Инфраструктура мирового товарного рынка

Содержание:

  1. Сущность, происхождение и основные элементы рыночной инфраструктуры
  2. Транспортная составляющая инфраструктуры мирового товарного рынка 
  3. Особенности функционирования бирж как составляющей мировой рыночной инфраструктуры
  4. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 17.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности международной торговли в промышленно развитых странах, развивающихся странах, странах с переходной экономикой в ХХI веке

АТЭС основные цели и задачи. Результаты и ЭФФЕКТИВНЫЕ решения форумов

Налоговая система Польши

Управление изменениями в условиях слияний и поглощений

 

Введение:

 

Среди направлений исследований современного этапа эволюции мировой экономики проблемы влияния глобализации на развитие общественного производства в странах мирового сообщества занимают одно из ведущих мест. К ним, конечно же, относятся вопросы формирования предпосылок глобализации, качественных сдвигов и диверсификации структуры мировых товарных рынков. Сейчас под влиянием глобализации происходят значительные изменения в условиях создания, функционирования и перераспределения мировых товарных рынков. Таким образом, сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что инфраструктура мировых товарных потоков выступает как необходимый инструмент развития стран и обеспечивает органическое единство и эффективное функционирование всех материальных потоков.

Осложнения рыночных отношений в современном мире привели к объективному возрастанию роли инфраструктурной составляющей в поведении и производительности глобальных и национальных рыночных субъектов. Без преувеличения можно сказать, что инфраструктура стала важнейшим явлением современной мировой экономики.

Цель работы - изучить основные составляющие инфраструктуры мирового рынка.

Задачи работы:

  • определить сущность инфраструктуры мирового товарного рынка и ее особенности;
  • охарактеризовать транспортную составляющую инфраструктуры мирового товарного рынка;
  • определить особенности выставочно-ярмарочной деятельности на мировом товарном рынке;
  • проанализировать деятельность бирж как составной части инфраструктуры глобального рынка.

Сущность, происхождение и основные элементы рыночной инфраструктуры

 

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальное функционирование вооруженных сил (начало ХХ века). Оно происходит от латинского слова «инфра» - ниже, ниже; «структура» - строение, местонахождение. Несмотря на широкое распространение, существуют разные трактовки этого понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственных услуг в виде ее назначения в создании общих условий для производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Также широко известна точка зрения, согласно которой инфраструктура представляет собой накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования промышленных предприятий, как части национального богатства. который призван обеспечить беспрепятственную деятельность.

В 40-х годах ХХ в. на Западе инфраструктура стала пониматься как совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В нашей экономической литературе эта проблема в основном разрабатывалась в 70-е годы. 

Инфраструктура - незаменимый компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Это составная часть общей структуры экономической или политической экономической жизни, которая носит второстепенный вспомогательный характер и обеспечивает нормальную экономическую деятельность экономики или политической системы в целом.

Процесс формирования инфраструктуры как относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых важнейшими вехами общественного разделения труда. Таким образом, отделение ремесел от сельского хозяйства или второе крупное общественное разделение труда, вызвавшее возникновение городов, объективно способствовало усилению товарообмена между городом и деревней, что привело к развитию объектов инфраструктуры. Третье важное разделение труда в обществе - отделение торговли от сельского хозяйства и промышленности - привело к дальнейшему увеличению товарообмена за счет вовлечения новых территорий в экономический оборот, что, в свою очередь, потребовало расширения сферы инфраструктуры.

Сегодня существует производственная инфраструктура, обслуживающая производство (транспорт, связь, оптовая торговля и др.), социальная инфраструктура - совокупность объектов в сфере услуг (транспорт и связь для обслуживания населения, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), деятельность которых направлена ​​на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также рыночной инфраструктуры. 

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно отметить тот факт, что она не производит никакой продукции, а только создает необходимые условия для ее производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием особых функций, возлагаемых экономикой на инфраструктуру. Эти функции со временем меняются и все больше отделяются от функций основного производства. Таким образом, при определении производственной инфраструктуры основным признаком является ее функция, которая заключается в обеспечении производства.

Особенностью хозяйственной деятельности инфраструктурных предприятий является то, что результат их деятельности не подлежит резервному копированию или хранению, поскольку он проявляется в виде процесса перемещения, хранения, передачи информации и т. д. Инфраструктуру нельзя характеризовать как вспомогательная и уж тем более второстепенная сфера.

Рыночная инфраструктура - это новый тип инфраструктуры. С развитием рыночного механизма в экономике страны возникает необходимость создания специализированного вида деятельности для удовлетворения потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Возникновение рынка привело к появлению новых организаций, институтов, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Рыночная инфраструктура - это совокупность юридических форм, которые опосредуют движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, услуг, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции для обеспечения нормального режима его функционирования.

Основными элементами современной рыночной инфраструктуры являются:

  1. биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
  2. аукционы, ярмарки и другие формы организационного безобменного посредничества;
  3. кредитная система и коммерческие банки;
  4. эмиссионная система и эмиссионные банки;
  5. система регулирования занятости населения и центр государственной и негосударственной помощи в трудоустройстве (биржа труда);
  6. информационные технологии и средства делового общения;
  7. налоговая система и налоговая инспекция;
  8. система страхования коммерческих экономических рисков и страховые компании;
  9. специальные рекламные агентства, информационные центры и информационные агентства;
  10. торгово-промышленные палаты, иные общественные, общественные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  11. таможенная система;
  12. профессиональные союзы работников;
  13. торгово-выставочные комплексы;
  14. система высшего и среднего экономического образования;
  15. аудиторские компании;
  16. консалтинговые (консалтинговые) компании;
  17. общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  18. особые зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности участников рынка, элементы инфраструктуры не навязываются извне, а порождаются самими рыночными отношениями. 

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание участников рынка, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует в рынке. Функционал рыночной инфраструктуры:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации своих интересов;
  • повышение эффективности и результативности субъектов рынка на основе специализации отдельных хозяйствующих субъектов и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений;
  • облегчение форм правового и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
  • подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике страны не могут не сказаться на ее структурных институтах: институтах, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных звеньев экономики, в том числе рыночной инфраструктуры.

 

Транспортная составляющая инфраструктуры мирового товарного рынка 

 

В перспективе транспортные ограничения технологического характера могут стать одним из серьезных препятствий в реализации долгосрочных целей Энергетической стратегии. Неразвитая трубопроводная транспортная инфраструктура препятствует разработке перспективных нефтегазоносных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение для развития экспорта нефти и газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Отсутствие в России собственных глубоководных портов лишает страну возможности маневра в политике на мировых энергетических рынках. Отсутствие прочных электрических связей между европейской частью России, Сибирью и Дальневосточным регионом, несбалансированность тарифных систем на железнодорожном и трубопроводном транспорте и существенное ограничение развития общих внутренних энергетических рынков, способствуют усилению экономической изоляции отдельных регионов России.

Поэтому транспортная инфраструктура нуждается в особых мерах поддержки.

Целью такой политики будет обеспечение сбалансированного развития всех систем транспортировки энергоресурсов (нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, систем транспортировки энергоресурсов по железной дороге и водным транспортом, транспортных терминалов и портов энергетических сетей и т.д.) для:

  • укрепления внутренней экономической интеграции;
  • развитие инфраструктуры в новых областях добычи (производства) энергоресурсов;
  • содействие развитию перспективных маршрутов экспорта энергоресурсов.

Мероприятия по совершенствованию развития транспортной инфраструктуры должны быть направлены на прогнозируемый экономический рост и связанное с ним увеличение грузооборота требует обновления транспортных мощностей. Для этого собственных транспортных средств транспортных компаний будет недостаточно. Поэтому, помимо повышения эффективности использования собственных средств, важно будет привлечь дополнительные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры.

Принятие законодательства о концессиях позволит привлечь значительные средства инвесторов для строительства глубоководных портов, способных принимать океанские суда и увеличить возможности экспорта российской нефти, в том числе на американский рынок. Это позволит иностранному капиталу, в том числе американскому, участвовать в строительстве соответствующих портовых объектов. Для России, имеющей уникальное географическое и геополитическое положение, проблемы транзита энергоресурсов имеют особое значение. Территория России должна стать важным транзитным коридором для энергетических ресурсов государств Центральной Азии и Каспия. Будет также оказана поддержка перспективным трубопроводным проектам за пределами России.

Единая система установления тарифов на транзит энергоресурсов будет способствовать повышению конкурентоспособности трубопроводов, проходящих по территории России, по сравнению с трубопроводными системами других государств.

Развитие транспортной инфраструктуры имеет отраслевую специфику. Строительство новых магистралей предполагается осуществлять за счет кредитов и средств инвесторов.

Развитие транспортных систем будет осуществляться под государственным контролем и будет направлено на определение и ликвидацию узких мест этих систем, препятствующих развитию внутренней торговли энергоресурсами.

В электроэнергетике будут созданы особые условия поддержки инвестиций в строительство электросетевой инфраструктуры, обеспечивающей прочные электрические связи между Сибирью и Европой, Восточной Сибирью и дальневосточным регионом. Эти проекты будут реализовываться при освобождении от большинства административных ограничений, присутствующих в электросетевом бизнесе. Будет разрешена передача электроэнергии по тарифам, гарантирующим окупаемость проектов. Сооружаемые объекты будут освобождаться на определенный период от обязательств, связанных с вхождением в состав единой национальной электрической сети.

Развитие единой национальной сети силами федеральной сетевой компании будет направлено на устранение основных внутренних ограничений пропускной способности электрических сетей, препятствующих свободной торговле электроэнергией в объединенной энергозоне Европы и Урала.

В целом успешная реализация политики развития транспортной инфраструктуры будет способствовать сбалансированному развитию ТЭК в долгосрочной перспективе.

К примеру, Япония, является четвертой среди крупнейших торговых держав в мире, имеет наибольшую долю тоннажа мирового флота - 15,7%, из которых только 1,4% ходят под национальным флагом. Второе и третье места, как в структуре мировой торговли, так и в структуре владения мировым морским флотом принадлежит Китаю и Германии - по 8,9% по состоянию на 01.10.2015 г. Причем этот флот обслуживает не только внешнеторговые потоки указанных стран, но и преимущественно торговлю третьих стран. США как крупнейшая торговая держава мира обладает лишь 3,5% мирового флота.

На развитие отдельных видов транспорта в значительной степени влияют интеграционные процессы, что активно происходят в рамках мирового хозяйства. Исследование объемов общей внешней торговли и внутрирегиональной торговли втаких региональных интеграционных объединений, как НАФТА, АСЕАН, ЕС и СНГ за период 2000-2015 гг. показали, что в североамериканском региональном сообществе наблюдается рост доли внутрирегиональной торговли - от 55% в 2000г. до 72% в 2015 г.

Это, в свою очередь, обусловливает увеличение объемов внутрирегиональных грузопотоков, обслуживаемых в основном железнодорожным, автомобильным, авиационным видами транспорта в рамках региональной транспортной системы Северной Америки. Доля внутрирегиональной торговли стран такого интеграционного объединения, как Европейский Союз, при росте стоимостных объемов остается неизменной - на уровне 57-65%. Эти грузопотоки преимущественно обслуживаются внутри региональной транспортной системой страны ЕС - автомобильным и морским видами транспорта.

Невысокая степень колебания внутрирегиональной торговли в течение 2000-2015 гг. характерна и для стран АСЕАН (22-25%) и СНГ (15-20%). Это означает, что основная масса грузопотоков указанных стран осуществляется в пределах внутриконтинентальной транспортной системы Европа - Азия преимущественно за счет возможностей автомобильного и железнодорожного видов транспорта и в межконтинентальном сообщении Европа - Северная Америка, Азия - Северная Америка, обслуживающего морской транспорт. Итак, в экономическом плане эффективное функционирование транспортного рынка ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением и является важнейшей составляющей интеграции стран в мировую хозяйственную систему.

Выставочно-ярмарочная деятельность на мировом товарном рынкеВыставочно-ярмарочная инфраструктура мирового товарного рынка одна из самых динамичных сфер современной мировой экономики, так как занимает важное место в укреплении международных связей, внутренней и внешней торговли, пропаганде передовых технологий и новых видов продукции. Выставки и ярмарки постепенно стали зеркалом технического развития, биржей информации, индикатором цен, экономически политическим форумом прогнозирования конъюнктурных изменений, а также особым социальным явлением с экономическим, политическим и культурным содержанием.

В 1925 г. было основано Всемирную ассоциацию выставочной индустрии, и она в настоящее время является самой авторитетной международной организацией в этой сфере, объединяя ведущих организаторов выставок, выставочные центры, национальные и международные ассоциации.

Ассоциация была основана в Милане представителями 20 ведущих европейских центров выставочной отрасли. Среди них - лидеры современной выставочной деятельности - Милан, Париж, Лейпциг, Кельн, Франкфурт, а также ряд центрально-европейских городов - Будапешт, Гданьск, Любляна, Прага, Загреб и Львов. Современных форм выставочная деятельность приобрела во второй половине ХХ в. НТП, глобализация мировой экономики и становления постиндустриального общества восстанавливают спрос на специальные механизмы обмена, которыми являются международные выставки.

Инфраструктура мирового товарного рынка

На международном рынке ярмарок и выставок первенство принадлежит Германии (Гамбург, Берлин, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Дюссельдорф, Франкфурт и другие города), и подтверждается тем, что 2/3 самых популярных из существующих международных отраслевых ярмарок во всем мире проводятся в этой стране.

Франция занимает второе место в развитии традиций проведения торговых ярмарок, где ежегодно проходит около тысячи различных выставок, причем только участие в ста из них принимают иностранные экспоненты. Приток на них иностранных посетителей небольшой составляет - 7% от общего числа.

В Италии также развитая выставочная деятельность - ежегодно проводится 750 различных выставок в 41 городе, из которых только 1/6 претендует на зарубежное участие. Среди городов-устроителей первое место занимает Милан, где проходит 86 выставок с 31 тыс. экспонентов и 2.6 млн. посетителей, из которых 9% - зарубежные. Другие города в выставочной деятельности - это Верона, Генуя, Бары и Турин.В Великобритании ежегодно проходит около 700 выставок, в которых принимают участие более 100 тыс. экспонентов.

Главной отличительной чертой выставок, что здесь проводятся, является их малые размеры, региональный масштаб и сосредоточения в Лондоне и Бирмингеме. Так, особой популярностью пользуются британские фирмы Reed Exhibition, что организует около 800 выставок в 25 странах, из которых 92 в Европе, Эмар Exhibitions, Тhе Моngomery Gгоuр, Philbeach Events, Масk Вгооks Exhibitions Ltd тому подобное. Ярмарки и выставки пользуются большой популярностью и в Северной Америке и особенно в США.

Достаточно сказать, что в 80-е годы суммарная выставочная площадь увеличилась на 43%. В США и Канаде, согласно данным издания «Trade Show Week Data Book», ежегодно проводится около 4,2 тыс. выставок.Однако, более динамичное развитие ярмарочно-выставочной деятельности по сравнению с Европой и Америкой наблюдается в странах Юго-Восточной Азии. В настоящее время в Японии проводится примерно 420 выставок, из которых 1/4 носит международный характер.

В мировой экономике роль и значимость выставочной деятельности постоянно растет. По оценкам Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI, на начало 2015 г. выставочная деятельность в мире характеризовалась следующими показателями: около 30 тыс. выставочных мероприятий (учтено только мероприятия с площадью более 500 м2), 3,2 млн. предприятий-участников, 350 млн. посетителей. Привлекает внимание тот факт, что лишь на 1/8 ведущих выставочных мероприятий в мире приходится 30% всех участников и более 40% посетителей, то есть распределение выставочной деятельности очень неравномерное.

Мировая статистика утверждает, что в большинстве компаний 40% продаж происходит именно за счет выставок, которые являются прекрасной возможностью заявить о себе как о серьезном деловом партнере, оценить конкурентоспособность своей продукции и ознакомиться с перспективными разработками в интересующей отрасли.

 

Особенности функционирования бирж как составляющей мировой рыночной инфраструктуры

 

Биржи можна одновременно отнести и к институциональной (как комплекс отраслей и сфер деятельности, осуществляющих макроэкономическое регулирование экономики, поддерживащих макроэкономические пропорции развития национальной экономики), и к коммерческой (организационной) (как совокупность институтов, обслуживающих функционирования рынков и обеспечивающих доведение продукта от производителя к потребителю), и к информационной инфраструктуре (как учреждения информационного обеспечения субъектов различных сфер деятельности). Чтобы лучше понимать особенности функционирования и назначения бирж, их необходимо классифицировать.

Как правило, биржи классифицируют по следующим критериям (признакам):

  • видам биржевого товара;
  • организационно-правовой форме бирж;
  • формам участия в биржевых торгах;
  • номенклатуре товаров, что являются объектом биржевого торга;
  • преобладающих видах биржевых сделок;
  • месту и роли в торговле;
  • сфере деятельности;
  • характеру деятельности и др.

В зависимости от вида биржевого товара в мировой практике биржи делят на товарные, фондовые, валютные, фрахтовые, биржу климата и биржу труда.Товарная биржа осуществляет операции по купле-продаже массовых однородных товаров с определенными параметрами или по образцам; характеризуется регулярностью торговли в четко определенном месте, унификацией основных требований к качеству товара, условий и сроков поставки.

Фондовая биржа специализируется на купле-продаже ценных бумаг, акций, облигаций, выпускаемых правительством, местными органами власти и частными предприятиями. Назначение фондовой бирже – мобилизация временно свободных средств через продажу ценных бумаг, установление их рыночной стоимости, перелива капитала между отраслями, компаниями и сферами. Она обслуживает в основном вторичный рынок ценных бумаг.

Валютная биржа осуществляет сделки с иностранной валютой и определяет текущий курс отечественной денежной единицы по отношению к иностранной валюте.Фрахтовая биржа - это постоянно действующий рынок фрахтовых судов, где концентрируется вся информация о спросе на тоннаж и его предложении, об уровне фрахтовых ставок, условия соглашений фрахтования и тому подобное.

Биржа климата - обеспечивает торговлю деривативами, базовым активом которых выступают изменения климатических условий в определенных географических регионах.

Погодные деривативы стали актуальными в результате глобальных изменений в окружающей среде и используются в настоящее время как в качестве хеджевых механизмов, так и с целью спекулятивных операций. В связи с этим, вместе с биржевой консолидацией и объединением товарных и финансовых бирж, биржа климатических инструментов приобрела высокую популярность, о чем свидетельствует создание этого биржевого института сначала в США - Чикагская фьючерсная биржа климата, а затем совместно с межконтинентальной биржей ICE Futures Europe создали европейскую биржу климата (European Climate Exchange), а также еще две биржи климата в различных частях мира, а именно биржа климата Монреаля (Montreal Climate Exchange) и биржу климата Тяньцзиня (Tianjin Цлимате Ехчанге).

Биржа труда - это учреждение (в основном государственное), которое оказывает посреднические услуги на рынке труда между работниками и предпринимателями в совершении сделок купли-продажи рабочей силы; занимается трудоустройством безработных, а также лиц, желающих сменить работу; изучает спрос и предложение рабочей силы, ведет учет безработных.

 

Заключение

 

Проведя исследования в этой области, можно сделать общие выводы о необходимости рыночной инфраструктуры, а также узнать суть ее функций и механизм взаимодействия ее составляющих.

Инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономической системы и подсистемы. Она является составной частью общей структуры экономической или политической жизни, имеет подчиненный вспомогательный характер и обеспечивает нормальную экономическую деятельность экономики или политической системы в целом.

Без инфраструктуры рынок не мог бы выполнять свои функции товарной биржи. Он является фундаментом рыночной системы любого государства, даже такого, которое не принимает рыночную модель экономики.

Иными словами, инфраструктура - это средство выполнения рыночных функций через свои взаимосвязанные институты и субструктуры.

Инфраструктура мировых товарных рынков напрямую зависит от развития инфраструктуры отдельных стран и отдельных торговых площадок. Все они оказывают определенное влияние на общую систему. Например, Россия уже давно переживает ранние этапы формирования свободной рыночной экономики и формирования первых финансовых рынков.

Тем не менее, предстоит еще долгий путь совершенствования инфраструктуры, особенно в законодательной сфере. Власти должны упростить процедуры фьючерсной торговли и регистрации бизнеса за счет повышения прозрачности и создания систем регулирования. Необходимо законодательство, гарантирующее стабильность и защищающее участников рынка и привлекательное для бизнеса. Многие иностранные фирмы затем приедут в Россию для ведения бизнеса.

На долю России приходится треть мировых запасов газа, десятая часть мировых запасов нефти и пятая часть запасов угля. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее положение в глобальном экономическом и геополитическом пространстве.

Не менее важное значение для развития отечественной экономики имеет и энергетический сектор: ТЭК был и остается основой экономики страны. Перспективы развития национальной экономики напрямую зависят от энергетического сектора: на его долю приходится более 20% ВВП, более 30% консолидированных доходов (только 24% налоговых поступлений) и более половины доходов федерального бюджета (20%), почти 55% валютных поступлений и более четверти промышленной продукции.

В последнее десятилетие топливно-энергетический сектор в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии. Спад был преодолен, начался рост добычи и производства сырья, объемов переработки топлива, приостановлено сокращение объемов переработки нефти, сохранена энергетическая независимость и энергетическая безопасность России.

Созданы основы законодательной базы, регулирующей экономические отношения в энергетическом секторе экономики.