Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности учебной деятельности младшего школьника и подростка
Жизненные стратегии личности зрелого человека
Игрушка как средство общения детей раннего возраста
Динамика психического развития в онтогенезе как актуальная проблема современной психологии развития


Введение:

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период формирования личности, потому что именно в эти годы ребенок приобретает начальные знания о жизни вокруг него, развивает его характер, развивает навыки и навыки правильного поведения, определенного отношения к людям и работе. начинает обретать форму. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплина и ловкость. Кроме того, игра представляет собой своеобразный способ усвоения общественного опыта, свойственный дошкольному возрасту. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Это объясняет огромные образовательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Суть игры как ведущей деятельности ребенка - дошкольника

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущая деятельность дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок уделяет ему, а тем, что оно удовлетворяет его основные потребности; в игре возникают и развиваются другие виды деятельности; игра наиболее способствует умственному развитию.

В игре выражены основные потребности дошкольника. Прежде всего, как уже упоминалось выше, ребенок характеризуется стремлением к независимости, активным участием во взрослой жизни. По мере развития ребенка расширяется мир, о котором он знает, возникает внутренняя потребность участвовать во взрослой деятельности, недоступной ему в реальной жизни. В игре ребенок берет на себя роль, пытаясь подражать тем взрослым, чьи образы сохраняются в его опыте.

Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, идеи, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, охраняют (не бегают, не падают, не придумывают мои руки), в игре ребенок может делать все: плавать на корабле, летать в космосе, учить студентов в школе и т. д. Таким образом, ребенок, как указал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Ребенок в первые годы жизни характеризуется необходимостью познания мира, который психологи называют ненасыщенным. Детские игры во всем их разнообразии дают ему возможность изучать новые вещи, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребенок - это растущее и развивающееся существо. Движение является одним из условий его полного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех типах игр, особенно в мобильных и дидактических играх. В сюжетных играх дети, машины, инвалидные коляски и коляски находятся в распоряжении детей, побуждая их к различным движениям. Различные строительные и конструкционные материалы (крупные и мелкие строительные материалы, различные виды дизайнеров, снег, песок и т. д.) Имеют большой потенциал для стимулирования двигательной активности и улучшения качества движений.

Возможности игры очень велики в удовлетворении внутренней потребности ребенка в общении. В условиях дошкольного учреждения игровые группы обычно объединяются, объединяя детей по общим интересам, взаимным симпатиям. Благодаря особой привлекательности игры дошкольники способны на большее принуждение, уступчивость, терпимость в ней, чем в реальной жизни.

Играя, дети вступают в отношения, в которых они все еще «заросли» в других условиях, а именно в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения и требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что игровая группа становится «игровым коллективом» (А.П. Усова). По мере развития игры ребенок осваивает компоненты, присущие любой деятельности: учится ставить цели, планировать, достигать результатов. Затем он передает эти навыки другим видам деятельности, прежде всего в сфере труда. В свое время А. С. Макаренко высказал мысль, что хорошая игра - это как хорошая работа: они связаны ответственностью за достижение цели, усилием мысли, радостью творчества, культурой деятельности. Кроме того, согласно А.С. Макаренко, игра готовит детей к психоневрологическим затратам, которые требует рабочая сила. Это означает, что игра выдает случайное поведение. Из-за необходимости следовать правилам дети становятся более организованными, учатся оценивать себя и свои способности, приобретают ловкость, ловкость и многое другое, что способствует формированию сильных рабочих навыков. Будучи ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований у ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, он испытывает сильные искренние чувства. Признак игры, как Л.С. Выготский - это наличие воображаемой или воображаемой ситуации. Еще одно важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого учебная деятельность невозможна, В.В. Давыдов. Это способность передавать функции одного объекта другому, у которого нет этих функций (куб становится мылом, железом, хлебом, машиной, которая едет по дорожному столу и гудит).

Благодаря этой способности дети используют в игре замещающие предметы, символические действия («вымыли руки» из воображаемого крана). Широкое использование в игре предметов-заменителей в будущем позволит ребенку освоить другие виды замещения, например, модели, диаграммы, символы и знаки, которые потребуются при обучении.

Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении плана, разработке сюжета, игре роли, замене объектов. Воображение помогает ребенку принять условности игры, действовать в воображаемой ситуации. Но ребенок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому он прибегает к словам «выдумка», «как бы», «по правде говоря, этого не происходит».

Игра как средство обучения

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства обучения. Основным положением является то, что в дошкольном возрасте игра - это вид деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, заключается в том, что у ребенка вырабатывается потребность трансформировать окружающую действительность, способность создавать новые вещи. Он совмещает реальные и вымышленные явления в сюжете игры, дает новые объекты и свойства знакомым объектам (кресло - космическая ракета, плюшевый мишка - отважный путешественник).

Взяв на себя какую-то роль (врач, цирковой артист, шофер), ребенок не просто примеряет профессию и особенности чужой личности: он в нее входит, привыкает к ней, проникает в ее чувства и настроения, обогащает и углубляет собственную личность , Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Представьте, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя - властно командует детьми, кричит на мужа. Если сопоставить чувства, испытываемые в играх «матерями», действиями и методами общения, в которых они осуществляют, станет понятно, как такие игры повлияют на формирование характера и отношения к жизни.

С одной стороны, игра является самостоятельной деятельностью ребенка, с другой стороны, влияние взрослых необходимо для того, чтобы игра стала ее первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством обучения - значит влиять на ее содержание, учить детей полноценному общению.

Игрушка также является важным средством воспитания, формирования представлений о мире, развития вкуса и нравственных чувств. Многочисленные исследования показывают, что благодаря тактичному, педагогически адекватному руководству игра помогает обогатить кругозор ребенка, развитие образных форм познания (образное мышление, воображение), укрепление его интересов и развитие речи.

Большая ценность игры в усвоении норм поведения, правил отношений. Но это не исчерпывает его значения для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности подразумевает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, находится в условиях, когда он должен сделать самостоятельный выбор (что делать?). Например, Егору надоело поднимать панели для строительства школы, и другой вопрос - быть оператором крана. Но оператором крана является Алеша, и если он, Егор, выйдет из игры, то он будет нарушен. Как быть Подобные ситуации часто возникают в играх с правилами: «ловушка» тронула Сашу, убегая от него, но никто не заметил. Что делать: продолжать бегать или садиться на скамейку, где собирались другие «оседланные» за рулем дети? Игры развивают творческие способности ребенка. Они проявляются в построении плана, в игре роли, в создании самодельных игрушек и элементов костюма, необходимых для игры. Давайте посмотрим, насколько выразительнее речь, выражения лица, движения ребенка в игре, чем в повседневной жизни! Таким образом, образовательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики.

Для взрослых важно реализовать их таким образом, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, обозначением, просто небрежным словом.

Классификация детских игр

Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, которые служат их основой.

Первая классификация была предложена Ф. Фребелем. По педагогической цели все игры разделены: сенсорные, двигательные, психические.

Далее, Карл Гросс предложил свою классификацию на основе инстинктов и разделил игры на экспериментальные и специальные.

Следующая классификация была предложена Дж. Пиаже.

Классификация была основана на возрастной периодизации и выявила следующие типы игр:

  • Игры - упражнения (до 1-го г.);
  • Символические игры (от 2 до 4 лет);
  • Игры с правилами (от 4 до 7 лет).

Следующая классификация была предложена Лесгафтом. Он основал идею единства физического и психического развития ребенка и выделил: имитацию (подражание) и игры с правилами.

Н.К. Крупская предложила: бесплатные, независимые, креативные игры для детей и организованные игры с правилами.

В настоящее время популярность получила классификация игр, предложенная Новоселовой.

За основу она взяла знак - по чьей инициативе возникла игра:

  1. Игры, возникшие по инициативе ребенка (самостоятельные сюжетные игры (ролевые, театральные).
  2. Игры, возникшие по инициативе взрослого: развивающие игры (дидактические, предметно-дидактические, подвижные);
  3. Игры для досуга (веселые игры, веселые игры, праздничный карнавал, театральные постановки);
  4. Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых - народные игры.

Первая группа включает в себя эксперименты (с природными объектами, с животными, с игрушками и другими объектами) и любительские сюжетные игры (показ сюжета, ролевый сюжет, режиссерский, т.е. театральный). Все эти игры имеют общий признак: они любители. Встаньте по инициативе самих детей.

Вторая подгруппа включает образовательные (дидактические, предметно-дидактические, уличные, «игры с правилами») и развлекательные игры (интеллектуальные, развлекательные, развлекательные, театральные постановки). Эти игры возникают по инициативе взрослых, но если дети хорошо их выучили, они могут играть в них самостоятельно.

Третья группа включает в себя традиционные или народные игры (ритуал, тренировка, досуг). Новоселова считает, что ведущими занятиями в дошкольном возрасте являются любительские игры детей.

Программа обучения и воспитания в детском саду дает следующую классификацию игр для дошкольников:

  • ролевый сюжет:
  • театрализованный;
  • мобильный;
  • дидактический.

Основным компонентом ролевой игры является сюжет, без которого нет самой ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера реальности, которую воспроизводят дети.

В зависимости от этого, ролевые игры делятся на:

  • Игры для повседневных предметов: в «доме», «семье», «празднике», «днях рождения» (большое место отводится кукле).
  • Игры на промышленные и социальные темы, которые отражают работу людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
  • Игры на героически-патриотическую тематику, отражающие подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
  • Игры на темы литературных произведений, кино, телевидения и радиопередач: в «Моряках» и «Пилотах», в «Заяце и волке», «Чебурашке» и «Гена-крокодил» (по содержанию мультфильмов, фильмов) и т. д.

Структура ролевых игр выделяет компоненты:

  • роли, которые дети играют в игре;
  • игровые действия, благодаря которым дети осознают свою роль;
  • игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
  • Отношения между детьми, выраженные в комментариях, комментариях, ход игры регламентированы.

В первые годы жизни, благодаря воспитательному влиянию взрослых, ребенок проходит этапы развития игровой активности, которые являются предпосылками для ролевой игры.

Первый такой этап - ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка - 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя различные игрушки-предметы.

На втором этапе (граница 1 и 2 лет жизни ребенка) появляется демонстрационная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств объекта и достижение определенного эффекта с его помощью. Взрослый не только называет предмет, но и привлекает внимание ребенка к его назначению.

Третий этап развития игры относится к концу второго - началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-демонстрационная игра, в которой дети начинают активно показывать впечатления, полученные в повседневной жизни (они колыбели кукле).

Четвертый этап (от 3 до 7 лет) - собственная ролевая игра.

Ролевая игра дошкольников в развитой форме - это деятельность, в которой дети выполняют роли (функции) взрослых, а в публичной форме в специально созданных игровых условиях воспроизводятся действия взрослых и отношения между ними. Эти условия характеризуются использованием разнообразных игровых объектов, заменяющих реальные объекты взрослой деятельности.

Любительский характер игровой активности детей заключается в том, что они воспроизводят определенные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Оригинальность обусловлена ​​особенностями восприятия детей, их пониманием и осознанием определенных фактов, явлений, отношений, наличием или отсутствием опыта и непосредственных чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы превращается в того, кого изображает, и в этом, веря в истинность игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется и расстраивает в течение игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в социально значимой деятельности ребенка удовлетворяет посредством игровых действий.

Игра, как в сказке, учит ребенка проникать в мысли и чувства изображенных людей, выходя за рамки обычных впечатлений, в более широкий мир человеческих устремлений и героических действий.

В развитии и обогащении детских спектаклей, творческом воспроизведении и отражении фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силой воображения создаются игровые ситуации, воспроизводимые в ней образы, способность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что придает детской игре привлекательность, присущую только ей.

В ролевых играх отчетливо появляется оптимистичный, жизнеутверждающий персонаж, самые трудные вещи в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны ведут корабли сквозь штормы и штормы, пограничники задерживают нарушителей, а врач лечит больных.

В творческой ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь насыщенным содержанием, оставляя след на многие годы.

Направляя игры, в которых ребенок заставляет вас говорить, выполняйте различные действия куклы, действуя как для себя, так и для куклы.

Театральные игры - играть определенное литературное произведение в людях и показывать определенные изображения, используя выразительные методы (интонация, выражение лица, жесты).

Игра инсценировки - это особый вид деятельности дошкольников. Театрализовать - изобразить, воспроизвести литературное произведение, последовательность событий, роли, действия героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

Детям нужно буквально запомнить текст, осмыслить ход событий, образ героев сказки или пересказ.

В драматических играх содержание, роли, игровые действия определяются сюжетом и содержанием конкретного литературного произведения, сказки и т. д. Они аналогичны сюжетным ролевым играм: условное воспроизведение феномена, действий и взаимоотношений людей. на их основе и т. д. и т. д., а также присутствуют элементы творчества. Особенность драматизирующих игр заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети играют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью инсценировочных игр дети лучше усваивают идеологическое содержание работы, логику и последовательность событий, их развитие и причинность.

Лидерство учителя заключается в том, что он, прежде всего, отбирает произведения образовательного значения, сюжет которых детям легко освоить и превратить в игру - инсценировку.

В драматической игре не нужно показывать ребенку определенные выразительные приемы: игра для него должна быть просто игрой. Только несколько человек могут одновременно участвовать в инсценировке, и учитель должен следить за тем, чтобы все дети участвовали в ней по очереди.

При назначении ролей старшие дошкольники учитывают интересы и желания друг друга, а иногда используют калькулятор. Но здесь необходимо какое-то влияние педагога: необходимо спровоцировать дружеское отношение сверстников к робким детям, предложить, какие роли им могут быть назначены.

Помогая детям освоить содержание игры, ввести изображение, учитель использует рассмотрение иллюстраций к литературным произведениям, разъясняет некоторые характерные особенности персонажей и уточняет отношение детей к игре.

Хорошие - конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры - это своего рода творческие игры, в которых дети отображают окружающий объективный мир, возводят конструкции самостоятельно и защищают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение жизни в разных зданиях и связанных с ними видов деятельности.

Сходство ролевых и конструкторских игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместных действий и являются коллективными.

Разница между этими играми заключается в том, что сюжет и ролевая игра в первую очередь отражают различные явления и развивают отношения между людьми, а в строительной отрасли основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой технологией и ее использованием.

Для учителя важно учитывать отношения, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто происходит во время ролевой игры и вызывается ею. В старших группах дети надолго возводят довольно сложные здания, практически постигая самые простые законы физики.

Образовательное и развивающее влияние строительных игр заключается в идеологическом содержании отраженных в них явлений, в овладении детьми методами конструирования, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи и упрощении позитивных отношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в дизайне, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного рассмотрения: что делать, какой материал нужен, в какой последовательности должна строиться идти. Размышление и решение конкретной строительной проблемы способствует развитию конструктивного мышления.

В процессе построения игр учитель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, сопоставлять одни части зданий с другими, запоминать и воспроизводить методы строительства и фокусироваться на последовательности действий. Под его руководством студенты осваивают точную лексику, выражающую название геометрических тел, пространственные отношения: высокая низкая, справа налево, вверх и вниз, длинная короткая, широкая узкая, высокая нижняя, длинная короткая и т. д.

В строительных играх также используются обычные и обычно сюжетные игрушки, а также широко используются натуральные материалы: глина, песок, снег, галька, шишки, тростник и т. д.

Креативные игры

Креативные игры - это игры, в которых появляются изображения, содержащие условную трансформацию окружающей среды.

Показатели развитого игрового интереса:

  1. Долгосрочный интерес ребенка к игре, развитию сюжета и действию.
  2. Желание ребенка взять на себя роль.
  3. Иметь любимую роль.
  4. Нежелание заканчивать игру.
  5. Активное выполнение ребенком всех видов работ (лепка, рисунок).
  6. Желание поделиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Дидактические игры - игры, специально созданные или адаптированные для образовательных целей.

В дидактических играх детям дают определенные задания, решение которых требует концентрации, внимания, умственных усилий, умения понимать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Они способствуют развитию ощущений и восприятий у дошкольников, формированию идей, усвоению знаний. Эти игры позволяют обучать детей различными экономичными и рациональными способами решения определенных умственных и практических проблем. Это их развивающая роль.

Дидактическая игра способствует решению проблем нравственного воспитания, развитию общительности у детей. Учитель ставит детей в условия, которые требуют, чтобы они играли вместе, регулировали свое поведение, были честными и честными, послушными и требовательными.

Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением задач, связанных с правилами, обязательными для всех игроков.

Подвижные игры, прежде всего, средства физического воспитания детей. Они позволяют развивать и совершенствовать свои движения, практиковать бег, прыжки, скалолазание, метание, рыбалку и т. д. Игры на открытом воздухе также оказывают большое влияние на нервно-психическое развитие ребенка и формирование важных черт личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: во время игры дети должны реагировать движением на одни сигналы и не двигаться с другими. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и т. д. Совместные действия в играх объединяют детей, приносят радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, которые характеризуются яркостью концепции, содержанием, простотой и весельем.

Содержание игры определяется движениями, составляющими ее композицию. В программе обучения в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются различные виды движений: бег, прыжки, скалолазание и т. д.

Правила игры на свежем воздухе играют организующую роль: они определяют ее ход, последовательность действий, взаимоотношения игроков, поведение каждого ребенка. Правила обязывают вас подчиняться цели и смыслу игры; дети должны иметь возможность использовать их в разных условиях.

В младших группах учитель объясняет содержание и правила во время игры, в старших - перед стартом. Игры на свежем воздухе организуются в помещении и на прогулке с небольшим количеством детей или со всей группой. Учитель следит за тем, чтобы все дети участвовали в игре, выполняя все необходимые игровые движения, но не допуская чрезмерной двигательной активности, которая может вызвать у них перевозбуждение и усталость.

Старшие дошкольники должны быть обучены играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого необходимо развить у них интерес к этим играм, предоставить возможность организовать их на прогулку, в часы досуга, на праздники и т. д.

Вывод:

В заключение хочу отметить, что игра, как и любая другая творческая деятельность, эмоционально насыщена и дарит каждому ребенку радость и удовольствие через свой собственный процесс.

Игра является одним из тех видов деятельности детей, которые взрослые используют для обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успех его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.