Характеристика трудового права как отрасли науки и учебной дисциплины

Предмет: Трудовое право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по трудовому праву:

 

Много готовых рефератов по трудовому праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Трудовой договор: понятие, содержание, виды
Трудовой договор
Особенности метода трудового права.
Соотношение трудового права и смежных с ним отраслей права.


Введение:

Трудовое право в правовой системе Республики Беларусь является одним из важных направлений.

Общественная жизнь разнообразна и имеет различные формы проявлений, одним из которых является трудовая деятельность граждан. Последнее действует как способ проявления материальных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность, а следовательно, и существование человека. Удовлетворение материальных потребностей обеспечивается в процессе их производства, которые возникают вместе с существованием человека и достигают развития от самых простых орудий труда до самых современных конструкций и технологий.  

Трудовое право является отраслью права, нормы которой регулируют общественные отношения по использованию труда работников на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время, время отдыха, оплата труда, внутренний трудовой график, трудовая дисциплина, ответственность.  

Тема курсовой работы актуальна тем, что трудовое право Республики Беларусь как отрасль права относится к трудовым отношениям. Однако не все трудовые общественные отношения регулируются трудовым законодательством. 

Труд вне форм социальной организации труда не требует правового регулирования. Однако совместная работа, осуществляемая в соответствующей форме социальной организации труда, требует его организации, управления. 

Целью данной работы является комплексное рассмотрение и изучение предмета, метода и системы трудового права, истории правового регулирования трудовых отношений в Республике Беларусь, а также изучение понятия источников трудового права, их видов и принципов. трудового права.

Объектом изучения курсовой работы являются общественные отношения в сфере трудового права Республики Беларусь.

Предметом являются нормативные правовые акты Республики Беларусь.

Источниками трудового права на территории Республики Беларусь являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, а также другие законодательные документы, применимые в этой области.

При написании курсовой работы изучался ряд литературных источников под редакцией таких авторов, как К. М. Варшава, М. А. Драчук, В. И. Казанцев, Н. Н. Косаренко и др., Которые послужили ориентиром для полного рассмотрения понятия и значения трудового права в республике. Белоруссии.    

Данная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

История правового регулирования трудовых отношений в Беларуси  

Правовое регулирование трудовых отношений в Беларуси имеет богатую многовековую историю.

Время появления трудового права как самостоятельной отрасли права в Беларуси обычно называют второй половиной XIX или даже началом XX века. В целом с этим утверждением следует согласиться, но с некоторыми уточнениями. Хотя внутренняя отрасль трудового права насчитывает от одного до полутора веков, правовые нормы, регулирующие труд (включая наемный труд), существуют на протяжении многих веков, если не тысячелетий. Можно полностью поддержать мнение Е.Б. Хохлова о том, что «становление и развитие трудового права как самостоятельной отрасли в правовой системе неразрывно связано с развитием наемного труда и превращением его в социально значимое явление».      

На протяжении всей истории белорусской государственности (начиная с периода древних белорусских княжеств: Полоцкого, Городельского, Туровского и др.) В нашей правовой системе существовала группа норм позитивного права, регулирующих трудовые отношения.

Законодательство на территории современной Беларуси возникло после образования первых древних княжеств. Однако обычное право возникло перед государством, хотя неположительное (естественное) право вело жизнь людей еще до появления положительного права и государственных образований.  

В дореволюционный период (до середины XIX века) трудовые отношения в Беларуси во многом регулировались древним белорусско-литовским законодательством, а с середины XIX до начала XX веков - гражданскими и заводское законодательство Российской империи.

Во второй половине 19-го века правила о наемном труде все еще были частью гражданского права, а именно института гражданского права «Соглашение о персональных услугах».

3 июля 1886 г. в Российской империи был принят специальный закон, регулирующий отношения по найму рабочих. Как отмечает А. Н. Быков, заводской трудовой договор «до 1886 г. регулировался общими положениями гражданского законодательства», то есть Х том Кодекса законов. И хотя этот закон до сих пор не регулировал процедуру перевода, передача работника от одного производителя к другому была возможной. Согласно закону, если трудовой договор заключен на неопределенный срок, каждая из сторон может расторгнуть его, уведомив об этом другую в течение двух недель.     

В дореволюционный период (по крайней мере, до середины XIX века) трудовые отношения в Беларуси в значительной степени регулировались древним белорусско-литовским законодательством (Уставом Великого княжества Литовского 1588 года), а с середины XIX по начало 20 века. - гражданское и фабричное законодательство Российской империи. 

Период возрождения государственности Беларуси и советский период (1918-1991). Белорусская Народная Республика, возникшая в 1918 году и просуществовавшая менее года, не смогла сформировать собственное трудовое законодательство. Но важным достижением правительства БНР является провозглашение независимости Беларуси, а в сфере трудового права - установление восьмичасового рабочего дня.  

Окончательное становление и развитие белорусского трудового права связано с созданием в 1918-1919 гг. и существование Советской Белоруссии (ССРБ, Литовско-Белорусская ССР, БССР). 

Трудовой кодекс РСФСР 1918 года, еще до создания СССР, применялся на территории Беларуси, которая в то время входила в состав РСФСР как автономного округа. Как писал К.М. Варшавский об этом кодексе, «трудовые отношения становятся основой трудовых отношений вместо договора: распределение труда осуществляется в соответствии с распоряжением государственного органа, которое является обязательным как для работодателя, так и для работодателя; их согласие принципиально бессильно что-либо изменить ». Государственный орган, который назначает на работу, «может также уволить с работы, перевести работника в другое место, в другой город, на другой вид работы: он - только послушный инструмент в ее руках ...». Этот Кодекс, помимо закрепления норм по трудовой службе, регламентировал порядок предоставления труда, предварительного тестирования, перевода и увольнения работников и включал разделы об оплате труда, рабочего времени и охране труда.       

Сравнительный анализ Трудового кодекса 1922 года с Трудовым кодексом 1918 года указывает на его более удачную структуру и значительный прогресс в плане полноты (сложности) правового регулирования труда и связанных с ним отношений. Таким образом, положения трудового договора были сгруппированы законодателем в разделе V Трудового кодекса 1922 года вместо трех разделов в Трудовом кодексе 1918 года. В Трудовом кодексе 1922 года были урегулированы коллективные трудовые отношения, а также отношения для разрешение трудовых споров. Кодекс включал разделы о гарантиях и компенсациях, времени отдыха, студенческом договоре, которых не было в Трудовом кодексе 1918 года.  

Начало очередного этапа советского периода развития белорусского трудового законодательства некоторые авторы связывают с 1929 г., когда указом ЦИК и Совета Народных Комиссаров БССР от 27 июля 1929 г. Трудовой кодекс 1922 г. был пересмотрен. Эта реформа внесла значительные изменения в Трудовой кодекс 1922 года, а законодательный акт получил название Трудовой кодекс БССР, а не Кодекс законов о труде РСФСР. Таким образом, с определенной степенью условности Трудовой кодекс БССР 1929 года можно считать первым собственным трудовым кодексом республики.   

В 1930-х годах государственное вмешательство усилилось не только в регулировании трудовых отношений (наемный труд), но и в сфере труда других категорий населения, в частности колхозников. Это связано с ускоренным внедрением коллективизации на рубеже 1920–1930-х годов.  

В 1988 году были внесены существенные изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, а также во все Трудовые кодексы союзных республик, в том числе в Трудовой кодекс БССР. В частности, этой реформой были выделены три независимые категории: перевод, перемещение и изменение основных условий труда, что позволило Р.З. Лившицу выразить идею появления нового подинститута трудового права - «изменение трудового договора». Многие другие нормы Трудового кодекса также были изменены.  

Вскоре после этой законодательной реформы СССР распался, Беларусь провозгласила независимость, новый период развития всей правовой системы, а вместе с ней и трудового законодательства.

Период независимости Беларуси (с 1991 года). Этот исторический этап в развитии белорусского законодательства следует считать с момента принятия Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР. Год спустя ей был присвоен статус конституционного закона, а 15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь.   

Предмет, метод и система трудового права Республики Беларусь    

Предмет трудового права как отрасль права  

Когда мы говорим о предмете трудового права как отрасли права, мы ставим вопрос: какие общественные отношения регулируются нормами этой отрасли права? Трудовые отношения - это отношения работников с работодателями при использовании их трудовых способностей, регулируемые трудовым законодательством. Эти отношения отражают волевой характер производственных отношений, которые являются сложными и состоят из отношений собственности на инструменты и средства производства, отношений распределения, обмена, управления трудовыми отношениями. Производственные отношения - это объективно существующие отношения независимо от воли работников. В зависимости от типа собственности и правового типа предприятий (государственных, общественных, акционерных, смешанных, частных, совместных предприятий с иностранным капиталом, обществ с ограниченной ответственностью, кооперативов) Трудовые отношения делятся на родовые и специфические группы. и подгруппы, то есть трудовые отношения на государственных предприятиях, государственных и кооперативных предприятиях, частной, арендной и других формах собственности. Однако сегодня четко различаются две группы трудовых отношений: отношения работников и трудовые отношения, которые вступают во владение имуществом (акционерного общества).        

Правовой статус этих групп работников отражается в трудовых отношениях, которые имеют некоторые различия в отношении порядка возникновения, изменения и прекращения этих отношений, а также влияют на порядок распределения доходов. Сегодня выделяются следующие группы общественных отношений, регулируемые трудовым законодательством и составляющие предмет данной отрасли права. Первая группа состоит из предыдущих отношений, которые возникают между будущими работниками и агентствами по трудоустройству для предоставления им услуг в поиске работы, в обучении своей профессии или переподготовке новой. Существует несколько видов занятости: занятость молодежи после окончания неполной средней школы; обучение на рабочем месте через ученичество; распределение и перераспределение молодых специалистов после окончания средних специальных учебных заведений и др .; распределение студентов университета. Отдельным видом занятости является трудоустройство лиц с нарушениями зрения и слуха в слепых и глухих обществах через отделы социальной защиты. Виды занятости включают помощь военнослужащим в военных комиссариатах после окончания военной службы и помощь отделам внутренних дел лицам, отбывающим наказание.         

Вторая группа общественных отношений, регулируемых нормами трудового права, состоит из трудовых отношений, связанных с заключением трудового договора или договора и с определением трудовой функции работника, включая его в расчет заработной платы предприятия, отношений для перевода и переезд, а также отношения, связанные с расторжением трудового договора по разным причинам. Большая группа общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, - это отношения, возникающие из труда. Четвертая группа социальных отношений, регулируемых нормами трудового права, состоит из следующих отношений, связанных с повышением квалификации работников, обучением и переподготовкой, рационализаторской и изобретательской деятельностью, контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства и другими. Пятая группа общественных отношений, составляющих предмет трудового права и регулируемых нормами данной отрасли права, включает процессуальные и процессуальные отношения, возникающие при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также споры, возникающие в связи с заключением и изменением коллективных договоров и соглашений. Все эти группы общественных отношений в совокупности составляют предмет трудового права Республики Беларусь как отрасли права.      

Методы правового регулирования трудовых отношений  

Когда мы говорим о методах правового регулирования трудовых отношений, мы ставим вопрос: какие методы и приемы использует государство через правовые нормы для воздействия на общественно-трудовые отношения? Ведь государству небезразлично, как регулируются вышеупомянутые группы общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Поэтому государство, чтобы влиять в правильном направлении на связи с общественностью, применяет следующие методы: императивные, диспозитивные и санкционированные, а также дополняет эти методы следующими методами: запреты, разрешения, предписания и рекомендации. В 1937-1938 гг. И в 1956-1957 гг. В бывшем Советском Союзе ученых состоялись всесоюзные дискуссии, по которым были выделены критерии, при наличии которых был признан этот свод социальных норм, объединенных в соответствующие правовые институты. как самостоятельная отрасль права.   

Ученые пришли к выводу, что каждая отрасль права должна иметь своего конкретного субъекта правового регулирования и свои методы воздействия государства через правовые нормы на эти общественные отношения. Поэтому при написании учебников и учебных пособий, научных статей и монографий по соответствующим отраслям права ученые предпринимали попытки не только определить предмет своего правового регулирования, но и найти те методы и приемы, которые характерны для метода правового регулирования. из этих отношений. С 1972 года многие ученые пришли к выводу, что специфику метода правового регулирования следует искать не на уровне отрасли права, а на уровне всей системы права, состоящей из отраслей права, права. институты и правовые нормы.   

В качестве таких методов и приемов ученые стали выделять императив, диспозитив и санкционирование, а в качестве методов - запреты, разрешения, предписания и рекомендации. Императивный способ воздействия на общественные отношения заключается в том, что государство напрямую регулирует определенные виды трудовых отношений посредством правовых норм, например, продолжительности рабочего дня и рабочего дня, минимальной заработной платы, письменной формы трудового договора и контракта, продолжительность основного и дополнительного отпуска, продолжительность отпуска женщин во время беременности и родов, воспитание ребенка до 3 лет и др. Диспозитивный способ воздействия на общественные отношения заключается в том, что государство позволяет участникам общественных трудовых отношений выбирать модель поведения. Государство в ст. 41 Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на труд и право выбора профессии.    

Но где рабочий будет работать, он решает сам: либо на государственном предприятии, либо в акционерном обществе, либо в колхозном кооперативе, либо он будет служить в Вооруженных силах республики, органах Министерство внутренних дел и государственной безопасности. Работник сам решает, работать ли на него полный рабочий день или его половину, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью или работать в команде рабочих и служащих соответствующего предприятия. Это свобода выбора и свобода осуществления своего социально-экономического права на труд. Государство лицензирует соответствующие виды труда и предпринимательства. В трудовом законодательстве государство широко применяет методы воздействия на трудовые отношения. Он позволяет гражданам участвовать в коллективной или индивидуальной работе, заниматься предпринимательской деятельностью, работать на конкретных предприятиях на основании трудового договора или договора. Государство рекомендует работодателям и работникам определять минимальную заработную плату не ниже установленной государством. Но рабочие и трудовые коллективы, используя местные нормы, могут выбрать подходящую модель поведения. В то же время государство запрещает незаконные отказы в приеме на работу по причинам беременности и родов, пола, национальности и религии, запрещает задерживать выплату заработной платы, не защищать работников, нарушать их трудовые права и свободы. В трудовом праве такая методика в качестве предписания практически не применяется, она используется только при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.          

Система трудового права как отрасль права  

Трудовое право как отрасль права имеет свою систему. Система трудового права Республики Беларусь представляет собой структуру совокупности в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в соответствующих учреждениях, в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки, а также система курса трудового права являются взаимосвязанными, но разными понятиями. Несмотря на определенное сходство, они не идентичны и поэтому различаются по целям и предметам. Итак, предметом системы трудового права является построение законодательства, создание внутри отрасли структуры его норм.    

Предметом и целью системы науки трудового права является изучение трудового права, их развития, правовых отношений и правовых отношений, изучение не только белорусского, но и трудового права стран ближнего и дальнего зарубежья. Система отрасли трудового права Республики Беларусь представляет собой классификацию ее норм по субъекту отрасли на однородные институты и последовательность их расположения в структуре этой отрасли права. Поэтому система трудового права отрасли делится на две части: общую и специальную. Общая часть включает в себя нормы, применимые ко всем социальным отношениям трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные права и обязанности работников, недействительность условий трудового договора, сюда же входят нормы Конституции Республики Беларусь по данным вопросам труда граждан. Особая часть отрасли трудового права строится на институтах как совокупности однородных групп правовых норм, которые последовательно выстраиваются в динамике возникновения и развития трудовых отношений. трудовое право гражданина Беларуси     

Общая часть отраслевой системы трудового права включает такие институты, как предмет, метод и система трудового права; субъекты трудового права; принципы и источники трудового права; правоотношения в сфере трудовых отношений; коллективные договоры; права профсоюзов и трудовых коллективов; служба занятости и занятости. Особую часть отрасли трудового права включают в себя следующие институты: трудовой договор; заработная плата; гарантии и компенсации; трудовая дисциплина; охрана труда; ответственность субъектов трудовых отношений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников; надзор и обеспечение соблюдения трудового законодательства. В трудовом законодательстве может существовать особая часть, в которой изучаются особенности трудового законодательства и законодательства стран дальнего и ближнего зарубежья с целью уточнения специфики правового регулирования труда работников в указанных странах.                

Право граждан Республики Беларусь на труд: понятие, предмет, предмет и содержание  

В ст. 41 Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на труд и право выбора профессии, должности и специальности. Это право является важнейшим социально-экономическим законом, поскольку оно затрагивает жизненные интересы большинства граждан республики. Это право следует рассматривать в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право на труд представляет собой обширный свод правовых норм, регулирующих отношения, касающиеся работы граждан на государственных, общественных, кооперативных и других предприятиях, независимо от их формы собственности. Граждане могут осуществлять это право, вступая в колхозные кооперативные предприятия, в Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности, а также в Вооруженные Силы Республики. Все эти виды трудовой деятельности регулируются трудовым, сельскохозяйственным, административным, военным и кооперативным законодательством.       

Право на труд в субъективном смысле - это реализованное право конкретного гражданина на соответствующем предприятии, независимо от его формы собственности, или в других учреждениях и на предприятиях, где работают сотрудники МВД, КГБ и военнослужащие. Право на труд в объективном смысле является равной, равной возможностью для всех граждан страны получить работу или услугу в соответствии со своим призванием, специальностью и квалификацией, но при условии вступления в конкретные трудовые или иные официальные правоотношения. Субъективное право на труд - это право данного лица, уже реализованное в определенных трудовых или иных официальных правоотношениях, и конкретное предприятие, на котором работает данный гражданин, является обязательным субъектом в этих правоотношениях. Если говорить о трудовых отношениях, в которых реализуется право граждан на работу на основе трудового договора или договора, то субъектами этих отношений являются: с одной стороны, работник, а с другой - работодатель. Объектом трудовых отношений и объектом права на труд является соответствующая работа по данной профессии и квалификации, в отношении которой работник заключил трудовой договор или договор.    

Другими словами, предметом является то, на что направлена ​​воля и сознание субъектов этих правоотношений. Что касается содержания права на труд, а также трудовых правоотношений, то их основой являются взаимные права и обязанности субъектов этих правоотношений. В то же время, если одно из субъектов не выполняет свои обязанности должным образом, то другое лицо имеет право обратиться в суд или другой правоохранительный орган для защиты своего нарушенного права и обязать обязанное лицо добросовестно выполнять свои обязанности. обязанность.  

Понятие источников трудового права, их виды    

У закона есть свои источники (формы), в которых выражены общеобязательные правила поведения человека. Источники права означают именно внешние формы выражения права. 

В правовой системе Республики Беларусь основными источниками права являются нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (опубликованный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, содержащий общеобязательные правила проводить на неопределенное количество людей и повторное применение. 

Источниками трудового права являются различные нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и смежные отношения. Нормативные правовые акты как источники трудового права следует отличать от правовых актов (актов применения), которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или административных мер в области труда и смежных отношений, или предназначены для другого одноразового использования. Примером актов применения могут служить приказы работодателя о найме работника, его переводе или увольнении.   

Совокупность нормативных правовых актов образует систему трудового права, которая называется трудовым законодательством.

Система источников трудового права Республики Беларусь имеет ряд особенностей, которые в основном определяются спецификой как предмета, так и способа правового регулирования труда и смежных отношений, сферой нормативно-правовых актов о труде, наличием специальные органы, призванные регулировать социально-трудовые отношения, способствующие реализации принципа социального партнерства. Эти функции заключаются в следующем: 

  • на развитие источников трудового права большое влияние оказывают международно-правовые акты;
  • на территории Республики Беларусь нормативные правовые акты бывшего СССР временно применяются, если они не противоречат Конституции и иным нормативным правовым актам Республики Беларусь и если эти отношения еще не регулируются нормами Белорусское законодательство (например, «часы»);
  • наличие нормативных правовых актов, в создании которых участвуют субъекты социального партнерства;
  • значительное количество нормативно-правовых актов содержат специальные правила, предназначенные для правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий и групп работников. 

Для наглядного представления о видах нормативных правовых актов, входящих в систему трудового законодательства, их свойствах, отношениях в регулировании труда и связанных с ними отношениях, используется их классификация, с помощью которой нормативные правовые акты являются делятся на группы по различным критериям: в зависимости от уровня принятия; юридической силой; по системе трудового права; его институты; органы, которые приняли нормативно-правовой акт; в его форме; по объему; по степени обобщения.        

В зависимости от уровня усыновления: международный и национальный.  

По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются в соответствии с их иерархией:  

  • Конституция;
  • конституционные законы;
  • международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;
  • законы, указы, указы (хотя кодексы имеют большую юридическую силу, чем другие законы);
  • решения палат Парламента;
  • решения Правительства;
  • решения Национального банка;
  • акты министерств;
  • акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня);
  • акты местных исполнительных и распорядительных органов (с учетом их уровня);
  • нормативные правовые акты социальных партнеров: генеральные, тарифные и локальные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты. 

В соответствии с системой трудового права нормативные правовые акты будут разделены на те, которые касаются: а) как общей части, так и всех институтов Особой части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь). ); б) только отдельным учреждениям Особенной части (Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»); в) нескольким институтам - особой части (Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).     

Формы актов подразделяются на законы, указы, указы, постановления, положения, решения, приказы, правила, рекомендации, разъяснения и другие формы.  

По охвату они делятся на: республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, нормы безопасности, охраны труда, занятости), местные и местные.  

По степени обобщения : кодифицированные, сложные и другие нормативные правовые акты. 

Согласно ст. 7 Трудового кодекса, источниками регулирования трудовых и смежных отношений являются: 

  1. Конституция Республики Беларусь;
  2. Трудовой кодекс и другие акты трудового права;
  3. заключенные и принятые в соответствии с законом коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты;
  4. трудовые договоры.

Основополагающим источником является Конституция Республики Беларусь . Это Основной закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу. Все остальные нормативные правовые акты издаются на основании Конституции и в соответствии с ней. Конституция закрепляет права граждан: на труд и защиту от безработицы (статья 41); отдыхать (статья 43); об охране здоровья (ст. 45): о материальном обеспечении в старости, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца (ст. 47); о вознаграждении за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и социальной значимостью, но не ниже уровня, который обеспечивает им и их семьям свободное и достойное существование (статья 42). Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соблюдение законодательства. Республика Беларусь в соответствии с международным правом может добровольно входить и выходить из межгосударственных субъектов. Заключение международных договоров, противоречащих Конституции, не допускается.            

Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь, подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 года и истекший 1 января 2000 года (с изменениями и дополнениями). Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового законодательства Республики Беларусь.  

Наряду с Трудовым кодексом, другие нормативные правовые акты являются источником регулирования трудовых и смежных отношений.

Важное место среди них занимают законы (например, «О занятости населения Республики Беларусь», «О профсоюзах»).

Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь - указы, указы. Президентские указы могут быть двух типов: указы, изданные на основании закона о делегировании законодательных полномочий президенту, и временные указы, изданные главой государства по особой необходимости. 

Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь.

Следующим по юридической силе среди других нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, изданные на основании и во исполнение законов, указов и указов с целью их уточнения и разработки.

Решения и разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь устанавливают порядок применения законодательства. 

Определенное место в системе источников трудового права отводится ведомственным актам, изданным министерствами, комитетами, ведомствами.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, об установлении резервации для приема на работу).

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановление Пленума), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановление Пленума), Генерального прокурора Республики В Беларуси действуют нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции.

В современных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль регулирования коллективных переговоров и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К местным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения о заработной плате, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики смен. 

Соглашения могут быть заключены на республиканском, отраслевом и местном уровнях. 

Коллективные договоры заключаются между работодателем и представителями работников организации.

Статья 7 Трудового кодекса устанавливает, что местные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. Работодатель имеет право устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с трудовым законодательством. В случае противоречия нормам законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более благоприятные условия для работников.  

Трудовой договор не является формой нормативного регулирования и не относится к сфере правоприменения. Однако трудовой договор является правовым регулятором индивидуальных трудовых отношений, поскольку он порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение. 

Следует отметить, что директивы Президента Республики Беларусь также являются важным источником трудового права. Указ Президента Республики Беларусь является указом главы государства, имеющим программный характер, с целью систематического решения приоритетных политических, социальных и экономических вопросов. 

Понятие и виды принципов трудового права Республики Беларусь    

Закон появляется в виде конкретных положений: разрешений, запретов. А верховенство права - это модель поведения людей и организаций в различных жизненных ситуациях. Поэтому для того, чтобы уточнить значение верховенства закона и прибегнуть к их толкованию. 

Однако для реализации и правильного применения конкретных норм права недостаточно знать их содержание. Необходимо выявить взаимосвязь этой нормы права с другими, их взаимозависимость, определить основные черты их содержания и основные направления. Эту функцию и выполняют правовые принципы.  

В теории права под принципами понимаются фундаментальные принципы, отправные точки, руководящие идеи, которые характеризуют сущность права, его содержание и цель в обществе.

Другие формулировки принципов права часто встречаются в трудовом праве, такие как: основные принципы правового регулирования труда, основные принципы трудового права, а также правовые принципы организации труда. Все три эти формулировки идентичны. Они рассматриваются различными учеными как разные категории права. Но все же это одна и та же категория трудового права.   

Основными принципами правового регулирования труда являются основные положения, которые кратко отражают суть действующего трудового законодательства. Они предопределяются требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются неотъемлемой категорией трудового права, поскольку отражают суть норм данной отрасли. 

Однако некоторые ученые имеют право полагать, что принципы права не могут считаться идеями, поскольку правовые идеи являются категорией правосознания. Правовые идеи могут возникнуть за столетия до их фактической реализации в рамках верховенства права. Правовые принципы - это принципы самого действующего закона, то есть закона его времени.   

С изменением характера социально-трудовых отношений и сущности организации труда соответствующие изменения происходят и в основных принципах правового регулирования труда. Принципы трудового права являются более устойчивыми категориями, чем трудовое право. Но с фундаментальными изменениями в организации труда меняются и основные принципы трудового права - некоторые отмирают, другие появляются, третьи, уже существующие, наполняются новым содержанием.  

Принципы конкретно не определены, то есть они не содержат конкретной модели поведения; как правило, они не имеют структуры, присущей нормам: гипотезы, диспозиции и санкции. Поэтому с помощью принципа невозможно всесторонне регулировать те или иные общественные отношения, однако принцип позволяет правильно понять суть правовых норм, регулирующих это отношение. Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют характер и содержание не только существующих, но и будущих правовых норм.  

Н. Г. Александров считал невозможным довольствоваться только анализом конкретного содержания различных правовых норм и считал необходимым охарактеризовать содержание права также в обобщенных категориях. К такой категории, которая служит для обобщения содержания всей системы права или ее отдельных отраслей (или отдельных учреждений в этих отраслях), являются, по его мнению, соответствующие (общие, межотраслевые, внутриотраслевые) принципы права.    

В.С. Андреев также выделял: а) принципы права в целом; б) межотраслевые принципы, присущие нескольким отраслям права; в) отраслевые принципы; и кроме того, принципы отдельных институтов отрасли права.    

Существуют и другие подходы к решению вопросов о системе правовых принципов: Л.А. Сыроватская говорит о разделении межотраслевых и соответствующих отраслевых принципов правового регулирования труда на основе того, как они определены в Конституции.  

Классификация принципов права на общие, межотраслевые и отраслевые (С.С. Алексеев, А.М. Васильев, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Малко, А.Ф. Шебанов, Л. традиционна. С. Явич и многие другие) в зависимости от того, применяются ли они для всей системы права, для нескольких отраслей или одной отрасли. Другими словами, критерий основан на сфере действия, уровне влияния принципов права. 

Принципы правового регулирования труда могут быть закреплены в законе. Так, Закон «О занятости населения Республики Беларусь» и другие закрепляют принципы этих трудовых правовых институтов. Но основные принципы трудового права еще не закреплены ни в одной статье.  

Следовательно, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что все правовые принципы часто классифицируются по объему в:

  • Общий и межотраслевой;
  • Промышленность;
  • Принципы отдельных институтов трудового права.

Общие принципы - это те принципы, которые отражают наиболее значимые особенности права в целом. К ним относятся признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина, равенство, гуманизм, социальная справедливость, демократия, законность. Эти принципы закреплены в Конституции Республики Беларусь и основополагающих актах международного права. 

Межотраслевые принципы - это принципы, выражающие основные свойства норм ряда отраслей права, регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением гражданами основных социально-экономических прав. К ним относятся такие принципы, как обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (наиболее характерные для конституционного, трудового права, права социального обеспечения); обеспечение защиты прав собственности (характерно для конституционного права, трудового, гражданского, административного, уголовного права). Кроме того, в каждой отрасли права рассматриваемые принципы имеют определенные особенности применения.   

Отраслевые принципы - это принципы, выражающие основные существенные признаки той или иной отрасли права. В этой отрасли права такие понятия, как базовые принципы трудового права и базовые принципы правового регулирования труда, используются как идентичные.  

Принципы отдельных институтов трудового права - характеризуют группу норм конкретного института трудового права. 

В соответствии с целевой направленностью принципы можно разделить на:

  • принципы, определяющие порядок и условия привлечения граждан к работе;
  • принципы, определяющие установление условий труда и управления производством;
  • принципы, определяющие порядок и условия использования труда работников;
  • принципы, определяющие особенности защиты трудовых прав работников.

Смысл принципов трудового права заключается в следующем:

  • отражать содержание всей системы норм трудового права, помогая прояснить связь трудового права с экономикой, моралью и политической жизнью общества;
  • определить основные направления развития трудового законодательства;
  • способствовать правильному применению трудового законодательства;
  • выступать системообразующим фактором при объединении трудового права в соответствующие институты;
  • способствовать единообразному решению вопросов, возникающих в деятельности правоохранительных органов, если такие вопросы не урегулированы надлежащим образом законом.

Вывод

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Трудовое право - это многогранное и широкое понятие, включающее практическую, теоретическую и познавательную части.

В формальном (юридическом смысле) трудовое право является отраслью права со своим предметом и методом. Именно эта ценность является ведущей в юридической практике. 

Однако без научной основы и теоретического обоснования отрасль права не может существовать сама по себе. Задача теоретического наполнения конкретных регуляторных механизмов осуществляется наукой о трудовом праве. 

В учебном процессе необходимо использовать эффективные методы и приемы, поиск которых является предметом трудового права.

Трудовое право можно рассматривать как отрасль права, как науку и как учебную дисциплину. Все элементы этого понятия взаимосвязаны и взаимозависимы, определяют сущность совокупного определения понятия «трудовое право». 

Предмет трудового права включает отношения, непосредственно связанные с трудом.

Метод трудового права призван отразить порядок возникновения трудовых отношений, их изменения и прекращения, общий правовой статус участников, способы регулирования трудовых отношений, способы защиты трудовых прав.

Источниками трудового права являются различные нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и смежные отношения. Нормативные правовые акты как источники трудового права следует отличать от правовых актов (актов применения), которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или административных мер в области труда и смежных отношений, или предназначены для другого одноразового использования. 

Система источников трудового права в Республике Беларусь включает в себя все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, договоры, классифицируемые не только по предмету, но и по подчиненности, подчиненности актов. Все источники в их системе находятся в определенных отношениях и взаимозависимости. Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда (МОТ).  

Исходная система построена на системе отрасли трудового права, а последняя построена на предмете этой отрасли. Весь спектр источников трудового права в Беларуси называется трудовым правом, или трудовым правом, которое постоянно меняется, совершенствуется в соответствии с изменениями в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда, поскольку труд Право является чрезвычайно динамичной отраслью права. 

Принципы права являются отправной точкой, которая юридически закрепляет законы общественной жизни. Руководствуясь ими, государство обеспечивает реализацию экономических, политических и личных прав и свобод своих граждан. Поэтому качество законов и эффективность правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, во многом зависят от того, как принципы права отражаются и раскрываются в нормах трудового законодательства. В целях усиления регулирующей роли трудового права целесообразно официально оформить в специальной статье Трудового кодекса Республики Беларусь основные принципы трудового права Республики Беларусь.   

В трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, межотраслевые принципы проявляются не в полной мере, а лишь в связи с особенностями права в сфере общественных отношений, регулируемыми нормами этой отрасли.

Отраслевые принципы трудового права выражают общие существенные свойства норм только этой отрасли права. Большинство этих принципов, и они конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и ​​нормах, в зависимости от их содержания и целевой направленности.