Характеристика личных прав человека

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 26.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие прав и свобод человека
Основные виды прав и свобод человека
Характеристика политических прав человека
Характеристика социально-экономических прав человека

 

Введение:

Среди других принципов конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности имеет приоритет, превосходство. Первое место в современном демократическом обществе отводится интересам человека, его правам и свободам, которые должны соответствовать общественным, общественным (государственным) интересам, коллективным правам общин (национальных и других меньшинств, общественных и другие объединения, группы, слои населения и т. д.). Противоречия, возникающие между ними, должны разрешаться в интересах человека, с тем чтобы он мог осуществлять свои права и свободы.

Конституция 1993 года отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности, правам и свободам человека и гражданина. Выше уже говорилось, что приоритет личности, его прав и свобод является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Название главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» также является естественным. Понятие «человек» отражает, прежде всего, естественную природу каждого из нас как мыслящего существа, основы цивилизации на Земле. Человек это прежде всего человек со своей жизнью, достоинством, природными и духовными потребностями.

Из этих людей со своим сложным миром формируется бытие и общество. Следовательно, поэтому он и государство, служащие его интересам, должны рассматривать заботу о человеке в качестве своей основной функции, создавать условия для нормального существования и соблюдать пределы вмешательства в его частную жизнь. В то же время сама личность может каким-то образом влиять на жизнь общества, государства и даже вынуждена думать об их интересах, что определяет многие ее действия. Категория «гражданин» просто воплощает эту сторону в призвании Личность, которая связана с ее посильным участием в делах общества и государства, заботится о своем благополучии. 

Исходными принципами, которые развивают эти постулаты и являются основными в конституционном статусе личности в Российской Федерации, являются: личная свобода; принадлежность к человеку основных прав и свобод от рождения и их неотъемлемость; соответствие статуса человека в российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других, общества и государства; универсальность основных прав, свобод и обязанностей; юридическое равенство, то есть равные права граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы мужчин и женщин; прямое влияние прав и свобод человека и гражданина, соблюдение конституционных основ статуса личности, его закрепление в действующем законодательстве и практической реализации; гарантируется конституционный статус человека, его права и свободы. 

Теперь на переднем плане Конституции стоит человек, его достоинство, свобода личности и способность свободно распоряжаться своими взглядами, силами и способностями. Поэтому в Конституции личные права и свободы находятся на первом месте. Таким образом, исходя из вышеизложенного, актуальность данной курсовой работы заключается в следующем. 

Целью данной работы является раскрытие сущности правовой природы основных прав и свобод гражданина, более детальное рассмотрение основных личных прав и свобод граждан и механизма их реализации. Поскольку права гражданина охватывают сферу отношений человека с государством, в которой он рассчитывает не только защитить свои права от незаконного вмешательства, но и активно содействовать государству в их реализации, необходимо раскрыть роль государство в обеспечении функционирования гарантий для прямой реализации права. 

Основные личные права и свободы в системе конституционных прав и свобод

Понятие и правовая природа основных прав и свобод граждан

В Конституции Российской Федерации проводится различие между основными правами и свободами прав и свобод человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений между человеком и государством, в которой он рассчитывает не только защитить свои права от незаконного вмешательства, но и активно помогать государству в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством института гражданства (статья 6 Конституции Российской Федерации). Когда речь идет о правах человека, используется формулировка «каждый имеет право», «каждому гарантировано» и т. д., в котором подчеркивается признание прав и свобод любого человека, находящегося в России, независимо от того, является ли он гражданином. РФ, иностранец или лицо без гражданства. 

Конституционные права и свободы являются основным элементом конституционных правовых отношений, в которых участвуют государство и гражданин. Для гражданина смысл таких отношений состоит в том, чтобы получить защиту своих прав, а для государства обязан обеспечить эту защиту. 

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, поскольку значение конституционно закрепленных прав выражается в том, что их реализация обеспечивает провозглашение государства демократическим и правовым. Независимо от того, в каком состоянии находится человек, он является свободным человеком, который защищен мировым сообществом, его собственным государством, гражданином которого он является, а также государством, в котором он находится. Это состояние свободы не даровано государством (такая ситуация имела место в предыдущей конституции), но принадлежит ему с рождения (статья 17, часть 2 Конституции Российской Федерации). 

Часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Значение верховенства права раскрывается в статье 2 Конституции: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.  Таким образом, основные права и свободы не только признаются государством, но и под ее защитой, как необходимое условие его существования. 

Конституционные права и свободы характеризуются признаками, лежащими в основе других прав, закрепленных в других отраслях права. Все права и свободы граждан в определенной сфере жизни вытекают из основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Разница между конституционными правами и свободами заключается в их неотделимости от личности. Человек (гражданин) не вправе отказать или передать такие права другому лицу. 

Конституционные права и свободы составляют основу правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепленных в других отраслях права. Конституция просто устанавливает принципы, на которых должно строиться действующее законодательство. 

Только конституционные права и свободы не являются персонифицированными лично, так как они не имеют конкретного человека в качестве своего адресата, но применяются ко всем, отраслевое законодательство касается в основном лиц, определенных отраслью (собственники, покупатели, истцы и ответчики и т. д.).

Характерной чертой конституционных прав и свобод является также тот факт, что они равны и одинаковы для всех без исключения. Таким образом, возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи с чем они не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства. 

В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и свободы закреплены в правовом акте государства, обладающего высшей юридической силой.

Таким образом, конституционные права и свободы человека и гражданина являются неотъемлемыми наиболее важными правами и свободами, которые ему принадлежат от рождения (в соответствующих случаях в силу его гражданства), охраняются государством, составляющим ядро ​​правового статуса гражданина. личность и получение высшей юридической силы.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно рассматриваться как отрицание или ущемление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее неограниченное обладание всем спектром социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных в Конституции Российской Федерации, предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека, которые могут применяться в целях защиты конституционных прав. порядок, нравственность, здоровье, законные права и интересы других граждан (статья 17 ч.3 Конституции Российской Федерации). 

Принципы правового статуса гражданина в Российской Федерации

Принципами правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации являются те принципы, которые признаются и защищаются государством, на основании которых человек использует свои права и свободы.

Среди этих принципов основными можно выделить:

  • равные права;
  • гарантированные права и свободы со стороны государства;
  • неотъемлемые и неограниченные права и свободы;
  • присутствие наряду с правами обязанностей.

Равенство включает в себя три элемента:

  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство человека и гражданина;
  • равенство мужчины и женщины.

Этот принцип означает, что права и свободы признаются всеми людьми в равной степени и все наделены равным правовым статусом в обществе.

Гарантия прав и свобод подразумевает, что эти права и свободы не только существуют, но и защищены принудительной силой государства, которое через компетентные органы уполномочено пресекать нарушение и восстанавливать нарушенные права и свободы. 

Гарантии делятся на:

  • социально-экономический;
  • политический;
  • законно.

Социально-экономические гарантии означают благоприятные условия жизни людей, которые способствуют осуществлению прав и свобод:

  • стабильность;
  • высокий уровень экономики;
  • развитый сектор услуг и т. д.

Политическими гарантиями являются развитие политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие политической культуры в обществе.

Правовые гарантии являются правовыми средствами, обеспечивающими реализацию и защиту прав и свобод:

  • верховенство закона в стране;
  • наличие эффективных правоохранительных органов;
  • справедливое судебное разбирательство;
  • высокая квалификация юристов;
  • высокий уровень правовой грамотности граждан.

Неотъемлемость прав и свобод заключается в том, что они неотъемлемы и принадлежат человеку от рождения (и не предоставляются государством). Человек признается не только теми правами, которые указаны в Конституции, но и всеми другими, которые не нарушают права других. Права и свободы действуют напрямую и не нуждаются в дополнительном одобрении. Запрещается публиковать законы и другие нормативные акты, ущемляющие или нарушающие основные права и свободы. 

Наряду с субъективными правами, мерами возможного поведения, существуют обязательства мера надлежащего человеческого поведения в обществе. Обязанности необходимы для поддержания жизнеспособности государства и его порядка.

Основными обязанностями человека и гражданина в Российской Федерации являются: 

  • воинская обязанность;
  • обязанность платить налоги;
  • обязанность защищать природу;
  • обязанность соблюдать Конституцию;
  • другие обязанности.

Некоторые права являются обязанностями одновременно (например, забота о детях, посещение начальных и средних школ).

Классификация и система основных прав и свобод граждан. в соответствии с Конституцией Российской Федерации 

Основные основные права и другие вытекающие из них права и свободы обеспечивают различные сферы человеческой жизни: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную.

В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы обычно делятся на три группы: 

  • личный,
  • политическая,
  • социальный, культурный, экономический.

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение является чисто произвольным.

В теории и практике права под гражданскими (личными) правами понимается свобода человека принимать решения независимо от государства. Духовная и физическая свобода человека от государственного контроля (в форме свободы совести, свободы слова и убеждений, свободы передвижения) исторически сложилась раньше других свобод. Личные права и свободы напрямую связаны с человеком, не связаны с гражданством и не вытекают из него. Личные права и свободы являются неотъемлемыми и принадлежат человеку от рождения (статья 17, часть 2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения защиты жизни, свободы, достоинства и других естественных прав, связанных с его личной, частной жизнью. 

Личные права включают в себя:

  • право на жизнь,
  • право на свободу и личную неприкосновенность,
  • неприкосновенность частной жизни, жилища, свободного передвижения и выбора места жительства,
  • свобода совести, свобода мысли и слова,
  • на судебную защиту своих прав,
  • для юридической защиты,
  • о процессуальных гарантиях в случае привлечения к суду и т. д.

Далее: не исключая интереса личности в публичной сфере, нельзя сводить все к политическому началу. Наряду с отношениями политического правления далеко не всегда существует политизированная и зачастую далекая от политики социальная жизнь, которая удовлетворяет потребности и интересы многих людей и основана в принципе на тех же правах и свободах. Таким образом, вторая группа это теперь не политические, а социально-политические или общественно-политические права и свободы.

После этого мы можем, конечно, далее говорить о месте человека в системе социально-экономических отношений, поскольку каждый из нас должен что-то делать и что-то использовать для поддержания своего материального существования и социального статуса. Более того, и содержание социально-экономических прав, и их последовательность принципиально отличаются от прежних. На первом плане свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право на частную собственность, свободу труда и все остальное.

Наконец, большое внимание сейчас уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. В дополнение к тому факту, что гарантии сопровождают вышеуказанные права и свободы, необходимо выделить в Конституции особую группу основных прав, которая служит для обеспечения всех других основных прав и свобод человека. 

Политические права определяют статус человека как субъекта политического сообщества государства. Как правило, только граждане данного государства имеют политические права. Отсюда и понятие «права человека и гражданина»: права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина его гражданам.

Основными политическими правами человека и гражданина в России являются:

  • право на объединение;
  • право проводить собрания, митинги и демонстрации;
  • право участвовать в управлении государством;
  • право избирать и быть избранными в государственные органы и органы управления;
  • другие политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества и участника культурной жизни.

Группа основных экономических, социальных и культурных прав включает в себя: 

  • право частной собственности;
  • право на свободное предпринимательство;
  • право на работу;
  • право на отдых;
  • право на образование;
  • право на забастовку;
  • право на жилье;
  • право на медицинскую помощь;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на поддержку в старости;
  • право на участие в культурной жизни;
  • право на свободу творчества.

Эта классификация официально не указана в Конституции, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с данной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных в Конституции, не является исчерпывающим и не умаляет других прав, не указанных в Конституции. 

Обеспечение основных личных прав и свобод граждан Российской Федерации

Права на жизнь, достоинство, свободу и целостность яйца

Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность относятся к группе основных личных прав. Без соблюдения этих прав нормальное существование человека как биологического и социального организма невозможно. 

Статья 20 Основного закона провозглашает право на жизнь, вводит правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Было зафиксировано положение о желании государства полностью отменить смертную казнь, которая отныне может использоваться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности. Право на жизнь объединяет действия по созданию и поддержанию безопасной социальной и природной среды, условий жизни (например, государственная политика, обеспечивающая отказ от войны, военные методы разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконное хранение и распространение оружия и т. д.). 

Право на жизнь:

  • не зависит от наличия или отсутствия гражданства;
  • принадлежит человеку в силу его рождения и не может быть предоставлена ​​ему государством;
  • не может быть ограничено;
  • неотчуждаемы.

Жизнь человека это биологическое и психическое функционирование его тела в целом. Моментом начала жизни считается рождение человека (в некоторых странах его концепция), моментом окончания гибели клеток его мозга.

Человеческая жизнь защищена государством с первого до последнего дня: 

  • убийство новорожденного его матерью считается уголовным преступлением и преследуется по закону;
  • эвтаназия запрещена (врач убивает пациента по его просьбе);
  • трансплантация (трансплантация) органов и тканей умершего человека запрещена до установления смерти его мозга;
  • право на жизнь больных (в том числе психически), инвалидов защищается так же, как и право на жизнь здорового человека;
  • пытки, насилие, принудительные медицинские и научные эксперименты на людях запрещены;
  • государство заботится о защите природы человека;
  • государство гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, болезни;
  • государственные и муниципальные медицинские учреждения предоставляют бесплатную медицинскую помощь;
  • установлен специальный порядок хранения и применения огнестрельного оружия;
  • установленные правила охраны труда, санитарно-эпидемиологические нормы;
  • убийство человека, а также действия, которые привели к смерти человека, являются наиболее социально опасными уголовными преступлениями и преследуются по уголовному законодательству.

Несмотря на правовую защиту жизни в реальности, возможны ситуации, когда право на жизнь нарушается. Например, это гибель людей в условиях войны, при ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, беспорядков и других ситуаций. Это потому, что есть разница между юридической декларацией и фактическим состоянием права человека, включая жизнь. К сожалению, учитывая особенности состояния жизни и реальности, в настоящее время невозможно полностью защитить право на жизнь. 

Наряду с этими обстоятельствами существует процедура законного лишения человека жизни его государством, смертная казнь.

Смертная казнь является одним из видов уголовного наказания, заключающегося в лишении государством жизни человека по приговору суда за совершение особо социально опасных преступлений.

Эта мера наказания является высшей и исключительной. Новый Уголовный кодекс сохранил смертную казнь как форму наказания, но его роль, значение, возможности применения значительно изменились: 

  • смертная казнь приобрела характер действительно исключительного наказания;
  • количество преступлений, за которые может быть назначен смертный приговор, уменьшено с 22 до 5 (исключая военные);
  • изменилось качество преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, особенно тяжких преступлений против личности; соответственно, это наказание больше не может быть наложено за государственные и экономические преступления), которое было продлено в прошлом); 
  • расширился круг людей, которые не могут быть приговорены к смертной казни, несовершеннолетних, женщин во время беременности, мужчин старше 65 лет;
  • появилась возможность помиловать тех, кто был приговорен к смертной казни президентом Российской Федерации, и заменить ее пожизненным заключением;
  • процедурная процедура вынесения смертного приговора стала более сложной; обвиняемый в совершении преступления, за которое может быть назначен смертный приговор, имеет право на суд присяжных; смертная казнь не применяется во время чрезвычайного положения; Смертные приговоры должны быть проверены Верховным Судом Российской Федерации. 

В связи с требованиями Совета Европы, к которому Россия присоединилась в 1996 году, был введен мораторий на применение смертной казни.

В России смертная казнь отменялась трижды: в 1917 г., 1920 г., 1947 г., 1950 г.

В настоящее время государство привержено полной отмене смертной казни, и эта норма закреплена в Конституции России 1993 года (статья 20).

Сфера личных прав человека включает в себя право защищать достоинство личности государством. Ничто не может быть основанием для его отступления (статья 20 Конституции Российской Федерации). Достоинство превращает человека из объекта влияния в активного субъекта верховенства права, поэтому целью государства является обеспечение защиты человеческого достоинства. Эта конституционная норма является юридическим обязательством должностных лиц и всех работников государственных структур, но, к сожалению, этот принцип в настоящее время практически не работает. 

Достоинство: признание ценностей человека со стороны общества, уважительное отношение человека к себе. Достоинство следует отличать от чести. Честь это внешнее выражение достоинства, высокого авторитета, который приобретают заслуги человека, его поступки, а достоинство подразумевает уважительное отношение к человеку как личности независимо от его достижений и заслуг, признание его высшей ценности. 

Право на достоинство принадлежит всем членам общества, законопослушным гражданам, психически больным и заключенным.

Пытки, насилие, унижающее достоинство обращение или наказание в Российской Федерации запрещены. Возникающие на практике случаи такого отношения к людям (в МВД, тюрьмах, психиатрических больницах и т. д.), грани ситуаций подавления массовых беспорядков, являются незаконными. 

Характеристика личных прав человека

Право на свободу включает способность совершать любые законные действия (т. е. не противоречить закону). Неприкосновенность личности, как и личная свобода, заключается в том, что никто не имеет права принудительно ограничивать свободу человека распоряжаться своими действиями и действиями в рамках закона, пользоваться свободой передвижения. 

В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополняется существенной гарантией, запрещающей пытки, насилие, другое жестокое или унижающее достоинство обращение или наказание человека, а также без его согласия подвергаться медицинскому, научному и другие эксперименты (на эту норму, закрепленную в Конституции Российской Федерации, влияли международные стандарты, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Были введены гарантии против необоснованного ареста и задержания. 

Человек может быть лишен свободы или ограничен в ней только по решению суда в качестве меры уголовного наказания за преступление. Согласно части 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда; до решения суда лицо подвергается воздействию в течение не более 48 часов. Виды деятельности, в которых человек находится в отношениях подчиненной власти (государственная служба, военная служба и т. д.), связаны с выполнением государственных обязанностей и не могут рассматриваться как ограничение свободы. 

Ограничение прав (согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации) является следствием федерального закона, предусматривающего этот принцип, и только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя. нравственность, здоровье, права и законные интересы других, обеспечение обороны страны и государственной безопасности.

Статья 23 части 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на личную жизнь, личные и семейные тайны, защиту чести и доброго имени». Личная жизнь может быть названа теми аспектами жизни человека, которые он в силу своей свободы не хочет делать доступными для других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени, а если честь и доброе имя человека унижены или оскорблены, то в законодательстве определяется порядок судебной защиты, включая право к возмещению морального вреда. Понятие конфиденциальности включает в себя право на конфиденциальность переписки, телефонных разговоров, почты, телеграфа и других сообщений, если, конечно, ограничение таких прав не предусмотрено решением суда, которое призвано исключить произвол и злоупотребление сотрудники по правам человека. Вышеуказанные постулаты изложены в обновленной версии по сравнению с предыдущими конституциями. 

Настоящая Конституция обеспечивает гарантию осуществления этих прав, что подтверждается статьей 24.1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни человека без его согласия не допускаются. Каждому следует предоставить возможность ознакомиться с материалами и документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Такое исключение (предусмотренное законом, но не ведомственными инструкциями) возможно, когда речь идет, например, о государственной тайне. 

Концепция профессиональной конфиденциальности тесно связана с концепцией конфиденциальности.

Профессиональная тайна конфиденциальность информации о личной жизни граждан, получаемой специалистами в областях, связанных с личной жизнью.

Этот тип секретов включает в себя: 

  • медицинский;
  • адвокатский;
  • нотариальный;
  • банковское дело;
  • екрет усыновления.

Например, адвокат не несет ответственности за неразглашение информации, которая стала ему известна по делу. Адвокат обязан хранить в тайне информацию о факте обращения за юридической помощью, личности заявителя, подробностях и факте преступления, в котором он обвиняется. Медицинская тайна также включает в себя конфиденциальность информации о личности пациента, диагнозе, методах лечения и т. д. банковские учреждения обязаны хранить в тайне размер взноса. Нотариусы обязаны хранить соответствующую тайну (о заверенных документах и ​​т. д.). Уголовная ответственность наступает за разглашение секретов усыновления против воли усыновителя. Напротив, священник не несет уголовной ответственности за нераскрытие фактов, ставших ему известными в исповеди. 

Конфиденциальность (но не профессиональная тайна) может быть нарушена только в трех случаях:

  • в военном или чрезвычайном положении;
  • в защите здоровья граждан; в области правоприменения; 
  • и только на основании закона.

Близко к праву на неприкосновенность частной жизни являются свобода общения и право на защиту персональных данных.

Свобода общения подразумевает право на неприкосновенность личной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т. д. ни государственные органы, ни должностные лица не имеют права нарушать свободу общения; прослушивание телефонов, переписка запрещена. Эти действия могут быть осуществлены только на основании закона с предварительным решением суда. 

Защита персональных данных это запрет на сбор информации о личной жизни граждан без их согласия и обязанность государственных органов знакомить гражданина с официальной информацией о его личности. Сбор такой информации может осуществляться только в исключительных случаях (например, в правоохранительных органах) и на основании закона. 

Личные права в области неприкосновенности жилища, свободы передвижения и выбора места жительства

Единственной формой, которая не претерпела семантических и редакционных изменений, является статья о праве на жилище и гарантиях его реализации, в которой говорится, что никто не имеет права входить в дом против воли проживающих в нем людей, если иное не предусмотрено предусмотрено федеральным законом или решением суда (ст. 25). Право на защиту дома принадлежит лицам, которые являются его владельцами, законными арендаторами или проживают по трудовому договору. 

Конституция Российской Федерации (статья 25) закрепляет право на неприкосновенность жилища. Смысл этого правила заключается в том, что: 

  • Никто не имеет права входить в дом против воли живущих там людей;
  • Любое аудиовизуальное наблюдение за происходящим в доме запрещено.

Кроме того, место временного пребывания лица также признается жилищем, и если люди, имеющие право на въезд, перемещаются в жилище, то их действия не являются нарушением неприкосновенности, включая согласие другие жители. Жилищами являются (или приравниваются): квартиры, комнаты, помещения общего пользования, хозяйственные постройки, комнаты в общежитии, больницы, санатории, каюты на корабле, другие зоны (помещения), пригодные для проживания.  

Законный въезд в жилище против воли проживающих в нем людей (то есть с нарушением рассматриваемого права) возможен только в двух случаях:

  • в экстренном случае;
  • в реализации правоохранительных органов.

Чрезвычайные ситуации включают в себя:

  • землетрясения;
  • пожары;
  • несчастные случаи;
  • наводнения;
  • другие подобные события и явления.

Основными видами правоохранительной деятельности являются:

  • раскрытие преступления;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • административно-правовое влияние, направленное на предотвращение или пресечение правонарушения или преступления;
  • исполнение приговоров, судебных решений;
  • деятельность, направленная на обеспечение обороны и безопасности государства;
  • другие действия, направленные на защиту правопорядка.

Право на неприкосновенность жилища может быть нарушено в ходе правоприменения только на основании закона (УПК, Законы «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об органах Федеральной службы безопасности»).

Формами нарушения этого права могут быть:

  • проникновение в дом сотрудников правоохранительных органов;
  • обыск, осмотр места происшествия, следственный эксперимент и т.д .;
  • прослушивание телефонных разговоров;
  • установка оборудования аудиовизуального наблюдения.

В некоторых случаях (например, при установке специального оборудования для прослушивания разговоров) проникновение в дом возможно только по решению суда.

Любое другое незаконное проникновение в жилище является уголовным преступлением (статья 139 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конституция отражает положение, предусмотренное международно-правовыми нормами о свободе передвижения, выборе места жительства и пребывания. Статья 27 Конституции Российской Федерации указывает, что это право имеет каждый, кто находится на законных основаниях на территории Российской Федерации. Однако реализация права выбора места жительства сопровождается определенной процедурой регистрации в течение 7 дней в органах внутренних дел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Большое значение имеет закрепленное в Конституции право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться без помех, что также имеет определенную процедуру регистрации. 

Свобода передвижения состоит из:

  • свобода передвижения внутри страны;
  • свобода въезда и выезда из Российской Федерации. Вопросы внутреннего движения регулируются Законом РСФСР. 

«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства и места жительства на территории Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1.

Этот закон имеет три основные особенности: 

  1. как правило, право на свободу передвижения внутри России установлено;
  2. право на свободное передвижение ограничено в:
  • пограничная полоса;
  • закрытые военные лагеря;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • районы экологической катастрофы;
  • на территориях, где введено военное положение или чрезвычайное положение;
  1. режим разрешительной регистрации, существенно затрудняющий мобильность населения, заменяется уведомлением о регистрации. Человек, прибывший на новое место постоянного проживания или временного пребывания, обязан зарегистрироваться в органах внутренних дел в течение 7 дней. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде. Наличие или отсутствие регистрации не может быть основанием для приема на работу или отказа в приеме на работу, нарушения других прав человека. 

Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. (по делу Клебанова Куцилло) было запрещено взимать пошлины в качестве условия регистрации (что практиковалось в некоторых регионах России, в частности в Москве).

Подробный порядок регистрации граждан по месту их жительства и месту жительства установлен правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, действующими с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации. Российская Федерация от 16 марта 2000 г. № 231. 

Разновидностью права на свободу передвижения является право свободно покидать Российскую Федерацию и возвращаться в страну без помех. Это право подробно регламентировано Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ. 

Есть также три основных положения этого закона:

  1. каждый человек (включая иностранца) имеет право въезжать и выезжать из России. Граждане Российской Федерации имеют безусловное право въезда-выезда. Основанием для въезда иностранцев является въездная виза, а для граждан нескольких государств (например, членов СНГ) устанавливается безвизовый режим для посещения Российской Федерации; 
  2. выезд граждан Российской Федерации за границу не может быть причиной принижения их гражданских прав), граждане Российской Федерации пользуются своими правами за границей, находятся под дипломатической защитой Российской Федерации, несанкционированный выезд за границу более не является уголовным преступлением в измене);
  3. документы, по которым граждане Российской Федерации выезжают за границу и возвращаются обратно:
  • паспорт;
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • паспорт моряка.

Выезд гражданина Российской Федерации за пределы России невозможен, если он:

  • призван на военную или альтернативную службу до конца;
  • привлечен к уголовной ответственности до суда;
  • осужден за преступление до отбытия наказания;
  • имеет неисполненные обязательства перед физическими или юридическими лицами, возложенные на него судом, до их исполнения;
  • сообщил ложную информацию о себе при подготовке выездных документов до того, как компетентные органы решили вопрос в течение месяца;
  • допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, до истечения 5 лет с момента поступления.

Личные права и свободы в сфере гражданства, языка, свободы мысли и свободы совести

Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России. Согласно статье 26 этой Конституции, «каждый имеет право определять свою национальность». Дополнительной правовой гарантией равенства независимо от гражданства является конституционное положение, согласно которому «никто не может быть принужден к определению и указанию своего гражданства». Ранее в некоторых документах обязательно указывалось их гражданство, что являлось основанием для дискриминации. Сейчас вопрос гражданства практически не разрешен. 

Смысл этого правила заключается в том, что:

  • гражданство лица утратило свое юридическое значение (оно не должно быть обязательно указано в паспорте и других документах);
  • запрещено заставлять человека определять свою национальность;
  • каждый имеет право самостоятельно определять свою национальность.

Поскольку Россия является многонациональной страной, а развитые государства построены не на этнической, а на гражданской основе, первые два положения (утрата гражданства юридического значения и запрет на принудительное определение гражданства) полностью оправданы.

Что касается третьего (право свободно определять свою национальность), это положение имеет существенный недостаток. Сформулировав это правило таким образом, законодатель создал возможность произвольного выбора гражданства независимо от реальных национальных корней.

В связи с этим случаи злоупотребления этим правом выбора российскими гражданами национальностей, которые «удобны» для эмиграции (немцы, евреи, украинцы, китайцы и т. д.), но не имеют никакого отношения к фактическому национальному происхождению этих людей, стали широко распространенными. 

Конституция Российской Федерации провозгласила русский язык официальным в России. Это означает, что русский это язык, на котором: 

  • работа ведется федеральными органами власти;
  • публикуются официальные публикации;
  • ведется работа на радио и телевидении; 
  • внешнеполитическая деятельность Российской Федерации и др.

В то же время государство защищает другие языки, используемые и распространенные в Российской Федерации. Республики в Российской Федерации наделены нравом иметь свои собственные государственные языки наряду с русским. В случае не владения русским языком гражданин (для общения с государственными органами и должностными лицами) должен быть обеспечен переводчиком. Также каждый гражданин Российской Федерации имеет право использовать свой родной язык (русский или другой), изучать его, заниматься творчеством на этом языке. 

Свобода совести и вероисповедания заключается в свободе принимать или отвергать религиозные убеждения, исповедовать индивидуально или совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать ее (статья 28 Конституции Российской Федерации). Ни одна религия не может быть установлена ​​как государственная или обязательная. 

Конституция России воспроизводит положения, содержащиеся в статье 19 Всеобщей декларации прав человека о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Он дополнил статью, гарантирующую право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (статья 29 Конституции Российской Федерации). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку в условиях тоталитарного режима инакомыслие не допускалось, такие права и свободы нарушались. 

Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.

Свобода мысли это основа духовной жизни человека, способность выполнять работу своего сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны общества, государства и других лиц.

Это право гарантировано: 

  • демократический режим в стране, исключающий умышленное воздействие на человеческое сознание и подсознание (имеется в виду предотвращение монополии на информацию, мощное идеологическое давление на человека от рождения до смерти). 
  • строгое регулирование использования новейших технических средств, способных проникать в мыслительные процессы (например, детекторы лжи).

Свобода слова это способность выражать (или не выражать) свою мысль извне, выражать свое отношение к событиям окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, иметь. Собственное мнение, получать и распространять информацию. 

В настоящее время ограничение свободы слова используется для защиты государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, пропаганды или агитации, разжигающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, а вражда не допускается; защищать права и репутацию других. 

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за эти действия, а также за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственным изменениям в конституционной системе и развязыванию агрессивной войны.

Российская Федерация предусматривает уголовную и гражданско-правовую ответственность за клевету, оскорбление и распространение недостоверной информации, дискредитирующей честь, достоинство и доброе имя гражданина.

Со свободой мысли и слова свобода информации тесно связана.

Граждане Российской Федерации имеют право свободно искать, производить, распространять и передавать информацию. Как правило, информация в Российской Федерации: является открытой, общедоступной и достоверной. Граждане имеют право получать и распространять информацию через: средства массовой информации; печатные СМИ; Выставки; совещания; митинги и другими способами. 

Вся информация в Российской Федерации является открытой, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Их список содержится в Законе Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1. Это информация в области: 

  • оборона и безопасность;
  • экономика и внешняя политика;
  • разведывательная и контрразведывательная деятельность;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • другие области, определенные законом.

Уголовная ответственность возможна за нарушение секретности этой информации.

Важнейшей гарантией свободы информации является запрет цензуры. Цензура в России запрещена на конституционном уровне (статья 29). 

Свобода совести подразумевает возможность:

  • исповедовать определенную религию;
  • быть нейтральным с религией;
  • отрицать теологические основы возникновения мира и человека (то есть быть атеистом).

Религиозная свобода:

  • способность исповедовать любую религию;
  • равенство религий;
  • недискриминация граждан в зависимости от их религии.

Основы конституционного строя Российской Федерации закрепляют светский характер государства в России. Смысл этого правила состоит в том, что в России (в отличие от богословских государств, например, Ирана) религия отделена от государства. В результате этого: образование в Российской Федерации является светским; Религиозные организации не участвуют в выборах государственных органов. 

Заключение

Конституционные права и свободы граждан часто игнорируются и нарушаются, что не может не подрывать идею верховенства права, подрывая веру в него. Граждане справедливо жалуются на проявления бюрократии, бездушную бюрократическую администрацию, всемогущество местных лидеров, зачастую действуя произвольно, вопреки закону. На самом деле в стране до сих пор нет системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и бюрократического произвола.

Это должно быть отмечено, что потребность в государственно-правовой защиту конституционных прав и свободы граждан естественным образом вытекает из усложнения характера и структур экономических отношений, многоукладная экономики, приватизации государственного и общественной собственности, значительное увеличение по числу граждан, которые имеют различные формы и виды имущества и нуждаются в его правовой защите и защите.

Рост конфликтных и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, защита достоинства граждан и их общения, с одной стороны, и отмена ряда ранее существующих институтов социальной Контроль, который способствовал реализации прав, с другой стороны, это все факторы, определяющие необходимость усиления значимости правовых форм защиты и защиты прав и свобод. 

Однако «списывать» слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только это было бы неправильно. Другие факторы играют негативную роль: непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неизбежной ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства, обеспечивающего защиту прав и свобод человека, а также недостатки в работе. государственных структур, отвечающих за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе миссии государства заботиться о человеке. В то же время чрезвычайно важно привлекать к решению проблем власти общества негосударственный бизнес, различные предпринимательские и банковские союзы, науку и различные общественные объединения. В то же время требуется строгий и постоянный общественный контроль за соблюдением прав и свобод человека в стране. 

Правовая форма защиты конституционных прав и свобод граждан становится реальной альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой защиты и защиты, превалирующим в недавнем прошлом.