Границы государственного вмешательства в экономику

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конкуренция и монополия: их взаимосвязь и роль в современной экономике
Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития
Рынок как саморегулирующийся механизм. Общее и частичное равновесие
Базовые условия отраслевого рынка со стороны спроса


Введение:

Одной из фундаментальных проблем рыночной экономики, неизменно вызывающей жаркие споры как среди экономистов различных направлений, так и среди политиков, является проблема взаимосвязи между рыночными силами и государственным регулированием. К началу XXI века оно оказалось актуальным не только для стран, которые недавно вступили на путь рыночных преобразований, но и для стран с устоявшимися рыночными структурами, непоколебимыми институтами частной собственности и развитой системой государственного регулирования.

Важна ли государственная интервенция в экономике? Или стоит дать ей возможность развиваться по своим законам? Тогда что поможет ей развиваться в правильном направлении?

Излишне говорить, что эти вопросы волнуют экономистов, правительство, критиков ... Какой путь развития выбрать? На мой взгляд, стоит обратиться к истории. В конце концов, именно здесь можно найти ответы, если не на все, но хотя бы на некоторые вопросы, или просто увидеть правильное направление. Именно поэтому тему моей курсовой работы я выбрал «Границы государственного вмешательства в экономику». При подготовке материалов меня интересовали несколько вопросов, которые я постараюсь изложить в своей работе.

Итак, цель моей курсовой работы: рассмотреть возможные варианты вмешательства государства в экономику.

Отсюда и следующие задачи:

  1. Рассмотрим основные макроэкономические школы и тенденции;
  2. Рассмотреть функции государства;
  3. А также обратитесь к методам воздействия на рынок;
  4. Для сравнения рассмотрим роль государства в США и в России.

История развития различных представлений о роли государства в экономике

Первые шаги в изучении проблемы (меркантилисты и физиократы)

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. Первыми учеными-экономистами современности считаются научные школы меркантилистов, возникшие в 15 веке и доминировавшие в течение следующих двух веков. Меркантилисты выступили против теорий Аристотеля и заявили: богатство - это только то, что можно превратить в деньги. Главной областью, где рождается богатство, они считали торговлей, которая фактически определила название этой теории, поскольку «мерканте» в переводе с итальянского означает «купец, купец». Поначалу меркантилисты полагали, что самое главное - просто обеспечить, чтобы в стране поселились как можно больше золота и серебра, и проповедовали принцип: «Деньги не должны пересекать границу». Поэтому они предложили заставить иностранных торговцев тратить все деньги, которые они получали за свои товары, на покупку товаров, которые уже могли быть беспрепятственно вывезены за границу. Прислушиваясь к этим призывам, многие страны прямо запретили вывоз золота и серебра за границу и ввели посты тайных «надзирателей», которые следили за тем, как иностранные торговцы тратили доходы от своих продаж.

Со временем меркантилисты осознали, что попытки сделать золото и серебро «не выходными товарами» сами по себе не могли обеспечить страну богатством. И тогда прозвучал голос английского купца и экономиста Томаса Мана.

Человек, потомок старой торговой семьи и сам успешный торговец, пришел к выводу: богатство страны зависит не от количества денег, удерживаемых в пределах национальных границ с помощью охранников и пограничников, а от правильного соотношения импорта и экспорт товаров. Он изложил эти идеи в своей знаменитой книге «Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как регулятора нашего богатства».

Человек и другие поздние меркантилисты считали, что торговля между странами имеет особое значение для обогащения государства. Имея цифры в руках, он доказал, что вывоз золота и серебра за границу для покупки товаров может быть более выгодным, чем механическое накопление сокровищ. Правда, это достигается только тогда, когда выручка от последующей продажи таких товаров превышает затраты на покупку. И чтобы добиться этого, было проще, правители должны создать условия для своих стран, позволяющие им превалировать над конкурентами на международных рынках. Следовательно, правительства, по их мнению, должны поддержать отрасль с помощью законов, которые поддерживают низкую стоимость заработной платы и других ресурсов и высокий экспорт. Таким образом, вы можете достичь так называемого «благоприятного торгового баланса».

Следующим этапом в развитии представлений о роли государства стали физиократы (в переводе с греческого означает «сила природы»). Одна из исторических заслуг физиократов заключалась в том, что они твердо внедрили методы, используемые в естественных науках, в экономическую теорию. Они рассматривали экономическую жизнь как естественный процесс со своими внутренними законами. В своей экономической теории они следовали принципу «естественного порядка» (принципу «laisser faire»). Под естественным порядком физиократы понимали порядок, основанный на личных интересах и свободной конкуренции и действующий в соответствии с неизменными естественными законами управления.

Предположения физиократов (группа французских философов и экономистов 18-го века) сводились к тому, что общество должно отказаться от практики поддержки бизнеса и промышленности и не обращать на них внимания. Физиократы считали, что единственным источником богатства является природа и, следовательно, основой благополучия нации является продукт, производимый сельским хозяйством. Остальные виды производства только перерабатывают и используют этот продукт, а значит, они играют второстепенную роль в жизни общества. Поэтому физиократы считали, например, промышленность «бесплодной сферой». Они утверждали, что, поскольку богатство дается народам только от природы, любое вмешательство правительства в экономику бессмысленно и бесполезно - какой бы урожай ни собирался с полей, он будет собираться независимо от того, какие законы принимает государство. А если так, то государство вообще не должно вмешиваться в экономику, оставляя своих граждан самим решать, что им делать. Одним из выдающихся физиократов был французский экономист 18-го века Франсуа Кенэ (1694 - 1774), придворный врач короля Франции Людовика XV. Франсуа был восьмым из 13 детей в большой и бедной крестьянской семье и смог научиться читать и писать только в 11 лет. Это не помешало ему стать одним из лучших врачей своего времени, и в этом возрасте с 60 лет он занялся экономикой и навсегда вошел в историю экономической мысли как глава школы физиократов.

Ф. Кенэ был сторонником неукоснительного соблюдения требований «естественного порядка» и противником вмешательства государства в экономическую жизнь. Он выступал за свободу внутренней и внешней торговли, за отмену монополий во всех сферах экономической деятельности.

В своей знаменитой «Экономической таблице» (1757 г.) придворный врач попытался построить первую модель экономики страны в целом. Этот подход означал то же самое для экономики, что и таблица Менделеева для химии, поскольку он позволял сводить разрозненную информацию об экономических процессах в единое целое.

В своей таблице Кенэ, используя числовой пример, попытался проанализировать, как валовой продукт страны (созданный, как мы помним, по мнению физиократов только сельским хозяйством) перемещается между социальными группами страны в натуральной и денежной формах. Другими словами, Кенэ осознал нечто совсем не тривиальное: наличие потоков товаров и денег в экономике и возможность различий в их движении. Эта идея оказалась чрезвычайно живучи, и многие ученые ломали голову над тем, как улучшить схемы Кенэ и научиться анализировать пропорции в экономике по-новому.

В дальнейшем развитие капитализма свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регулирования экономики. Соответственно, концепции, выступающие за усиление роли государства в экономических процессах (прежде всего, кейнсианство, доминировавшее как в экономической теории, так и в практике экономического регулирования в течение многих десятилетий этого столетия до конца 70-х годов), затем концепции они опираются на рыночные силы в экономике, на предпринимательство и на государственную поддержку этих самых сил (монетаризм, экономика предложения, неолиберализм и другие экономические теории, получившие особое влияние в 80-х и 90-х годах).

Кейнсианство

Напомним, что к середине этого столетия экономисты, исповедующие рыночные отношения, в значительной степени утратили свое влияние на разработку социально-экономической политики и поддержку общественного мнения. Теоретики активного государственного вмешательства в экономику, в первую очередь кейнсианцы, вышли на первый план. Следует отметить, что макроэкономика возникла как самостоятельная наука для изучения колебаний объема производства и занятости в период Великой депрессии.

Быстрый спад производства, начавшийся в Соединенных Штатах в августе 1929 года, продолжался 43 месяца, до марта 1933 года, и впоследствии охватил всю Европу, а также страны Латинской Америки, Азии и Африки.

За этот период объем производства в США снизился почти на 50%, в Германии на 40%, во Франции на 30%, в Великобритании на 80%. Число безработных резко возросло во всех странах, например, в США уровень безработицы составил 25% от общей рабочей силы. Резкий спад производства и колоссальное количество безработных привели к падению потребительского спроса населения. Это вызвало значительную дефляцию, в результате которой цены в США и Германии упали на 30%, в Великобритании на 25%, во Франции более чем на 40%.

Экономика всех стран восстанавливались довольно долго и трудно после длительного спада. Итак, этап подъема в США занял 50 месяцев - с марта 1933 года по май 1937 года. И все же темпы производства в 1937 году не достигли максимального уровня 1929 года.

Ряд экономистов связывают последующее установление диктаторских режимов в ряде стран (например, в Германии, Италии, Японии) с их сложным экономическим положением в результате Великой депрессии.

В результате изучения феномена Великой депрессии Д. Кейнс сформировал центральный пункт в своей теории: рыночная экономика не обладает способностью плавно саморегулироваться, и поэтому государство должно проводить политику стабилизации, оказывая влияние, прежде всего, на Все, по совокупному спросу в целях предотвращения экономических спадов, используя свои рычаги бюджетной, денежно-кредитной и внешнеторговой политики.

Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», потому что он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Согласно его теории, как я уже сказал, государство должно активно вмешиваться в экономику из-за отсутствия на свободном рынке механизмов, которые действительно обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно влиять на рынок, чтобы увеличить спрос, поскольку причиной капиталистических кризисов является перепроизводство товаров. Он предложил несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, новая бюджетная и финансовая политика и т. д. Гибкая денежно-кредитная политика позволяет преодолеть один из самых серьезных барьеров - неэластичность заработной платы. Кейнс полагал, что это достигается путем изменения количества денег в обращении. С увеличением предложения денег реальная заработная плата будет уменьшаться, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости.

С помощью фискальной политики Кейнс рекомендовал правительству повысить налоговые ставки и использовать эти средства для финансирования убыточных предприятий. Это не только сократит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Основными особенностями кейнсианской модели регулирования являются:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе формирования государственных и смешанных предприятий;
  • широкое использование фискальных и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической среды, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования Кейнса помогла ослабить циклические колебания в течение более двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создали возможность перераспределения без ущерба для накопления капитала. Однако в 70-х годах условия для размножения резко ухудшились. Закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно, был опровергнут. Кейнсианские выходы из кризиса только развязали инфляционную спираль. Во многих странах произошла новая, хотя и менее продолжительная рецессия, которая столкнулась с чрезвычайно серьезной стагфляцией, что означает экономический спад (падение объемов производства) в сочетании с высоким уровнем безработицы и повышением общего уровня цен.

Монетаристы

Рекомендации Кейнса не смогли предотвратить падение производства в ряде стран, и поэтому появились теории, альтернативные кейнсианству, например теория монетаризма, которая была выдвинута лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом. Первоначально монетаристская школа была представлена ​​небольшой группой «монетарных» экономистов. Они поставили перед собой задачу возродить имидж нерегулируемой рыночной экономики, считая, что она имеет большой запас прочности, и циклические сбои в воспроизводстве связаны главным образом с мерами правительства, которые блокируют стихийный механизм восстановления общего экономического равновесия.

М. Фридман высказал идею о существовании «естественного» уровня безработицы, который строго определяется условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики - в противном случае возможен краткосрочный эффект, но тогда цены растут.

Монетаристы считают количество денег в обращении главным стабилизирующим фактором. Они считают, что предложение денег является наиболее важным фактором, определяющим уровень производства, занятость и иену. Люди, по их мнению, предъявляют достаточно стабильный спрос на деньги для покупки объема текущей продукции. Количество денег, которое хочет иметь население, определяется уровнем номинального национального продукта. Если фактическая денежная масса равна сумме денег, которую хочет получить население, в экономике устанавливается денежное равновесие. Если предложение денег увеличивается, то естественная реакция населения - тратить лишние деньги на покупку товаров. Это расширяет спрос и, следовательно, способствует росту и номинальному национальному продукту до уровней, обеспечивающих равновесие.

Однако этот процесс имеет предел, связанный с ростом уровня инфляции. Чтобы предотвратить критическую ситуацию, монетаристы считают необходимым законодательно установить монетарное правило, согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться с такими же темпами, что и годовые темпы потенциального роста реального валового национального продукта. Это правило, по мнению монетаристов, устраняет основную причину нестабильности экономики, и любое движение к рецессии носит временный характер.

Неоконсервативная модель

Теоретической основой неоконсервативной модели стала концепция неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе влиять на воспроизводство через спрос, а вместо этого - на использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция накопления капитала, которая осуществляется из двух источников: из собственных средств, то есть капитализации части прибыли и за счет заемных средств (займов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда.

Основными препятствиями на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция увеличивает стоимость кредита и, следовательно, затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили принять антиинфляционные меры на основе рекомендаций монетаристов и предоставления налоговых льгот предпринимателям.

Снижение налоговых ставок также сократит доходы бюджета и увеличит его дефицит, что усложнит борьбу с инфляцией. Поэтому следующим шагом будет сокращение государственных расходов, прекращение использования бюджета для поддержки спроса и реализации масштабных социальных программ.

Это включает в себя политику приватизации государственного имущества.

Следующим комплексом мер является реализация политики дерегулирования. Это означает отмену правил о ценах и заработной плате, либерализацию (смягчение) антимонопольного законодательства, дерегулирование рынка труда и т. д.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Основная роль в осуществлении экономического развития страны отводится рыночным силам.

Государство в рыночной экономике

Необходимость и эволюция роли государства в рыночной экономике.

Объективная необходимость вмешательства государства в экономику была обусловлена ​​несовершенством рыночного механизма, начиная с рынка свободной конкуренции и кончая господством монополий. В этих условиях рыночный механизм, обладая многими преимуществами, оказался не в состоянии решить ряд социально-экономических проблем и, в целом, обеспечить экономический рост.

Это требовало систематического вмешательства государства в экономические процессы, но границы такого вмешательства в разных экономических системах не были одинаковыми.

В условиях преобладания индивидуальной частной собственности и свободной конкуренции границы вмешательства государства в процессе общественного воспроизводства были минимальными и сводились к организации денежного обращения, производству общественных благ и устранению негативных последствий внешних воздействий.

В смешанной экономике, где конкуренция несовершенна, а основными участниками рынка являются крупные монополии и олигополии, границы государственного регулирования экономических процессов значительно расширились.

Государственное вмешательство в экономику: косвенное и прямое.

Государственное вмешательство в экономику может быть двух типов: косвенное или административное и прямое или экономическое.

Косвенное (административное) вмешательство - это регулирование экономической деятельности без денег. Он основан на использовании механизма законодательной и исполнительной власти.

Функции косвенного регулирования в смешанной экономике развитых стран.

Обеспечение правовой базы или правовой инфраструктуры для создания законодательной и регулирующей среды для эффективной экономической деятельности. Это определение прав частной собственности и предоставление правового статуса частным предприятиям; гарантия соблюдения договоров; установление правовых «правил поведения (игры)» между производителями и потребителями. На основании законодательства правительство может выполнять функции арбитра в области экономических отношений, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять соответствующие меры наказания.

Аналогичное законодательство применяется к отношениям между работниками и менеджерами, между самими фирмами. Основные услуги, предоставляемые правительством, включают поддержание общественного порядка, введение стандартов для измерения веса и качества продукции, создание денежной системы, которая облегчает обмен товарами и услугами и т. д.

Однако некоторые экономисты считают, что правительство чрезмерно регулирует отношения между предприятиями, потребителями и работниками, подавляет экономические стимулы и подрывает эффективность производства.

Защита конкуренции. Из особенностей основ рыночной экономики известно, что конкуренция является основным регулирующим механизмом в ее формировании и дальнейшем функционировании. Это сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителя. Появление монополий резко меняет эту ситуацию. Поэтому правительство применяет ряд антимонопольных или антимонопольных законов и цель защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора делового поведения.

Прямое (экономическое) вмешательство предполагает использование средств государственного бюджета в форме инвестиций, грантов и субсидий (безвозмездной помощи) с целью создания благоприятных условий для эффективного развития частного сектора в рыночной экономике. Прямое государственное вмешательство или регулирование охватывает две области: производство общественных благ или инфраструктуры и социальное обеспечение.

Государственное производство общественных благ или инфраструктуры. В экономике существуют определенные виды товаров и услуг, так называемые общественные товары, которые удовлетворяют коллективные потребности, такие как мост или железная дорога. По своему потребительскому назначению они резко противоположны отдельным потребительским товарам. Общественные блага как бы неразделимы; они не могут быть проданы поштучно, как машина. Например, любой человек пользуется дорогой, есть ли у него машина или нет. Другими словами, каждый человек использует эти преимущества, и не существует эффективных способов исключить его использование, как только эти преимущества возникают.

Люди пользуются преимуществами общественного продукта без каких-либо затрат на его производство. К таким общественным благам относятся национальная оборона, космос, информация, электричество, общественный транспорт, здравоохранение, образование и т. д. Чтобы общество могло пользоваться такими преимуществами, они должны предоставляться либо государственным сектором за счет налогов, либо частным сектором за счет прибыли. Традиционно в развитых и особенно развивающихся странах производство общественных благ или инфраструктуры является областью государственного сектора. Если частный сектор создает общественные блага, то правительство пытается установить контроль над их деятельностью или даже над деятельностью монополий, производящих такие товары. Такие монополии называются естественными, поскольку технологические и экономические условия препятствуют существованию конкурентных рынков. Эти монополии или коммунальные предприятия всегда в той или иной степени подлежат государственному регулированию.

Таким образом, производство общественных благ является достоянием общественного сектора.

Социальное обеспечение

Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении национального дохода между людьми. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться насущной экономической и политической проблемой.

Поэтому правительство берет на себя задачу снижения неравенства доходов в обществе. Эта проблема решается за счет трансфертных платежей - платежей государства, которые просто перераспределяют налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков.

Функции, выполняемые государством в условиях рыночной экономики, антимонопольное регулирование

Выше я уже частично говорил о функциях государства, теперь я хотел бы остановиться на них более подробно.

Государственное вмешательство в экономику выполняет определенные функции. Как правило, он исправляет те «недостатки», которые присущи рыночному механизму и с которыми он либо не справляется, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для конкуренции между предпринимателями, для эффективной конкуренции и для ограничения власти монополий. Он также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не может адекватно удовлетворить коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни также продиктовано тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государство должно заботиться об инвалидах, бедняках, стариках. Он также относится к сфере фундаментальных научных исследований. Это необходимо, потому что это очень рискованно для предпринимателей, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрой прибыли. Поскольку рынок не гарантирует права на работу, государство должно регулировать рынок труда и принимать меры по снижению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы этого сообщества граждан. Принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется в следующих важнейших функциях:

  1. создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  2. стабилизация экономики. Правительство использует фискальную и денежно-кредитную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, сокращения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  3. социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которые не обрабатываются частным сектором. Создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
  4. обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи бедным и т. д.

Антимонопольное регулирование.

Антимонопольная деятельность государства является одним из важнейших направлений применения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли в конкурентной среде, то есть в так называемых естественных монополиях (о которых я уже упоминал выше), государство создает государственные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее мы рассмотрим особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует, когда одна фирма может поставлять весь рынок с более низкими удельными затратами за счет масштаба. Это типично для коммунальных служб, где для достижения низких цен требуются крупномасштабные операции.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий можно использовать два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, то есть цена, равная средней валовой стоимости. Однако это влечет за собой отсутствие у предприятия стимулов к снижению затрат.

Таким образом, целью отраслевого регулирования является защита общества от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но прямое регулирование необходимо использовать только там, где оно не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в тех случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшую поставку продукции обществу.

Антимонопольное законодательство является еще одним видом контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые сговоры и любые попытки монополизировать какую-либо отрасль. Однако эта формулировка была довольно расплывчатой, что не позволило дать четкое определение преступления. Следующим шагом был закон Клейтона 1914 года. В принципе, он был продолжением закона Шермана и лишь разъяснил некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за выполнением вышеупомянутых законов, а также расследование нечестных действий по ее собственной инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил спектр незаконного поведения и предоставил независимому антимонопольному органу полномочия по расследованию.

Большое количество антимонопольных законов и различные разъяснения к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, неконтролируемая монопольная власть может принести значительные потери обществу за счет использования недобросовестной конкуренции, что приведет к банкротству мелких производителей, неудовлетворенности потребителей высокими ценами и зачастую низким качеством товаров, отстающих в научно-техническом прогрессе и многих других негативные последствия Но, с другой стороны, антимонопольное законодательство не должно наказывать крупных производителей, которые не используют незаконные методы конкуренции. Если это условие не будет выполнено, то стимулы для предпринимателей укрепить свое предприятие и производить больше продуктов будут значительно сокращены.

Таким образом, государство выступает в качестве арбитра, который выбирает оптимальный (и наиболее эффективный) баланс между монополиями и конкурентными отраслями. В разные периоды истории для разных стран это соотношение было разным, приспособленным к особенностям экономического развития, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Методы, используемые государством в процессе воздействия на рынок

Государство влияет на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение доходов и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки - это, как правило, приобретение общественных благ (расходы на оборону, строительство и содержание школ, автомагистралей, исследовательских центров и т. д.). Трансфертные платежи - это платежи, которые перераспределяют налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков, в определенные сегменты населения в виде пособий по безработице, выплат по инвалидности и т. д. Следует отметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и напрямую используют ресурсы, а переводы не использовать ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они позволяют гражданам использовать общественные блага. Трансфертные платежи имеют другое значение: они меняют структуру производства товаров народного потребления. Суммы, взятые в виде налогов с одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначены переводы, тратят эти деньги на другие товары, что приводит к изменению структуры потребления.

Налогообложение является еще одним важным инструментом государственной политики. Налоги являются основным источником бюджетных средств. Страны с рыночной экономикой взимают различные виды налогов. Некоторые из них видны, например, подоходный налог, в то время как другие не так очевидны, поскольку они налагаются на производителей сырья и косвенно влияют на домохозяйства в виде более высоких цен на товары. Налоги покрывают как домохозяйства, так и фирмы. Значительные суммы попадают в бюджет в виде налогов (например, в Соединенных Штатах около 30 процентов от общей стоимости произведенных товаров и услуг).

Одной из основных проблем является справедливость распределения налогового бремени.

Существуют три основные системы, основанные на концепции прогрессивного налогообложения - отношение суммы, взимаемой в виде налога на доход конкретного работника, к сумме этого дохода:

  • пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
  • регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается, чем ниже, тем выше доход работника);
  • прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Вероятно, самый справедливый налог - это прогрессивный налог, но процентное увеличение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к работе и, следовательно, зарабатывать больше. Как правило, подоходный налог основан на этом принципе. Тем не менее, налоги с продаж и акцизы на самом деле регрессивны, так как в большинстве случаев они передаются потребителям, в доходах которых одинаковая сумма занимает различную долю.

Задача государства - собирать налоги таким образом, чтобы удовлетворить потребности бюджета и в то же время не вызывать недовольства у налогоплательщиков. Если налоговые ставки слишком высоки, начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе такая ситуация складывается в России. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще избегают их платить, поэтому все меньше и меньше средств идет в бюджет. Государство снова поднимает налоги. Получается замкнутый круг.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и связывать частные и общественные интересы. Это осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенции. Законодательная форма регулирования регулирует деятельность предпринимателей. Примером являются антимонопольные законы. Налоговые и кредитные формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный продукт. Изменяя налоговые ставки и стимулы, правительство влияет на сокращение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на снижение или увеличение производства.

Форма регулирования субсидий включает предоставление правительственных субсидий или налоговых льгот определенным отраслям или предприятиям. Обычно это отрасли, которые формируют общие условия для формирования социального капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может быть оказана поддержка в области науки, образования, подготовки кадров и решения социальных программ. Существуют также специальные или адресные субсидии, которые предусматривают расходование бюджетных средств на строго определенные программы. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Предоставляя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым меняет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли могут покрывать расходы, которые не могут быть покрыты по рыночным ценам.

Государственное предпринимательство осуществляется в областях, где экономика противоречит характеру частных фирм или требуются огромные инвестиции и риски. Основное отличие от частного предпринимательства заключается в том, что основной целью государственного предпринимательства является не получение дохода, а решение социально-экономических проблем, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т. д. и т. д. Эта форма регулирования обеспечивает поддержку маргинальным предприятиям и секторам экономики, жизненно важным для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). Проблемы, решаемые государственным предпринимательством, включают также предоставление льгот населению в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наукам и капиталоемким секторам экономики с целью ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиции страны в мировая экономика, региональная политика - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, защита окружающей среды за счет внедрения безотходных технологий, строительство очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, которая является государственной монополией по закону.

Таким образом, государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где другого выхода просто нет. Дело в том, что по сравнению с частными, государственные предприятия менее эффективны. Государственное предприятие, даже если оно наделено самыми широкими правами и обязанностями, всегда отстает от частного предприятия по степени экономической независимости. В деятельности государственного предприятия, безусловно, существуют как рыночные, так и нерыночные мотивы, исходящие от государства. Политические мотивы изменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т. д. Поэтому государственные предприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, которую предсказать гораздо сложнее, чем рыночные условия. Намного легче предсказать вероятные колебания спроса и цен, чем предсказать поведение нового министра или чиновника, решения которого часто определяют судьбу предприятия. Они могут преследовать политические цели, которые не имеют ничего общего с поведением рынка (желание увеличить доходы бюджета, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т. д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночной конкуренции, поскольку полагаются не только на себя, но и на особый режим со стороны властей (субсидии, налоговые льготы, гарантии продаж по государственным заказам). Государственные предприятия не имеют обязательств перед акционерами; они обычно не сталкиваются с банкротством. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности также неприемлема, потому что частный сектор вовлечен в коррупцию: можно добиться большего результата за счет взятки должностному лицу, чем за счет сокращения расходов.

Если экономика обременена избытком государственных предприятий, их работники оказываются в затруднительном положении. Они являются первыми жертвами государственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в государственном секторе, первыми ощущают замораживание заработной платы. Вероятно, поэтому волна приватизации, охватившая экономику западных стран в 1980-х годах, не вызвала массовых протестов со стороны большинства занятых в государственном секторе. Люди надеялись, что, освободившись от давления со стороны правительства, они смогут в полной мере воспользоваться преимуществами рыночной экономики и стать совладельцами частных предприятий.

Предпринимательская деятельность государства

Предпринимательская деятельность государства является одной из важнейших форм прямого государственного влияния на развитие рыночной экономики. Он представлен комплексом экономических объектов, полностью или частично, находящихся в собственности центральных и местных органов власти. Существование государственного сектора в рыночной экономике обусловлено необходимостью производства общественных благ.

Государственный сектор в экономике объединяет два принципа: рыночный, основанный на эквивалентности обмена в процессе покупки и продажи, и нерыночный, связанный с нерыночными механизмами распределения ресурсов. Эта двойственная природа государственного сектора создает неэффективность использования экономических ресурсов и искажения и распределения доходов.

Следовательно, положение государственного предприятия в рыночной экономике отличается от положения частных фирм. Государственные предприятия не могут быть полностью независимыми от государства. Следовательно, они не могут участвовать в рыночной конкуренции на равных с частными фирмами. Кроме того, они получают субсидии от государства для покрытия убытков, налоговых льгот, гарантированных продаж продукции, списания долгов и т. д. Все это способствует повышению эффективности использования государственного имущества. Более того, максимизация прибыли не является основной целью деятельности государственных предприятий в сфере инфраструктуры, энергетики, сырья, образования и т. д.

Покрытие убытков государственного сектора экономики увеличивает дефицит бюджета, способствует росту государственного долга и развитию инфляционных процессов.

Поэтому в 80-90-е годы XX в. практически во всех развитых странах мира была проведена приватизация государственных предприятий, в результате чего доля государственного сектора в экономике стран сократилась.

В мировой практике накоплен положительный опыт управления государственным имуществом: траст (доверительное управление), аренда, в том числе лизинг, аренда с последующей покупкой, уступки иностранцам на условиях значительных инвестиций и оплата концессионной продукции и т. д.

В этих случаях предприятие (доверенное лицо), арендатор, концессионер обязуются обеспечивать сохранность и воспроизводство переданного им имущества и уплачивать плату за его использование. Этот платеж является формой экономической реализации государственной собственности. Задача государственных и муниципальных органов власти заключается в контроле за состоянием и воспроизводством переданного имущества и текущей квитанцией об оплате за его использование.

Экономическая политика государства и ее виды

Для эффективного регулирования национальной экономики государство разрабатывает и осуществляет экономическую (макроэкономическую) политику. Это выбор целей для функционирования и развития национальной экономики и определение набора методов и средств, необходимых для достижения целей.

Различают долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную экономическую политику. Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и ближайший период, среднесрочная политика, как правило, на 5 лет, долгосрочная политика на 10-15 лет и более.

Центральное место в разработке экономической политики принадлежит процессу определения целей экономического развития.

Проблемы и ограничения государственного вмешательства

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства правительства. Однако есть черта, за которой происходят деформации рыночных процессов, и эффективность производства падает. Тогда рано или поздно встает вопрос о денационализации экономики, избавлении ее от чрезмерной государственной деятельности. Существуют важные нормативные ограничения. Например, любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (общее директивное планирование, всеобъемлющий административный контроль над ценами и т. д.), Являются неприемлемыми. Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже национальной экономики; однако в последнем случае он обычно является «мягким», ограниченным по времени, объему и другим параметрам и действующим в форме национальных целевых программ. Следует также отметить, что рынок в значительной степени является саморегулирующейся системой, и поэтому на него должны влиять только косвенные экономические методы. Однако в некоторых случаях использование административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя полагаться только на экономические или только на административные меры. С одной стороны, любой экономический регулятор несет элементы управления. Например, денежное обращение не будет ощущать воздействия такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка, до принятия административного решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть что-то экономическое в том смысле, что оно косвенно влияет на поведение участников экономического процесса. Применяя, скажем, прямой контроль над ценами, государство создает особый экономический режим для производителей, заставляет их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.

Среди методов государственного регулирования нет абсолютно неподходящих и абсолютно неэффективных. Нам нужно все, и единственный вопрос - определить для каждой из тех ситуаций, где его применение наиболее целесообразно. Экономические потери начинаются, когда власти выходят за разумные пределы, отдавая чрезмерное предпочтение экономическим или административным методам.

Не следует забывать, что сами экономические регуляторы следует использовать с особой осторожностью, без ослабления или замены рыночных стимулов. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не задумываясь о том, как их действие повлияет на рыночный механизм, последний начинает выходить из строя. В конце концов, денежно-кредитная или налоговая политика с точки зрения силы ее воздействия на экономику сопоставима с централизованным планированием.

Следует иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет единого идеала. Любой из них, приносящий положительный эффект в одной области экономики, безусловно, даст отрицательные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее инструменты экономического регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, правительство стремится обуздать инфляцию, ограничивая рост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, но приводит к увеличению стоимости центральных и банковских кредитов. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, а экономическое развитие замедляется. Так складывается ситуация в России.

Дерегулирование и приватизация

Государственное вмешательство в экономику требует достаточно больших затрат. Они включают как прямые расходы (подготовка законодательства и контроль за их выполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны соблюдать правительственные инструкции и отчетность). Кроме того, считается, что государственные нормативные акты уменьшают стимул к инновациям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, поскольку для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

Из-за определенных недостатков вмешательство правительства иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы проблема дерегулирования экономики и приватизации стала более острой. Дерегулирование предполагает устранение законодательства, которое ограничивает выход потенциальных конкурентов на рынок и устанавливает цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 1980-х годах дерегулирование затронуло автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт. В результате цены упали, а обслуживание пассажиров улучшилось. Американское общество выиграло от дерегулирования грузового, воздушного и железнодорожного транспорта, соответственно, на 39–63 млрд. Долларов, 15 млрд. Долларов. и 9-15 миллиардов долларов. в год

Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или организациям - направлена ​​на повышение экономической рациональности. Это связано с тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула для снижения затрат и получения значительных прибылей, как честный бизнес.

Для предпринимателя одно из двух: прибыль или убыток. Если частное предприятие долго терпит убытки, оно закрывается. Государственное предприятие получает помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей прибыльности.

Это еще раз доказывает, что вмешательство правительства необходимо только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок будет более эффективно решать поставленные экономические проблемы.

Государственное регулирование в сельском хозяйстве

В современной западной экономике сельское хозяйство является одной из важнейших областей активного вмешательства. В этой сфере производства основной принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменимым. Однако вмешательство правительства далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам сельскохозяйственного рынка, но ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в сельскохозяйственном секторе. Источник проблем состоит в том, что в развитых странах из-за высокой производительности труда производство сельскохозяйственной продукции значительно превышает потребности населения.

В задачи государственного регулирования в сфере сельского хозяйства входят:

  1. повышение производительности за счет внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективного использования всех факторов производства, особенно труда;
  2. обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;
  3. стабилизация сельскохозяйственных рынков;
  4. гарантированное предложение внутреннего рынка;
  5. забота о поставках сельскохозяйственной продукции потребителям по «разумным ценам».

Государство устанавливает и ежегодно пересматривает минимальные цены на важнейшую сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, производители защищены от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок защищен от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен благодаря системе дополнительных импортных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен на мировом рынке. Расходы на аграрную политику несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Отправной точкой является ориентировочная цена, рекомендованная государством. Это немного превышает рыночную цену, что гарантирует не только доход фермеров, но и создает стимулы для расширения производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена падает до определенного уровня, зерно, предлагаемое сельским хозяйством, покупается государством по так называемой «интервенционной цене» в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести маркетинговый риск, в действительности это правило не распространяется на производителей многих сельскохозяйственных продуктов.

Существуют также механизмы защиты от дешевого импорта и стимулирования экспорта. Это означает, что при импорте устанавливается импортная пошлина, которая приравнивает цену товара к внутренней цене. При экспорте государство платит экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Следует отметить, что эта политика вызвала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольство крестьян, которые считают, что их прожиточный минимум не обеспечен. В этой ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличный доход, а мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом для государственного регулирования. Однако, похоже, что положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

Государственное регулирование в современных условиях в России и за рубежом

Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития США.

Начало экономического развития

К началу двадцатого века. экономика США дала очень впечатляющие результаты. Это касается, прежде всего, таких традиционно ключевых целей национальной экономической политики, как достижение устойчивого экономического роста и максимальной занятости, низкая инфляция и сбалансированный бюджет, а также многие социальные задачи.

Устойчивый рост продолжается с 1991 года - самый длинный из трех самых продолжительных этапов восстановления в послевоенный период (1961-1969 годы - 106 месяцев, 1982-1990 годы - 92 месяца и текущий, продолжающийся с апреля 1991 года по март 2000 года - 108 месяц восстановления). В то же время, в отличие от других послевоенных подъемов, последний происходит в условиях ограничительной финансовой политики государства. В реальном выражении этот рост в 1999 году составил около 4% (в номинальном выражении - около 6%). Валовой внутренний продукт достиг 9 триллионов долларов в 1999 году.

В 1990-х годах впервые за четверть века безработица упала ниже 5% (4% в январе 2000 года). В то же время было создано рекордное количество новых рабочих мест (около 21 миллиона). Безусловный успех - низкие темпы инфляции. Рост индекса потребительских цен в 1999 году снизился до 1,9% в годовом исчислении, то есть до минимального уровня за более чем 30 лет. Самый большой результат - достижение профицита федерального бюджета в 1998 году.

В число национальных приоритетов, объявленных всеми политическими силами, входит борьба с бедностью и рост благосостояния американцев. Можно констатировать, что в этой области многие социальные показатели улучшились. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась - с 15,1% в 1993 году до 12,8% в 1998 году.

Основным фактором длительного экономического восстановления 1990-х годов стал рост частных инвестиций. На его долю приходится более 30% роста ВВП с 1991 года, что является самым высоким показателем за все послевоенные периоды циклического роста. В то же время, никогда еще влияние государственных расходов на экономический рост не было столь незначительным - всего 1,7% роста ВВП.

В то же время нынешняя модель экономики США и ее устойчивые результаты основаны на более фундаментальных факторах. К ним относятся глубокие структурные сдвиги в экономике, улучшение организационной и технологической структуры экономики, новая роль человека в экономике, оптимизация взаимодействия между государством и рынком, а также повышение значимости корпоративной формы владение.

Есть и острые проблемы, о которых много пишут американские аналитики. Здесь проблема бедности почти для 13% населения и ухудшение демографической ситуации - прежде всего старение населения (к концу 90-х годов доля американцев в возрасте 65 лет и старше составляла более 13% к 2030 году, по оценкам, их будет почти 20%) и связанных с этим проблем пенсионного обеспечения для все большего числа пожилых людей. Вопросы медицинской поддержки до сих пор не решены - более 44 миллионов человек не имеют медицинской страховки. Это беспрецедентная ситуация для высокоразвитой страны. В области образования существует много нерешенных проблем - ограниченная финансовая доступность высшего образования для ряда категорий населения, прежде всего представителей этнических и расовых меньшинств, все еще очевидна; качество среднего образования вызывает много жалоб.

Результаты структурной перестройки экономики США

Каковы фундаментальные изменения в американской экономической модели, каковы ее характерные черты и характеристики?

Одной из наиболее важных особенностей является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкомасштабное производство, его способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет распространения технологий и технологий новых поколений, основанных на использовании микропроцессоров и микроэлектроники в целом.

Основной чертой, отличающей состояние американской экономики, является повышение уровня ее знаний. Он характеризуется общим увеличением затрат на НИОКР, улучшением их структуры и штатов, а также формированием группы экономических секторов с чрезвычайно высокой зависимостью результатов их производства от затрат на НИОКР.

Развитие масштабной информационной инфраструктуры стало качественно новой особенностью сдвигов в производстве. Его фундаментальное значение заключается в том, что он является неотъемлемым элементом всей производственной инфраструктуры страны. Нормальное функционирование экономики сейчас невозможно без этого.

Информационная инфраструктура основана на развитии интегрированной индустрии обработки информации на основе новейших электронных технологий и коммуникаций. Помимо производства компьютеров и их программного обеспечения, оно охватывает создание устройств и систем для передачи информации (коммуникационное оборудование, Интернет, электронная почта и т. д.), Ее воспроизведение (фотокопировальное оборудование, печатные устройства для компьютеров и персональных компьютеров). и т. д.), производственное периферийное оборудование (дисплеи, терминалы, модемы, факсы, сканеры и т. д.).

Еще одной важной чертой экономического прогресса США является роль и масштаб сектора услуг. Он понимается как комплекс довольно разнородных отраслей экономики, продукт выступает как полезный эффект, неотделимый от самой производственной или экономической деятельности, служащей общественному воспроизводству. О роли сектора услуг свидетельствует тот факт, что в конце 90-х годов 75% всех занятых людей (более 85% всего высококвалифицированного персонала), около 40% основных фондов, более 70% ВВП были созданы здесь. Многие отрасли производства услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долгосрочной перспективе, стали локомотивами научно-технического и социально-экономического развития страны. Это прежде всего наука и научные услуги, образование, здравоохранение, различные профессиональные услуги, связь, информационные услуги и т. д. Именно эти отрасли вносят основной вклад в развитие человеческого фактора, который приобрел особое значение в современной экономика.

Нельзя не упомянуть и другие изменения в структуре общественных отношений и капитала. Таким образом, основные изменения произошли в отношениях собственности. Ключевой характеристикой доминирующего частного сектора является эволюция структуры производительного капитала. К концу двадцатого века. около 90% всего дохода в экономике было получено в корпоративном секторе экономики, то есть в акционерных обществах. Корпоративная собственность стала преобладающей по сравнению с другими формами частной собственности (партнерство, индивидуальная частная собственность) как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных инвестиций, возможности использования новейших методов управления, повышения производительности труда и улучшения трудовых отношений.

Большие изменения произошли и на товарных рынках. Распространение информационных технологий произвело революцию в управлении запасами, позволив вам избежать чрезмерного накопления. Как вы знаете, именно избыточное накопление капитала в этой области всегда было одним из главных факторов циклических кризисов.

Все вышеперечисленное свидетельствует о наличии новых характерных черт, которые заметно отличают нынешний этап социально-экономического развития США от предыдущих периодов и позволяют утверждать формирование нового имиджа американской экономики.

Новые рубежи экономики и активная роль государства

Достигнутые результаты и глубокие структурные изменения позволили поставить вопрос о новых приоритетах развития страны. Еще в 1998 году было подчеркнуто, что правительство "имеет экономическую стратегию, состоящую из трех ключевых элементов: сокращение дефицита, инвестиции в людей, открытие иностранных рынков". Как показывает анализ деятельности правительства, перечень стратегических задач государства в социально-экономической сфере значительно шире. Частично они ориентированы на сохранение уже достигнутых позиций (стабильные темпы роста, низкий уровень безработицы и инфляции, рост реальных доходов населения, профицит бюджета и т. д.), Но в основном на более долгосрочные цели и задачи.

Все более важной функцией государства является его роль в разработке и реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере. В начале нового столетия определены следующие стратегические цели - всестороннее развитие образования, усиление его влияния на экономический рост и уровень жизни населения, содействие ускоренному развитию научно-технического прогресса и, прежде всего, фундаментальной науки. обеспечение социальной функции государства через оптимизацию социальных программ в области пенсионного и медицинского страхования и помощи, разработка сбалансированной промышленной политики в целях достижения устойчивого развития. Давайте коснемся некоторых ключевых задач в этих областях.

Представляется необходимым повысить приоритет социального бюджета государства инвестиций в человеческий капитал, то есть важность расходов на образование, обучение и переподготовку, а также здравоохранение. Таким образом, государственное финансирование из средств федерального правительства, а также государственных и местных органов власти системы образования на всех уровнях (начальном, среднем и высшем) в США в 1998 году составило более 456 миллиардов долларов (более 80 % от общих расходов на эти цели). Более 46% всех расходов на здравоохранение (более 1000 млрд. Долл. США) в конце 1990-х годов также было осуществлено государством. Несмотря на то, что он почти не делает прямых инвестиций в производство, он заботится о структуре и качестве социального капитала посредством инвестиций в фундаментальную науку и технику. Федеральные расходы на исследования и разработки в 1999 финансовом году составили 75,3 миллиарда долларов.

Основным социально-экономическим приоритетом нынешней администрации является развитие высшего образования. Государственные ассигнования на эти цели к концу 1990-х годов составили рекордную сумму - почти 150 миллиардов долларов.

Особое внимание уделяется развитию высшего образования по двум основным причинам. Во-первых, это все больше способствует экономическому росту и росту производительности. Во-вторых, важность высшего образования для повышения уровня доходов населения и уровня жизни в целом становится все более заметной. Например, американцы с высшим образованием имеют средний доход на 60% выше, чем у выпускников средней школы. США поставили перед собой национальную задачу: в начале XXI века. сделать высшее образование таким же доступным, как среднее образование сегодня. Средний уровень образования должен составлять не менее 14 лет (в 1998 году он был равен 12,8 годам обучения).

Был принят ряд новых программ по расширению доступа к медицинским услугам в рамках общей стратегии расширения инвестиций в человеческий капитал. Это особенно актуально для детей и тех, кто потерял работу в возрасте 55–61 года, а также для незастрахованных американцев в возрасте 62–65 лет. Прогнозируется, что доля расходов на ВВП в двух основных программах государственного медицинского страхования существенно возрастет с 1996 по 2050 год в рамках программы Medicare, которая предоставляет медицинское обслуживание для пожилых американцев, с 2,7 процента до 8,1 процента, и программы Medicaid, которая предоставляет медицинские услуги малоимущим. с 1,2% до 4,9%.

Однако основным направлением является реформа государственной пенсионной системы. В частности, к 2020 году планируется постепенно увеличить пенсионный возраст с 65 до 67 лет, а также увеличить стаж работы, необходимый для расчета полной пенсии, с 35 до 37 лет. Различные схемы также предлагаются для улучшения самой пенсионной системы. Их отличает сочетание существующих в настоящее время платных и накопительных систем для расчета пенсий, определенных элементов приватизации государственной пенсионной системы.

Роль государства чрезвычайно велика в других сферах социально-экономической жизни - в экологии, внешнеэкономических связях и т. д. Но главное - это, несомненно, макроэкономическая регулирующая роль государства, осуществляемая как через законодательство, так и через косвенное регулирование. Отработанные многолетней практикой механизмы - денежно-кредитная политика (резервные требования, учетная ставка, операции с ценными бумагами и т. д.), налоговое и бюджетное регулирование (главное здесь - налоговая политика). Важным регулятором также является федеральная контрактная система, посредством которой осуществляется государственное потребление товаров и услуг.

В целом можно констатировать, что роль государства в экономике США чрезвычайно важна и разнообразна. Государство берет на себя те социально значимые функции, которые либо не приносят быстрого дохода, либо те, без которых общие условия жизни общества и воспроизводства не будут оптимальными с экономической или социальной точек зрения. Это фундаментальная наука, и защита окружающей среды, и поддержание социальной инфраструктуры, без которой прогресс общества невозможен.

На рубеже веков американское общество пришло к пониманию, что устойчивое развитие возможно только на основе некоторого баланса между рынком и государственным регулированием.

Результаты социально-экономического развития США к началу нового столетия дают значительную пищу для размышлений не только о путях американского капитализма, но и о будущем России. Они позволяют привлечь внимание к многообещающим особенностям современной модели американской экономики, механизму разработки приоритетов социально-экономического развития, использовать экономические и социальные регуляторы, доказавшие свою эффективность, прояснить представления о роли и место государства в экономике.

Государственное управление в России:проблемы и перспективы

Нашей главной проблемой, по моему мнению, МИХАИЛ ДЕЛЬЯГИН, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации (Россия), является катастрофическое состояние системы государственного управления. Важнейшая функция государства - постановка целей - практически полностью отсутствует, а проблема организации управления в принципе не воспринимается.

Я считаю, что ресурсом развития Российской Федерации сегодня является не государство как таковое, а его совершенствование. Возможно ли это без разрушительных политических потрясений - будущее покажет, но очевидно, что государство может улучшить свое здоровье не само по себе, независимо от конкретных целей и задач, а только в процессе установления устойчивых правил современной рыночной экономики ,

Кризис государственного управления

За последние 10 лет в России произошел ряд кризисов, корнем которых является государство. Иногда он создает их напрямую - как системный финансовый 1995-1998 гг., Чаще - через бездействие, как дефолт, кризис с бензином и надвигающийся кризис с зерном.

Низкие зарплаты чиновников обычно указываются среди конкретных причин провала государства. Это неправда. На эти цели они тратят достаточно денег: например, только в первом полугодии 1999 года федеральный бюджет выделил 5,3 миллиарда рублей на государственное управление. - 79,8% бюджетных проектов. Это больше, чем расходы на суды, здравоохранение, космос, реагирование на чрезвычайные ситуации, науку, сельское хозяйство или окружающую среду.

Непосредственной причиной низкой эффективности государства является то, что никто не участвует в организации его деятельности. Спонтанность привела к тому, что в правительстве одну и ту же работу можно выполнять трижды: ведомствами, правительственными ведомствами и секретариатами заместителей премьер-министра. Другие ветви власти функционируют не лучше: например, Государственная Дума даже не имеет регламента на свой аппарат.

Кризис усугубляется отсутствием стратегии. В результате на одном из этапов развития (точнее, деградации) аппарату, призванному прояснить уже принятые решения, были даны функции их развития. Некомпетентность привела к перенапряжению чиновников и параличу их работы.

Однако главная причина провала государства - общая безответственность. Его корни, на мой взгляд, лежат не на ведомственном или даже на правительственном уровне, а в Конституции Российской Федерации.

Чтобы исправить эту ситуацию, прежде всего необходимо установить баланс сил ветвей власти, соответствующий сегодняшним реалиям. Таким образом, естественными функциями президента являются стратегия, безопасность, внешняя политика, государственное строительство, кризисы и представительство. Остальное дело парламента и правительства. Без необходимых полномочий они в принципе не могут стать ответственными.

Еще один момент. Сегодня, согласно Конституции, каждый субъект Федерации фактически равен ей в целом, и это является признаком конфедерации. Такая ситуация недопустима, поскольку в условиях выборов глав субъектов Федерации они освобождаются от какой-либо ответственности.

Здесь, как и на федеральном уровне, безответственность передается по вертикали власти. Недостатки в государственном управлении в большинстве регионов перевешивают те, что в центре. Это косвенно отражается в том, что доля расходов на него в региональных бюджетах в 3 раза выше, чем в федеральном бюджете (6% и 2% соответственно).

На мой взгляд, Конституция должна предусматривать механизмы реализации федеральных законов в случае попыток их нарушения со стороны местных властей - вплоть до смены этих властей. Он должен описывать отношения между федеральным центром и субъектом не менее тщательно, чем отношения между президентом, правительством и парламентом.

Основные задачи государства

Итак, чтобы нормализовать ситуацию, необходимо прежде всего провести реформу управления. Государство должно взять на себя регулирование тех сфер человеческой деятельности, в которых рынок невозможен или недостаточно эффективен. В этом случае важнейшей функцией государственного регулирования должно стать развитие рыночных институтов и поощрение самоорганизации.

Главное сегодня - это переориентация усилий с сокращения государственного вмешательства в экономику на рост рынка эффективности этого вмешательства. Долгое время государство руководствовалось либеральной идеологией, пытаясь превратиться в «ночного сторожа» с точки зрения как функций, так и интеллектуальных и финансовых ресурсов. Между тем, в любом относительно организованном обществе необходимо постоянно, активно и оперативно вмешиваться в его развитие, осуществлять цивилизованное, рыночное государственное регулирование.

В настоящее время российская система управления настолько либеральна и настолько несовместима с высокой монополизацией экономики, что любой разумный шаг также станет шагом к административным мерам. Времена, когда можно было развиваться посредством спонтанного высвобождения инициативы, прошли: рыночная инициатива давно нуждалась в разумной административной поддержке (от исполнения законов и судебных решений до индикативного планирования и среднесрочного программирования развития общества) ,

Основные направления реформирования системы контролируемый правительством

Повышение эффективности деятельности государства является основным фактором, определяющим будущее России. Поэтому это самая важная стратегическая задача. Особенно сейчас, когда финансовый и политический кризис заставляет страну изменить стратегию развития и начать полагаться в первую очередь на внутренние ресурсы. В то же время, на мой взгляд, необходимо создать встроенный механизм для постоянного совершенствования системы государственного управления.

Настоящий момент благоприятен для его реформирования, так как:

  • распад государственной администрации зашел достаточно далеко, чтобы общество и крупные корпорации осознали необходимость перемен;
  • слабость и пассивность аппарата значительно снижают возможности сопротивления его разрушительным элементам.

Принципиальное значение имеет замена в необходимом масштабе прямого административного управления косвенным рыночным. Основной целью государства будет формирование устойчивых правил рыночной экономики.

В целом все необходимые меры можно разделить на три основные группы: получение немедленных результатов, способных принести результаты в течение шести месяцев или года, достижение результатов в течение более длительного периода. Это разделение определяется практическими соображениями, поскольку силы, которые должны будут осуществлять эти меры, будут исходить из политических целей соответствующих периодов: выборы в Государственную Думу, президентские выборы, подготовка к выборам в ближайшие годы.

Меры, которые могут принести немедленные результаты:

  1. Установить, что введение должностным лицом проекта нормативного акта, противоречащего существующим и не содержащего указаний на это противоречие и предложений по его устранению, автоматически приводит к предупреждению о неполном соблюдении должностных обязанностей и, если он вводится снова в течение года, до обязательного увольнения.
  2. Обеспечить обязательное принятие прокуратурой к рассмотрению представлений Счетной палаты и Главного контрольного управления Президента.
  3. Провести комплексный аудит систем обслуживания аппарата государственного управления и прекратить связанное с этим чрезмерное бюджетное финансирование.
  4. Внедрить единое комплексное государственное регулирование в отношении аффилированных лиц и структур.
  5. Провести аудит работы и финансовой эффективности групп реализации проектов Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития в России, проведенных на кредитной основе.

Меры, которые могут принести результаты в течение шести месяцев до года.

В эту категорию входят действия, связанные с выполнением поручений Президента (1996 г.) по разработке программы государственного строительства в Российской Федерации. Эта программа должна в сжатой, понятной и привлекательной форме изложить направления и механизмы повышения эффективности российского государства.

Его цель - установить долгосрочные ориентиры развития системы государственного управления и внедрить в массовое сознание понимание того, что улучшение последнего является не только независимой, но и наиболее прибыльной и важной сферой деятельности государства для общества. Побочная задача - вселить в людей оптимизм по поводу жизнеспособности государства и его будущего.

Содержание программы:

  1. Цели государства: зачем это нужно гражданам и корпорациям. Этот раздел должен быть правдивой, понятной для всех декларацией, излагающей суть неформального общественного договора: что государство фактически предоставляет и намерено предоставить в обозримом будущем своим налогоплательщикам в обмен на полученные от них деньги.
  2. Основные принципы государственного строительства: как и с помощью каких инструментов государство будет достигать целей, перечисленных в параграфе 1. Представляется целесообразным указать, что в связи с постоянным изменением внешних условий улучшение системы государственного управления является непрерывный процесс.
  3. Целью современного этапа государственного строительства является исправление недостатков государства, которые сегодня можно реально устранить.
  4. Механизм достижения этой цели, на мой взгляд, должен использовать все то позитивное, что можно извлечь из отечественной и зарубежной практики (в частности, из опыта США, где реформа государственного управления является наиболее масштабной и проводится чаще всего, а также в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, где она добилась наиболее значительных результатов).

Как показывает мировой опыт, совершенствование системы государственного управления требует постоянных усилий и создания постоянных структур, члены которых включены в повседневный процесс управления.

В наших условиях было бы целесообразно создать постоянную комиссию при президенте или председателе правительства по совершенствованию государственного управления.

Основные направления его деятельности:

  • комплексное обследование работы наиболее важных государственных органов с разработкой соответствующих рекомендаций;
  • организация интенсивных стажировок (с заимствованием методологии совершенствования государственного управления, а не конкретных методик, которые неэффективны в России) в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии для перспективных государственных чиновников;
  • разработка положения об отделах (с их участием), четко формулирующих их общественно полезные функции;
  • разработка с участием подразделений унифицированных, четких, формализованных, количественно определяемых требований к компетентности и психологическим качествам сотрудников, занимающих руководящие и средние должности;
  • подготовка с участием отделов унифицированных должностных инструкций, определяющих: кто, на каком уровне, кто может принимать самостоятельное решение;
  • разработка с участием ведомств единых критериев оценки деятельности правительства, ведомств и должностных лиц.

Программа государственного строительства должна также предусматривать разделение органов на перспективные (функциональные по своему характеру, усиление рыночного регулирования, ослабление ограничений на конкуренцию, обеспечение реализации стратегических интересов России) и сводимые (отраслевые, непосредственно управляющие хозяйствующими субъектами), преобразованные в крупные корпорации (холдинги).

Среднесрочная задача (которая, однако, должна быть поставлена ​​немедленно) состоит в том, чтобы реструктурировать правительство, радикально упростив его структуру, перейдя от секторального к функциональному принципу управления. Предпосылки очевидны: в отраслевых департаментах, с одной стороны, появились отделы прогнозирования и аналитики, а с другой - отделы оперативного управления. Разумно поставить первое в Минэкономики с сокращением штатов (при сохранении специалистов). Последние должны быть распределены между государственными компаниями (холдингами), которые будут управлять государственными пакетами акций предприятий соответствующих отраслей. Министерство государственного имущества будет являться держателем государственных пакетов акций, осуществляющих контроль над этими активами (включая Центральный банк) в соответствии с заранее определенными полностью формализованными показателями.

Принципиально важным является нормализация управления бюджетом: прямое подчинение Министерству финансов органов, обеспечивающих государственные доходы, включая федеральные внебюджетные фонды, Министерство по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет (в качестве штаб-квартиры), а также выход из его состава. состав Федерального казначейства (с преобразованием в самостоятельный орган) ...

Росстатагентству следует дать аналитические функции, включить в него соответствующие государственные структуры и создать на его основе жизненно важную и эффективную систему индикативного планирования и прогнозирования.

Действия по изменению структуры правительства в ближайшие 3-5 лет заключаются в следующем:

  • правительственный аппарат расформирован в соответствии с «профильными» министерствами, вместо него остается секретариат премьер-министра (хотя в 10 раз больше, чем сегодня). Из всех заместителей премьер-министра один отвечает за стратегическое развитие событий (и в этой части - все министерства и ведомства). Он заменяет премьер-министра по должности. Переход на эту должность проходит промежуточный этап: один первый и два заместителя, отвечающие за финансовую политику и реальный сектор экономики. Задача последнего состоит в том, чтобы объединить соответствующие департаменты в министерство финансов и министерство экономики; после его исполнения они становятся соответствующими министрами;
  • количество федеральных органов исполнительной власти сведено к минимуму (простейшее сравнение функций показывает, что достаточно сохранить 24 министерства и ведомства, в том числе 8 - силовых);
  • структура территориальных органов федеральных ведомств расширяется таким образом, что каждый из них охватывает не один, а несколько субъектов федерации. Департаменты территориальных структур должны быть расположены в регионах;
  • создается компьютеризированная система интегрированного учета и оперативного анализа финансовых и товарных потоков;
  • в бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований установлена ​​максимальная доля расходов на административные нужды. Если эта доля превышена, соответствующий бюджет теряет право на получение финансовой поддержки от более высокого уровня в любой форме;
  • для создания цивилизованного и формализованного механизма учета различных экономических интересов при председателе правительства России создается следующее:

Комитет российских экспортеров из руководителей предприятий, доля которого в общем объеме экспорта страны в стоимостном выражении превышает 0,1%.

Его задачи:

  • разработка рекомендаций по стимулированию экспорта;
  • оценка деятельности российских посольств и торговых представительств с точки зрения эффективности содействия внутреннему экспорту;
  • участие (с коллективным правом вето) в назначении российских послов, руководителей торговых представительств и первых экономических советников посольств.

Экономический совет, который позволяет региональным лидерам принимать непосредственное участие в разработке экономической политики, принимать правильные решения на ранних этапах их развития и обеспечивать необходимое взаимодействие.

Совет крупнейших налогоплательщиков, объединяющий руководителей предприятий, которые платят более 0,1% своих налоговых поступлений в федеральный бюджет:

  • структуры, выполняющие функции надзора, лицензирования и ликвидации кредитных организаций, отделены от центрального банка и переданы в подчинение правительству;
  • обеспечивает тесное взаимодействие правительства с Центральным банком и оперативный контроль правительства над Министерством финансов.

Меры, которые могут дать результаты в течение более длительного периода.

Если программа государственного строительства будет разработана и начнет осуществляться до президентских выборов (что возможно при напряженной силе государственной администрации), то судебная реформа может и должна начаться практически сразу. Сегодня судебная власть не стыкуется с исполнительной властью неправильно: последняя влияет на первую, но не выполняет свои решения. Чтобы исправить ситуацию, необходимо сформировать соответствующие механизмы, обеспечить эффективные подсистемы, обеспечивающие эффективность работы, безопасность судей, потерпевших и свидетелей. Наряду с достижением реальной независимости судов, необходимо создать систему контроля качества работы судей.

Сужение возможностей государства сказалось не только на государственной собственности (управление которой в значительной степени перешло в частные руки), но и на управленческих аспектах влияния федерального центра на хозяйствующих субъектов. Тем не менее, на региональном и местном уровнях власти имеют административные возможности и активно вмешиваются в деятельность предприятий и распределение имущества. Здесь, напротив, частные лица и предприятия уязвимы. Это два лица беззакония: с одной стороны, федеральное правительство не может обуздать региональное правительство, с другой стороны, региональное правительство не сбалансировано муниципальным правительством. И все они не стоят под судебной властью. Независимость суда и прокуратуры - почти пустая фраза.

Проведение реалистичной политики в экономической и социальной сферах, несомненно, предполагает повышение роли государства, что определяется не столько долей ВВП, перераспределяемой через бюджет, сколько целенаправленностью и эффективностью вмешательства в экономические процессы. В конечном счете, это разработка и внедрение эффективных законов и других нормативных актов, которые отвечают потребностям общества.

Один из самых вредных реформистских мифов состоит в том, что верховенство права характеризуется достижениями в области законотворчества как таковыми, а не практическим упорядочением экономической и социальной жизни. Отсюда и принятие многочисленных законодательных актов, несопоставимых с реалиями, и, как следствие, невозможность ведения бизнеса без нарушения правил. Расхождения между неформальными нормами экономического поведения и официально провозглашенными, восприятие законов как декларации о намерениях и, наконец, неверие в закон стали обычным явлением. В такой атмосфере сложно рассчитывать на социальную изоляцию преступников и, следовательно, на победу над ними.

Следующие меры необходимы здесь:

  1. Целесообразно пересмотреть законодательство, регулирующее экономические процессы. Недостаточная продуманность провозглашенных государством правил игры приводит к потере границы между преступным перераспределением (уклонение от уплаты налогов, вымогательство, взяточничество, мошенничество) и производительной деятельностью. В результате последний по разным причинам оттесняется в «тень». Необходимо отделить правовые нормы, оказывающие решающее влияние на экономику, от тех, которые оказывают на нее незначительное влияние (о чем свидетельствует небольшое количество ссылок на них в судебных решениях), и особенно от норм, которые массово нарушается либо из-за неосуществимости, либо из-за отсутствия эффективных механизмов реализации. Этот вид анализа должен стать основой для совершенствования правовой базы экономических реформ. Необходимо максимально упростить законодательные и нормативные акты, чтобы создать предсказуемую правовую среду для экономической деятельности. Превратить максимум законов в документы прямого действия.
  2. Дополнительный инструмент повышения эффективности государства - опора на региональные корпорации. Необходимо поднять их до уровня Федерации, вырастить из них достойных партнеров и конкурентов для саморазрушающих олигархов (так же, как США вырастают мировых лидеров из своих национальных корпораций). Это единственный способ реализовать лозунг «сильная Россия - сильные регионы», освободить руки государства и поставить его на службу всей экономике, а не только ее небольшой части.
  3. Должен быть установлен единый порядок координации и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных подразделений, с органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
  4. Требуется полностью исключить практику создания отделами структурных подразделений, дублирующих функции других отделов.

Вывод:

Изучение этой темы дает пищу для размышлений. Очень часто государство является основной причиной изменений в экономическом поведении предпринимателей. Решения, принимаемые правительством, определяют решения, принятые (или не принятые) на микроуровне. Политика правительства достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не направляет. При создании благоприятных условий для предпринимателей их личные интересы будут совпадать с интересами государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать сферу экономики, которая для него является наиболее приоритетной, более доступной для предпринимателей.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Вообще, трудно переоценить роль государства в экономике. Он создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, удовлетворяет потребности общества в общественных благах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, вмешательство правительства может в некоторых случаях значительно ослабить рыночный механизм и нанести ощутимый вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного вмешательства государства из страны начался отток капитала, темпы экономического роста заметно упали. В этом случае необходима приватизация и дерегулирование, что было сделано в 1986 году.

Мне кажется, что главной задачей государства является сохранение «золотой середины» в сфере влияния на рыночную экономику.