Индивидуализация в образовании

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Самообразование школьников: сущность, внутренние и внешние условия
Воспитание в современной школе с позиций деятельностного подхода
Педагогика сотрудничества в школьном классе
Эстетическое воспитание учащихся


Введение:

Фундаментальные изменения в социально-экономической структуре России не могут не повлиять на систему образования, которая в новых условиях также должна измениться, чтобы соответствовать новым требованиям общества и государства.

ГЭФ выдвигает к учителям дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка с учетом развития его социальной ситуации. Исходя из этих требований, можно сделать вывод, что индивидуализация дошкольного образования и оптимизация работы с группой детей чрезвычайно важны.

Таким образом, старейшая и наиболее естественная теория интереса возвращается из глубины веков: ребенку необходимо развивать свои собственные идеи и выбирать виды деятельности, которые вызывают его интерес к предмету и виду деятельности. Мы подходим к индивидуализации и дифференциации образования, основываясь на различиях в способностях, склонностях, темпах обучения детей, гендерных различиях и представляя широкий спектр видов деятельности, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальных и коммуникативных компетенций. ребенка.

Объект исследования: индивидуализация и дифференциация в педагогике

Предмет исследования: индивидуализация и дифференциация в дошкольном образовании.

Цель работы: - изучить понятия индивидуализации и дифференциации в образовании

Задачи работы:

  1. Рассмотреть понятия индивидуализации и дифференциации в педагогике
  2. Раскрыть сущность дифференцированного подхода в дошкольном образовании.
  3. Определить особенности использования подходов индивидуализации педагогического процесса в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.

Методы исследования: реферат, цитирование, составление библиографии, анализ и обобщение содержания исходного материала.

Индивидуализация и дифференциация в педагогике

Сущность концепции индивидуализации.

Как отмечает Г. М. Коджаспирова, индивидуальный подход к воспитанию и обучению заключается в реализации педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, способностей, склонностей, мотивов, интересов и т. д.). Суть индивидуального подхода заключается в гибком использовании учителем различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебного процесса по отношению к каждому ребенку. 

Следовательно, организация учебного процесса, учитывающая индивидуальные особенности учащихся, позволяет говорить об индивидуализации обучения.

Анализ литературы показывает, что точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда речь идет об индивидуализации. При использовании этой концепции, существуют большие различия как в разных странах, среди разных авторов, так и в повседневной школьной практике.

В педагогическом словаре индивидуализация определяется как «... организация образовательного процесса с учетом индивидуальных когнитивных особенностей учащихся, создание условий для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося. возможность выбрать свой путь обучения для каждого студента. 

А. А. Кирсанов дает следующее определение индивидуализации, он считает ее «системой образовательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным способностям классной команды, отдельных учащихся и групп учащихся, позволяющих обеспечить Образовательная деятельность студента на уровне его потенциала с учетом целей обучения. 

Раскрытие понятия дифференциации

В дидактике обучение считается дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т. е. основные характеристики личности студента. Педагогическая литература различает понятия «внешняя» и «внутренняя» дифференциация

Под внутренней дифференциацией подразумевается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. В этом случае понятие дифференциации аналогично понятию индивидуализации образования.

С помощью внешней дифференциации ученики разных уровней подготовки объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным характеристикам: в зависимости от способностей (или неспособности), в зависимости от профессии, в соответствии с интересами.

По мнению Е.В. Бондаревская, дифференцированный подход к образованию - это образование, ориентированное на ребенка, которое ищет пути наиболее полного удовлетворения познавательных потребностей растущего человека, решения проблем развития и поддержки ребенка. 

Как отмечает П. П. Блонский, дифференциация культивируется не столько путем сужения сферы деятельности, сколько путем предоставления ей возможности идентифицировать и развиваться, тип учащихся со всеми его особенностями индивидуален. 

Таким образом, дифференциация и индивидуализация - это понятие, связанное друг с другом. Дифференцированный подход является одним из важнейших принципов индивидуального обучения.

Индивидуализация и дифференциация в дошкольном образовании

Сущность дифференцированного подхода в воспитании дошкольника

Суть дифференцированного подхода состоит в том, чтобы организовать учебный процесс с учетом возрастных особенностей, создать оптимальные условия для эффективной деятельности всех детей, реструктурировать содержание, методы и формы обучения, максимально учитывающие индивидуальность. Характеристика дошкольников.

Дифференцированный подход включает помощь дошкольнику в осознании себя как личности, в выявлении, раскрытии своих способностей, становлении самосознанием, в самоопределении относительно личностно значимых и социально приемлемых целей, самореализации и самоутверждении.

Дифференциация дошкольников по уровню психического развития позволит исключить неоправданные и неподходящие для общества выравнивания и усреднения детей. Преподаватель получит возможность помогать «слабым», уделять внимание «сильным», эффективнее работать с детьми, испытывающими трудности в обучении.

В настоящее время увеличилось количество детей, которые по разным биологическим, психофизическим, социальным и педагогическим причинам недостаточно готовы к поступлению в школу, испытывают значительные трудности в освоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.

Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых содержание образования, методы обучения и организационные формы различаются, а состав подгрупп может варьироваться в зависимости от учебного задания. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно заключается в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Такой подход необходим на всех этапах обучения.

В контексте целенаправленного процесса обучения в классе реализуется дифференцированный подход к дошкольникам, заключающийся в рациональной дифференциации задач, постановке выполнимых задач для детей, где выполнимость и простота отнюдь не являются идентичными понятиями. Это выполнимое задание - упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений дошкольников и предполагающие последовательное усложнение познавательных заданий. Путь от первичной ассимиляции до сильного, сформированного навыка различен для разных дошкольников. Основная задача воспитателя - уменьшить его у тех детей, у которых он длиннее остальных.

Дети с ограниченными возможностями обучения требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, обладающий неустойчивым вниманием, недостаточно развитой памятью, не сможет выполнять многие традиционные задачи, в этом случае требуется особая форма подачи материала. Дети с повышенным уровнем образования также нуждаются в особом внимании педагога для развития своих способностей. Это означает, что даже при полной успеваемости все дети дошкольного возраста требуют дифференцированного подхода.

Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация этого подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения его учеников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии его семьи и его внутреннего круга.

Особенности использования подходов к индивидуализации педагогического процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта

С января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ГЭФ ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт - это новый тип документа, который учитывает передовые традиционные подходы и инновационные идеи по организации учебного процесса с дошкольниками.

ГЭФ ДО определяет одно из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, в котором ребенок сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуализация - это реализация принципа индивидуального подхода, это организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Важно отметить, что каждому ребенку действительно нужен индивидуальный подход, поскольку это является непременным условием и предпосылкой для формирования гармоничной и всесторонне развитой личности, формирования самой личности как уникальной личности. Больше К.Д. Ушинский отметил: «Воспитание должно не только развивать разум человека и давать ему полный объем знаний, но и разжигать в нем жажду серьезной работы, без которой его жизнь не может быть ни полезной, ни счастливой». То есть главное в воспитании - это не передача знаний, навыков, а развитие способности приобретать знания и навыки и использовать их в жизни, обеспечивая ребенку чувство психологической безопасности с учетом его способностей и потребностей. Иными словами, личностно-ориентированная модель в обучении - это, прежде всего, индивидуализация образования, создание условий для формирования ребенка как личности.

Основные правила использования индивидуального подхода:

  • Работа, проводимая с группой детей, должна ориентироваться на развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных качеств.
  • Необходим постоянный поиск способов исправить поведение каждого ребенка.
  • Успех воспитательного воздействия при работе с одним ребенком не должен отрицательно влиять на развитие и воспитание других. 
  • Индивидуальный подход направлен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.

Основными условиями индивидуального подхода являются:

  • Органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием детей и формированием команды
  • Опора на позитивные личностные качества личности ребенка (недопустимо в присутствии ребенка называть его умственно отсталым)
  • Любовь, терпение
  • Единство требований как работников детского сада, так и родителей. 

Таким образом: сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания решаются учителем путем педагогического воздействия на каждого ребенка, основанного на знании его особенностей и условий жизни.

Вывод:

В заключение хочу отметить, что дифференцированный подход является одним из важнейших принципов индивидуального обучения. Реализация этого подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения его учеников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии его семьи и его ближайшего окружения, а главное, о построении образовательного процесса с учетом гуманизации образования и развития детей. Конечно, работа по реализации индивидуального подхода к детям сложна, требует воспитания, терпения и бесконечных творческих поисков. Но если это ядро общего образовательного процесса, его эффективность значительно возрастает.