Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Содержание:

  1. Понятие и виды налоговых систем
  2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы в России
  3. Основные проблемы налоговой системы Российской Федерации
  4. Вывод
Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Источники налогового права Налоговый контроль
О применении имущественных налоговых вычетов определенными категориями налогоплательщиков.
Особенности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Особенности применения упрощенной системы налогообложения

Введение:

В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой государственных доходов. Помимо этой чисто финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса. Процесс формирования налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения подоходного налога и механизма его сбора. Нет сомнений в прямой зависимости государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и доходов от подоходного налога в частности в контексте формирования рыночных отношений в России.

Поскольку политика законодателя в отношении налогообложения сбалансирована и проверена, наш промышленный потенциал будет развиваться так успешно (или безуспешно). Содействие развитию благоприятной деловой среды с помощью налоговых инструментов является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. В то же время его эффективность и адресность во многом связаны с научно обоснованным обеспечением четкого и рационального разграничения, а также с эффективным сочетанием функций федерального, регионального и местного уровней поддержки предпринимательства, как наиболее важной предпосылки для продвижение страны по инновационному пути развития.  

Качество построения системы государственного влияния на бизнес-среду и способность государства эффективно влиять на хозяйствующие субъекты в значительной степени определяют эффективность экономической политики и экономического развития страны. Налоговая система играет ведущую роль в этом вопросе. Это, как одно из самых важных звеньев в бизнес-среде, требует постоянного и адекватного улучшения.  

Целью работы является изучение налоговой системы Российской Федерации и тенденций ее развития на современном этапе.

Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

  1. раскрыть понятия «налоги», «налоговая система»;
  2. рассмотреть основные типы налоговых систем;
  3. проанализировать проблемы налогов и налоговой системы в современных российских условиях;
  4. определить направления совершенствования налоговой системы в России.

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Теоретические основы функционирования налоговой системы

Сущность и функции налогов

Налоги - это та часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых для его выполнения своими собственными функциями. Как неотъемлемая часть экономических отношений, налоги (через финансовые отношения) относятся к экономической основе. Налоги являются объективной необходимостью, поскольку они определяются потребностями прогрессивного развития общества. Тот факт, что налоги как форма получения первичных доходов субъектов хозяйствования и трудоспособного населения в пользу государства объективно необходим, по-видимому, не вызывает сомнений среди членов общества. Государству нужны собранные средства для выполнения взятых на себя функций, а требовать уничтожения налогов - значит требовать уничтожения самого общества. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основании закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.     

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» дает следующую концепцию налога: «Налог, сборы, пошлины и другие платежи понимаются как обязательные Взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд осуществляется плательщиками в соответствии с условиями, установленными законодательными актами ».

Использование налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и правовой формы предприятия. С помощью налогов устанавливаются отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности с государственными бюджетами, банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе привлекаются иностранные инвестиции, формируется самостоятельный доход и прибыль предприятия.  

Через налоги государство может проводить энергичную политику в области развития высокотехнологичных отраслей и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая политика тесно связана с реализацией ценовой политики, которая является основным регулятором рыночной экономики.

Налоговая система должна быть максимально стабильной и стабильной, иначе предприниматели не смогут предсказать последствия принимаемых решений. Это ставит препятствие на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений. 

Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии. Создание различных социальных фондов и других государственных мероприятий, связанных с жизнеобеспечением народного хозяйства. Нынешняя налоговая политика послужила условием создания единой налоговой системы в России, обеспечивающей равенство всех налогоплательщиков независимо от форм собственности.  

Налогообложение является наиболее важной областью экономических и правовых отношений, и налоговое законодательство само по себе не может решить эту проблему.

Налоги в реальном налоговом механизме являются невозмещаемой, неэквивалентной и срочной формой принуждения со стороны налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода для удовлетворения социально необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Пошлина - соответствующая обязательная пошлина за совершение государственными и другими органами юрисдикции действий в интересах заявителя.   

Плата - это платеж, установленный в рамках налогового законодательства местными органами власти и зачисляемый в местный бюджет для финансирования программ муниципального развития на соответствующей территории. Налогообложение определяется давлением и совокупным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества. Устанавливая налоги, правительство пытается решить, как собрать все необходимые ресурсы у домашних хозяйств и предприятий, и вкладывает средства в коллективное потребление и инвестиции. И доходы от налогообложения будут механизмом, посредством которого реальные ресурсы превращаются из общественных благ в общественные блага.    

Налоги не взимаются исключительно с целью перевода средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или поощрять определенные виды и формы экономической деятельности или производства, продажи, потребления определенных товаров. 

Налоги помогают поощрять или ограничивать определенные виды деятельности, влиять на экономическую активность предпринимателей и регулировать количество денег в обращении.

И хотя, по нашему мнению, налоги чаще возмущают, чем одобряют, ни современное общество, ни правительство не могут существовать без них.

Налоги сегодня являются основным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляется государственными органами с целью предоставления средств тем, кто нуждается в ресурсах, но не может обеспечить их из собственных источников. Первоначально роль налогов сводилась только к осуществлению фискальных полномочий. Но в будущем, с усложнением экономической активности и появлением необходимости государственного регулирования, у государства будут специфические экономические функции. Поэтому способы, которыми налоги влияют на экономическую жизнь, постепенно становятся более разносторонними. Налоги в основном взимаются наличными, хотя в некоторых случаях существуют налоги в натуральной форме, выплачиваемые в форме продукта или товара. Налоги поступают частично в государственный (федеральный), а частично в республиканский, областной, городской, местный бюджеты. Налоги облагаются, с одной стороны, физическими лицами, гражданами, которые получают определенный вид дохода и имеют имущество, подлежащее налогообложению.       

С другой стороны, облагаются налогом юридические лица, то есть частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник хозяйственной, хозяйственной деятельности. И все, кто платит налоги, называются налогоплательщиками.  

Налоги как ценностная категория имеют свои отличительные особенности и функции, раскрывающие их социально-экономическую природу и назначение. Развитие налоговых систем исторически определялось тремя основными функциями - фискальной, стимулирующей и регулирующей. 

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, как социальная цель этой экономической категории реализуется как инструмент распределения стоимости дохода. Это порождает основную функцию распределения налогов, выражая их сущность как особый централизованный (фискальный) инструмент распределительных отношений. Через фискальную функцию реализуется основная общественная цель налогов - формирование у государства финансовых ресурсов, накопленных в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для выполнения собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного сбора налогов делает само государство крупнейшим экономическим субъектом .      

Еще одна функция налогов как экономической категории заключается в том, что становится возможным количественно определить налоговые поступления и сравнить их с финансовыми потребностями государства. Благодаря функции контроля оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, и существует необходимость в изменении налоговой системы и бюджетной политики. Реализация контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в определенной степени зависят от налоговой дисциплины. Суть его заключается в том, что налогоплательщики (юридические и физические лица) должны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, установленные законом. Эта функция налоговых и финансовых отношений проявляется только в условиях функции распределения.    

Функция распределения налогов обладает рядом свойств (регулирующих, стимулирующих, репродуктивных), которые характеризуют универсальность ее роли в репродуктивном процессе.

Экономическая функция налогов заключается в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, то есть на любые процессы в экономике страны, а также на социально-экономические процессы в обществе. 

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет. Реализация фискальной функции, создает материальную возможность для реализации экономической роли государства. Экономической функции налогов. В то же время ускоренное развитие и рост доходов от производства в результате экономического регулирования позволяет государству получать больше средств.    

Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной системы, укрепляет ее, а эффективная реализация функции распределения создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для других функций налогов.

Понятие и виды налоговых систем

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом , а также совокупность норм и правил, определяющих полномочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. ,  

Формируя налоговую систему, нужно исходить из ряда принципов. Все виды налогов утверждаются законом, а также порядок их исчисления, условия их уплаты и ответственность за уклонение от уплаты налогов. Это позволяет использовать налоговую систему как инструмент государственной политики, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защищать права налогоплательщика.   

Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется тем фактом, что таким образом можно расширить налогооблагаемое поле и потому что многие «маленькие» налоги психологически легче выдержать, чем один, но высокие. Одним из важных принципов налоговых систем являются правила стабильности применения налогов. Это касается как порядка расчета и освобождения от налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны изменяться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть крайне редкими, если это возможно. Этот принцип обеспечивает стабильность экономических условий, позволяет компаниям планировать свою деятельность, быть уверенным в своем экономическом и финансовом развитии, делая инвестиционные инвестиции привлекательными, а также способствуя экономическому росту как на уровне компании, так и в целом. Экономика страны - стабильная налоговая система. Это касается налоговой системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что исключает двойное налогообложение. Налоговая система должна определять ответственность за уклонение от уплаты налогов. И, наконец, налоги следует разделить по уровню освобождения: федеральный, муниципальный (местный).    

В рационально структурированной налоговой системе соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налоговой нагрузки устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особой экономической ситуации. Налоговые системы стран с рыночной экономикой являются отражением конкретной экономической среды, а также ряда национальных особенностей, которые развивались в течение всего исторического развития. Рассмотрим несколько типов налоговых систем в разных странах.   

Налоговая система Германии насчитывает около 50 налогов, которые отличаются друг от друга налогоплательщиками, налоговой базой и налоговыми ставками. Согласно Конституции Германии, в стране действуют два уровня государственной власти: федеративная республика (федерация) и земли (члены федерации). В соответствии с этим налоги делятся на общие, федеральные, штатные и общественные. Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоэтапное распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, что, по мнению правительства, является фактором выравнивания экономического развития регионов. Немецкий доход облагается налогом по прогрессивным ставкам. Ставка пенсионного страхования составляет 18,6%, из которых работникам и предпринимателям платят одинаково.       

Налоговую систему Франции можно разделить на три больших блока: косвенные налоги, включенные в цену товаров, или налоги на потребление; подоходный или подоходный налог и налог на имущество. Отличительными чертами налоговой системы во Франции являются:  

  • низкий уровень прямого налогообложения;
  • высокий уровень косвенного налогообложения;
  • высокая доля отчислений в социальные фонды (от 4,5 до 13,5%);
  • высокая доля доходов от налогов на товары и услуги в общей сумме обязательных отчислений;
  • увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти.

Налоговая система США использует основные виды налогов на всех уровнях государственного управления: федеральные налоги, получаемые из федерального бюджета; государственные налоги вводятся законами штата и поступают в их бюджеты; местные налоги, которые вводятся местными органами власти и поступают в местные бюджеты. Сумма корпоративного подоходного налога и налога на прибыль, уплачиваемая государством, вычитается из суммы тех же налогов, уплаченных по федеральному налогу.   

В Чешской Республике, как и в большинстве стран с высокоразвитой экономикой, центр тяжести налогового бремени смещается в сторону косвенных налогов (НДС, налог на потребительские товары (акцизный налог), таможенная пошлина), но подоходные налоги по- прежнему важны для формирования бюджет Чехии. Важную роль в налоговой системе этой страны играют налоги с работников. Предприятие вычитает 8% начисленной заработной платы по социальному страхованию, 4,5% по медицинскому страхованию, подоходный налог 15%, а также обязано перевести 9% начисленной заработной платы и пенсионное страхование на 26%.     

В Болгарии ставки налога достаточно низкие для успешного функционирования предприятий и жизни населения. Сумма налога на добавленную стоимость составляет 20%, но для некоторых видов деятельности она была снижена, а для некоторых она была отменена. Прогрессивная шкала для подоходного налога с населения была отменена, но ее ставка, как и для корпоративного подоходного налога, составляет 10%. При приобретении недвижимости или нового строительства (если есть разрешение на использование), любая организация обязана подавать ежегодную налоговую декларацию в течение срока, установленного законом. Годовая ставка налога на имущество определяется налоговым органом в сложных формулах (с учетом местоположения, стоимости, износа, амортизации) С письменным уведомлением налогоплательщика. Налог на недвижимость является одним из самых низких в Европе. В Болгарии налог на прирост капитала оплачивается физическим лицом при продаже недвижимости, самолетов или автомобилей из-за разницы между ценой продажи и самой высокой из следующих величин: рыночная цена актива, который будет продан, или цена покупки, связанная с индекс. Физическое лицо, продающее один движимый актив, платит налог на разницу между ценой продажи и стоимостью актива, подлежащего продаже, и корректирует стоимость в зависимости от уровня инфляции. Сумма налога на прирост капитала, взимаемого с болгарских компаний, добавляется к их регулярному доходу.           

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны, налоговые системы можно разделить следующим образом:

  1. либерально-фискальный, предусматривающий налоговые льготы с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; в эту группу входят налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинства стран Латинской Америки; 
  2. умеренно фискальный, с налоговой нагрузкой от 30 до 40% ВВП; эта группа состоит из налоговых систем большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России; 
  3. жесткий бюджет, позволяющий перераспределить через налоги более 40% ВВП; Этот уровень освобождения предоставляется налоговыми системами Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании и Швеции. 

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить следующим образом:

  • доходы, которые ориентированы на налогообложение доходов и имущества, в которых доля косвенных налоговых поступлений не превышает 35% от общих налоговых поступлений; это налоговые системы большинства англосаксонских стран - США, Канады, Великобритании, Австралии; 
  • умеренно косвенный, равномерно распределяющий налоговую нагрузку на налогообложение доходов и потребления, при котором доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% от общего объема налоговых поступлений; в эту группу входят налоговые системы развитых европейских стран - Германии, Франции, Италии и др .; 
  • косвенные, ориентированные на налогообложение потребления, при котором косвенные налоги обеспечивают более 50% общих налоговых поступлений; Такой уровень косвенного налогообложения обеспечивается, как правило, налоговыми системами развивающихся стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии и Пакистана. 

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы подразделяются на:

  • централизованный, наделяющий федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающий на долю налоговых поступлений этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; этот уровень централизации обеспечивается налоговыми системами Франции, Нидерландов, Австрии и России; 
  • умеренно централизованный, предоставляющий всем уровням управления значительные налоговые полномочия и обеспечивающий долю налоговых поступлений федерального уровня от 55 до 65% от консолидированных налоговых поступлений; эта группа состоит из налоговых систем в Австралии, Германии и Индии; 
  • децентрализованный, наделенный - более низкие уровни правительства с более значительными налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых доходов; В эту группу входят налоговые системы в США, Канаде и Дании. 

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после налогообложения налоговые системы можно разделить следующим образом:

  • прогрессивное, если после налогообложения экономическое неравенство налогоплательщиков, измеряемое их доходом, уменьшается; эта группа состоит из налоговых систем практически всех развитых и развивающихся стран; 
  • регрессивный, если после уплаты налогов увеличивается экономическое неравенство налогоплательщиков, измеряемое их доходами; Примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны. 
  • нейтральным, если после налогообложения экономическое неравенство налогоплательщиков, измеряемое их доходами, остается неизменным; это может включать налоговую систему россии. 

Эти классификации представлены как основные, но они, конечно, не исчерпывают всего разнообразия классификационных показателей. В частности, часто используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых поступлений от внутренней и внешней торговли. 

Модель шведской налоговой системы также заслуживает пристального внимания к опыту шведских налоговых специалистов, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательства и элементов социального регулирования в некоторой степени похоже на недавно принятую советскую реальность. В частности, перераспределение через государственный бюджет большей части ВНП. Общая сумма налогов, взимаемых в Швеции, превышает половину ВНП, в то время как в других развитых странах с рыночной экономикой она колеблется от 30 и не более 45%. Следует отметить, что шведская налоговая система сильно разветвлена ​​и включает в себя многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являются национальный и местный (местный) подоходный налог и налог на имущество государства. Кроме того, как уже упоминалось, существует широкая система обязательных предпринимательских выплат по социальному обеспечению. Основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы на определенные товары. Косвенные налоги и социальные отчисления являются основным источником доходов для бюджета центрального правительства, а прямые налоги - для местных органов власти. Налоговая система, как центральная, так и местная, устанавливается шведским риксдагом, но местные органы власти определяют сумму взимаемых налогов.         

Проблемы и перспективы развития налоговой системы в России

Структура и принципы налоговой системы Российской Федерации

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственно-экономического развития.  

Налоговая система включает в себя:

  • виды налогов, установленные на территории государства,
  • субъекты налогообложения (налогоплательщики),
  • законодательная база - нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,
  • государственные органы, на которые возложены обязанности по сбору налогов и сборов с налогоплательщиков и надзору за своевременной и полной оплатой соответствующих налогов и сборов.

Еще до принятия общей части Налогового кодекса в Российской Федерации в соответствии с ее территориальной структурой была сформирована трехуровневая система налоговых вычетов:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и обязательные для уплаты на всей территории Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие виды федеральных налогов: 

  1. НДС (глава 21 Налогового кодекса) - налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы (гл. 22 Налогового кодекса);
  3. НДФЛ (гл. 23 Налогового кодекса) - подоходный налог с населения;
  4. ЕСН (гл.24НК) - единый социальный налог;
  5. подоходный налог с предприятий (глава 25 Налогового кодекса);
  6. водный налог (глава 25.2 Налогового кодекса);
  7. НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 Налогового кодекса).

Федеральные сборы включают в себя:

  1. государственная пошлина (глава 25.3 Налогового кодекса);
  2. плата за использование объектов животного мира и использование объектов водных биологических ресурсов (глава 25.1 Налогового кодекса).

Региональные налоги - это налоги субъектов Российской Федерации. Признаны региональные налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и являются обязательными для уплаты на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Принятие федерального закона о региональном налоге дает право субъекту Российской Федерации устанавливать и вводить в действие такой налог своим законодательством независимо от того, вводится ли он на его территории другими субъектами Российской Федерации. В этом случае законодатель субъекта Российской Федерации может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что он не увеличивает налоговую нагрузку и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом. 

Региональные налоги в настоящее время включают в себя:

  • налог на имущество предприятий (глава 30 Налогового кодекса);
  • транспортный налог (гл. 28 Налогового кодекса);
  • единый налог на вмененный доход (глава 26.3 Налогового кодекса)

Местные налоги - это налоги, установленные Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по налогам, которые применяются в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являются обязательными для уплаты на территориях соответствующие муниципалитеты.

В настоящее время можно взимать следующие виды местных налогов:

  1. налог на имущество физических лиц (глава 32 Налогового кодекса)
  2. земельный налог (глава 31 Налогового кодекса).

Действующая налоговая система позволяет устанавливать специальные налоговые режимы (налоговые системы). Создание и внедрение специальных налоговых режимов (MRA) не распространяется на установление и внедрение новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения ТЭЦ определяются актами законодательства о налогах и сборах.  

Специальный налоговый режим признает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. КПЧ может предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате определенных налогов и сборов. Создание и введение в действие ТЭЦ не идентичны установлению и введению в действие новых налогов и сборов.  

Специальные налоговые режимы включают в себя:

  1. система налогообложения сельхозпроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 Налогового кодекса);
  2. упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса);
  3. система налогообложения в форме UTII для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса);
  4. система налогообложения при реализации соглашений о разделе продукции (глава 26.4 Налогового кодекса).

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. Большинство существующих налоговых систем основаны на идеях А. Смита, сформулированных в его работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения: 

  1. Принцип справедливости, предполагающий универсальность налогообложения и равномерное распределение налогов между гражданами пропорционально их доходам;
  2. принцип определенности, а именно то, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  3. принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким образом, который наиболее удобен для плательщика;
  4. Принцип экономии, который предполагает снижение затрат на сбор налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, в третьей статье которой изложены основные принципы законодательства о налогах и сборах:

  1. Каждый человек должен платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основано на признании универсальности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика платить налог.  
  2. Налоги и сборы не могут быть дискриминационными и применяться по-разному в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и других аналогичных критериев.
  3. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Налоги и сборы должны иметь экономическую основу и не могут быть произвольными.
  5. не допускается устанавливать налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых ресурсов на территории Российской Федерации, или иным образом ограничивать или создавать препятствия, не запрещенные хозяйственно-правовой деятельностью отдельных лиц и организаций.
  6. Никто не может быть обязан уплачивать налоги и сборы, а также другие взносы и платежи, имеющие признаки налогов и сборов, установленные Кодексом, которые он не предусматривает или устанавливает иначе, чем тот, который установлен Код.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все фатальные сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах интерпретируются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).  

Российская налоговая система со временем изменилась. Из-за изменений в политических, экономических и социальных требованиях функции налоговой системы были преобразованы. В настоящее время налоги с простого инструмента пополнения государственного бюджета стали основным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия работы.  

Основные проблемы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая проблема является одной из самых сложных на практике для осуществления экономической реформы в нашей стране. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же горячих дискуссий, а также объектом анализа и противоречивых идей относительно реформы. С другой стороны, налоговая система является важным элементом рыночных отношений, и от этого во многом зависит успех экономических преобразований в стране.  

Современная налоговая система России характеризуется многими проблемами, одна из которых продолжает оставаться в фискальной сфере. Фискальная направленность налогового производства на практике выражается в установлении строгих правил в отношении налоговой базы. В конечном итоге это привело к необходимости отделить налоговый учет от системы бухгалтерского учета. Общее бремя налогов и платежей в Российской Федерации в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать по принципу «бери все, что возможно». Наиболее ярким примером является увеличение страховых премий (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка увеличится до 34%). Чтобы поднять промышленность и сельское хозяйство, нужны средства. Чтобы иметь средства для доходной части бюджета, государство вынуждено повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не может фактически заплатить все налоги и даже инвестировать в расширение производства. Поэтому сокрытие налогов, неплатежи и рост теневой экономики продолжаются и продолжаются.           

Следует также отметить проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и ретроактивные поправки, устраняются ранее введенные льготы, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их сбора в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет, например, через 5 лет. В этом случае обо всех запланированных изменениях налогоплательщики должны быть уведомлены до истечения срока их действия, а не сталкиваться с свершившимся фактом.   

Также в настоящее время все еще отсутствует ясность и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их несоответствия и путаницы, что значительно усложняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при расчете налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, несоответствие законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов , создающих возможности, а иногда и просто необходимость их дополнительных Интерпретация, все это пугает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия для работы отечественных производителей.  

Проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма привлекает большое внимание. Существует большой аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности персонала этих органов, неспособности грамотно поддержать, провести аудит, зачастую многие юридические и физические лица легко уклоняются от ответственности за уклонение от уплаты налогов.  

Россия была охвачена волной разоблачений, связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика является наиболее скрытым видом экономической деятельности, качественно отличающимся от всех других нарушений и «сокрытий», требующим большего количества сил и средств для борьбы с ней, в частности использованием оперативно-розыскных методов, и поэтому представляет собой наиболее сложный Форма социально опасных актов налоговой сферы.   

Эффективность получения доходов бюджета на всех уровнях, рост предпринимательской активности, развитие производства и, в конечном итоге, стабилизация экономики нашей страны, зависят от решения вышеуказанных проблем.

Направления совершенствования налоговой системы России в условиях мирового финансового кризиса

Налоговая политика является одним из наиболее эффективных инструментов создания скоординированного действующего фискального механизма, который учитывает специфику развития общественного производства и может внести существенный вклад в обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве. Мировой финансовый кризис не только предопределил необходимость корректировки налоговой политики, но и сыграл для России роль катализатора в реализации ранее поставленных задач и проектов в этой области.   

02.05.2012 Правительство Российской Федерации утвердило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 годах. Предлагается продолжить совершенствование Налоговая система Российской Федерации путем проведения налогового маневра. В результате налоговая нагрузка на труд и капитал будет снижена, а налоговая нагрузка на потребление будет увеличена, в том числе на дорогую недвижимость, доход от аренды, возникающий в результате добычи природных ресурсов, а также при переходе на новую систему налогообложения. недвижимость.   

Основными направлениями налоговой политики предусмотрено несколько способов совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли, а также конфискация 80% доходов производителей газа, полученных ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке. выше прогнозируемого уровня инфляции. 

Новый налоговый маневр для отрасли предусматривает поэтапное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в сочетании с поэтапным снижением ставки экспортной пошлины - на 2-3 процентных пункта ежегодно в течение трех лет. Ожидается, что реализация этого плана начнется в 2014 году. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, «это [предложение] было в основном одобрено, но говорят, что больше рассчитывают, к чему оно приведет, как оно повлияет на моторное топливо». Цены." Предварительные оценки Минфина уже есть - агентство признает, что реализация предложенной инициативы приведет к росту внутренних цен на моторное топливо. «Это может привести к незначительному росту цен на моторное топливо - примерно на 60–70 копеек за литр, но это в случае, если цены на нефть останутся», - сказал Сергей Шаталов. - Если цены на нефть пойдут в соответствии с прогнозом Минэкономразвития - 101 доллар за баррель 2014 года и 100 долларов - в 2015-2016 годах, не будет никакого увеличения, даже [возможного] снижения. « В целом, маневр повысит конкурентоспособность российской экономики, считают в министерстве финансов.     

Кроме того, основными направлениями налоговой политики являются индексация акцизных ставок на алкоголь и алкогольную продукцию, а также табачных изделий, введение налога на недвижимость, введение налогообложения престижных товаров с установлением максимальной ставки налога для недвижимость, общая кадастровая стоимость которой превышает 100 млн. руб.

Эта налоговая политика по акцизным налогам на табачные изделия соответствует государственной политике по борьбе с употреблением табака. Как показывает мировая практика, одной из наиболее эффективных мер по сокращению потребления табака является повышение стоимости сигарет . Предполагается, что розничная цена пачки сигарет в низком ценовом сегменте вырастет до 40 рублей. в 2014 году от 16,5 руб. в 2011 году . Цена самой популярной марки сигарет увеличится соответственно с 36 до 61 рубля. за упаковку Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 9% также будут расти более быстрыми темпами, чем ставки для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин.              

Ведется работа по согласованию ставок акцизного налога на табачные изделия и алкогольную продукцию, установленных государствами-членами Таможенного союза, и с этими странами продолжаются переговоры в этом направлении.

Освобождение от акцизного налога предусмотрено для передачи вина, винограда, фруктов, коньяка, кальвадоса , дистиллятов виски, произведенных налогоплательщиком для выдержки или купажирования с целью дальнейшего производства алкогольной продукции той же организацией. Эти изменения повысят экономический интерес к производству коньяка и других напитков из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Внесены изменения в порядок освобождения от акцизов на алкогольную продукцию, реализуемую на экспорт. Таким образом, было установлено, что налогоплательщики, которые продают свои алкогольные или подакцизные спиртосодержащие продукты на экспорт, имеют право представить одну банковскую гарантию налоговому органу для освобождения от уплаты акцизных сборов, рассчитанных на эти экспортируемые продукты, и для уплаты аванса. уплата акциза на алкогольную или подакцизную алкогольную продукцию. Определен порядок корректировки уведомлений об уплате (освобождении от уплаты) предоплаты акцизного налога.         

Кроме того, были приняты решения о более существенной дифференциации ставок акцизного налога на моторное топливо в зависимости от экологического класса, который вступил в силу 1 июля 2012 года. Он также предлагает индексацию ставок транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателя более 410 литров. с., а также других транспортных средств с большой мощностью двигателя.    

Среди других областей совершенствования налоговой системы - поэтапная отмена льгот в отношении естественных монополий и введение налогообложения земельных участков с ограниченным оборотом. Также рассматривается приближение бухгалтерского и налогового учета в целях сокращения административных расходов налогоплательщиков и выявления областей, в которых нецелесообразно устанавливать специальные правила, отличные от правил бухгалтерского учета. По мнению авторов, положение об основных направлениях налоговой политики представляется положительным в том, что машины и оборудование (движимое имущество) могут быть исключены из объекта налогообложения имущества организаций.  

В то же время будут разработаны меры по упрощению налогового учета, планы по разработке взаимоприемлемых процедур в налоговых отношениях, а именно, совершенствование административного порядка разрешения налоговых споров, обжалование действий налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.  

Вывод

Таким образом, налоговая система представляет собой государственную систему мер политического, экономического, административного, правового характера, направленных на исполнение доходов бюджета, а также стимулирующих рост валового внутреннего продукта (ВВП). По своему внутреннему содержанию налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин. Предусмотренных в налоговом законодательстве, принципах, формах и методах их установления, изменения, отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты. , осуществление через налоговые органы налогового контроля, а также привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства. 

В рыночной экономике хорошо функционирующая налоговая система является наиболее активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Основной целью налоговой системы является своевременное и полное формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов за счет налоговых поступлений, которые являются их основными доходами. источник.  

Нынешняя российская налоговая система по своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей с точки зрения налоговых ставок в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, используемых в странах с рыночной экономикой, хотя и имеет свою собственную Специфика, обусловленная отсутствием опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, а также особенности экономической и политической структуры Российской Федерации. В то же время в Российской Федерации используется смешанная модель налоговой системы, в которой, несмотря на фактическое преобладание прямых налогов, из года в год наблюдается устойчивая тенденция к повышению значения косвенных налогов. 

Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития государственного сектора страны. Налоги могут выступать в качестве эффективного финансового регулятора. Государство перераспределяет налоговые поступления (доходы), собранные в бюджетах, в пользу программ, требующих финансирования. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко назначает определенные налоги администрации каждого уровня, чтобы средства, обеспечивающие ее деятельность, направлялись непосредственно в соответствующую казну.      

Налоговая система России все еще несовершенна, ее необходимо улучшить. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налоговой нагрузки, оптимальное распределение средств между бюджетами различного уровня, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлечь инвесторов на российские предприятия, негативно сказывается на экономической и социальной динамике общества.