Информационные технологии в системе государственного управления

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Центральные органы федеральной исполнительной власти: структура, правовой статус, эффективность деятельности
Информационное обеспечение государственного управления
Информационные технологии в системе муниципального управления
Формы и методы укрепления законности в государственном управлении


Введение:

Развитие в формировании общества характеризуется широким охватом информатизации абсолютно всех сфер существования. Усвоение, совершенствование и активное использование информационных технологий рассматривается во всем мире как центр мирового творчества и промышленного прогресса последних лет.

Использование новейших информационных технологий в государственных и региональных органах власти, работа которых связана с необходимостью проведения исследований, анализа и учета значительного количества различных данных, особенно важно.

Актуальность данной темы обусловлена ​​важнейшей ролью информатизации в процессах управления, происходящих в современной России. В настоящее время активно развиваются новые подходы к управлению информационными технологиями. До недавнего времени управление информационными технологиями обычно понималось как управление инфраструктурой. Использование системы информационно-коммуникационных технологий требует формирования соответствующей правовой базы как на государственном уровне, так и на уровне региональных и местных органов власти. Следует учитывать, что нормативно-правовые акты нуждаются в постоянной корректировке в связи с изменениями информационных процессов, сферой их деятельности, а также степенью их значимости для социально-экономического развития.

В условиях кризиса работа государственных учреждений должна стать еще более эффективной. Во многом это возможно благодаря развитию современных информационных технологий.

Простота взаимодействия с государственными органами и доступ к информации для населения, информационные технологии развивают большую открытость и прозрачность. Это также упрощает доступ к различной информации - законам, материалам заседаний комитетов и документам по бюджету. Граждане могут более эффективно наблюдать за действиями своих избранных представителей, формировать группы влияния и выражать свои взгляды в Интернете. В результате граждане смогут настраивать портал государственных услуг в соответствии со своими потребностями, редактируя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.

Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления являются приоритетными в системе управления, так как любое необдуманное или неправильное управленческое решение, принятое в условиях недостатка информации, особенно в чрезвычайных, чрезвычайных ситуациях, может привести к неблагоприятным результатам.

Целью данной работы является разработка направлений совершенствования государственного управления на основе информационных технологий.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в государственном управлении в России;
  • проанализировать применение информационных технологий в государственном управлении;
  • выявить проблемы и недостатки использования информационных технологий в государственном управлении;
  • разработать рекомендации по модернизации государственного управления на основе информационных технологий.

Объектом практического исследования в данной работе является государственное и муниципальное управление.

Предметом исследования являются информационные технологии, используемые в управленческих целях в государственных и муниципальных учреждениях.

Методологической основой данной работы являются Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства.

Теоретической основой работы являются учебники по государственному и муниципальному управлению, публикации в периодических изданиях по вопросам государственного управления на основе информационных технологий.

Практическая основа работы - информация об использовании информационных технологий в государственном управлении.

Конструктивно курсовая работа состоит из введения, заключения, списка литературы и двух взаимосвязанных глав.

Теоретические основы использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении

Государственное управление в контексте использования информационных технологий

В настоящее время информационные технологии активно используются в деятельности органов государственной власти, с одной стороны, а с другой - происходят процессы модернизации государственного управления под влиянием внедрения информационных технологий в общественную жизнь. В государственных органах создаются специальные структуры в области разработки, внедрения и обслуживания государственных информационных систем и сетей. В то же время под влиянием активного использования информационных технологий в жизни общества и личности меняется социально-правовое сознание отдельных лиц. Эти тенденции требуют корректировки правового регулирования на государственном уровне, в частности, трансформации административно-правового регулирования в контексте использования информационных технологий.

В.М. Манохин отмечает, что предмет административного права не может быть «вечным», неизменным, а также что теория и практика требуют дальнейшего изучения и совершенствования предмета административного права. В то же время он указывает, что формирование государственного управления как особого вида государственной деятельности обусловило необходимость регулирования этой деятельности административным правом.

Также В.М. Манохин выделяет в субъекте административного права область государственного и административного регулирования, к которой он относится меры стимулирования и понятия для различных видов деятельности, использование средств массовой информации. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что формы государственно-административного регулирования расширяются, что определяет регулирование использования информационных технологий в государственно-административном порядке.

Кроме того, государственное управление само по себе приобретает специфику под влиянием использования информационных технологий.

Подчеркивая особую важность информационной деятельности в государственном управлении, Е.С. Устинович предлагает не ограничиваться простым добавлением информативных направлений деятельности государственных органов, а систематически рассматривать использование информационных технологий в деятельности государственных органов. Системный подход к изучению этих процессов обеспечит наиболее существенные эффекты в социальном развитии.

Государственное управление в контексте использования информационных технологий определяет следующие тенденции его развития: правовые и организационно-управленческие механизмы создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей различных субъектов права и управления; раскрытие инновационного потенциала информатизации государственного управления.

В то же время информационные технологии взаимодействуют, трансформируют и организуют движение объекта, такого как информационный ресурс, который в этом случае выступает в качестве одного из объектов управления. Информационные технологии являются неотъемлемой частью информационной среды, а их использование является средством обеспечения взаимодействия органов власти, организаций и граждан. Отсюда следует, что информационная среда может быть объектом управленческого воздействия со стороны государственных органов. Основными структурными элементами информационной среды являются информационный ресурс, информационные технологии и информационные системы, направленные на удовлетворение информационных потребностей общества и государства. Государственные и муниципальные органы, средства массовой информации, общественные и политические объединения могут быть отнесены к субъектам государственного управления в контексте использования информационных технологий.

Таким образом, информационная среда страны является одновременно сферой реализации государственной информационной политики и объектом контроля. Сложная структура этого явления предполагает возможность оказания управляющего воздействия на отдельные объекты, которые, в свою очередь, выступают в качестве структурных элементов информационной среды.

В то же время именно использование информационных технологий является связующим звеном, объединяющим весь набор объектов публичного управления в информационной сфере, поскольку использование информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов обеспечивает не только информационное взаимодействие. органов власти, но также повышается уровень качества реализации государственных услуг в сфере общественных отношений.

Как В.М. Манохин отмечает, что субъектом административно-правовых отношений могут быть материально-технические действия, например, действия по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов. Определив предмет административного права как общественные отношения в государственном управлении, государственном регулировании и государственной службе, В.М. Манохин дает возможность обозначить информационные технологии как фактор, требующий государственного регулирования и регулирования административного типа. Кроме того, именно административное законодательство обеспечивает функционирование всего механизма государственно-правового регулирования общественных отношений. Социальная эффективность нормативных актов зависит от уровня административного обеспечения использования информационных технологий в деятельности государства. Следовательно, эффективность административного обеспечения использования информационных технологий в государственной деятельности во многом зависит от эффективности взаимодействия всех субъектов государственной деятельности. В свою очередь, взаимодействие во многом обеспечивается информационными технологиями не только между государственными органами Российской Федерации и субъектами Федерации, но и с гражданами, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества.

Отсюда можно сделать вывод, что государственное управление в контексте использования информационных технологий приобретает черты, характерные для современного информационного общества: оно обеспечивает государственно-административное регулирование государственных услуг не только информационной направленности, но и других государственных социальных услуг в стране. сфера образования, здравоохранения, культуры и т. д. позволяет более эффективно осуществлять внутриорганизационное управление в органах государственной власти: повысить скорость доведения решений до исполнителей, контролировать ход и результат исполнения решений. принять необходимые меры.

Поэтому использование информационных технологий в государственном управлении является предметом административно-правовых отношений, а сами информационные технологии, как часть информационной среды, наряду с информационным ресурсом, являются одним из объектов государственного управления и активно влияют на внедрение. элементов тесного взаимодействия в государственном управлении.

Развитие технологий государственного управления

Идея внедрения новых технологий в государственное управление, в том числе бизнес-технологий, не нова. Еще в 1887 году эти идеи были выражены в работе «Наука государственного управления» и, основываясь на исследовании конституционного развития и управления в европейских государствах и США, были формализованы в теорию административной эффективности, суть которой заключается в использовать наиболее эффективные методы в органах государственного управления и нормативные акты, заимствованные из системы корпоративного управления. Чтобы правительство работало эффективно, по мнению автора «Науки государственного управления», необходимо определить основные направления деятельности правительства и исполнительной власти, определить, как их реализовать с максимальной производительностью, но с наименьшей возможной затраты на достижение целей государственного управления. В то же время реорганизации системы управления должна предшествовать реформа государственной службы. Также важно, чтобы государственная администрация прислушивалась к общественному мнению. Очевидно, это подразумевает открытость работы правительства и органов исполнительной власти. Была также высказана идея создания общественных советов, которые будут нести ответственность за деятельность государственных служащих.

Как видно из вышесказанного, многие из позиций, высказанных почти два столетия назад, актуальны и сегодня. Более того, они, обогащенные новыми научными знаниями, находят самое широкое применение в государственном управлении многих государств. Теоретические труды, посвященные проблеме организации государственной власти, государственного управления, получили новое развитие в трудах отечественных ученых после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году, закрепившей принцип разделения властей как организационного. правового принципа государственной власти и созданной на его основе системы высших органов государственной власти с распределением полномочий между ними. Стремление к реализации программной цели, закрепленной в Конституции Российской Федерации, - создание демократического, правового, социального государства на основе эффективной рыночной экономики - привело к осуществлению реформ в различных областях, в том числе в области государственного управления. Следует отметить, что реформа государственного управления началась в России еще в 1997 году, однако отсутствие концептуального дизайна административной реформы привело к низкой эффективности реформ.

Технологии управления - это набор действий управления и их последовательность, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в результат на «выходе». Суть управленческих технологий заключается в системном сочетании научных знаний, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Отмечая необходимость внедрения управленческих технологий в государственное управление, многие исследователи обращают внимание на тот факт, что рациональные и эффективные управленческие действия следует рассматривать как управленческие технологии. В то же время они подчеркивают, что необходимы инновационные технологии управления, которые объединяют современные научные знания в различных областях, эмпирические исследования, творческий потенциал людей и формируют систему, использование элементов которой приводит к высоким результатам.

Таким образом, новые технологии государственного управления представляют собой набор логически последовательных и рациональных действий, основанных на современных научных знаниях, использующих творческий потенциал людей, реализация которых приводит к достижению высоких результатов в различных областях государственного управления и, в конечном итоге, к Реализация поставленных перед государством задач. Цели программы закреплены в главном законе государства. Для достижения поставленных целей необходимо сформировать новую модель государственного управления, основанные на внедрении новых технологий, которые были законодательно закреплены в ходе административной реформы в России, проводимой с 2000 года по настоящее время. Следует подчеркнуть, что реализация административной реформы в России основана на научных достижениях в этой области, существующих современных теоретических концепциях государственного управления, которые были успешно внедрены в различных зарубежных странах.

Это включает:

  • концепция нового государственного управления (New Public Management - NPM), составляющими которой являются такие области, как: ориентация на использование бизнес-технологий при организации работы государственных учреждений: управление сетью, реинжиниринг и т. д .;
  • использование экономических методов регулирования, например, в форме договоров или контрактов, заключаемых государственным сектором с частными фирмами;
  • бюджетирование по результатам - приоритетное финансирование не столько на содержание отделов, сколько на программы, которые они реализуют, в зависимости от степени их эффективности, а также ориентации в оценке эффективности деятельности государственных учреждений по необходимым результатам и социальный эффект их деятельности, а не затраты ресурсов на их достижение; кадровые технологии и т.д .;
  • концепция электронного государства (деятельность государственных учреждений по оказанию качественных услуг гражданам с использованием современной электронной системы предоставления государственных и муниципальных услуг на официальных сайтах);
  • понятие «активирующее государство» (децентрализация государственных организаций, активное внедрение сетевых элементов в управление);
  • понятие «развитое государство» государства (предполагает научный подход к государственному управлению, наличие творческой свободы, альтернативы выбора управленческих решений, гласность и открытость в деятельности органов государственной власти; социальная эффективность и т. д. ) и другие.

Некоторые российские ученые, рассматривая аспекты современного государственного управления, отмечают, что все компоненты вышеуказанных концепций относятся к концепции НПМ, в котором элементы правовых, управленческих и экономических дисциплин тесно переплетены. Следует обратить внимание на то, как были подтверждены положения современных теоретических концепций государственного управления при разработке и внедрении технологий государственного управления в ходе административной реформы в Российской Федерации.

И особенно необходимо обратить внимание на тот факт, что концептуальный дизайн административной реформы явился правовой основой для создания нормативно-правовой базы для каждой из технологий управления на федеральном и региональном уровнях, поскольку это было именно отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, которая стала одной из основных причин невозможности осуществления реформы государственного управления. до 2000 года. С точки зрения реализации концепции нового государственного управления (НПМ), новые технологии, активно внедряемые в России, включают в себя следующее:

Оптимизация функционирования органов исполнительной власти. Совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти началось в 2003-2004 годах, когда было проанализировано 5634 функции органов исполнительной власти, из них 1468 были признаны излишними, 263 - требующими изменения - 868. В научной литературе отмечается, что улучшение государственного управления представляется возможным только при Основа усиления влияния конституционно-правового режима. Цели государственного управления также определяют направление деятельности государства, то есть его функции. Основной целью исполнительной власти является качественное выполнение задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления и определяют необходимость создания определенной структуры. В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента № 636 от 21 мая 2012 г. утверждена трехуровневая структура федеральные органы исполнительной власти: министерства, федеральные службы, федеральные агентства ...

Осуществление стандартизации и регулирования деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который призван регулировать правоотношения в России. оказание государственных и муниципальных услуг заявителям федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами местного самоуправления и местного самоуправления, осуществляющими исполнительную и административную деятельность. полномочия; на основании этого закона разрабатываются административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг. Кроме того, Правительство приняло Постановление № 373 от 16 мая 2011 года «О разработке и утверждении Административного регламента исполнения государственных функций и Административного регламента предоставления государственных услуг», в котором утверждены правила разработки и утверждения. административных регламентов на оказание государственных услуг. В настоящее время разработано 4000 административных регламентов федерального уровня и 6000 административных регламентов регионального уровня, которые необходимы не только для качественного предоставления заявителям государственных и муниципальных услуг, но и для последующей передачи предоставляемых услуг. в электронный формат, что значительно облегчает возможность как предоставления соответствующих услуг, так и их использования.

Внедрение технологий электронного правительства, перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму; создание многофункциональных центров (МФЦ), построенных по сетевому принципу; реализация принципа «одного окна». Эти технологии государственного управления используются во многих развитых странах, основными целями использования технологии электронного правительства являются: упрощение взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, сохранение средств налогоплательщиков, повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, рационализация отношений между государством и населением.

В России принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», в этой области разработана и утверждена долгосрочная целевая государственная программа «Информационное общество (2011-2020)».

Мероприятия, направленные на продолжение формирования электронного правительства в 2011–2020 годах в России, призваны обеспечить как безопасность государственных инвестиций, так и долгосрочную экономическую эффективность от реализации результатов, полученных в результате реализации программ, и создания МФК и реализация принципа «одного окна» способствуют взаимодействию граждан, представителей бизнес-сообщества и государства как на федеральном, так и на региональном уровнях; принятие и использование универсальной электронной карточки пользователя также предполагается. В настоящее время МФЦ созданы в 62 регионах Российской Федерации.

Реформирование государственной службы, внедрение новых кадровых технологий. Указом Президента Российской Федерации № 261 от 10 марта 2009 года принята Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации», которая предусматривает внедрение современных методов работы персонала в государственная служба, а также повышение эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, для чего предусмотрено: внедрение системы показателей, отражающих показатели доверия граждан к государственной службе; мониторинг общественного мнения об эффективности профессиональной деятельности государственных служащих на основе регулярных социологических опросов с целью оценки качества и эффективности профессиональной деятельности. В то же время следует отметить, что процедуры, реализуемые за последние 10 лет в соответствии с законодательством, направлены на совершенствование системы государственной службы в России, такие как: конкурсный отбор, аттестация государственных служащих, формирование кадрового резерва Уточнение квалификационных требований к государственным служащим не привело к повышению эффективности системы кадрового обеспечения государственной службы в России.

Совершенствование контрольно-надзорных функций. Как отмечается в литературе, технологии управления, связанные с непрерывным мониторингом контролируемых процессов, их изучением, измерением и сравнением, выраженным в решениях, нормах и требованиях, остаются слабым местом в государственном управлении; Особое значение имеют технологии обратной связи, которые обеспечивают достоверное отражение результатов контрольных действий. В связи с этим актуальным является внедрение современных принципов работы контрольных органов, в том числе внедрение практики публичной отчетности по результатам проверок и оптимизации ресурсов, расходуемых на их проведение.

В этой области приняты: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», совершенствующий систему государственного управления. контроль и надзор; Федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором сокращены виды деятельности, подлежащие лицензированию (предусмотрено поэтапное прекращение лицензирования 49 из 123 видов деятельности).

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти. Одним из основных показателей совершенства управления, определяемым путем сравнения результатов управления и ресурсов, расходуемых на его достижение, является эффективность управления. Оценка эффективности решений государственного управления понимается как набор методов для изучения и измерения фактических результатов правительственных мероприятий или программ, которые были завершены или находятся в стадии реализации. Показатели эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти». субъекты Российской Федерации "; Постановление Правительства Российской Федерации № 28 от 25 января 2013 г. «О внесении изменений в Перечень индивидуальных показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». 7. Контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению их полномочий. Мониторинг проводится в ряде областей государственного управления.

Реализация принципов открытого правительства, в том числе системы общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти. В то же время предусматривается обязательное участие в деятельности общественных советов экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций, независимых от государственных органов. Внедрение инструментария «Российская общественная инициатива» предусматривает создание в Интернете специализированного ресурса для публичного представления предложений граждан. Более того, если предложение получит поддержку не менее 100 тысяч граждан России в течение одного года, оно будет разработано Правительством Российской Федерации после его разработки экспертной рабочей группой с участием представителей Федерального Собрания России. и бизнес-сообщество. Успешным опытом в этой сфере деятельности является реализация принципа открытого правительства «Открытый регион» в Тульской области, а также в Московской области.

Внедрение института оценки нормативного воздействия проектов нормативных правовых актов. В целях упрощения законодательства для ведения бизнеса, обеспечения учета мнений и позиций заинтересованных сторон на этапе законодательной инициативы и совершенствования законодательства были проанализированы новые механизмы совершенствования законотворческих инициатив, в том числе Институт нормативного регулирования. Оценка воздействия (RIA), введенная в законодательную практику Российской Федерации в 2010 году. Оценка воздействия регулирования (называемая в научной литературе технологией интеллектуального регулирования) - это современный законотворческий механизм, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированный процесс принятия решений. В настоящее время порядок проведения АРВ определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти оценки нормативного воздействия проектов нормативных правовых актов». Проекты изменений в проекты федеральных законов и проекты решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также изменения в некоторые акты правительства Российской Федерации ». Важной составляющей института РИА является возможность общественного обсуждения, которое позволил назначить представителям деловых ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноправных участников законотворческого процесса.

В настоящее время введение такого института RIA юридически предусмотрено для субъектов Российской Федерации к концу 2015 года путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, а для органов местного самоуправления - к концу 2016 года.

Управление по результатам, которое включает следующие элементы: запуск системы стратегического планирования, программно-целевое планирование, внедрение бюджетирования на основе результатов (в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004-2006 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 были разработаны новые принципы составления бюджета, ориентированного на конкретные результаты, что означало установление приоритетов для административных структур).

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в социально-экономической сфере. Под частно-государственным партнерством понимается взаимодействие государственного партнера, с одной стороны, и частного партнера - с другой, осуществляемое на основе соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного по результатам конкурентных процедур, направленных на улучшение качество и обеспечение доступности услуг, предоставляемых населению, а также привлечение в экономику частных инвестиций. На федеральном уровне государственно-частное партнерство реализуется только на основании Федерального закона «О концессионных соглашениях», принят проект федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». только в первом чтении. Субъектами федерации приняты соответствующие акты, например, Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. № 627100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». ГЧП - это инновационный способ привлечения частных инвестиций и управления для финансирования, организации производства и предоставления населению общественных благ и услуг. На сегодняшний день региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации, но лишь немногие из них подробно регламентируют ранее упомянутые отношения между государством и частными структурами, указывая формы взаимодействия.

Создание федеральной контрактной системы, которая позволила бы сделать государственные закупки для государственных и муниципальных нужд более прозрачными. Для этого Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 г.) «О системе договоров при закупках товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд», регулирующий правоотношения в области безопасности государственных и муниципальных нужд, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении таких закупок, а также экономии бюджетных средств в этой области; и, что важно, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере государственных закупок. Внедрение этих технологий государственного управления (государственно-частного партнерства и системы контрактов), связанных с экономическими методами регулирования, связанными с передачей исполнительных функций государства в этой области компаниям частного сектора, называется одной из Перспективные парадигмы продолжающейся административной реформы в России.

Антикоррупционные технологии. Правовой основой внедрения антикоррупционных технологий является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие нормативные правовые акты, целью которых является устранение причин и условий, порождающих к коррупции в российском обществе. Следует отметить, что все перечисленные технологии управления тесно взаимосвязаны.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предусматривает антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, внедрение системы мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определить приоритетные направления антикоррупционных мер, оценить их эффективность. и оперативно корректировать антикоррупционные программы. Из этого следует, что только внедрение всех вышеперечисленных технологий управления в государственном управлении будет способствовать борьбе с коррупцией.

Кроме того, для каждой из перечисленных технологий управления был создан специальный Интернет-сайт на федеральном уровне, который предоставляет всю необходимую информацию о технологии: концепция, необходимость внедрения, нормативно-правовая база, последовательность внедрения, мониторинг, результаты внедрения. и т.д.

Другими словами, информационные технологии внедряются в государственное управление с целью внедрения необходимых технологий управления для достижения целей и задач государственного управления. И все же основная работа по совершенствованию системы государственного управления в нашей стране еще впереди, а внедрение новых технологий управления требует дальнейших исследований.

Практика использования информационных технологий в государственном и региональном управлении

Много было сказано о процессах информатизации в обществе за последние десятилетия. И на каждом временном этапе вопрос информатизации рассматривался в определенном контексте: от вопросов о формировании компьютерной грамотности личности до формирования виртуального общества. Чем более грамотным стал человек, тем значительнее становилась потребность в информационном продукте для него, поскольку деятельность людей все больше и больше зависела от его осведомленности, от их способности эффективно применять информацию. Для свободной ориентации в информационном пространстве современный специалист любого профиля должен уметь извлекать и обрабатывать информацию с использованием компьютеров, телекоммуникационных систем и других средств. В связи с этим информатизация была определена как стратегический курс общества, как ресурс, определяющий уровень развития государства. В результате широкомасштабное использование информационных технологий в экономике, промышленности, политике и сфере услуг, культуре. Следовательно, информатизация обеспечивает переход общества от индустриального типа развития к информационному. Этот процесс также затронул сферу государственного, регионального и муниципального управления. Под информатизацией органов государственного, регионального и муниципального управления понимается процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Начало информатизации в государственных органах можно отнести к 1970 году. Предпосылками создания информационных систем на всех уровнях управления хозяйственным комплексом были развитие компьютерных технологий за рубежом и производство компьютеров третьего поколения в СССР. В стране начинается процесс формирования Национальной автоматизированной системы обработки управленческой информации. Практически во всех государственных органах созданы ведомственные вычислительные центры и системы автоматизации для решения функциональных задач в регионах. В процессе перехода страны к рыночной экономике государственные органы внесли изменения не только в организационно-правовые отношения, но и разработали новые подходы к решению вопросов информационного и информационно-аналитического обеспечения принятия решений. Были приняты федеральные законы и ряд других основополагающих документов, что активизировало процессы создания и внедрения информационных систем и технологий в сфере государственного управления. Информатизация государственных органов стала восприниматься руководством и должностными лицами государственных органов как неотъемлемый технологический инструмент, обеспечивающий своевременную обработку запросов и способствующий разработке и принятию обоснованных решений.

Несмотря на активное развитие информационных технологий в России, население все еще не имеет возможности получать достаточные государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Долгое время потребители получали только информацию об услугах и образцы форм. Интернет-запросы на предоставление справок, выписки из архивных и других документов, электронная очередь для детских садов, электронные медицинские карты - все это стало осуществляться только 2-3 года назад. Это можно объяснить тем, что процесс формирования системы электронных услуг был осложнен рядом трудностей. Во-первых, между органами государственной власти существуют значительные различия в качестве и количестве использования информационных и коммуникационных технологий. Во-вторых, недостаточно развита инфраструктура доступа общественности к сайтам государственных органов, а также средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения. Для получения общественных услуг потребителями, по большей части, требуется, чтобы они лично связывались с государственными органами, что приводит к пустой трате времени и другим неудобствам. В-третьих, инфраструктура не была сформирована для обеспечения информационной безопасности электронных форм взаимодействия государственных органов и потребителей услуг.

Для решения этих проблем в 2010 году была принята новая редакция Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)», в которой поставлены цели, задачи и меры по повышению качества и эффективности обеспечения государственного и муниципального обеспечения. услуги с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. Основным посланием было сокращение разрыва между Россией и развитыми странами в области информационных технологий. Цели программы включали в себя создание мощной телекоммуникационной структуры и создание экономической среды, ориентированной на потребление и экспорт телекоммуникационных услуг, а также подготовку почвы для внедрения технологий электронного правительства. Фактически основным результатом стало создание благоприятной информационной инфраструктуры для последующей реализации долгосрочных целевых программ, ведущих к внедрению электронного правительства.

На данный момент уже реализуется ряд программ, одной из которых является «Информационное общество (2011-2020)». Одним из крупнейших проектов, реализуемых в рамках программы, является площадка для предоставления государственных услуг. Портал служит официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, а также содержит образцы документов. Информация на портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Все размещенные на портале услуги относятся к конкретному региону Российской Федерации. Сервисная карта содержит описание, информацию о ее стоимости, сроках, вы также можете ознакомиться с формами заявки и формами, которые необходимо заполнить, чтобы подать заявку на услугу, ознакомиться со списком документов, необходимых для его получения. Если по какой-либо причине в предоставлении услуги было отказано или сроки ее выполнения были неприемлемо продлены, то информация об условиях отказа в обслуживании, определенных законом, и возможности обжаловать это решение можно найти в соответствующих разделах.

В 2013 году Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовило аналитическую информацию о работе Единого портала государственных услуг (ЭПГУ). Были проанализированы популярность услуг, количество платежей, рейтинг пользователей сайта по регионам, количество пользователей сайта и другие критерии. Основным результатом работы портала стало увеличение количества зарегистрированных пользователей более чем в два раза. По итогам 2014 года этот показатель превысил 7,1 миллиона. В рейтинге развития электронных услуг ООН Россия с 2011 по 2014 год переместилась с 59-го на 27-е место, это один из рейтингов, в которых Россия демонстрирует высокую динамику за короткое время. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций, одной из востребованных услуг среди населения была проверка и оплата штрафов ГИБДД, второй, по запросу, проверка налоговой задолженности, затем выдача новый паспорт (рисунок 1). Статистические данные за 2014 год показали, что население Российской Федерации активно пользуется порталом государственных услуг. проверка налоговой задолженности; 21% выдача загранпаспорта, 14% проверка дорожных штрафов; 39% другие услуги; 26%

Проанализировав статистику использования портала государственных услуг в регионах России, выяснилось, что портал наиболее востребован в Приморском крае (15,1%), Курская область оказалась на 69-м месте из 83, а отношение пользователей портала к населению составляет всего 1,5%. По мнению аналитиков Министерства связи и массовых коммуникаций, такой негативный показатель обусловлен экономической ситуацией и недостаточно активной работой властей в плане популяризации портала. По словам Алексея Козырева, директора департамента развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций России, положение дел в субъектах во многом зависит от позиции властей. «Большинство популярных государственных услуг сегодня уже можно получить в электронном виде. Региональные власти должны уделять особое внимание вопросам их популяризации среди населения.

Для анализа причин невысокой позиции Курской области в рейтинге регионов по использованию портала государственных услуг был проведен социальный опрос среди жителей Курска. Из 50 респондентов в возрасте от 19 до 57 лет 41 знают о функционировании Единого портала государственных услуг. Из них 36 респондентов узнали о портале только в сентябре 2013 года - феврале 2014 года. Это подтверждает факт низкой осведомленности населения о предоставлении услуг в электронной форме при формировании рейтинга Министерства связи и массовых коммуникаций. Из 36 респондентов, которые были осведомлены о портале, использовали электронный сервис19, 12 из них были Удовлетворенные электронным сервисом портала, 7 респондентов были недовольны сервисом, поскольку оказалось, что можно было подать только заявку в электронном виде, а оформление оставшихся документов пришлось завершить в соответствующих отделах.

Всего на начало сентября 2014 года на Едином портале государственных услуг было зарегистрировано более 30 000 жителей республики, что на 2,2% больше, чем в июле 2013 года (12 300 пользователей). За 8 месяцев этого года пользователи Курска отправили около 10 000 запросов на государственные услуги в электронном виде. Наиболее востребованными услугами были: получение информации о наличии штрафов от Государственной инспекции безопасности дорожного движения, получение нового загранпаспорта, информация о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде, услуги ЗАГСа. Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует отметить, что все меры по внедрению информационно-коммуникационных технологий, осуществляемые государственными, региональными и муниципальными органами власти, не только обеспечивают открытость работы государственных служб, ведомств, исключая бюрократию и коррупцию, не только сэкономит время на операциях с документами, но и окажет прямой экономический эффект. В России только около 400 тысяч государственных служащих занимаются обработкой документов, время, которое граждане тратят на обход власти, составляет от 3 до 4 миллиардов человеко-часов в год, и каждый документ копируется до 20 раз. Поэтому использование информационных технологий позволит сэкономить до 30 миллиардов рублей. в год. В заключение хотелось бы отметить, что информационные технологии постепенно становятся незаменимым инструментом управления в различных сферах управленческой деятельности.

Совершенствование использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении

Проблемы развития информационных технологий в государственном управлении

В рамках организации инфраструктуры межведомственного взаимодействия в качестве одной из приоритетных задач в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия» ведется разработка и внедрение единой государственной системы управления и передачи данных (ЭГСУПД). выполненный. USSUPD является ключевым элементом электронного правительства России - это межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой, экономической, экономической и другой социально значимой информации, основанная на единой технической политике и строго регламентированном информационном взаимодействии. Процесс информатизации является не только сложным инновационным процессом, но, благодаря внедрению информационных технологий, становится возможным обеспечить принципиально новое взаимодействие различных субъектов для реализации задач общегосударственного значения.

Инновационный уровень взаимодействия обеспечивает: высокую скорость получения информации любого уровня и от разных предметов; достоверность, полнота информации; устранение правового нигилизма, участие в законодательной деятельности (общественная экспертиза), обеспечение обратной связи и т. д., т. е. все необходимое для принятия управленческих решений.

С нашей точки зрения, центральной фигурой в формировании информационного общества является человек, его навыки и умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Информационные технологии организации должны служить стратегическим целям развития общества, использоваться для управления деятельностью структур и объектов, финансовыми, информационными, материальными потоками, рабочими местами и коллективами людей.

Информатизация государственного, регионального и муниципального управления предполагает процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов. Территориальная информационная система представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитического обеспечения органов государственной и муниципальной власти.

С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях путем предоставления более достоверной, адекватной, своевременной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований. решения, принятые местными властями.

Государственные информационные ресурсы в сети Интернет формируются на основании закона «Об информации, информатизации и защите информации». В регионах начался процесс переноса всего бремени работы по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне понятно, поскольку почти все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне, а затем используются на региональном и федеральном уровнях.

Основной целью муниципального управления является улучшение качества жизни жителей муниципального образования (МО). Переход к массовой компьютеризации задач, решаемых в муниципальном управлении, обусловлен: динамикой инноваций в новых экономических условиях; необходимость учета большого количества факторов при решении вопросов обеспечения жизни медицинской организации; необходимость увеличения скорости обработки информации для принятия управленческих решений. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработки информации: программы электронного документооборота, а также базы данных, сформированные в органах управления.

Использование интернет-технологий в муниципальной администрации предоставляет ряд дополнительных возможностей: рост инвестиционной привлекательности муниципалитетов обеспечивается созданием имиджа прогрессивной администрации; получение статуса «продвинутого» объекта; стимулирование доступа в Интернет, превращение компаний в электронные предприятия способствует их конкурентным преимуществам и экономическому росту.

Становится реальностью проведение мини-референдумов, электронного голосования, а также создание форумов, посвященных обсуждению различных вопросов, волнующих жителей Подмосковья, на портале МО. Довольно большое количество региональных властей имеют свои представительства в Интернете.

В качестве основных проблем формирования высокоэффективного информационного общества следует отметить, что отсутствуют: ориентация создаваемых информационных ресурсов на массовые информационные услуги для населения; законодательные механизмы регулирования правоотношений в сфере государственных информационных ресурсов; координация создания информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правовых отношений между ними федеральными и региональными органами власти. Кроме того, необходимо констатировать факт недооценки экономической значимости создаваемых государственных информационных ресурсов. Понятие эффективности неразрывно связано с понятием качества автоматизации ИС. Качество информационной системы - это набор свойств системы, которые позволяют использовать ее для удовлетворения определенных потребностей пользователя в соответствии с ее назначением. Эффективность функционирования системы государственного управления определяется по следующим направлениям: взаимодействие с гражданами и хозяйствующими субъектами; организация внутренней работы учреждения; взаимодействие властей друг с другом.

Кроме того, на основе ИТ можно сконцентрировать всю информацию в одной точке входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан с: высвобождением площадей, сокращением численности работников при увеличении объема работы с документами; с сокращением сроков выполнения бизнес-процессов органов государственной и муниципальной власти. Косвенный эффект от внедрения информационных технологий также имеет большое значение, в том числе: повышение качества принимаемых решений, повышение доверия граждан к властям, снижение косвенных социальных затрат на содержание государственных органов. В заключение следует отметить, что при наиболее успешной реализации «Электронного правительства» необходимо одновременно формировать потребительский уровень информационного общества - тех, для кого оно создано.

Повышение эффективности работы государственного аппарата за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий

В последнее десятилетие сторонники модернизации государственной власти во всем мире полагались на развитие информационно-коммуникационных технологий. Невероятные темпы развития все большего числа цифровых технологий, инструментов и стратегий, которые могут укрепить связь между различными государственными органами и правительственными учреждениями и улучшить качество их услуг, повысить эффективность, стимулировать экономический рост и устранить бюрократическую волокиту. Однако глобальный кризис заставил политиков всего мира иметь дело только с ним и его колоссальными разрушительными последствиями. В результате не так много стран, в которых проект электронного правительства смог использовать все бонусы, предоставляемые новыми технологиями, на сегодняшний день.

Тем не менее, совершенно очевидно, что в ближайшее время интегрированные информационно-коммуникационные технологии станут не только удобным сервисом, но и серьезной поддержкой в ​​процессе выполнения обещаний, данных властями гражданам. Федеральное, региональное и муниципальное правительства столкнутся с необходимостью поддерживать и расширять возможности для граждан и предприятий, обеспечивая экономическую прозрачность их политики и решений. Использование цифровых технологий может помочь властям решить эту проблему. Так же, как возможности цифровых технологий используются крупными коммерческими корпорациями, они также могут использоваться в государственном секторе: расширяются возможности межведомственного взаимодействия, что поможет повысить экономическую эффективность принимаемых решений и удовлетворить потребности граждан.

Конечно, «электронное правительство» неизбежно столкнется с конкретными проблемами, которые не характерны для бизнес-среды. Например, большинство руководителей частных компаний обладают гораздо более широкими полномочиями для принятия стратегических решений и способностью их реализовывать, в отличие от руководителей государственных органов. В конце концов, власти должны работать в рамках ограничений, накладываемых как текущей политической повесткой дня, так и временными рамками, которые определяются сроком полномочий выборных органов, в течение которых необходимо продемонстрировать эффективность путем проведения позитивных преобразований в той или иной области. Как правило, каждое отдельное государственное учреждение, будь то в области государственных финансов, обороны, образования, планирует, покупает и эксплуатирует свои собственные информационные и коммуникационные системы. Государственный орган очень часто имеет полный набор ресурсов для самостоятельной жизни, что, как правило, указывает на избыточное финансирование.

Попытки оптимизации в этой области не поддерживаются или даже активно подавляются. Дело в том, что это затрагивает интересы многих людей и организаций, поэтому сопротивление этим изменениям в государственном секторе очень велико. Правительственные лидеры часто (и не без оснований) опасаются, что расширение межведомственных связей лишит их желаемой автономии. В результате чрезмерных финансовых вливаний власти растут необоснованно, функционально дублируя друг друга, не обеспечивая в то же время повышения эффективности. Имея дело со своими внутренними потребностями, власти существуют во имя своего существования, не давая обществу социального результата, ради которого они были созданы.

По словам Дэвида Ховенгена и Криса Бартлетта, использование цифровых технологий может помочь отойти от этой устаревшей модели. Правительственные учреждения должны быстро обрабатывать потребности общества в современном мире высоких технологий, удовлетворять разнообразные потребности граждан, используя взаимосвязанные информационные системы и делая это максимально эффективно с точки зрения затрат на саму деятельность. Обеспечивая большую гибкость, эта модель позволит государственному бюрократическому аппарату быстрее реагировать на быстрые изменения в мире и обществе. И это будет намного дешевле для налогоплательщиков, поскольку каждому государственному органу больше не нужно будет создавать и поддерживать свою собственную индивидуальную инфраструктуру, но можно будет направить имеющиеся средства на организацию деятельности во имя выполнения своей миссии. Ключом к реализации этой модели для государства является максимальное использование ресурсов путем создания совместимых систем информационной и коммуникационной поддержки.

Некоторые страны уже заложили аналогичную логику в схеме деятельности государственных органов. Они делают разумные инвестиции в информационные и коммуникационные технологии, уделяя особое внимание следующим пяти системам для обеспечения успешной цифровой стратегии, выделенной Д. Ховенгеном и К. Бартлеттом.

Единая платформа для информационных и коммуникационных технологий. Центральным элементом новой инфраструктуры является ядро ​​ИКТ-оборудования и центров обработки данных для всех государственных учреждений. Комбинация облегчает разработку технологии, которая является экономически эффективной и экологически чистой. Инфраструктура информационных и коммуникационных технологий становится объединенным ресурсом, доступным как государственному, так и частному секторам, снижая стоимость контента и минимизируя дублирование функций, одновременно увеличивая масштабируемость и гибкость для поддержки правительственных операций. Например, в Великобритании правительственный Центр информационных стратегий работает над консолидацией общедоступных центров обработки данных, в результате чего ожидается, что затраты на их обслуживание сократятся на 75% в год, а расходы на инфраструктуру сократятся на целых 300 миллионов. фунтов (480 миллионов долларов США) в год.

Унифицированное программное обеспечение. Компьютерные программы должны быть максимально интегрированы между государственными органами. Теперь правительства могут использовать облачное программное обеспечение как услугу (программное обеспечение как услуга), когда они предлагают возможность использовать приложения поставщиков, которые работают в облачной инфраструктуре за плату. Правительство США успешно использует Gmail и Google Apps для 38 000 сотрудников, сокращая расходы на лицензии, обслуживание и инфраструктуру, связанные с владением пакетами программного обеспечения, и повышая устойчивость бизнеса в случае аварии.

Телекоммуникационные инфраструктуры. Правительство должно использовать единую телекоммуникационную инфраструктуру для всех органов власти и государственных учреждений, устраняя дублирование и максимизируя его стоимость. В Австралии национальная широкополосная сеть в настоящее время развернута в форме, которая может использоваться всеми правительственными учреждениями в стране, что позволяет избежать инвестиций в развитие или поддержание устаревших коммуникационных возможностей в конкретных учреждениях.

Стратегическая ресурсная база и партнерства. Государственный аппарат должен осуществлять стратегическое частное партнерство в этой области, использовать облачные приложения или разработку программного обеспечения с открытым исходным кодом. Ярким примером является VistA (Информационные системы здравоохранения для ветеранов и Архитектура технологий), электронная система медицинских записей, разработанная Администрацией ветеранов здравоохранения в Соединенных Штатах. Он был широко признан в качестве одной из самых успешных платформ в своем роде во всем мире, и с тех пор был принят в таких странах, как Египет, Финляндия, Германия, Мексика и Нигерия. Недавний опыт США показывает, что его можно использовать в государственных больницах, чтобы сэкономить около 30% затрат и времени по сравнению с патентованными продуктами для аналогичных целей.

Гибкий подход к организации рабочих мест. Государственная администрация должна подготовиться к смене поколений, поскольку многие из их нынешних сотрудников начинают выходить на пенсию и заменяются теми, кто родился в 2000-х годах. Это поколение является технически подкованным и мобильным и хочет большей гибкости. Правительство может удовлетворить их потребности с помощью таких механизмов, как управление знаниями, удаленный доступ и электронное обучение. Например, Бюро по управлению человеческими ресурсами США предоставляет онлайн-платформу, где сотрудники могут получать виртуальные задания от различных государственных учреждений и департаментов. Правительства могут использовать возможности новых технологий для предоставления более персонализированных услуг посредством межведомственных коммуникаций, которые повышают доступность, согласованность и качество государственных услуг. С этой целью власти должны выработать ориентированный на потребителя подход, который позволяет им выстраивать деликатное общение с гражданами как лично, так и в Интернете. В Сингапуре, например, портал eCitizen предоставляет гражданам возможность получать SMS-уведомления от властей по совершенно разным вопросам - от обновления паспорта до напоминания о нарушении крайнего срока доставки книг в библиотеку. В других странах государственные органы уже предоставляют гражданам, предприятиям и сотрудникам доступ к личным данным в зависимости от их конкретных обстоятельств, потребностей и предпочтений.

Например, MyPage Denmark дает датчанам четкое представление об объеме информации, которая доступна государственным органам в одной личной «онлайн-коробке», и позволяет им проводить транзакции в безопасной среде. Некоторые правительства сделали еще один шаг вперед. Австралийское агентство социального обеспечения Centrelink ввело практику самообслуживания для своих клиентов через Интернет и телефон, что позволяет им использовать самообслуживание в качестве первого средства для целого ряда видов деятельности, включая внесение авансовых платежей, обновление личных данных и отчет о доходах. Гражданам предоставляется круглосуточный доступ к выбранной услуге, которую они могут выполнять самостоятельно, экономя деньги и освобождая сотрудников агентства.

Некоторые из этих возможностей были реализованы, в той или иной степени, для граждан России. Несомненно, появление этих возможностей поставит под вопрос давнее мнение о верховенстве закона, главной роли государства в отношениях с гражданами. Идентификационные карты граждан (удостоверения личности) являются подходящим примером. Многие штаты сопротивлялись их внедрению по соображениям конфиденциальности и потому, что создание платформы для них огромно, дорого и сложно реализовать. Но идентификационные карты могут сделать доставку услуг намного более эффективной. Итальянский регион Ломбардия имеет самые передовые, согласно многим, местные программы идентификации; 95% населения используют одну персональную карту для доступа к ряду государственных и частных услуг и функций, таких как здравоохранение, программы лояльности, покупки топлива, электронные платежи и услуги цифрового телевидения. Частная компания разработала сервис для внесения периодического лицензионного сбора за одного гражданина. В некоторых частях мира политики понимают, что электронное правительство - это не «расходы ради расходов» и не раздувание информационных и коммуникационных агентств.

Электронное правительство может максимизировать эффективность и результативность затрат на будущие информационные и коммуникационные технологии, а также стимулировать экономический рост в целом. По мнению Ховенгена и Бартлетта, задача для политиков состоит в том, чтобы пожинать плоды глобализации, поддерживая при этом устойчивую политику против злоупотребления конфиденциальностью; научиться более эффективно сотрудничать с частным капиталом, сохраняя при этом ответственность перед избирателями и людьми за обеспечение равных условий и гарантий. Новые технологии провоцируют развитие, а также дают в руки инструменты для этого.

Оптимизация государственного (муниципального) управления экономикой на основе современных информационных технологий

Информатизация всех сфер общества является основной мировой тенденцией на разных уровнях управления. Одной из важнейших для современного общества и в то же время опережающей другие сферы по темпам развития является система государственного управления. Соответственно, использование информационных технологий в системе современного государственного и муниципального управления является не только тенденцией времени, но и становится необходимым элементом и гарантией роста качества и эффективности. Именно представители государственного управления в современном мире должны превзойти представителей любой другой сферы по степени и уровню осведомленности, полноте и точности получаемой ими информации.

В соответствии с этим важно учитывать особенности использования информационных технологий в системе государственного управления, которые включают в себя следующее: использование информационных технологий для формирования информационных ресурсов в системе государственного управления; особенности, порядок и результаты модернизации и реинжиниринга системы государственного управления с использованием информационных технологий; использование информационных технологий как средства повышения эффективности государственного управления и повышения уровня образования государственных служащих. В соответствии с этим современные системы государственного управления представляют собой комплекс, который функционирует и развивается в условиях постоянного увеличения интенсивности знаний об элементах информационной инфраструктуры конкретной сферы государственного управления. Экономическая система является одной из наиболее важных и сложных с точки зрения анализа и регулирования. Сложность и многогранность государственного управления и регулирования в области экономики определяет особенности и основные направления применения информационных технологий в процессе совершенствования методов и форм управления. В частности, это, прежде всего, сайты и информационные ресурсы государственных органов, осуществляющих контроль и управление в различных сферах экономики.

Наличие различных видов информационных ресурсов возможно как на федеральном, так и на региональном или местном уровне. Наконец, важно указать, что в системе управления экономикой на государственном уровне также могут использоваться программные технологии и модули для анализа. Особенности и свойства применяемых информационных технологий определяются в соответствии с уровнем иерархии системы государственного управления. В качестве примера приведем структуру программно-аналитического комплекса «Анализ и прогнозирование бюджетных и социально-экономических процессов в регионе». Основной целью этого комплекса является формирование единой системы контроля, анализа и прогнозирования бюджетных и социально-экономических процессов на региональном уровне. Использование этого комплексного решения позволяет провести тщательный анализ характеристик и основных показателей развития региона, обобщение и оптимизацию подходов к формированию регионального бюджета, принятие обоснованных решений и, как следствие, обеспечить стабилизация социально-экономического положения региона.

Функционирование названного комплекса возможно на основе реализации и поддержки ряда функций: формирование массива и статистическая обработка информации об экономических показателях региона; их отображение в табличной и графической форме с расчетом и иллюстрацией показателей динамики; изучение особенностей влияния макроэкономических явлений и особенностей регионального развития на формирование и особенности функционирования производственной, социальной, финансовой ситуации в регионе.

Таким образом, современное государственное управление остро нуждается в использовании высокоэффективных и технически и технологически сложных информационных возможностей, в соответствии с которыми качество, мобильность, отзывчивость на внешние потребности, эффективность государственного управления, в том числе в области управления экономикой и государственное регулирование экономики, определены. ...

Вывод:

Использование информационных технологий имеет большое значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.

Использование современных информационных технологий в органах местного самоуправления, деятельность которых связана с необходимостью обработки и анализа большого количества разнородной информации, особенно актуально сегодня. Муниципальное управление в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, который включает в себя выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий для решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития объекта управления.

Благодаря грамотному внедрению информационных технологий становится возможным передавать, хранить и анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и повышать эффективность структур муниципального управления. В результате сокращается не только время, необходимое для принятия решения, но также улучшается качество учета и управления.

Эффективность информационных систем государственных и региональных органов власти и, как следствие, качество принимаемых управленческих решений в основном определяется:

  • единство концепции построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали - на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, так и по горизонтали - на каждом уровне иерархии;
  • полнота и полнота информационного обеспечения всех циклов управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов решения проблем управления - от анализа проблемных ситуаций до реализации, мониторинга реализации и оценки эффективности принимаемых решений;
  • координация процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.

В связи с этим процесс создания информационных систем для государственных органов координируется на всех уровнях государственных органов, имеет единую методологическую основу для разработки и внедрения, основан на широком использовании новых аппаратных платформ с использованием соответствующих системных и прикладных программных продуктов, а также знакомит с современными методами и инструментами. организация и функционирование баз данных.

Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной власти отводится информационно-информационно-аналитическим центрам, которые, как правило, составляют ядро ​​информационной системы организационного управления. В связи с этим сегодня во всех регионах Российской Федерации действуют, модернизируются и создаются вновь информационные, информационно-аналитические, ситуационные центры, которые решают широкий круг задач социально-экономического, аналитического и организационно-управленческого характера. В некоторых случаях это интегрированные системы, закрытые от федерального до регионального уровня.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационные технологии в ГМУ играют важную роль в развитии общества, что заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования новых знаний обществом. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни. Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в государственных органах всех уровней, об информатизации межведомственных отношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами.