Характеристика современных машиностроительных производств и перспектива из развития

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 15.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять рефераты на отлично:

 

Реферат: примеры и образцы оформления

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

Анализ результатов волейбольной команды

 

Показатели, используемые при проведении диагностики финансово-хозяйственной деятельности организации

 

Развитие концепции брендинга. Соотношение понятий «бренд», «торговая марка» и «товарный знак»

 

Экономические риски фирмы: сущность, виды, способы минимизации

 

Введение:

Машиностроение входит в состав отрасли под названием "машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает различные типы механизмов для машин и устройств, приборов и приспособлений, материального производства, науки, культуры и услуг. Металлообработка занимается производством металлопродукции, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время российское машиностроение состоит из множества самостоятельных отраслей, в том числе более 350 подотраслей и отраслей промышленности.

Машинное производство создает машины и оборудование, оборудование и компьютеры, передаточное оборудование, транспортные средства, средства труда для всех отраслей народного хозяйства. Она производит потребительские товары, в основном товары длительного пользования (автомобили, телевизоры, часы и т. д.). В общем объеме машиностроительной продукции к середине 80-х годов средства производства стояли в товарном выражении на 88,9%-всего на 11,1%, целью настоящего исследования явилось обращение отечественного машиностроения к запросам масс, отраслевой структуре машиностроительного комплекса и его отраслям и подсекторам, факторам не только преодоления сложившейся сложной экономической ситуации, но и к использованию технологий и технологических возможностей, а также к социальным вопросам.

Учитывая специфику данной темы и объем поднятых вопросов, структура исследования позволяет нам последовательно выделить в первой главе:

 

Промышленная структура и особенности организации машиностроительного комплекса Российской Федерации

Машиностроительный комплекс - это целый ряд отраслей промышленности, производящих различные машины. Это ведущий в отрасли комплекс. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс-это самый крупный из промышленных комплексов, на долю которого приходится почти 20% производимой продукции и все те, кто работает в российской экономике. Машиностроение и металлообработка - это более крупное предприятие, чем вся промышленность (средний размер предприятия в отрасли составляет около 1700 рабочих,менее 850 человек во всей отрасли), капиталоемкое, капиталоемкое по степени развития.、

Таким образом, машиностроение является катализатором научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Таким образом, основной экономической целью машиностроительной продукции является стимулирование труда и создание рабочих мест путем насыщения всех отраслей народного хозяйства высокими технологическими уровнями основных фондов.

За годы советской власти крупнейшие машиностроительные предприятия были созданы в различных регионах бывшего Советского Союза и производили практически все необходимое техническое оборудование для всех отраслей народного хозяйства, однако российская машиностроительная промышленность имеет очень высокую территориальную концентрацию, особенно в европейских регионах и, кроме того, многие крупные машиностроительные и промышленно-производственные кооперации уровней производственного объединения базируются на принципе"натурального хозяйства"универсального, оснащенного полным комплексом заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств, поэтому в ближайшие годы промышленная, территориальная и техническая структура машиностроения должна быть направлена на повышение качества выпускаемой продукции, основное направление-деконцентрация, уровень специализации производства и кооперации.

Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли характеризуются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургии, топливно-энергетического, горного, горно-химического комплексов. Это предприятие, которое производит детали или детали или предприятия, которые специализируются на производстве отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горное оборудование, экскаваторы). В промышленности преобладают металлургическое машиностроение, горнодобывающая промышленность, подъемно-транспортное машиностроение, локомотивное и орбитальное машиностроение, автомобилестроение, дизельное строительство, котельное строительство, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическая и машиностроительная промышленность, причем около 90% их продукции сосредоточено в отдельных частях Европы, а остальная часть-в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.

Производство металлургического оборудования, занимающего первое место в отрасли по себестоимости продукции, как правило, расположено в сфере производства крупносерийной стали и проката. Уральские предприятия выпускают оборудование для агломерационных заводов, доменных и электрических печей, а также для прокатки и дробления и дробления. Профиль горно-машиностроительного завода-это машины для геологоразведки, а также твердых руд на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной промышленности, стройматериалов, транспортного строительства. Отечественное машиностроение является приоритетным направлением в развитии и широком промышленном освоении горного, промывочно-комбайнового, роторного и амбулаторного бурения. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге (Уральское Маш), шахтах, Киселевске и Перми. Продукция подъемно-транспортного машиностроения, около 5 млн человек которой используются для погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях народного хозяйства, более половины из которых являются мостовыми электрическими кранами, производится в Центральном округе(завод Львовский), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры-Волго-Вятский,Центральный и Уральский регионы.

 

Локомотивостроение, Вагоностроение и грузовое машиностроение обеспечивают железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми локомотивами, грузовыми и пассажирскими вагонами и др. Его производят в основном в центральных районах (Брянск, Калуга, Людиево, Муром) и на Урале (Урал), в Коломенском, одном из старейших машиностроительных заводов, закрывающем промышленные локомотивы. Здания грузовых вагонов сосредоточены в Западной Сибири (Новоалтайск) и Восточной Сибири (Абакан). Легковые автомобили выпускаются на Тверском, Демиховском и Санкт-Петербургском заводах. Самосвальные машины и механизмы, рельсосварочные, снегоуборочные и другие машины до сих пор выпускаются в неудовлетворительном количестве и ассортименте, производство которых в основном производится объединением"Санкт-Петербургский металлургический завод", поставляющим в Россию европейские паровые, газовые и гидротурбины для энергетики. основными факторами при развертывании тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, магистральных газопроводов для химической и нефтеперерабатывающей промышленности являются наличие квалифицированных кадров и научно-исследовательских и строительных организаций.

 

Атомное машиностроение формируется заводами головного производственного объединения "Ижорский завод" (Санкт-Петербург) и "Атом Маш" (Волгодонск).

 

Завод специализируется на производстве корпусных реакторов и другого оборудования для атомных электростанций.

Полиграфическая техника имеет самый маленький объем коммерческой продукции в отрасли. Производство сосредоточено только в Санкт-Петербурге, Москве и европейской части Львова.

Электротехническая промышленность. Промышленность выпускает более 100 тысяч наименований продукции. Практически так называется продукт, потребляемый народным хозяйством. По объему производства она значительно превосходит все подотрасли тяжелой промышленности. Производство электротехнической продукции требует широкого спектра технических средств и материалов, которые производятся в различных промышленных комплексах. Положение предприятия в электротехнической отрасли определяется различными факторами, в которых важную роль играет наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских институтов и крупных потребителей. В настоящее время основными направлениями развития электротехники являются Центральный, Северо-Западный и Западно-Сибирский регионы. Самыми старыми являются такие предприятия, как Куйбышевская, Санкт-Петербургская Электросила, Екатеринбургский"Уралэлектроаппарат"и Московский Электрозавод на месте Новосибирского трансформаторного завода.

Станкостроение включает в себя централизованный ремонт металлорежущих станков, кузнечного оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, металлообрабатывающего оборудования. Завод станкостроительной промышленности расположен в основном секторе машиностроения. Средний размер предприятия относительно невелик. Основными центрами станкостроения являются Москва (завод"Красный пролетарий"в комплексе токарных станков и роботов), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязанов, Санкт-Петербург.

Приборостроение. Продукция этой отрасли характеризуется низкой прочностью материалов и энергии, но для ее производства требуются высококвалифицированные рабочие и научно-исследовательские кадры. Таким образом, основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных городах и крупных населенных пунктах. Например, в Москве и Московской области существует множество компаний, специализирующихся на производстве, монтаже и пуско-наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, проектировании и изготовлении часов, медицинской техники, измерительной аппаратуры, оргтехники.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входит производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной и меховой промышленности, а также подсекторов по производству химических волокон и оборудования для пищевой промышленности, так как основными факторами размещения являются близость к потребителям, большинство заводов и более 90% выпускаемой товарной продукции расположены на территории региона.

Авиационная отрасль. В авиационной промышленности сотрудничают компании практически из всех отраслей промышленного производства, поставляющие различные материалы и оборудование. Предприятие обладает высоким уровнем инженерно-технической квалификации, что привело к возникновению и развитию авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты выпускают вертолеты Москвы, Смоленска, Воронежа, Таганрога, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Омска, а также Новосибирска, Ростова-на-Дону, Казани и Улан-Удэ.

Характеристика современных машиностроительных производств и перспектива из развития

Ракетно-космическая промышленность сочетает в себе сложность производства среди самых разнообразных отраслей промышленности с орбитальными космическими аппаратами, космическими ракетами-носителями, грузовыми и пилотируемыми кораблями, а также высокотехнологичными технологиями, занимающими в России 85% мощностей бывшего советского ракетно-космического комплекса.

Автомобильная промышленность. По объему производства и стоимости основных фондов это самая крупная отрасль машиностроения. Автомобильная продукция широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых популярных товаров в розничной торговле. Более 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.

Большая часть производства сосредоточена в старых промышленных районах Европейского региона России, где имеется большое транспортное сообщение и крупные транспортные узлы. Промышленность имеет высокий уровень концентрации производства. Более 1/2 товарной продукции, основных фондов и персонала занимают компании с общим числом сотрудников чуть более 10 тыс. человек. В эту группу входят АМО"ЗИЛ"и ОАО"Москвич"(Москва), ОАО"ГАЗ"(Нижний Новгород), ОАО"ВАЗ"(Тольятти), ОАО"КАМАЗ" (Набережные Челны). Основными направлениями обустройства являются Центральный (более 1/5 от общего объема производства), Приволжский, Волго-Вятский, Уральский регионы.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Основные мощности сельского хозяйства и тракторостроения в основном расположены на Северном Кавказе, в Поволжье, Западной Сибири, Урале, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском регионах. Это соответствует расположению и специализации сельского хозяйства. Довольно много заводов специализируются на определенных этапах технического процесса или капитального ремонта оборудования.

Судостроение. Большинство промышленных предприятий расположено за пределами крупных металлургических баз, несмотря на то, что они потребляют значительное количество металла, большой параметр которого неудобен для транспортировки. Сложность современных судов определяет монтаж различного оборудования, что подразумевает наличие сотрудничества со смежными компаниями. Строительство судов начинается на суше и заканчивается в море, поэтому многие верфи расположены в устьях крупных рек или в защищенных портах.

 

Проблемы и перспективы развития машиностроения в России

В развитых странах, где кризис и стагнация производства периодически повторяются, изменения текущей рыночной конъюнктуры вряд ли повлияют на выпуск новейшей высокотехнологичной продукции. В результате недостаточно качественный, но накопленный за последние несколько лет технический потенциал может быть полностью утрачен, а вот для дальнейшего функционирования экономики это будет очень сложно.

Структура конечного продукта отечественного машиностроения в последние десятилетия характеризовалась "тяжеловесностью" и опережающей милитаризацией. Доля военной техники оставалась очень высокой при резких задержках в производстве потребительских товаров, особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства инвестиционной машиностроительной продукции полностью прекратился, а во второй половине начался спад, разразившийся в начале 90-х.

Снижение спроса в потребительской отрасли вынудило машиностроительную отрасль адаптироваться к условиям использования выпускаемой продукции, наращивать выпуск универсального оборудования и внедрять примитивные технологии.

Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Из 2/3 компаний каждая производит более 75% определенного вида продукции.

Основной причиной такой ситуации является резкое снижение инвестиционной активности и снижение спроса на механическое оборудование. Объем капитальных вложений, особенно в производство оборудования для строительной техники, снизился, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения снизился в 3-4 раза. В то время как доля автомобильной промышленности остается стабильной, доля наукоемких отраслей сокращается из-за рассматриваемых недостатков. Условиями такой стабилизации являются подавление тарифов на энергоресурсы, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожный транспорт, расширение протекционистских таможенных мер. Несмотря на все положительные стороны этого процесса, автомобильная промышленность нуждается в реструктуризации, децентрализованные фонды очень неадекватны, а значит, и сама централизованная структура выпуска тоже не отвечает современным требованиям, поэтому ее нужно менять. Реализация структурных и целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем.

В станкостроительной промышленности России Сегодня производство все больше концентрируется на платежеспособном спросе. Однако со стороны прежнего главного потребителя-государства она резко упала, и хозяйствующий субъект не компенсировал это снижение, спад производства дешевого и простого высокотехнологичного оборудования, приводящий к потере заказов, идет более быстрыми темпами. Эта ситуация усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и проектно-технических организаций. На самом деле существует угроза того, что Россия потеряет собственную станкостроительную промышленность. Многие практики стали развитием непрофильных продуктов для станкостроения, чтобы выжить. Оживление производства в машиностроении не повлияло на рост спроса на техническое оснащение, так как его парк в настоящее время используется не более чем наполовину. В результате по мере роста производства на предприятиях-потребителях сначала увеличивается загрузка существующего оборудования, накапливается капитал, а затем появляются перспективы технического перевооружения.

 

Слабые частные и иностранные инвестиции, низкий спрос в негосударственном секторе на техническое оснащение требуют осуществления государственной поддержки предприятий этой отрасли.

 

Это экономически, а иногда и стратегически эффективно, особенно когда речь идет об импортозамещении.

Определенные тенденции к стабилизации уже наблюдаются в электротехнической промышленности и приборостроении. В 1995 году увеличился выпуск электродвигателей (на 14%), количество кабельной продукции(силовые, городские телефоны). В целях расширения рынка сбыта и поиска новых потребителей электрические и приборостроительные заводы разрабатывали продукцию, пользующуюся спросом, в том числе и ту, которая ранее производилась в странах СНГ, и этому также способствовала Национальная протекционистская таможенная политика, при которой потребителям выгодно приобретать эту продукцию у российских компаний.

В результате банкротства сельских товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сокращается,большинство заводов используют производственные мощности на 10-15%. В самом хозяйстве парк сельскохозяйственной техники значительно сокращен.

В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику осуществляется процесс адаптации предприятий крынку (корректировка структуры производства, расширение рынка экспортного оборудования, создание предприятий торговых домов, проведение ярмарок и выставок), осуществляется эксплуатация и взаимозачет бартера на предприятиях отрасли, а также более широко используются биржевые векселя и казначейские облигации. Особенно перспективной формой нормализации продаж является уже практикуемое предоставление машиностроительной продукции и агрокомплексов на основе долгосрочного лизинга.

Наблюдается тенденция к стабилизации объемов производства отдельных видов продукции тяжелого машиностроения и других видов продукции. Это касается и производства оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности: машины для непрерывной разливки заготовок и агломерата производственных предприятий используются у зарубежных поставщиков аналогичного оборудования.

Ситуация в электроэнергетике стабильна за счет незначительного увеличения выпуска паровых турбин, в основном за счет экспортных поставок оборудования в Китай, Иран и страны Восточной Европы. Производство дизельного топлива и дизель-генераторов стабильно, но есть тенденция развивать производство дизельного топлива по лицензии иностранной компании, завода этой подотрасли.

В подотрасли вагоностроения объем производства определяется финансовыми возможностями основных заказчиков Министерства путей сообщения Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что они ограничены, и производство необходимых транспортных средств на Российских железных дорогах не может быть существенно увеличено. В связи с этим производство грузовых вагонов несколько увеличилось.

Не стоит думать, что в ближайшие годы даже инвестиционная активность, спрос на строительную и дорожную технику значительно возрастут. Тем более что строительный комплекс сейчас имеет хорошо налаженный парк строительной техники, который загружен не более чем наполовину. А вот продукт для обновления параметров есть. Это явление свидетельствует о том, что из-за изменения качества выпускаемой продукции отрасль не адаптируется к новым условиям эксплуатации.

Суммируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что ситуация в развитии машиностроительного комплекса России определяется не только спросом, но и инвестиционными ограничениями. Именно они препятствуют реконструкции производства на основе повышения качества выпускаемой продукции и повышения конкурентоспособности.

Наконец, необходимо дать общее представление о той сложной социально-экономической ситуации, которая сложилась в отрасли в последние годы. Это связано с тем, что валовая неплатежеспособность, которая увеличилась за последние 2 года, увеличила долю убыточных предприятий.

Официальная статистика последних лет показывает, что скрытая безработица(неполный рабочий день или недельная занятость) в целом снижается в отрасли. Опрос, проведенный в конце прошлого года Санкт-Петербургским центром "труд-мониторинг", показал, что доля работников машиностроительной отрасли растет среди тех, кто занят в машиностроительных предприятиях, нуждающихся в неполной или вторичной занятости. Об этом заявили 86,9% опрошенных работников, а 84,6% заявили, что они регулярно задерживают выплаты заработной платы более чем на месяц.

В оборонном секторе ситуация особенно тяжелая, когда численность производственного персонала даже ниже, чем во всей машиностроительной отрасли. Наиболее значительно сократилась занятость в электронной промышленности и производстве специального оборудования связи. Все это вызывает отток высококвалифицированных специалистов из научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, в том числе и за рубеж. Особенно сложная ситуация складывается в тех регионах, где Военно-промышленный комплекс выступает градообразующим предприятием (на Урале, в Удмуртии и в некоторых регионах центральных экономических округов).

Очень важно принять меры по корректировке выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время будут усиливаться пессимистические настроения и социальная напряженность, что создаст угрозу дальнейшего построения социалистической рыночной экономики в России.

Заключение

Насущные потребности национальной экономики обусловлены необходимостью минимальной поддержки технического уровня в машиностроительном комплексе, а за счет восстановления спроса на машиностроительное оборудование и кооперации регионов необходимо нормализовать инвестиционный процесс. Особенно важно оживить спрос на технику в базовых и жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате будут возрождены наиболее отсталые отрасли машиностроения с неразвитыми производственными структурами. В условиях сокращения производства в машиностроительной отрасли, ограничения на зарубежную закупку оборудования, которое может быть произведено или Произведено в России, что увеличивает использование производственных мощностей, в связи с поставками многих видов деталей и оборудования, сокращением производства с соседними странами и старыми странами comeco, а в то же время позволяет оказывать необходимую государственную поддержку подотраслям (в основном оборонным). Для реализации структурной и инвестиционной политики страны необходимо сосредоточить значительные средства на приоритетных направлениях. Однако объем капитальных вложений, генерируемых собственными средствами компании, в настоящее время ограничен в связи с повышением цен на инвестиционные ресурсы, а также в связи с собственным тяжелым финансовым положением компании одним из дополнительных источников инвестиционных средств в отечественном машиностроении являются частные инвестиции. Однако основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для основных отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.