Характеристика социально-экономических прав человека

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Характеристика личных прав человека
Характеристика политических прав человека
Юридические обязанности человека
Внутригосударственный механизм защиты прав человека

 

Введение:

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируется гражданское общество, основанное на свободе людей, и формируется новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Возможно, наиболее динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возвращения страны в прошлое.

Современное конституционное право является отраслью права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это вызывает ожесточенную борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, которые являются источниками конституционного права. Понять эту борьбу значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто отступает. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит вам «войти в политику» и почувствовать дыхание истории. 

Пожалуй, самым сложным в наше время является мониторинг быстро меняющегося законодательства в области конституционного права. Такие изменения прослеживаются в тех статьях Конституции, в которых закреплены основные права и свободы человека в области социально-экономических отношений между гражданами, а также гражданами и государством. 

Экономические и социальные права и свободы необходимы для жизни человека. Конституция Российской Федерации дает новые толкования многих прав и свобод, включенных в эту группу, отражая текущие реформы в стране, прежде всего экономические. Вместе эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической и социальной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненно важные потребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут полагаться только на свои силы. Поддерживая свободу, они в то же время зависят от других людей, чьи интересы часто сильно различаются. Поэтому в интересах общества необходимо защитить права человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также дать ему силы для духовного развития и проявления его способностей. 

С точки зрения их юридического содержания, эти права не являются одинаковыми. Некоторые (например, право на частную собственность), по сути, являются бесспорными прямыми правами, другие (право на отдых или социальное обеспечение) являются субъективными правами, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, а другие ( право на труд, право на жилище и т. д.) порождает у государства только общее обязательство проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании приводят к разной степени массового использования этих прав: те, которые лучше защищены, показывают свою жизненно важную значимость, тогда как другие остаются на бумаге. Важной особенностью этой группы прав является то, что они закреплены за каждым лицом, то есть не зависят от гражданства их субъектов. 

Социально-экономические права и свободы

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они относятся к поддержанию и нормативному закреплению социально-экономических условий жизни человека, определяют положение человека в сфере труда и жизни, занятости, благосостояния, социального обеспечения с целью создания условий, в которых люди могут быть свободны от страха. и нужно. Их объем и степень реализации во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения менее развиты. 

Конституция Российской Федерации 1993 года по сравнению с основными законами советского типа исходит из принципиально иной идеологии при обеспечении социально-экономических прав и свобод.

В предыдущем подходе отчетливо проявилась ориентация на доминирующую роль государства в предоставлении экономических и социальных выгод человеку, который, как казалось, был окружен опекой со всех сторон. Человек был только пользователем этих товаров, их пассивным создателем в соответствии с инструкциями государства. 

Долгое время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль. Международно-правовое регулирование и защита социально-экономических прав начались в 1948 году, когда наиболее важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод основную роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (статьи 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (статьи 22-27), в нормах Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в общепринятых стандартах Международной организации труда (МОТ).

Другую группу источников для регулирования социально-экономических прав составляют нормы, содержащиеся в региональных соглашениях (например, Европейская социальная хартия и другие). Третья значимая группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленных в национальных законах штатов. 

Социально-экономические права и свободы, закрепленные в Конституции, включают свободу бизнеса, право на частную собственность, свободу труда, право на отдых, защиту семьи, право на социальное обеспечение, право на жилье, право на защитить здоровье и благоприятную окружающую среду.

Многие из этих прав и свобод были закреплены в предыдущих Конституциях.

Особенность действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых свобод, но и в другом толковании их содержания.

Начиная экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу рыночных отношений, утверждаемых в стране, Конституция устанавливает право каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и другой экономической деятельности, не запрещенной законом.

Право на экономическую деятельность

Право на экономическую деятельность включает в себя ряд конкретных прав, которые предоставляют возможность начать и вести бизнес. С этой целью субъект права на хозяйственную деятельность может создавать предприятия на свой страх и риск, самостоятельно заключать договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться имуществом. 

Предпринимательская деятельность понимается как «самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в порядке, установленном по закону» (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Признание права на экономическую деятельность порождает определенные обязательства для государства, выступающие в качестве гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказать в регистрации предприятия, сославшись на неприемлемость. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя и государственную собственность. Всей своей экономической политикой правительство власти закона поощряет и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению. 

В то же время на это право распространяются определенные ограничения. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление заказов и т. д.) или обуславливает такую ​​деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает определенные ограничения на многие предприятия. Наконец, государственные органы имеют право требовать финансовую отчетность от предпринимателя без ущерба для коммерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всего народного хозяйства, но должны основываться на законодательной базе. 

Отдельные вопросы, связанные с осуществлением права на хозяйственную деятельность, регулируются большим количеством законодательных актов, и в первую очередь Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 года. С тех пор Закон о собственности в РСФСР 1990 года утратил силу. Закон о предприятиях и предпринимательстве 1990, (за исключением ст. 34 и 35, устанавливающий порядок государственной регистрации) и ряд других актов. Гражданское право регулирует отношения между лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью или с их участием. Нормы этого закона распространяются на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Гражданский кодекс, этот вид основного закона рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, обеспечивает свободу контрактов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон основан на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и положения о восстановлении нарушенных прав и их судебной защите. 

В целях обеспечения законных, цивилизованных условий для формирования и развития рыночных отношений Конституция устанавливает запрет на хозяйственную деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34). 

Недобросовестная конкуренция относится к ведению конкуренции (которая сама по себе в рыночных условиях является законной) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем фактом, что ограничения на злоупотребление свободным предпринимательством тесно связаны с самой этой свободой, а также с желанием законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики.

Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушением этических правил конкуренции, наносят вред гражданам и обществу в целом. Отсутствие конкуренции тормозит экономический и технический прогресс, тормозит деятельность малых и средних предприятий, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен и ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. В интересах граждан и экономики возникает недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделении рынков и устранении других предпринимателей с рынка.

Интересы потребителей также нарушаются, когда они вводятся в заблуждение производителем, местом назначения, способом и местом изготовления, качеством и другими свойствами товаров другого предпринимателя из-за неправильного сравнения товаров в рекламе и другой информации, копирования внешнего дизайна или использования товарный знак чужого товара и другие способы. 

Такие методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 года. Предпринимателю также запрещено распространять ложную, неточную или искаженную информацию, которая может нанести убытки другому предпринимателю, изъять товары из обращения, создать или сохранить дефицит на рынке или повысить цены, навязать контрагенту условия договора, неблагоприятных для него или не связанных с предметом договора, а также ряд других действий. 

Закон устанавливает, что признание доминирующего положения (т.е. монополии) возможно, если рыночная доля товаров превышает 35% и существует возможность ограничения конкуренции. Ограничивать конкуренцию запрещено не только индивидуальным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средства борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией могут заключаться в том, чтобы связаться с антимонопольными органами, которые имеют право давать указания о прекращении несанкционированных действий, и наложить штраф в случае несоблюдения требований. В случае убытков от таких действий вы можете обратиться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитража). 

Для реализации положений Закона создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур с территориальными управлениями. Деятельность этих органов носит квазисудебный характер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, то есть с предоставлением сторонам определенных гарантий, уважения их прав и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суде. 

Антимонопольное законодательство не влияет на сферу действия так называемых естественных монополий, то есть монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке этого товара более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических особенностей производства и чьих товаров пользуются устойчивым спросом из-за невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, электрические и почтовые услуги. Федеральный закон от 17 августа 1995 года предусматривает регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти. 

Государство оказывает поддержку так называемому малому бизнесу (с числом работников на предприятии до 100 человек), который был принят Федеральным законом от 14 июня 1995 года. Закон предусматривает создание преференциальных условий в стране финансовое поле и налогообложение, поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий и т. д., предназначенные для реализации специальных программ, создания фондов для поддержки малого бизнеса.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы был принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 года. Закон предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, которая может ввести в заблуждение потребителей или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также покушению на публику. интересы, принципы гуманности и морали.

Закон не допускает несправедливой, ненадежной, неэтичной, заведомо ложной, скрытой рекламы. Регулируются особенности рекламы в радиотелевизионных программах, в периодических изданиях, в кино и видеоуслугах, реклама, размещаемая снаружи и на транспортных средствах, а также реклама определенных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и т. д.). 

В случае установления нарушения закона нарушитель обязан осуществлять контррекламу в течение срока, установленного федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право на частную собственность. Его конституционная консолидация имела решающее значение в переходе страны к рыночной экономике. 

Право частной собственности

Включение этой нормы в предыдущую Конституцию проходило в условиях жесткой конфронтации между реформистскими и антирыночными силами, представленными в бывшем Съезде народных депутатов Российской Федерации.

Утверждение права частной собственности означало отход от важнейшего постулата социалистической идеологии концентрации всей собственности в руках государства. Частная собственность рассматривалась как основа эксплуатации человека человеком. Гражданин признает только право на личную собственность, объектом которой могут быть трудовые доходы и сбережения, дом, подсобное хозяйство, предметы домашнего обихода, а также личное потребление и удобства. 

Конституция 1978 года в ее первоначальном варианте допускала мелкое частное фермерство для единоличных крестьян и ремесленников, основанное на личном труде и исключающее использование труда других людей, но эта норма была по существу чисто формальной по своему характеру и не получила практического применения.

Предполагалось, что реструктуризация экономических отношений, начавшаяся в 1990-х годах, должна была быть консолидирована конституционно, что также применимо к формам собственности гражданина.

Первоначально статья о социалистической собственности была исключена из Конституции 1978 года, и была введена норма о том, что государство создает условия, необходимые для развития различных форм собственности, и обеспечивает им равную защиту. Последующие поправки и дополнения к Конституции 1978 года включали в себя правила, конкретно касающиеся частной собственности (юридических лиц и граждан), права каждого быть владельцем, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью и другими объектами собственности индивидуально или и в сочетании с другими. 

Конституция Российской Федерации 1993 года признала и защищала частную собственность в качестве основы конституционного строя и расширила гарантии ее защиты, в том числе со стороны судебных органов.

Права частной собственности защищены уголовным, гражданским, административным и другими законами. Например, Уголовный кодекс предусматривает ответственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, незаконное присвоение, грабеж, грабеж, вымогательство и т. д. гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основания для приобретения и прекращения права собственности, устанавливает что граждане и юридические лица могут находиться в собственности любого имущества, за исключением определенных типов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать им (часть 1 статьи 213). С введением в действие нового Гражданского кодекса Закон РСФСР "О собственности" от 24 декабря 1990 года, который ранее определял комплекс вопросов, касающихся также частной собственности, утратил силу. 

Таким образом, право частной собственности является комплексным институтом, регулируемым многими отраслями российского права.

Конституция Российской Федерации устанавливает две важные правовые гарантии прав частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда. Это, в частности, означает, что государственные органы не вправе, ссылаясь на какую-либо неправомерность и даже закон, лишать человека собственности против его воли. Владелец всегда имеет право обратиться в суд, доказав неконституционность закона или действий, примененных к нему. 

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права частной собственности. В экстремальных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и т. д.) имущество может быть изъято (реквизиция) по решению государственных органов (статья 242 Гражданского кодекса Российской Федерации), конфискация возможна в административном порядке (статья 243 Закона). Гражданский кодекс Российской Федерации), но в любом случае предоставляется право гражданину обратиться в суд с заявлением о восстановлении своего имущественного права. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суде в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации. 

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может производиться только при условии предварительной и эквивалентной компенсации. Это запрещает принудительную национализацию и реприватизацию без компенсации, что принято в тоталитарном государстве. Частная собственность может переходить в категорию государственной собственности, а государственная собственность в категорию частной собственности (приватизация), но только в соответствии с законодательством и с компенсацией, определяемой соглашением или рыночными ценами. 

Гарантия частной собственности также является правом наследования. Гражданский кодекс регулирует все тонкости передачи имущества собственника после его смерти наследникам по закону или по завещанию. Закон о наследовании призван гарантировать исполнение воли владельца в отношении его собственности и в то же время обеспечить справедливость, особенно когда речь идет о защите интересов инвалидов или молодых родственников. 

Право частной собственности на землю отдельно закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 35). Он принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям. 

Конституция закрепляет право государственной собственности на землю. Это особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и землях, находящихся в собственности субъектов Федерации. Их правовой статус уже частично регулируется такими правовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах природных ресурсов4, который затем должен быть принят в форме закона. 

Природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальных органов, которые имеют право распоряжаться ими самостоятельно, использовать их, передавать их в собственность, пользование и аренду другим субъектам, относятся к особой категории. В то же время субъекты права собственности на природные ресурсы могут выступать как самим органом управления, так и от его имени, гражданами и юридическими лицами, в собственность которых передаются, используются или арендуются природные ресурсы. 

В истории экономических и правовых доктрин право частной собственности на землю неоднократно вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.) Считали, что земля должна принадлежать всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали введения земли в гражданское обращение, и, в конце концов, в развитых странах были приняты такие принципы регулирования частной собственности на землю, которые обеспечивают баланс интересов личности и общества. Признание прав частной собственности является обязательным условием демократической рыночной экономики, поэтому она все еще сталкивается с сопротивлением со стороны политических сил, стремящихся сохранить свою поддержку в старой системе землепользования и сельского хозяйства. Это связано с появлением в России уникальной ситуации, которая заключается в том, что, несмотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собственности на землю отклоняется. Однако такие правила должны быть признаны недействительными. 

В отличие от предыдущей Конституции, где упоминание природных ресурсов не было связано с другими формами собственности, кроме государственной собственности, действующая Конституция допускает возможность частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на землю и другие природные ресурсы.

Напротив, коммунистические режимы стремились доказать преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на землю. Но это привело к отставанию сельского хозяйства и сделало использование земли чрезвычайно нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами земель, колхозы и совхозы пришли в упадок, огромные участки земли не были развиты. 

Признание этого права является обязательным условием демократической рыночной экономики, поэтому оно встречает и продолжает встречать сопротивление со стороны политических сил, стремящихся сохранить свою поддержку в старой системе землепользования и сельского хозяйства. Это связано с появлением в России уникальной ситуации, которая заключается в том, что, несмотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собственности на землю отклоняется. Однако такие правила должны быть признаны недействительными. 

Конституция Российской Федерации устанавливает, что право собственности, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц. Таким образом, существует только два конституционных ограничения права частной собственности на землю, при условии, что владелец остается свободным в своих действиях. Но эта свобода очень относительна, поскольку в той же статье Конституции говорится, что условия и порядок использования земли определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 35). 

Однако реформа земельного законодательства еще не завершена. Таким образом, владение и распоряжение землей регулируется многими актами временного значения. Так, Указ Президента Российской Федерации об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель в ходе земельной реформы от 16 декабря 1993 г. требует, чтобы право собственности на земельный участок находилось под прекрасная роза сопровождалась ее рациональным использованием. Еще один акт аналогичной юридической силы, Указ Президента Российской Федерации о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 19935 г. предоставляет гражданам право продавать, наследовать, отдавать, закладывать, сдавать в аренду обменять, а также передать землю в качестве взносов в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов. В то же время при продаже земель, используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение от исполнительной власти субъекта Федерации. 

Наряду с вышесказанным существует много других нормативных актов, регулирующих право частной собственности на землю как для отдельных граждан, так и для их ассоциаций в отношении земли, как в сельской местности, так и в городах.

В рыночной экономике содержание и содержание прав человека в сфере труда претерпели изменения (статья 37 Конституции).

Права труда и свободы

Впервые в нашей стране право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года. Его содержание было раскрыто как право на получение гарантированной работы с заработной платой в соответствии с ее количеством и качеством. Конституция России 1978 года также добавила к этому право выбора профессии. 

В Конституции 1978 года в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина содержание раздела «Государство и личность» было полностью изменено, в связи с чем право на труд получило другое толкование. Это было выявлено как право свободно выбирать или соглашаться на работу, распоряжаться своими способностями к работе и выбирать профессию и род занятий. 

Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда применительно к рыночной экономике. Основной упор делается на обеспечение свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Теперь государство перестало быть единственным владельцем всех средств производства, а, следовательно, единственным работодателем и единственным гарантом каждого получающего работу. Но это не значит отстранение государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Роль государства многогранна. Государство запрещает принудительный труд. Такой труд считается не только откровенно рабским трудом, что крайне редко встречается в наше время, но и любой формой принуждения человека работать на невольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. 

В то же время исполнение обязанностей, вытекающих из военной службы в условиях чрезвычайного положения или по решению суда, не считается принудительным трудом. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930), а также Кодексом законов о труде Российской Федерации (статья 2). 

25 сентября 1992 г. в Трудовой кодекс было включено правило о запрете принудительного труда (статья 2), и такие дисциплинарные меры были исключены из-за наказания, например, перевода на низкооплачиваемую работу или перевода на более низкую должность.

Государство дает право требовать от работника соблюдения условий, определенных Конституцией, а именно: условия труда соответствуют требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивается без какой-либо дискриминации и не ниже минимальной заработной платы, установленной Федеральный закон. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровье работника на рабочем месте нарушено, работодатель несет материальную и, в некоторых случаях, уголовную ответственность. Соответствующие стандарты предусмотрены в Правилах возмещения работодателями ущерба, причиненного работникам травмами, профессиональными заболеваниями или иным ущербом для здоровья, связанными с выполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря, 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.). Применяются также основы законодательства Российской Федерации об охране труда, принятого 6 августа 1993 года, и ряд других нормативных актов. 

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальной заработной плате, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этой суммы. Таким образом, предполагается, что в соответствии с соглашением (коллективным или индивидуальным) размер оплаты может быть больше, что на практике осуществляется в соответствии с рыночной ценой труда или по категориям тарифов, установленным государственными органами для учреждений и предприятий, которые под финансирование государственного бюджета.

Многочисленные статьи Трудового кодекса и других актов разрабатывают и подробно регулируют эти конституционные положения. Трудовое законодательство запрещает любое снижение размера заработной платы работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, религии, членства в общественных объединениях (статья 77). В регулировании трудовых отношений на основе социального партнерства на двусторонней основе (между работодателями и работниками) и на трехсторонней основе (т. е. с участием государственных органов) принят Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 года. (с изменениями) играет важную роль и поправки внесены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года). 

Право на защиту от безработицы подразумевает обязанность государства проводить экономическую политику, которая способствует, насколько это возможно, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы. Трудовой кодекс защищает работников от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получения гражданам выплачиваются пособия по безработице в размере 45-75% от среднего заработка, но не ниже минимальной заработной платы, предоставляется возможность бесплатного обучения по новой профессии или участию в оплачиваемых общественных работах расходы на добровольный переезд в другой район. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости в Российской Федерации от 19 апреля 19916 года с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 года. Для реализации целей Закона создана Федеральная служба занятости России, с офисами во всех субъектах федерации, городах и регионах страны. 

Государство признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, используя для их разрешения методы, установленные федеральным законом, включая право на забастовку. Забастовка не указывает на желание работников расторгнуть трудовой договор. И поэтому незаконный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку осуществляется в соответствии с законом. Поэтому закон имеет право запретить забастовку в ряде секторов экономики (транспорт, коммунальное обслуживание и т. д.). Однако этот запрет распространяется не на всех работников отрасли, а только на тех, кто, по смыслу части 3 статьи 55, может нанести вред здоровью других, безопасности государства и т. д. только суд может установить запрет на этих основаниях. 

Действующий закон также запрещает определенные виды забастовок. Коллективный трудовой конфликт не обязательно ведет к забастовке; перед его объявлением необходимо использовать согласительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года. На предприятиях, занимающихся индивидуальными трудовыми спорами, действуют комиссии по трудовым спорам. Но любая система разрешения споров дает возможность недовольной стороне обратиться в суд. 

Право на отдых неразрывно связано с трудовыми правами (часть 5 статьи 37 Конституции). Функции штата в этой области заключаются в том, чтобы в соответствии с федеральным законом устанавливать рабочее время, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с одинаковой работой (должностью) и средней заработной платой, продолжительностью не менее 24 рабочих. дней). 

Действующий Трудовой кодекс устанавливает максимальное рабочее время 40 часов в неделю. Для определенных категорий работников с учетом условий и характера работы, возраста, состояния здоровья и других факторов сокращается рабочее время без снижения заработной платы. Закон устанавливает все виды отдыха, предусмотренные Конституцией, а коллективные договоры и соглашения часто вводят более высокие стандарты. 

Социальное развитие общества во многом зависит от статуса его основной ячейки семьи, защиты материнства и детства. Общее конституционное положение подразумевает семейные права граждан и, прежде всего, определенные права матери и ребенка. 

Защита материнства и детства и семьи

Государственная защита материнства и детства, семьи как конституционного принципа впервые была закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в этой области в новом Основном законе Российской Федерации соответствует международным правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое в современном обществе придается семье, матери-женщине, детям 

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия различных государственных мер по поощрению материнства, защите интересов матерей и детей, укреплению семьи, ее социальной поддержке и обеспечению семейные права граждан.

Государство защищает эти права путем развития системы охраны здоровья матери и ребенка, социального обеспечения, охраны труда работающих матерей, законодательства о браке и семье и т. д. таким образом, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый декретный отпуск. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных зарплат. Отпуск по уходу за ребенком предоставляется (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без оплаты до достижения ребенком трехлетнего возраста) по просьбе женщины с выплатой социальных пособий и компенсаций. По усмотрению семьи такой отпуск может быть использован (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи. 

Законодательство предусматривает особую защиту трудовых прав женщин и создание для них благоприятных условий труда, соответствующих их физиологическим характеристикам. Это включает: 

  • повышение гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Поэтому запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать их заработную плату по причинам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременные женщины, женщины с ребенком до 3 лет и одинокие матери ребенка до 14 лет (ребенок-инвалид до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в суде. Увольнение этих категорий женщин по инициативе администрации также не допускается, за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии их обязательной занятости; 
  • особые правила охраны труда и здоровья женщин: запрет их труда (особенно женщин детородного возраста) на тяжелых работах и ​​работе с вредными или опасными условиями труда; установка максимально допустимых нагрузок при подъеме и перемещении грузов вручную; трудовые ограничения в ночное время и т. д. 

Закон предусматривает меры по обеспечению сочетания труда с материнством:

  • использование труда женщинами с детьми на работе неполный рабочий день или неполный рабочий день; по просьбе женщин с детьми до 14 лет (дети с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет) администрация обязана установить для них такой режим работы в переезде (гибкий график), дома; 
  • предоставление одному из родителей (заменяющим их лицам) 4 дополнительных оплачиваемых выходных в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегодный двухнедельный отпуск без оплаты для женщин с двумя или более детьми в возрасте до 12 лет.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщинам в связи с материнством, предоставляются отцам, воспитывающим детей без матери, а также опекунам (попечителям) несовершеннолетних.

Защита материнства и детства также осуществляется другими отраслями права. Так, в основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятого 22 июля 1993 г., оговаривается необходимость усиления заботы о здоровье женщин во время беременности, экологическое законодательство способствует устранению факторов окружающей среды, неблагоприятно влияющих на здоровье населения. влияет на здоровье женщин и детей. Кодекс о браке и семье содержит основания для лишения родительских прав в случаях злонамеренного нарушения прав ребенка. 

Государство прилагает все усилия для укрепления семьи путем устранения дискриминации в браке и утверждения равенства прав мужчины и женщины, которые основывают семью. Этому способствуют Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс и другие нормативные акты. 

Забота о детях, их воспитание провозглашено Конституцией «равные права и обязанности родителей» (часть 2 статьи 38). Следовательно, родители не вправе перекладывать на государство функцию ухода за детьми и их воспитания, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любое другое лицо, не может лишать родителей аналогичного права, если иное не предусмотрено законом. Родители имеют равные права и равные обязанности в воспитании детей, обеспечении их здоровья, образования и финансового положения. Развод родителей (или их развод) не влияет на количество родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только имеет право, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе препятствовать ему в этом. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью вместе. В случае возникновения спора они разрешаются органом опеки или судом. 

Права родителей не могут осуществляться в конфликте с интересами детей. Родители, которые злоупотребляют своими правами или не выполняют своих родительских обязанностей, не могут полагаться на защиту своих прав, но могут быть ограничены или полностью лишены их в суде. 

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей старше 18 лет заботиться о родителях-инвалидах. Это говорит о том, что дети обязаны поддерживать своих родителей и, при необходимости, поддерживать их. В случае отказа в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы в суде, а в случае злого уклонения от уплаты алиментов возникает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этого обязательства, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей (статья 78 Кодекса о браке и семье). 

Семейное право, основанное на статье 38 Конституции Российской Федерации, детально регулирует брачные и семейные отношения, защищая многочисленные права их участников.

Право на социальное обеспечение

В любом обществе есть люди, которые с рождения, из-за болезни или старости не могут этого сделать. Одинокие женщины, инвалиды, многодетные семьи часто оказываются в нужде, инвалиды нуждаются в уходе и лечении и т. д. общество не может оставить таких людей на произвол судьбы, и поэтому создает государственную систему обеспечения их материальными благами за счет общества. Это показывает человеческую солидарность и гуманизм. Поэтому следующей важной категорией является право на социальное обеспечение, закрепленное в Конституции Российской Федерации в статье 39. 

Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальные риски) характеризуется потерей заработка или ее недостаточностью для существования человека и членов его семьи с ограниченными возможностями. Закон устанавливает возраст выхода на пенсию для мужчин от 60 лет и для женщин от 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако из-за особых условий труда и по ряду других причин, пенсии назначаются с более раннего возраста).

Основания для получения пенсий по инвалидности регламентированы подробно, что понимается как инвалидность на длительное время или навсегда, а также в связи с потерей кормильца (в результате его смерти или неизвестного отсутствия). Как будто при разработке положений Конституции о защите материнства и детства предусмотрены основания для социального обеспечения по воспитанию детей (пособия в связи с рождением ребенка, уход за маленьким ребенком и т. д.). Все эти формы социального обеспечения основаны на обеспечении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий, если имеются соответствующие основания.

Человек должен заранее знать, на что он может рассчитывать при возникновении определенных социальных рисков, то есть каковы основания, условия, уровень безопасности, порядок получения и т. д. выход на пенсию является правом, а не обязанностью человека. Следовательно, в тех случаях, когда человека «выталкивают» на пенсию без его согласия (например, при наличии «стажа работы»), для этого должна быть веская причина, которая может быть проверена в судебном порядке. 

В настоящее время в России также действуют: Закон Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и членов их семей от 12 февраля 1993 года, Закон о пенсионном обеспечении родители погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, с 21 мая 1993 г.  

Государственные пенсии для определенных категорий граждан также устанавливаются законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы, о государственных гарантиях и компенсациях работающим и проживающих на Крайнем Севере и в аналогичных областях.

Пенсионное законодательство очень подробное. Его основным актом является Закон РСФСР о государственных пенсиях (с последующими изменениями и дополнениями). Он устанавливает два основных типа пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и социальные (назначаются пожилым и инвалидом при отсутствии права на трудовую пенсию). Социальные льготы устанавливаются несколькими законами. Так, в Закон от 19 апреля 1991 года с изменениями от 15 июля 1992 года о занятости в Российской Федерации введены пособия по безработице.

Указом Президента Российской Федерации о совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и увеличении их размеров от 10 декабря 1993 г. установлено ежемесячное пособие на каждого ребенка до 16 лет (на студенты образовательных учреждений до окончания учебного заведения). Несколько законов регулируют выплату пособий по временной нетрудоспособности (болезни), а также ряд других пособий (Закон Российской Федерации о ритуальных пособиях от 12 марта 1992 г.  устанавливает единовременное пособие на погребение).

Эти выплаты производятся соответственно из средств федеральных учреждений: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования и Фонда занятости. Однако дополнительные пенсии и пособия, то есть сверх федерального уровня, могут вводиться законодательными органами субъектов Федерации из собственных средств. Согласно статье 1 Закона о государственных пенсиях в РСФСР (1990 г.) органы местного самоуправления, предприятия, учреждения (в том числе государственные) имеют право издавать акты о пенсионном обеспечении. Дополнительные социальные льготы по сравнению с установленными законом также могут быть зафиксированы в коллективных договорах с учетом экономических возможностей предприятия в соответствии со статьей 13 Закона о коллективных договорах и соглашениях (1992 год). 

В статье 39 говорится только о денежной форме социального обеспечения, о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут быть заменены или дополнены натуральными формами социального обеспечения с содержанием в школах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, школах-интернатах для детей, оставшихся без попечения родителей, социальных услугах на дому и т.д. 

В статье 39 Конституции Российской Федерации есть очень важный и новый по своему характеру пункт: о поощрении добровольного социального страхования, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Таким образом, государство оказывает поддержку негосударственным формам материальной поддержки населения, т.е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию. Указ Президента № 107712 от 16 сентября 1992 года о негосударственных пенсионных фондах создает правовую основу для развития этой сферы социального обеспечения. Развитие благотворительности и создание благотворительных фондов осуществляется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», подписанным Президентом Российской Федерации 11 августа 1995 года. 

Консолидация гарантий социального обеспечения в Конституции является устойчивой традицией российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (статьи 22 и 25); Международный пакт об экономических и культурных правах (статья 9, части 1-3 статьи 10); Конвенция о правах ребенка (часть 1 статьи 26). 

Адекватное жилье является частью достойного уровня жизни человека, провозглашенного во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Право на жилье

Конституционное право на жилье выражает сущность жилищных потребностей общества. Система конкретных жилищных прав граждан зависит от него, и они должны соблюдать, а не противоречить ему. 

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма статьи 40 Конституции конкретно не содержит следующую правовую формулу: стабильное, устойчивое, постоянное использование жилой площади во всех видах жилого фонда; улучшение жилищных условий в домах всех видов жилого фонда; обеспечение здоровой среды обитания, среды обитания, достойной цивилизованного человека (последнее следует из международного права). 

Но такие же легальные возможности открылись и раньше. Однако недостатком системы, которая была в прошлом, была монополия государственных, муниципальных и государственных жилищных фондов, созданная в годы социализма, которая была закреплена в предыдущей Конституции. Индивидуальный жилищный фонд получил незначительное место в городах и поселках городского типа. Он доминировал только в деревне. Советское государство было обязано только способствовать его развитию, а также развитию жилищной кооперации другой формы участия граждан за счет собственных средств в жилищном строительстве. Личная собственность граждан в жилом доме носила потребительский характер. Частная собственность была запрещена. 

Эта система, основанная на коллективных принципах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшили свои жилищные условия, но миллионы людей продолжали томиться в течение многих лет в поисках комфортного жилья из фондов общественного потребления.

Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и государственного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, которых не было ни у государства, ни у местных советов, ни у общественных организаций. Население было настолько пролетаризовано системой ограничений на его доходы, количество и размер жилых помещений на человека или семью, изъятия в общественных фондах потребления, что было парализовано организационными трудностями, что оно не могло участвовать в массовом жилищном строительстве. 

Нынешняя конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, состоящей из таких конституционных основ, как отказ государственной монополии на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности. жилья и земли. Государственный жилищный фонд утратил свое доминирующее положение, возникла частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовалась рана жилья, земли и т. д. 

Часть 3 ст. 40 отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сводится к продвижению, продвижению жилья, любой форме собственности, правовому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищный фонд социального назначения для социально незащищенных слоев населения и других лиц. 

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления не накапливают полностью средства населения «в общем котле» для последующего строительства государственного и муниципального жилья и распределения вакантных квартир для людей, нуждающихся в жилье. Каждый самостоятельно инвестирует средства в покупку и строительство жилья, как в городе, так и в деревне, не надеясь решить возникшую у него жилищную проблему за счет средств государственного, муниципального и государственного жилищного фонда, а опираясь на систему компенсации (субсидии), кредиты на покупку жилья. 

Это решит жилищную проблему для большинства. Меньшинства, то есть бедные и другие лица, указанные в законах, будут предоставляться на основе принципов предыдущей системы: режим обеспечения их жилыми помещениями будет поддерживаться в соответствии с нормами, установленными законом о государственном, муниципальном и другом жилье. фонды. Они смогут использовать предоставленное пространство на условиях аренды жилья, либо по доступной цене, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору аренды в домах государственного или муниципального жилищного фонда, как и прежде, будет осуществляться без оплаты их стоимости строительства. В то же время предоставление жилья таким лицам на таких условиях возможно более одного раза. 

В Конституции, конечно же, не указаны все, для кого будет сохранена система планирования и распределения жилья. Это должно быть предусмотрено законами федеральных и субъектов Федерации. Так, статья 9 Закона РСФСР о приватизации жилищного фонда в РСФСР от 4 июля 1991 г.  для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц в установленном порядке, инвалидов, а также инвалидов с детства ветераны войны, семьи погибших при исполнении государственных обязанностей, семьи с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, которым необходимо улучшить свои жилищные условия, поддерживают порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на на основании трудового договора.

В статье 10 на период перехода к рыночной экономике для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, действующий порядок регистрации и предоставления жилья был сохранен. Гражданам, получающим жилье в этих разновидностях жилищного фонда, выделяются площади в порядке приоритета с учетом льгот, предусмотренных в законе. Семьи, уже проживающие по договору аренды в таких домах, сохраняют право аренды независимо от площади занимаемого жилья (статья 14 Закона Российской Федерации об основах федеральной жилищной политики от 24 декабря 1992 г.). 

Конституция расширила состав жилищного фонда социального назначения. Если в соответствии с законом об основах федеральной жилищной политики (статья 12) он состоял из государственного, муниципального и государственного жилищного фонда, то согласно статье 40 Конституции его перечень больше не является закрытым, исчерпывающим. Таким образом, частный жилищный фонд может быть частью этого.

Такой фонд в прошлом был не только государственным, но и сейчас частным жилищным фондом, который принадлежит юридическим лицам на праве собственности. Граждане, относящиеся к категориям лиц, указанных в статье 40, которые проживают в этом фонде на основе найма в рамках социальных норм в области жилья и стандартов потребления для коммунальных услуг с учетом общего дохода семьи, являются вправе рассчитывать на компенсацию (субсидии) со стороны государственных органов и местной администрации. Это же право принадлежит тем, кто арендует жилье в любом типе жилого фонда (статья 18 Закона): с учетом общего дохода семьи им может быть предоставлена ​​компенсация (субсидии) на оплату аренды. 

Создание законодательной базы для жилищной реформы углубит фундаментальные изменения в этой области. Помимо вышеуказанных законов, действует также постановление правительства РФ о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг . Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. 

Никто не может быть произвольно лишен жилища никакими властями; ни со стороны органов прокуратуры; ни хозяйствующими субъектами; ни чиновники, ни работники предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором, ни арендатором; ни владелец жилого дома или квартиры; ни член жилищного (жилищного) кооператива, ни вместе с ним жители; других граждан нет. 

Характеристика социально-экономических прав человека

Основания и порядок выселения граждан из занимаемых ими помещений устанавливаются законом. Законные владельцы жилища имеют право требовать, чтобы занимаемое ими жилище находилось в чужом незаконном владении, требовать устранения любых нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения не связаны с лишением права на владение, владеть и использовать. Постоянные пользователи могут защищать свои права на жилье также от владельца помещения. 

Нарушение права на жилье может быть обжаловано в суде (по ст. 46).

Право на медицинское обслуживание

Право на медицинское обслуживание  (статья 41 Конституции) подразумевает, что последнее является бесплатным в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других доходов. Право граждан на охрану здоровья обеспечивается защитой природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и продажей доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением доступных по цене медицинская и социальная помощь населению. 

Государство гарантирует гражданам защиту от любой формы дискриминации, вызванной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятого 22 июля 1993 г. 

Гражданам России за ее пределами гарантируется право на медицинское обслуживание в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся в России, также гарантируется право на медицинское обслуживание в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на медицинское обслуживание наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международными договорами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации и министерствами здравоохранения республики в пределах Федерации. 

Конституция указывает (часть 2 статьи 41) на обязанность государства финансировать федеральные программы по защите и укреплению общественного здоровья, необходимость принятия мер для развития государственных, муниципальных, частных систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья людей, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Таким образом, закладываются правовые основы соответствующей деятельности органов государственной власти и создаются материальные гарантии прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют специальные программы и законы: Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы. о профилактике распространения СПИДа, Концепции государственной политики по контролю над наркотиками в Российской Федерации 1993 года, Основы законодательства Российской Федерации о физическом воспитании и спорте 1992 года, Закона РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 года, Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных зонах и курортах от 23 февраля 1995 года и т. д.

Целями охраны здоровья людей являются многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового права. и другие отрасли права. Учитывая практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 конкретно оговаривается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Этот важный аспект защиты здоровья человека призван предотвратить сокрытие информации о таких фактах, как авария на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо ложной или ложной информации о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т. д. 

Для защиты здоровья граждан важную роль играют гарантии в распространении рекламы. Они установлены Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 года. Не допускается распространение в средствах массовой информации рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не утвержденных В установленном порядке целители, экстрасенсы и другие лица, декларирующие себя специалистами по лечению народной медицины, не имеют необходимых сертификатов. Редакция СМИ несет ответственность за рекламу такого рода. 

Другое дело право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическое, реабилитационное, протезно-ортопедическое и зубное протезирование, а также социальные меры по уходу за больными, инвалидами и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. 

Права определенных групп населения специально гарантированы государством. В Основах законодательства об охране здоровья граждан (принят 22 июля 1993 г.) гарантии в области охраны здоровья установлены для: семьи (статья 22); беременные женщины и матери (статья 23); несовершеннолетние (статья 24); военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту (статья 25); пожилые люди (статья 26); инвалиды (статья 27); граждане в чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах (статья 28) и т. д. 

При обращении и получении медицинской помощи в соответствии со статьей 30 Основ, граждане имеют право:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны врачей и обслуживающего персонала;
  • выбор врача, включая семью и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обследование, лечение и обслуживание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • проведение консультаций и консультаций других специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и средствами;
  • хранение секретной информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и другой информации, полученной в ходе обследования и лечения, в соответствии со статьей 61 Основ;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ;
  • отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ;
  • получение информации об их правах и обязанностях и состоянии их здоровья в соответствии со ст. 31 Основ, а также выбор лиц, которым информация о состоянии его здоровья может быть передана в интересах пациента в соответствии со статьей 30 Основ получение медицинских и других услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии со статьей 30 Основ;
  • возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 Основы в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обратиться непосредственно к руководителю или другому должностному лицу медицинского учреждения, в котором он получает медицинскую помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии или в суд.

Граждане также имеют право на получение дополнительных медицинских и иных услуг на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации от 28 июня 1991 г. (с изменениями от 23, 03 декабря), а также за счет предприятий, учреждений и организаций, их личных средств и других источников.

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является экологическая безопасность. Поэтому международное сообщество признало экологические права основными правами человека и гражданина. 

Право на благоприятную окружающую среду

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на компенсацию за ущерб, причиненный его здоровью или имуществу экологическим нарушением (статья 42 Конституции).

Понятие «среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (воздух, вода и т. д.), а также те, которые оказывают на нее воздействие (шум, вибрация и т. д.). Право на благоприятную окружающую среду, то есть то, которое не наносит вреда человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, с защитой здоровья. 

Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается, прежде всего, в законодательном установлении системы стандартов ее качества. В случае нарушения требований к качеству окружающей среды выбросы, выбросы вредных веществ и другие виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по распоряжению органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федерального Лесная служба России и другие специально уполномоченные государственные органы. 

Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их имущества и доходов в случае экологической и природной катастрофы осуществляется с целью предотвращения и ликвидации их последствий.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, региональные, региональные и местные фонды, которые формируются за счет средств, полученных от юридических и физических лиц, в том числе платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические нарушения, средства от продажи конфискованного охотничьего и рыболовного инвентаря.

Граждане имеют широкие полномочия по осуществлению своих экологических прав, которые включают в себя возможность создания общественных объединений для защиты окружающей среды, присоединения к таким ассоциациям и фондам и внесения взносов; принимать участие в митингах, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обрабатывать письма, петиции, требовать их рассмотрения; требовать административного и судебного отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; поставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. 

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации административную и гражданскую ответственность. 

В соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 г. 17 государственных органов и их должностных лиц обязаны оказывать всевозможную помощь общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по реализации их предложения и требования. Должностные лица и граждане, которые препятствуют осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законом. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут потребовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее защите. 

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии окружающей среды и радиационной обстановке, подлежат штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане до десятикратной минимальной заработной платы, должностные лица до двадцати раз минимальная заработная плата).

В полном объеме подлежит возврату ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия на окружающую среду, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении размера вреда учитывается степень инвалидности потерпевшего; необходимые расходы на лечение и восстановление здоровья; расходы на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; расходы, связанные с необходимостью смены места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральной травмой, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. 

При определении имущественного ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости зданий, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижение рождаемости. 

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного государственного органа, общественного объединения. Сумма денег взимается с лица, причинившего вред, и при невозможности установить его из средств государственных экологических фондов. 

Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещают ущерб, причиненный в соответствии со статьей 454 Гражданского кодекса.

Юридические и физические лица имеют право подавать в суд или в арбитражный суд иски о прекращении экологически вредных действий, наносящих вред здоровью и имуществу граждан, национальной экономике и окружающей среде. Решение суда по данному делу является основанием для прекращения его финансирования соответствующими банковскими учреждениями. 

Территории с постоянными негативными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию природных экологических систем, генетическим фондам растений и животных, объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации, влекущей за собой прекращение деятельности; негативное воздействие на окружающую среду, приостановка работы мастерских, агрегатов, оборудования и т. д., ограничение отдельных видов природопользования. Лица, ответственные за ухудшение состояния окружающей среды, несут финансовую ответственность. Таким образом, предусмотрена обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан. 

Право на образование

К социально-экономическим правам и свободам относится право на образование (статья 43 Конституции). Это важнейший фактор экономического, социального и духовного развития общества, необходимая предпосылка для развития каждого человека, его культуры и благосостояния. Развитое общество не щадит средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в будущем. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить. 

В ч. 1 В статье 43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (статья 13). Образование понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождаемый заявлением о достижении учащимися образовательных уровней, определенных государством. Под получением образования гражданина понимается достижение определенного уровня образования, что подтверждается соответствующим документом. 

В ч. 2 Статья 43 гарантирует доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и служебного положения, социального происхождения, места жительства, религии, убеждений, партийной принадлежности, или судимость. 

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признаку пола, возраста, состояния здоровья, судимости могут быть установлены только в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации об образовании от 10 июля 1992 года.

Доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Система образования понимается как сочетание:

  • сети внедряющих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и типов;
  • системы непрерывных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусмотрены в статье 9 Закона об образовании. 

В соответствии с частью 3 статьи 43 Конституции государство гарантирует на конкурсной основе бесплатное профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов, если гражданин получает образование на этом уровне впервые. 

Стоимость обучения в государственных аккредитованных негосударственных платных учебных заведениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещается гражданину государством в размере, определяемом государственными стандартами, на стоимость обучения в соответствующем типе и типе государства, муниципальное образовательное учреждение.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования. Категории граждан, получающих эту помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Согласно ч. 4 ст. 43 базового общего образования и, следовательно, государственная аттестация по окончании обязательна. Конституционное обязательство обеспечить получение детьми базового общего образования лежит на родителях или лицах, которые их заменяют. 

Однако ст. 19 Закона об образовании устанавливает обязательное базовое общее образование только до тех пор, пока учащиеся не достигнут возраста пятнадцати лет, если они не получили соответствующего образования ранее. 

Получение базового общего образования в общеобразовательном учреждении с отделением от производства ограничено восемнадцатью годами. Для лиц с нарушениями развития, с девиантным (социально опасным) поведением, гражданами, содержащимися в учебных заведениях, возрастной предел для получения основного общего образования в соответствии со статьей 19 Закона может быть увеличен. 

По взаимному согласию родителей (заменяющих их лиц) и местного органа образования ученик, достигший четырнадцати лет, может покинуть учебное заведение до получения основного общего образования.

Часть 5 ст. 43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы обучения и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимальный состав основных образовательных программ, максимальную учебную нагрузку студентов, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для учащихся с нарушениями развития могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. 

Порядок разработки, утверждения и внедрения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст. 7 Закона об образовании. 

Государственные образовательные стандарты являются основой для оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы обучения.

В Российской Федерации учет потребностей и возможностей личности допускается в соответствии со ст. 10 Закона об образовании, развитие образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отделением (в основном) и без отделения от производства; в форме семейного воспитания, самообразования, заочного обучения. Однако для всех форм обучения в рамках конкретной базовой общеобразовательной или базовой профессиональной образовательной программы применяется единый государственный образовательный стандарт. 

Свобода творчества (создания)

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, в статье 44 Конституции Российской Федерации говорится о важнейших правах и свободах граждан России, о праве на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство берет на себя обязательство предоставить своим гражданам эффективные средства правовой защиты этих прав и свобод. 

Конкретные правовые гарантии свободы творчества, провозглашенные Конституцией, содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями от 23 июня 1999 г.), поддерживающих свободу творчества и создающих условия для его реализации; Прежде всего, указать на недопустимость вмешательства со стороны государственных органов и местных органов власти в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, когда такие действия ведут к пропаганде войны, насилия и жестокости, расового, национального, религиозного класса и другой исключительность или нетерпимости, порнографии. Запрещение любой культурной деятельности может осуществляться только судом, и авторы таких произведений, а также органы, их публикующие, несут уголовную ответственность. 

Гарантией права на свободу творчества в средствах массовой информации является установление неприемлемой цензуры требования от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений для предварительной координации сообщений и материалов (за исключением когда должностным лицом является автор или собеседник), а также введен запрет на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Согласно ст. 31 Основ законодательства о культуре, представительной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности (в том числе художников), защищая их посредством законодательной и иной информационной деятельности, и пресечение посягательств на права и свободы. 

Для защиты авторских, издательских и других прав интеллектуальной собственности был принят пакет специальных законов о защите интеллектуальной собственности. Основными из них являются законы Российской Федерации от 23 сентября 1992 года: Закон о патентах (охватывающий отношения, связанные с созданием, защитой и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов), Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. Закон о правовой защите топологий интегральных микросхем, Закон о правовой защите программ для электронных компьютеров и баз данных и Закон об авторском праве и смежных правах (1993 г.). 

Для обозначения исключительных прав на все типы объектов, подпадающих под действие этих законов, в Конституции используется общий термин «интеллектуальная собственность». В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что право интеллектуальной собственности не является своего рода правом собственности. Это два разных правовых института. Интеллектуальная собственность означает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то есть на нематериальные объекты, в то время как право собственности относится к имущественным правам. 

Различают две основные группы исключительных прав в зависимости от характера объектов этих прав.

Первый охватывает права «промышленной собственности» («промышленные права»), которые понимаются как исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве, а также на символы и обозначения, используемые в торговле, которые охраняются законом (товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и др.).

Защита прав промышленной собственности основана на системе патентной защиты, обеспечивающей исключительные права на владельца патента. Патенты РФ на изобретения и промышленные образцы, а также свидетельства на полезные модели, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров выдаются в порядке, установленном законодательством Комитетом по патентам и товарным знакам (Роспатент). 

Вторая группа охватывает исключительные права на объекты авторского права, которые не требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство значительно расширило сферу авторского права. Наряду с охраной традиционных объектов (произведения науки, литературы, искусства) в настоящее время также охраняются смежные права (исполнители произведений, права на фонограммы, постановка, трансляция и кабельное вещание). Система защиты произведений литературы распространяется также на компьютерные программы и базы данных. 

Авторское право на результаты его работы признается автором на всю жизнь и на его наследников в течение 50 лет после смерти автора. Патент действителен в течение 20 лет. 

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в административном или судебном порядке, в зависимости от характера спора. Жалобы заявителей на решения Роспатента об отказе в выдаче патента (свидетельства), а также возражения третьих лиц на выдачу патента (свидетельства) рассматриваются Апелляционной палатой Роспатента. Окончательное решение по этим спорам относится к компетенции Высшей патентной палаты, которая должна действовать на основании специального закона. Однако, хотя закон о Высшей патентной палате не был принят, трудно сказать, будет ли этот судебный, квазисудебный или административный орган. Следует только отметить, что в соответствии с этим законом патентная палата также должна рассмотреть ряд других патентных споров. 

Право на участие в культурной жизни

Государство гарантирует доступность всех культурных достижений гражданам, где бы они ни жили. Это обеспечивается общей доступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным распределением культурных и образовательных учреждений в стране, развитием телевидения и радио, издательских и периодических изданий, а также сеть библиотек и расширение культурного обмена с зарубежными странами. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила, согласно которому ограничения на доступность культурных ценностей по соображениям секретности или особый режим использования устанавливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению должностных лиц. или лица, обслуживающие эти средства. 

Реализация права на участие в культурной жизни и использование учреждений культуры также зависит от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры, библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, художественными галереями, кинотеатрами и т. д. в этой связи важное значение имеет законодательный запрет на проектирование и строительство населенных пунктов и жилых комплексов без обеспечения их культурными объектами с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения. 

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным использованием библиотечных фондов, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

Законодательство предусматривает обязательство организаций, работающих в сфере культуры, устанавливать льготы для дошкольников, студентов, инвалидов, военнослужащих (статьи 12, 48, 52 Основ законодательства о культуре). 

Если в части 1 и части 2 статьи 44 Конституции говорится о правах, то в части 3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, о сохранении памятников истории и культуры. Культурное наследие народов России чрезвычайно богато. Это созданные в прошлом материальные и духовные ценности, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию (статьи 1 и 6 Закона РСФСР об охране и использовании исторических памятников и культуры 1978 г.). 

Заключение

В социально-экономических правах раскрывается важный аспект социальной верховенства права. Он не может и не должен распространять правовые, материальные и духовные блага для всех граждан, но он должен предоставлять им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого необходимо разумно ограничивать свободу других. Если государство этого не сделает, то общество будет постоянно разрываться от острых социальных противоречий и, в конце концов, умрет. 

Рассматриваемая группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и представляют собой единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защита этих прав в их юридической силе не может быть одинаковой, поскольку в обществе с рыночной экономикой механизм распределения выгод находится не только в руках государства. Отсюда следует, что прямое влияние этих прав является объективно относительным, поскольку ни один суд не примет гражданский иск для осуществления такого права только на основании его конституционной консолидации.

Причина, на мой взгляд, вполне понятна: конкретного ответчика не существует, поскольку это право не влечет за собой никаких прямых обязательств для любого лица. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. Например, Соединенные Штаты официально поддерживают позицию, согласно которой рассматриваемые права являются желаниями, а не обязательствами. 

Этот подход проявился, когда ООН приняла Международные пакты о правах человека. Если положения Пакта о гражданских правах применяются незамедлительно и без оговорок, Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принимать меры в максимально возможной степени имеющихся ресурсов для обеспечения постепенной полной реализации прав, признанных в Пакт» (часть 1 ст. 2). Следовательно, реализация прав ставится в зависимость от материальных возможностей государства и также обеспечивается постепенно. По-прежнему существуют различия в механизме реализации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами. Комитет по правам человека в большей степени контролирует гражданские и политические права, чем Комитет по второй группе прав. 

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно большого прогресса в формировании подлинно демократического государства. Это не означает, что конституционный строй России «списан» с западных моделей, но, конечно, он учитывает все лучшее, что демократическая мысль накопила за столетия. У России свой уникальный исторический путь, но этот путь со всей его спецификой не должен вытягивать нашу Родину из мирового сообщества.