Идейное содержание и проблематика комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

В.А.Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад
Основная проблематика басен И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А.Крылова
Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф.Рылеев, В.Ф.Раевский и др.)
А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии


Введение:

Комедия «Горе от ума», написанная А.С.Грибоедовым в начале XIX века, актуальна для современной России. В этой работе автор подробно раскрывает пороки, поразившие российское общество в начале прошлого века. Однако, читая эту работу, мы находим в ней героев наших дней.

В истории литературы есть авторы, которых также называют «авторами одного произведения». Классическим примером такого писателя является Грибоедов. Одаренность этого человека действительно феноменальна. Его знания были обширными и разносторонними, он выучил много языков, был хорошим офицером, способным музыкантом, выдающимся дипломатом, созданным крупным политиком. Но при всем этом мало кто помнил бы его, если бы не комедия «Горе от ума», которая поставила Грибоедова в один ряд с величайшими русскими писателями.

Комедия «Горе от ума» разлетелась на крылатые фразы, четверостишья, выражения ещё не успев стать общеизвестной. Это ли не истинное признание. Мы часто говорим: «А судьи кто?», «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног», «Ужасный век!», «Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», не задумываясь, что это фразы из гениальной комедии «Горе от ума».

Точно и правдиво, Грибоедов изобразил не только персонажей героев первой четверти XIX-го века, но и представил замечательный кладезь мудрости, сверкающего юмора, из которого мы черпаем сокровища уже более ста лет, но он до сих пор так и делает не исчерпан. Картина жизни московского дворянства не менее гениальна.

Все действия комедии происходят в одном доме (доме Фамусова) и длятся один день, но оставляет впечатление мирного знакомства с жизнью московского дворянства. Это «а картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая сатира сожжения».

«Грибоедов - «человек одной книги», - заметил В.Ф.Ходасевич. - Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Жгучее чувство критики Грибоедова сегодня, конечно, не ощущается с той же остротой, с которой его чувствовали современники. Но в свое время комедия звучала актуально. И вопросы дворянского воспитания в «пансионатах, школах, лицеях», и вопрос «взаимного обучения Ланкара», и дебаты о парламентской системе и реформе судопроизводства, а также отдельные эпизоды российской общественной жизни, отраженные в монологах Чацкого и в замечаниях гостей Фамусова, все это имело самое неотложное значение.

Все вышеперечисленные факторы определяют актуальность и значимость темы работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение системы персонажей и прототипов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

История создания и публикации произведения

Сведения об истории создания основного художественного произведения Грибоедова довольно скудны. По свидетельству друга писателя С.Н.Бегичева, идея комедии возникла еще в 1816 году. Предполагалось написать 5 актов, важную роль в которых отводилась жене Фамусова, «сентиментальной моднице и аристократ». Впоследствии, было уменьшено количество действий, и драматург оставил важный женский образ. По-видимому, дело было не в известной нам работе, а в наброске, похожем по сюжету на комедию, но все же не в первом издании. Датой начала работы над «Горе от ума» считается 1820 год. Сохранилось письмо Грибоедова из Персии от 17 ноября 1820 года неизвестному лицу, в котором подробно рассказывается сон, в котором автор якобы видел Основные моменты будущей работы.

Оригинальная версия названия спектакля - «Горе ума». В письме к Катенину, автор сформулировал главную интригу будущей комедии следующим образом: «девушка, которая не глупа сам, предпочитает дурак умному человеку». Тем не менее, социальные противоречия, не вписываются в указанную схему участка, Кроме того, само название звучало как предложение для всех раз и навсегда. Грибоедов, с другой стороны, пытался представить такую ​​парадоксальную, но, увы, типичную ситуацию, в которой позитивная черта личности - ум - приносит несчастье. Эта ситуация отражена в новом названии - «Горе от ума».

Непосредственное изучение первых и вторых действий было проведено в 1822 году на Кавказе. Общение с Кучельбекером, чьи наблюдения Грибоедов учел, сыграло важную роль в изображении социальной конфронтации. Работы над 3-м и 4-м мероприятиями проводились в 1823 году в имении С.Н.Бегичева, а первое действие было сожжено и переписано. Полностью оригинальная версия комедии была закончена в 1824 году в Москве и представлена ​​тому же Бегичеву (так называемый музейный автограф). За разрешением на цензуру писатель едет в Санкт - Петербург, продолжая вносить изменения в текст по пути. Таким образом, сцена флирта Молчалина с Лизой в 4-м акте была завершена, и весь финал был изменен. Прибыв в столицу, Грибоедов читает пьесу А.А.Жандры, который руководил всем офисом. Последний поручает писцам составлять списки работ. Драматург, исправленный в своей руке, подарил подписанную копию своему другу (рукопись Жандровской). Основную роль в распространении пьесы в этот период сыграли будущие декабристы.

Вторая половина 1824 г. и начало 1825 г. были в беде: писатель встречался с министром внутренних дел B.C.Ланским, министром просвещения А.С.Шишковым, губернатором Санкт-Петербурга М.А.Милорадовичем, был представлен великому князю (будущему императору) Николай Павлович... Все они положительно отреагировали на драматурга, но не смогли добиться публикации всей работы. Только явления 7-10 первого акта и третьего акта с цензурными сокращениями были опубликованы в альманахе Ф.В.Булгарина «Русская талия 1825 года». Когда он уехал на Восток в 1828 году, Грибоедов представил ему последний санкционированный вариант работы (Булгарский список). После смерти писателя было наконец получено разрешение на театральную постановку в сильно искаженном виде. В 1833 году было опубликовано театральное «издание» комедии.

Полностью без цензурных сокращений пьеса была опубликована за рубежом в 1858 году, а в России - только в 1862 году. К этому времени в стране насчитывалось несколько десятков тысяч рукописных списков, что значительно превышало все известные на тот момент тиражи. В то же время рукописные версии содержали серьезные несоответствия из-за простых ошибок писцов и их желания вносить свои дополнения и изменения в текст. Эти трудности не были полностью преодолены редакторами издания 1862 года. Только в XX-м веке благодаря усилиям литературоведов, проводивших текстологические исследования, и прежде всего Н.К.Пиксанова, на основе сравнения музейного автографа, рукописи Жандровского и Булгарского списка, была создана та версия комедийного текста, которую мы иметь сегодня.

Александр Сергеевич Грибоедов - создатель гениальной комедии «Горе от ума», разбросанной по сотням «крылатых» фраз и выражений, которые стали как бы набором афоризмов. Первоначально автор назвал комедию «Горе разуму», указав главную причину плохого самочувствия человека в его современном обществе. Чацкий - умный человек, пылкий и страстный, ищет настоящую работу, но не находит для себя никакой пользы; разум, который хочет служить «делу, а не людям».

Но в обществе, где он вынужден жить, ценится противоположность - гордость, или, скорее, высокомерие, почтение к лицам только богатых, и не имеет значения, как было достигнуто благосостояние.

Здесь все завидуют не интеллекту, а удаче, званиям; не за заслуги перед Отечеством - главное: нужно быть «у корыта», «быть самим с ключом и отдавать ключ своему сыну».

Какая-то «очень сложная» самооценка, измеряемая деньгами. Это коррумпированное общество, здесь все продается и покупается, за все определяется цена, только этот торг покрывается красивыми и высокими фразами, но суть одна и та же. Когда есть человек, который называет все своими именами, кто хочет быть искренним и бескорыстным, кто ценит науку, дружбу, любовь, они сразу же будут крещены сумасшедшим.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова представляет собой сложный синтез трех литературных приемов, сочетания, с одной стороны, их индивидуальных особенностей, а с другой - целостного панорамы русской жизни начала XIX века.

Поэтому пьеса А.С.Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной и в наше время.

Чтобы лучше понять идейно-художественное содержание «Горе от ума», социально-политические проблемы комедии, вспомним характерные черты исторической эпохи, отраженные в пьесе.

Существуют определенные трудности с датировкой «Горе от ума», связанные, прежде всего, с тем, что автор не оставил четких указаний о начале работы над пьесой.

Исследователи называют и 1816, и 1818, и 1821. Документируется только время, когда работа была завершена: 1824 год.

У Грибоедова был «пророческий сон», во сне произошел следующий диалог:

«Что же вам угодно? - Сами знаете. - Когда ж должно быть готово? - Через год непременно». Это событие явилось толчком к активной работе над комедией.

Грибоедов был лично знаком с великим князем Николаем Павловичем, с генерал-губернатором Санкт-Петербурга Милорадовичем, с министром Ланским и другими видными сановниками. Однако драматург не смог напечатать комедию или поставить ее.

Не было культурной дворянской семьи, у которой не было бы списка или копии комедии «Горе от ума». Эта рукопись, содержащая множество блотов, с помощью которых списки составлялись, разбросаны по всей стране, также сохранилась и получила название «Жандровская рукопись».

Неожиданно удача все-таки улыбнулась Грибоедову: дружески настроенный к нему Булгарин собрался издавать театральный альманах «Русская талия на 1825 год». В конце 1824 года альманах вышел в свет и в нем комедия «Горе от ума» (в неполном виде).

Следы ревизии сохранились в рукописи, которую Грибоедов, выезжая в 1828 году в Персию, представил Булгарину. На нем есть надпись: «Я доверяю свое горе Булгарину. Верный друг Грибоедов. 5 июня 1828 г.».

При жизни Грибоедова пьеса была хорошо известна, но они знали ее только в рукописных копиях, поскольку она была полностью опубликована и поставлена ​​в театре. Текст комедии, известный современному читателю и зрителю, был составлен ученым - литературоведом Н.К.Пиксановым на основе глубокого изучения многочисленных авторских рукописей.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» проблема ума - одна из ключевых. Об этом, собственно, и свидетельствует название. Поэтому эту проблему следует рассматривать, пожалуй, самой первой, говоря о комедии, ее темах и образной системе.

Выше слово «разум» использовалось довольно часто. Но сначала не совсем понятно, что автор и его герои вкладывают в это понятие, его необходимо конкретизировать в рамках действия комедии. Действительно, когда мы говорим, что Чацкий умен, мы вспоминаем глупых, с его точки зрения, Максима Петровича, дядю Фамусова и слова его племянника: «А? как, по-вашему? По-нашему - смышлён». В связи с этим, опираясь на другие образы произведения (Молчалина, Софьи и других), можно сделать вывод, что Грибоедов рассмотрел два типа ума: «интеллектуальность» и «приспособляемость», также именуемую «бытовым» умом, который часто сродни глупости.

Итак, «Горе от ума», несмотря на всю сложность проблемы, дает нам надежду на «просветление в конце туннеля», так сказать, в лице таких умных и высокообразованных людей, как Чацкий. И фамусовское общество выглядит как нечто смертельно бледное и умирающее в своих попытках сопротивляться этому.

Идеологический смысл комедии заключается в противопоставлении двух социальных сил, образа жизни, мировоззрения: старого, феодального и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Борьба «настоящего века» с «прошлым веком» - это борьба Чацкого, продвинутого человека своего времени и отсталого общества Фамуса. Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Они видят смысл жизни, прежде всего, в обогащении, они - карьеристы и завистники. Они у власти и занимают высокое социальное положение.

Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-крепостническую систему, А.С.Грибоедов ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи, зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей.

В комедии конфликт заканчивается общим признанием Чацкого как сумасшедшего, а любовная драма заканчивается разоблачением любовного романа во главе с Молчалиным. В конце пьесы, Чацкий чувствует себя брошенным всеми, и чувство отчуждения от общества, к которому он когда-то принадлежал, усиливается. Развязка любовной драмы затрагивает главный конфликт: Чацкий оставляет все противоречия нерешенными и оставляет Москву. В столкновении с фамусовским обществом, Чацкий побежден, но проиграв, он остается непобежденным, так как он понимает необходимость бороться с «прошлым веком», его нормами, идеалами и жизненной позицией.

Описывая в комедии «Горе от ума» социально-политическую борьбу между консервативными и прогрессивными лагерями, социальных персонажей, обычаи и жизнь Москвы, Грибоедов воспроизводит положение всей страны. «Горе от ума» - это зеркало феодально-крепостной России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.

Комедия «Горе от ума» находится на стыке разнообразной художественной эстетики. Классические тенденции сочетаются в нем с элементами романтизма и реализма. Подобный синтез художественных моделей встречается в западноевропейской драме. Оригинальность художественного опыта Грибоедова заключается в специфике конфликта произведения, в развитии образов, в семантике имени.

Сама оценка поведения персонажа иллюстрировала идеи декабристов, которые считали, что необходимо выражать прогрессивные взгляды повсюду: как на балу, так и на собрании знати. Публичный характер, гласность монологов героя, подрывной пафос его социального положения были вычтены из образа несогласия, заключенного в фамилию: Чацкий - дурной, выражающий крамольные идеи.

Тема диссертации, включенная в название, распространяется на всех персонажей и иллюстрируется экзистенциальными формами их самореализации. Категория разума, которая была так популярна в литературе XVIII-го века, переосмыслена Грибоедовым в контексте изменившихся этических и эстетических приоритетов и проблем, относящихся к началу XIX-го века. В комедии противопоставляются два типа «разумного» поведения: первый носит чисто защитный характер, вторая предполагает разрушение архаичных догм.

Формально автор разрешает конфликтную ситуацию в пользу общества Фамуса, но философская правильность идеологической позиции принадлежит Чацкому. Такая развязка демонстрирует триумф персонифицированной идеи над миром, подчиняясь диктату устаревшей морали.

Реалистичная природа комедии заключается в создании особого художественного мира, в котором каждый герой испытывает свое собственное «горе от ума». Фамусов изображен как благородный мастер, к которому приходит вся Москва, но в финале пьесы он боится стать общим посмешищем, и раскрывается второе значение его фамилии (от латинского fama - «слух») в замечании персонажа: «Ах! О Боже! что скажет княгиня Мария Алексеевна!». Характер Софии устанавливается в соответствии с образами позитивных героинь из предыдущей литературы, но в комедии ее мудрость распространяется на идеализацию неестественного любовника и стремление соответствовать тем романтическим идеалам, которые она постигла из французских книг.

Сюжет комедии отражает жизнь в доме Фамусовых. Каждый гость представляет определенный тип поведения, поднятый автором до уровня социокультурного обобщения. Репетилов воплощает идею профанации высоких идеалов.

Новшество Грибоедова также заключается в создании нового для русской литературы жанра. «Горе от ума» можно отнести к типу любовной и повседневной комедии, но драматический пафос, который пронизывает конфликт, не позволяет ограничить жанровую природу работы, указывая на чувства главного героя и его непонимание со стороны окружающее общество. Наличие двух интриг разрушает обычную классицистическую структуру, известную по комедиям Мольера, вводит параллельные сюжетные линии в творчество Грибоедова. Композиционные элементы драматического конфликта - любовь внутри семьи и социально-политическая - совпадают с самого начала и развязки. Кульминацией общественно-политической интриги является монолог Чацкого, в котором герой нападает с оскорблениями о рабском отношении общества Фамуса ко всему чужому.

В чем идейно-стилистическая оригинальность комедии? Прежде всего, давайте обратимся к конфликту. На фоне традиционных классических драм, водевиля, острых комедий Шаховского конфликт комедии Грибоедова отличается своей психологической и философской новизной и глубиной.

Оригинальность конфликта диктует оригинальность жанра. Повседневная комедия, комедия о нравственности, сатира - всех этих определений явно недостаточно для определения жанра «Горе от ума». При желании вы можете найти в комедии фарсовые элементы, которые в целом не были новшеством в те дни. Например, реплики Скалозуба, принцессы, появление Репетилова. В пьесе Грибоедова все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия или романтическая драма для чтения.

Недоверие к жизни мстит само за себя, а развитие как личной, так и социальной интриги приводит самого умного Чацкого к катастрофе и разочарованию в жизни.

Таким образом, мы можем назвать произведение Грибоедова философской драмой, основным конфликтом которой является конфликт между живой жизнью и нашими абстрактными представлениями о ней.

Учитывая жанровую оригинальность пьесы, нельзя не упомянуть ее стилистические особенности. Инновационная игра Грибоедова сочетает в себе черты классицизма и реализма. Создавая пьесу, Грибоедов разработал особую, новую поэтику. «Я живу и пишу свободно и свободно», - говорит Грибоедов в письме к Катенину.

Возьмем, например, совершенно новые речевые характеристики героев. Язык, на котором общаются герои комедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. «Смесь французского с нижегородским», насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеем дело.

Почти звукоподражательный образ речи светских барышень (например, «атласная тюрюрлю» Натальи Дмитриевны), чистая сухая речь Скалозуба, меткие, резкие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого - все это позволяет нам согласиться со словами Пушкина: «...о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы». Вспомним лишь некоторые из них: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «умный человек не может быть не плутом», «нынче любят бессловесных», «счастливые часов не наблюдают», «злые языки страшнее пистолета» и многие - многие другие.

В течение полутора сотен лет критики интерпретировали «бессмертную комедию» Александра Сергеевича Грибоедова. Казалось бы, в XIX-м веке все было сказано о горе о уме. В образах героев рассматриваются со всех сторон, мысль и пафос интерпретируется на любой вкус. Вся окраска русской литературы и критика всех направлений - от Белинского до Аполлона Григорьева, от Пушкина до Достоевского - говорили о Горе от ума. Диапазон оценок был настолько широк, что Чатский теперь казался патологически умным, теперь патологическим дураком, теперь чистым западником, теперь славянофилом.

Блок назвал «Горе от ума» работой, непревзойденной, единственной в мировой литературе, неразгаданной до конца, символической в ​​истинном смысле этого слова… «Творчество, такое откровенное, дает право и снова и снова обязывает тщательно Прочтите знакомый текст «Горе от ума» - это ключ к пониманию смысла многих последующих литературных произведений - и поищите новые ответы на болезненные вопросы русской истории в этом тексте.

Бессмертное произведение Грибоедова

«Уже более 150 лет привлекает читателей бессмертная комедия Грибоедова «Горе от ума» каждое новое поколение перечитывает её заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует».

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», - что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Так живы, что они дожили до наших времен. Мне кажется, в этом секрет бессмертия комедии А.С.Грибоедова. В конце концов, наш фамус, молчаливость, пухлость по-прежнему заставляют наше современное переживание Чацкого горевать в уме.

Автор единственной полностью зрелой и законченной работы, более того, не опубликованной во всей своей полноте при жизни, Грибоедов приобрел необычайную популярность среди современников и оказал огромное влияние на последующее развитие русской культуры. На протяжении почти полутора столетий комедия «Горе от ума» живет без старения, волнуя и вдохновляя многие поколения, для которых она стала частью их собственной духовной жизни, вошла в их сознание и речь.

Через несколько лет, когда критики не упоминали комедию Грибоедова, Ушаков написал статью. Он правильно определяет историческое значение комедии «Горе от ума». Он называет произведение Грибоедова «бессмертным творением» и видит лучшее доказательство «высокого достоинства» комедии в её необычайной популярности, в том, что её знает чуть ли не наизусть каждый «грамотный россиянин».

Белинский также объяснил тот факт, что, несмотря на усилия цензуры, он «еще до того, как пресса и репортажи распространились по всей России в бурном потоке», обрел бессмертие.

Имя Грибоедова неизменно стоит рядом с именами Крылова, Пушкина и Гоголя.

Гончаров, сравнивая Чацкого с Онегиным и Печориным, подчеркивает, что Чацкий, в отличие от них, - «искренний и горячий деятель»: «ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом все его значение и весь ум», и поэтому-то «Чацкий остается и останется всегда в живых». Он «неизбежен при каждой смене одного века другим».

«Горе от ума» появилось до того, как Онегин, Печорин, пережил их, прошел невредимым через гоголевский период, прожил эти полвека со времени своего появления и до сих пор живет своей нетленной жизнью, переживет еще много эпох, и все не потеряет его жизнеспособность.

Эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрет, как резкий и едкий, живой русский разум, рассеянный в них, который, как заключил Грибоедов, как волшебник какого-то духа, в своем замке, и он рушится там со злым смехом. Невозможно представить, чтобы могла появиться другая, более естественная, более простая, более похожая на жизнь речь. Проза и стих соединились здесь во что-то неразделимое, что, кажется, облегчает их сохранение в памяти и возвращение в оборот всего ума, юмора, шутки и злости русского ума и языка, собранного автором.

Великая комедия остается молодой и свежей даже сейчас. Он сохранил свой публичный звук, свою сатирическую соль, свой художественный шарм. Она продолжает свое триумфальное шествие по сценам русских театров. Она учится в школе.

Русский народ, построивший новую жизнь, показал всему человечеству прямой и широкий путь к лучшему будущему, помнит, ценит и любит великого писателя и его бессмертную комедию. Теперь, как никогда, слова, написанные на могильном памятнике Грибоедова, звучат громко и убедительно: «Твой разум и дела бессмертны в русской памяти...».

Заключение

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала событием в русской литературе начала XIX века, являясь редчайшим примером ее обвинительного, сатирического направления.

Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С.Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к наиболее мощным проявлением русского духа». Бессмертная комедия «Горе от ума», «жемчужина» российской сцене Грибоедов инициированной расцвет русской реалистической драмы.

Успех комедии был неслыханным. Пушкин дал блестящую и глубокую характеристику «Горе от ума». По словам поэта, цель комедии «характеры и резкая картина нравов».

Грибоедов создал типичный образ «нового человека» - социального протестанта и борца - в типичных обстоятельствах своего исторического времени. Он показал, насколько систематически и неотразимо, становясь все более и более обостряющимся, противоречие главного героя, Чацкого, с обществом Фамуса растет. Это общество предает анафему Чацкого, которая носит характер политического доноса: Чацкий публично объявлен нарушителем спокойствия, Карбонари, человеком, который посягает на «легальную» государственную и социальную систему.

«Горе от ума», безусловно, остается одним из шедевров наказания социальной сатиры. Но подлинная сатира никогда не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он находится на переднем крае идеологических и художественных позиций, всегда осуждает зло и пороки во имя добра и добродетели, во имя утверждения определенного позитивного идеала - социальный, политический, моральный. У Грибоедова «Горе от ума» не только разоблачил феодальный мир, но и перенял позитивный идеал в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.