Игровые технологии в обучении учащихся разного возраста

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Педагогическое мастерство учителя
Технологии организации и формирования классного коллектива
Обучение учащихся умению учиться
Самообразование школьников: сущность, внутренние и внешние условия


Введение:

В современных условиях преподавания истории все чаще используются активные формы обучения, в том числе игровые технологии. С древних времен игра использовалась как средство воспитания детей. Актуальность игры в образовательных знаниях в настоящее время возрастает, с одной стороны, благодаря доступности различных источников знаний, увеличению объема различной информации, предоставляемой телевидением, видео, Интернетом, и, во-вторых, все более широкое использование игровых технологий средствами массовой информации.

Важной задачей образования является развитие у студентов интереса к самостоятельному отбору информации и ее активному использованию. Это возможно благодаря участию в дидактических играх, которые позволяют на практике показать свои способности, продемонстрировать знания и навыки. Игровые технологии имеют потенциал для преодоления односторонности интеллектуального развития, использования в современной школе только вербальных средств общения, рациональных методов обучения.

Недостаточное использование игровых элементов в учебном процессе замедляет развитие умственной деятельности и восприятия изучаемого материала.

Игра является наиболее доступным видом деятельности для детей, способом обработки впечатлений, полученных от внешнего мира. Игра ясно показывает особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность и развивающуюся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в классе. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра является лишь одним из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседой, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра представляет собой самостоятельное занятие, в котором дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия по ее достижению, общий опыт. Игровой опыт оставляет глубокий след в сознании ребенка и способствует формированию добрых чувств, благородных устремлений и навыков коллективной жизни.

Игровые технологии имеют большие образовательные возможности. В психолого-педагогической науке проблема использования игры в учебном процессе изучена достаточно широко. Проблемы детской игры представляли интерес для психологов и педагогов разных времен. В изучении игры участвовали Э. Берн, Л.С. Выготский, Б.В. Куприянов, Е.В. Титова, Дж. Хасинг, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и соавт. Внимание ученых привлекло использование игры в учебном процессе на разных возрастных этапах. На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности. В современной педагогической литературе проблема, связанная с особенностями использования игровых технологий в старшем школьном возрасте, практически не рассматривается.

Поэтому при написании курсовой работы мы ставили цель - исследовать уровень влияния игровых технологий на процесс воспитания детей среднего школьного возраста. Гипотеза: введение в структуру урока игровой деятельности влияет на качество обучения учащихся, дисциплинирует их, а также влияет на развитие ребенка как личности.

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:

  • Уточнить основные понятия - «игра», «игровые технологии»;
  • Определить сущность образовательного потенциала игровых технологий;
  • Изучить психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.
  • Выявить особенности применения игровых технологий в процессе обучения подростков.

Объект исследования: дети среднего школьного возраста.

Предмет исследования: учебный процесс с использованием игровых технологий.

Методы исследования:

  • Обработка фактического материала;
  • Анализ литературных источников по проблеме исследования;
  • Наблюдение;
  • Опрос;
  • Педагогический эксперимент.

Теоретические основы использования игровых технологий в процессе обучения студентов

Игра, наряду с работой и обучением, является одним из основных видов деятельности человека, удивительным явлением нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в ситуациях, которые призваны воссоздать и усвоить общественный опыт, в котором развивается и совершенствуется самоуправление поведением. Ценность игры не может быть исчерпана и оценена возможностями для отдыха и развлечений. Это его феномен, который, будучи развлечением, отдыхом, может перерасти в обучение, творчество, терапию, модель, такую ​​как человеческие отношения и проявления в работе и образовании.

Игра как метод обучения и воспитания, передачи опыта старшего поколения молодым людям используется с древних времен. Игра широко используется в государственном образовании, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, которая опирается на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая активность используется в следующих случаях:

  • как самостоятельные технологии для овладения понятием, темой и даже разделом предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • как технология урока (урока) или его фрагмент (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль);
  • как технология внеклассных занятий (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Игра как детская деятельность развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены модели игровой активности, их можно более или менее использовать в педагогических целях.

Понятие «игровая педагогическая технология» включает в себя довольно обширную группу методов и приемов для организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. В отличие от игр, в целом, педагогическая игра имеет существенную особенность - четко определенную цель обучения и соответствующие педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, четко обозначены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые служат средством побуждения, стимулирования учащихся к обучению.

Реализация игровых приёмов и ситуаций с уроком в форме занятий происходит в следующих областях:

  • дидактическая цель ставится перед учениками в виде игрового задания;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • в качестве средства используется учебный материал, в образовательную деятельность внедрен элемент соревнования, который переводит дидактическое задание в игровое;
  • Успешное завершение дидактического задания связано с результатом игры.

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Понятие «игра» и «игровые технологии» в психолого-педагогической науке

Проблема игры давно привлекает внимание исследователей. Особенно известна теория Ч. Гросса. Гросс видит суть игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшим серьезным действиям; В игре ребенок, тренируясь, совершенствует свои способности. Основное преимущество этой теории, которая приобрела для нее особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет ее значения в той роли, которую она играет в разработке.

Фрейдистские теории игры рассматривают это как реализацию желаний, вытесненных из жизни, потому что игра часто заканчивается и переживает то, что не может быть реализовано в жизни. Понимание игры Адлером происходит от того факта, что игра показывает неполноценность субъекта, спасающегося от жизни, которым он не в состоянии управлять. Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку того, что вытесняется из жизни; из продукта и фактора развития он становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни - из побега. В нашей литературе попытки дать теорию игры были предприняты Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский.

Мы говорим, что соответствующее образование должно проводиться во всех сферах жизни ребенка (в классе, в играх, в различных видах деятельности). Теперь мы хотим остановиться на ролях и функциях игры в этом процессе. Человек изначально обладает определенными потребностями и способностями, которые являются необходимым условием его жизни. Но поскольку его основное содержание не дано человеку естественным образом, его нужно присваивать извне. Чтобы сделать это, человек должен обладать способностью к потенциальной универсальности (универсальности), уметь «быть собой и другими», тем самым обеспечивая определенную связь с другими людьми и осваивая мир, прежде всего через эту связь.

Таким образом, игра - это такая форма жизни ребенка, в которой он может реализовать эти основные потребности и способности. В чем разница между игрой и другими формами жизни (например, трудом)? Во-первых, тем, что в нем задействованы все основные сферы жизни: деятельность, процессы сознания, познания и собственно личные отношения. На всех этапах игры: ее проектирование, планирование, развертывание, реализация - существует понимание различных этапов взаимодействия и взаимоотношений. Игра, с ее условностью, заменой, разнообразием в определенном смысле, является формой экстериоризации сознания. Наконец, игра - это игровое занятие. Таким образом, игра затрагивает различные сферы жизни ребенка.

Во-вторых, способность «быть собой и другими» реализуется в игре в самых богатых и разнообразных формах. Наконец, в-третьих, что может быть «не конечным», открытым, чем игра? Итак, в игре реализованы основные необходимые потребности и способности.

В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая активность» и «игровая технология» стали довольно распространенными с научной точки зрения понятиями. «Стигма» мелочей, веселья, развлечений постепенно удаляется из игры. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекла внимание философов и исследователей всех эпох. Платон уже видел единственный правильный путь в игре, который казался ему одним из самых полезных упражнений.

Один из ведущих авторов, работающих в этой области, Н.Е. Щуркова, дает описание педагогического взаимодействия учителя и ученика в образовательном процессе. Его «технологии» воспринимаются как опыт, тонкие движения еще одного новатора, но трудно, если не невозможно, повторить передачу, поскольку они не формализованы ни в какой схеме или алгоритме.

Вышесказанное позволяет нам более жестко сформулировать признаки технологии: ясность и определенность в определении результата; наличие критериев его достижения; Пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов образования.

G.K. Селевко приписывает игровые технологии образовательным технологиям, основанным на активизации и активизации студенческой деятельности. Эти технологии имеют средства, которые активируют и активизируют деятельность человека. Эти инструменты формируют основную идею и основу для эффективности результатов. Под «деятельностью» подразумевается деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, эффективности и соответствия социальным нормам. В процессе обучения принцип деятельности ребенка является основополагающим.

Понятие «игровые технологии» включает в себя довольно обширную группу методов и приемов для организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, «педагогическая игра» имеет существенную особенность - четко определенную цель и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, подчеркнут прямо или косвенно.

Чтобы охарактеризовать игру как развивающую педагогическую технологию, необходимо установить основные отличительные особенности игры как метода и метода в педагогическом процессе.

В широком смысле слова «метод» в педагогической науке означает совокупность наиболее распространенных способов достижения педагогической цели. Под «методом» - индивидуальные педагогические действия, связанные с достижением педагогического задания. Таким образом, игра как педагогический метод помогает стимулировать активность детей в различных видах деятельности и предполагает постановку целей, связанных с достижением как материальных, так и духовных результатов. В современной школе игровой метод используется как элемент более обширной технологии, как внеклассная технология.

Реализация игровой техники происходит в следующих областях:

  • педагогическая цель ставится перед студентами в форме игрового задания; образовательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическое задание в игровое;
  • успешное достижение педагогической цели связано с результатом игры.

Таким образом, игровые технологии следует понимать как последовательный набор игровых действий, ведущих к достижению запланированных результатов. Это четкое описание игрового процесса, направленного на достижение цели. Эта концепция тесно связана с методологией. Но в отличие от этого, оно предполагает разработку контента и способов организации игровой деятельности учащихся.

Учебное задание и дидактическая игра - средство организации образовательных мероприятий. Их главная цель - создать сложную (иногда проблемную) ситуацию, построить «полосу препятствий». Шаги студента через эти препятствия составляют учебный процесс. Важно, чтобы учащийся, выполняющий учебное задание или участвующий в дидактической игре, всегда решал определенную проблему.

Можно выделить шесть общеизвестных организационных форм игровой деятельности: индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная, массовая форма игры:

  • Индивидуальные игры включают в себя игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
  • Единой формой является деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью с результатами достижения желаемой цели.
  • Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, обычно в условиях конкуренции и соперничества.
  • Групповая форма - игра трех или более соперников, преследующих одну и ту же цель в условиях соревнования.
  • Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяется противоборствующими командами.
  • Массовая форма игры представляет собой реплицированную однопользовательскую игру с прямой и обратной связью с общей целью, которую преследуют одновременно миллионы людей.

Структура игры как процесс:

  1. Роли, принятые игроками.
  2. Игровые действия как способ реализации этих ролей.
  3. Игровое использование предметов, замена реальных вещей на игровые - условно.
  4. Реальные отношения между игроками.
  5. Сюжет, содержание - область реальности, условно воспроизведенная в игре.

Структура игры как вида деятельности:

  1. Мотивация, которая обеспечивается добровольным участием в игровой деятельности, выбором, конкурентоспособностью, удовлетворением потребностей и самореализацией.
  2. Постановка целей.
  3. Планирование.
  4. Реализация цели.
  5. Анализ результатов, в которых личность осознается как субъект деятельности.

В современной школе игровой метод используется в следующих случаях:

  • как самостоятельная технология разработки концепций, тем и даже разделов по предмету;
  • как элемент более обширной технологии;
  • как технология внеклассных занятий.

Внедрение игровых технологий происходит в следующих областях:

  • Педагогическая цель ставится перед студентами в виде игрового задания;
  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическое задание в игровое;
  • Образовательная деятельность студентов подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется как средство игры;
  • Успешное достижение педагогической цели связано с игровым результатом.

Однако, говоря об игре в образовательной деятельности младших школьников и подростков, необходимо учитывать ее косвенное влияние на развитие психики и предложить область оптимального функционирования игры как дидактического инструмента.

Оптимальное использование игры определяется следующими условиями, если:

  • познавательная деятельность включена,
  • Ситуация успеха в образовательной игре является предпосылкой для познавательной деятельности.

Дидактические свойства игры:

  • Дуальность - сочетание условности и реальности в игровой ситуации (связывает воображение, творческое сознание);
  • Неопределенность результата - способность игрока влиять на ситуацию, т. е. Возможности игрока обновляются - он переходит из потенциального состояния в реальное;
  • Волонтерство - способствует росту внутренней организации;
  • Многофункциональность - воспроизведение характеристик различных видов деятельности и, как следствие, расширение возможностей по изменению условий развития личности.

Принципы конструирования образовательных игр:

  • определение педагогических целей использования игры;
  • соотношение игровых целей ученика и педагогических целей учителя;
  • определение необходимости использования в данном конкретном случае игры, а не другого педагогического инструмента;
  • выбор учебных заданий, достижение которых целесообразно организовать в игровой форме;
  • планирование организационной структуры игры;
  • подбор и последующая адаптация к существующим конкретным условиям правил образовательной игры;
  • создание игры по определенной игровой схеме, формулировка условий игры.

Детские игры на каждой возрастной стадии являются своеобразными.

Использование игровых технологий в педагогическом процессе можно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка:

  • игровые технологии в дошкольном возрасте;
  • игровые технологии в младшем школьном возрасте;
  • игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

Классификация игр в образовательном процессе:

  • по структуре: упражнения, соревновательные игры (конкурсы), ролевые игры.
  • по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, воспроизводства, понимания, поиска, фиксации, контроля.
  • по степени независимости: различные виды дидактических игр.

Образовательный потенциал игровых технологий

Игра как метод обучения и воспитания, передачи опыта старшего поколения молодым людям используется с древних времен. Игра широко используется в государственном образовании, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, которая опирается на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая активность используется в следующих случаях:

  • как самостоятельные технологии для овладения понятием, темой и даже разделом предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • как технология урока (урока) или его фрагмент (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль);
  • как технология внеклассных занятий (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Система образования нацелена на то, что нашему обществу нужны современно образованные, морально полноценные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, чувствуют ответственность за свои дела и за судьбу своей страны.

Игра представляет собой бесплатное и самостоятельное занятие, возникающее по инициативе ребенка. Во время игры активируется вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Целью игры является осознание ребенком своей вовлеченности в мир взрослых, переход к «взрослой» жизни. Говоря об игровой активности, в первую очередь речь идет о ее процессе.

Если цель и результат важны для любой другой неигровой деятельности, процесс важен в игре. Именно интерес к самому игровому процессу является движущей силой, которая развивает игровое действие. Как уже упоминалось, игра - это вид деятельности, мотивом которого является не результат, а сам процесс.

Для ребенка игра является средством самореализации, самовыражения. Игра обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет ему реализовывать различные стремления и желания. Игра - это деятельность, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и потребностей ребенка, который определяет мотивацию его деятельности, и ограниченность его операционных возможностей. Игра представляет собой способ реализации потребностей и требований ребенка в рамках его возможностей.

Когда ребенок играет роль, он не просто фиктивно передается чужой личности; Взяв на себя роль и вступив в нее, он расширяет, обогащает, углубляет собственную личность. Важность игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом основана на этом отношении личности ребенка к его роли.

Игра как детская деятельность развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены модели игровой активности, их можно более или менее использовать в педагогических целях.

Использование игровых технологий в образовательных знаниях стимулирует развитие всех сфер личности студента - потребность-мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, активная, экзистенциальная, моральная.

Место и роль игровых технологий в образовательном и образовательном процессах, сочетание игровых элементов и воспитания во многом зависят от понимания учителем функций образовательных игр. Функция игры заключается в ее разнообразной полезности. У каждого типа игры есть своя утилита.

Выделим важнейшие функции игры как педагогического феномена культуры:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция межнационального общения;
  • функция самореализации человека в игре;
  • коммуникативная игра;
  • диагностическая функция игры;
  • игрово-терапевтическая функция игры;
  • функция коррекции в игре;
  • развлекательная игровая функция

Рассматривая игру как универсальную, стихийно возникающую форму обучения, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркнул, что никакой другой вид человеческой деятельности не формируется вокруг такого мощного «педагогического поля». Как важно знать! Уникальность игры заключается в том, что именно в этой игре формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности.

Игровой процесс - это пространство самореализации. В игре есть предсказуемость; он более диагностичен, чем любая другая человеческая деятельность: во-первых, потому что человек ведет себя в игре с максимальными проявлениями (интеллект, креативность); во-вторых, сама игра - это особое «поле выражения».

Коррекционные игры могут помочь учащимся с девиантным поведением, помочь им справиться с опытом, который мешает их нормальному здоровью и общению со сверстниками в группе. А развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, духовной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечения в играх - поиск. В игре есть магия, которая может дать пищу воображению.

Чтобы управлять процессом обучения, необходимо отслеживать прогресс студентов в их нравственно-волевом развитии, что требует соответствующих диагностических программ, методик и технологий. Содействие школьникам в нравственно-волевом развитии, проявлении личностных качеств, соотношении внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденции в формировании гражданственности, принимается.

В процессе формирования личности игра сможет стимулировать:

  • осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
  • радость от освоения более продвинутых способов работы;
  • удовольствие от процесса познавательной деятельности;
  • самооценка;
  • гордость за успехи друга.

Процесс включения в игру может происходить по разным схемам, в зависимости от позиции, которую тот или иной участник занимает по отношению к игре в целом.

Развитие готовности к игре предполагает:

  • развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее участник, приз);
  • развитие внутреннего интереса (контентная сторона игры (с кем, как, с кем взаимодействовать);
  • предварительный поиск путей выполнения игровых задач и прогнозирование их возможностей для их реализации;
  • формирование и принятие решения о вступлении в игру. Все это должно учитываться учителем при организации игры в учебном процессе.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьного возраста отличаются качественной оригинальностью:

  • Психофизиологическое обоснование: в поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение необходимости создания собственного мира, стремления к взрослой жизни, бурного развития воображения, фантазии, появления спонтанных групповых игр. Особенности игры детей-подростков - это сосредоточенность ребенка на самоутверждении перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к шутке и ориентация на речевую деятельность.
  • педагогический принцип: как правило, как развивающаяся игровая технология, учителя обращаются к такому типу игр, как «деловые игры». В учебном процессе используются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые деловые игры, бизнес-театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактику учителя можно выстроить в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовкой, знакомством с игрой, проведением и анализом игры.
  • решение педагогических задач: игровые технологии используются для решения сложных педагогических задач: освоение нового и закрепление старого материала, формирование общеобразовательных навыков, развитие творческих способностей и т. д. Игровые технологии в воспитании и воспитании детей-подростков, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, а с другой стороны, они помогают компенсировать информационную перегрузку и организуют психологическое и физиологическое расслабление.

Первое условие, определяющее суть игры, заключается в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте, а в ощутимом результате, который это действие обычно дает в практическом неигровом плане, но не в самой деятельности, независимо от ее результата, но в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, как правило, для игрока, стороны реальности.

Вторая характерная особенность игры - игровые действия, реализующие разнообразные мотивы конкретно человеческой деятельности. В игровой деятельности действия являются более выразительными и семантическими действиями, чем операционные приемы.

В поведении и деятельности детей-подростков наблюдается обострение необходимости создания собственного мира, стремления к взрослой жизни, бурного развития воображения, фантазии, появления стихийных групповых игр. Особенности игры детей-подростков - это сосредоточенность ребенка на самоутверждении перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к шутке и ориентация на речевую деятельность.

Понятие «игровые технологии» включает в себя довольно обширную группу методов и приемов для организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, «педагогическая игра» имеет существенную особенность - четко определенную цель и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, подчеркнут прямо или косвенно.

Игра ясно показывает особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность и развивающуюся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в классе. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра - только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседой, чтением и другими.

Я хотел бы закончить теоретическую часть этой главы словами В. Зинченко: «Ребенок в игре свободно общается со значениями и значениями, его поле зрения, включая его интеллектуальное, расширяется, его поле сознания расширяется, его формируется уверенность в себе или вера в свои способности и силы, формируются творческие способности, а иногда и талант к общению - закладываются этические и моральные основы практического поведения.

Одним словом, в игре образуются экзистенциальные слои человеческого сознания. Это стойкие достижения детства. И если они реальны, то они непременно заявят о себе в преподавании, в работе, в творчестве. Игровые элементы освобождают все формы деятельности, являются условием для расширения и открытия поля новых возможностей перед ними ... ».

Использование игровых технологий в воспитании учащихся старшего школьного возраста

Игра, наряду с работой и обучением, является одним из основных видов деятельности человека, удивительным явлением нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в ситуациях, которые призваны воссоздать и усвоить общественный опыт, в котором развивается и совершенствуется самоуправление поведением. Ценность игры не может быть исчерпана и оценена возможностями для отдыха и развлечений. Это его феномен, который, будучи развлечением, отдыхом, может перерасти в обучение, творчество, терапию, модель, такую ​​как человеческие отношения и проявления в работе и образовании.

Понятие «игровая педагогическая технология» включает в себя довольно обширную группу методов и приемов для организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр.

В отличие от игр, в целом, педагогическая игра имеет существенную особенность - четко определенную цель обучения и соответствующие педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, четко обозначены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые служат средством стимулирования, стимулирования учащихся к обучению.

Реализация игровых приёмов и ситуаций с уроком в форме занятий происходит в следующих областях:

  • дидактическая цель ставится перед учениками в виде игрового задания;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • в качестве средства используется учебный материал, в образовательную деятельность внедрен элемент соревнования, который переводит дидактическое задание в игровое;

Успешное завершение дидактического задания связано с результатом игры.

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе, сочетание игровых элементов и обучения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, мотивом которой являются не ее результаты, а сам процесс.

Для детей игра, которую обычно называют «спутником детства», является основным содержанием жизни, выступает в качестве ведущей деятельности, тесно переплетается с работой и учебой. В игру вовлечены все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры все его психические процессы активно работают: мышление, воображение, память, эмоциональные и волевые проявления усиливаются.

При планировании работы по управлению ролевыми играми для детей с математическим, историческим или другим содержанием необходимо обогащать игровой контент, расширяя игровой опыт детей. Большое внимание следует уделить развитию творческих способностей детей, формированию позитивных отношений. В этом случае игра выполняет функции упражнений при решении конкретных задач, оказывая комплексное воздействие на детей.

Использование учителем игровых технологий в процессе воспитания помогает участникам воплощать определенные элементы образовательного процесса в условный план игры. Действие в соответствии с правилами игры превращает обычную позицию учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия.

Игра представляет собой вид непродуктивной человеческой деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе.

Однако непроизводительный признак игры требует некоторой доработки. Игру можно считать непродуктивной деятельностью только в том случае, если продукт, на который она направлена, не имеет потребительской ценности вне условной ситуации в игре. Во время игры всегда возникает материал или идеальный продукт (это может быть речевая продукция, тексты, объекты или их комбинации). Но как только объект, созданный в процессе игры, начинает использоваться, приобретая реальную, а не условную потребительскую ценность, мы сталкиваемся с проблемой: является ли это действие в полном смысле игры.

Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста

В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АМН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, 8–12 лет - второе детство, подростковый - 13–16 лет. По мнению Д. Бииррена, молодость длится с 12 до 17 лет, по данным Д. Бромли - с 11 до 21 года.

Средний школьный возраст или отрочество (V - IX классы, от 10–11 до 15–16 лет), включая первые годы раннего подросткового возраста, характеризуется преобладанием влияния внутренних стимулов развития над внешними. Именно в это время сформировались моральные ценности, жизненные перспективы, самосознание себя, свои способности, способности, интересы, желание почувствовать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, в рамках которой общие взгляды на жизнь , об отношениях между людьми, о вашем будущем.

Коммуникативная сфера подростка быстро развивается. Формирование образа «Я» происходит в процессе деятельности и общения с людьми, которые окружают подростка. Информация о себе как субъекте деятельности и общения состоит из результатов действий, реальных и воспринимаемых отношений других людей. Основываясь на самооценке, подросток строит свою собственную линию поведения и строит отношения с другими.

Средний школьный возраст - это период интенсивного физиологического развития личности, формирования абстрактных форм мышления, включения его в систему социально-трудовых отношений (даже если это воображается для определенной части подростков). На общем фоне стремления к независимости, самоутверждению, взрослости все это определяет преобладание собственного «Я» подростка в развитии его личности.

Это, конечно, не означает невозможности влияния воспитателей на развитие подростков. Однако характер образовательных влияний должен существенно измениться. В этот период учитель ставит цель предоставления материала, создания условий, необходимых для выражения развивающейся личности, не прямого воздействия на эмоциональную и рациональную сферы подростка, а косвенного (наиболее эффективно через сверстников) влияния путем создания условий для успешная деятельность, выбор рациональных вариантов оценки и т. д. 

Переход из детства во взрослую жизнь всегда сложен как для ребенка, так и для других. Кризис подростка проявляется в разных формах. Это непослушание, сопротивление всему, что исходит от взрослых, и протест против методов воспитания, примененных к нему в молодом возрасте. В поведении подростков появляется упрямство, негативизм, резкость, а иногда и грубость. Они часто становятся закрытыми и скрытыми.

Подростки имеют очень важную особенность мышления: желание соотнести все, что происходит в окружающем их мире, изучается в школе, читается в книге и т. д., с вашей личностью, внутренним миром мыслей, чувств, переживаний. Подросток одновременно думает о том, что происходит вокруг него и о себе. От того, что он слышит, он различает мысли, которые касаются его личных интересов, потребностей, взглядов. Избирательный характер внимания и интересов еще больше углубляется.

Самоутверждение подростка - самооценка, самовыражение, самонаблюдение, самообразование - в то же время является причиной ряда противоречивых явлений, которые вызывают большое беспокойство как у родителей, так и у учителей. Учащиеся V - VII классов характеризуются подростковым типом общения. Его эмоциональная и семантическая доминанта - решение подростком проблем его собственной формации.

Ученики этого возраста характеризуются повышенным интересом к собственным способностям, стремлением много учиться, совершенствоваться (быть сильными, много знать, уметь и так далее). Это определяет их ориентацию на общение со старшими, взрослыми и почти полное игнорирование младших.

В психическом развитии подростка можно выделить две группы взаимосвязанных свойств. Одна группа сформирована личностными чертами, которые обычно называют возрастными, то есть они имеют схожие проявления у детей того же возраста и проявляют общие закономерности развития личности. Эти свойства не зависят от условий обучения и воспитания. Подросток становится особенно чувствительным к оценке своей личности, когда чувство собственного достоинства, гордость часто и тщетно принимают болезненные формы.

Самооценка своей личности обычно неадекватна, когда чье-то «Я» переоценивается. Признание общего авторитета, подчинение дисциплине и особенно послушание взрослым становятся невыносимыми. Сначала поднимается скрытый, а затем открытый протест против ограничения свободы, желаний и стремлений.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Это связано с быстрыми темпами физического и умственного развития подростков, что приводит к формированию таких потребностей, которые невозможно удовлетворить из-за недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то время как возникшие потребности очень сильны и интенсивны.

На формирование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы постоянно контролируются взрослыми, в зависимости от попечительства, от которого подросток стремится освободиться изо всех сил, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы заключаются в привычках и чертах характера, которые мешают подростку выполнить свой план (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и т. д.).

Другая группа свойств состоит из индивидуальных особенностей личности подростка, формирование которых обусловлено наследственными признаками и специфическими условиями обучения и воспитания. Эти особенности, связанные с возрастом, являются основой психологического типа личности подростка. Многие действия и действия подростков определяются темпераментом. Несбалансированные холерики, активные сангвиники ведут себя беспокойно, часто нарушают дисциплину. Но среди спокойных флегматиков и замкнутых меланхоликов встречаются более упрямые и упрямые.

Особенно заметно в эти годы рост сознания и самосознания детей, что представляет собой значительное расширение сферы сознания и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем их мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: обучение, общение и труд. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего и школьного возраста, теряют свою побудительную силу.

Пик интеллектуального развития, по мнению Я.А. Паномарев, уже достиг 12 лет. Однако это не может быть соотнесено с кульминацией творческой продуктивности, которая зависит от багажа знаний, жизненного опыта, решимости и ряда других качеств, которых подросток еще не имеет.

Психологически, с повышением уровня жизни и активности, подростки характеризуются эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, выраженными эмоциональными реакциями, немотивированными колебаниями настроения, скачкообразным и разнонаправленным развитием эмоциональной сферы и расширением интересов. В поведении подростков отмечаются повышенная нервозность, сдержанность и нестабильность эмоциональных реакций.

Подростковый возраст является чувствительным периодом развития и эмоциональной сферы, которая, в свою очередь, входит в структуру творческого потенциала человека как важнейший компонент, что свидетельствует о насущной необходимости развития творческих качеств в подростковом возрасте. На эту потребность указывают изменения в волевой сфере подростка.

В этом возрасте черты характера и основные формы межличностного поведения стабилизируются. Улучшение самосознания в подростковом возрасте характеризуется особым вниманием ребенка к его собственным недостаткам. Нежелательный образ «я» у подростков обычно состоит из достоинств других людей, которых они ценят.

Современная концепция образования и воспитания ориентирует учителей на использование «развивающей» стратегии воздействия, которая предполагает открытый диалог с ребенком, который помогает создать оптимальные предпосылки для развития позитивной мотивации к обучению, приводит к раскрытию творческого предмета. Потенциал, формирование его как ответственного, независимого и активного человека.

Успех воспитания и обучения, понимаемый как уникальные творческие процессы, обеспечивающие условия для саморазвития, самообразования, самообразования ребенка, при таком подходе определяет не только высокий профессионализм учителя, но и его знания о психологические знания, позволяющие учащимся понимать и понимать особенности своей психики и поведения.

При нормальном развитии подросток должен понимать, что он или она не является чьей-либо копией и что мотивы его действий исходят не извне, а изнутри. Другими словами, для ребенка этого возраста важно развивать свою собственную идентичность. Ребенок находится в кризисе, потому что он достигает возраста, в котором люди в нашем обществе начинают по-новому осознавать свою автономию и независимость.

Чем старше становится подросток, тем меньше понимания он находит у окружающих его взрослых. Тот факт, что на протяжении всего подросткового периода потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признавали их равными партнерами в общении, оказывается разочарованной, вызывая многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями.

Ориентация подростка на самопознание и поиск своего места в процессе активного взаимодействия с окружающими - сверстниками и взрослыми - обуславливает необходимость педагогической деятельности по развитию подростка как субъекта социальных отношений. Тенденция фантазировать, неадекватные представления о себе, других, ситуациях взаимодействия и деятельности и, как следствие, некомпетентность и неумение во взаимодействии, требуют педагогической регуляции социальных ожиданий подростка.

Особенности использования игровых технологий в обучении старшеклассников

«Правильно поставленная игра, - отмечает психолог В.В. Давыдов, - позволит многому научить ребенка. Как ни странно, многие родители и даже воспитатели детских садов не знают, как управлять детскими играми. Организация детских игровых мероприятий и создание их реквизита требуют не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических исследований, чем разработка медико-гигиенических норм для обеспечения жизни ребенка. Но такие исследования идут медленно, не затрагивая глубоких интересов нашего государственного образования».

В процессе педагогической организации игровой деятельности учащихся возникает много трудностей и противоречий. При подготовке к урокам учитель должен решить следующие противоречия между частями (временем) игры и учебы, процессом игры и ее педагогической направленностью, игрой и легкостью (доступностью) развития, наглядностью. Ему необходимо определить такие параметры игры, как правила, роли, логика развития сюжета, сроки, материальные средства - эти и другие задачи относятся к области методического обеспечения игровой деятельности ребенка. Методология организации любого педагогического феномена связана с определением конкретных и эффективных методов педагогического взаимодействия.

На первом этапе нашего курсового исследования мы провели опрос среди учителей средней школы № 2 города Калинковичи Гомельской области - используют ли учителя игру в классе и с какой целью. Оказалось, что учителя активно используют игру как технику, которая позволяет им решать педагогические, особенно учебные, задачи. Чтобы повысить интерес детей к содержанию урока, повысить их активность, перенести внимание или отдохнуть, они используют различные игровые приемы. Но в то же время каждый учитель хорошо понимает, что игра для него - лишь средство решения образовательной задачи, яркая «обертка» учебного материала. Поэтому они тщательно отбирают такие игры, которые не выводят детей из-под контроля, не захватывают их настолько сильно, что они психологически переходят от урока к игровому взаимодействию.

По словам преподавателя русского языка и литературы первой категории Блажко О.А. Есть еще одна возможность использования игры в учебном процессе. Назовем это игровым уроком. В этом случае все пространство урока занимает игровой сюжет, с его правилами игры и игровой логикой развития событий. И все предметные знания, навыки, которые учитель хотел бы передать учащимся на этом уроке (или проверить степень их усвоения), являются игровыми средствами.

В отличие от игр в целом, «педагогическая игра» имеет существенную особенность - четко определенную цель и соответствующий педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явной или косвенной форме и характеризуются образовательной и когнитивной направленностью.

По результатам опроса учителей (18 респондентов) были выявлены некоторые закономерности в проведении педагогических игр.

Этапы подготовки, введения в игру, этап проведения, анализа и финальные этапы одинаковы по своей структуре:

  1. Подготовительный этап - начинается с разработки сценария (условное отображение ситуации и объекта). Содержание сценария включает образовательную цель урока, описание изучаемой проблемы, обоснование задания, план игры, общее описание игрового процесса, содержание ситуации и характеристики персонажей.
  2. Этап знакомства с игрой - начинается с определения режима работы, формулировки основной цели урока. Пакеты материалов, инструкции, правила, установки выпускаются. Дополнительная информация собирается, при необходимости участники обращаются к фасилитатору и экспертам за советом. Предварительные контакты между участниками игры допускаются. Негласные правила запрещают бросать роль, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать правила и этику поведения.
  3. Этап - с началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее ход и менять его. Только лидер может исправить действия участников, если они отойдут от основной цели игры.
  4. Этап анализа - обсуждение и оценка игрового события включает в себя выступления экспертов, обмен мнениями, защиту мнений участников, выводы.
  5. Завершающий этап - учитель отмечает достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует результат урока в соответствии с заявленной педагогической целью.

Обучение современных подростков требует использования педагогических средств, соответствующих возрастным потребностям. Анализ работы учителей и психологов, изучавших возрастные особенности, позволяет утверждать, что подростку необходимо взаимодействовать со сверстниками, принимать их и понимать их, самопознание и самоутверждение, романтические отношения и преодоление, а также найти свое место в жизни.

Подростки пытаются реализовать свои коммуникативные потребности в общении со сверстниками, зачастую не достигая желаемого результата. Этот опыт межличностного взаимодействия не в полной мере способствует формированию у подростка позитивного отношения к себе и другим людям, его готовности сотрудничать с окружающими, способности оценивать ситуацию и, в соответствии с этим, выстраивать собственное поведение.

Неадекватные ожидания, возникшие на основе полученного опыта, становятся причиной неудачи взаимодействия подростка в новой ситуации. Изучение подростком опыта регулирования собственных ожиданий в отношении предстоящего взаимодействия, как правило, требует помощи учителя и использования эффективных педагогических инструментов. Однако анализ практики воспитательной работы показывает, что набор современных педагогических средств и форм организации образовательного процесса, удовлетворяющих потребности подростков, ограничен.

Игра - это вид деятельности. Игровые технологии - это цепочка этапов в организации этой деятельности. Использование игровых технологий в обучении студентов обусловлено многими факторами. Прежде всего, это огромный образовательный потенциал игры. Изучение развития детей показывает, что в игре больше, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Игра синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность ребенка.

После анализа научной литературы, педагогического опыта, проведения опроса студентов и преподавателей и на основе наблюдений можно с уверенностью утверждать, что внедрение игровой деятельности в структуру урока влияет на качество учебного материала для учащихся, дисциплинирует их , а также влияет на развитие ребенка как личности.

Также, решив поставленные перед нами задачи, мы можем сделать следующие выводы:

  1. С психолого-педагогической точки зрения игра - это мощная сфера «я» человека: самовыражение, самоопределение, самоанализ, самовосстановление и т. д.
  2. Благодаря играм ребенок учится доверять себе и другим людям, узнавать, что принимать и что опровергать в окружающем его мире. По мнению Д.Б. Эльконина, психолого-педагогический смысл игры в развитии личности заключается в «открытии ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, функциями и взаимоотношениями».

Проблемы педагогической организации игровой деятельности учащихся заключаются в признании приоритетности гуманистических целей обучения по сравнению с прагматическими. Необходимость развития семантических, эмоциональных и когнитивных аспектов личности в процессе обучения требует пересмотра традиционных принципов построения системы обучения и увеличения доли развивающихся педагогических технологий. Среди развивающихся образовательных технологий, без сомнения, игровая активность студентов.

Определив проблемы организации детской игры, можно прийти к следующему: игра считается сложным и многогранным педагогическим явлением. Концепция игры с точки зрения «педагогических технологий» дает представление о ее структуре, целях, типах, условиях педагогической организации. Знание методологических основ игры детей и подростков позволяет увидеть скрытые возможности феномена игры как педагогического феномена, направить игровую деятельность ребенка на достижение педагогических целей, определить конкретные и эффективные способы педагогического взаимодействия.

Вывод:

Важным является педагогически правильный выбор игрушек и игровых материалов, который создает «материальную основу» ролевой игры с математическим содержанием. Процесс усвоения материала будет лучше и глубже, если вы будете использовать игровую активность на уроке, так как новый материал станет еще более наглядным и интересным для детей. А если есть интерес - есть желание открыть для себя что-то новое, понять, понять и использовать в будущем. Причем использование игрового материала в учебном процессе должно вестись в меру. В этом случае игра должна быть легкой и доступной каждому.

Процесс усвоения материала будет лучше и глубже, если вы будете использовать игровую активность на уроке, так как новый материал станет еще более наглядным и интересным для детей. А если есть интерес - есть желание открыть для себя что-то новое, понять, понять и использовать в будущем. Причем использование игрового материала в учебном процессе должно вестись в меру. В этом случае игра должна быть легкой и доступной каждому.

При планировании работы по управлению ролевыми играми детей с математическим содержанием необходимо обогащать игровой контент, расширяя игровой опыт детей. Большое внимание следует уделить развитию творческих способностей детей, формированию позитивных отношений. В этом случае игра выполняет функции упражнений при решении конкретных математических задач, оказывающих комплексное влияние на детей. Предпочтительно использовать игру на этапе проверки или исправления учебного материала. Анализ результатов проведенных игр показывает, что знания консолидируются и совершенствуются, психологические качества учащихся развиваются, студентов учат речи, умению правильно и логично выражать свои мысли, развитию способности находить оптимальные решения и т. д.

Дети любят игры на уроке, но не всегда следуют правилам. Чаще всего это происходит в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае лучше не останавливать игровой процесс, а сделать правила игры более строгими.

На протяжении всего процесса игры на уроке вы должны тщательно следить за тем, чтобы между детьми не было конфликтов и отношения в классе не были разрушены.

Игра не может быть использована в следующих случаях:

  • если игра не соответствует уровню развития учащихся, т. е. даже с четким объяснением правил, это вызывает определенные трудности в их реализации. По ее мнению, это не способствует консолидации знаний, но рассеивает внимание к решению проблем, абстрагированных от темы.
  • если дети не хотят играть;
  • если игра новая - нужно проверять новые игры;