Характеристика судебной власти. Система федеральных судов и судов субъектов РФ

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Аналогия закона и права
Конституционные гарантии осуществления правосудия в РФ
Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и высшего Арбитражного)
Понятие, структура и функции правосознания. Виды правосознания


Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена ​​реформированием политических и социально-экономических отношений в России, которые неизменно связаны с повышенным вниманием к проблемам прав человека, их обеспечению различными государственными фондами, среди которых судебная власть играет важную роль. Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году и продолжающаяся реформа российского законодательства свидетельствуют о том, что Россия вступила на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Судебная защита имеет первостепенное значение для граждан России.

Сегодня сделан значительный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже приняты. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия. Однако оптимизация функционирования судебной системы еще не завершена. Об этом свидетельствует Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.

Актуальность выбранной темы исследования также подтверждается тем фактом, что российская юридическая наука только приближается к пониманию феномена судебной системы во всей ее глубине, сложности и разнообразии.

Изучение различных аспектов структуры и функционирования судебной системы проводилось такими авторами как: А.В. Безруков, Д.Н. Вороненков, М.И. Клеандров Н.Н. Кондратенко А.А. Малюшин В.М. Оробец Р.А. Рябзин, А.Н. Савченко В.Е. Сафонов В.А. Терехин, А.П. Фоков, А.М. Цалиев и другие. Таким образом, большое внимание уделяется проблемам судебной системы в литературе. В то же время не все проблемы судебной системы привлекают внимание исследователей, несмотря на их большое значение для науки и практики.

Целью данной работы является изучение федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации.

Предметом данного исследования является особый блок проблем, связанных со структурой и правовым обеспечением судебной системы в федеративном государстве.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами судебной системы в федеративном государстве, практика их реализации в современном российском обществе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие рабочие задачи:

  1. дать общее описание структуры судебной системы в России;
  2. определяет объем и полномочия федеральных судов Российской Федерации;
  3. описать суды субъектов Российской Федерации.

Методологические основы исследования. В исследовании использовались общенаучные, общелогические, специфические научные методы познания процессов и явлений, такие как исторические, сравнительно-правовые, формально-логические, формально-правовые, социологические, статистические и др.
Правовой основой работы являются международно-правовые акты в области функционирования судебной системы, Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты в области конституционного права, судебное право. Это предопределило комплексный подход к теме исследования.
Эмпирическую основу исследования составляют обобщенные данные о практической деятельности элементов судебной системы в Российской Федерации.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и собранный фактический материал могут быть использованы в дальнейших исследованиях по данной проблеме.

Структура работы предопределяется целями и задачами исследования, кругом задач, включенных в разработку. Работа состоит из введения, трех глав, в том числе восьми параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Понятие и структура судебной системы России

Правовые основы системы органов юстиции Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией Российской Федерации. В соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы судебной власти отнесены к исключительной юрисдикции федеральных органов, поэтому основное бремя в правовом регулировании организации и деятельности системы судебных органов несет федеральное конституционное законодательство. Он включает Конституцию Российской Федерации и предусмотренный ею свод федеральных конституционных законов, например Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями, внесенными в 27 декабря 2009 г.) (далее - ФКЗ о судебной системе), что, по мнению многих ученых, является основным законом судебной реформы.

Помимо конституционного законодательства, правовую основу системы судебных органов составляют обычные федеральные законы и иные правовые акты. К ним относятся Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями от 28.11.2009) (далее - Закон о статусе судей), процессуальные кодексы Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие отдельные аспекты организации и функционирования системы судебных органов. Субъекты Российской Федерации также участвуют в правовом обеспечении их организации и деятельности. В частности, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации персонал судебной власти отнесен к совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 1 FKL о судебной системе определяет понятие судебной системы.

Современная концепция судебной власти основана на конституционном принципе разделения властей. Поэтому мы начнем характеризовать судебную систему с рассмотрения этого принципа.

Система органов государственной власти на протяжении всей истории существования классового общества строилась в соответствии с функциями каждого государства, поскольку они содержат и отражают волю социальных групп, которая является сущностью государственной власти. С этой точки зрения государственная власть представляется чем-то единым, поскольку она напрямую и наиболее полно отражает господствующее в обществе государство. Но единство государственной власти неизбежно сочетается с различными формами ее реализации и структурой внутренней организации. Таким образом, в соответствии с функциональным назначением государственных органов выделяются различные ветви власти, которые в зависимости от характера полномочий своих органов действуют независимо в пределах своей компетенции, но в то же время уравновешивают друг друга и взаимодействуют с друг друга.

Чтобы выразить государственную волю носителя власти (класс, нация, люди, другие социальные группы), возникает законодательная функция государственной власти (законодательная власть), а вместе с ней и система органов, которые ее осуществляют и обеспечивают. Эта функция воплощена в издании законов - основных правовых актов народного представительства, а также в контроле за их выполнением (в основном в области бюджета). Но, конечно же, основная деятельность по реализации законодательных актов осуществляется через исполнительный и административный аппарат, который воплощает специфику исполнительной власти. Наконец, особая сфера осуществления власти, связанная с применением права, обусловила необходимость создания таких органов, которые специализировались бы на рассмотрении и разрешении дел о преступлениях, т.е. о наиболее опасных формах нарушения установленного правопорядка. а также случаи, связанные с нарушением имущественных и личных прав членов данного общества. Это означает, что само разделение властей является относительным и не может существовать вне единства государственной власти. В то же время идея отделения различных ветвей власти от сферы единой государственной власти, на которую возлагались бы обязанности по выполнению соответствующих функций, возникла и получила теоретическое обоснование в древние времена.

Большое значение для развития теории разделения властей имело учение Аристотеля о «правильных» формах правления, сочетающих элементы различных форм правления в смешанной форме; труды римского историка Полибия, английского мыслителя Дж. Локка, по мнению которого власть государства не может нарушать естественные права людей и в то же время "... никогда не может распространяться дальше, чем это необходимо для общее благо ...".

Активным сторонником, разработчиком и популяризатором теории разделения властей был французский педагог, юрист и философ С. Монтескье. Назвав три ветви власти, К. Монтескье определяет сферу деятельности каждой из них: первая издает и отменяет законы, исправляет их, вторая решает вопросы войны и мира, государственной безопасности, третья наказывает за преступления и разрешает столкновения между людьми. Монтескье называет эту власть судебной.

Доктрина о разделении властей, о существовании независимого суда занимает значительное место в многотомном исследовании Н. М. Коркунова «Российское государственное право». «Государственная власть, - писал он, - для того, чтобы оставаться государственной властью, должна быть предметом совместного использования всех компонентов государства». Именно судебная функция выделяется как независимая в большей степени, чем другие. Основанием для такого вывода автор видит тот факт, что судебная власть руководствуется только принципами права, а не целесообразность, как все думают, строится на основе независимости от общества, а не только от законодательной и исполнительной власти. власти, структурные подразделения самой судебной власти независимы в принятии решений.

Другой русский ученый, М.А. Филиппов, имел особую точку зрения на существование судебной власти. В своей работе «Судебная реформа в России» он развил идею о необходимости отделения от государственного права независимой ветви - судебного или судебного права. Эта идея нашла поддержку и среди советских ученых. М.А. Филиппов видит в судебной власти такую ​​силу, которая позволит поддерживать определенную стабильность в обществе. В то же время он видит задачу судов в обеспечении прав и свобод, а также обязанностей граждан. В этом отношении судебная власть должна быть полностью независимой и отделенной от законодательной и исполнительной власти, организованной таким образом, чтобы она могла противостоять другим властям, не должна действовать произвольно, а только с теми полномочиями, которые она получила от общества, формы проявления этой власти должны соответствуют своей сути ... По его мнению, судебная власть обладает всеми качествами высшей власти: она независима, независима, сплочена.

После октября 1917 г. был взят курс на всемогущество Советов, а затем на государство командно-административной системы в рамках Советского государства. Концепция разделения властей потеряла популярность и часто представлялась как изобретение буржуазии во время ее борьбы за политическое господство. В СССР (как и в странах Восточной Европы) был сделан вывод о единстве и неделимости народной власти. Исключением является Конституция СССР 1936 года, известная как самая демократическая конституция за всю историю СССР, но в то же время вымышленная. В конце 1980-х годов в Советском Союзе стало формироваться иное отношение к проблеме разделения властей. Это совпало с курсом на превращение государства в правовое, которое предполагало реализацию идеи верховенства права и обеспечивало его механизм, главный рычаг которого многие видели в разделении властей.

Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. утвердил Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», в которой провозглашалось: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РСФСР. как правовое государство »(с. 13). Это положение приобрело несколько иное значение в Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти независимы» (статья 10). В Конституции Российской Федерации были заложены основы организации и деятельности судебной власти, гарантии ее независимости и независимости.

Конституционное законодательство наделяет судебную власть ролью арбитра в спорах между гражданином и государством, а также между различными ветвями власти. Положения Конституции Российской Федерации позволяют сделать вывод о едином государственном механизме разделения и взаимодействия властей в российском государстве.

Изучение полномочий судов наполняет содержанием широко используемое и несколько упрощенное объяснение сущности разделения властей: парламент принимает законы, исполнительные органы исполняют законы, а судьи судят. Формула «судья судья» скрывает множество видов деятельности, которые существенно отличаются от законодательной и исполнительной. Судебная власть призвана выполнять ответственную социальную функцию. Это позволяет нам сделать вывод об эквивалентности, равенстве и паритете всех ветвей власти. Однако именно судебная власть, обладающая «оружием» естественного права, несет основное бремя - не допустить превращения насилия в способ управления людьми.

Судебная власть выступает гарантом баланса сил. Суд является своего рода балансом, арбитром, посредником между исполнительной и законодательной властью. Он обязан определить степень допустимого вторжения одного конституционного органа в полномочия другого.

Необходимым условием организации и функционирования судебной системы является формирование правопорядка. Важнейшим компонентом концепции верховенства права, которая лежит в основе реформирования системы судебных органов Российской Федерации, является идея верховенства права, его приоритет перед государством, необходимость осуществлять государственное управление в соответствии с правовыми нормами и процедурами.

Судебная власть в государстве, регулируемом верховенством права, должна руководствоваться не только буквой закона, но и его духом. Закон, который не соответствует принципам естественного права и справедливости, является недействительным.

Понятия "суд" и "судебная власть" не идентичны. Они различаются как по смыслу, так и по историческим корням. Общепринято, что суд является институтом по урегулированию споров. Исторически, как социальное явление, суд возник почти одновременно с государством, и его происхождение восходит к предгосударственной организации.

Генерируемая законодательной и исполнительной властью, судебная власть как бы отрывается от своих «родителей», поднимается, поднимается над ними и контролирует их, проверяет конституционность и законность своих действий и решений, а законодатели и исполнительные органы не имеют полномочий над судьями. Понятие «судебная власть» в современной отечественной юриспруденции было создано в начале 1990-х годов и прочно вошло в конституционное законодательство с принятием Конституции Российской Федерации.

Многие авторы отходят от прямого определения понятия судебной власти. «Смысл судебной власти, - пишет Юрий Стецовский, - в обеспечении прав человека, в контроле за соблюдением закона о действиях и решений законодательной и исполнительной власти». Отметим, что этот автор не сводит деятельность суда к узким рамкам правовой нормы; он говорит об обязанности суда следить за «соблюдением закона». И это, я думаю, отвечает современным тенденциям развития судебной власти.

Конституция Российской Федерации подняла проблемы судебной защиты граждан на высший правовой уровень, поскольку придала конституционное значение принципам справедливости, которые ранее содержались в нормах уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. В настоящее время непосредственное осуществление конституционных прав и свобод человека обеспечивается конкретными принципами судебной защиты этих прав и свобод, прямо предусмотренными Конституцией Российской Федерации или вытекающими из нее. Это означает, что каждый гражданин при рассмотрении своего дела имеет право ссылаться на Конституцию Российской Федерации и требовать соответствующих гарантий, опираясь на ее высшую юридическую силу, авторитет и значение. И это во многом предопределило становление судебной власти как современного конституционно-правового института.

Независимость судебной власти в системе разделения властей не исключает ее взаимодействия с другими ветвями власти. Это взаимодействие заключается в следующем: законодательная власть на основе Конституции Российской Федерации определяет систему судебных органов страны, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел; исполнительная власть обучает судебный персонал, обеспечивает материальную базу судов; судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации Российской Федерации) по предложению Президента Российской Федерации; все остальные федеральные судьи назначаются Президентом Российской Федерации; ни законодательный, ни исполнительный органы не имеют права вмешиваться в деятельность судебных органов; Судебная власть в установленном законом порядке наделена правом проверять нормативные акты и другие акты, издаваемые органами исполнительной власти, разрешать конфликты между государственными органами и рассматривать жалобы граждан.

Отличительной чертой судебной власти является то, что она осуществляется в процессуальной форме, установленной законом. Эти процессуальные формы для судебной власти имеют особое значение (хотя процедурные формы существуют для других ветвей власти, включая законодательную).

По своей объективной цели судебная власть представляет собой особую форму государственной деятельности в соответствующих сферах жизни общества. Потребность государства в судебной власти определяется как необходимостью разрешения постоянно возникающих споров, так и необходимостью защиты конституционного строя, прав и свобод, законных интересов человека и гражданского общества.

Итак, одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная отправлять правосудие. Современное понимание судебной власти подразумевает ее определение как полномочий, принадлежащих специальным государственным органам для разрешения споров правового характера между субъектами права и другими судебными делами, осуществляемыми в специальных процессуальных формах.

Структура и функции судебной системы Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации - это система судов, организованных и работающих на единых демократических принципах, взаимосвязанных общей задачей - отправлением правосудия. Правосудие - это сложное, сложное правовое явление, которое осуществляется в Российской Федерации только судом. Исходя из конституционных положений и норм, мы можем условно выделить три типа (ветви, направления) российского правосудия - конституционное, общее (общая юрисдикция), арбитражное правосудие.

Понятия «суд» и «справедливость» в отечественной юридической науке были изучены гораздо раньше, чем судебная ветвь, которая объединяет их в единое целое. Словарь русского языка содержит следующие определения, раскрывающие взаимосвязь понятий «суд», «справедливость», «справедливость». Юстиция - суд, судебная деятельность государства; справедливость; органы, осуществляющие эту деятельность; решение, решение основано на законе и справедливости. Обратим внимание на взаимосвязь в приведенном выше определении терминов «справедливость» и «справедливость». Это понимание лежит в основе концепции естественного правового взгляда на право как на высшую справедливость.

Правосудие является основной, но не единственной функцией судебной власти.

Наряду с правосудием судебные органы осуществляют:

  • Судебный контроль (надзор) за соблюдением правопорядка, в частности, за законностью и обоснованностью применения процессуальных мер принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных разговоров и т. д.), Контроль за соответствие нормативных актов органов власти Конституции Российской Федерации;
  • А также: толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм Конституции Российской Федерации, руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в решениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, пропавшим без вести и т. д.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина юридически недееспособным и т. д.); судебный пересмотр решения судов; предоставление заключений Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации в отношении обвинений, выдвинутых Государственной Думой Российской Федерации против Президента Российской Федерации; и так далее.

Судебная система Российской Федерации формируется совокупностью всех судов, действующих в Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; Конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации.

Федеральные суды включают в себя: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, областные и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономного округа и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Из этого следует, что всевозможные товарищеские, действующие в нашей стране арбитражные суды, не предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом, не входят в судебную систему нашей страны и не имеют судебной власти.

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 118) конкретно устанавливает недопустимость создания чрезвычайных судов в Российской Федерации.

Статья 1 Закона о статусе судей гласит: «Судьи являются носителями судебной власти».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и опыт работы в юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3, 4 Закона о статусе судей.

Судья обязан строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья также обязан соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 124) финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого отправления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции Российской Федерации направлено на защиту судов от местного влияния, создание условий для их подлинной независимости и обеспечение равных материально-технических условий для всех судов для обеспечения отправления правосудия.

Нельзя не упомянуть органы, которые, хотя и не являются частью судебной системы, тем не менее служат для обеспечения ее деятельности.

При Верховном Суде Российской Федерации создан Судебный департамент, который осуществляет меры кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого отправления правосудия.

В соответствии с Федеральным законом № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» (с изменениями от 25 ноября 2009 года) при Министерстве юстиции Российской Федерации создан Департамент судебных приставов для обеспечения установленного порядка. за функционирование всей судебной системы Российской Федерации.

15 июля 2009 года в Великом Новгороде состоялось выездное заседание коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «Об осуществлении органами юстиции полномочий в области судебной деятельности». Основным вопросом, которому была посвящена работа коллегии, было обеспечение судебной деятельности. Судебная реформа является одним из механизмов формирования общего пространства свободы, безопасности и справедливости между Россией и Европейским союзом, согласно дорожной карте, принятой на саммите Россия-ЕС в 2005 году. Президент России Д.А. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Медведев отметил необходимость укрепления национального механизма Европейской конвенции 1950 года о защите прав человека и основных свобод, в частности, путем строгого исполнения судебных решений. Глава государства также коснулся приоритетных вопросов развития национальной судебной системы, в том числе связанных с повышением качества ее функционирования, сокращением сроков рассмотрения гражданских дел и введением дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к задержке. Судебное производство.

Следующему ежегодному Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации предшествовала публикация статьи Д.А. Медведев "Вперед, Россия!" В статье Президент Российской Федерации назвал коррупцию одним из главных барьеров развития современной России. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены соответствующие законы, вступающие в силу в этом году: на открытость государственных органов и на обеспечение доступа к информации о деятельности судов. Кроме того, планируется создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции: с 1 января 2012 года - по гражданским делам. Это означает, что апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение суда в полном объеме: с проверкой и оценкой как фактических обстоятельств дела, так и их юридической квалификации. В этом случае апелляционная инстанция должна либо подтвердить решение суда низшей инстанции, либо принять новое решение по существу дела. Такая проверка судебных решений должна повысить их законность и обоснованность. Чтобы полностью поддержать процедуру обжалования, необходимо будет увеличить количество судей и найти соответствующие средства в государственном бюджете.

Итак, судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих судебных органов России всех типов, которые осуществляют правосудие и другие правовые функции в процессуальных формах. ФКЛ о судебной системе закрепляет единство судебной системы Российской Федерации, что гарантируется: установлением судебной системы федеральным конституционным законом; обязанность всех судов отправлять правосудие в соответствии с определенными федеральными законами, правилами судопроизводства; признание обязательства исполнять судебные решения, вступившие в законную силу на всей территории Российской Федерации; законодательное определение единства статуса судей; финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета и др.

Суды в Российской Федерации

Федеральные суды Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации был впервые создан в декабре 1990 года. Он состоит из 19 судей и избранного ими председателя. Основные задачи, порядок формирования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определены в ст. 125 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 02.06.2009) (далее - ФКЗ о Конституционном суде ): проверка соответствия Конституции Российской Федерации федеральным законам, конституциям, уставам и законам субъектов Российской Федерации, договорам между федеральными государственными органами и органами власти субъектов Российской Федерации; разрешает споры между органами власти на разных уровнях; дает толкование конституционных норм по просьбе Президента Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации и др.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определены в ст. 3 ФКЗ о Конституционном суде.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральным законам, постановлениям Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и совместной юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в) соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) международные договоры Российской Федерации, не вступившие в силу;
  2. разрешать споры о компетенции: а) между федеральными органами власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  3. по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан и по требованию судов проверяет конституционность применяемого или подлежащего применению закона;
  4. дает толкование Конституции Российской Федерации;
  5. высказывает мнение о соблюдении установленного порядка предъявления обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершения другого тяжкого преступления;
  6. выступает с законодательной инициативой по вопросам своей юрисдикции;
  7. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставленными ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации соглашениями о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его правовая природа и назначение как судебного органа конституционного контроля.

Эта компетенция Конституционного Суда Российской Федерации может быть изменена только путем внесения изменений в ФКЗ в Конституционный Суд.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно правовые вопросы. При проведении конституционного разбирательства он воздерживается от установления и изучения фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или других органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, а также некоторые их положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают силу.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно правовые вопросы. При проведении конституционного разбирательства он воздерживается от установления и изучения фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или других органов.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляя судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам. Физические лица являются участниками правосудия в судах общей юрисдикции. Суды первой инстанции напрямую используют доказательства и выносят вердикт или решение. Это могут быть все суды общей юрисдикции от округа до Верховного Суда Российской Федерации. Суды второй инстанции на основании жалоб участников процесса или протеста прокурора проверяют законность приговора или решения судов первой инстанции. Это могут быть только вышестоящие суды (городской суд для районного суда, областной суд для городского суда и т. д.). Суды надзорной инстанции по протестам прокуроров или председателей судов проверяют обоснованность решения или постановления судов первой, второй инстанций, а также нижестоящих надзорных инстанций.

Основным звеном судов общей юрисдикции являются районные суды. Они рассматривают большинство случаев в первую очередь.

В судах общей юрисдикции, коллегиях по уголовным и гражданским делам, были созданы президиумы, состоящие из председателя суда, его заместителей и нескольких судей, секретариатов.

Несмотря на то, что суды общей юрисдикции функционируют в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации, в их составе действуют военные суды, возглавляемые Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Эти суды обладают юрисдикцией только в отношении преступных военных преступлений. Они функционируют не по административно-территориальному принципу, а по структурному принципу (военные суды военных округов, подразделения вооруженных сил, воинские формирования и части). До 1992 года они назывались военными трибуналами. Судьи военных судов имеют военные звания, но действуют независимо от военного командования.

Процессуальная деятельность судов общей юрисдикции основывается на уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных нормах (АПК РФ, УПК РФ, УПК РФ) и основана на правовых нормах Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях. Правонарушения Российской Федерации (далее - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) ... Правовой основой их деятельности является Закон о статусе судей ФКЗ о судебной системе, ст. 126 Конституции Российской Федерации.

Арбитражные суды действуют на территориальной основе: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Высшие Арбитражные Суды республик на территории Российской Федерации, арбитражные суды других субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что все без исключения арбитражные суды Российской Федерации (а сегодня их 93) являются федеральными. Нет арбитражных судов, так как суды субъектов федерации (не федеральные), муниципальные арбитражные суды. Арбитражные суды осуществляют арбитражное разбирательство, участниками которого являются юридические лица и частные предприниматели. Предметом арбитражного разбирательства являются имущественные споры. В их составе сформированы пленумы и президиумы, действуют суды 1-й, 2-й и надзорных инстанций. Процессуальная деятельность арбитражных судов основывается на правилах арбитражного процесса (АПК РФ). Правовой основой является Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изменениями от 09.11.2009) (ФКЗ об арбитражных судах), ст. 127 Конституции Российской Федерации.

Характерно, что наблюдается ежегодный значительный рост количества обращений граждан и юридических лиц в арбитражные суды, и эта тенденция сохраняется из года в год, количество заявок постоянно увеличивается. Данная ситуация говорит о том, что деятельность арбитражных судов чрезвычайно важна для общества и граждан. Именно в них граждане надеются найти защиту своих прав и интересов. Но если бы правосудие полностью удовлетворяло потребности общества и граждан, не было бы активного обсуждения проблем, связанных с реформированием системы арбитражных судов.

Итак, с одной стороны, существует огромная потребность общества в судебной защите, а с другой - определенная неудовлетворенность деятельностью судов и состоянием правосудия. Их главная цель - реально найти те пути и средства укрепления системы судебной власти, которые послужили бы укреплению справедливости, защите нарушенных прав и интересов граждан нашей страны.

Таким образом, арбитражные суды являются самостоятельной частью системы судебных органов в России, которая, в свою очередь, является независимой ветвью власти страны. В совокупности арбитражные суды можно охарактеризовать как специализированную подсистему системы судебной власти в России.

Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии» (далее - ФКЗ о дисциплинарном судебном присутствии) учредил новый судебный орган - Дисциплинарное судебное присутствие.

Дисциплинарное судебное присутствие - судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей по назначению дисциплинарные проступки (далее - жалоба) и обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей по привлечению к дисциплинарной ответственности правонарушения (в дальнейшем именуемые апелляцией).

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитража Суд Российской Федерации и их заместителей, а также судьи, являющиеся членами Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации) в количестве шести человек.

Члены Дисциплинарного трибунала избираются по следующей норме представительства: три судьи из Верховного Суда Российской Федерации и три судьи из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, установленном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных ФКЗ в отношении дисциплинарного судебного присутствия и Положения о дисциплинарном судебном присутствии, осуществляет следующие полномочия: РФ или решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации о совершении ими дисциплинарных проступков (далее - заявители), по указанным решениям квалификационных коллегий судей; 2) рассматривает заявления Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении ими полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, когда Высшая квалификационная коллегия Судьи Российской Федерации или квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации отказались удовлетворить представления председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение дисциплинарных проступков.

По результатам рассмотрения жалоб и апелляций Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие обоснованные решения: 1) удовлетворить жалобу и отменить решение соответствующей квалификационной коллегии судей; 2) удовлетворение кассационной жалобы и прекращение полномочий судьи; 3) отказ удовлетворить жалобу или апелляцию.

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Некоторые законодательные акты, регулирующие судебную систему Российской Федерации (FKZ о судебной системе, FKZ о третейских судах) были приведены в соответствие с FKZ о дисциплинарном судебном присутствии. Кроме того, в связи с принятием ФКЗ о дисциплинарном судебном присутствии были внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Внесены изменения, в частности, в Закон о статусе судей, в Закон о Судебном департаменте, в Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Федерация "(с изменениями от 28 ноября 2009 г.). В частности, установлено, что решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей по совершению дисциплинарных проступков могут быть обжалованы. к дисциплинарному судебному присутствию. Председатель Верховного Суда Российской Федерации и Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут обжаловать Дисциплинарное судебное присутствие в связи с отказом Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или квалификационных коллегий судей субъектам Российской Федерации удовлетворить ходатайства о прекращении полномочий судей за совершение дисциплинарных проступков.

Итак, в состав федеральных судов входят: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, областные и областные суды, суды федеральных городов, суды автономного округа и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общая юрисдикция; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные суды кассационной инстанции), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

Суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации могут создаваться собственные конституционные (уставные) суды. В федеративном государстве организация конституционного правосудия на двух уровнях предпочтительнее его организации только на федеральном уровне. Во-первых, создание собственных органов конституционного правосудия в субъектах Федерации повышает их роль в развитии федеративных отношений в соответствии с принципами конституционного строя. Во-вторых, хотя федеральный орган конституционного правосудия и органы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации имеют свои собственные полномочия, связанные с регулированием федеральных отношений, в разных объемах и каждый на своем уровне, в целом они действуют как партнеры в решении общих проблем - обеспечение территориального превосходства федеральной конституции и на этой основе консолидация федерации и создание Институциональный порядок в нем.

Согласно ст. 27 Федерального закона Кодекс о судебной системе, конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может быть создан субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопроса о соответствии законодательства субъекта Российской Федерации Федерация, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституция (устав) субъекта Российской Федерации. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает вопросы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единую систему, возглавляемую каким-либо судебным органом. Конституционный Суд Российской Федерации не является судом общей юрисдикции в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В то же время конституционные (уставные) суды включены в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом о статусе судей, за исключением процедуры. о назначении на должность и сроке полномочий, которые регулируются законами субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах Российской Федерации. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации такие суды были упразднены или существуют только де-юре.

Относительно новым явлением в современной структуре системы судов общей юрисдикции Российской Федерации является та ее часть, которая называется «мировые судьи».

Прототип мировой справедливости в нашей стране может быть найден в очень ранний исторический период времени. Так, Н.М. Карамзин, ссылаясь на летописи Нестора, упоминает так называемых городских старейшин, которые «годами, получив доверенность по разуму и чести, могли быть судьями в делах народа». Тем не менее, судьи собственно мира появились в России при Александре II в результате судебной реформы 1864 года. Судебные постановления были введены коронным и мирным судами. Для анализа мелких правонарушений и гражданских дел с иском до 500 руб. в округах и городах был создан магистратский суд с упрощенным производством. Состав магистратских судов избирался на окружных земских собраниях сроком на три года. Каждое графство было юридически представлено мировым округом, который был разделен на мировые секции. Решения мирового суда могут быть обжалованы на окружном съезде мировых судей. Президенты и члены палат юстиции и окружных судов были утверждены императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого последние не подлежали ни увольнению, ни отстранению от должности. Они могут быть отстранены от должности только в случае привлечения их к уголовной ответственности. Лицо, имеющее образовательную квалификацию не ниже среднего и прослужившее не менее трех лет на государственной службе, может быть избрано мировым судьей. В период контрреформ (1889 г.) в уездах вместо мировых судей был введен институт земских вождей, наделенный значительными судебными и административными правами по отношению к крестьянам. Однако позднее это нововведение было признано ошибочным, и в 1912 году институт мировых судей (в основном в прежнем содержании и форме) был восстановлен.

Октябрьские события 1917 года, после которых институт мировой справедливости прекратил свое существование в России и начали возрождаться только во второй половине 90-х годов двадцатого века, положили конец мировой справедливости. Появление института "мировых судей" явилось следствием осуществления судебной реформы в России. Законодательная консолидация института мировых судей как одного из звеньев судебной системы была осуществлена ​​ФКЗ на судебной системе. Позднее был принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях" (с изменениями от 11 февраля 2010 г.).

Закон определяет компетенцию мировых судей. Помимо уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). ), мировые судьи в первой инстанции призваны рассматривать дела о выдаче судебного приказа, а также другие гражданские дела по иску. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации некоторые дела о правонарушениях административно-правового характера отнесены к компетенции мирового судьи. Основной объем работы магистрата связан с рассмотрением и разрешением гражданских дел в рамках искового производства. Среди них есть случаи, возникающие из семейных правоотношений, дела о взыскании имущества, дела об использовании имущества и т. д.

Начало работы мировых судей в ряде регионов Российской Федерации восходит к 2000 году. В настоящее время процесс формирования мирового правосудия в Российской Федерации практически завершен. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах отведенных им судебных областей. Мировые судьи позволили приблизить суд к населению, упростили гражданам доступ к правосудию, ускорили передачу дел до их окончательного судебного решения, а также значительно облегчили бремя федеральных судов. В то же время сегодня в мировом правосудии на одного судью в среднем приходится 139 дел в месяц. При таком высоком уровне сложно говорить о качестве принимаемых решений, их объективности.

Выход из этой ситуации виден в разделении функций. В системе общей юрисдикции необходимо создавать специализированные структуры - суды, коллегии и даже отдельных судей. Нам нужна ювенальная юстиция, патентный суд, система административных судов. Необходимо добавить в судебные камеры по уголовным и гражданским делам судебные камеры по семейным делам, трудовым делам и делам несовершеннолетних, которые впоследствии могут развиться в отдельные типы судебной юрисдикции. Нагрузка на судей может быть уменьшена за счет использования упрощенных форм, согласительных процедур, внесудебных и досудебных процедур и альтернативных методов разрешения споров. В то же время следует отметить, что законопроект, предусматривающий создание судов по делам несовершеннолетних в России, который был внесен группой депутатов в самом начале работы Государственной Думы Российской Федерации третьего созыва - в Декабрь 2000 года еще не вышел.

Создание административных судов также осуществляется только на бумаге. Эта проблема неоднократно обсуждалась учеными и практиками, в том числе судьями. Большинство экспертов выступают за создание института административных судов. Подчеркивается, что это станет еще одним шагом к осуществлению судебной реформы в нашей стране. В то же время практикующие говорят: на самом деле суды начнут работать только тогда, когда они получат процессуальное право. В соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, административные суды не смогут работать. Поэтому необходим Кодекс административных процедур. Его проект уже разработан.

Так, к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вывод:

Искусство. 10 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление государственной власти путем ее разделения на исполнительную, законодательную и судебную. Судебная власть является одной из независимых ветвей государственной власти, которая выполняет следующие основные функции: отправление правосудия; судебный контроль (надзор); толкование правовых норм; удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан; судебный пересмотр решения судов; представление мнений Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации в отношении выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации; и так далее.

Судебная власть, в соответствии с теорией разделения властей, представляет собой систему действий государственных судебных органов по осуществлению своих публично-правовых полномочий в правовых формах и процедурах, установленных государством. Судебная власть является гарантом социального мира, правопорядка и стабильности в обществе.

Судебная система Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией Российской Федерации. В соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы судебной власти отнесены к исключительной юрисдикции федеральных органов, поэтому основное бремя в правовом регулировании организации и деятельности системы судебных органов несет федеральное конституционное законодательство. Он включает Конституцию Российской Федерации и предусмотренный ею свод федеральных конституционных законов, таких как ФЗЗ о судебной системе, который является основным законом о судебной реформе. Помимо конституционного законодательства, правовую основу системы судебных органов составляют обычные федеральные законы и иные правовые акты.

Судебная система Российской Федерации - это система судов, организованных и работающих на единых демократических принципах, взаимосвязанных общей задачей - отправлением правосудия. Правосудие - это сложное, сложное правовое явление, которое осуществляется в Российской Федерации только судом.

Судебная система Российской Федерации формируется совокупностью всех судов, действующих в Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации включает в себя: федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов федерации.

Федеральные суды включают в себя: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, областные и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономного округа и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Различные виды товарищеских, арбитражных судов, которые не предусмотрены Конституцией Российской Федерации и ФКЗ о судебной системе, не входят в судебную систему нашей страны и не имеют судебной власти.

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 118) конкретно устанавливает недопустимость создания чрезвычайных судов в Российской Федерации.

ФКЛ о судебной системе закрепляет единство судебной системы Российской Федерации, что гарантируется: установлением судебной системы федеральным конституционным законом; обязанность всех судов отправлять правосудие в соответствии с определенными федеральными законами, правилами судопроизводства; признание обязательства исполнять судебные решения, вступившие в законную силу на всей территории Российской Федерации; законодательное определение единства статуса судей; финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета и др.

В настоящее время судебная система была дополнена еще одним органом, отнесенным к федеральным судам Российской Федерации. Создание этого органа - Дисциплинарного судебного присутствия - было вызвано необходимостью повысить уровень гарантий независимости судей, а также усовершенствовать механизм обжалования и пересмотра решений о прекращении полномочий судей. за совершение дисциплинарных проступков.

Для дальнейшего развития судебной системы необходимо создание ювенальных и административных судов.

Итак, судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих судебных органов России всех типов, которые осуществляют правосудие и другие правовые функции в процессуальных формах.