Инфляция. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая политика в условиях инфляции. Антиинфляционное регулирование
Монетарные и немонетарные концепции объяснения причин инфляции
Причины появления и проявление инфляции в России в настоящее время
Факторы инфляции


Введение:

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия негативно влияют на все стороны жизни общества, а также играют важнейшую роль в обеспечении экономической безопасности страны и мировой экономики.

Инфляция - это повышение общего уровня цен; обесценивание бумажных денег, находящихся в обращении (падение их покупательной способности, что проявляется в росте цен на все товары и услуги).

Инфляция - это очень сложное явление, которое связано с изменением денежной массы и берет свое начало на денежном рынке. Проблема инфляции сложна и многогранна. Инфляционные процессы приводят к широкому спектру негативных последствий.

В настоящее время инфляция является одной из наиболее острых проблем современного экономического развития во многих странах мира.

В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции. Экономическая политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение стабильности белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Все экономисты мира признают, что инфляция тормозит естественное расширение экономической производственной деятельности. А долгосрочная инфляция - это довольно катастрофическое явление для экономики.

Проблема инфляции наиболее актуальна для стран с переходной экономикой, таких как Республика Беларусь, где одновременно можно выявить все виды инфляции, инфляцию спроса, инфляцию издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды.

Целью данной работы является определение сущности понятия инфляции, изучение и анализ антиинфляционного процесса, особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также антиинфляционной политики Беларуси.

Задачи, изучить особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и меры по их преодолению.

Задачи: 

  • Проанализируйте сущность понятия инфляции и способы ее измерения;
  • Рассмотреть и систематизировать виды и причины инфляции;
  • Определить влияние инфляции на экономику государства;
  • Определить сущность антиинфляционной политики;
  • Разработать предложения и выявить особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Объектом исследования является инфляция, антиинфляционная политика и определение основных мер, принимаемых государством в отношении инфляции.

Понятие и сущность инфляции 

Инфляция - это общее повышение цен на товары (услуги) и снижение реальной покупательной способности денег (их обесценивание).

Этот экономический феномен существует уже много веков. Еще древнему миру были известны процессы обесценивания металлических денег, вызванные повреждением монет или снижением себестоимости производства золота. Подобные явления были характерны и для феодальной эпохи. Монеты стирались и теряли свой вес в ходе обращения. Часто они намеренно повреждались, их обрезали, чеканили более легкие, а к драгоценным металлам добавляли дешевые примеси. Целью таких действий было увеличение количества денег, необходимых для решения финансовых проблем правителей. В ходе обращения они стали обмениваться не по номинальной стоимости, а по фактическому содержанию драгоценных металлов.

Снижение покупательной способности денег было вызвано также снижением стоимости производства золота. Известно, что приток огромного количества золота и серебра в Европу из Америки начался в XVI веке.вызвал так называемую ценовую революцию, произошел резкий рост цен на все товары, деньги обесценились, их покупательная способность значительно снизилась.

С появлением бумажных денег начинается качественно новый этап в развитии инфляционных процессов. Первоначально для выпуска бумажных денег государство было вынуждено прибегать к чрезвычайным экономическим ситуациям, во время войн и революций. Необходимость финансирования огромных государственных расходов вынудила правительства выпускать бумажные деньги в объемах, во много раз превышающих их золотое обеспечение, и прекратить свободный обмен денег на золото. Так, в 1775-1783 годах война за независимость в Северной Америке вызвала обесценивание доллара.

Бумажные ассигнации, введенные во время Французской революции 1789-1794 годов, обесценились в 833 раза за 7 лет.

Термин инфляция впервые стали использовать во время Гражданской войны 1861-1865 годов в США, когда была выпущена огромная масса зеленых долларов (450 млн бумажных долларов), а их покупательная способность упала на 60% за 2 года.

Родоначальником теории инфляции можно считать шотландского экономиста и государственного деятеля Дж. П. Моргана. Закон, который в начале XVIII в. одна из первых попыток в Европе ввести в обращение бумажные деньги. В своей самой известной работе деньги и торговля рассматриваются с предложением обеспечить нацию деньгами (1705) Дж.Ло предложил организовать выпуск бумажных денег для обогащения страны. Он считал, что бумажные деньги, выполняя ту же социальную функцию, что и драгоценные металлы, увеличивают благосостояние нации и ведут к росту деловой активности населения. Со своим финансовым проектом обогащения за счет выпуска бумажных денег Ж. П. Лоу обращался к различным европейским правительствам, но нашел поддержку только во французских придворных кругах. Здесь это было разрешено в 1716 году. организация частного банка, который после ряда успешных операций стал государственным банком в 1718 году, его ценные бумаги были гарантированы от имени короля. Вскоре банк объявил себя банкротом-бумажные деньги упали до десятой части своей стоимости. Многие даже крупные состояния были разорены, и осталась только земельная собственность. Все это привело к катастрофической инфляции, которая в конечном итоге разрушила саму систему Ло.

Нарушение условий стабильности денежного обращения в масштабах национальной экономики, вызывает инфляцию. Стабильность денежного обращения означает равенство двух макроэкономических потоков, образующих, так сказать, кровообращение национальной экономики, потока товаров и услуг и потока денег.

Социально-экономические последствия инфляции 

Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Даже небольшие темпы роста могут привести к значительным экономическим и социальным последствиям.

Инфляция оказывает противоречивое влияние на экономический рост. Незначительная инфляция, до 3-4% в год, может стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен ведет к увеличению доходов и совокупного спроса, что создает возможности для предпринимателей расширять производство и привлекать неиспользуемые трудовые и материальные ресурсы. Слабая инфляция может быть средством повышения деловой активности и сокращения безработицы.

Прежде всего, увеличение спроса под влиянием роста цен приводит к сокращению той части дохода, которая идет на сбережения. Следовательно, инфляция сокращает базу для кредитных вливаний в производство, тем самым подрывая стимулы экономического роста и повышая его эффективность. В то же время научно-технический прогресс замедляется. Внедрение нового оборудования в производство обходится все дороже, и становится выгодно сохранить устаревшее, но относительно дешевое оборудование и старую технологию. Кроме того, инфляция обесценивает амортизационные фонды, и поэтому не хватает денег на замену изношенного оборудования.

Результатом инфляции является обесценивание депозитов и сбережений. Для того чтобы защитить вклады от обесценивания, процент вкладов и процент (уровень) инфляции должны быть как минимум равны. В противном случае депозиты будут изыматься из банков и дальше увеличивать спрос, а возможности кредитования производства резко сократятся, что замедлит возможности увеличения предложения товаров, а инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в результате весь полученный доход направляется на увеличение спроса.

Мотивация к высокопроизводительному труду ослаблена, потому что обесцениваются не только сбережения, но и текущие доходы, которые не успевают за ростом цен.

Сильная инфляция стимулирует движение значительной части капитала из сферы производства в сферу обращения для чисто спекулятивных операций.

Инфляция искажает все расчеты, делает неопределенными перспективы развития и резко увеличивает риск операций, связанных с новыми инвестициями. Бизнесмены отказываются от долгосрочных проектов. В то же время предоставление кредитов, необходимых для их реализации, становится невыгодным, долги будут возвращены девальвированными деньгами. В таких условиях неизбежна тенденция к увеличению процентов по кредитам, направленная на компенсацию обесцененных денег. Но при сильной инфляции рост процента, увеличение издержек и замедление развития производства становятся еще одним фактором дальнейшего роста цен, т. е. роста инфляции. 

Очень негативным аспектом воздействия инфляции является перераспределение национального дохода.

Это происходит в разных направлениях, из которых можно выделить следующие: 

  • Между различными производственными секторами и регионами из-за неравномерного роста цен;
  • Между государством и населением, поскольку государство использует избыточную эмиссию денег в качестве источника своих дополнительных доходов. Эмиссия денег, не обеспеченных товарами, подвергает население страны скрытому налогообложению. Но так как этот дополнительный доход государства, называемый сеньоражем, также подлежит амортизации, то он может увеличиваться только до определенного предела;
  • Между классами и слоями населения, находит свое выражение в углублении дифференциации доходов, богатые становятся еще богаче, бедные, еще беднее. Эмиссионный (инфляционный) налог приводит к перераспределению богатства (денег) в пользу богатых граждан страны, так как они могут значительно снизить бремя инфляционного налога, например, покупая недвижимость, конвертируя свои рублевые активы в твердую валюту, приобретая антиквариат. Бедные слои населения тратят все свои денежные доходы на текущее потребление, следовательно, несут основное бремя инфляционного налога. 

В целом справедливо предположить, что инфляция оказывает негативное воздействие в первую очередь на беднейшие слои населения. Это наименее обеспеченные люди, у которых преобладающую роль в активах играют наличные деньги, меньше возможностей вкладывать текущий доход в те активы, рыночные цены на которые быстро растут. В то же время хозяйствующие субъекты, занимающиеся спекулятивной деятельностью, осуществляющие монополистическую практику, даже расширили свои возможности по увеличению доходов в условиях инфляции. Результатом всех этих процессов является обострение социальных противоречий в обществе с соответствующими последствиями.

Очень негативным результатом инфляции является потеря части компенсационных доходов населения от повышения налоговой ставки. Это происходит, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае номинальный доход увеличивается, так как в процессе инфляции увеличивается компенсация и, следовательно, сумма дохода по этой из налоговой группы, получатель переходит в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть дохода идет в налог; реальные доходы в этом случае уменьшаются. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно пересматривать шкалу прогрессивного налогообложения.

Инфляционные процессы связаны с огромным количеством времени, затрачиваемого населением на поиск дешевых товаров, поиск путей максимально быстрой реализации (материализации) своих доходов. Существует большой спрос на обычные товары, и бартерные сделки широко распространены. Сервис похож на естественно-обменные операции, на которые люди начинают тратить свое время.

Внешние экономические последствия инфляции весьма значительны. Дело в том, что внутреннее обесценивание денег приводит к их обесцениванию по отношению к иностранной валюте, через разницу в покупательной способности валют. В то же время разрыв между внутренней амортизацией и внешней амортизацией обычно важен. Если внутреннее обесценивание опережает снижение обменного курса по отношению к иностранной валюте, то при прочих равных условиях поощряется импорт товаров из-за рубежа. Если внешняя амортизация обгоняет внутреннюю, происходит валютный демпинг. возможность значительного увеличения экспорта по низким ценам.

Источником роста цен является курсовая разница, возникающая при обмене выручки в иностранной валюте на обесцененную национальную валюту.

Таким образом, социально-экономические последствия инфляции многообразны и отличаются глубиной.

Сущность антиинфляционной политики в экономике страны

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность краткосрочных методов антиинфляционной политики, направленных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на получение сильных, но краткосрочных эффектов. Эти методы, как правило, носят чрезвычайный характер и направлены на снижение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: 

  • Позволяют резко увеличить предложение без адекватного увеличения спроса; 
  • Способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

Краткосрочные резервы роста предложения:

  • Государственная поддержка повышения товарности экономики. Речь идет о льготном налогообложении предприятий, реализующих побочные продукты производства и услуг, и банков, обрабатывающих и торгующих коммерческой информацией. Эта деятельность не требует значительных дополнительных затрат, включая заработную плату, но способствует увеличению предложения товаров и помогает временно исправить инфляционные перекосы;
  • Поддержка формирования новых рынков сбыта. Информация как продукт обладает уникальными антиинфляционными преимуществами. Изначально его производство сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее размножение и тиражирование осуществляется с минимальными затратами, что эквивалентно приращению товарного предложения. Существует многократное увеличение предложения без адекватного увеличения спроса;
  • Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Это приводит к увеличению государственных доходов, ослаблению напряженности в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, такая форма разгосударствления имеет прямой эффект, появление на рынке акций приватизируемых предприятий несколько отвлекает инфляционный спрос;
  • Массовый потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических резервов могут быть эффективными средствами краткосрочной антиинфляционной политики.

Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной системы Республики Беларусь

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году направлена на создание условий для стабильного экономического развития Республики Беларусь, достижения показателей социально-экономического развития страны и повышения благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения стабильности белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности платежной системы.

В 2012 году регулятивный капитал банковского сектора увеличится на 15-25 процентов, а доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10 процентов. Рост активов банков будет находиться на уровне 25-35 процентов, что составит 43 процента ВВП. Спрос банков на экономику вырастет на 32-37% и достигнет 52% ВВП.

В 2012 году Национальный банк обеспечивает эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и снижение доли платежей наличными деньгами.

В 2012 году мы продолжим реализацию мер по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств-членов Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и международной финансовой корпорацией.

Социально-экономическое развитие страны в 2013 году будет во многом определяться динамикой влияния внешнеэкономических условий. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2013 год, рост реального валового внутреннего продукта составит 108-109 процентов. В общей сложности планируемый объем инвестиций в 2013 году составит около $20 млрд. Инвестиции в модернизацию этого сектора в целом составят более 70 миллиардов долларов. Особое внимание планируется уделить вхождению белорусских промышленных предприятий в число ведущих мировых компаний. Ожидается, что положительное сальдо внешней торговли составит не менее 0,5 миллиарда долларов. Белорусский экспорт товаров и услуг в 2013 году должен вырасти на 15,2%.

В 2013 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержание внешнего и внутреннего баланса белорусской экономики как важнейшего условия ее стабильного развития. Курсовая политика останется важнейшим инструментом достижения внешней и внутренней стабильности белорусского рубля.

В 2013 году необходимо обеспечить поступление золотовалютных резервов не менее чем на 700 миллионов долларов. При этом в 2013 году будет погашено более $4 млрд обязательств перед внутренними и внешними кредиторами. Несмотря на прогнозируемое Положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в следующем году, потребуется 3,9 млрд. долл.  перечислить таможенные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет. Ожидается, что основным источником притока иностранной валюты в страну, за исключением валютных поступлений, станут прямые иностранные инвестиции в размере 4,5 млрд. долл. Он также предусматривает получение двух траншей кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС на сумму $ 880 млн.

В соответствии с программой социально-экономического развития Беларуси на 5 лет золотовалютные резервы должны выйти на объем трехмесячного импорта к концу 2015 года. В целом к 2015 году золотовалютные резервы должны составить 18 миллиардов долларов. Таким образом, за оставшиеся три года они должны вырасти почти в 2,5 раза.

Результаты работы этого года свидетельствуют о стабильном развитии экономики на макроуровне. Выпуск продукции растет в промышленности (темп роста почти 109%), в сельском хозяйстве (более 107%).

Серьезную озабоченность вызывает снижение или замедление темпов роста экспорта ряда важных товаров, таких как автомобильная, сельскохозяйственная и бытовая техника, продукция металлургии и деревообработки. Это может негативно сказаться на денежной системе в 2013 году. Многие отрасли промышленности все еще сталкиваются с проблемой переполнения складов. Существенных улучшений в ситуации с расчетами в экономике нет. С начала года просроченная дебиторская задолженность в целом по стране увеличилась на 30%, а просроченная кредиторская задолженность, на 32,5%. Это намного выше инфляции за этот период. Основными должниками белорусских организаций по-прежнему остаются хозяйствующие субъекты Российской Федерации. При этом просроченная задолженность россиян превышала задолженность белорусских организаций (перед российскими партнерами) в два раза.

По итогам работы экономики страны за 7 месяцев 2012 года можно судить о том, что созданы необходимые макроэкономические условия для выполнения прогноза на этот год и обеспечен экономический рост. Таким образом, экспорт товаров вырос в целом на 34% при положительном сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 3,6 млрд. долл. Чистый приток иностранной валюты в страну превысил $ 3,4 млрд.

Главное на 2013 год, макроэкономическая сбалансированность бюджетного прогноза и основные направления денежно-кредитной политики страны.

В 2013 году планируется максимальный объем инвестиций за всю историю страны-182,4 трлн руб, или эквивалент 20 млрд долл, из которых доля банковских кредитов должна составить не менее 23%, или 42 трлн руб. Учитывая высокие процентные ставки по кредитам, в проекте бюджета на 2013 год предусмотрены необходимые средства для снижения их стоимости. Все предприятия, имеющие окупаемость проекта и реализующие комплексные планы модернизации, получат доступ к ресурсам для снижения стоимости процентных ставок.

Положительное сальдо купли-продажи валюты на валютно-фондовой бирже за первые 8 месяцев 2012 года составило 1,6 миллиарда долларов. Правительство и Национальный банк своевременно погасили свои обязательства перед отечественными и иностранными кредиторами в иностранной валюте на сумму почти 2 миллиарда долларов. С начала 2012 года ставка рефинансирования была снижена с 45% до 30%.

Основной целью денежно-кредитной политики в 2013 году станет поддержание ценовой стабильности в экономике. Еще одна важная задача-довести золотовалютные резервы до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. Исходя из необходимости увеличения к концу пятилетки золотовалютных резервов до объема трехмесячного импорта с учетом его роста, в 2013 году золотовалютные резервы прогнозируются на уровне $8,7 млрд.

В 2013 году Нацбанк намерен постепенно сокращать свое присутствие на валютном рынке, что соответствует усилению антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики. В результате стабильность курса национальной валюты будет в определенной степени зависеть от сбалансированной макроэкономической, денежно-кредитной и фискальной политики. При этом инфляция в 2013 году планируется на уровне 12%.

Заключение

В современном мире существует множество проблем, которые мы с полным основанием можем назвать глобальными. Инфляция, одна из них. Она существует со времен экономического развития человечества, но в полной мере проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран, развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества приложила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция не была окончательно побеждена, потому что появились новые и более сложные ее формы. В одних странах уже достигнуты определенные успехи, а в других, например в Республике Беларусь, они находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они могут использовать накопленный исторический опыт, чтобы избежать ошибок других людей.

Таким образом, в своей работе я попытался раскрыть сущность и инструменты инфляционной и антиинфляционной политики на сегодняшний день, проанализировал борьбу с инфляцией в переходной экономике Республики Беларусь.

Хотел бы отметить, что для успешного проведения антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность инфляции и определить инструменты антиинфляционной политики.

Стало ясно, что одним из важнейших инструментов антиинфляционного регулирования является успешная реализация денежно-кредитной политики, стабилизация курса белорусского рубля, стабильность цен на товары и услуги.

Следует подчеркнуть, что в сложившейся ситуации правительство нашей страны должно поставить на первое место реализацию антиинфляционной политики. Любая попытка увеличить денежную массу в нынешних белорусских условиях приведет к падению обменного курса и новому витку инфляции. Запланированные параметры курса должны быть выполнены.

В реальном секторе и при растущем отрицательном балансе эластичность обменного курса и инфляции от эмиссии будет значительной. В то же время рублевая денежная масса по отношению к ВВП настолько мала, что увеличить экспорт без оборота проблематично.

Среди других инструментов снижения уровня инфляции наряду с денежной эмиссией сокращение дефицита бюджета (особенно той его части, которая покрывается печатью денег), более реалистичная процентная политика по депозитам и займам, регулирование резервных требований, политика доходов, сокращение бартерных операций и других суррогатных платежных средств (неплатежей).

Необходимо провести мероприятия по привлечению в страну иностранных инвестиций. Но эти задачи невозможны без оживления фондового рынка и создания современной инфраструктуры. Сегодня эта задача должна быть самой приоритетной. Собственно, как и создание нормативной базы для выпуска белорусскими предприятиями ценных бумаг.