Характеристика интеллектуально-чувственного компонента личностных качеств.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Целью данной работы является изучение понятия «личность» и анализ личности как субъекта образования.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, воспитания и воспитания подрастающего поколения.

Педагогика развивалась в русле философских знаний человека и общества, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, то есть наукой о законах воспитания, передачей опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общим для философии и педагогики была система взглядов на мир и место человека в нем, место человека в обществе. Педагогика как частная философская наука ориентирована только на проблемы человека, личности и общества, воспитания, образования и воспитания, идеала воспитания, идеала личности в обществе.

Она стала наукой об образовании, процессом просвещения и самообразования личности. Существует закономерность: человек рождается,  личностью он становится.

Актуальность данной темы обусловлена ​​определенным интересом к воспитанию, развитию и совершенствованию личности.

 

Понятие «личность» в русской педагогике


Вторая половина XIX в. был важный период в истории русской педагогики, которая долгое время находилась под значительным влиянием западноевропейской науки. Благодаря деятельности П.Г. Редкина, П.Д. Юркевича, Н.И. Пирогова и другие видные представители общественно-педагогического движения постепенно осознали необходимость самостоятельного решения проблем воспитания и обучения, связанных с формированием понятий «личность», «индивидуальность», «личность», интерпретация которых неоднократно менялся в зависимости от представлений о целях и идеалах образования.

Точно и лаконично главная педагогическая цель была выражена в его обращении Н.И. Пирогов: "Будь мужчиной!" Сохраняя в основе идеал воспитания традиционных требований христианской морали, русские учителя уделяли особое внимание их проявлению в жизни людей, в реальных человеческих отношениях. П.Ф Каптерев писал: «Если настоящие человеческие отношения не определяются моральным кодексом, то он теряет всю значимость в реальности и превращается в серию абстрактных благочестивых желаний, которые не вступают в контакт с жизнью и подлинными человеческими отношениями. Знание истинности этих отношений сопровождается его реализацией.»

Постепенно в отечественной педагогике проявился отход от «человека в целом» к реальной жизни, в которой от человека требовалось не самоотречение, а правильная оценка его жизненных возможностей. Более того, естественное желание личного счастья должно быть соотнесено с потребностями и чаяниями других людей.

Первостепенное значение имела проблема изучения личности с точки зрения анатомии, физиологии, психологии - использование этих знаний учителем для максимально эффективного учебного процесса. Призывая учителя быть внимательным к ребенку, К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что изучение детей также должно проходить через выявление способностей и интересов студента как личности.
В работах Д.И. Менделеева, Н.Г. Жуковского, И.П. Павлова, В.И. Вернадского и др. Раскрыли сложность человека как естественного организма, показав его особенности, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе.

Развитие педагогики, психологии, физиологии привело к необходимости разведения и четкого определения психолого-педагогических понятий «индивидуальность» и «личность».

Дело в том, что целью образования предусмотрено сплочение понятий «личность» и «индивидуальность». Итак, Н.И. Пирогов, призывая учитывать индивидуальные качества детей, изучать их, считаться с ними, отметил, что «человек одинаково неприкосновенен как для ребенка, так и для взрослого». Но уже на рубеже XIX-XX вв. первое стало означать уникальное сочетание качеств, свойств, способностей, интересов личности. Интерпретация второго оказалась более сложной и многогранной. В условиях активного экономического развития страны ценился инициативный, думающий работник, «заметная» личность. Распространение популярного в России позитивизма способствовало формированию социального идеала внутренне свободного человека, ценности его личности. Не следует забывать об одновременном распространении марксизма, на основе которого развернулась политическая борьба за устранение социального неравенства - одной из важнейших педагогических проблем в сфере образования.

Таким образом, личность часто интерпретировалась как результат развития индивидуальности, а сила и яркость общества определялась совокупностью отдельных личностей. Таким образом, основы современного подхода к понятиям «личность» («я есть») и «индивидуальность» («я есть такой») в образовании и обучении постепенно стали складываться.

По мнению многих отечественных учителей, развитие различных аспектов личности напрямую зависит от ее личности и должно осуществляться в соответствии с характером ребенка; следовательно, не всестороннее, а скорее его разностороннее развитие. «Очевидно, что гармония развития может быть понята только в смысле не равного развития сил, а объединенного, связанного развития, представляющего собой нечто единое с неравенством сил, в котором один является главным, а другой второстепенным и подчиненным, один сильный, а другой слабый, но все связано, связано, приспособлено один к одному », - писал П.Ф. Каптерев.

Взаимосвязь нравственных и гражданско-патриотических качеств приобрела особое значение в интерпретации личности, что проявилось в усилении социальной стороны идеала воспитания - ответственности человека перед обществом и государством. Особенно яркие требования по укреплению патриотизма, преданности Родине как основным нравственным качествам человека звучали в период войны 1914-1917 гг. В то же время гармония личности необходима для того, чтобы избежать односторонности ее формирования: идеалы истины, добра и красоты подразумевают одновременное развитие умственной, моральной, эстетической, физической сфер ребенка. Если «индивидуальность» условно может соответствовать какому-то конкретному, особенному качеству личности, то «личность» - это именно многосторонность. «Задачи истинного образования - воспитывать человека целиком, не разделяя разум, душу и тело на какую-то независимую область. Если эти три области рассматриваются отдельно для удобства, то цель рационального образования состоит в том, чтобы действовать единообразно и достигать гармоничного развития человека, руководствуясь знаниями, которые мы знаем о законах природы, которым мы подчиняемся ».

Идея всестороннего гармоничного развития также включала трудовое воспитание. Более того, с древних времен ценилась духовная работа - работа над моральным совершенством. Свободное, сознательное трудовое творчество на благо общества и государства помогло моральному формированию личности, ее в социальной среде. Следует добавить, что, поскольку К. Д. Ушинский понимал «окружающую среду», он включал в себя культуру, традиции и особенности воспитания людей, среди которых ребенок живет и формируется.

Само соотношение наследственности, среды и воспитания изменилось в российской педагогике. Н.Х. Вессель, рассматривая ребенка как «субъекта» и «объекта» педагогического влияния, отметил, что в первом случае наследственность важнее, а во втором - воспитание. Более того, сама среда выступает в качестве условия для раскрытия и улучшения наследственных способностей, а также для подавления нежелательных наклонностей с помощью вдумчивого образования.

Представители экспериментальной педагогики и педологии аргументировали тезис о доминирующей роли фактора наследственности. «Самое эффективное и плодотворное образование», такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности, действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри. П.Ф. Каптерев писал: «Унаследованная собственность - это природа субъекта; и загоняй природу через дверь - она ​​полетит в окно». Но «если какое-либо культурное растение, если какое-либо домашнее животное нуждается в образовании, то всем должно быть ясно, в какой степени культурный человек должен быть образован».

Таким образом, фактор образования не потерял своего значения. Напротив, с революционизацией общественно-политической ситуации в стране, с усилением влияния на души детей идей атеизма представители педагогической науки и педагоги-практики все настойчивее призывали к реорганизации образования. Главным человеком в этом процессе был учитель, воспитатель, как считалось, «что образовательная сила вытекает только из живого источника человеческой личности. Никакие хартии и программы, ни один искусственный институт, каким бы продуманным он ни был, не сможет заменить человека в деле воспитания.

Разрабатывая тему окружающей среды (дома, в школе, товарищеской), учителя считали, что образование не следует рассматривать только как процесс адаптации к окружающей среде. По их мнению, это должна быть активная сила, направляющая развитие детей в соответствии с развитым идеалом, которая всегда может подняться над окружающей средой и повлиять на нее, и задача педагога не будет заключаться в том, чтобы адаптировать ученика к окружающей среде, но повысить уровень окружающей среды и в этой связи приблизиться, насколько это возможно, к вышеупомянутому идеалу.

Со временем экологический фактор стал почти ведущим. Представляется, что определенный отказ некоторых отечественных учителей от принципа «бесплатного образования» был обусловлен признанием ведущей роли социальной среды в процессе формирования личности. Поэтому школа должна не только отражать особенности среды, но и уметь выстраивать собственную тактику в борьбе за ребенка.

Раскрытию личности ребенка должна была помочь правильная организация обучения и воспитания. Основным его принципом была универсальность воздействия для того, чтобы проявить все интересы и возможности ученика, его индивидуальные таланты. Значительное внимание было уделено художественным занятиям, художественному творчеству. Эстетическое развитие позволило «запустить» процесс раскрытия личности и в то же время благотворно повлиять на ребенка; помочь улучшить его внутренний духовный мир, его жизненные цели и идеалы, способствовать формированию разнообразной гармоничной личности. По мнению многих учителей, средством достижения этой цели является любительская работа: ученик усваивает только то, что он изучает посредством деятельности, само стремление к активному восприятию жизни всегда присуще ребенку с натуры. Разработка способов совершенствования учебного процесса привела к появлению новых методов обучения, основанных на зрительных, слуховых, двигательных восприятиях, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Достижения современных наук и объективные потребности общества существенно способствовали расширению интерпретации понятия «личность» в идеях отечественных педагогов в начале XX века, что, в свою очередь, оказало значительное влияние на развитие школьного образования и обучения.

 

Формирование личностных качеств в процессе обучения

 

Неэффективность воспитательной работы в школе во многом обусловлена ​​тем, что ее научное и методическое освещение часто характеризуется недостаточной ясностью, недостаточной спецификой, а иногда и определенным теоретическим аморфизмом. Например, когда речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, их этическая сущность, задачи обычно раскрываются в общих чертах, а также рассматриваются те «образовательные меры», которые составляют их содержание. Но учителям и классным руководителям смутных дискуссий о таких сложных процессах далеко не достаточно. В конце концов, практика должна быть понята системой и конечными результатами воспитательной работы, к достижению которой необходимо стремиться, а также к каким личным изменениям и новообразованиям они должны быть воплощены. Однако именно этого часто не хватает учебным пособиям для студентов и многочисленных методических рекомендаций, адресованных учителям.


Существует мнение, что теоретики и практики в своей работе должны сосредоточиться на этом аспекте образования, который характеризует личностное развитие учащихся и его конечные результаты.

В чем смысл понятия «образование»? В его интерпретации даже в специализированной литературе есть определенное несогласие и неточность. Этот термин по содержанию слишком сложен и многогранен, что позволяет нам придавать ему различные смысловые оттенки, акцентируя внимание на одном из них, а затем на другом. Но в науке это недопустимо. Известный русский академик-математик А.Д. Александров писал: «Научный подход, научная позиция требуют точности понятий, точности используемых терминов, тем более что одни и те же слова используются повсеместно в разных смыслах». К таким словам, в частности, относится «образование».

«Воспитани» давно ассоциируется с понятием «образование» и по существу выступает в качестве его синонима. В данном случае это включало как обучение, так и формирование определенных духовных и моральных или, на современном языке, личностных характеристик и качеств учащихся. Определенная синонимия все еще сохраняется. В частности, оно проявляется в определении сущности образования в его так называемом широком смысле. Например, Н.К. Крупская считала, что образование в его самом широком смысле включает процесс овладения всей совокупностью социального опыта, то есть знаниями, способностями, способами творческой деятельности, социальными и духовными (моральными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Понятие «образование» трактуется одинаково. «Три качества», - писал Н.Г. Чернышевский - обширные знания, привычка к мышлению и благородство чувств - необходимы человеку для образования в полном смысле этого слова. Связь воспитания и образования в таких определениях очень очевидна.

Но есть определенные различия, связанные с результатами этих взаимосвязанных процессов, которые привели к значимой дифференциации самого понятия «образование». Речь идет о том, что как в процессе обучения, понимаемом в широком смысле, так и в системе образования, с определенной степенью условности, можно выделить компонент обучения, когда учащиеся осваивают знания, умения и навыки мировоззрения и морально-эстетического плана и, таким образом, достичь определенного уровня подготовки.

Однако для развития личности обучения и определенной подготовки недостаточно. На самом деле, хорошо освоив определенную комбинацию знаний, умений и навыков, человек может показать достаточно высокий уровень подготовки. Но он может не иметь надлежащего воспитания, то есть не обладать необходимой культурой общения, быть неопрятным, проявлять эгоцентрические наклонности, лицемерие, низкий уровень социально-политических взглядов и даже быть моральным уродом. Задача школы - сформировать у учащихся высокую степень подготовки и высокий уровень образования.


Можно ли успешно решить эту проблему только путем обучения, даже если одной из важнейших функций последнего является взаимосвязанное развитие и воспитание студентов? Конечно, обучение играет очень важную роль в формировании личности. Развивает когнитивно-интеллектуальную сферу, расширяет кругозор, способствует пониманию морали, мировоззренческих идей и т. д.

В этом смысле обучение и воспитание находятся в органическом единстве. И, тем не менее, образование нельзя ограничивать и сводить к обучению. Отстаивая самостоятельность образования в педагогическом процессе, А.С. Макаренко, как известно, утверждал, что методология воспитательной работы имеет свою логику, относительно независимую от логики воспитательной работы; оба из них - методология образования и методология образования - включают два более или менее независимых отдела педагогической науки. Вполне чётко выделяется образование по обучению Н.К. Крупской. Она подчеркнула, что обучение в основном направлено на приобретение знаний и навыков для их применения на практике, и обеспечивает определенную подготовку. Воспитание она связывала с формированием личностных качеств и качеств, которые характеризуют воспитание учеников.

Существенным признаком развития, формирования личности, отраженного в понятии «воспитание», является развитие различных качеств и свойств личности, ее поведения. На сегодняшний день произошло определенное существенное «разделение» понятия «образование», которое теперь интерпретируется в широком и узком смысле. В широком смысле он начал, как уже отмечалось выше, обозначать весь процесс формирования личности, включая организацию ее интеллектуальной и познавательной деятельности, усвоение изучаемого материала, а также духовно-нравственное развитие и развитие соответствующие свойства и качества. В этом смысле он по сути выступает синонимом образования, обеспечивая как обучение, так и обучение студентов. В узком смысле воспитание связано со специфическим процессом формирования личностных (нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических) свойств и качеств учащихся. Естественно, что в этом смысле он характеризуется не только конкретными содержательными признаками, но и своеобразными методами его практической реализации, среди которых важны методы убеждения, поведенческие упражнения и т. д.

В педагогической работе мы всегда имеем дело с отношением, которое является истинным объектом нашей педагогической работы. Поскольку отношения не всегда определяются знаниями человека, это требует специальной воспитательной работы по их формированию, а также развитию и познанию теоретических и методологических основ этого процесса.

Касаясь объекта образования, нельзя не детализировать его субъективную сторону и, по крайней мере, в общем виде не определять содержание тех отношений, которые необходимо сформировать у студента.

Условно их можно объединить в четыре основные группы:

  • социальные отношения личности, в том числе такие качества, как гражданство, законопослушность, уровень социальной активности и зрелости, выполнение общественных обязанностей и т. д.;
  • мораль - сильно разветвленная система нравственных качеств - патриотизм, культура межэтнических отношений, дисциплина, трудолюбие, коллективизм, честь и личное достоинство и т. д.;
  • эстетическая, это включает в себя уровень развития чувства красоты, увлеченности различными видами искусства и степень их понимания, творческих и эстетических способностей и т. д.;
  • санитарно-гигиенические, что означает физическое воспитание, спорт, здоровый образ жизни, экологическую готовность и т. д.

В этом случае указываются только некоторые отношения и их личные качества. В процессе обучения школа имеет дело со многими взаимоотношениями и личностными качествами, что не может не отразиться как на содержании воспитательной работы, так и на ее методологии.

В свое время в педагогике, как вы знаете, была установлена ​​позиция по деятельностному характеру образования. Затем оно несколько улучшилось и расширилось, и они стали говорить о личностно-деятельностном подходе, подчеркивая, что человек развивается только в процессе различной активной деятельности. Но есть основания считать это определение неполным. Дело в том, что формирование личности происходит не только благодаря деятельности, в которую оно включено. Отношения, которые возникают и укрепляются в процессе этой деятельности, являются почти решающими в ее развитии. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально заложены социальные и психолого-педагогические источники формирования личности растущего человека. Это означает, что воспитание и формирование личности происходит только путем включения ее в различные виды деятельности, а также через развитие и укрепление отношений, возникающих в процессе этой деятельности.

Человек - активное существо от природы. Он становится личностью, осваивая различные аспекты социального опыта: знания, различные навыки, способы творческой деятельности. Но его личное развитие в решающей степени зависит от тех отношений - положительных или отрицательных - которые возникают и укрепляются в нем в этом процессе. Можно, например, привлечь студента к работе, но для развития трудолюбия необходимо организовать это мероприятие так, чтобы оно вызывало в нем положительные эмоции, внутреннее вдохновение и радость. Если опыт отрицательный, он не только не способствует формированию трудолюбия, но, наоборот, вызовет отвращение. Вышеизложенное относится ко всем видам деятельности - образовательной, художественно-эстетической, природоохранной, спортивно-оздоровительной и др., в которой учащиеся участвуют в процессе школьного образования.

Когда конкретный ученик не проявляет усердия в учебе, они говорят, что он «не хочет учиться», его постоянно критикуют и прибегают к другим мерам так называемого педагогического влияния. Но являются ли эти меры педагогическими? Конечно нет. Скорее антипедагогический. С точки зрения концепции образования, связанной с деятельностью, здесь необходима эффективная помощь в преодолении возникающих трудностей и повышении интереса к обучению. Другими словами, необходимо формировать и закреплять позитивное отношение к усвоению знаний, развивать такие личностные качества, как настойчивость в обучении, настойчивость в преодолении трудностей, желание улучшить успеваемость и т. д. Что же тогда следует понимать как отношения как объект воспитания и связанные с ним личные качества?

В определенном смысле отношение выступает как некий внутренний эмоционально-сенсорный опыт человека, возникающий в нем в процессе той или иной деятельности. Что бы человек ни делал, это вызывает определенные положительные или отрицательные эмоции, которые соответственно стимулируют эту деятельность или подавляют ее. С этой точки зрения, отношения могут быть интерпретированы как выражение определенных эмоциональных и сенсорных переживаний, которые устанавливаются между человеком и другими людьми (различные события, стороны окружающего его мира), влияющих на сферу ее потребностей, знаний, убеждения, действия и волевые проявления.

Характеристика интеллектуально-чувственного компонента личностных качеств.

Например, участвуя в трудовой деятельности, некоторые студенты проявляют к ней интерес, старательно и добросовестно выполняют задачи, достигают высоких показателей, что, естественно, вызывает у них позитивные психологические чувства и еще больше воодушевляет к участию в труде, способствует формированию трудолюбия. В тех случаях, когда студенты демонстрируют негативное отношение к работе, вряд ли можно говорить об эффективности трудового воспитания. По-разному могут относиться друг к другу в ученическом коллективе. Некоторые студенты проявляют гуманность, вежливость, скромность, другие допускают грубость, неуважение, высокомерие и т. д. Все это влияет не только на характер повседневного поведения, но и на развитие личности в целом, определяя его позитивную или негативную направленность.

Влияние отношений имеет временной аспект. Некоторые из них быстроходные, носят кратковременный характер, не оставляя заметных следов в развитии личности. Другие не только вызывают достаточно сильные чувства, но часто повторяются, приобретая определенную стабильность и постоянство и проявляясь в форме соответствующего личного качества. Когда, например, под влиянием воспитания формируется способность приветствовать других людей, проявлять вежливость, вежливость и уважение, это становится фиксированным и становится характерным для поведения, и это происходит во всех случаях, когда определенные отношения и действия приобретают определенную стабильность, постоянство и характеристику развития соответствующих личностных качеств. Таким образом, под личными качествами следует понимать укоренившееся и привычное отношение, которое определяет стабильность человеческого поведения в любых изменяющихся условиях. Например, если вежливость или другое качество стали привычными, они проявляются не только в обычном общении или деятельности, но даже когда студент сталкивается с грубостью. Именно в этом состоит подлинное воспитание личности, достижение которого необходимо стремиться и которое требует как знания психологических и педагогических основ воспитательной работы, так и ее умелого осуществления. Процессуальные основы формирования отношений и личностных качеств. Многочисленные факты указывают на то, что учителя и классные преподаватели, сталкиваясь с недостатками в поведении учащихся, часто не могут найти эффективных подходов для их преодоления. Например, в классе обнаруживается, что многие учащиеся стали хуже выполнять домашнюю работу, что повлекло за собой снижение успеваемости. Но дело ограничивается проведением одного-двух «мероприятий», вместо того, чтобы разработать и использовать целую систему воспитательной работы, направленную на решение возникшей проблемы. Здесь, во-первых, нам нужна целая система разнообразной воспитательной работы, а во-вторых, она должна проводиться более или менее в течение длительного времени, чтобы соответствующее отношение и личные качества были закреплены и приобрели необходимую стабильность.

Какой должна быть эта система? Для ответа обратимся к психологической структуре отношений и личностных качеств.

В общих чертах мы можем выделить здесь:

  • потребностно-мотивационную сферу,
  • знание природы и способов проявления соответствующего качества,
  • внутреннее эмоционально-чувственное желание и убежденность в необходимости развития этого качества,
  • владение соответствующими поведенческими навыками и способностями,
  • способность проявлять волевые усилия, придавая отношению и личностным качествам необходимую стабильность.

Однако необходимо не только знать указанные структурные составляющие, но и владеть надлежащими методами и формами воспитательной работы. Возьмем, к примеру, связанный с этим вопрос о необходимости для учащихся развивать мотивационную сферу потребностей. Как это решить практически? С психологической точки зрения необходимость формирования того или иного качества возникает, когда ученик испытывает внутреннее противоречие между тем, кем он является, и тем, кем он хочет быть в соответствующей сфере поведения и деятельности. Чтобы вызвать это противоречие, необходимо создать необходимые педагогические условия или ситуации. К ним, в частности, относятся: анализ учителем характеристик поведения и деятельности учащихся и выявление существующих недостатков. Логическим продолжением этой работы должно стать обсуждение в классе выявленных недостатков и постановка конкретных заданий, позволяющих учащимся их преодолеть. Для этого вы можете провести «классный час», беседу, организовать встречу учеников с директором или такую ​​классную встречу, на которую родители учеников будут приглашены для обсуждения этой проблемы. Целью этих форм воспитательной работы является формирование общественного мнения и пробуждение у студентов желания (потребности, мотивации) преодолеть существующие недостатки.

Следующим компонентом процесса формирования личностного качества является включение учащихся в познавательную деятельность, чтобы осмыслить суть конкретного качества и способы его проявления. Очень важно придать этой деятельности осмысленный, интеллектуальный и эмоционально позитивный характер, сделать ее интересной и увлекательной. В качестве форм этой работы выступают «классные часы», а также различные виды бесед и дискуссий, а также встречи со специалистами в области науки и техники, экскурсии на производство, а также в культурно-просветительские учреждения, и обсуждение произведений литературы и искусства и т.д.

Формирование поведенческих и волевых компонентов, развитие соответствующих навыков и навыков, которые в конечном итоге определяют эффективность воспитательной работы, являются не менее значимыми с точки зрения личностного развития учащихся. Основным методом обучения здесь, по мнению А.С. Макаренко, это упражнение в правильном поступке.

Когда люди иногда говорят о так называемом словесном образовании, они просто подразумевают, что различные формы разъяснительной работы и различные требования учителей и классных учителей не поддерживаются соответствующими поведенческими упражнениями, приучающимися к рациональным действиям и поступкам. В результате страдает дисциплина на уроках и переменах, замедляется развитие культуры общения, речи и т. д.

Интегративный характер формирования личностных качеств. Любое качество является очень сложным образованием и включает в себя целый набор разнообразных личностных качеств и свойств. Возьмите самый простой пример вежливости. Образование такого качества обычно начинается с формирования таких элементов поведения, как обучение детей приветствовать сверстников и знакомых взрослых, уступать место взрослым и благодарить за определенные услуги. Затем разрабатываются более сложные характеристики этого качества: способность быть полезным, проявлять признаки вежливости и учтивости, демонстрировать готовность к взаимопомощи и т. д.

В педагогическом плане есть два момента. Во-первых, из-за возрастных возможностей учащихся невозможно сразу сформировать весь набор функций и свойств, составляющих контент того или иного качества. И, во-вторых, любые личные качества, в силу своей сложности, заставляют начать свое обучение с развития относительно простых навыков, поведенческих и деятельностных навыков и лишь постепенно переходить на более высокий уровень своего развития. Обратите внимание, что, в принципе, дисциплина, трудолюбие и другие качества также формируются.

Указанная особенность воспитания в педагогике породила идею интегративного характера формирования личностных качеств, что нашло отражение в работах таких известных педагогов, как В.М. Коротов и И.С. Мариенко. Понятие интегративности в данном случае означает объединение, сочетание в процессе воспитания отдельных свойств и признаков, которые в совокупности формируют то или иное личное качество. Реализация принципа интегративности в процессе формирования личностных качеств у учеников требует от преподавателей и классных учителей глубокого знания этики и детального понимания особенностей и свойств, определяющих содержание определенных качеств. Без такой конкретизации и целеустремленности образование становится педагогически неэффективным, что часто наблюдается в школах.

В процессе воспитания необходимо формировать не одно, а множество разных качеств - интеллектуальных, познавательных, социально-этических, нравственных, художественно-эстетических и санитарно-гигиенических.

При решении этой проблемы следует исходить из того, что, как отметил А.С. Макаренко, человек воспитывается не по частям, все его свойства и качества развиваются одновременно и в тесной связи друг с другом. Показательно, что учащиеся обычно участвуют в различных видах и формах образовательных, социальных, патриотических, трудовых, морально-эстетических, спортивных и фитнес-мероприятий. Более того, они находятся в постоянном коллективном общении, и каждый из этих видов деятельности влечет за собой возникновение определенных отношений, которые служат основой для развития личных свойств и качеств.

Указанная универсальность и целостность личностного развития студентов имеют особое методическое значение. Воспитательная работа в школе должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся участвовали в различных мероприятиях. Вряд ли это можно считать нормальным, когда школьники все время заняты только воспитательной работой и не уделяют должного внимания, например, организации труда, или когда падают вопросы развития читательских интересов, культуры общения и т. д., вне системы образования. Всему этому должно быть уделено должное внимание. Если запросы и интересы студентов в этом отношении не удовлетворяются, они сами, проявляя определенную инициативу, расширяют предмет своих увлечений, а не всегда здоровых.

Именно поэтому организация и вовлечение учащихся в различные виды образовательной и внешкольной деятельности для их всестороннего развития личности должны быть важной областью школьного образования. Но не менее важно и другое направление. Дело в том, что, хотя развитие личности является целостным и разносторонним, а все ее качества формируются в тесной связи друг с другом, это не означает, что они развиваются одновременно. Как раз наоборот наблюдается. В некоторых видах деятельности студенты участвуют регулярно и более активны, в то время как другие по разным причинам не всегда привлекают их. Это, конечно, приводит к тому, что некоторые отношения и личные качества формируются и консолидируются быстрее, в то время как другие отстают в своем развитии, что требует определенного «подтягивания» и «выравнивания» этого развития. Поэтому в каждом отдельно взятом периоде воспитательной работы, наряду с формированием всех сторон и личностных качеств, необходимо выдвигать ту или иную конкретную (ведущую) учебную задачу перед студентами и предлагать ее решение для разработки соответствующей персональное качество. Скажем, в классе студенты не всегда поддерживают необходимый порядок и дисциплину, или им не хватает культуры общения. Каждый из этих недостатков может быть предметом ведущей учебной задачи, разработки различных форм уроков и внеклассных занятий и концентрации педагогических усилий на ее решении.

Указанная двоякая направленность воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех аспектов и личностных качеств в системе его целостного формирования происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно, как для самих учеников, так и для учителей и классных учителей. Между тем, очень важно, чтобы студенты чувствовали их рост, улучшали свою духовность и поведение и черпали в них силы для дальнейшей активной работы над собой. Этому способствует решение ведущих образовательных задач по формированию соответствующих личностных свойств и качеств. Испытав прогресс в своем развитии, ученик испытывает удовлетворение, и у него есть желание не только закрепить достигнутый успех, но и активизировать свои усилия по дальнейшему самосовершенствованию.

Важную роль здесь играет феномен генерализации в процессе личностного становления студентов. Суть его заключается в следующем. Если то или иное личное качество фиксируется и становится стабильным, то, согласно законам обобщения, оно влияет на развитие других сторон и свойства растущего человека. Например, в процессе решения ведущей образовательной проблемы студенты стали более активно читать художественную литературу или совершенствовать культуру общения. Это, несомненно, окажет положительное влияние на их интеллектуальное и эстетическое развитие, на рациональную организацию досуга, а также на рост взаимного уважения и микроклимата в команде сверстников и т. д.

Обсуждаемые вопросы позволяют нам не только глубже понять теоретические и методологические основы формирования личности учащихся, но и корректировать воспитательную работу, проводимую в школе, более конкретно анализировать и устранять ее недостатки, если она оказывается педагогически недостаточно эффективна.

 

Возрастные особенности личности


Учет возрастных особенностей ребенка является одним из основных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания о каждой стадии развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждой возрастной стадии, был чешский учитель Ян Амос Коменский (1592-1670).

После Я.А. Коменского  учителя по-разному обосновывали этапы развития личности, но все периодизации близки взглядам Коменского.

Рассмотрим установленную периодизацию возрастных характеристик развития личности, принятую в педагогике

  1. С рождения до 3 лет, младенчество. Пиаже назвал этот первый период своей жизни «сенсомоторной стадией», когда ребенок превращается из беспомощного существа в маленького человека. Он ходит, говорит, любит или не любит, весел или боится, умеет жалеть и ревновать. Он познает мир семьи, впитывает впечатления, фантазирует, знает цвет, величину. Он накапливает факты, запоминает звуки и запахи, пытается проверить свои силы. К концу 3-го года он уже выражает свои пожелания словами, хотя его речь ограничена. В этом возрасте ребенок воспитывается в семье, и материнская любовь или неприязнь, а также различные влияния окружающих взрослых определяют его дальнейшее развитие.
  2. От 3 до 6 лет, дошкольный возраст. Дети учатся свободно говорить, расширяя круг общения. Ребенок может рассказать сказку сам, обдумав все это. Ребенок подвижен, может мастерить, но работа не должна быть долгой. Он умеет оставаться на публике, следует инструкциям. Его оценки увиденного сосредоточены на одном: «плохой мальчик» или «хороший».
  3. От 6 до 10 лет, младший школьный возраст. В этом возрасте, покидая семью, ребенок поступает в школьный коллектив и должен соблюдать его требования, а также требования соседей, улицы, лагеря. Он может выполнять как индивидуальные инструкции, так и серьезные дела для семьи, он знает школьное расписание. Но, освоив законы общежития, он пытается их нарушить. Но искренне раскаивается в своих проступках. Некоторые ребята не любят дружбу со сверстниками и беспокоятся, если  его друг заводит нового друга. Он любит игры, отвечает за свою роль, за концепцию справедливости. Учитель для него авторитет.
  4. От 10 до 13 лет, средний школьный возраст. Для ребенка в этом возрасте авторитет родителей уже ослабевает, критически оценивается отношение родителей к нему, и он легко злится на братьев и сестер. Отношения между мальчиками и девочками становятся напряженными, они держатся в отдельных группах, высмеивая взаимные симпатии. Телевидение, продвижение секса особенно влияет на этот возраст. Мальчики стараются создать идею мужественности, девочки - женственности.
  5. С 13 до 16 лет, подростковый возраст. Это период между детством и зрелостью. Физиология подростка быстро меняется, проявляются неловкость в движениях, эмоциональный дисбаланс, усиление рефлексии. Они недовольны собой, семьей, собственной внешностью. Им не нравится комната (они оклеивают ее смешными картинками). Они недовольны школой, учебниками, учителями, классами, взрослыми, потому что они «не понимают нас», не доверяют родителям, не признают их мнения. 


Даже в тех семьях, где ребенок принимает мнение родителей, для него это период внутренних переживаний. Подросток узнает себя, учится общению с окружающими. В этот период открытий приходит разочарование. Подросток пытается доказать другим, что он человек и что он или она заслуживает того, чтобы быть в коллективе. «Подхожу ли я?», «Нравлюсь ли я?» - он решает сам.

В современных условиях, когда рухнуло старое мировоззрение, когда все отрицают и разрушают, когда природа и культура разрушаются, процветают преступность и насилие, подросток сталкивается с трудным выбором. Он не видит идеала, идола, идеалы старшего поколения теряются, а преступность и насилие возводятся в идеал. Мораль современного подростка формируется в период обострения проблем двух поколений, несовместимости двух мировоззрений.

Учитывая возрастную периодизацию развития личности, следует учитывать неравномерность развития человека. В более молодом возрасте физическое развитие происходит быстрее, в более старшем - медленнее. Хотя физически младший ученик развивается неравномерно. В один период это быстрее, в другой - медленнее. Неравномерно и непропорционально развиваются отдельные части тела.

 

Основные факторы, влияющие на развитие личности


В научной философии и педагогике глубоко и всесторонне раскрываются не только факторы и условия, при которых формируется личность, но и взаимосвязь и механизмы влияния этих факторов на ее развитие.

Ученые обратили внимание, прежде всего, на развитие самого общества. Оно возникло и улучшилось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были зарабатывать себе на жизнь. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались земледелием, ремеслами, познавали окружающий их мир. В процессе творческой трансформации деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали нравственно-эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудовыми и творческими усилиями многих поколений людей, выступает средством развития и становления личности как члена общества. Только овладев в той или иной степени достоянием и достижениями общества человек становится общественным существом.

Указывая на решающую роль внешних, экологических воздействий на развитие и становление личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. Человек напрямую является естественным существом. Как естественное существо, он наделен природными силами, наклонностями и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его становление как личности.

В чем, однако, это влияние проявляется?

Первое. Для формирования человека как общественного существа его естественная способность развиваться имеет первостепенное значение. Проведенные в нашей стране и за рубежом эксперименты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не способна усваивать речь, навыки осанки, навыки работы, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и она не может выходить за рамки этих возможностей. Ребенок, наряду с биологическим созреванием, способен овладеть многими вещами, которые «не запрограммированы» в нем биологически: прямая походка, речь, трудовые навыки, правила поведения, то есть все, что в конечном итоге делает его человеком.

Второе. Биологический эффект в формировании человека также в том, что люди имеют определенную естественную предрасположенность к определенной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие вокальные данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические склонности, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т. д. Именно эти склонности позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влиять на их личностное становление.

Третье. Не менее важным для педагогики является также тот факт, что биологически человек имеет очень большие возможности для развития, что он использует свой потенциал в этом отношении лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе учителю всегда нужно исходить из оптимистической гипотезы, верить в творческие способности учащихся и искать пути их развития и совершенствования.

Четвертое. Надо учитывать, что биологическое может проявиться в развитии личности самым неожиданным образом. Биологическое и социальное тесно переплетены и действуют в единстве. Но это единство не означает идентичность, эквивалентность. В развитии личности преобладают социальные факторы. По этому случаю профессор К.К. Платонов отметил, что биологически детерминированная субструктура личности подчинена ее социально детерминированной субструктуре, то есть, в конечном счете, развитие личности определяется теми возможностями, которые воплощают внешние условия среды.

Однако есть еще один фактор, влияющий на личностное развитие человека. Естественно, речь идет об образовании. С развитием технической базы производства и усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже сложно представить себе введение человека в жизнь без долгосрочного и специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает важнейшим средством реализации социальной программы развития личности, ее склонностей и способностей. Таким образом, воспитание наряду с окружающей средой и биологическими наклонностями является третьим существенным фактором развития и формирования личности.

Однако, признавая роль этих трех факторов - окружающей среды, биологических склонностей (наследственности) и образования - в развитии человека, важно правильно понимать взаимосвязь, в которой эти факторы находятся. Если, например, мы сравним формирующее влияние среды и воспитания на личность, то окажется, что среда в определенной степени влияет на ее развитие стихийно и пассивно. В связи с этим он выступает как возможность, как потенциальная предпосылка для развития личности. Более того, внешние воздействия окружающей среды в одних современных условиях не способны обеспечить решение тех сложных проблем, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, средствами профессиональной деятельности и сформировал необходимые морально-эстетические качества, требуется специальное и длительное воспитание.

То же относится и к творческим наклонностям человека. Для того чтобы эти склонности проявились, необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее образование, специальная подготовка в определенной области социальной деятельности. Подчеркивая эту позицию, выдающийся российский физиолог и психолог И.М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: воспитание играет решающую роль в развитии и становлении личности. Только с помощью образования реализуется социальная программа развития человека, формируются его личностные качества.

 

Вывод:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что образование играет решающую роль в развитии личности. Понятие «личность» характеризует социальную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он развивает при жизни.

При анализе этой работы можно выявить стратегию воспитания личности. Это образовательная стратегия:

  • учитывает личностные и экологические факторы образования;
  • обеспечивает позитивное использование всего потенциала образовательной деятельности и воспитательной работы в школе по отношению к конкретному обществу;
  • объединяет (в качестве «исполнителей» стратегии) ​​преподавательский состав всех категорий с привлечением сотрудников других социальных непедагогических учреждений;
  • объединяет ценности личности и общества на основе их взаимопроникновения и гармонизации;
  • обеспечивает воспитательное влияние не только на студента, но и на совокупность его отношений, на его общество;
  • переводит воспитание личности в самообразование в соответствии с динамично меняющейся социальной средой;
  • органично включает в себя все виды сопровождения ученика на пути его развития и поддержки в процессе повседневного решения его жизненных проблем.

Личность тем значительнее, чем больше она отражает тенденции социального прогресса в своих качествах и действиях, тем ярче и специфичнее выражаются в ней социальные особенности и качества, в какой степени ее деятельность носит творческий характер.