Информационное общество как условие формирования качественно новых экономических отношений

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Страхование и его отличительные признаки
Собственность и ее место в экономической системе общества
Развитие конкурентной среды на российском рынке
Особенности развития российского рынка ценных бумаг


Введение:

Актуальность данной темы заключается в том, что информационное общество является одной из важнейших составляющих развития современной экономики. В конце концов, насколько развито общество, насколько быстро будет развиваться экономика конкретной страны.

Основной целью курсовой работы является анализ влияния постиндустриального общества на экономику.

Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:

  1. рассмотрена теория информационного общества;
  2. показывает роль информационного общества в экономике;
  3. даны характеристики информационного сектора;
  4. Рассмотрено влияние информационного общества на современную экономику;
  5. Предложены перспективы развития информационной экономики.

Объектом исследования является современная экономика, предметом является информационное общество. Теоретической основой для написания курсовой работы послужили работы таких авторов, как Р.Ф. Абдеев А.С. Булатов Б.М. Маклярский и другие.

Информационное общество, понятие и сущность

Теория и концепция информационного общества

Для начала вам необходимо точно понять, что такое «информационное общество».

Термин «информационное общество» появился в Соединенных Штатах в 1970-х годах. Так они стали называть общество, которое перешло от индустриального к постиндустриальному.

Современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новый исторический этап в развитии цивилизации, в котором информация и знания являются основными продуктами производства.

Постиндустриальное общество, в свою очередь, представляет собой общество, в котором сектор услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемами промышленного производства и сельскохозяйственного производства.

В социальной структуре постиндустриального общества растет число людей, занятых в сфере услуг, и формируются новые элиты: технократы, ученые.

Отличительные особенности информационного общества:

  1. повышение роли информации и знаний в жизни общества;
  2. увеличение доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  3. создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
  • эффективное информационное взаимодействие людей;
  • их доступ к мировым информационным ресурсам;
  • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и ​​услугах.

Сфера обслуживания подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря появлению такой сферы, как сфера услуг, произошло появление глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех сферах деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, значительно меняя ее.

Философы связывают главное изменение с появлением новой социальной структуры - информационной инфраструктуры.

Информационная инфраструктура - это набор инструментов для обработки и использования информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой для социально-экономической деятельности в будущем, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получать всю информацию, которая его интересует.

Глобальная информационная инфраструктура - это информационное образование, которое началось в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная информационная инфраструктура развивается как глобальная информационная сеть для массового обслуживания населения планеты, основанная на интеграции глобальных и региональных информационных и телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и мобильной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Дж. Масуда) прогнозируют его создание в развитых странах в середине XXI века.

Изобретение самого термина приписывается Ю Хаяси, профессору Токийского технологического института. Так, в 1969 г. правительству Японии были представлены доклады «Информационное общество Японии: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 г. - «План развития информационного общества».

Начиная с 1992 года западные страны начали использовать этот термин, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» было введено в Соединенных Штатах после знаменитой конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гор. Концепция «информационного общества» возникла в работе группы экспертов Европейской комиссии по программам информационного общества, которую возглавлял Мартин Бангеманн, один из наиболее уважаемых экспертов в области информационного общества в Европе; информационные магистрали и автомагистрали - в канадских, британских и американских изданиях.

В конце XX в. Термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политиков, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев эта концепция была связана с развитием информационных технологий и телекоммуникаций, которые позволяют на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, его заявленным принципам) совершить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век как информационное общество или его начальная стадия.

Современный этап инновационного процесса

Под инновационным процессом понимается последовательная цепочка событий, в ходе которых инновации вырастают от исследований и разработок новой технической идеи до практической реализации инноваций, созданных на ее основе. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.

Чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличие от обычной текущей деятельности, вы можете использовать следующую таблицу.

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов. Фундаментальные исследования.

Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по актуальной проблеме о потребностях и тенденциях развития. Цель этого этапа - понять необходимость и возможность изменений, понять явления окружающего мира и открыть новые закономерности его развития, генерировать многообещающие идеи, выбирать и развивать их, определять возможности реализации. Он делится на теоретический и исследовательский; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; В результате второго - новые принципы создания продуктов и технологий.

Прикладные исследования направлены на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнения. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Именно здесь разрабатываются лабораторные технологии и методы испытаний, а также изготавливаются и испытываются макеты и образцы новых продуктов и нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки, а затем корректировки исследования, второй отбор бесперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

Проекты исследований и разработок направлены на создание новых опытных образцов, которые были протестированы и пригодны для промышленного и коммерческого использования.

Этапы ОКР:

  • Разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к продукту - принципы работы, конструктивные особенности, размеры, вес, эффективность, цена;
  • Формулировка предложений, содержащих технико-экономическое обоснование целесообразности создания продукта;
  • Изготовление эскизного проекта, содержащего общие чертежи, принципиальные схемы, расчет основных показателей эффективности, что позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над продуктом;
  • Подготовка на основе предварительного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных частей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчета эксплуатационных расходов;
  • Создание рабочего проекта, содержащего полное описание структуры объекта и включая всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
  • Изготовление, испытания, разработка прототипа. Освоение производства нового продукта.

Освоение производства нового продукта. Этот этап включает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, патентную защиту, еще один отбор бесперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовую сеть и, наконец, освоение выпуска. Новая технология, ее массовое производство и продажа, помощь в установке, вводе в эксплуатацию, распространение нововведений, тиражирование и многократное повторение на других площадках. Наряду с производством, инновационный процесс включает потребление.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

Понятие, виды и результаты инновационной деятельности.

Основой инновационного процесса является инновационная деятельность, связанная с преобразованием идей, результатов исследований и разработок в новый или улучшенный продукт, представленный на рынке или в производстве. Он предполагает реализацию целого ряда научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создание и внедрение инноваций.

Различают следующие виды инновационной деятельности: подготовка и внедрение продукции, ее разработка, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение материальных и нематериальных технологий, патентов, лицензий, товарных знаков, ноу-хау; промышленный дизайн. Результатом инноваций на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, который становится объектом интеллектуальной собственности и продуктом.

На этапе фундаментальных исследований это научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований - результаты исследований; на этапах проектных, инженерных, технологических работ - научно-технические проекты в области создания наукоемких, инженерных систем с поддержкой персонала; опытные образцы и монтажные партии нового оборудования и новых материалов, изготовленные по результатам НИОКР.

Результатом инновационной деятельности также можно считать:

  • Мелкосерийная и малотоннажная продукция, изготовленная на экспериментальной базе университетов и научно-исследовательских институтов;
  • Программные продукты;
  • Научно-производственные услуги с использованием уникального оборудования;
  • Услуги в области информатики, информационная, метрологическая, патентная и лицензионная поддержка научных исследований и разработок и производства;
  • консалтинговые услуги;
  • Хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

Информационно-производственный и информационный сектор

Производство информации - это научная работа, которая собирает, анализирует, обрабатывает и представляет полученную информацию в надлежащее время и в удобной для них форме. Тем не менее, функция преобразования научных знаний в научную информацию также должна быть приписана.

В производстве информации используются технические средства, которые способствуют повышению эффективности и повышению качества информационных услуг. К ним относятся технические средства сбора, хранения и передачи научно-технической информации, устройства ввода и вывода и т. д.

Информационные работники подразделяются на следующие четыре группы:

  • те, кто производит информацию - создайте новый или трансформируйте старый в более удобную форму;
  • те, кто обрабатывает информацию:
  1. административный и управленческий персонал,
  2. персонал,
  3. осуществляет контроль и диспетчеризацию,
  4. клерки;
  • те, кто распространяет информацию - занимаются передачей информации:
  1. учителя,
  2. работники связи;
  • информационная инфраструктура - обслуживает информационные технологии.

Распространители и распространители информации передают и предоставляют информацию потребителям. Например, сотрудники, которые специализируются на передаче информации, используя определенные виды информации и коммуникации.

Потребители информации получают информацию и отвечают на нее.

Разные виды информационной деятельности формируют разные виды производства информации, которые переплетаются как сферы деятельности в рамках информационных и «неинформационных» отраслей народного хозяйства.

В отраслевой структуре информационного сектора выделяется набор секторов, в которых преобладают сектора производства информации. Кроме того, в производстве информации, в зависимости от отношения определенных видов информационной деятельности к производству информации, различают различные информационные отрасли.

Информационные отрасли:

  1. производство информации как новых знаний - политика, искусство, наука. Все эти виды информационной деятельности являются различными формами отражения реальности и общественного сознания.
  2. преобразование информации в удобную для потребителя форму - издательская и полиграфическая, радио-, телевизионная, кино- и фотопродукция, дизайн и ОКД. При участии этих отраслей производство информации получает определенное завершение.
  3. накопление и хранение информации - архивы и библиотеки, создание и ведение различных информационных фондов и т. д. При участии этих фондов производство информации также получает определенное пополнение, так называемые «товары на складе». Эти «биржевые продукты» доставляются потребителю информационными отраслями, которые являются частью отрасли распространения и распространения информации.

Промышленность - любые структуры управления; политические и социальные институты; кредитные и государственные страховые органы.

Вспомогательные отрасли - включает сферы деятельности и виды производства для обслуживания информационных отраслей первичной и вторичной информации. В основном это отрасли, которые обслуживают информационные технологии, технологии и системы, а также их компоненты.

Таким образом, производство информации - это процесс преобразования информационных ресурсов в товары и услуги, которые служат для удовлетворения потребностей человека. Каждый процесс производства информационных товаров и товаров характеризуется определенным набором факторов и устойчивыми отношениями между ними. Это выражается в форме технологии, используемой в качестве определенной устойчивой комбинации факторов производства информации. Информация становится основой средств производства, которые контролируют ее этапы и компоненты и все чаще заменяют собой предметы труда. Важной особенностью информационного производства является неделимость информации как объекта и средства труда. Информационная деятельность Информация выступает в качестве инструмента для обработки и передачи новых знаний.

Реализация концепции информационного общества в условиях российской экономики

Современный этап развития рыночной экономики

Монополистические структуры, сформированные в предыдущую эпоху, оказывают существенное влияние на экономические процессы, что усложняет формирование конкурентной среды; часто практикуются криминальные формы конкуренции.

Наряду с в целом неблагоприятным инвестиционным климатом в стране, ограничение конкуренции приводит к медленной реструктуризации экономики. Более того, начало перехода к открытой экономике высветило неконкурентоспособность подавляющего большинства обрабатывающих отраслей и вызвало новый уклон в отраслевой структуре - в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики займет много времени, возможно, несколько десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных секторах и сферах российской экономики происходит крайне неравномерно. Таким образом, в денежно-кредитной сфере и торговле наблюдается быстрый подход к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, а в сельском хозяйстве формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы, в основном сохранились.

Переход к рыночной экономике в регионах России также происходит неравномерно. Этот процесс наиболее быстрый в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где частное предпринимательство широко распространено, в то время как в отдаленных регионах и сельской местности формирование рыночных отношений происходит крайне медленно.

Высокая криминализация экономической жизни, присущая российской модели рыночной экономики, и уход предпринимательства «в тень» обусловлены обоими факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупция) и российские характеристики.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, приводят к тому, что значительная часть населения становится маргинализованной и люмпеновой, которая становится легкой добычей для криминальных структур. Аномия движется в том же направлении, то есть уничтожение старых социальных ценностей, не сопровождаемое быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Деспотизм и отсутствие демократических традиций, характерных для России, породили неуважение к закону и недоверие к любому правительству. Вышеупомянутый антагонизм между государством и бизнес-структурами, который ведет к росту теневой экономики, также играет значительную роль. На формирование рыночной экономики в России влияют такие факторы, как склонность значительной части населения к государственному патернализму (значительная роль государства в перераспределении доходов населения) и социальные формы присвоения (бесплатное образование, медицинское обслуживание и т. д.). Это приводит к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных потребностей и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из вышесказанного следует, что российская модель рыночной экономики, основанная на сильной регулирующей роли государства, основана на ряде долгосрочных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства и социальная зависимость. Эти факторы в современных условиях ограничивают функции свободного рынка.

Эта переходная экономика, которая представляет собой шаг вперед от административно-командной системы, в конечном итоге должна уступить зрелой рыночной системе.

Совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе имущественных отношений и действующих в нем организационно-правовых форм, представляет собой хозяйственную систему этого общества. В последние полтора-два столетия в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономики. Каждая система имеет свои национальные модели экономической организации, поскольку страны различаются по оригинальности истории, уровню экономического развития, социальным и национальным условиям. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономика переходного типа характеризуется некоторыми специфическими особенностями, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия), и в то же время происходит интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старые экономические отношения.

Образовалась в первой половине 90-х годов. Российская модель переходной экономики имеет ряд характерных особенностей: мощный государственный сектор, небольшая доля малого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным капиталом, крайне неравномерный переход к рыночные отношения в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.

Информация как товар

В настоящее время российский рынок ИТ-услуг представлен сотнями компаний. Однако не все они попадают в рейтинговые списки, как из-за их небольшого размера, так и из-за непрозрачной отчетности, типичной для этой отрасли в целом.

Для лучшего представления конкурентной среды в отрасли информационных технологий, точнее в ее высшем звене, мы сформируем две многомерные классификации ИТ-компаний: одну на основе показателей деятельности, а другую на показатели эффективности. Целью первой классификации является построение типологии компаний, основанной на принципах сходства видов деятельности. В результате станет понятно, какие ИТ-компании в основном представляют российский рынок информационных услуг. Вторая классификация основана на результатах деятельности компаний в 2003 году (к сожалению, данные по результатам 2004 года еще не собраны) и группирует их по сходству финансовых результатов. Последняя классификация позволяет упорядочить группы компаний по степени снижения их эффективности, то есть построить стратификацию компаний и, следовательно, систему рейтингов на ее основе.

Таким образом, обе классификации характеризуют конкурентное пространство ИТ-компаний, но с разных сторон: первая - с точки зрения конкуренции с точки зрения деятельности, вторая - с точки зрения общей эффективности.

Несмотря на глобальную стагнацию и некоторый спад в мировой экономике, российский рынок интернет-услуг продолжает качественно развиваться. Объем российского ИТ-рынка вырос в 2002 году на 10-40% до 3,5-4,8 млрд долларов (по данным МФД-ИнфоЦентр и MARKET VISIO / GARTNER Москва).

В России роль рекламы и маркетинга в интернете растет, и все большее число компаний понимают их важность и эффективность. Значительная часть рекламных сообщений офлайн содержит адрес присутствия в интернете. По мнению экспертов, объем рынка онлайн-рекламы будет расти как количественно, так и качественно.

Традиционные СМИ активно развивают использование Интернета как новой технологии взаимодействия с аудиторией и организации производственного процесса. Например, Телеканал Первого канала использует Интернет в качестве транспортного средства для передачи отснятого материала между регионами.

Использование Интернета в традиционных областях ИТ расширяется. Продолжается сдержанный рост систем ERP (внедрение и развитие систем управления предприятием), SCM (управление цепочками поставок), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), центров обработки вызовов, систем документооборота и управления рабочими процессами.

Развитие рынка информационных технологий в 2002 году сопровождалось значительным перераспределением его сегментов. Сетевые технологии, интранет и экстранет, а также системы, обеспечивающие взаимодействие с контрагентами (данные Market-Visio / Gartner Group), выходят на первый план. «Традиционный» подход к внедрению корпоративных информационных систем - подход, не использующий преимущества Интернета - становится все менее актуальным для российских предприятий.

Важность информационной безопасности в Интернете растет с каждым годом. Следует отметить, что наметилась осознанная тенденция к комплексному решению проблем информационной безопасности на глобальном и корпоративном уровнях.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются участники российского рынка интернет-услуг:

  1. Новые угрозы 2003 года включают компьютерные вирусы для мобильных устройств, которые становятся массовым продуктом на рынке устройств доступа. По-прежнему существует опасность целенаправленных атак на российский интернет, которые могут нанести чрезвычайно серьезный ущерб стране.
  2. Доля населения, задействованного в Интернете, не будет превышать 15% в ближайшие три года.
  3. Одной из причин низких инвестиций в ИТ-решения является отсутствие заинтересованности владельцев и руководства в прозрачности и росте эффективности компаний. Использование эффективных ИТ-решений сужает возможности «теневой» работы предприятия.
  4. На традиционном рынке ИТ норма прибыли имеет тенденцию к снижению.
  5. Проблема отсутствия высококвалифицированного менеджмента в развивающихся ИТ-компаниях становится все острее.
  6. Западные инвесторы проявляют интерес к проектам в российском ИТ-секторе, особенно в таких областях, как интранет / экстрасеть, системы передачи данных, финансовые решения, кадровые решения, обработка данных и мобильные решения. Однако, наряду с препятствиями, присущими российской экономической ситуации в целом, выход иностранных инвесторов на российский рынок сдерживается слабой структурой российских ИТ-проектов и отсутствием глубоко проработанных бизнес-планов.
  7. Количество качественных информационных проектов в российском интернете уменьшается. Создание и поддержка новых проектов сталкивается с серьезными финансовыми и организационными проблемами.

Приоритетные направления развития рынка интернет-услуг:

  1. Активное развитие технологий мобильного доступа в интернет, дальнейшее снижение стоимости доступа в интернет. Конвергенция интернет и мобильных технологий.
  2. Дальнейшее развитие услуг по аренде приложений и ресурсов, снижение цен и расширение спектра услуг.
  3. Снижение стоимости услуг по внедрению готовых программных продуктов.
  4. Рост консультационных услуг. Интеграция IT-консалтинга и элементов бизнес-консалтинга в проектах корпоративных информационных систем.
  5. Более эффективное взаимодействие заказчиков рекламных услуг, агентств и платформ, разработка нестандартных подходов к продвижению товаров и услуг в сети Интернет.
  6. Поиск экономически обоснованных схем взаимодействия Интернета и контент-провайдеров с целью создания условий для поддержания качественного контента в российском Интернете.
  7. Координация усилий, направленных на обеспечение безопасности связи и снижение угрозы вирусных атак.
  8. Развитие технологий интерактивного телевидения, которые, по прогнозам, в ближайшие 5-7 лет могут стать основным средством доступа физических лиц к информационным сетям.

Слабым местом в инфраструктуре рынка информационных продуктов и услуг остается сектор продаж. Подавляющее большинство фирм не имеют свободных средств для организации продаж в соответствии с правилами цивилизованного рынка. Целевое маркетинговое исследование практически не проводится. Изучение потребительского спроса, как правило, проводится не профессионалами. Потребительский спрос различных категорий потенциальных покупателей не анализируется.

Влияние информации на продукцию

Чтобы понять, как информация выполняет свою функцию создания богатства, необходимо понять, как она влияет на продукт - товар или услугу.

Конкурентоспособность всех видов продукции, от автомобиля до компьютера, зависит не только от доступа к информации для эффективного использования, но и от четкого понимания того, какая информация необходима для обеспечения оптимального дизайна и производительности.

Успех в конкурентной борьбе достигается тем, кто понимает важность информационного фактора для создания товаров, способных покорить рынок.

В каждой отрасли сейчас есть компании, которые определяют руководящие принципы ее развития на основе имеющейся в их распоряжении информации.

В самом общем виде информационные услуги предназначены для удовлетворения одной из самых насущных потребностей человека - необходимости выбора необходимых знаний.

В области информационного бизнеса создаются и обмениваются информационные «эквиваленты» событий, людей, действий. Информационные фирмы ищут группы людей с общим «информационным ситом», чаще всего используя простые и прямые методы маркетинга. Такие группы представляют собой рыночные ячейки для информационных услуг.

Фирмы, работающие в сфере информационных услуг, определяют информацию, необходимую для принятия решений для любой рыночной ячейки. Затем они разрабатывают или собирают соответствующие данные, создавая впечатление, что они представляют ценность для их потребителей. Готовность различных рыночных ячеек к использованию информации не одинакова. Некоторые предпочитают электронные каналы, другие принимают только печатную форму. Эти различия между потребителями (рыночными ячейками) заставляют поставщиков информации прибегать к различным формам и каналам ее передачи.

Чтобы добиться успеха, поставщик должен начать с общей информации, которую можно использовать в любой форме. От покупателей информационных услуг нельзя требовать принятия информации только в одной конкретной форме. Такая политика может открыть дверь только конкурентам, которые представляют информацию в других удобных для потребителей формах и дают им возможность отвоевать часть рыночной ячейки. В результате появляются информационные компании, которые заполняют ячейку рынка услугами в такой простой и приемлемой форме, что им нечего бояться конкурентов. Им даже не нужно прибегать к рекламе. Они не просто изучали свой рынок, многие из них создавали его, лично обучая каждого потребителя в соответствующей рыночной ячейке. Именно поэтому продвижение информационных услуг в соответствующую ячейку не требует специальной рекламы.

Следует отметить, что большинство потребителей приобрели неспособность воспользоваться современными возможностями информационных услуг - их этому просто не учили. Даже те, кто освоил компьютерную грамотность в школе или университете, мало знают о самих информационных службах, о том, как и когда ими пользоваться.

Информационная компетентность - это более широкое понятие, чем компьютерная грамотность. Она включает в себя не только возможность поиска информации (то есть осведомленность о том, где и в какой форме она хранится); вам необходимо иметь четкое представление о том, какая информация доступна, как она классифицируется и обрабатывается, как ее можно использовать и как она может способствовать созданию богатства в данной ситуации. Это умственная работа, требующая не только общего образования, но и специальной подготовки.

Mid Data Central (MDC) в середине 70-х годов разработал стратегию по завоеванию рынка для нового типа своих услуг, LEXIS (банк правовой информации, к которому можно подключиться через обычные каналы связи), предоставляя студентам-юристам бесплатный доступ к ЛЕКСИС »Во время тренировок. Таким образом, MDC «встроил» информационную компетенцию в новое поколение юристов. Овладев навыками использования правовой информации в электронной форме, эти молодые люди, окончив университеты, стали требовать, чтобы их работодатели - владельцы юридических фирм - имели доступ к LEXIS. Сегодня «MDC» предоставляет юридические услуги крупным и мелким юридическим фирмам, создавая себе рынок, обучая специалистов, еще учась в школе. Стратегия завоевания рынка информационных услуг далеко не всегда характеризуется такой дальновидностью и продуманностью. Особенность информационной сферы заключается в том, что нет ни одного потребителя, которому нужно было бы знать обо всех доступных банках данных. Лица, принимающие решения, должны руководствоваться только теми информационными услугами, которые непосредственно связаны с их бизнесом. Естественно, при необходимости могут быть задействованы дополнительные «внешние» источники данных.

Также важно знать конкретное значение каждого банка данных. Поскольку наиболее ценной является не общая информация по данной проблеме, а та узкая информация, которая необходима для принятия конкретного решения.

Каждый банк данных предназначен для определенных целей. Чтобы эффективно использовать банк данных, вам необходимо знать не только его содержание, но и цели, поставленные его создателем. Это позволяет потребителю «быть в очереди» и получить максимальную отдачу от банка.

Полезно знать другие особенности компаний, занимающихся информационным бизнесом:

  • Они предпочитают создавать свой собственный продукт, а не полагаться на сторонние компиляторы. Это позволяет лучше контролировать качество информации, которая является основным активом компании.
  • Ключ к хорошим деловым отношениям с потребителями определенной ячейки рынка, обслуживаемой компанией, заключается в том, чтобы быть как можно ближе к потребителю, быстро реагируя на его новые возможности и запросы. В результате немало конкретных аспектов развития информационного бизнеса зависят от потребителя, в отличие от других областей, где покупатель «включен» не так напрямую. В информации меняются потребности потребителя, меняются действия информационной компании и ее продуктов.
  • По определению, продукты, предлагаемые в этом сегменте рынка, предназначены для удовлетворения конкретных потребностей клиентов. Поэтому пользователи должны ставить одинаково конкретные задачи для своих поставщиков оригинальной информации и учиться сотрудничать с ними, приобретая только ту информацию, которая необходима для удовлетворения их конкретных потребностей.
  • Информационные компании часто являются исключительными хранителями информации в своей конкретной области. По мере накопления досье («файлы») база данных также расширяется. Поэтому информационные компании часто могут предоставить дополнительную информацию, которая не вписывается непосредственно в их конкретный спектр деятельности.

Очень важно, чтобы компания, которая предоставляет, прежде всего, информационные услуги, осознала себя как таковую и соответственно строила свою деятельность. Может показаться невероятным, что только в середине 1960-х годов одна из старейших и крупнейших информационных компаний Америки, Dan & Bredstreet, осознала, что она не в области кредитования, а в области информации. Спустя сто лет после своего основания компания обнаружила, что досье, которое она собрала об американском бизнесе, было ценным за пределами банковской индустрии. Понимая это, компания уже предложила деловому миру широкий спектр услуг в качестве информационных услуг. Своевременная «инвентаризация» их возможностей необходима для объективной оценки перспектив, ожидающих фирму на рынке услуг.

Понимание этих особенностей важно для менеджеров, так как основной принцип поведения на информационном рынке - быть хамелеоном, рисуя именно те цвета, которые нужны рынку.

Перспективы развития информационной экономики в России

Инновационно-инвестиционная составляющая экономики информационного общества в России

Россия в настоящее время характеризуется сильной сырьевой составляющей, благодаря которой поддерживаются другие отрасли национальной экономики и стабильность экономики в целом. В то же время нам не приходит в голову, что сверхприбыльные отрасли не могут участвовать в перераспределении своих доходов и вытаскивать на свои плечи убыточные или убыточные районы. В то же время предполагается, что такая практика является временной мерой на период формирования рыночной экономики, и когда она, кажется, работает в полную силу, тогда ... То, что произойдет "тогда", будет отдельным вопрос. Особенность, которая нас интересует, заключается в том, что в процессе развития информационного общества роль сверхприбыльного сырьевого компонента для его экономики могут играть экономически успешные сферы, например, упомянутые выше области электронной коммерции. Если это не так, то тот же ресурсный комплекс придется развивать информационному обществу.

В экономике информационного общества существуют сферы, которые в результате технического прогресса и развития массового спроса могут в той или иной степени снизить их прибыльность и, как следствие, инвестиционную привлекательность, но при этом остаются жизненно важными. Давайте приведем небольшой пример. Информационное общество нуждается в линиях связи, а широкополосный бум в России породил проблему нехватки полосы пропускания магистральных линий связи. В последнее время абонентская база широкополосного доступа в регионах росла как лавина, и благодаря активному распределению неограниченных тарифов и довольно высокой скорости абонентских портов массовый пользователь вызвал интерес к видеоконтенту. По мнению экспертов, основными «потребителями» полосы пропускания в корпоративном сегменте являются видеоконференции, в которых стандарт высокой четкости (HD) начинает играть все большую роль. Доступ к приложениям передачи данных, электронной почте и интернет-телефонии несопоставим с видеоуслугами с точки зрения используемой полосы пропускания, и обычный доступ в Интернет с рабочих станций без технических ограничений может привести к еще большему увеличению пропускной способности. Так, по мнению экспертов, если пять лет назад для возврата инвестиций в магистраль требовалось заполнить (использовать) установленную емкость на 20-50%, а дальнейший рост трафика обеспечил оператору прибыль, то теперь даже Использование на уровне 70-80% не гарантирует окупаемости. Магистральные сети часто окупаются, только когда их пропускная способность загружена на 100%. Стоимость просчетов с выбором оборудования, тарифами на услуги и медлительностью операторов при реализации магистральных проектов стала очень высокой. Нет никакой возможности построить экономически эффективные и хорошо резервируемые сети «на будущее» с запасом пропускной способности. В связи с этим инвестиционная привлекательность магистральных проектов может оказаться очень низкой.

Информационное общество нуждается в несколько иной инвестиционной политике, чем традиционная экономика. Сегодня он реализуется в качестве государственной поддержки через национальные проекты, федеральные программы, гранты и широкое признание бизнеса в сегментах с высоким уровнем дохода. Сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования согласуется с тем, что информационное общество не должно формироваться стихийно. Как глобальный процесс, он постоянно испытывает различные новые тенденции и не может не реагировать на них, но по своей сути это систематический, регулируемый процесс. При всей спонтанности Интернета в его сообществе проявляются эффективные механизмы саморегуляции, и существует определенный порядок развития магистральных коммуникаций, доменных зон и т. д.

В то же время экономика информационного общества является областью концентрации высоких технологий, ее развитие является инновационным и затрагивает практически все отрасли традиционной экономики, в результате чего, теоретически, имеет большой потенциал интерес для инвесторов.

Согласно официальным статистическим наблюдениям России, мало надежды на то, что «Запад нам поможет». С тенденцией роста иностранных инвестиций в коммуникации и информационные технологии, его доля в общем объеме иностранных инвестиций, как правило, невелика. Так что вам придется самостоятельно формировать информационное общество. Здесь нам будут серьезно мешать наметившееся снижение доли инновационной продукции и т. д. В общем объеме отгруженной продукции - фактически это говорит о том, что российская экономика информационного общества еще не ориентирована на развитие инновационного потенциала и очень инертен. Это косвенно подтверждается данными о росте в 8,5 раз за период с 2000 по 2007 год в части передовых технологий, внедренных 7-9 лет назад. Примечательно, что стоимость технологических инноваций была снижена почти вдвое (в постоянных ценах 2000 года).

Таким образом, с точки зрения инноваций и инвестиций мы часто просто перетаскиваем давние проблемы нашей советско-постсоветской экономики в информационное общество, а сами создаем все необходимые условия для утечки умов и технологий.

Считается, что успешное построение информационного общества тесно связано с «миром без границ», но для создания национальной экономики информационного общества границы просто необходимы. В то же время мы можем перенести производство, скажем, микроэлектроники в Китай или открыть сборочные заводы южнокорейских и японских фирм (в отличие от здравого смысла, сборная продукция считается российской).

Производственная база экономики информационного общества

Производственная база - российские или совместные предприятия, выпускающие продукцию, важную для формирования информационного общества в Российской Федерации. Поэтому рассматриваемая здесь производственная база является сегментом общероссийской экономики.

Если продукты производятся для экспорта, то они рассматриваются с точки зрения глобального информационного общества. Самодостаточность в экономике информационного общества возникает, если оно может полностью удовлетворить свои национальные потребности, включая покрытие расходов на импорт за счет доходов от их экспорта. Достижение самообеспеченности можно определить как показатель зрелости информационного общества.

Производственная база современного общества должна включать в себя высокотехнологичную продукцию электронной и технической отраслей, а также нанотехнологии, в будущем, скорее всего, к ним будут добавлены другие инновационные технологии.

В соответствии с официальной статистикой состояние производственной базы экономики формирующегося информационного общества рассматривается путем выпуска соответствующей продукции. В том месте, где растет производство, следует предполагать о развитии необходимого производства, где оно, наоборот, уменьшается, об их сокращении или замещении импортом. Сокращение производства связано с переходом на новые стандарты и поколения информационных технологий - это нормальный процесс. Тревожная ситуация начнется, если российский продукт или услуга не выдержат конкуренции.

В целом, создание экономики информационного общества в Российской Федерации ставит проблему формирования национальной идеи. Понимание того, что информационное общество неизбежно и, что более важно, что мы готовы жить в нем, заставляет нас вспомнить другую истину: «жизнь в обществе не позволяет нам быть свободными от него». Образ «информационного человека», который сейчас формируется, требует наличия соответствующего информационного состояния, медицинской базы, промышленности, образования и т. д., То есть создания среды обитания, подходящей для нормальной жизни. Но, поскольку сам человек не изменится, мир вокруг него с помощью технологий не станет полностью информационным, и сохранится потребность в традиционной экономике, то есть в производстве одежды, обуви, продуктов питания и т. д. Информация Общество в Российской Федерации должно и должно быть создано соответствующей экономикой. Сегодня мы находимся на этапе построения информационного общества «в основном», впереди нас стоит период его зрелости.

Вывод:

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новый исторический этап в развитии цивилизации, в котором информация и знания являются основными продуктами производства.

Постиндустриальное общество, в свою очередь, представляет собой общество, в котором сектор услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемами промышленного производства и сельскохозяйственного производства.

Переход к рыночным отношениям в различных секторах и сферах российской экономики происходит крайне неравномерно. Таким образом, в денежно-кредитной сфере и торговле наблюдается быстрый подход к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, а в сельском хозяйстве формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы, в основном сохранились.

В настоящее время российский рынок ИТ-услуг представлен сотнями компаний. Однако не все они попадают в рейтинговые списки как из-за их небольшого размера, так и из-за непрозрачной отчетности, типичной для отрасли в целом.

Конкурентоспособность товаров и услуг зависит от того, какая информация необходима для обеспечения оптимального дизайна и производительности.

Экономика информационного общества является областью концентрации высоких технологий, ее развитие является инновационным и затрагивает практически все отрасли традиционной экономики, в результате чего, теоретически, представляет большой потенциальный интерес для инвесторов.

Производственная база - российские или совместные предприятия, выпускающие продукцию, важную для формирования информационного общества в Российской Федерации.