесную взаимосвязь всех этапов жизненного цикла продуктов от проектирования и инженерного обучения до внедрения, предъявляет новые требования к культуре, стилю и философии бизнеса. Именно от этих фундаментальных факторов во многом зависит конкурентоспособность предприятий и само их выживание.

Совершенно очевидно, что даже при современном формировании отечественного предпринимательского корпуса необходимо обеспечить высокие требования к деловой этике и предпринимательской культуре. Более того, значимость таких требований в наших условиях еще больше, поскольку речь идет только о переходе на рынок, причем в условиях, осложненных преобладанием теневой экономики, высокой коррупцией бюрократического аппарата и отсутствием инфраструктура, которая будет эффективно бороться с такими негативными явлениями. Недооценка роли предпринимательской культуры и требований деловой этики может (и делает) дискредитировать саму идею свободного предпринимательства и рынка в целом в глазах населения.

Трудно представить современный рынок в отрыве от международных экономических отношений; оно становится все более и более открытым. Первое и элементарное требование в этом контексте - знание иностранных языков, особенно английского, которое фактически стало языком международного общения. И в этой области наши потребности не меньше, а даже больше, чем во многих зарубежных странах. Это также объясняется низкой эффективностью. Изучение иностранных языков в школах и тот факт, что их знания долгое время оставались невостребованными из-за жестких ограничений на общение с иностранцами. Эти упущения уже мешают успешной работе руководителей и специалистов.

Другим важным аспектом рассматриваемого круга проблем является разработка новых информационных технологий. Исследователи в развитых странах мира показали, что в настоящее время даже малый и средний бизнес широко использует современные вычислительные и информационные технологии в бизнесе. Персональный компьютер стал незаменимым аксессуаром для оснащения труда предпринимателя и менеджера. В самое последнее время мы также отметили позитивные сдвиги в этом отношении. Тем не менее, «технологии», основанные на подсчете кубиков и на «колонке» вычислений на листе бумаги, еще не вытеснены ни при подведении итогов работы, ни при моделировании, это не будущее. Система подготовки и повышения квалификации управленческого персонала, осознающего свою ответственность.

Зарубежные исследователи профессиональной мобильности персонала показали, что только 17% руководителей меняют работу, в то время как для людей среднего уровня квалификации эта доля составляет 42, а для вспомогательных, низкоквалифицированных работников - 60%. Продолжительность стажа работы там же самая высокая среди руководителей финансово-кредитных служб и в государственном аппарате и лишь наименьшая - в сфере торговли и частных услуг. Как вы знаете, отсутствие рынка жилья является фактором, который препятствует мобильности, особенно горизонтальной мобильности, в том числе среди менеджеров, в нашей стране.

Для успеха в предпринимательстве необходимая на данный момент коммерческая информация очень важна, а иногда и играет главную роль. В коммерции, предпринимательстве информация - это совокупность информации, которая позволяет деловому человеку ориентироваться в сфере собственного производства. Что производить, как производить, с какими качественными характеристиками и потребительскими свойствами, где и как продавать продукт, где существует особая (по сравнению с другими рынками) потребность в таком продукте, как (и вообще - должен ли продукт) быть объявленным) - для всех этих проблем (а также для других; оставаясь вне области этого списка) предприниматель принимает решения только на основе информации, имеющейся в его распоряжении.

В связи с этой ситуацией, на определенном этапе становления предпринимательства, информационное предпринимательство как профессиональный вид деятельности получает самостоятельное развитие. Информационное предпринимательство включает в себя несколько областей, которые могут развиваться на самостоятельной основе. Среди этих направлений: образовательная, консалтинговая (сервисная), документально-издательская, маркетинговая, рекламная, юридическая деятельность. 

Торгово-промышленные палаты (далее - ТПП) играют важную и юридически закрепленную роль в структуре институтов, регулирующих и стимулирующих деловые отношения, которые интенсивно развиваются в России.

Следующие данные свидетельствуют о потенциале рассматриваемых государственных учреждений. В настоящее время в стране действует 131 ТПП, в том числе 79 палат субъектов Федерации и 52 административно-территориальных образования (городские, межрайонные). Например, в 1997 году было создано 11 новых палат.

Система ТПП РФ охватывает 63 объединения (это союзы и ассоциации) предпринимателей-членов территориальных палат. Сюда также входят 18 акционерных обществ, внешнеэкономических объединений и предприятий, созданных при участии ТПП РФ и предоставляющих специализированные услуги предпринимателям (фирмам) независимо от их местонахождения, а также около 250 предприятий и фирм, созданных при участии ТПП и формирование инфраструктуры обслуживания предпринимательства на региональном уровне. 

Важным звеном в системе являются арбитражные суды, действующие при ТПП РФ.

Особой связью в системе также являются восемь смешанных торгово-промышленных палат, образованных совместно с предпринимателями из других стран. 16 зарубежных офисов ТПП РФ призваны содействовать развитию международных деловых контактов.

Среди прямых структурных подразделений Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отражающих функциональную направленность ее деятельности? комиссии по содействию внешнеэкономической деятельности, инвестиционному сотрудничеству и устойчивому развитию, а также комитеты по: сельскому хозяйству и другим видам предпринимательства в сельскохозяйственном секторе; правовая экспертиза и совершенствование законодательства; информатика и телекоммуникации; рекламная деятельность; выставочно-ярмарочная работа; вопросы социальной политики; банковский и фондовый рынок; взаимодействие со СМИ; развитие частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса; экология и охрана окружающей среды; страховой бизнес; сделка; промышленная политика и конверсия; туристическое предпринимательство; качество продукта; предпринимательство в области игр и лотерей; содействие профессиональному образованию; на инновационную деятельность.

В настоящее время ТПП РФ объединяет около 12 тысяч членов: предприятия, предприниматели и их объединения, различные организационно-правовые формы и направления деятельности. Состав членов палат отражает качественные изменения, произошедшие за последние годы в имущественных отношениях: доля государственных и муниципальных предприятий в них снизилась. А основу членской базы составляют малые предприятия (более 80% - предприятия с численностью до 100 человек). 

В территориальных палатах сегодня работают около трех с половиной тысяч высококвалифицированных специалистов. Этот кадровый потенциал позволяет нам грамотно решать самые разные проблемы развития бизнеса, надежно защищать интересы предпринимателей, прежде всего, членов палат всех уровней.

На данный момент существует три основных приоритетных направления развития системы палат: 1) увеличение объема услуг, предоставляемых бизнес-сектору, расширение сектора последних и повышение их качества; 2) углубление сотрудничества палат с органами государственной власти и управления; 3) совершенствование организационно-правовых основ деятельности палат, особенно на региональном уровне.

В экономической сфере планируется, прежде всего, добиваться предоставления льготных кредитов предпринимателям, начинающим новый бизнес. Также крайне желательно гарантировать предпринимателям возможность участвовать в конкурсах на инвестиционные и другие проекты, чтобы получить доступ к иностранным кредитам, предоставляемым в соответствии с межгосударственными соглашениями или международными экономическими организациями. Также было сочтено целесообразным ввести льготное налогообложение реинвестированной прибыли частных предприятий. Особые меры предусмотрены в отношении Фонда поддержки предпринимательства (FSP), финансируемого как за счет иностранной помощи, так и с привлечением бюджетных доходов от приватизации.

Кроме того, важно ограничить возможности вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих структур, установив в экономическом законодательстве четкий перечень обстоятельств, при которых такое вмешательство возможно, определив соответствующие правовые основания. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о введении правовой нормы, предусматривающей компенсацию ущерба (в том числе упущенной выгоды), нанесенного коммерческим структурам в результате незаконного вмешательства в их деятельность.

В административном отношении необходимо принять меры для максимального упрощения процедуры регистрации новых коммерческих предприятий с переходом на регистрацию путем получения справки из местных налоговых органов. ТПП РФ намерена содействовать созданию массовой сети обучающих и консалтинговых фирм, готовящих население к началу предпринимательской деятельности (используя, в частности, зарубежную техническую помощь для организации переподготовки педагогических кадров таких фирм), а также развертыванию региональных сетей организаций поддержки предпринимателей, работающих по заказам, в том числе на принципах франчайзинга.

Таким образом, реализация детальной (и только изложенной выше) программы действий ТПП РФ должна положительно повлиять на самоорганизацию предпринимательства, что является непременным условием оживления российской экономики. 

Улучшение инфраструктуры в России

Российскому государству принадлежит более 25% уставного капитала более чем в 40 банках, государство контролирует такие крупные банки, как Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк. Хотя страховые, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды формально являются частными, среди них существует значительная доля неволевых структур, созданных корпорациями с государственным участием. Чрезмерное присутствие государства в институтах инфраструктуры финансового рынка приводит к искажению условий рыночной конкуренции и механизма свободного ценообразования.

Однако функционирование некоторых институтов рыночной инфраструктуры предполагает активное использование государственной собственности с целью обеспечения государственного контроля и государственных гарантий. Например, для защиты инвестиционных интересов массового населения преобладание государственного капитала в Сбербанке Российской Федерации представляется актуальным и необходимым. В то же время для создания равных конкурентных позиций на кредитном рынке необходимо ввести жесткие бюджетные ограничения для Сбербанка Российской Федерации и ограничить масштабы его кредитных операций, обеспечив их ориентацию на кредитование, прежде всего, малого и среднего бизнеса. предприятия.

Должно ли государственное финансирование, по словам автора, предоставляться, прежде всего, отдельным специализированным кредитным организациям? Банк развития, предназначенный для финансирования крупных капиталоемких инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости, создания крупных высокотехнологичных производств. 

Создание достаточно капитализированного Банка Развития значительно дополнит существующую инфраструктуру рынка банковских услуг и повысит эффективность инвестиционной политики государства. В то же время банк развития должен иметь свою сферу деятельности; его функционирование не должно снижать стимулы частных коммерческих банков кредитовать реальный сектор.

Дальнейшее развитие системы страхования вкладов населения должно подразумевать повышение эффективности контроля со стороны как Центрального банка Российской Федерации, так и государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» с их активным взаимодействием и четким определением функций регулирующих органов. Рациональная стратегия вложения средств страхового фонда в надежные и выгодные инструменты позволит повысить эффективность всей системы страхования. 

Система надзора за соблюдением банковских стандартов кредитными организациями требует дальнейшего совершенствования, в том числе путем повышения прозрачности отчетности коммерческих банков и активизации процесса формирования каталога кредитных историй.

Бюджетная политика государства должна совершенствоваться в направлении стимулирования процесса усиления инвестиционной активности институтов финансовой инфраструктуры, в том числе за счет использования Стабилизационного фонда в целях модернизации национальной экономики при формировании специального механизма долгосрочного характера. кредитование на внедрение новых технологий и оборудования.

Отвлечение бюджетных средств в Стабилизационный фонд имеет существенные негативные последствия - в виде сужения кредитных возможностей банковского сектора, его участия в кредитовании реального сектора, обеспечения его расширенного воспроизводства. Подавление кредитной активности российских банков приводит к их потере конкурентоспособности. Активное привлечение лизинговых компаний для рационального вложения средств Стабилизационного фонда в модернизацию российской экономики позволит повысить эффективность инвестиционного процесса в инновационных проектах.

Автор доказывает, что необходимо усилить стимулирующую функцию существующей налоговой системы, придать налоговой системе и налоговой администрации большую стабильность, сократить ненужные затраты на налоговый контроль и налоговую отчетность. Специальные стимулы через налоговые стимулы необходимы для расширения деятельности институтов коллективного инвестирования.

Формирование цивилизованной инфраструктуры российского финансового рынка в срочном порядке требует ускорения процесса создания центрального депозитария и единой клиринговой системы и усиления стимулов для этого процесса со стороны государственных органов. Формирование единого для всех участников рынка ценных бумаг места их учета и хранения позволит повысить упорядоченность фондовых отношений, значительно снизить риски при обслуживании операций с ценными бумагами, а также повысить эффективность государственного контроля за правильностью операций.

Государственная поддержка также необходима для формирования таких новых рыночных инфраструктурных институтов, как кредитные бюро для российской экономики, развитие которых позволит снизить рискованность кредитования путем предоставления полной и достоверной информации о заемщиках в рамках формирования кредитного банка. истории. 

Усиление системной целенаправленности государственного управления рыночной инфраструктурой должно обеспечиваться путем выстраивания стратегического плана ее развития, основанного на идее партнерства государства и бизнеса, позволяющего активизировать саморазвивающийся потенциал участников рынка в формирование цивилизованной рыночной инфраструктуры.

Исходя из миссии стратегии развития инфраструктуры финансового рынка, ее общая цель может быть определена - как повышение эффективности движения финансовых ресурсов, оптимизация процесса преобразования небольших сбережений в инвестиции для расширенного воспроизводства. Такое понимание общей цели определяет постановку стратегических целей, которые ее детализируют.

Для достижения первой цели (повышения эффективности процесса кредитования воспроизводственных отношений) необходимо прежде всего предпринять следующие действия:

  • стимулировать расширение участия коммерческих банков в кредитовании реального сектора экономики;
  • повышение эффективности системы рефинансирования коммерческих банков;
  • содействие росту капитализации банковской деятельности;
  • сокращение присутствия государства в собственности банковских учреждений стимулирование использования новых, прогрессивных форм банковских услуг (синдицированные кредиты, кредитование текущего счета, факторный бизнес). Снижение рискованности кредитования путем развития института кредитных бюро, создания каталога кредитных историй.

Для достижения второй цели (расширение деятельности институтов коллективного инвестирования) необходимо принять следующие меры:

  • стимулирование роста числа акционеров паевых инвестиционных фондов;
  • усиление правовой защиты инвестиций в эти фонды;
  • способствуя росту рентабельности инвестиций в паевые инвестиционные фонды;
  • обеспечение оптимальных взаимоотношений паевых инвестиционных фондов с депозитариями, аудиторами и регистраторами.

Для достижения третьей цели (повышение роли страховых компаний в снижении рискованности предпринимательства) необходимо принять следующие меры:

  • стимулирование роста капитализации страховых компаний;
  • активное развитие розничного страхования;
  • стимулирование развития новых, прогрессивных видов страхования (финансовые риски дефолта по обязательствам, ответственность перед третьими лицами);
  • содействие в повышении эффективности размещения страховых резервов.

Для достижения четвертой цели (рост капитализации фондового рынка) необходимо принять следующие меры:

  • Улучшение инвестиционного климата в государстве;
  • обеспечение макроэкономической стабильности;
  • укрепление финансовой системы страны;
  • повышение суверенного рейтинга России;
  • стимулирование расширения ассортимента ликвидных ценных бумаг;
  • создание централизованного депозитария и единой системы клиринга фондовых отношений.

Для достижения пятой цели (расширение рынка производных акций) необходимо принять следующие меры:

  • создание правовой базы для срочного рынка;
  • стимулирование расширения ассортимента фьючерсов и опционов;
  • совершенствование правовой системы обеспечения исполнения обязательств по форвардным сделкам;
  • создание эффективной системы сбора, обработки и распространения информации о состоянии фондового рынка, что позволяет повысить прозрачность фондовых отношений, предоставляя консалтинговым компаниям доступ к открытой информации налоговых служб, органов юстиции, статистики и др. таможенные органы. 

Заключение

Рыночная экономика - это экономика, основанная на частной собственности, которая обеспечивает экономическую свободу субъектам экономических отношений, а также на рыночном механизме координации их действий. 

Объективное существование товарного производства и товарно-денежных отношений делает существование рынка столь же необходимым. Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений людей в области обмена, посредством которых осуществляется продажа товаров по рыночным ценам.

Существование рынка предполагает, что производство носит товарный характер, то есть продукция производится для продажи, обмена. Условиями существования товарной экономики являются: социальное разделение труда, в основе которого лежит принцип сравнительных преимуществ? способность отдельного производителя производить продукт с относительно более низкими издержками; экономическая изоляция товаропроизводителей на основе частной собственности и обмена как форма общения между отдельными и независимыми товаропроизводителями. 

Необходимым условием нормального функционирования рынков является рыночная инфраструктура? совокупность отраслей, систем, фирм, которые опосредуют акты купли-продажи на рынке.

На основе системного подхода к определению содержания рыночной инфраструктуры определение рыночной инфраструктуры как совокупности институтов, технологий, норм, обеспечивающих воспроизводство устойчивых экономических отношений и создающих условия для эффективного и динамичного функционирования различных рынков, имеет были сформулированы. 

Рынок выполняет ряд функций, основными из которых являются: ценообразование, распределение, координация, стимулирование, лечение.

Основные элементы современной рыночной инфраструктуры: биржи (товарные, фондовые, валютные и др.); аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система и коммерческие банки; государственные и негосударственные службы занятости; информационные технологии и деловое общение; рекламные агенства; торговые палаты; аудиторские компании и др.

Мировой финансовый кризис только усугубил структурные проблемы российской экономики, но их первопричиной были дисбалансы, существовавшие с советских времен, высокая монополизация и отсутствие конкуренции. Чтобы преодолеть экономический кризис, необходимо не только проводить стимулирующую денежно-кредитную и бюджетную политику, но и продолжать институциональные реформы, повышать качество управления и эффективность государственного управления и бизнеса. Необходимо разработать новую модель развития, которая должна основываться на конкуренции, привлечении иностранных инвесторов, совершенствовании институтов, обслуживающих российский фондовый рынок, расширении государственно-частного партнерства.