Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)
Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста
Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте


Введение:

Актуальность данного исследования обусловлена ​​тем фактом, что младший школьный возраст является одним из основных периодов жизни человека, закладывая большой спектр преобразований, которые влияют на всю будущую жизнь человека. И развитие познавательных процессов в этот период особенно актуально, поскольку это возрастной диапазон изменения микросоциальных условий, изменения семейной и дошкольной среды в среду начальной школы, которая имеет свои специфические особенности. А от того, насколько адекватно будет происходить процесс развития познавательных процессов в данный период времени, будет зависеть не только качество образования в школе, но и вся дальнейшая способность к саморазвитию личности.

Когнитивные процессы представляют собой систему психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т. е. природной и социальной среды.

Следует отметить, что возраст от 6-7 до 10-11 лет чрезвычайно важен для психического и социального развития ребенка. Во-первых, его социальный статус в корне меняется - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Если в прошлые периоды возрастного развития игра была основным видом деятельности ребенка, то сейчас нацеленность на познавательную деятельность выходит на первый план в его жизни, в течение которого ребенок получает и обрабатывает огромные объемы информации.

Во-вторых, значительные изменения происходят в психической сфере ребенка. Если начальные стадии рассматриваемого возрастного периода характеризуются преобладанием зрительно-эффективного мышления, то в будущем у ребенка развивается абстрактное логическое мышление.

Под влиянием деятельности, выполняемой ребенком, меняется характер функционирования его памяти. Произвольная память становится основным типом памяти у ребенка, и вместе с этим изменяется структура мнемонических процессов. Не менее значимые изменения происходят в развитии речи ребенка и других психических познавательных процессов.

Вопрос о развитии познавательных процессов у младших школьников в процессе изучения конкретных дисциплин, в том числе возрастной психологии, остается недостаточно открытым. Это определило выбор темы нашей работы: «Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте».

Объектом данного исследования является когнитивная сфера в младшем школьном возрасте.

Предметом исследования являются особенности развития ведущих познавательных процессов младшего школьного возраста, а именно памяти и мышления.

Целью исследования является изучение особенностей развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

  • Изучить специфику и развитие внимания и восприятия младших школьников;
  • Познакомиться с особенностями и особенностями развития памяти и мышления младших школьников;
  • Обратить внимание на особенности и особенности развития воображения и речи младших школьников;
  • Проанализировать особенности и особенности развития памяти и мышления, как ведущих познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ передового психолого-педагогического опыта.

Теоретические аспекты развития познавательной активности младших школьников

Специфика и развитие внимания и восприятия учащихся начальных классов

Процесс познания человека делится на несколько этапов изменения поступающей информации - от восприятия до практических действий.

Выделение в познавательных процессах их отдельных видов в значительной степени произвольно, однако оно помогает в изучении психики.

В современной психологии принято различать две группы когнитивных процессов:

  • Конкретный;
  • Неспецифический.

Специфическим или познавательным свойством являются сенсорные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (концепции, суждения и т. д.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.

Среди конкретных процессов, которые обычно рассматриваются: восприятие, ощущения, мышление.

Неспецифичными или универсальными являются такие процессы, как память, внимание, воображение, речь. Их также называют «сквозными», поскольку они обеспечивают не только когнитивные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую деятельность каждого человека, придавая ему уникальность и уникальность.

Внимание помогает выбрать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и обеспечивает постоянный контроль за их выполнением.

Память позволяет человеку зафиксировать факт взаимодействия с окружающей средой и сохранить его в виде опыта, а также использовать его в поведении.

Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего.

Речь является одним из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.

В этом параграфе мы остановимся на характеристике и развитии когнитивных процессов, таких как внимание и восприятие младших школьников.

Образовательная деятельность в начальной школе стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - внимания и восприятия.

Возрастной особенностью внимания младших школьников является сравнительная слабость произвольного внимания. Гораздо лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, интересное само по себе привлекает внимание студентов, без каких-либо усилий с их стороны. Младшие ученики могут упустить важные моменты в учебном материале и обратить внимание на незначительное только потому, что привлекают детей интересными деталями.

Особенностью является его небольшая стабильность. Первоклассники и частично второклассники еще долго не знают, как сосредоточиться на работе, их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнять задачи вовремя, пропускать буквы в слове и слова в предложении. У учеников 3 класса внимание уже можно поддерживать непрерывно на протяжении всего урока.

Младший ученик с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день открывает ему что-то новое. Наиболее характерной чертой восприятия является его низкая дифференциация. Младшие ученики неточно и ошибочно различают похожие объекты: они не различают и не смешивают буквы и слова, сходные по типу или произношению («w» и «u», «set» и «set»), изображения похожих объектов (пятиугольники и шестиугольники). Это связано с возрастной слабостью глубокого, организованного и целенаправленного анализа восприятия.

Часто дети выделяют случайные детали, на которые взрослый не обращает внимания, а главное и важное не воспринимаются. Для восприятия учащихся 1-2 классов характерна ярко выраженная эмоциональность. Визуальное, яркое, живое воспринимается лучше, более отчетливо, чем символические и схематичные изображения.

Восприятие учеников в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями и практической деятельностью ребенка. Воспринимать объект - значит что-то делать с ним, например, подбирать его. Да и воспринимается в основном то, что отвечает потребностям младшего школьника, что входит непосредственно в его деятельность, как конкретно указано учителем. Восприятие на этом уровне психического развития еще не является полностью особой деятельностью, которая имеет свои особые познавательные цели. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, она приобретает характер целенаправленной и контролируемой специфической деятельности.

Учитель специально организует восприятие младших школьников, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что обратить внимание, учит детей систематически и систематически анализировать воспринимаемые предметы. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдений является сравнение. В то же время восприятие становится глубже, количество ошибок уменьшается. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать паузы для отдыха.

Для более целостного раскрытия темы мы рассмотрим следующий параграф нашей работы: «Специфика и развитие памяти и мышления младших школьников».

Специфика и развитие памяти и мышления младших школьников

Память - это способность воспроизводить прошлый опыт, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности долго хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, в том числе распознавания, памяти, собственно запоминания. Различают произвольную и непроизвольную память, прямую и косвенную, кратковременную и долгосрочную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память о «чувствах»), образная и вербально-логическая.

Впечатления, которые человек получает от окружающего мира, оставляют определенный след, они сохраняются, фиксируются и, при необходимости, воспроизводятся возможности. Эти процессы называются памятью.

Суть процесса. Память может быть определена как способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения - не что иное, как запечатанные, унаследованные или приобретенные в процессе индивидуального жизненного опыта. Благодаря его памяти, его совершенству человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. И дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Классификация:

По времени хранения память делится на:

  • Мгновенное (0,1 - 0,5 с) - сохранение точной и полной картины информации, только что воспринимаемой органами чувств (память - изображение);
  • Краткосрочные (до 20 с) - способ хранения информации в течение короткого периода времени. Сохраняет самые важные элементы изображения. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает повышенное внимание;
  • Оперативный (до нескольких дней) - хранение информации за указанный период времени. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком.
  • Долгосрочное (неограниченное) - хранение информации в неограниченном периоде времени. Эта информация может быть воспроизведена столько раз, сколько необходимо (временно) без потерь;
  • Генетическая - информация, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
  • Visual - сохранение и воспроизведение визуальных образов.
  • Слуховой - запоминание и точное воспроизведение различных звуков.
  • Мотор - запоминание и сохранение, и, при необходимости, воспроизведение с достаточной точностью различных сложных движений.
  • Эмоциональная - память на переживания. Тот факт, что человек вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особых затруднений и на более длительный период.
  • Тактильные, обонятельные, вкусовые и др. - удовлетворение биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма [21, с. 35].

По характеру участия воли в процессах:

  • Непроизвольное запоминание - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, не ставя перед ним особой мнемонической задачи.
  • Произвольное запоминание - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемонических заданий.
  • Процесс развития. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности напрямую зависит нормальное функционирование и развитие других «познавательных» процессов. Работая над определенным процессом, человек не стесняется развивать и тренировать свою память.

Мышление это:

  • Это высший познавательный процесс;
  • это движение идей, которое раскрывает суть вещей. Его результатом является не изображение, а некоторая мысль, идея (концепция представляет собой обобщенное отражение класса объектов в их наиболее общих и существенных чертах);
  • Это особый вид теоретической и практической деятельности, включающий в себя систему действий и операций, включенных в нее, ориентирующую - исследовательскую, трансформирующую и познавательную природу.

Мышление - высшая стадия человеческого познания. Это позволяет получить знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на сенсорном уровне познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его развития - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых психических функций.

Суть процесса. Мышление - это продукт новых знаний, активная форма творческого отражения и преобразования человеком реальности. Мышление порождает такой результат, которого нет ни в самой реальности, ни в субъекте в данный момент времени. Разница между мышлением и другими психологическими процессами заключается также в том, что он почти всегда связан с наличием проблемной ситуации, проблемы, которую необходимо решить, и активного изменения условий, в которых эта задача ставится.

Мышление, в отличие от других процессов, осуществляется в соответствии с определенной логикой.

Классификация:

  • Теоретическое концептуальное мышление;
  • Теоретическое образное мышление;
  • Понятно - образное мышление.

Теоретическое концептуальное мышление - это такое мышление, при котором человек в процессе решения проблемы обращается к понятиям, совершает действия в уме, не имея непосредственного отношения к опыту, полученному с помощью чувств. Теоретическое концептуальное мышление характерно для научно-теоретического исследования.

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материал, который человек использует здесь для решения проблемы, - это не понятия, суждения или выводы, а образы. Они либо непосредственно извлекаются из памяти, либо творчески воссоздаются воображением. Такое мышление используют работники литературы, искусства в целом, люди творческого труда, занимающиеся образами.

Ярко - образно - этот мыслительный процесс напрямую связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без человека его невозможно осуществить. Мышление явно образно, человек привязан к реальности, а образы, необходимые для мышления, представлены в его кратковременной памяти и оперативной памяти (напротив, образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти, а затем преобразуются).

Ясно - реальный - этот процесс мышления представляет собой практическую трансформированную деятельность, осуществляемую человеком с реальными объектами. Этот тип мышления широко представлен среди людей, занятых реальной производственной работой, результатом которой является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Процесс развития. Теоретическая концептуальная и теоретическая фигуративная в реальности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое концептуальное мышление обеспечивает точное обобщение реальности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное восприятие этого. Без того или иного мышления наше восприятие реальности не было бы таким глубоким и разносторонним, точным и богатым различными оттенками, как на самом деле.

Разница между теоретическим и практическим типами мышления заключается в том, что «они по-разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена ​​на решение конкретных конкретных проблем, в то время как работа теоретического мышления в основном направлена ​​на поиск общих законов.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной ориентации личности, накопления опыта в условиях, максимально приближенных к реальному труду.

Специфика и развитие воображения и речи учащихся начальных классов

Воображение - это особая форма человеческой психики, которая отделена от других психических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение - (фантазия) умственная деятельность, состоящая из создания репрезентаций и психических ситуаций, которые вообще никогда не воспринимались человеком в реальности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Репрезентация - изображение ранее воспринятого объекта или явления (представление памяти, памяти), а также изображение, созданное продуктивным воображением.

Суть процесса. До сих пор ученым практически неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для людей и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек создает и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение отличается от восприятия тем, что его образы не всегда соответствуют действительности; они содержат элементы фантазии и художественной литературы.

Душевная жизнь - это безостановочное движение идей.

В разное время одна и та же идея может находиться в разных областях сознания.

Классификация определяется четырьмя типами:

  • Активный? возникает по собственной воле, усилием воли;
  • Пассивный? возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания;
  • Продуктивный? реальность сознательно конструируется человеком (но в то же время образно трансформируется);
  • Репродуктивный? воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).

Отправлено:

  • Функционирование ведущего органа чувств: зрительного, двигательного и др.
  • По содержанию: технические, топографические, музыкальные и др.

Процесс развития. Первичной основой для воображения всегда остается реальность - жизнь. Воображая человека, он создает - художник - картины, дизайнер - конструкции. Расширяя свою потенциальную базу, человек реализует свои воображаемые «проекты». Воображение тесно связано с такими процессами, как память, мышление; без взаимосвязи с ними процесс реализации своей идеи невозможен.

Для успешного развития полноты, правильности, четкости изложения, интереса к определенному виду деятельности не требуется. Идея объекта тем сильнее и ярче, чем чаще этот объект является объектом внимания и действия человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Учебные фильмы, киноленты и видеофильмы являются средством формирования визуального, моторного и схематического представления студентов.

Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека является его речь.

Речь - это вид человеческой деятельности, реализация мышления, основанная на использовании языковых инструментов (слов, их комбинаций, предложений и т. д.). Речь выполняет функции общения и общения, выражения эмоций и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь является одним из важнейших средств активной человеческой деятельности в современном обществе, а для ученика - средством успешного обучения в школе. Речь - это способ познать реальность. С одной стороны, богатство речи больше зависит от обогащения ребенка новыми идеями и концепциями; с другой стороны, хорошее владение языком, речь помогает понять сложные отношения в природе и в обществе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Можно выделить следующие периоды развития речи человека:

  • Младенческий возраст - до 1 года - жужжание, лепет;
  • Ранний возраст - от 1 года до 3 лет - овладение слоговой и звуковой композицией слова, простейшими словосочетаниями в предложении; диалогическая, ситуативная речь;
  • Дошкольный возраст - от 3 лет до 6 лет - появление монологической речи, контекстной; появление форм внутренней речи;
  • Младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм речи (звуковая композиция слова, словарный запас, грамматическая структура), владение письменной речью, понятие литературного языка и нормы, интенсивное развитие монолога;
  • Средний школьный возраст - от 10 до 15 лет - овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;
  • Старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, формирование индивидуального стиля.

Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи.

Это включает:

  • Теория обучения;
  • Чувствительная теория
  • Когнитивная теория;
  • Внутренняя речь.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Теория обучения. Эта теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у людей. Предполагается, что у ребенка есть врожденная потребность и способность подражать, в том числе звуки человеческой речи. Получив положительное эмоциональное подкрепление, имитация приводит к быстрому усвоению первых звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, развитие речи сводится к обучению всем ее основным элементам.

Чувствительная теория развития речи. Автором следующей теории развития речи является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме человека и его мозге с самого рождения существуют определенные склонности к ассимиляции речи по ее основным признакам. Эти наклонности созревают примерно до года и открывают возможности для ускоренного развития речи от одного года до трех лет. Этот возраст называют чувствительным к формированию речи.

Другая популярная теория овладения языком называется когнитивной. По ее словам, развитие речи зависит от врожденной способности ребенка с рождения воспринимать и интеллектуально обрабатывать информацию. Это, в частности, объясняет спонтанное словообразование детей. Предполагается, что развитие речи зависит от развития мышления, а не наоборот (Дж. Пиаже). Было установлено - и это одна из основных отправных точек этой теории - что первые высказывания младенцев обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно рассказывают о том, что им интересно. Поэтому на развитие речи влияет мотивация ребенка.

Теория "внутренней речи". Благодаря формулировке и консолидации в слове мысль не исчезает и не исчезает, едва успев возникнуть. Это прочно зафиксировано в формулировке речи - устной или даже письменной. Поэтому всегда есть возможность, если необходимо, вернуться к этой мысли еще раз, еще глубже продумать ее, проверить и в ходе обсуждения связать ее с другими мыслями. Формулировка мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. В этом процессе большую роль может сыграть так называемая внутренняя речь: при решении проблемы человек рассуждает не вслух, а про себя, как будто разговаривает только с самим собой.

Таким образом, речь служит важным средством изучения процесса мышления; уровень развития речи также используется в качестве одного из важнейших критериев психического развития студента. Об усвоении материала по различным предметам и общем умственном развитии школьника (как, впрочем, и взрослого) судят по тому, как ему удалось изложить ту или иную тему в своей речи - в письменном эссе, в отчете, в сообщении, в пересказе, наконец, в ответ на вопрос.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что развитие всех познавательных процессов у младших школьников занимает особое место и направлено на полноценное знание окружающей действительности детьми младшего школьного возраста.

В этой главе были описаны теоретические аспекты развития познавательной активности младших школьников, благодаря которым студенты должны овладеть навыками чтения, письма и счета, приобрести значительный объем знаний по математике, русскому языку и экологии а именно:

  • Специфика и развитие внимания и восприятия младших школьников;
  • Специфика и развитие памяти и мышления младших школьников;
  • Специфика и развитие воображения и речи младших школьников.

Мы выявили такие понятия, как: внимание, восприятие, память, мышление, речь и т. д. Описаны роль, особенности, функции и свойства этих когнитивных процессов.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря развитию познавательных процессов формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

В период младшего школьного возраста память и мышление становятся ведущими когнитивными процессами, поэтому мы рассмотрим их более подробно в следующей главе: «Характеристика особенностей развития памяти и мышления как ведущих когнитивных процессов начальной школы возраст".

Описание особенностей развития памяти и мышления, как ведущих познавательных процессов младшего школьного возраста

Особенности развития памяти младших школьников

Память - это форма отражения реального мира. Более того, в отличие от восприятия, память является отражением того, что действовало на нас прежде, которое ранее было предметом нашего восприятия, мыслей, чувств, с которыми мы уже сталкивались в нашей реальности, в наших действиях и действиях. Память служит основой для накопления и использования опыта, сохранения знаний, что приводит к возможности более широкого и глубокого познания реальности, возможности предвидения и творчества.

Память является наиболее важной, когнитивной функцией. Это создает возможности для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов.

Физиологической основой памяти является формирование временных нервных связей, которые могут быть восстановлены, актуализироваться в будущем под воздействием различных раздражителей.

Первые попытки экспериментального изучения памяти (в зарубежной психологии) были предприняты представителями ассоциативной психологии: Эббингхаусом (1885, 1912), Мюллером вместе с Шуманом (1893) и Пильцекером (1900) и многими другими. Основная цель исследования была общей: изучение условий формирования, ослабления, взаимодействия, ассоциаций, основанных только на смежности во времени и на повторении взаимосвязей между отдельными элементами того, что необходимо запомнить.

Наибольшее количество исследований в области памяти было проведено в последние годы. 

В русской дореволюционной психологии работают два ученых, работавших в этой области - К.Д. Ушинский и И.М.Сеченов. В послереволюционный период проблемой памяти активно занимались Блонский П.П., Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев А.А. Смирнов и др.

Память не является чем-то однородным: она содержит ряд сложных процессов.

Это включает:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Репродукция;
  • Признание;
  • Забыв.

Рассмотрим ниже каждый более подробно.

Запоминание - это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений реальности в процессе ощущения и восприятия.

С точки зрения физиологии, это процесс формирования и закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание является необходимым условием для человека, чтобы получить новые знания, поведение, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и добровольное запоминание.

Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий. В то же время человек не ставит перед собой цель запомнить, не тратит волевые усилия.

Произвольное запоминание является продуктом специальных мнемонических действий. Человек ставит цель - помнить, т. е. затрачивает волевые усилия.

До школы ребенок в основном занят интересующей его игрой. В это время ребенок легко и быстро запоминает, что ему интересно. Было замечено, что стихи, рассказы, картины, события, которые произвели на них большее впечатление, вызывали сильные чувства, дети помнят, и что они оставили их равнодушными, они легко забывают.

Без особых усилий запоминается материал, с которым действует ребенок. Наряду с яркостью содержания, настроением человека, то есть его интересами, желаниями, эмоциями, ожиданиями.

Продуктивность запоминания возрастает, если в процессе восприятия активируется умственная деятельность. Это условие успеха для студентов. В исследовании П.И. Зинченко А.А. Смирнова показала, что то, что субъекты невольно запоминали в процессе активной интеллектуальной деятельности, было сильнее в их памяти, чем то, что они запоминали произвольно, но в обычных условиях выполнения мнемонического задания. Таким образом, умственная работа является условием длительного запоминания.

В зависимости от понимания запоминаемого материала детьми, они различают:

  • Значимый (логичный);
  • Механическое запоминание.

Основа первого - понимание, основа второго - механическое повторение. При значительном запоминании возникают обобщенные отношения, которые отражают основные аспекты и отношения; в механических, отдельных единичных связях, отражающих несущественные аспекты.

Исследования Смирнова А.А., Зинченко П.И. и другие показывают, что механическое запоминание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем значимое; Вспомнить бессмысленный материал в детстве сложнее. Это связано с тем, что для запоминания без понимания требуется много волевых усилий, а для детей это сложно.

Сохранение является одним из традиционно выделенных компонентов целостного акта памяти. Под консервацией понимается способность удерживать материал более или менее длительное время, вплоть до момента его актуализации при отзыве. Сохранение тесно связано с забвением. Фактически, это две стороны одного процесса (например, когда они не полностью сохранены, они говорят о частичном забвении и наоборот). Следовательно, факты, законы и гипотезы, используемые для характеристики забвения, по праву можно отнести к сохранению.

Возможны две точки зрения на сохранение. Первый рассматривает сохранение как довольно пассивный процесс хранения следа впечатлений. Вторая интерпретирует сохранение более широко - как сложный, динамичный и активный процесс, который включает, наряду с фактическим хранением, различные операции для обработки материала: его классификацию, систематизацию, обобщение и тому подобное.

Забвение - это процесс, который приводит к потере ясности и уменьшению количества материала, зафиксированного в памяти, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Как правило, забывается то, что не приобрело или не утратило жизненного значения для человека и не играет роли в его деятельности в будущем.

Забывание особенно интенсивно в первый раз после запоминания. Эта модель является общей, хотя существенный визуальный или словесный материал забывается медленнее, чем, например, последовательность цифр или бессмысленность слогов. Наличие интереса к заученному материалу приводит к его более длительному сохранению. Забывание не ограничивается только количественным уменьшением объема изучаемого материала; основное содержание материала наиболее полно и прочно сохранено; в связи с этим материал, хранящийся в памяти, приобретает со временем все более обобщенный схематический характер.

Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие техники они используют. В начальном школьном возрасте ученики нуждаются в том, чтобы их учитель руководил работой по запоминанию, поскольку им самим по-прежнему сложно поставить перед собой конкретную, конкретную задачу: точно запомнить или запомнить, передать своими словами и так далее.

Часто ученик забывает, что он давно и, казалось бы, хорошо запомнил, так как:

  • Студенты стремятся запоминать, не разбираясь в материале;
  • Не знаю рациональных методов запоминания.

Воспроизведение является одним из процессов памяти, в котором обновляются мысли, образы, чувства, движения, известные из прошлого опыта. В отличие от распознавания, воспроизведение осуществляется при отсутствии объектов, которые когда-то вызывали соответствующие следы в памяти.

Разное воспроизведение:

  • Произвольный;
  • Непроизвольный.

В первом случае воспроизведение происходит в связи с сознательной установкой определенных следов памяти при обновлении. В случае непроизвольных - прошлые впечатления вспоминаются без конкретной задачи обновления.

В младшем школьном возрасте воспроизводство очень затруднено из-за того, что оно требует умения ставить цель и активировать мышление. Студенты приходят к этому постепенно. Младшие школьники начинают использовать репродукцию при запоминании.

Рубинштейн обнаружил, что ученик не может сразу после изучения слов события полностью воспроизвести усвоенный материал. Содержимое, которое он воспринимает, должно как-то запомниться. Его воспроизведение в начале очень плохое и неполное, постепенно улучшается, увеличивается количество отозванных деталей. Это явление называется воспоминанием.

Воспоминание - это пауза между запечатлением материала и его воспроизведением, временем развития, внутренней обработкой воспринимаемого материала субъектом.

Самым простым воспроизведением является процесс распознавания. Здесь случайное воспроизведение закрывается в памяти.

Развитие памяти очень связано с диалогом. Исследования показали, что младшие школьники гораздо лучше запоминают материал в ситуациях общения. Для этих детей важен этап работы со взрослыми. Взрослый не только выполняет контролирующую функцию, но и стимулирует ребенка говорить вслух заученную речь. Такое произношение заставляет его более четко сформулировать свои мысли: включить речевой мотор в работу. Сформированные речево-моторные навыки облегчают переход к самостоятельной работе и самоконтролю.

Таким образом, можно сделать вывод, что память играет огромную роль в жизни человека и занимает особое место в системе когнитивных процессов, объединяя восприятие, мышление, речь в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Также процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе с процессами мышления, поэтому рассмотрим нижеприведенный пункт: «Особенности развития мышления у младших школьников».

Особенности развития мышления младших школьников

Мышление осуществляется по законам, общим для всех людей, но в то же время возраст и индивидуальные особенности человека проявляются в мышлении. Так, психолог А. А. Смирнов отметил, что мышление младшего школьника «обобщено, реализовано через слово и опосредовано доступными знаниями, отражением реальности, тесно связанным с сенсорным познанием мира».

В разные возрастные периоды один из психических процессов приобретает ведущее значение для общего психического развития человека. Так, в раннем детстве развитие восприятия имеет первостепенное значение, в памяти, в дошкольном возрасте.

Какая сторона психического развития обеспечивает дальнейшее улучшение психики ребенка в младшем школьном возрасте? Психологические исследования показывают, что в этот период дальнейшее развитие мышления приобретает большое значение. Более того, мышление ребенка младшего школьного возраста находится на критической стадии развития. В этот период происходит переход от визуально-образного мышления, которое является базовым для данного возраста, к словесно-логическому, концептуальному мышлению. Эти типы мышления описаны нами в параграфе: «Специфика и развитие памяти и мышления младших школьников».

Первая особенность мышления - это его косвенный характер. То, что человек не может знать прямо, прямо, он знает косвенно, косвенно: одни свойства через другие, неизвестные через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, идеи - и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное знание - это опосредованное знание.

Вторая особенность мышления - это его обобщение. Обобщение как познания общего и существенного в объектах реальности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется только в индивидууме, в конкретном. 

Мышление - это функция мозга, результат его аналитической и синтетической деятельности. Это обеспечивается работой обеих сигнальных систем с ведущей ролью второй сигнальной системы.

Умственная деятельность человека - это решение разнообразных умственных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Умственная операция - это один из способов умственной деятельности, с помощью которого человек решает психические проблемы.

Умственные операции разнообразны. Это анализ и обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение, классификация.

Анализ - это умственное разложение целого на части или умственное отделение от целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - это процесс мышления, обратный анализу; это сочетание частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Сравнение - это установление сходств и различий между предметами и явлениями. Сравнение основано на анализе. Сравнение может быть односторонним или неполным, а также многосторонним или более полным. Сравнение, как и анализ и синтез, может быть на разных уровнях - поверхностном и глубоком.

Абстракция - это процесс умственного отвлечения от определенных знаков, сторон конкретного, с целью лучшего познания этого. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единого, конкретного и подняться на высший уровень познания - научное теоретическое мышление.

Конкретизация - это процесс, противоположный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация - это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение - это выделение в предметах и ​​явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. д. 

В психологической науке такие формы мышления выделяются как:

  • Концепции;
  • Суждения
  • Выводы.

Понятие - это отражение в человеческом уме общих и существенных свойств объекта или явления. Понятие - это форма мышления, которая отражает общие и, более того, существенные свойства предметов и явлений. Каждый объект, каждое явление имеет много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - значимые и несущественные. Концепция выступает как форма мышления и как особый мыслительный поступок. За каждой концепцией скрыто определенное объективное действие.

Концепции могут быть:

  • Общий и разовый;
  • Конкретное и абстрактное;
  • Эмпирические и теоретические.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в устной форме - устно или письменно, вслух или для себя.

Суждение - это основная форма мышления, в процессе которой подтверждаются или отвергаются связи между объектами и явлениями реальности.

Суждения могут быть:

  • Правда;
  • Ложь
  • Общее;
  • Частный;
  • Не замужем. 

Истинные суждения - это объективно истинные суждения. Ложные суждения - это суждения, которые не соответствуют объективной реальности. Суждения являются общими, частными и индивидуальными. В общих суждениях что-то утверждается (или отрицается) в отношении всех объектов этой группы, этого класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение или отрицание больше не относятся ко всем, а только к определенным предметам, например: «Некоторые студенты - отличники». В отдельных суждениях - только одному, например: «Этот ученик плохо усвоил урок».

Вывод - это вывод из одного или нескольких предложений нового предложения. Логический вывод - это форма мышления, при которой человек, сравнивая и анализируя различные суждения, получает от них новое суждение.

Есть выводы:

  • индуктивный
  • Дедуктивный;

Индуктивный - это вывод, в котором аргумент переходит от отдельных фактов к общему выводу.

Вывод - это заключение, в котором аргумент проводится в обратном порядке, то есть от общих фактов до единого вывода.

Аналогия есть такой вывод, в котором вывод делается на основе частичного сходства явлений без достаточного изучения всех условий.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сказать, что мышление младшего школьника является обобщенным отражением реальности, осуществляемым через слово и опосредованным доступными знаниями, тесно связанными с чувственным познанием мира.

В этой главе мы рассмотрели:

  • Специфика и развитие памяти младшего школьного возраста;
  • Специфика и развитие памяти младшего школьного возраста.

Такие понятия как:

  • Память, которая включает в себя: запоминание, хранение, воспроизведение, распознавание и т.д .;
  • Мышление, которое включает в себя: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, конкретизацию и т. д.

Также были рассмотрены: история возникновения, особенности, типы, функции и возрастные особенности развития памяти и мышления младшего школьного возраста.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что младший школьный возраст обычно характеризуется чисто реализмом взглядов, преобладанием интереса к конкретным фактам объективной реальности. Конкретные факты находятся в центре интеллектуальных интересов ребенка. Это влияет на содержание и структуру его суждений.

Вывод:

Младший школьный возраст (от 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Ребенок, поступающий в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе взаимоотношений людей: у него есть постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. В этом возрасте значительным достижением в развитии личности ребенка является преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу».

В этой работе мы попытались раскрыть сущность когнитивных процессов младшего школьного возраста, в течение которых мы выявили этот младший школьный возраст:

  • Происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
  • Ребенок становится «публичным» субъектом и теперь имеет социально значимые обязанности, реализация которых получает общественную оценку;
  • Ведущая - учебная деятельность;
  • Появление произвольного поведения;
  • Есть возможность планирования результатов действий и рефлексии;
  • Увеличивается желание детей достичь.

Также были рассмотрены: объект - познавательная сфера в младшем школьном возрасте и предмет исследования - особенности развития ведущих познавательных процессов младшего школьного возраста, а именно памяти и мышления.

Поставленная цель - изучить особенности развития познавательных процессов младшего школьного возраста и задачи работы: изучить специфику и развитие внимания и восприятия младших школьников; познакомиться с особенностями и особенностями развития памяти и мышления младших школьников и т. д.

Благодаря использованным методам исследования мы выявили такие понятия, как: внимание, восприятие, память, мышление и т. д. Описаны роль, особенности, функции и свойства этих когнитивных процессов.

Такие понятия как:

  • Память, которая включает в себя: запоминание, хранение, воспроизведение, распознавание и т. д.;
  • Мышление, которое включает в себя: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, конкретизацию и т. д.

Также были рассмотрены: история возникновения, особенности, типы, функции и возрастные особенности развития памяти и мышления младшего школьного возраста.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее критической стадией школьного детства. Полноценная жизнь этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимой основой, на которой строится дальнейшее развитие ребенка как активного предмета знаний и деятельности. Основной задачей взрослых при работе с детьми младшего школьного возраста является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации способностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.