Инфляция и система инфляционных мер в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Методы государственного регулирования рыночных цен 
Бюджетная система рыночной экономики 
Государственное регулирование рынка труда: модели регулирования в различных странах
Национальная экономика и мировое хозяйство


Введение:

Мы живем в очень интересное и трудное время драматических и глубоких экономических, политических и социальных перемен в России.

Что такое инфляция? Эта концепция могла возникнуть одновременно с появлением денег, с обращением которых они неразрывно связаны. 

Термин «инфляция» получил широкое распространение в экономической литературе только после первой мировой войны, а в отечественной литературе только в середине 1920-х годов.

Инфляция проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением и является одной из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.

Проявлением инфляции является рост цен, но не следует забывать, что рост цен может быть связан с дисбалансом между спросом и предложением, таким как рост цен на конкретном товарном рынке. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Конкретные экономические обстоятельства также могут стимулировать рост цен. Например, энергетический кризис 70-х годов. Повлиял общий рост цен: общий уровень цен вырос в 1973 году на 7%, а в 1979 году на 9%. 

Цены на товары и услуги могут меняться по разным причинам, таким как сезонные колебания рынка, монополизация рынка, рост производительности труда, введение новых налоговых ставок, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т. д.

Увеличение производительности труда при прочих равных условиях должно привести к росту цен. Если рост производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим ростом заработной платы. Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляционного роста цен. 

Причины инфляции

Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, которые поддерживают стабильность их покупательной способности. Некоторые российские ученые добавляют золото в этот список, придавая ему, как и прежде, роль универсального эквивалента наряду с деньгами. 

Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров, но такая диспропорция между спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией.

Наиболее важные инфляционные причины повышения цен включают в себя следующее:

  1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов.
  2. Инвестиционное финансирование. Непроизводительное потребление национального дохода в военных целях приводит не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что приводит к увеличению денежной массы без надлежащего товарного покрытия. 
  3. Общее повышение уровня цен.
  4. Рост экономики страны, ее участие в мировых экономических отношениях создает опасность инфляции. Так, например, скачок цен на энергоносители в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее по технологической цепочке для других товаров. В условиях постоянного обменного курса страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» роста цен на импортируемые товары. 
  5. Инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания особенно опасны, поскольку они обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции.

Таким образом, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на их дальнейший рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами для будущего использования, опасаясь, что их цены скоро вырастут еще больше. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие будут расти, и, желая защитить себя, многократно раздувают цены на свою продукцию. 

В теориях, разработанных западными экономистами, они выделяются как альтернативные концепции инфляции спроса и инфляции затрат. Эти концепции направлены на различные причины инфляции. 

Инфляция спроса

Это явление дисбаланса между спросом и предложением в направлении спроса. Причиной такого сдвига может быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полное использование производственных мощностей, а также увеличение покупательной способности население (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов. 

Инфляция спроса обусловлена ​​следующими монетарными факторами. Милитаризация экономики и рост военных расходов.

Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Дефицит покрывается путем размещения государственных займов на денежном рынке или путем выпуска неизменных банкнот центрального банка. С мая 1993 года РФ перешла от второго метода к первому и начала покрывать дефицит государственного бюджета РФ, размещая на рынке государственные краткосрочные обязательства (ГКЛ).

Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994 г. объем кредитов, предоставленных Банком России Правительству, составил 27 665 млрд руб. или 38,9% его консолидированного баланса.

Импортная инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом. 

Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность.

Стоимость инфляции

Это явление выражается в росте цен в связи с ростом себестоимости продукции. Его причины могут быть: 

  • олигополистическая практика ценообразования,
  • экономическая политика государства,
  • рост цен на сырье и др.

Это характеризует влияние следующих неденежных факторов на процессы ценообразования.

Ценовое лидерство. Это наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 года, когда крупные компании в отраслях промышленности при формировании и изменении цен руководствовались ценами, установленными крупными производителями в отрасли или на локально-территориальном рынке. 

Снижение роста производительности труда и спада производства. Это явление имело место во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой показатель производительности труда в 1961-1973 гг. составлял 2,3%, тогда в 1974–1980 годах он составлял 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы наблюдались для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами. 

Повышение значимости сферы услуг. Он характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой большой долей заработной платы в общих производственных затратах. Резкий рост спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х и начале 70-х годов стимулировал заметный рост цен: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза выше роста в ценах на другие товары. 

Ускорение роста затрат и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая сила рабочего класса и активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня более медленного роста производительности труда. В то же время в результате монопольной практики ценообразования крупные компании получили компенсацию за свои потери в результате ускоренного роста цен, то есть была разработана спираль «заработная плата-цена». 

Энергетический кризис. Это вызвало огромный рост цен на нефть и другие энергоносители в 1970-х годах. В результате, если в 60-е годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-х годах он превышал 12%. 

На практике очень трудно отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно связаны и постоянно взаимодействуют. 

Структурные факторы инфляции не только вызывают ускорение роста цен, но и оказывают большое влияние на развитие «инфляции спроса». Они пытаются устранить противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком в этих странах, с одной стороны, с помощью ограниченного финансирования (с использованием печатного станка), а с другой стороны, путем привлечения растущих объемов иностранные кредиты. 

Инфляция, как только она возникла, быстро распространяется на все отрасли. Это потому, что они связаны взаимными поставками. Поэтому рост стоимости любого предложения приводит к увеличению цены на продукцию. 

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики. Она быстро расширяет поле своей разрушительной деятельности и углубляется. Это очень трудно устранить. Это связано с инерцией психологического настроения, сложившегося ранее. Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, поскольку они порождают скачок спроса, и это поднимает планку цен на сырьевые товары. 

Следует отметить, что ни одна экономически развитая страна во второй половине двадцатого века в течение длительного времени не имела полной занятости, свободного рынка или стабильности цен. Цены росли непрерывно и с конца 60-х годов. даже в периоды экономических спадов и стагнации, когда недостаточное использование производства может достичь значительных уровней. Это явление называется стагфляцией, что означает инфляционный рост в условиях стагнации, стагнации производства и экономического кризиса. 

Типы современной инфляции и ее классификация по странам

Это инфляция, темп роста цен, при котором условия не превышают 10% в год. Современная экономическая теория считает такую ​​инфляцию благом для экономического развития, а государство субъектом эффективной экономической политики. Ползучая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с меняющимися условиями производства и спроса. 

Скачущая инфляция. Он характеризуется темпами роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезная нагрузка на экономику, хотя большинство сделок и контрактов учитывают такой рост цен. 

Гиперинфляция. Гиперинфляция характеризуется неограниченным увеличением количества денег в обращении и уровня цен. Никарагуа держит текущий рекорд: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достиг 33 000%. 

В условиях гиперинфляции огромный ущерб наносится населению, даже богатым слоям общества. Национальная экономика разрушается. 

Во многих странах, где наблюдалась гиперинфляция, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении. Это объясняется тем, что, когда население (и покупатели, и производители) окончательно теряет доверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают пытаться избавиться от нее как можно скорее. В результате резко увеличивается скорость оборота денег, что равносильно увеличению их количества. 

Все три из этих типов упоминаются как открытая инфляция. Существует также подавленная инфляция, при которой рост цен может не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.

Это как раз та ситуация в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в депрессивном состоянии и проявлялась в дефиците и прогрессирующем снижении качества продукции.

По экономическим условиям и факторам инфляции развивающиеся страны можно классифицировать следующим образом.

В первую группу входят развивающиеся страны Латинской Америки, Аргентина, Бразилия, где наблюдается недостаточное экономическое равновесие, хронический дефицит государственного бюджета, использование механизма печатного станка во внутренней политике и постоянная индексация всех средств, а также Во внешнеэкономической сфере наблюдается систематическое снижение курсов национальных валют. Эти страны характеризуются гиперинфляцией, вызванной финансированием дефицита бюджета и связанной с этим чрезмерной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценивание денег на несколько тысяч процентов в год. 

Вторая группа включает в себя Колумбию, Эквадор, Венесуэлу, Бирму, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также отсутствует экономическое равновесие, и акцент на дефицитном финансировании и кредитной экспансии четко прослеживается в финансовой политике. Инфляция в этих странах держится в «скачущих пределах» (среднегодовой рост цен на 20-40%); выполняется индексация, которая часто является частичной. Существует высокий уровень безработицы. 

Страны третьей группы Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительным притоком иностранной валюты из экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Уровень безработицы высокий, в т.ч. и скрытый 

Страны четвертой группы Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн имеют достаточную степень экономического равновесия. Инфляция здесь держится в «ползучих формах» (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика работает на развитом рынке. Экспорт и приток иностранной валюты играют важную роль в антиинфляционном эффекте. Безработица остается на умеренном уровне. 

В пятую группу входят бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и т. д.). Ситуация в этих странах, включая ситуацию с инфляцией, органически связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой группы, есть, во-первых, проблема финансирования, основанная на хроническом дефиците государственного бюджета, через который проявляются большинство монетарных и неденежных факторов инфляции. ; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был необычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, который не приносит быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленные товары по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. 

Государственные антиинфляционные меры

Негативные последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику, в которой можно выделить два подхода. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т. е. активное маневрирование государственных расходов и налогов для воздействия на платежеспособный спрос. 

С инфляционным спросом правительство может уменьшить его, ограничивая свои расходы и повышая налоги. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, росту безработицы. 

В условиях снижения спроса для его расширения может быть использована налогово-бюджетная политика, реализуются программы государственных инвестиций и других государственных расходов, а налоги снижаются. Налоги снижаются в первую очередь для получателей среднего и низкого дохода. 

Однако стимулирование спроса за счет бюджетных средств может повысить инфляцию, и, кроме того, большой дефицит бюджета не позволяет маневрировать расходами и налогами.

Второй подход гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется центральным банком страны, который формально не контролируется правительством. Банк меняет количество денег в обращении и кредитную ставку. Денежно-кредитная политика используется как средство краткосрочного воздействия на экономику. Другими словами, государство должно принять антиинфляционные меры для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. 

С точки зрения интересов общества борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым оценкам, чтобы снизить инфляцию на 1%, безработица должна быть на 2% выше естественного уровня в течение года, тогда как реальный валовой национальный продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Например, для Соединенных Штатов это снижение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 миллиардов долларов. 

С 60-х годов. Многие правительства проводят политику цен и доходов, которая, по сути, сводится к сдерживанию роста заработной платы. Поскольку эта политика подразумевает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, они не всегда достигают поставленной цели. Параллельное применение различных мер для решения конфликтных проблем может сделать экономическое регулирование в целом неэффективным. 

Особенности инфляционных процессов в России: история и современность, методы их регулирования

До 1992 года в странах бывшего СССР не было серьезной антиинфляционной политики. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционная политика в Российской Федерации не может быть сведена только к косвенным экономическим рычагам. Нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить с помощью структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, путем сокращения военных расходов, капиталовложений в производственный капитал, перехода от бюджетного финансирования части производственного капитала. инвестиции в использование средств предприятий, привлечение акционерного капитала и др. Хрупкая монопольная структура экономики. Все это должно быть дополнено мерами, которые ограничивают предложение денег, устраняют дефицит бюджета, стабилизируют курс национальной валюты и создают условия для усиления конкуренции в экономике. 

Снижение инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% в год или 1-2% в месяц) без снижения производства и снижения уровня жизни населения возможно только при увеличении эффективности производства и уровня качества управления. , Эти цели могут быть достигнуты поэтапно в течение длительного периода времени. 

Все понимали, что впервые за пять лет (1996-2000 гг.) Угроза инфляции была критически острой. Сроки и условия реализации запланированной стратегии зависели от степени ее сокращения. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности, фиксированного обменного курса), усиление протекционизма, меры по оказанию финансовой поддержки предприятиям неизбежно способствуют росту инфляции. Это также накладывается на инфляционные ожидания. Сочетание этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означает полный провал всей антикризисной стратегии.

Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть прежде всего: 

  • «Предсказуемость динамики инфляции: нельзя допускать ускорения более чем на 2-5% в среднем в месяц;
  • создание институциональных и финансовых предпосылок для снижения инфляционного потенциала.

Чтобы преодолеть высокие темпы инфляции, может быть следующий вариант развития и соответствующий комплекс мер.

Нет сомнений, что в 1998-2003 гг. Расширение конечного спроса требует особого усиления антиинфляционных действий, чтобы удержаться на траектории постепенного снижения инфляции. В настоящее время ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, то есть до 35-40% в год. Для решения этих проблем может быть реализован следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, затрат и ожиданий. 

Регулярная установка ориентиров («коридора») инфляции денежной массы с разбивкой по кварталам. Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные нормативы. Определение критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос, и ужесточение антиинфляционной политики. 

Введение прямых ограничительных мер против роста цен в монополистических отраслях.

Важно ограничить дефицит бюджета на уровне 4-5%. Увеличение государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением базы доходов бюджета. 

Поддержание процентных ставок на уровне, немного превышающем уровень инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию, чтобы замедлить предложение денег. Механизмы предоставления централизованных субсидий, а также займов и субсидий через уполномоченные банки должны быть отрегулированы таким образом, чтобы предотвратить перевод средств в спекулятивные операции на денежных рынках. 

Ужесточение мер по просроченной дебиторской и кредиторской задолженности (стимулирование инфляционных процессов) помогает нормализовать оборот оборотных средств в промышленности и развитие вексельного обращения.

Важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах на потребительские товары.

Чтобы впоследствии перейти к политике стабилизации реального обменного курса, сначала необходимо сохранить «валютный коридор».

Для борьбы с сезонными скачками инфляции следует поощрять торговлю фьючерсами на сезонные товары.

В последний период (2001-2005 гг.) Целью такой антиинфляционной политики было добиться снижения инфляции до социально безопасного уровня: 1-2% в месяц. Чтобы решить эту проблему, необходимо радикально снизить инфляционный потенциал экономики, изменить пропорции цен, структурные сдвиги и выгоду инвестиционного и потребительского секторов. Стабилизация динамики производства и инвестиций позволяет затем усилить дефляционную денежно-кредитную политику, ориентированную на реальный сектор, и улучшить качество жизни населения. 

Однако реальное развитие дел привело к неутешительному результату осеннему финансовому кризису 1998 года. В нынешней политике огромное внимание уделялось стабилизации курса рубля. Это должно было быть достигнуто за счет значительных расходов центрального банка на поддержание валютного коридора. Дефицит золотовалютных фондов был компенсирован за счет займов в виде государственных краткосрочных ценных бумаг и международных займов. Бюджеты строились с учетом выручки от них. В результате возник огромный государственный долг. Государство стало неспособным погасить ГКО и внутренние долги. 

Инфляция и система инфляционных мер в России

Кризис проявился в обвале российского финансового рынка, отказе государства платить по государственным ценным бумагам, девальвации рубля почти на 150%, росте доллара, который поставил всю российскую экономику на грань полный крах. Это выявило тот факт, что стабилизация, возникшая на рынке в последние годы, снижение уровня инфляции, были более внешними признаками улучшения положения дел. В течение этого времени спад производства продолжался, доля экспортных товаров росла, и даже многие вновь созданные производственные мощности в России работали на иностранном сырье. На российский рынок было привлечено много иностранных инвесторов (нерезидентов), которым государство продавало им свои государственные краткосрочные ценные бумаги по высоким ставкам.

Это также в значительной степени поддержало функционирование многих банковских учреждений. Они охотно давали кредиты, в то же время процентные ставки по кредитам росли быстрыми темпами. Растущий кризис в мировой экономике привел во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Мировые цены на нефть начали снижаться. Если эти тенденции сохранятся до конца года, возможно ослабление платежного баланса и, как следствие, изменение условий для проведения денежно-кредитной политики. Негативные процессы на мировых финансовых рынках и снижение цен на нефть могут повлиять на результаты экономического развития. 

Крах всей системы ГКО и ОФЗ, неспособность Центробанка удерживать доллар в валютном коридоре, неспособность государства погасить свои внешние и внутренние долги (цифры различаются по разным источникам: примерно долг Процент по кредитам составил около 17-20 миллиардов долларов, а бюджет позволил рассчитывать только на 12, 3 миллиарда долларов), свидетельствует о критичности ситуации в экономике. В то же время иностранные держатели ГКО и ОФЗ требуют полного возврата своих денег, не принимая условия предложенной схемы погашения. 

Мнения только большинства западных экономистов, а также многих российских экспертов говорят о том, что отказ от последних кредитов МВФ России лишил уверенность в том, что рыночные реформы можно купить с иностранной помощью, деньги фонда значительно облегчили решение возникающих проблем, позволяющее обойтись без реформ экономической политики. Оплата кредитов фонда требует повышения налогов для среднего класса, который платит за эти кредиты. Таким образом, невозможно добиться экономического роста, поскольку при непомерных налогах и повышающихся процентных ставках роста нет. 

Важной причиной стал общий мировой кризис и глобальное падение цен на нефть. Тесная привязка к курсу доллара на рынке страны в связи с его ростом привела к резкому скачку цен. Вся банковская система рухнула, так как большинство банков имели активы ГКО со своими активами, что усложняло платежи и расчеты. После этого импортеры начали покидать рынок. Результатом этого краха стало разорение 80% средних и малых предприятий, занимающихся импортом, с тенденцией к его дальнейшему прекращению. В дополнение к массовому обесцениванию денег среди населения, были добавлены потери на банковских депозитах из-за их банкротства. Произошло резкое снижение платежеспособности населения. 

Россия в своем экономическом развитии была отброшена на годы назад. Опасность ситуации заключается в том, что за последние пять лет Россия удовлетворяла свои потребительские потребности практически за счет 60% импортных товаров. В настоящее время существует реальная опасность создания товарного дефицита, потому что восстановление промышленности требует долгосрочных усилий и значительных финансовых вложений. 

Результатом кризиса стало повышение потребительских цен в России с 1 по 5 октября 1998 г. на 0,4% (сводка Госкомстата РФ). С 29 сентября по 5 октября темпы роста цен составили 0,6%. Цены в первую неделю сентября выросли более чем за два года. Темпы среднесуточного роста цен в октябре снизились до 0,086% против 1,09% в сентябре, когда месячная инфляция составила 38,4%. Необеспеченный выпуск также начался: в сентябре денежная масса уже выросла на 12,5 млрд рублей. (т.е. на 8%). в то же время не было адекватного увеличения валютных резервов или заимствований Центрального банка. 

Каковы возможные варианты преодоления кризиса? По этому поводу ведущие политики и экономисты высказали ряд мнений. 

Нет проблем. Одна из ключевых задач как для Центрального банка, так и для Министерства финансов состоит в том, чтобы не допустить чрезмерного роста курса доллара и инфляции. Меры, предложенные правительством, должны ограничить вывоз иностранной валюты из страны и, наоборот, увеличить поток долларов в Россию. Для этого закачка нефти за границу уже значительно увеличилась, а вывоз капитала за счет оплаты внешнеторговых контрактов сам по себе уменьшился. Нынешняя ситуация в России не благоприятствует импорту. 

Однако, по мнению правительства, в текущих условиях, чтобы остановить рост курса, одного притока нефтедолларов недостаточно: необходимо снизить панические и спекулятивные настроения на внутреннем рынке. Банки, предприятия и граждане должны прекратить покупать доллары. Для этого предлагается создать пул банков, который совместно с Центробанком будет поддерживать курс рубля. Чтобы ограничить спрос на валюту со стороны откровенных спекулянтов, Центробанк запрещает покупку валюты такими банками сверх заказанных их клиентами, и планируется увеличить предложение валюты на внутреннем рынке в связи с тем, что Экспортеры будут обязаны продавать 75% валютной выручки (50% на бирже, 25% напрямую Центральным банком).

Центральный банк также намерен ограничить ликвидность межбанковского биржевого валютного рынка и для этой цели может ввести комиссию за оборот на валютной бирже. По предварительным оценкам, эти меры, взятые вместе, в принципе могут обеспечить существенное увеличение ежедневного предложения иностранной валюты на рынке (до 100 млн. Долл. США), а в совокупности по другим показателям поднять курс рубля почти полтора раза. Это наиболее оптимистичный сценарий, реальность которого ставят под сомнение сами его составители на уровне руководителей ЦБ. 

Правительство предложило новую схему выкупа государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) с выкупом большинства из них в рублях. Таким образом, эта схема предлагает два предостережения. Во-первых, рубли, полученные иностранцами, будут заморожены на период от шести месяцев до года и могут быть использованы только для покупки новых валютных обязательств Министерства финансов.

Во-вторых, российские банки смогут погасить форвардные контракты, заключенные с иностранцами с тем же ГКО-ОФЗ. В результате Министерство финансов решает две проблемы одновременно. Структура замороженного долга такова, что треть принадлежит Сбербанку и Центральному банку, треть российским компаниям и банкам, а треть западным инвесторам. В то же время общий объем форвардных контрактов между российскими и иностранными банками примерно равен объему инвестиций в ГКО-ОФЗ со стороны иностранцев и российских банков. Таким образом, Минфин может перевести ГКО-ОФЗ в валютные обязательства на сумму 23-24 миллиарда долларов. Инфляционный эффект этой программы, увеличение спроса на доллары и товары в России по этой схеме реструктуризации будет минимальным. 

Кроме того, правительство решило, что Пенсионный фонд России может принимать платежи по государственным облигациям. И чтобы у него были «настоящие» деньги, Центральный банк одолжит его под эти облигации. Таким образом, правительство может снизить общий инфляционный всплеск, что возможно в случае выдачи рублей для расчетов по всем внутренним долгам, пенсиям, заработной плате и социальным программам. 

С выбросом. Более реалистичный сценарий предполагает контролируемую эмиссию и стабилизацию обменного курса в конце года. Это реалистично, потому что вы не можете обойтись без более или менее широкого излучения. 

Деньги необходимы для восстановления банковской системы. Центральный банк предлагает кредитовать системно значимым банкам и только в крайнем случае национализировать их. Есть идея формирования банков партнеров ЦБ. Банковского пула недостаточно для поддержки валютного рынка, и власти предлагают создать практически новую систему уполномоченных банков, но на этот раз для правительства Центробанка. Эти банки будут осуществлять платежи налогоплательщикам и получать кредиты от Центрального банка. 

Но в этом ходе событий может возникнуть крайне нежелательный вариант, согласно которому Центральный банк начинает кредитовать не только банки, выплаты пенсий, социальных пособий, но и другие текущие бюджетные расходы. Это путь к провалу политики, которую пытаются проводить финансовые власти, поскольку избыточное предложение рубля в экономике вызовет не только рост цен, но и скачок курса доллара на черном рынке. , По его словам, к концу 98г. Инфляция составит 400-500%, а рубль окончательно будет подорван. 

Этот вопрос также отрезает возможность получения кредитов от мировых организаций.

Результатом всего этого может стать снижение совокупных валютных резервов правительства, что повлечет за собой неисполнение обязательств по выполнению обязательств по долларовому долгу. После объявления об отказе от обязательств иностранные кредиторы могут немедленно предъявить требования к России, что парализует экспортные отрасли и, соответственно, приток иностранной валюты в Россию. События предыдущего десятилетия в латиноамериканских странах развивались по схожему сценарию . И эти страны не могли оправиться от кризиса почти десять лет. 

С кредитами. Правительство ожидает, что Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития помогут в финансировании его наиболее глобальных задач от реструктуризации банковской системы до поддержания курса рубля в приемлемых пределах. В то же время Центральный банк видит, что причины кризиса в банковской системе связаны не столько с замораживанием внутреннего рынка государственного долга, сколько с неправильной стратегией, которую выбрали банки, а также с дисбалансом в их активы и обязательства. Текущий банковский кризис это в основном кризис доверия частных инвесторов и предприятий к российским банкам, российскому рублю и российскому правительству. Здесь возможен вариант либерализации доступа иностранных банков на российский рынок банковских услуг.

Чтобы по-прежнему убеждать иностранцев в том, что Россия является для них перспективным рынком и что их права на него будут защищены, правительству просто необходимо предложить приемлемую схему реструктуризации долга. Для российских банков ничего не изменится в новой схеме, и это приведет к огромным потерям на фоне девальвации рубля. Иностранцы получат больше, потому что могут требовать задолженности российских банков по форвардным контрактам ГКО и ОФЗ, а во-вторых, они смогут конвертировать рублевые облигации в иностранную валюту. Таким образом, новый план реструктуризации ГОК-ОФЗ не принесет облегчения российским банкам, но поможет восстановить справедливость для иностранцев, их потери потенциально сократятся примерно вдвое. 

В этой ситуации у правительства минимум программ и вариантов. Или правительство печатает деньги и получает возможность оплатить все социальные расходы в течение нескольких месяцев. В то же время инфляция достигает таких масштабов, что Россия не может избежать обвала долга. Или идти навстречу иностранцам, чтобы позволить им выйти на внутренний банковский рынок, получить кредиты МВФ, но в то же время погрязнуть в долгах и еще больше увеличить риск дефолта. 

Мнения разные. Есть заявления, что по второму варианту все еще есть надежда на стабильность темпов роста курса доллара и инфляции, и, следовательно, он может быть более эффективным. Вариантов мало: это выбор хода событий, и, следовательно, какой пакет антикризисных мер будет с ним связан, покажет время. 

Заключение

В настоящее время инфляция является одним из наиболее болезненных и опасных процессов, негативно влияющих на финансы, денежно-кредитную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности экономического регулирования, сводит на нет усилия по осуществлению структурных преобразований и восстанавливает нарушенные пропорции. 

По своей природе, интенсивности, проявлениям инфляция отличается, хотя и обозначается одним и тем же термином. Инфляционные процессы нельзя рассматривать как прямой результат только определенной политики, политики расширения эмиссии денег или регулирования дефицита производства, поскольку повышение цен является неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием растущих диспропорций между спросом и предложением, производством товаров народного потребления и средств производства, накоплением и т. д. потреблением и т. д. В результате инфляционный процесс в различных его проявлениях не является случайным, а скорее устойчивым. 

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, девальвация сбережений домашних хозяйств, потеря интереса среди производителей к созданию качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственной продукции в городе сельскими производителями из-за снижение интереса в ожидании роста цен на продукты питания, ухудшения условий жизни в основном среди представителей социальных групп с солидными доходами (пенсионеров, работников, студентов, чьи доходы формируются из государственного бюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляцию можно рассматривать как неотъемлемый элемент экономического механизма. Однако это не представляет серьезной угрозы, так как там были разработаны и широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии и Западной Европе преобладала тенденция замедления инфляции. 

В отличие от Запада, в России и других странах, которые трансформируют экономический механизм, инфляционный процесс развивается, как правило, все более быстрыми темпами. Это очень необычный, специфический тип инфляции, который трудно сдерживать и регулировать. Инфляция поддерживается инфляционными ожиданиями, нарушениями в национальном экономическом балансе (дефицит бюджета, отрицательное сальдо внешней торговли, растущий внешний долг, избыточное предложение денег в обращении). 

Управление инфляцией является важнейшей проблемой денежно-кредитной и экономической политики в целом. Необходимо учитывать полисложную, многофакторную природу инфляции. Он основан не только на монетарном, но и на других факторах. При всей важности сокращения государственных расходов и постепенного сокращения денежной массы требуется широкий спектр антиинфляционных мер. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты экономической деятельности, изменение обменного курса рубля и реализация определенных мер по регулированию цен и доходов. 

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют продуманных, гибких решений, последовательно и целенаправленно реализуемых.

Таким образом, инфляция является сложным междисциплинарным процессом, наносящим серьезный ущерб экономике страны и ее населению. Инфляция в настоящее время охватывает практически все страны мира в той или иной степени. Борьба с этим с целью уменьшения или полного устранения этого требует больших усилий и материальных затрат.