Государство и религиозные организации

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Семейное право в современной России
Правовые отношения родителей и детей
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Условия и порядок заключения брака


Введение:

Трудное и непростое время, которое переживает наша страна, затрагивает все сферы жизни общества, экономику и политику, науку и культуру, идеологию и мораль. Сфера государственно-церковных отношений, как и жизнь религиозных организаций и верующих в целом, претерпевает серьезные изменения. На протяжении многих лет, находясь на периферии общественного признания, полностью пережив десятилетия репрессий и преследований за свои убеждения, перемежающиеся годами либерального полупризнания, они, как и их преследователи, сегодня оказываются в принципиально новой ситуации, понимание которой связано с серьезными теоретическими исследованиями и практическими решениями.

Теперь, когда наша страна вступила в период рыночных отношений в экономике, что привело к радикальной трансформации всей совокупности общественных отношений, религиозные организации объективно оказались вовлеченными в эти новые процессы.

Исследовательская деятельность советского государства по отношению к религии, церкви и верующим в прошлом и современная деятельность государства по совершенствованию государственно-церковных отношений в духе диалога и сотрудничества, делают сегодня и в ближайшем будущем тему настоящего исследования весьма актуальной.

Религиозная организация. Виды религиозных организаций 

Религиозная организация - это добровольное объединение граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и законно проживающих на территории Российской Федерации, созданное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица в установленном законом порядке.

Религиозные организации являются локальными и централизованными.
Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные в зависимости от территориальной сферы их деятельности:

  • Местная религиозная организация-религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти членов, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в том же населенном пункте или в том же городском или сельском поселении;
  • Централизованная религиозная организация-религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Учреждение или организация также признается религиозной организацией. Учреждается Централизованной религиозной организацией в соответствии с ее Уставом, имеющей цели и признаки религиозного объединения (богослужение, совершение богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, религиозное воспитание и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящим или координирующим органом или учреждением, а также учреждением профессионального религиозного образования.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, имеющую подтверждение о ее существовании на территории не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, либо подтверждение о членстве в структуре Централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованные религиозные организации создаются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными уставами религиозных организаций, если такие уставы не противоречат закону.

Государственная регистрация

В соответствии с действующим законодательством решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также Централизованной религиозной организации, имеющей местные релкто, религиозных организаций на территории одного субъекта Российской Федерации (в г. Москве), принимается Управлением Федеральной регистрационной службы по г. Москве. Решение о государственной регистрации Централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, принимается Федеральной регистрационной службой Российской Федерации.

Создание и деятельность религиозных организаций регулируется Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях", а также иными нормативными правовыми актами.

Концепция социального партнерства государства и религиозных организаций

В России в настоящее время достаточно распространена практика заключения соглашений о сотрудничестве между религиозными организациями и отдельными исполнительными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако этот вопрос остается нерешенным в законодательстве Российской Федерации. В целях устранения очевидного пробела в правовом регулировании предлагается рассматриваемый законопроект.

Законопроект устанавливает особый правовой механизм взаимодействия-социальное партнерство, который уже закреплен в других отраслях права.

В контексте предлагаемого законопроекта под социальным партнерством понимается система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями, направленная на обеспечение реализации религиозными организациями своих уставных целей и задач в решении социально значимых проблем.

Социальные партнерства создаются при безусловном уважении прав личности на свободу совести и свободу вероисповедания, равенство всех религиозных объединений перед законом и предусматривают введение для тех религиозных организаций, которые получают статус социальных партнеров, приоритетов и привилегий в отношении деятельности, направленной на позитивное решение общественно значимых задач в интересах личности, семьи, общества и государства.

Законодательное закрепление статуса религиозных организаций как социальных партнеров в целях взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления не противоречит конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом.

Этот принцип устанавливает только формальное (юридическое), но не фактическое равенство. Данная правовая норма не предполагает выстраивания отношений государства со всеми религиозными объединениями, как с равноценными.

В этом смысле необходимо различать такие понятия, как "равенство" и "равноправие". Конституционная норма, провозглашающая этот принцип, конкретно относится к равенству, что означает предоставление религиозным объединениям равных прав (то есть равных юридических возможностей их использования) и равных обязанностей. Поэтому по аналогии с конституционным принципом равенства граждан перед законом, который не исключает предоставления отдельным категориям населения различных льгот, равенство религий перед законом не исключает законодательного признания дифференцированного подхода к религиозным общинам и предоставления льгот некоторым религиозным организациям, исходя из их исторической значимости, особой социальной роли, вклада в культурную жизнь России.

Такой подход в полной мере отражает мировой опыт взаимодействия государства и религиозных организаций.

Сотрудничество государства с религиозными организациями, внесшими значительный вклад в культурно-историческое развитие страны, никоим образом не может рассматриваться как ущемляющее или ущемляющее права и законные интересы других религиозных организаций или объединений. Кроме того, принимая во внимание национальные традиции и социальную активность других религиозных организаций, государство обязано поддерживать их, поощрять их общественно полезную деятельность и регулировать ее таким образом, чтобы не навредить той части населения России, которая принадлежит к другим законно существующим религиозным организациям.

Для достижения этих целей необходимо четко регламентировать все аспекты взаимодействия религиозных организаций и социальных партнеров с государственными и местными органами власти в сферах образования, социальной поддержки населения, благотворительной деятельности.

История религиозных организаций в России

Приняв кон. 10. в византийском варианте христианства Русь также восприняла идею подчинения церкви светской власти, что легло в основу государственно-церковных отношений. Тенденция к централизации власти в целях укрепления государства сопровождалась созданием единой церковной структуры. Православная Церковь при поддержке светских властей боролась с ересями, связанными с различными толкованиями христианской веры. Усиление монархии при Иване IV (16 в.) привело к усилению церковной централизации. Одновременно укреплялся приоритет государственной власти, а на Церковь возлагалась задача защиты правой веры и борьбы с еретическими и антиклерикальными движениями. Дихотомия священства и царства была выдвинута на первый план в царствование Алексея Михайловича (17 век). верховенство государственной власти и статус православия как государственной религии были законодательно закреплены в Соборном уложении 1649 года. Борьба между светской и церковной властью, приведшая к расколу, была проиграна Церковью и дала повод царю взять ее под свой контроль, чтобы защитить правильную веру.

Эта тенденция к подчинению церкви светской власти нашла свое дальнейшее отражение в деятельности Петра I, который полностью упразднил патриархат, полностью подчинив Церковь государству. Церковь была лишена самостоятельности и стала одним из институтов государственного управления, царь был признан Верховным правителем Церкви, которую он возглавлял через Синод во главе с царским чиновником-обер-прокурором.

Согласно своду законов Российской Империи, все религии в стране делились на три группы, государственные (Православное исповедание), толерантные (католицизм, протестантизм, армянская церковь, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые (секты, духоборцы, молокане, скопцы, иконоборцы, иудаисты). Нерелигиозный статус не признавался государством. Обращение из православия в иную веру или подстрекательство к такому шагу, распространение ересей и расколов считались особыми видами преступлений, наказание за которые ужесточалось в России. 19 в. в связи с распространением протестантизма и других сектантских объединений.

В начале 20 века правительство пошло на некоторые уступки в сфере религиозной политики. Высочайший Манифест от 26.02.1903 содержал обещание предоставить свободу вероисповедания, а указ "О разработке и совершенствовании государственного заказа" от 12.10.1904 предписывал принять меры по устранению религиозных ограничений. Манифест "Об улучшении государственного строя" от 17.10.1905 г. также обещал гражданские свободы, в том числе свободу совести.

В программном документе Временного правительства, опубликованном после Февральской революции 1917 года "Обращение к гражданам" (от 7 марта), было объявлено, что "религиозные ограничения" будут сняты. 20 июня был принят декрет Временного правительства о передаче церковно-приходских школ Министерству народного просвещения, а 14 июля - декрет "О свободе совести", в котором под "свободой совести" понималась веротерпимость. В то же время позиция православной церкви оставалась доминирующей на том основании, что православие является религией значительного большинства населения страны.

Первые декреты Советской власти коренным образом изменили положение Православной Церкви и других религиозных организаций, национализировав все монастырские и церковные земли (декрет "О земле" от 26 октября 1917 г.), отменив все национально-религиозные привилегии и ограничения ("Декларация прав народов России" от 2.11.1917 г.), передав все школы в ведение Наркомпроса просвещения (постановление ЦК КПСС от 11.12.1917 г.), путем передачи регистрации актов гражданского состояния в государственные органы и лишения церковного брака юридической силы (декреты ВЦИК и СНК "О расторжении брака" от 16.12.1917 г. и "О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 г.). В январе 1918 года отделы придворного духовенства и управление духовного ведомства армии были упразднены, а выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства прекращена. Общим документом советской власти в области религиозной политики был декрет СНК СССР "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" (от 23.1.1918). Согласно этому декрету, каждый гражданин имел право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещалось посягать на свободу совести и устанавливать какие-либо привилегии, основанные на религиозном выборе граждан. Указание на религиозную принадлежность было удалено из официальных документов. Церковь была отделена от государства, и все прежние формы союза церкви и государства были упразднены. Школа была отделена от Церкви, и была введена государственная система светского образования. Эти положения нашли отражение в Конституции РСФСР, принятой 10.7.1918 года.

В 1920-30-е годы. шел процесс ограничения деятельности религиозных организаций, который согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 года был сведен к единственной функции, удовлетворению религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Конституция 1936 года запретила религиозную пропаганду, оставив верующим только право на свободу вероисповедания.

Определенные изменения в государственно-церковных отношениях наметились только в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году Русская Православная Церковь была восстановлена в качестве патриарха. При Совете Министров СССР был создан Совет по делам Русской Православной Церкви. В августе 1945 года религиозные организации получили статус юридического лица, им было разрешено арендовать, строить и приобретать имущество для церковных нужд, дома, транспорт, утварь. Однако к 1961 году процесс потепления государственно-церковных отношений прекратился. Число религиозных организаций сократилось с 29 459 в 1948 году до 16 050 в 1961 году и до 11 749 в 1971 году.

В конце 1980-х годов начался процесс радикального изменения государственно-церковных отношений, стали сниматься ограничения на деятельность религиозных организаций, религиозные объединения активно включались в общественную жизнь страны, заметно возросло число верующих. 1.10.1990 Верховный Совет СССР принял закон "О свободе совести и религиозных организациях" от 25 окт. в том же году Верховным Советом РСФСР был принят закон "О свободе вероисповедания". Эти законы значительно расширили права и свободы в сфере религиозных отношений.

Отношения между государством и Церковью в современной России принципиально иные. Согласно Конституции, принятой в 1993 году, Российская Федерация является светским государством, и ни одна из религий не установлена в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Граждане равны в своих правах и свободах, независимо от их отношения к религии. Любая форма ограничения прав на этом основании запрещена. Каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, а также свободно выбирать, иметь, распространять и действовать в соответствии с религиозными и иными убеждениями. Запрещается агитация и пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства.

Конституционные нормы получили дальнейшее развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях", принятом Государственной Думой 19.09.1997 года, который подтверждает право каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от его отношения к религии и убеждениям. Закон призван содействовать взаимопониманию, терпимости и уважению в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. Закон устанавливает основные принципы, в соответствии с которыми в России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания раскрывает содержание таких понятий, как религиозные объединения, группы, организации. Их права, обязанности, условия образования, порядок государственной регистрации или отказа в ней, основания ликвидации и запрещения их деятельности в случае нарушения закона, содержит перечень прав религиозных организаций и определяет условия их деятельности, регулирует порядок осуществления надзора и контроля за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях, а также ответственность за его нарушение.

Исходя из светского характера государства, закон одновременно провозглашает принцип уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но в то же время подчеркивает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Крупнейшей религиозной организацией в Российской Федерации является Русская Православная Церковь. Православие, принятое в 988-98 гг., стало государственной религией на Руси, хотя долгое время сосуществовало с языческими верованиями. В последнем. В 10 веке православная церковь на Руси получила статус митрополита Константинопольского Патриархата (с кафедрой в Киеве). В 1299 году митрополичий престол был перенесен из Киева во Владимир, а в 1325 году, в Москву, ставшую общерусским церковным центром. В 1448 году была провозглашена автокефалия (независимость) Русской Православной Церкви. В 1589 году было учреждено патриаршество. Церковная реформа, проведенная патриархом Никоном в XVII веке, привела к расколу Русской Православной Церкви на сторонников старой веры (старообрядцев) и тех, кто поддерживал реформы. В начале 18-го века. Петр I, под влиянием западноевропейских идей, в частности Конгрегационалистского принципа устройства протестантских церквей, упразднил институт патриархата, учредив в 1721 году государственный коллегиальный орган церковного управления-священный управляющий Синод во главе с обер-прокурором. Манифест императора Павла I (1797) провозгласил главой Церкви императора. Восстановление Патриаршества произошло только после падения монархии, на основании решения Поместного Собора Русской Православной Церкви (ноябрь 1917 г.).

В конце 1980-х годов произошли радикальные изменения в отношениях между Церковью и государством. В 1988 году на Поместном Соборе был принят Устав об управлении Русской Православной Церковью. В соответствии с Уставом высшими органами церковной власти и управления являются поместной Собор, Архиерейский Собор и возглавляемый Патриархом Священный Синод, обладающие законодательной, исполнительной и судебной властью (каждая в пределах своей компетенции). Поместной собор избирает Патриарха, а также решает все вопросы внутренней и внешней деятельности Церкви.

Чин Патриарха-пожизненный. Кандидатом на избрание Патриарха может быть только епископ Русской Православной Церкви, гражданин Российской Федерации, достигший 40-летнего возраста. Если патриарх не может исполнять свои обязанности, Священный Синод избирает местоблюстителя патриаршего престола из числа своих постоянных членов. В июне 1990 года Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер, р. 1929) был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Заключение

В России деятельность религиозных объединений регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. Он решает ряд вопросов практической деятельности религиозных образований разных конфессий и деноминаций в системе светского государства, но не учитывает и не вводит специфики социально значимых религий. Более того, этот закон крайне недостаточно раскрывает конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, что создает правовые препятствия для гармоничного существования социально значимых для России созидательных религиозных организаций.

Все это не дает возможности религиозным организациям оказывать в полной мере то позитивное воздействие на формирование духовной основы российского общества, как это происходит поныне во многих государствах мира.