Христианство и личность: понимание свободы воли и греха средневековым человеком

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

«Афины и Иерусалим»: диалог двух начал христианства
Культура Византии и ее влияние на русскую культуру
Древнерусская культура
Позднее западноевропейское Средневековье: города, возвращение Аристотеля, университеты


Введение:

История средневековья начинается с падения Римской империи. Переход от древней цивилизации к средневековью был вызван, во-первых, крахом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с этим краха всей древней культуры. Во-вторых, Великим переселением народов (с 4-го по 7-е века), во время которого десятки племен бросились покорять новые земли. С 375 по 455 год (захват Рима вандалами) продолжался мучительный процесс вымирания величайшей цивилизации. Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 году прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на его территории возникли десятки варварских королевств. Третьим и наиболее важным фактором, определяющим формирование европейской культуры, было христианство. Христианство стало не только его духовной основой, но и тем интеграционным принципом, который позволяет нам говорить о культуре Западной Европы как о единой, цельной культуре.

Таким образом, средневековая культура является результатом сложного, противоречивого синтеза древних традиций, культуры варварских народов и христианства. Однако влияние этих трех принципов средневековой культуры на ее характер не было равнозначным. Доминирующей чертой средневековой культуры было христианство, которое выступало в качестве новой идеологической поддержки мировоззрения и мировоззрения человека той эпохи, что привело к формированию средневековой культуры в целом.

Цель данной работы - изучить и выявить роль христианства в культуре средневековья.

Задачи:

  • раскрыть общую самобытность средневековой культуры;
  • охарактеризовать христианство как ядро ​​средневековой культуры.

Средневековая культура: характеристика эпохи

Средневековая культура Западной Европы - это эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества.

Культурологи называют средневековье длительным периодом в истории Западной Европы, который охватывает более тысячелетия с 5 по 15 века, то есть с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Ренессанс. 

В течение тысячелетия принято различать не менее трех периодов:

  1. Раннее средневековье, с начала эпохи до 900-1000 (до X-XI веков).
  2. Высокое (классическое) средневековье - с X-XI веков до XIV века.
  3. Позднее средневековье, XIV-XV вв.

Раннее средневековье (V-IX века)

Это был период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского существования. Варвары раннего средневековья носили своеобразное видение и чувство покоя, основанные на семейных узах человека и общности, к которой он принадлежал, духе воинственной энергии, чувстве неотделимости от природы. В процессе формирования средневековой культуры важнейшей задачей было уничтожение «силового мышления» мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа власти. Таким образом, формирование раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс синтеза христианских и варварских традиций. Драматический характер этого процесса был обусловлен противоположной, разнонаправленной ориентацией христианских ценностных ориентаций и варварским сознанием, основанным на «силовом мышлении».

Постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви. В условиях общего упадка культуры сразу после распада Римской империи, в условиях трудной и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и ненадежных знаний об окружающем нас мире церковь предложила людям гармоничную систему знаний о мире, его строении, силах, действующих в нем. Эта картина мира полностью определила менталитет верующих жителей деревни и горожан и была основана на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода во многом определялась христианством.

Однако не следует думать, что формирование христианской религии в странах Западной Европы прошло гладко, без трудностей и конфронтации в умах людей со старыми языческими верованиями. Население традиционно было привержено языческим культам и проповедям, и описания жизни святых было недостаточно, чтобы обратить его в истинную веру. Они перешли в новую религию с помощью государственной власти. Однако спустя долгое время после официального признания единой религии духовенству пришлось бороться с устойчивыми остатками язычества среди крестьянства.

Церковь разрушила храмы и идолов, запретила поклонение богам и совершала жертвоприношения, устраивала языческие праздники и ритуалы. Строгие наказания угрожали тем, кто занимался гаданием, гаданием, заклинаниями или просто верил в них. Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, явно имели сельскохозяйственное происхождение. Так, в «Списке суеверий и языческих обычаев», составленном во Франции в VIII веке, упоминаются «борозды вокруг деревень» и «идол, носимый на полях». Было нелегко преодолеть приверженность таким ритуалам, поэтому церковь продолжала сохранять некоторые языческие обряды, придавая этим действиям окраску официальных церковных ритуалов. Так, ежегодно в Троице на полях проводились шествия «процессии» с молитвами за урожай вместо язычников, «носящих идола».

Формирование процесса христианизации было одним из источников острых столкновений, поскольку концепция народной свободы часто ассоциировалась со старой верой среди людей, в то время как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением была совершенно отчетливой. В умах сельского населения, независимо от их веры в определенных богов, сохранялись установки, в которых люди чувствовали себя непосредственно вовлеченными в цикл природных явлений. Это постоянное воздействие природы на человека и вера в влияние человека на течение природных явлений с помощью целой системы сверхъестественных средств было проявлением магического сознания средневекового сообщества, важной чертой его мировоззрения.

Церковь ревностно боролась со всеми остатками язычества, одновременно принимая их. Таким образом, называя язычество всевозможными ритуалами, заговорами и заклинаниями, церковь тем не менее провела настоящую охоту за людьми, которые якобы обладали способностью создавать эти заклинания и заклинания. В церкви считались особенно опасными женщины, занимающиеся изготовлением всевозможных зелий и амулетов. В руководствах для исповедников большое внимание уделялось «способности некоторых женщин летать в субботу ночью».

Итак, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоение древнего наследия. Признаки раннесредневековой культуры включают приверженность традициям, консерватизм всей общественной жизни, господство стереотипов в художественном творчестве, стабильность магического мышления, которое было навязано церкви.

Высокое (классическое) средневековье (X-XIII века)

Эпоха зрелого средневековья начинается со времени «культурного молчания», которое длилось почти до конца 10-го века. Бесконечные войны, гражданские беспорядки, политический упадок государства привели к разделению империи Карла Великого (843 г.) и заложили основу для трех государств: Франции, Италии и Германии.

В период классического или высокого средневековья Европа начала преодолевать трудности и возрождаться. В XI в. Улучшение экономической ситуации, рост населения, сокращение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от сельского хозяйства, что привело к росту как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождены от правления духовных или светских феодалов.

Государственные структуры были расширены с 10-го века, что позволило собрать более многочисленные армии и в некоторой степени остановить набеги и грабежи. Миссионеры принесли христианство в страны Скандинавии, Польшу, Богемию, Венгрию, так что эти государства также вышли на орбиту западной культуры. Наступление относительной стабильности предоставило возможность для быстрого восстановления городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах процветала собственная культура и духовная жизнь. Важную роль сыграла та же церковь, которая также развивала и совершенствовала свое обучение и организацию.

Европейское средневековое общество было очень религиозным, и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было отправной точкой всего мышления, всех наук - юриспруденции, естествознания, философии, логики - все было приведено в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь долгое время определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода во многом определялась христианством.

Важный пласт в формировании народной культуры в период классического средневековья - проповеди. Основная часть общества оставалась неграмотной. Чтобы мысли социальной и духовной элиты стали доминирующими мыслями всех прихожан, их нужно было «перевести» на язык, понятный для всех людей. Проповедники сделали это. Приходские священники, монахи и миссионеры должны были разъяснять людям основные принципы богословия, прививать принципы христианского поведения и искоренять неправильное мышление. Проповедь предполагала в качестве слушателя любого человека - грамотного и неграмотного, благородного и простого, городского и крестьянского, богатого и бедного.

Самые известные проповедники построили свои проповеди таким образом, чтобы долгое время удерживать внимание общественности и донести до них идеи церковного обучения в виде простых примеров. Некоторые использовали для этого так называемые «примеры» - короткие рассказы, написанные в форме притч на повседневные темы. Эти «примеры» являются одним из самых ранних литературных жанров и представляют особый интерес для более полного понимания мировоззрения простых верующих. «Пример» был одним из наиболее эффективных средств дидактического воздействия на прихожан. В этих «случаях из жизни» виден первоначальный мир средневекового человека с его представлениями о святых и нечистой силе как реальных участниках повседневной жизни человека. Однако наиболее известные проповедники, такие как Бертольд Регенбург (XIII век), не использовали «Примеры» в своих проповедях, опираясь в основном на библейские тексты. Этот проповедник строил свои проповеди в форме диалогов, адресовал призывы и высказывания определенной части студентов или профессиональных категорий. Он широко использовал метод перечисления, загадки и другие уловки, которые делали его проповеди небольшими выступлениями. Служители церкви, как правило, не вносили каких-либо оригинальных идей и заявлений в свои проповеди, этого от них не ожидалось, и прихожане не смогли бы это оценить. Публика получила удовлетворение только от того, что услышала знакомые и известные вещи.

В XII-XIII вв. церковь, достигшая пика власти в борьбе против государства, постепенно начала терять свои позиции в борьбе против царской власти. К XIII веку. Натуральное хозяйство начинает разрушаться в результате развития товарно-денежных отношений, личная зависимость крестьян ослабевает.

Позднее средневековье (XIV-XV века)

Позже в средние века продолжались процессы формирования европейской культуры, начавшиеся во времена классики. Однако их ход был далеко не гладким. В XIV - XV веках Западная Европа неоднократно переживала сильный голод. Многочисленные эпидемии, особенно чума, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Столетняя война сильно замедлила развитие культуры. В эти периоды неуверенность и страх доминировали в массах. Восстановление экономики сменяется длительными периодами спада и застоя. В массах существовали комплексы страха смерти и загробной жизни, а страхи злых духов усиливались. В конце Средневековья, в умах простых людей, сатана превращается, как правило, из не страшной, а иногда и нелепой черты, во всемогущего правителя темных сил, который в конце земной истории будет действовать как Антихрист. Еще одна причина для страха - голод из-за низкой урожайности и нескольких лет засухи.

Источники страха лучше всего проявляются в молитве крестьянина того времени: «Избавь нас, Господь, от чумы, голода и войны». Доминирование устной культуры сильно способствовало размножению суеверий, страхов и коллективной паники. Однако, в конце концов, города были возрождены, людям, которые выжили от морального состояния и войны, была предоставлена ​​возможность устроить свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Создались условия для нового подъема в духовной жизни, науке, философии и искусстве. Постепенно социальная структура средневекового общества стала сотрясаться. Появляется новый класс - буржуазия. Процесс разложения феодализма (социально-экономическая основа средневековой культуры), ослабление влияния христианства, вызвало кризис средневековой культуры, выражавшийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорил переход к новой, качественно иной эпоха - ренессанс, связанная с формированием нового, буржуазного типа общества. Таким образом, изменения в реальной жизни и мировоззрения людей в средние века приводят к формированию новых представлений о культуре.

Христианство как основа средневековой культуры

Христианство было ядром европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Долгое время в историко-культурной литературе преобладала точка зрения средневековья как «темных веков». Основы этой позиции были заложены педагогами. Однако история культуры западноевропейского общества была не такой однозначной, одно можно сказать наверняка - вся культурная жизнь средневековой Европы этого периода во многом определялась христианством, которое было уже в четвертом веке. от преследования становится государственной религией в Римской империи.

Из движения, противостоящего официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую поддержку римского государства. В это время на Соборах Вселенских Церквей принят ряд ведущих положений христианской догмы - символа веры. Эти положения объявлены обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.

Концепция Божественной Троицы была истолкована следующим образом. Бог один во всех трех лицах: Бог-Отец - Создатель мира, Бог-Сын, Иисус Христос, Искупление Бога и Бог-Дух Святой - были абсолютно равны и совпадали друг с другом.

Несмотря на сильное несоответствие между идеалом и реальным, тем не менее, сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, желанием воплотить христианские идеалы в практическую деятельность. Поэтому мы рассматриваем идеалы, на которые были направлены многие усилия людей того времени, и отмечаем особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

В средние века сформировалась теологическая концепция культуры (греческий теос - Бог), согласно которой Бог действует как центр вселенной, ее активный, творческий принцип, источник и причина всего, что существует. Это потому, что Бог является абсолютной ценностью. Средневековая картина мира, религиозность этой культуры принципиально отличается от всех предыдущих - языческих культур. Бог в христианстве Един, Личен и Духовен, то есть совершенно не материален. Бог также наделен многими добродетельными качествами: Бог всемогущий, Бог Любовь, Бог Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога человек приобретает особое значение в религиозной картине мира. Человек - образ Бога, величайшая ценность после Бога, занимает доминирующее место на Земле. Главное в человеке это душа. Одним из выдающихся достижений христианской религии является дар свободной воли человеку, то есть право выбирать между добром и злом, Богом и дьяволом. Из-за присутствия темных сил зла средневековую культуру часто называют дуалистической (дуальной): на одном из ее полюсов - бог, ангелы, святые, на другом - дьявол и его темная армия (демоны, колдуны, еретики).

Трагедия человека в том, что он может злоупотреблять свободной волей. И так случилось с первым человеком - Адамом. Он избегал Божьих запретов на искушения дьявола. Этот процесс называется падением. Грех - это результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха страдания, войны, болезни и смерть вошли в мир.

Согласно христианской доктрине, сам человек не может вернуться к Богу сам по себе. Для этого человеку нужен посредник - Спаситель. Спасителем в средневековой христианской картине мира является Христос и Его Церковь (в Западной Европе - католическая). Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира средневековья играет проблема спасения души каждого человека.

Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог-создатель, а место понятия «культура», так ценившееся в древности, занимает понятие «культ». С этимологической точки зрения эта концепция также имеет значение совершенствования и совершенствования. Однако основной акцент в этой концепции переносится на заботу, поклонение и почитание. В то же время это относится к почитанию высшей, сверхъестественной силы, которая управляет судьбами мира и человека. Согласно христианской концепции, смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, загробной жизни, потустороннему. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь теряет свою ценность. Это рассматривается только как подготовка к вечной, посмертной жизни. Основное внимание уделяется загробной жизни, возмездие загробной жизни. Спасение дается не каждому, а только тем, кто соблюдает евангельские заповеди.

Вся человеческая жизнь в средние века стоит между двумя точками отсчета - грехом и спасением. Чтобы избежать первого и достичь второго, человеку даются следующие условия: следовать христианским заповедям, совершать добрые дела, избегать искушений, исповедовать грехи, вести активную молитву и вести церковную жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основными христианскими ценностями являются вера, надежда, любовь.

В эпоху средневековья основа культуры была заложена на иррациональном (иррациональном, сверхразумном) принципе - вере. Вера находится над умом. Разум служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей.

Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Он стремился укрепить религиозное мировоззрение. Многие сцены Страшного Суда: поднимается страх перед неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера. Но есть и мощная народная культура смеха, где все эти ценности подвергались комическому переосмыслению. Учение церкви было отправной точкой всего мышления, всех наук (юриспруденция, естествознание, философия, логика) - все было приведено в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь долгое время определяла политику в области образования.

Все V-IX вв. чтобы школы в Западной Европе были в руках церкви. В церкви составлен учебный план, отобраны ученики. Основная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохранила и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от древней образовательной системы. Унаследованные с древности дисциплины преподавались в церковных школах - «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

Существовали также светские школы, где обучались молодые люди, не предназначенные для церковной карьеры, в них учились дети из дворянских семей (многие из этих школ были открыты в Англии во второй половине 9-го века). В XI в. в Италии первый университет был открыт на базе Болонской юридической школы (1088), которая стала крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединились в вузы, чтобы добиться независимости от города и иметь право на самоуправление. Университет был разделен на братство - объединение студентов из определенной страны и факультетов, где они овладели теми или иными знаниями. В Англии в 1167 году в Оксфорде был открыт первый университет, а затем Кембриджский университет. Самый выдающийся университетский ученый в Англии в 13 веке был Роджер Бэкон (около 1214-1292), который, как основной метод познания, выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт. Самым крупным и первым из университетов Франции был Парижский Сорбонна (1160). Она объединила четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и теологический. Как и в других крупных университетах, сюда стекались студенты из всех европейских стран.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (со школы, ученым). Его наиболее характерными чертами были стремление полагаться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивать роль опыта как метода познания, сочетать богословские и догматические предпосылки с рационалистическими принципами и интерес к формальным логическим проблемам.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, стало создание нецерковных школ в городах: это были частные школы, финансово независимые от церкви. Учителя в этих школах жили за плату учеников. С тех пор наблюдается быстрое распространение грамотности среди городского населения. Выдающийся мастер Франции XII века был Петр Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший ряд нецерковных школ. Ему принадлежит известная работа «Да и нет», в которой были разработаны вопросы диалектической логики. В своих лекциях, которые были чрезвычайно популярны среди горожан, он утверждал первенство знания над верой.

В христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. Древний идеал - это гармония духа и тела, физического и духовного. Христианский идеал - это победа духа над телом, аскетизм. В христианстве приоритет отдается душе, духовному принципу. И уничижительное отношение формируется к телу. Считалось, что тело греховно, тленно, является источником искушений, временной обителью души. А душа вечна, бессмертна, совершенна, это частица божественного начала в человеке. Мужчина должен заботиться прежде всего о душе.

Говоря о различиях между древними и средневековыми идеалами, стоит обратить внимание на такой момент. Древний идеал - гармоничная личность - был вполне осуществимым, достижимым, реальным. Средневековый идеал, как горизонт, был недостижим. Потому что средневековый идеал - это Бог, абсолютное совершенство (добро, добро, любовь, справедливость). Человек всегда грешен, и он только так или иначе приближается к этому идеалу. Следовательно, культурное развитие человека понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, богу, абсолюту, как процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке.

Огромную роль в жизни общества в то время играл монашество: монахи взяли на себя обязательства «покидать мир», безбрачие и отказ от собственности. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, зачастую очень богатые центры, которые владели движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII - начале VIII в. в одном из монастырей жили беды Достопочтенного. один из самых образованных людей своего времени, автор первого крупного эссе по английской истории. С середины XII в. в быстро развивающихся городах сконцентрирована наиболее мобильная и образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Оскорбительные ордена были частью городских духовных течений и одновременно реакцией на их еретические крайности. Одним из наиболее важных аспектов деятельности приказов было пастырское служение, особенно проповедь и исповедание. Величайшие богословы средневековья - Альберт Великий и Фома Аквинский - вышли из своей среды.

Хотя средневековая культура имела идеологическую, духовную и художественную целостность, господство христианства не делало ее полностью однородной. Одной из ее существенных черт было появление в ней светской культуры, отражающей культурную самобытность и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и нового социального слоя, возникшего в зрелом средневековье - горожан.

Светская культура, являясь одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своей природе. В то же время сам рыцарский образ жизни и горожане предопределили их ориентацию на земное, выработали особые взгляды, этические нормы, традиции и культурные ценности. Они зафиксировали человеческие способности и ценности, необходимые для военной службы, общения феодалов. В противоположность аскетизму, который царила церковь, в рыцарской культуре пели земные радости и ценности, такие как любовь, красота, служение прекрасной женщине.

Особый культурный пласт средневековья был представлен народной культурой. На протяжении всего средневековья в народной культуре сохранились остатки язычества и элементы народной религии. Она выступила против официальной культуры и выработала собственный взгляд на мир, отражающий тесную связь человека с природой. Спустя столетия после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества превратились в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.д. Древние верования в колдунов и оборотней сохранялись среди крестьянства в течение всего средневековья. Для борьбы со злыми духами широко использовались различные амулеты, как словесные (все виды заговоров), так и предметные (амулеты, талисманы). Почти в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, которая умела не только вредить, но и лечить.

Смеющаяся народная культура, народные гуляния и карнавалы питали еретические движения и вместе с рыцарской культурой представляли светское, светское начало в культуре средневековья. Однако, как и в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Куртуазная рыцарская культура была признана необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная основа. Таким образом, в средние века религиозная культура покорила все виды светской культуры.

Наиболее яркое и глубоко христианское отношение было передано в искусстве средневековья. Основное внимание художников средневековья было уделено загробному миру, их искусству, которое рассматривалось как неграмотная Библия, как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности. Католический собор служил художественным и религиозным воплощением образа всей вселенной.

Раннее средневековье - период господства романского стиля. Романская архитектура воспринимается как тяжелая, гнетущая, великая тишина, олицетворяющая стабильность мировоззрения человека, его «горизонтальность», «заземление». С конца XIII в. ведущим является готический стиль. За свою легкость и утонченность его называли замороженной, тихой музыкой, «симфонией в камне». В отличие от суровых монолитных, внушительных романских церквей и замков, готические соборы украшены резьбой и декором, много скульптур, они полны света, направлены в небо, их башни поднялись на 150 метров. Шедеврами этого стиля являются соборы Нотр-Дам, Реймс, Кельн.

Таким образом, культура средневековья в Западной Европе заложила основу для нового направления в истории цивилизации - утверждения христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировоззрения и отношения, которое существенно повлияло на все последующие культурные эр. Хотя, как известно, христианский идеал человека не был реализован в средневековом обществе. Теперь мы понимаем, что идеал может не соответствовать логике самой жизни, исторической реальности, лежащей в основе культуры.

Важно другое - мы судим о культуре по выдвинутым ею идеалам, которые сформировали менталитет ее личности, укрепляя единство культурной традиции. Несмотря на противоречивый характер социокультурного процесса, средневековая культура характеризовалась глубоким психологизмом, острым вниманием к человеческой душе, внутреннему миру человека.

Эпоху средневековья не следует рассматривать как период неудачи в развитии западноевропейской культуры от античности до современности. Несмотря на противоречивый характер культурологического процесса, более законно утверждать, что именно в это время наиболее важные черты западноевропейского христианского типа культуры сформировались на основе широкого распространения христианства.

Духовно-нравственный кризис европейской цивилизации позволяет увидеть достоинства средневековой культуры, заставляет переосмыслить важнейшие достижения ее духовной культуры, ее ценностей и идеалы - идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждения воровства денег, идеи универсальности человека и многие другие.

Заключение

Средневековая культура - это качественно новый этап в развитии европейской культуры, следующий после античности и охватывающий более тысячелетия (V-XV вв.). Он отличается от многих предыдущих и последующих эпох особой напряженностью духовной жизни. Наиболее важной особенностью средневековой культуры является особая роль христианской веры и христианской церкви. В условиях общего упадка культуры сразу после распада Римской империи только церковь на протяжении многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, что привело к формированию средневековой культуры в целом. Во-первых, христианство создало единое идеологическое и идеологическое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство дало средневековому человеку гармоничную систему знаний о мире и человеке, о принципах мироздания, его законах и силах, действующих в нем. Высшая цель христианства провозглашает спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего раскаяния в грехах. Однако спасти себя невозможно, спасение возможно только в лоне церкви, которая, согласно христианской догме, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом является смиренный человек, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей благодатью. Провозглашая господство духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждения добычи денег и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя они практически не были реализованы ни в одном из классов средневекового общества (включая монашество), все же оказали значительное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры. Во-вторых, христианство создало единое религиозное пространство, новую духовную общность людей одной веры. Этому способствовал прежде всего мировоззренческий аспект христианства, который интерпретирует человека, независимо от его социального статуса, как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит выше внешних различий людей - этнических, сословных и т.д. Духовный универсализм позволил христианству обратиться ко всем людям, независимо от их класса, этнической принадлежности и т.д. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало в качестве некой скобки, которая объединяла, объединяла разделенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая религиозную связь людей. В-третьих, христианство выступало в качестве организационно-нормативного начала средневекового общества. С разрушением старых родовых отношений и распадом «варварских» государств иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода соответствовала тенденции к формированию крупных раннефеодальных государств, которые наиболее ярко воплотились в империи Карла Великого. Христианство стало культурной и идеологической основой для консолидации разнообразного племени.

Церковь была не только доминирующим политическим институтом, но и оказывала доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. Средневековое духовенство было единственным образованным классом.

Массовая средневековая культура - это культура без книг, «переводы» мыслей социальной и духовной элиты на язык, понятный всем людям, - это проповеди, которые являются значительным слоем средневековой культуры. Приходские священники, монахи и миссионеры должны были разъяснять людям основные принципы богословия, прививать принципы христианского поведения и искоренять неправильное мышление.