Инфляционные процессы в мировой и российской экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Природа денег, эволюция, денежная система РФ   
Виды конкуренции: сравнительный анализ
 
 


Введение:

Проблема эффективного управления инфляционными процессами в экономике практически никогда не покидает повестки дня. Если рассматривать нашу страну, то низкие темпы инфляции в ее экономике наблюдались, возможно, только в советское время, а вся недавняя экономическая история России демонстрирует темпы инфляции от чрезвычайно высоких до умеренно высоких и практически не опускающихся ниже 10% в год.

Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует отток национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой и подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является наиболее эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, тем самым увеличивая его социальное расслоение.

Феномен инфляции в той или иной степени присущ любой экономике именно потому, что эта тема сегодня так актуальна.

Целью теста является изучение инфляционного процесса и его особенностей в современной России.

Для этой цели были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность, виды и причины инфляции;
  2. Изучить основные направления антиинфляционной политики;
  3. Рассмотрим причины инфляции в России;
  4. Изучить влияние мирового финансового кризиса на инфляционные процессы в российской экономике;
  5. Проанализируйте инфляционные процессы в 2009 году и прогноз на 2010 год.
  6. Рассмотреть антиинфляционные меры государства и предложить пути их улучшения.

Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе мы рассмотрим инфляцию как экономическую категорию. Как экономическое явление, инфляция существует давно, поэтому, прежде всего, рассмотрим сущность, виды и причины инфляции. Далее мы рассмотрим социально-экономические последствия инфляции и основные антиинфляционные методы, основные причины инфляции в России при интерпретации кейнсианского и посткейнсианского направлений экономической теории.

Во второй части курсовой работы мы изучим инфляцию в современной российской экономике, влияние мирового финансового кризиса на инфляционные процессы в стране. Определим причины инфляции в 2009 году и прогноз на 2010 год. В завершение второй части курсовой работы мы рассмотрим основные антиинфляционные меры государства и совершенствование антиинфляционной политики России.

 

Сущность, причины возникновения и виды инфляции

 

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Под инфляцией (от лат. inflatio — вздутие) обычно понимают избыток денег в обращении, что ведет к их обесценению и росту цен на товары и услуги. Цены не растут одновре­менно и пропорционально. Даже в условиях высокой инфляции цены на одни товары могут вообще не меняться, а на другие снижаться. Поэтому инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен. Вначале инфляционные процессы сдерживались золотым содержани­ем бумажно-денежной единицы.

Существуют различные определения инфляции:

  1. Инфляция - это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.
  2. Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Как отмечает Жуков Е.Ф. современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей. Так, ее прежний локальный характер сменился на повсеместный, всеохватывающий, периодичность приобрела хронический вид и воздействуют на нее не только денежные факторы, как раньше, но и другие.

К первой группе таких факторов относятся те, которые вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Вторая группа объединяет факторы, которые обуславливают рост издержек и цен товаров, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.

Для того чтобы управлять инфляцией, сдерживать ее в умеренных границах, проводить системную антиинфляционную политику с предсказуемыми и просчитанными последствиями, необходимо хорошо представлять себе ее сущность, механизмы и факторы, приводящие эти механизмы в действие.

Инфляция проявляется прежде всего в обесценении денег по отношению к золоту, товарам, иностранным ва­лютам. Падение покупательной способности денег по отно­шению к товарам проявляется в росте оптовых и рознич­ных цен. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам.

Процессом противоположным инфляции, является дефляция – снижение общего уровня цен.

Дезинфляция означает замедление темпов инфляции. Дефляцией назы­вается долговременное снижение уровня цен.

Инфляция возникает в условиях дисбаланса спроса и предложения на рынках товаров и денег, проявляющегося в росте цен. Инфляция монетарное явление, возникает из-за несоответствия спроса на деньги и предложения денег.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние.

К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, мировые кризисы, проблемы национальной экономики. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.

К внутренним причинам относятся две группы факторов: денежные и неденежные.

К денежным факторам относятся: опережающий рост денежной массы над ростом экономики, дефицит государственного бюджета, долларизация экономики - черезмерный приток иностранной валюты в страну, рост военных расходов бюджета.

К неденежным факторам относятся: диспропорции в народном хозяйстве - по разному развиваются отрасли, резкий рост разнообразных тарифов, снижение производительности общественного труда, высокий уровень налогообложения - прежде всего косвенного (НДС).

Таким образом, инфляция является многофакторным процессом. Она может возникнуть под действием как денежных факторов (объем денежной массы, импортируемая инфляция, которую вызывают понижение валютного курса денежной единицы, которое повышает рыночные цены импортируемых потребительских товаров, и чрезмерное расширение денежной массы и т.д.), так и неденежных (падение роста производительности труда, снижение объемов производства, монополизм и т.д.).

Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции, ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства в результате действия различных факторов:

  • общеэкономических - экономическая политика правительства стра-ны, стадия экономического цикла, уровень производства ВНП, наличие платежного кризиса и т.д.;
  • социальных - принятие социальных программ и степень их реализации, методы финансирования социальных программ;
  • финансово-кредитных - проведение мер, направленных на стабилизацию денежного обращения, денежно-кредитное регулирование экономики государством, роль Центрального Банка.

Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Вот пять главных причин инфляции:

  1. Диспропорциональность (несбалансированность) государственных доходов и расходов. Это означает дефицит государственного бюджета. Недостаток можно покрыть выпуском государственных ценных бумаг, т.е. взять в долг у населения. Еще можно взять кредит у МВФ. Но самый простой способ напечатать. Эмиссия ведет к увеличению денежной массы, и как следствие к инфляции.
  2. Инфляционно опасные инвестиции. В первую очередь, это милитаризация экономики. Рост военных расходов одна из первых причин дефицита государственного бюджета, а так же роста государственного долга. Опять включается “денежный станок”.
  3. Инфляционное ожидание. Население, напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущих потребностей, ожидая нового повышения цен. Одновременно с этим требуя повышения заработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производители опасаются повышения цен со стороны поставщиков, и закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладывают предполагаемую инфляцию в процент, под который дает кредит. Предприниматели - в планы сделок, будущие цены.
  4. Отсутствие свободного рынка и совершенной конкуренции. Современный рынок - рынок олигополический. Олигополиты заинтересованы в увеличении цен, сокращении производства и создании дефицита. Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции. У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями- необходим.
  5. Импортируемая инфляция. Рубль - валюта довольно не стабильная и наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран, чаще всего в американских долларах, забывая (или не зная), что курс доллара тоже меняется, в том числе и падает, а значит мы у себя дома держим американскую инфляцию.

Еще две возможные причины инфляции:

  1. Первая - налоговая инфляция. Когда к росту цен ведут избыточные налоги со стороны государства.
  2. Вторая - политическая. Инфляция как будто создана для должников. Берешь кредит и чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличения инфляции. При большой сумме долга - на этом можно сделать состояние.

В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляции спроса и инфляции издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.

Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы), в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров и цены начинают расти.

Инфляция издержек - рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть огополистическая политика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы [1, с.226].

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Например, рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.

Существуют различные виды инфляции:

По причинам возникновения инфляцию подразделяют на инфляцию издержек и инфляцию спроса:

  • Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Источником роста издержек является государство, профсоюзы и фирмы. Например, в условиях роста цен профсоюзы требуют повышение заработной платы, которая составляет существенную долю издержек. Рост заработной платы влечет за собой рост цен, а рост цен - повышение зарплаты и т.д. Появляется спираль «цены - зарплата».
  • Инфляция спроса предусматривает нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров, и это выражается в росте общего уровня цен.

С точки зрения темпов инфляции выделяются три основных ее типа: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.

  • Ползучая инфляция характеризуется небольшими (5-10 процентов в год) темпами обесценения денег при ее застойности и постоянном воспроизведении. Экономическая теория, в частности, современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
  • Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 10 до 100 процентов в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
  • Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше 100 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег.

 

В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию:

  • При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
  • Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой:

  • Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, либо она планируется правительством страны.
  • Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции:

  • Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.
  • Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.

Стагфляция - ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях. 

Таким образом, в зависимости от разных факторов выделяют различные виды инфляции. В экономике чаще всего происходит взаимодействие и переплетение этих видов, и она развивается как полномасштабная инфляция.

 

Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика

 

Влияние инфляции на население зависит от того, является ли инфляция ожидаемой или непредвиденной. В условиях ожидаемой инфляции ее последствия менее значительны. Реальная покупательная способность денег отражает реальную процентную ставку. В условиях ожидаемой инфляции можно минимизировать падение реальных доходов: работники заранее договариваются с работодателями о повышении минимальной заработной платы, фирмы предусматривают повышение цен на свою продукцию пропорционально ожидаемой инфляции. Номинальная процентная ставка изменяется так, что реальная процентная ставка остается неизменной, то есть, насколько инфляция будет расти в процентах, номинальная ставка банковского кредита будет увеличиваться на тот же процент.

Тем не менее, существует общее следствие ожидаемой и непредвиденной инфляции - снижение покупательной способности денег, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить за одну валютную единицу.

Снижение покупательной способности денег усугубляется выпуском дополнительных денег государством в условиях дефицита государственного бюджета. Распечатывая деньги для своих расходов, правительство увеличивает предложение денег.

Доход государства от дополнительной эмиссии денег получил название сеньораж.

Рост денежной массы для населения превращается в уплату инфляционного налога - налога на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между значениями покупательной способности денег в начале и в конце. период, в течение которого происходит инфляция. Поскольку налог на инфляцию увеличивается с увеличением количества наличных денег, население стремится иметь меньше этих денег. Поэтому в период гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег».

В условиях непредсказуемой (непредвиденной) инфляции нельзя избежать падения реальных доходов. Следствием непредвиденной инфляции является перераспределение доходов и богатства между различными группами населения. Доход перемещается от кредиторов к должникам, от рабочих к фирмам, от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными доходами, от людей с денежными сбережениями к людям без сбережений; от пожилых до молодых. В периоды непредвиденной инфляции выгодно брать кредиты, поскольку долг погашается дешевыми деньгами, а должник получает неожиданный выигрыш.

Снижение реальных доходов на фоне непредвиденной инфляции в основном касается лиц с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников государственного сектора). Эта категория лиц лишена возможности увеличить свой номинальный доход. Если полная индексация не проводится, то их реальные доходы падают.

По мере роста уровня инфляции реальная стоимость сбережений уменьшается, а реальное благосостояние людей с денежными сбережениями уменьшается.

Пожилые люди теряют дополнительное реальное благосостояние по сравнению с молодыми, поскольку помимо выхода на пенсию пожилые люди, как правило, имеют сбережения наличными.

Правительство также испытывает стоимость инфляции. В условиях инфляции население обычно опаздывает с уплатой налогов. В результате реальная стоимость налоговых поступлений уменьшается. В экономической литературе это явление известно как «эффект Оливера-Танзи». Правительство стремится избежать этого эффекта и прибегает к увеличению частоты уплачиваемых налогов.

Итак, к основным социально-экономическим последствиям инфляции относятся:

  • снижение реальных доходов населения и, как следствие, снижение мотивов трудовой деятельности.
  • усиление дифференциации населения по уровню доходов.
  • ухудшение условий жизни социальных групп с солидными доходами.
  • появление опасности социальных потрясений.
  • ослабление позиции властей, снижение доверия населения к государственным программам.
  • возникновение трудностей при долгосрочном планировании. Увеличение инвестиционного риска.

Антиинфляционная политика имеет много вариантов. Однако ни один из вариантов не предназначен для абсолютного устранения инфляции, поскольку инфляционные процессы наблюдаются постоянно, в каждой инфляционной системе, где есть денежное обращение.

Антиинфляционная политика, по мнению неоклассиков и монетаристов, должна в первую очередь предусматривать комплекс мер для воздействия на факторы, вызывающие инфляцию. Основная проблема заключается в том, чтобы обеспечить функционирование свободного государственного вмешательства на денежном рынке, укрепление национальной валютной системы, замораживание сбережений и заработной платы и сокращение социальных программ. Либерализация рынка направлена ​​на стимулирование частных инвестиций. В то же время процентную ставку по кредиту не следует снижать, она может даже возрасти, что при сокращении государственных субсидий поможет очистить рынок от неэффективных предприятий.

 

Инфляционные процессы в мировой и российской экономике

 

Антиинфляционная политика может быть ориентирована на постепенную адаптацию экономики к высокой инфляции. Это адаптивная политика, известная как политика «градаулистов». Инструментами этой политики являются индексация доходов, прежде всего заработной платы. Индексация может быть частичной или полной, в зависимости от суммы дохода. Как правило, убытки от повышения цен для лиц с более низкими доходами полностью компенсируются.

Чтобы адаптироваться к условиям роста цен с прогнозируемой инфляцией, компенсация доходов может быть упреждающей. Ставки и оклады в заключенных договорах устанавливаются с учетом ожидаемого роста цен, то есть уровня ожидаемой инфляции.

Наряду с мерами по адаптации городская политика предполагает комплекс мер по проведению активной структурной и инвестиционной политики.

Если в народном хозяйстве наблюдается инфляция спроса, то правительство уделяет особое внимание регулированию денежного обращения:

  • для этих целей эмиссия денег ограничена, устанавливается строгая связь между ростом денежной массы и ростом реального ВВП;
  • коэффициент обязательных резервов и ставка рефинансирования растут.

Чтобы вырваться из «дешевых» денег, проводится переоценка - повышение курса национальной валюты.

 

Приоритетные антиинфляционные методы

 

Снизить уровень инфляции - значит сократить разницу между денежным и товарным предложением в экономике. Для этого подходят все эти методы, которые приводят экономику к равновесию.

Приоритетные меры включают в себя следующее:

Обеспечение страны достаточным количеством продовольствия. Для улучшения продовольственного бизнеса в стране следует оказывать государственную финансовую помощь сельхозпредприятиям всех видов собственности и проводить мягкую реформу колхозов и совхозов.

  • а) установление порядка выдачи ссуд сельхозпредприятиям векселей с их погашением за счет будущего урожая;
  • б) установление государственных закупочных цен, а также цен на ресурсы, потребляемые в сельскохозяйственном производстве на уровне, обеспечивающем прибыльную работу товаропроизводителей и создание системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

Восстановление разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без которого функционирование экономики становится невозможным. Для этих целей необходимо, в первую очередь, восстановить на банковских счетах предприятий индексацию амортизации и собственных оборотных средств, потерянных из-за резкого роста цен и обесценения рубля.

Установление сбытовых и сбытовых связей между предприятиями.

Деловые связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых торговых синдикатов. Эти структуры могут функционировать в отдельных регионах, в национальном и межгосударственном масштабе.

Вместо налога на добавленную стоимость, который стимулирует инфляцию в современных экономических условиях в России и крайне сложно контролировать налоговыми инспекциями, определить основной платеж в бюджет налога на прибыль, дифференцируя его ставки в зависимости от роста доходности и роста объемов производства, которые будут нацелены на производителей, чтобы увеличить массу, а не только норму прибыли.

В период кризиса необходимо централизовать банковскую систему России с учетом обязательного исполнения коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка о приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятия, соблюдение нормативных сроков документооборота.

Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

  • а) создать систему стимулирования развития малого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последующего выкупа), а также ввести обязательное страхование для малых предприятий на первые 3-5 лет эксплуатации, когда существует риск разорения особенно значительный;
  • б) создать условия для широкого распространения параллельно действующей торговой системы потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для купли-продажи продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (за наличный и безналичный расчет ) по некоммерческим розничным ценам.

Потребительская кооперация будет способствовать нормализации цен за пределами кооперативного сектора.

Следует также проводить разумную государственную политику, чтобы защитить внутренний рынок и строго контролировать частную экспортную деятельность. Все экспортные операции должны осуществляться через несколько крупных фирм и синдикатов, контролируемых государством и осуществляющих экспортные операции с комиссионными налогами.

В заключение следует отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективными только в том случае, если они адекватно соответствуют ее существенным причинам.

 

Основные причины инфляции в российской экономике

 

Проблема эффективного управления инфляционными процессами в экономике практически никогда не покидает повестки дня. Если рассматривать нашу страну, то низкие темпы инфляции в ее экономике наблюдались, возможно, только в советское время, а вся недавняя экономическая история России, начиная с 1990-х годов, демонстрирует темпы инфляции от чрезвычайно высоких до умеренно высоких, практически не опускаясь ниже 10% в год. Что такое феномен российской инфляции и почему с ним так сложно бороться?

Согласно теоретическим разработкам, основные интерпретации причин инфляционных процессов можно условно разделить на две группы. Первый относится к кейнсианской интерпретации причин инфляции и связан, по мнению его авторов, главным образом с достижением полной занятости в экономике или с инфляцией издержек производителей. Таким образом, реальная инфляция, по мнению Кейнса, например, возникла только тогда, когда экономика достигла уровня полной занятости, и до этого момента при наличии недостаточно используемых мощностей и безработицы рост денежной массы в обращении основное влияние не на уровень цен, но на физический объем производства за счет изменения процентной ставки. Он полагал, что незначительная или ползучая инфляция оказывает стимулирующее воздействие, сопровождая экономическое развитие, рост производства и доходов, что побуждает производителей расширять производство, а потребителей - тратить деньги. 

Что касается проблем государственного управления инфляционными процессами, то для этого, согласно кейнсианским предписаниям, необходимо было использовать модифицированную кривую Филлипса, в классическом варианте которой темпы роста заработной платы были заменены сторонниками этой концепции с инфляцией. ставка. К сожалению, последователи Дж. Кейнса разработали проблему инфляции довольно косвенно, поскольку ей не было уделено должного внимания даже в базовой теории ученого, которая была одной из ее самых слабых сторон. Так, например, Э. Хансен предложил обуздать инфляцию в периоды бума, безоговорочно поддерживая соотношение темпов роста денежной заработной платы и темпов роста производительности труда.

Можно констатировать, что отсутствие серьезного изучения проблем инфляционных процессов является одним из наиболее уязвимых мест кейсианской концепции макроэкономического регулирования. Это привело к его широкой дискредитации в 1970-х годах. Идеологические основатели концепции не придавали должное значение реакции хозяйствующих субъектов к обесцениванию денег и инфляционных ожиданий, упорно игнорировал негативные последствия инфляции, так как они считали все макроэкономические процессы и взаимозависимости в рамках статической модели с предопределенные макроэкономические показатели. Именно это привело к неспособности этой теории предложить эффективный инструментарий для борьбы с инфляционными процессами в масштабах национальной экономики.

В отличие от основной теории посткейнсианцы (Н. Калдор, Дж. Тобин и др.) Связывали рост цен не с достижением экономики полной занятости, а, соответственно, с превышением платежеспособного спроса в Реальные поставки товаров, но исключительно при увеличении себестоимости продукции по разным системным и субъективным причинам. Они категорически не признавали чисто монетарные корни инфляции, на которых настаивали монетаристы. Как и кейнсианцы, они считали реальный сектор экономики и происходящие в нем репродуктивные процессы первичными. Именно структура и динамика воспроизводственных процессов в реальном секторе экономики должны были, по их мнению, определять структуру и динамику денежного обращения. Например, работа многих уважаемых посткейнсианских экономистов утверждала, что «денежные сдвиги служат лишь отдаленным и отсроченным ответом на глубокие дисбалансы в воспроизводстве», а не наоборот. Однако поскольку кредитные каналы для выдачи денег, по их мнению, еще не гарантировали автоматическое совпадение объема их предложения с реальным спросом на них в экономике, автономия денежных процессов в денежной сфере неизбежно существует и не может быть полностью устранено. Более того, он продолжает оказывать обратное влияние на реальный сектор экономики, и сохраняющийся дисбаланс в денежном обращении является реальным фактом.

Как авторитетный российский экономист, специалист в области денежного обращения и известный критик монетаристских методов экономического регулирования В.М. Усоскин: «Современное ухудшение кредитной базы денег дает основание рассматривать современные деньги как своего рода гибрид кредитных и бумажных денег. Подрыв кредитной базы денег приводит к нарушению оптимальных границ денежного обращения и служит важным фактором развития инфляционных процессов. Формирование чрезмерного спроса на средства платежа является не просто элементом уравновешивания системы, но и свидетельством существования дисбаланса между производственными и социальными потребностями, проявляющегося в перепроизводстве товаров и других дисбалансах. Постоянно возникающие дисбалансы представляют собой модус вивенди капиталистических экономических отношений. Равновесие - исключение, мимолетная фаза. Процесс принятия ключевых деловых решений не подлежит предварительному одобрению. Он децентрализован и изначально несет печать элемента рынка. Соответственно, цены, возникающие на рынках, как правило, неоптимальны, а наличие монополистических отношений затрудняет их корректировку. Ценовой механизм лишь частично предполагает устранение возникших дисбалансов, и все бремя реструктуризации, как правило, ложится на реальный сектор - сферу производства и товарооборота. Это находит выражение в накоплении нереализуемых товаров, недостаточном использовании мощностей, массовой безработице и других явлениях, которые являются бедствием современной капиталистической системы».

Причины инфляционных процессов при интерпретации кейнсианского и посткейнсианского направлений экономической теории можно представить следующим образом:

Достижение полной занятости экономикой и, как следствие, превышение платежеспособного спроса на реальное предложение товаров и услуг. Эта ситуация была отчасти типичной для российской экономики в конце 2007 года - первая половина 2008 года, когда реальный перегрев потребительского спроса, вызванный в основном дешевыми потребительскими кредитами, стала одной из причин роста отпускных цен на товары длительного пользования. товары производителей и размеры торговых наценок в оптовых и розничных сетях. Процесс ценообразования в отечественных секторах производства и торговли фактически определялся элементом свободного рынка. В результате инфляция в 2007 году составила 11,9%, а уже в первом полугодии 2008 года - 8,7%.

Инфляция издержек производителя. Эта причина инфляционных процессов особенно характерна для российской экономики в связи с наличием так называемых «управляемых» цен естественных монополий и отсутствием прозрачности в ценообразовании ряда других крупных инфраструктурных и сырьевых компаний.

Отражение дисбаланса воспроизводственных процессов в реальном секторе экономики в сфере денежного обращения. Отсутствие широкой диверсификации российской экономики, ее сырьевой направленности, в то время как отрасли высокотехнологичных и инновационных отраслей слабы, все это привело к концентрации большей части инвестиционных ресурсов в сырьевых отраслях, в которых Прямая зависимость цен на сырье от мирового рынка определяет объективную нестабильность нормального воспроизводственного процесса. Ставка на эффект мультипликатора от заказов в сырьевом секторе может не сработать. В результате стабильность развития всех других секторов российской экономики, за исключением сырья, постоянно ставится под сомнение из-за хронической нехватки инвестиционных ресурсов и непривлекательности для персонала. Следовательно, объективная нестабильность сырьевой составляющей российской экономики, которая отвлекает большую часть финансовых ресурсов реального сектора, является причиной отсутствия нормального распределения ресурсов денежного рынка, предназначенного для обеспечения более или менее равномерного распределения воспроизводственного процесса во всех отраслях народного хозяйства.

Автономность процессов в денежной сфере. Объективный факт постоянного несоответствия спроса на деньги со стороны реального сектора и их предложения неизбежно приводит к спекуляциям. На фоне масштабной демонетизации российской экономики (у нее дефицит оборотной денежной массы до 2,0 трлн долларов) эта причина инфляционных процессов становится все более очевидной. Более высокая доходность спекуляций по сравнению с доходностью реальной производственной деятельности является причиной вымывания оставшихся средств из реального сектора и приводит к «инфляции спекулятивных пузырей». В результате реальный сектор продолжает сокращаться, а денежный сектор продолжает расти, что неизбежно ведет к инфляции. Такая ситуация характерна и для российской экономики из-за недостаточного внимания государства к ограничению спекулятивных операций на финансовом рынке.

Утрата кредитной базы денег. Это явление во многом связано с непродуктивными государственными расходами, часто покрываемыми дополнительными выбросами, и проблемой растущего бюджетного дефицита. Увеличение непроизводительных расходов за счет увеличения дефицита бюджета является прямым путем к потере реальной безопасности национальной денежной единицей, которая неразрывно связана с инфляцией. Рост социальных расходов государства за счет средств, полученных от накопления, а не
От нормальной производительной деятельности, фактически, приводит к «потреблению» оставшейся ликвидности, в долгосрочной перспективе лишает экономику собственных инвестиционных ресурсов для развития и создает необходимые и достаточные условия для того, чтобы экономика впала в «инфляционную спираль» ». Подобная картина была отмечена даже в рамках критики кейнсианских концепций макроэкономического регулирования.

Формирование избыточного спроса на платежные средства без привязки к реальной продукции. Эта ситуация также характерна для современной российской экономики и точно отражает кейнсианский феномен чрезмерного предпочтения ликвидности в условиях экономической неопределенности. Однако чрезмерное предпочтение средств платежа по сравнению с производственной потребностью в них, когда экономические агенты видят свое «спасение», страхуя себя от рисков неплатежей, приводит к огромному изъятию оборотных средств и свободных кредитных ресурсов из производственная сфера, которая только усугубляет ситуацию и увеличивает инфляционные риски.

Несоответствие между темпами роста номинальной заработной платы и темпами роста производительности труда. В идеале, взятая в целом для экономики, заработная плата должна увеличиваться в соответствии со средним ростом производительности труда в обществе (который был предложен Э. Хансеном), поскольку именно заработная плата, основанная на производительности труда, является одной из основных опор стабильного уровня цен. Однако в последние годы в России постоянно наблюдается значительный опережающий рост заработной платы по сравнению с крайне низкими темпами роста производительности труда в ведущих секторах экономики на фоне чрезвычайно благоприятных внешних ценовых условий для российских экспортных товаров. В результате даже в самые благополучные 2007-2008 годы для субъектов хозяйствования. (с точки зрения доходов, но не с точки зрения их экономической эффективности) средний уровень инфляции не опускался ниже 10% в год и составил 11,9% в 2007 году и 13,3% в 2008 году.

 

Антиинфляционные меры государства и перспективы их улучшения

 

Государственные антиинфляционные меры в 2010 году

Снижение ставки рефинансирования

Совет директоров Банка России принял решение снизить с 24 февраля 2010 года ставку рефинансирования и процентные ставки по отдельным операциям Центрального банка на 0,25 процентных пункта. Таким образом, ставка рефинансирования снижена до 8,5% с нынешних 8,75%. Банк России пояснил, что основанием для снижения процентных ставок стала благоприятная динамика индекса потребительских цен (по состоянию на 15 февраля 2010 года годовая инфляция снизилась до 7,6% по сравнению с 13,4% на аналогичную дату предыдущего года) и отсутствие значительных рисков ускорения инфляции и превышения ее официального прогноза на 2010 год.

Льготные банковские кредиты предпринимателям

В 2010 году Правительство Российской Федерации планирует расширить базу экономического роста - развитие малого и среднего бизнеса.

Важнейшим фактором обеспечения устойчивости восстановления будет ускоренное расширение базы экономического роста, прежде всего, благодаря появлению новых малых предприятий. С этой целью государственная программа поддержки малого бизнеса была скорректирована на 2010 год, а перечень видов поддержки, оказываемых за ее счет, был расширен. В поддержку малого бизнеса будут усилены аспекты модернизации - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности компаний. В 2010 году будет полностью введена в действие программа кредитования малого бизнеса, запущенная в 2009 году на базе Российского банка развития, а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Малые предприятия получат не менее 100 млрд рублей кредитов через банки-партнеры Российского банка развития и не менее 80 млрд рублей через механизм гарантийного фонда. Малые предприятия будут активно участвовать в реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе с целью проведения энергоаудитов предприятий.

Таргетирование инфляции (регулирование темпов роста денежной массы в определенных пределах)

Сегодня руководство Банка России заявляет о своей решимости отказаться от политики управления обменным курсом, а это значит, что теперь Банк России сможет сосредоточиться на борьбе с повышением цен. Таргетирование инфляции предполагает, что Центральный банк сначала устанавливает целевые интервалы для инфляции, а затем, используя доступные ему инструменты, корректирует движения цены в соответствии с целевым интервалом. В принципе, это абсолютно разумный и естественный подход, поскольку мировой опыт показывает, что невозможно ускорить экономический рост в долгосрочной перспективе с помощью мер денежно-кредитной политики, и единственным параметром, на который может повлиять денежно-кредитная политика, является инфляция. Поэтому представляется вполне логичным, что этот параметр должен контролироваться монетарными властями.

Государственное регулирование цен на лекарства

В России начинается государственное регулирование цен на жизненно важные лекарства. Государство будет строго контролировать цены на около 500 лекарств, включенных в список основных лекарств.

Список включает международные непатентованные названия (МНН) лекарств - фактически, это названия действующего вещества. Фармацевтические компании, которые производят лекарственные препараты из списка жизненно важных и наиболее важных, теперь должны пройти государственную регистрацию максимальной продажной цены на свою продукцию. В то же время предприятие фактически берет на себя обязательство продавать лекарства не более, чем будет зафиксировано во время регистрации. Это нововведение (пока такая рекомендация была добровольной и консультативной, а не обязательной) имеет равные возможности для добавления к ним фиксированных торговых наценок. Если аптеки решат повесить ценники сверх установленного «потолка», им грозит штраф и даже отзыв лицензий.

Усложняет процедуру получения внешних кредитов для бизнеса

Предложения по дальнейшему совершенствованию антиинфляционной политики России.

Одной из ключевых проблем при определении модели реализации антиинфляционной политики является взаимосвязь между инфляцией и другими параметрами социально-экономического развития. Банк России, как вы знаете, исходит из того, что низкая инфляция создает условия для обеспечения стабильности рубля, формирования позитивных ожиданий субъектов хозяйствования, снижения рисков и принятия адекватных решений в отношении потребительских расходов, сбережений и инвестиционной деятельности, а, следовательно, Основной целью национальной денежно-кредитной политики является снижение инфляции до планового уровня.

Однако следует понимать, что при проведении политики, направленной на снижение уровня инфляции, важно найти баланс между стабилизацией ожиданий экономических агентов и предотвращением чрезмерного сокращения совокупного спроса, т.е. антиинфляционная политика органов денежно-кредитного регулирования должна быть нацелены на поддержание макроэкономического баланса и одновременно стимулирование развития реального сектора экономики.

Как показывает опыт стран Центральной и Восточной Европы (далее - ЦВЕ), управление инфляционным процессом требует оптимального сочетания набора рыночных и государственных методов.

Чтобы включить регулирование инфляционного обесценивания денег в теорию инфляции, наиболее эффективным, по мнению профессора Л.Н. Красавина, ее репродуктивная концепция. Такой подход, в отличие от биржевого, позволяет, по мнению известного российского ученого, разработать комплексную модель регулирования инфляции с учетом ее денежных и неденежных факторов, вызывающих нарушения в макроэкономическом равновесии.

Основным резервом повышения эффективности антиинфляционной политики Банка России является проведение сбалансированной и предсказуемой политики обменного курса. Несмотря на значительные достижения Банка России в стабилизации функционирования валютного рынка, волатильность курса рубля остается достаточно высокой, что особенно заметно в нынешних условиях финансового кризиса. Сглаживание резких колебаний обменного курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях стимулирования экспорта, т. е. политика «слабого» рубля, несомненно, снизит эффективность регулирования инфляции.

Формирование оптимальной структуры денежной массы является приоритетной задачей антиинфляционной политики Банка России. Антиинфляционная политика должна быть ориентирована на повышение уровня денежного мультипликатора, который, на наш взгляд, может быть реализован в основном за счет повышения активности кредитования реального сектора экономики.

Отставание во времени реакции цен на шоки денежной массы в результате финансового кризиса значительно сократилось, в основном из-за ослабления финансовых рынков. В дальнейшем, по словам доктора экономических наук А.М. Курьянов, две противоположные тенденции будут действовать одновременно. С одной стороны, постепенное восстановление финансового рынка и рост монетизации экономики увеличат временной интервал между расширением (сокращением) денежной массы и ускорением (замедлением) инфляции. В этом случае восстановление финансовых рынков можно рассматривать как фактор достижения стабильности в денежно-кредитной сфере. Развитие финансовой системы, как правило, приводит к снижению скорости обращения денег, увеличению степени монетизации экономики, что, соответственно, отражается в снижении динамики цен. С другой стороны, временная задержка воздействия на динамику роста цен уменьшается по мере формирования относительно стабильной экономической и институциональной структуры, поскольку инфляционный процесс постепенно меняет свою природу. Инфляционные скачки в условиях, когда экономическая система приближается к более устойчивому макроэкономическому равновесию, все меньше и меньше обусловлены внутренними, неденежными причинами и все в большей степени - внешними, денежными причинами.

Меры по совершенствованию фискальной политики, направленные на укрепление бюджетной системы и эффективный контроль за использованием этих мер, занимают ключевое место в регулировании инфляции. Налоги, которые составляют основу доходной части бюджета, должны более эффективно использоваться в качестве инструмента антиинфляционной политики. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она направлена ​​не только на фискальные цели, но и на стимулирование экономического развития в целом за счет снижения налоговой нагрузки, совершенствования налогового администрирования и увеличения сбора налогов.

На наш взгляд, оптимизация существующей системы налогообложения в следующих областях актуальна:

  • Во-первых, снижение количества взимаемых налогов;
  • Во-вторых, пересмотр налоговых платежей включен в себестоимость продукции, что стимулирует рост цен;
  • В-третьих, регулярная переоценка основных средств;
  • В-четвертых, оптимизация системы косвенного налогообложения.

Не менее важными антиинфляционными инструментами фискальной политики являются сокращение (ликвидация) государственного долга перед бюджетниками, секторы экономики по госзаказам и регулирование межбюджетных отношений. Важным направлением антиинфляционной политики является также оптимизация внутреннего и внешнего долга государства, что создает угрозу стабильности цен, создает дополнительную нагрузку на бюджет в связи с его обслуживанием и составляет значительную долю бюджетных расходов. В последние годы мы можем наблюдать значительные позитивные сдвиги, связанные с сокращением государственного внешнего долга России.

Все вышеперечисленные меры фискальной политики должны быть четко взаимосвязаны с денежно-кредитной политикой, как на этапе ее формирования, так и на стадии реализации. Усилить координацию действий Банка России и Правительства Российской Федерации проф. Протоколист Гринберг предложил, например, создать специальный комитет по антиинфляционной политике.

Положительным моментом в реализации антиинфляционной политики является признание в последние годы многофакторного характера инфляции, что отражено в соответствующих программных документах Банка России и Правительства Российской Федерации. Однако разделение ответственности за повышение цен, вызванное монетарными и структурными факторами (особенно тарифной политикой естественных монополий), между Банком России и Правительством Российской Федерации снижает эффективность регулирования инфляции.

В России, как вы знаете, целевой показатель инфляции (ИПЦ) рассчитывается Правительством Российской Федерации на основе проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития страны. В связи с этим многие факторы, влияющие на изменение цен, такие как рост цен и тарифов на платные услуги населению, а также естественные монополии, находятся вне контроля Центрального банка Российской Федерации. Поэтому эффективное регулирование инфляции, как уже указывалось, требует более тесной координации действий Центрального банка и Правительства Российской Федерации с учетом всех факторов, влияющих на процесс обесценивания денег.

Регулирование цен - безусловно, самая трудная область антиинфляционной политики. Внешние факторы инфляции также подлежат регулированию, значение которого возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Для регулирования инфляции, по словам проф. Л.Н. Красавина, важно продолжать политику бегства капитала из России и поощрения ее репатриации в сочетании с мерами по противодействию отмыванию незаконных доходов. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютно-кредитных отношений России.

Условия перехода к режиму прямого таргетирования инфляции, основанные на практическом опыте стран ЦВЕ, по нашему мнению, следует разделить на:

  • макроэкономические условия, определяющие совместимость таргетирования инфляции со спецификой экономической системы;
  • организационно-правовые условия, связанные с институциональными характеристиками денежно-кредитной политики;
  • технические условия, характеризующие управленческие возможности центрального банка;
  • условия организации денежно-кредитного регулирования.

​​​​​​​Среди макроэкономических условий для эффективной реализации таргетирования инфляции исследователи, как правило, выделяют:

  • низкий уровень открытости торговли экономики, что позволяет монетарным властям поддерживать режим плавающего обменного курса;
  • симметрия информации о ценообразовании, при которой становится возможным использовать четкие экономико-математические модели, которые описывают экономическую систему в целом;
  • уравновешивание фискальной политики, поскольку таргетирование инфляции подразумевает отсутствие «фискального доминирования»;
  • гибкость внутренних ценовых структур, позволяющая влиять на динамику цен рыночными методами;
  • развитие финансовой системы, денежно-кредитной сферы.

Учитывая макроэкономические условия для эффективной реализации таргетирования инфляции, можно сделать однозначный вывод о нецелесообразности введения этого режима денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе. Торговая открытость российской экономики, несомненно, будет препятствовать полной реализации таргетирования инфляции. Как вы знаете, нобелевский лауреат Дж. Стиглиц решительно критикует режим таргетирования инфляции и указывает на это. Эта инфляция в развивающихся странах в основном импортируется. Таким образом, инструменты денежно-кредитной политики (в том числе процентной политики) в сложившейся ситуации не смогут существенно повлиять на динамику цен. Известный американский экономист приходит к выводу, что таргетирование инфляции в конечном итоге приводит к ослаблению экономики и высокому уровню безработицы.

Одним из основных условий успешного внедрения таргетирования инфляции является сбалансированный бюджет. Федеральный бюджет России, по нашему мнению, не имеет такого качества. Профицит бюджета был связан. В основном, с благоприятной ценовой конъюнктурой на энергетическом рынке. Продолжающееся падение мировых цен на нефть обусловило необходимость привлечения дополнительных средств из соответствующих фондов для покрытия его дефицита.

Ключевым условием эффективного осуществления таргетирования инфляции является способность органов денежно-кредитного регулирования управлять конечной целью денежно-кредитной политики (инфляция) с помощью существенного набора инструментов. Меры, предпринимаемые Банком России для повышения эффективности обязательных резервных требований как инструмента денежно-кредитной политики, по нашему мнению, не будут иметь принципиального значения.

 

Заключение

 

В заключение этой работы мы выделяем следующие основные моменты:

Инфляция (от лат. Inflatio - вздутие живота) обычно понимается как избыток денег в обращении, что приводит к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги. Цены не растут одновременно и пропорционально. Даже в условиях высокой инфляции цены на некоторые товары могут не измениться вообще, а цены на другие могут снизиться. Таким образом, инфляция означает увеличение общего уровня цен, измеряемого индексом цен.

Инфляция - это многофакторный процесс. Это может возникнуть под влиянием как монетарных факторов (объем денежной массы, импортируемая инфляция, которая вызвана обесцениванием денежной единицы, которая повышает рыночные цены на импортные потребительские товары, так и чрезмерным расширением денежной массы и т. д.) и неденежными (падение роста производительности труда, спад производства, монополия и т. д.).

Существуют различные типы инфляции: по причинам происхождения инфляция делится на инфляцию затрат и инфляцию спроса. С точки зрения уровня инфляции существует три основных типа инфляции: ползучая, скачущая, гиперинфляция. В зависимости от роста цен на различные товарные группы можно выделить два типа инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция. Также необходимо различать ожидаемую и неожиданную инфляцию.

Основными социально-экономическими последствиями инфляции являются:

  • снижение реальных доходов населения и, как следствие, снижение мотивов трудовой деятельности;
  • увеличение дифференциации населения по уровню доходов;
  • ухудшение условий жизни социальных групп с солидными доходами;
  • возникновение опасности социальных потрясений;
  • ослабление позиций властей, снижение доверия населения к государственным программам.

Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен.

Условия для развития российской экономики в январе-августе 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризиса в мировой экономике и снижения спроса на российскую экспортную продукцию в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала, ВВП в первом полугодии 2009 года снизился на 10,4%. , Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции было отмечено в обрабатывающей промышленности и строительстве.

Минэкономразвития ожидает довольно низкой инфляции в стране в 2010 году - 6,5-7,5%. Этот прогноз содержится в обновленном прогнозе Министерства социально-экономического развития страны на 2010-2012 годы.

По словам чиновников, самая низкая инфляция будет в первой половине года. Основными сдерживающими факторами инфляционного роста будут сохранение высоких ограничений спроса, прогнозируемое укрепление обменного курса и снижение цен на зерно после урожая 2009 года.

Антиинфляционные меры государства в 2010 году:

  • снижение ставки рефинансирования;
  • льготные банковские кредиты предпринимателям;
  • таргетирование инфляции;
  • государственное регулирование цен на лекарства;
  • усложняет процедуру получения внешних кредитов для бизнеса.

Для улучшения политики, направленной на снижение уровня инфляции, важно найти определенный баланс между стабилизацией ожиданий экономических агентов и предотвращением чрезмерного сокращения совокупного спроса, то есть антиинфляционная политика монетарных властей должна быть направлена ​​на поддержание макроэкономического баланса и в то же время стимулирование развития реального сектора экономики.